Функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Смотреть что такое "Межполушарная асимметрия" в других словарях.

Образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

  • Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);
  • Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);
  • Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству .

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом - конкретного образного мышления . Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

Краткая история изучения проблемы

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля : разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Поль Брока исследовал больного с грубым нарушением речи - пациент понимал, но ничего не говорил. У наблюдаемого было разрушено левое полушарие, лобная доля отвечающая за речь - моторная афазия . Брока посчитал, что открыл центр речи.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона»…
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии - сенсорную афазию . Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Современные представления о межполушарной асимметрии

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969, 1973 и др.)

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

Результаты исследований различных авторов указывают на то, что между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия (Хомская Е. Д., 2005).

Объяснения причин возникновения

Эволюционная теория асимметрии

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

Объяснение с точки зрения этологии

Основные функции полушарий и связь между ними

Логика и распознавание образов

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Распознавание цветов

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т.п.

Организация речи

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

  1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
  2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое - на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности но имеют дефицит синтаксических способностей.

Люди с поврежденным правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора , со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т.п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Синдром «расщеплённого мозга»

Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых , дислектиков , невротиков , страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии , дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.

Психологический половой диморфизм - разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность - может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма». Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, - о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента. Другие - что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом, как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения. .

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия. Межполушарная асимметрия как одна из важных особенностей функционирования высших отделов мозга в основном определяется двумя моментами: 1) асимметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы и 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека. Этим и объясняется, что первые представления о функциональной роли межполушарной асимметрии возникли лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи (моторного - центра Брока и сенсорного - центра Вернике в левом полушарии). Перекрестная проекция видов сенсорной чувствительности и нисходящих пирамидных путей - регуляторов моторной сферы организма - в сочетании с левосторонней локализацией центра устной и письменной речи определяет доминирующую роль левого полушария в по ведении человека, управляемого корой больших полушарий. Полученные экспериментальные данные подтверждают представление о доминирующей роли левого полушария мозга в реализации функций второй сигнальной системы, в мыслительных операциях, в творческой деятельности с преобладанием форм абстрактного мышления. В общем виде можно считать, что люди с левополушарным доминированием относятся к мыслительному типу, а с правополушарным доминированием - к художественному.

По данным современной нейро- и психофизиологии, левое полушарие большого мозга у человека специализируется на выполнении вербальных символических, правое - на обеспечении и реализации пространственных, образных функций. В этом проявляется важнейшая форма функциональной асимметрии мозга - асимметрия психической деятельности. Повреждения, дисфункция левой височной области коры приводят обычно к существенным нарушениям в моторной реализации функции языка: наблюдаются элементы заикания, нечеткое произношение и т. д.; повреждения в правой височной области приводят к нарушению в четкости образного восприятия и представления внешних стимулов, явлений, предметов; при стимуляции этой зоны у больных возникают обычно очень яркие образы, воспоминания. Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие в центр речи, где происходят анализ смыслового содержания стимула и формирование осознанного восприятия.

Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует и переживает, но медлителен и малоразговорчив. Доминирование левого полушария ассоциируется у человека с большим словарным запасом, активным его использованием, с высокой двигательной активностью, целеустремленностью, высокой способностью экстраполяции, предвидения, прогнозирования. Отмечены определенные различия и в типах мыслительных операций (умозаключений) у людей с доминированием правого или левого полушария (В. Л. Бианки). В процессах обучения, познания правое полушарие реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). Некоторые различия межполушарной асимметрии при зрительном восприятии приведены в табл. 15.1.

В исследованиях установлены феноменологические особенности межполушарной асимметрии в динамике образования условного рефлекса, формирования определенного навыка. Несмотря на то что межполушарное взаимодействие препятствует совершенствованию, укреплению условного рефлекса, на начальных стадиях это взаимодействие принимает определенное участие в образовании условного рефлекса. При этом благодаря активации тормозных влияний симметричных зон коры через мозолистое тело стимулируется образование условно-рефлекторной связи; в случае закрепления рефлекса доминирующее полушарие мозга тормозит проявления условно-рефлекторной памяти (Г. А. Кураев).

Синтетическая доминантная модель межполушарных взаимоотношений базируется на принципах симметрии и доминанты (рис. 15.9). В проекционных зонах коры преимущественно реализуется принцип гомотопичности, а в ассоциативных - гетеротопичности (В. Л. Бианки). Главная роль транскаллозальных коммуникаций в проекционных зонах заключается в обмене сенсорной информацией, а в ассоциативных - в регуляции уровня возбудимости симметричных областей. Гомотопические связи в корковых структурах образуют как бы канву, на которой внутриполушарные влияния как бы выписывают свой асимметрический узор. В формировании внутрицентрального взаимодействия симметричных зон мозга важную роль играют процессы цитохимической дифференцировки, модулирующие сенсорную информацию. Рост и развитие нервных волокон в мозге, а их объединение в цепи находятся под генетическим контролем с использованием сложных химических кодов (Сперри).

Функциональная межполушарная асимметрия, реализующая в своей динамике принцип доминанты, рассматривается как саморегулирующаяся система с обратной тормозной связью. Эта система состоит из связанных между собой первичных и вторичных доминантных очагов, образующихся и поддерживающихся за счет восходящих внутриполушарных и межполушарных потоков возбуждения, а также гуморальных влияний. При этом в доминирующем полушарии под влиянием восходящих внутриполушарных и межполушарных, а также гуморальных воздействий формируется стойкий очаг повышенной возбудимости, способный к суммированию возбуждения, обладающий известной инерционностью и оказывающий тормозящее действие на недоминирующее полушарие

Передача межполушарных влияний осуществляется главным образом по мозолистому телу, но определенное значение имеют и экстракаллозальные пути. В соответствии с индуктивно-дедуктивной гипотезой правое полушарие осуществляет дедуктивную обработку информации, а левое - индуктивную (в правом полушарии доминируют процессы синтеза, а в левом - процессы анализа). В общем виде схема межполушарного взаимодействия сводится к следующей последовательности аналитико-синтетической деятельности полушарий большого мозга. Сначала правое полушарие посредством дедуктивного метода (от общего к частному, от синтеза к анализу) оперативно оценивает ситуацию, затем левое полушарие на основе индуктивного метода (от частного к общему, от анализа к синтезу) вторично формирует представление об общей закономерности и разрабатывает соответствующую стратегию поведения. Результаты этого процесса передаются в противоположное полушарие в основном по системе волокон мозолистого тела.

Как образно подчеркивает В. Л. Бианки, левое полушарие обладает «законодательной властью, а правое - исполнительной», левое полушарие определяет цели, а правое реализует их выполнение.

Межполушарная асимметрия мозга - (от лат. asymmetria - несоразмерность) характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга; фундаментальная закономерность работы головного мозга не только человека, но и животных. В настоящее время проблема межполушарной асимметрии изучается, прежде всего, в рамках функциональной специфичности больших полушарий. Функциональная специфичность больших полушарий - это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами. Иными словами, это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию.

Процесс становления асимметрии называется латерализацией. Латерализация основана на функциональной асимметрии и взаимодействии полушарий мозга в обеспечении психической деятельности человека.

Как известно, правое и левое полушария мозга соединены мозолистым телом и рядом комиссур, которые выступают в качестве проводников, через которые полушария обмениваются информацией и «улаживают» проблемы взаимодействия. Кроме того исследования последних десятилетий показали, что существуют определенные анатомические различия между двумя полушариями, которые проявляются уже с момента рождения человека
(Е. Д. Хомская).

Асимметрия есть свойство всего живого, которое по-разному проявляется - в тропизмах, направлении завертывания молекулярной спирали и т.д. Например, развитие центральной нервной системы уже у плоских червей сопровождается возникновением билатеральной асимметрии всего тела. Тело оказывается разделенным в продольном направлении на две половинки, каждая из которых представляет собой зеркальное отражение другой, причем левая половина находится под контролем правой стороны мозга, и наоборот. В физиологии животных используют понятие «лапость» (аналогично «рукости»), и наблюдения показывают, что у млекопитающих также все парные органы имеют ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие и подчиненные конечности.

Но абсолютного доминирования не существует - у каждого человека наблюдается индивидуальное сочетание церебрального доминирования, доминирования руки, ноги, глаза и уха. Встречаются люди, в равной степени владеющие правой и левой рукой, - их называют амбидекстрами.

Правши составляют около 90 % всех людей, по-видимому, доминирование правой руки существовало уже у пещерных предков человека. Предположительно, при создании наскальных изображений человека контур руки нередко наносился с помощью трафарета, которым служила свободная рука самого художника, и в 80 % таких случаев это была левая рука, и, следовательно, контур обводился обычно правой рукой.

На разных этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до пяти лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию функциональной асимметрии. В то же время этот период высокой способности к компенсации. Так, например, пренатальные повреждения, вплоть до полного удаления полушария (в раннем возрасте), практически не сказываются на
овладении ребенком речью.

Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга.

Процесс ее формирования носит название латерализации и длится примерно 10–15 лет. Таким образом, эта характеристика мозга не является врожденной, а приобретается в ходе жизни человека, хотя некоторые предпосылки могут передаваться генетически. Психические функции обусловлены деятельностью коры больших полушарий (так как эта структура является самым поздним образованием), поэтому межполушарная асимметрия формируется именно в этой области.

Классическая теория фокусируется, в основном, на речевых и моторных зонах больших полушарий, а также говорит о том, что признаки асимметрии не изменяются на протяжении жизни человека (в основном, благодаря опоре на то знание, что праворукость и леворукость остаются неизменными на протяжении всего жизненного цикла). Современные представления об этом феномене несколько отличны от традиционных.

Функциональная асимметрия основывается на различиях в типах мышления . В книгах и публикациях по популярной психологии кратко даются характеристики, которые сводятся к выделению логического мышления (у левого полушария) и творчества (у правого). Но на самом деле оба полушария в равной мере участвуют в творческом и логическом мышлении, способны воспринимать слова и образы, перерабатывать их, но эти процессы протекают различно.

Вопрос о разделении функций между двумя половинами конечного мозга впервые поднялся в 1836 г. М. Даксом, который обнаружил повреждение левого полушария у больных с нарушениями речи. Впоследствии ученые находили все новые подтверждения теории: П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон.

Латерализация

Межполушарная асимметрия формируется с чередованием доминирования правого и левого полушарий, переходом к функциональной специализации от дублирования, то есть имеет нелинейный характер. Это процесс, на который существенное воздействие оказывает среда.

Первой начинает проявляться асимметрия головного мозга по биоэлектрическим показателям: в моторных и сенсорных зонах коры (далее – в префронтальных и теменно-височных).

У новорожденных детей отмечаются некоторые анатомические различия правого и левого полушария – так, сильвиева борозда в левом больше по размеру, чем в правом . У взрослых людей такие различия могут проявляться в большей по масштабу площади речевого центра Вернике.

Данные о том, что асимметрия полушарий головного мозга у новорожденных детей действительно может отражать функциональные различия, были получены при изучении реакций детей первого года жизни на речевые звуки. Амплитуда, зарегистрированная с помощью электроэнцефалографии, в левом полушарии была больше, чем правом. Неречевые звуки, такие как музыка или шум, показывали большую амплитуду в правом полушарии.

В раннем детстве оба полушария одинаково участвуют в осуществлении речевых функций (то есть являются эквипотенциальны друг другу). Развитие речи начинается с овладения правополушарными способами обработки информации (используются квази-слова, звукоизобразительные элементы, которые являются эмоциональным выражением ситуации, а не переносчиком информации). Левополушарное овладение способами информации начинается с процесса фонематического восприятия – способности определять фонему, звуковой состав слова, и к 3 годам у ребенка развивается фонематический слух. Впоследствии ему становятся доступны категории числа, падежа и степени сравнения речи. Осмысление значения также является прерогативой коры левого полушария, а понимание метафоры и переносного значения слова – правого.

Свойства мозговой асимметрии

Исходя из этого примера, можно предположить, что другие функции также имеют парциальный характер: доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.

По современным данным, механизмы ФАМ оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления.

Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:

  1. Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.
  2. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).
  3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Современные представления также позволяют выделить:

  • стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни;
  • динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.

В настоящее время актуальной задачей исследования такого явления, как функциональная асимметрия мозга, является определение стационарных и динамических характеристик, их взаимодействие в норме и условиях дизонтогенеза (нервно-психической патологии).

Основные различия

Их удобнее представить в виде таблицы.

Таблица 1. Функциональные различия левого и правого полушария

Оперирует понятиями

Оперирует целостными конкретными образами

Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить

Функция сформирована недостаточно

Происходит последовательная обработка поступающей информации

Осуществляется параллельная обработка данных

Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному

Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.

Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее

Дает восприятие момента «здесь и сейчас»

Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы

Дает оценить конкретное пространство

Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат

Участвует в запоминании образов и событий

Дает понимание смысла

Дает понимать эмоциональные реакции

Позволяет воспринимать реальность детально

Осуществляет целостное восприятие

Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего

Определяет пессимистичное восприятие мира

Отвечает за восприятие ритма музыки

Отвечает за определение мелодии

Формирует вербальный интеллект

Отвечает за невербальный интеллект

Считается, что межполушарная асимметрия мозга также выражается в том, что левое полушарие поддерживает связь с объективной реальностью и сознательными действиями, а правое – с измененным состоянием сознания, так как поддерживает бессознательную мозговую деятельность.

Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария. В условиях старения – нормального и патологического – эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности. Атрофия мозолистого тела также грозит больным, страдающим психическими заболеваниями, что может вести к недостаточной активности левого (как правило) или правого полушарий.

Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания не просто сказывается на мозговой асимметрии, но и на продолжительности жизни человека.

Итак, функциональная асимметрия мозга – основополагающая характеристика организации полушарий, которая проявляется в различном строении и отличных друг от друга функциях. Представления о ней продолжают корректироваться по настоящее время. В соответствии с современными исследованиями выделены такие свойства, как доминантность, переключаемость и пластичность, а также стационарность и динамичность. Это позволяет прояснить становление, нарушение и угасание психических функций в норме, при расстройствах психики и старении.

В последние годы развитие высших психических функций человека связывают с уровнем межполушарной асимметрии (латерализации) мозга. По мнению психологов, латерализация мозга является одним из условий нормального развития, например, способности к чтению или развитию членораздельной речи.

Отсутствие латерализации наблюдается в случаях различных аномалий в психическом развитии, в частности, при шизофрении, при болезни Дауна и др.

Наиболее явным внешним проявлением межполушарной асимметрии является доминирование определенной руки в осуществлении двигательных актов — так называемые «праворукость»и «леворукость». Однако асимметрия проявляется также в доминировании не только рук («ведущая рука»), но и ноги, глаза, уха (соответственно, «ведущие»).*

Экспериментально показано, что у «правшей» доминирующим является левое полушарие, а у многих «левшей» — правое.

Исследования показали, что эти внешние проявления асимметрии часто отражают глубинные природные особенности механизмов психики и поведения человека. Они включают специфику наклонностей, темперамента, двигательной активности, экстра-интраверсии, эмоциональности, способов самовыражения и т. д. В этом плане особый интерес представляют собой леворукие люди.

О левосторонней асимметрии

«Левши» составляют значительный процент населения многих стран. По данным за 1988 г., 25 млн американцев являются левшами. В Бразилии они составляют 10% всего населения. Сейчас отмечается тенденция к увеличению числа левшей в человеческой популяции. В связи с этим все чаще возникают инициативы по созданию субкультуры для левшей, которая бы облегчала их жизнь в «правом» мире.

Как показывает анализ специальной литературы, существует три точки зрения при оценке психофизических особенностей леворуких и праворуких индивидов. Согласно одной из них, левши отличаются более низкими показателями психического развития. Слово «правый» имеет англосаксонский источник, означающий «правильный», «честный»,- «прямой»; слово «левый» — злой, «нечестный», «лживый».

Отмечаются отрицательные качества у левшей: более низкий уровень интеллекта, неуверенность, меньшая способность к обучению, большая склонность к наркотикам и преступлениям.

Согласно второй точке зрения, левши не отличаются от правшей по основным показателям высших психических функций. Исследования, проведенные на больших выборках, показали отсутствие каких-либо достоверных отличий у леворуких и праворуких школьников по успеваемости. Однако аргументы подвергаются сомнению на том основании, что они проводились в обычных условиях, а специфика левшей, по другим данным, проявляется, главным образом, в необычных ситуациях, например, в стрессовых.

Есть и третья точка зрения: левши имеют более высокие показатели психического развития, чем правши. Например, в Японии левши пользуются особым уважением как более искусные мастера. Всем известен левша из одноименного рассказа Лескова, «подковавший блоху». Левши лучше решают числовые задачи; известны их особые достижения в спорте: это лучшие боксеры, фехтовальщики и др. В пользу третьей точки зрения говорит тот факт, что левшами были многие талантливые и гениальные люди: Микельанджело, Леонардо да Винчи, Жанна д’Арк, Чарли Чаплин, Максвелл, К. Бах, И.П. Павлов, Льюис Кэррол и многие другие выдающиеся личности.

Каковы же особенности психических свойств левшей? Каковы особенности строения их мозга? Как развивались эти особенности в процессе эволюции и как они развиваются в процессе онтогенеза у человека? Какова роль наследственности и среды в формировании межполушарной асимметрии? Эти вопросы будут рассмотрены в последующих разделах.

О строении мозга «правшей» и «левшей»

Само открытие морфофункциональной асимметрии мозга было сделано в клинике. В 1960 г. французский невропатолог П. Брока установил, что при кровоизлияниях в области нижней лобной извилины, причем, у большинства больных — в левом полушарии, больной теряет способность произносить слова. Так был открыт речедвигательный центр (центр Брока). Затем Вернике открыл в верхней височной извилине речеслуховой центр. Далее были открыты речезрительный центр и центр письменной речи. Исследования показали, что существует достаточно четкая корреляция между праворукостью и локализацией речедвигательного центра в левом полушарии.

Проблема «праворукости» — «леворукости» давно изучается психологами, но морфологические исследования, ставящие своей целью исследовать структурно-функциональные основы этого феномена, практически начались только в последние годы. Это объясняется многими причинами, в частности, исключительно высокой индивидуальной вариабельностью строения мозга и большими методическими трудностями изучения межполушарной асимметрии. Изучение на секционном материале связано с ограниченной информацией (или ее отсутствием) о «ведущей» руке. Прижизненные исследования требуют очень сложного и дорогостоящего оборудования, и, кроме того, возможность получения достаточно репрезентативных выборок весьма ограниченна.

Значительные трудности связаны также с установлением самих морфофункциональных корреляций в таких сферах, как психика человека.

Тем не менее в литературе имеются сведения о некоторых особенностях строения мозга у левшей и правшей. Так, показано, что в 70% случаев длина так называемой planum temporale (часть зоне Вернике) больше в левом полушарии, чем в правом. Это соответствует процентному соотношению «правшей» в случайной выборке людей. Известно, что асимметрия размеров височной плоскости увеличивается с возрастом.

Значительную ценность представляет изучение асимметрии на живом человеке с помощью методов ангиографии и компьютерной аксиальной томографии. Они позволяют сопоставлять непосредственно морфологическую асимметрию с функциональной (например, с данными о преобладании активности одной из рук). Эти исследования показали, что мозг праворуких обладает большей анатомической асимметрией, чем леворуких. Ангиографические исследования (изучение кровеносных сосудов) показывают, что в большинстве случаев средняя мозговая артерия, проходящая вдоль сильвиевой борозды, в правом полушарии имеет более крутой подъем и поднимается выше, чем в левом. Метод компьютерной аксиальной томографии позволяет изучать структуры мозга в любом сечении. С помощью этого метода установлено, что у «правшей» в левом полушарии теменная и затылочная доли шире, чем у «левшей». Лобная же доля у них шире в правом полушарии. Этим же закономерностям соответствует глубина вдавлений на внутренней поверхности черепа (эндокранах).

По данным работ Института мозга, у лиц, обладающих музыкальными и художественными способностями, левое полушарие доминирует по выраженной апикализации (множественное ветвление апикальных, т. е. верхушечных дендритов) нейронов слоя III, по горизонтальной исчерчен-ности слоев IV и V, радиарности слоев VI и VII. Правое полушарие доминирует у них по количеству сверхмалых нейронов в поле 17. У 70-80% обследованных зрительное поле 17 в правом полушарии доминировало по ширине III и V слоев.

Наши данные по изучению сосудистого русла специфически человеческих областей коры показали, что в речевых зонах в 75% случаев левое полушарие доминирует по объемной плотности сосудов.

По комплексной характеристике структурно-количественных признаков полушария, в том числе, нижней лобной извилины, можно выделить три варианта особенностей и строения, достаточно четко различающиеся между собой.

Для большинства (70-80%) исследованных экземпляров мозга характерны: 1) левостороннее доминирование по дуговой длине полушария; 2) триангулярная извилина максимально сложного типа с левосторонней доминантой сложности; причем, ее вершина упирается непосредственно в сильвиеву борозду, в которой расположена средняя мозговая артерия; 3) восходящая и горизонтальная ветви сильвиевой борозды отходят непосредственно от нее почти под прямым углом друг к другу; 4) четко выражена межполушарная асимметрия в рисунке борозд.

Для второй группы (6-8%) характерны: 1) правостороннее доминирование по дуговой длине полушария; 2) триангулярная извилина отличается недостаточно сложным строением (2-го или 3-го типа сложности), ее вершина не достигает сильвиевой борозды; 3) восходящая и горизонтальная ветви образуют острый угол и отходят от общего стволика, идущего от сильвиевой борозды; 4) межполушарная асимметрия в рисунке борозд не выражена.

Третья группа (22% экземпляров) сочетает в себе признаки первых двух.

Так как выделенные группы в своем численном соотношении соответствуют данным о количественных пропорциях леворуких и правору-ких в случайной выборке людей, а также на основании того, что многие изучаемые критерии имеют выраженную функциональную значимость, можно сопоставить эти группы с фенотипами: первая группа — «правши», вторая — «левши», третья — амбидекстры (одинаковое владение обеими руками).

Состояние межполушарной асимметрии в процессе онтогенеза

Признаки морфологической асимметрии мозга в области речедвигательной коры появляются очень рано. Различия правого и левого полушарий заметны уже у 5-месячного плода. Так, по нашим данным, в области нижней лобной извилины в большинстве исследованных случаев восходящая ветвь сильвиевой борозды сначала появляется в правом полушарии. В процессе эмбрионального развития правое полушарие несколько опережает левое. Так, островок в правом полушарии оказывается чаще погружен в большей степени, чем в левом. Дуговые длины полушария в целом и лобной доли в правом полушарии больше, чем в левом, и т. д.

Начиная с 7 месяцев плодного периода и до 2 лет жизни, по многим показателям правое полушарие оказывается более «продвинутым», по сравнению с левым. Возраст 2-5 лет является переломным, и доминирующим становится левое полушарие.

Подобная направленность асимметрии отмечена также сотрудниками Института мозга РАМН (работы И.Н. Боголеповой и сотр.) в отношении структурно-количественных соотношений цитоархитектоники полей 44 и 45. Показано, что по объему структур, плотности нейронов, ширине коры, по глиоперинейрональному индексу и др. у новорожденного ребенка имеется правосторонняя направленность асимметрии. Вдальнейшем знак асимметрии изменяется, и величина многих показателей становится больше в левом полушарии.

Приведенные данные соответствуют наблюдениям психологов о раннем проявлении функциональной асимметрии мозга. Она увеличивается в процессе онтогенеза человека и снижается к старости.

Одна из психологических гипотез рассматривает мозг ребенка до двух лет как бы функционально расщепленным из-за незрелости мозолистого тела. При манипулировании предметами у такого ребенка формирование энграмм происходит в каждом из полушарий, независимо. В дальнейшем, вследствие преимущественного использования правой руки, доминирующая роль переходит к левому полушарию.

После двух лет начинает функционировать мозолистое тело, и доминирование левого полушария усиливается. Функция пространственного анализа, которая первоначально была локализована билатерально, оказывается вытесненной в правое полушарие. Приблизительно до четырех лет правое полушарие «владеет языком» столь же успешно, как и левое. Возможно, что разделение полушарий в очень раннем возрасте привело бы к тому, что каждое полушарие отдельно и независимо от другого смогло бы осуществлять психические функции высокого порядка, подобные тем, которыми обычно у человека обладает только левое полушарие.

Наше последовательное изучение строения нижней лобной извилины в различных возрастных периодах пре- и постнатального онтогенеза показало, что развитие левого полушария, по крайней мере, на ранних этапах, идет как бы по независимой программе, по сравнению с правым полушарием. Так, начиная уже с пренатального периода, в левом полушарии проявляются элементы «структурных особенностей будущего» левополушарного комплекса «правшей»: четко представленная нижняя лобная борозда, обособляющая нижнюю лобную извилину от средней: восходящая и горизонтальные ветви сильвиевой борозды, отходящие вначале от общего стволика и разделяющие нижнюю лобную извилину на триангулярную, оперкулярную и орбитальную. В дальнейшем развитие этого комплекса идет в направлении опережения темпов роста триангулярной извилины, которая как бы «раздвигает» оперкулярную и орбитальную извилины, врастая между ними. Оперкуляризация островка в этом случае происходит за счет, главным образом, триангулярной извилины. Сама эта извилина приобретает форму перевернутого купола с тупой вершиной. Восходящая и горизонтальные ветви сильвиевой борозды охватывают этот купол снизу, образуя своеобразную «чашу».

Описанный комплекс выражен в нижней лобной извилине именно левого полушария у большинства (67-70%) исследованных экземпляров мозга взрослого человека (праворукие индивиды). Эти данные показывают, что, наряду с отмеченными в литературе признаками (доминирование в левом полушарии planum temporale, особенности строения сильвиевой борозды), у «правшей» развивается также целый комплекс структурно-количественных особенностей в левой нижней лобной извилине. Его элементы заметны уже в пренатальном периоде. В единичных экземплярах он проявляется на очень ранних этапах постнатального развития (у 4-месячного ребенка), однако полностью выявляется с 2-лет.

Раннее появление признаков «левополушарного» комплекса в онтогенезе мозга свидетельствует о значительной роли генетического фактора в развитии доминирования правой руки (правшества). Вместе с тем, его наиболее интенсивное формирование, сопровождающееся погружением островка в результате «наплыва» на него триангулярной, оперкулярной и орбитальной извилин, занимает период от 2-х до 6 лет. Окончательное формирование с явным доминированием триангулярной извилины, приобретающей часто куполообразную форму, с развитием поверхностного компонента извилин и возникновением крупногирального образования происходит в период от 6 до 10 лет.

Приведенные морфологические данные соответствуют концепции о роли генетического и средового фактора в доминировании правой руки (а следовательно, левого полушария), которое рассматривается ниже.

О роли наследственности и среды в формировании межполушарной асимметрии мозга

В формировании морфофункциональной межполушарной асимметрии мозга играют роль три основных фактора: наследственность, среда (здесь — система воспитания) и патология. Отмечается связь с экологией. Так, среди населения Севера — эскимосов, чукчей, коряков и др. — чаще встречается правополушарный фенотип (чаще встречаются леворукие люди). Вероятно, это связано с их максимальной адаптированностью к условиям жизни. Давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, у них слабее, чем в средней полосе России. Возможно, это связано с меньшей приобщенностью к научно-техническому прогрессу и большей их близостью к природе.

Замечена параллель между степенью давления социальной среды в направлении доминирования правой руки и процентом леворуких людей в популяции. Так, в Китае процент леворуких сравнительно невелик (3,5%). Давление среды сравнительно сильнее в США, леворукие составляют 11,5%. Давление среды ослаблено.

Из многих генетических гипотез о наследовании левшества и правшества наибольший интерес представляет гипотеза Аннет. Большинство людей имеет ген правшества («фактор правостороннего сдвига» — rs+). Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией речи. При отсутствии его и наличии рецессивного ал л ел я rs,» человек может стать как правшой, так и левшой, в зависимости от обстоятельств, например, в зависимости от условий эмбрионального развития.

В человеческой популяции, вероятно, существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена «правого сдвига» и его рецессивного аллеля. Влияние гена сказывается не только в предпочтении одной из рук, но и в других видах асимметрий (нога, ухо, глаз), однако, наиболее объективной внешней оценкой латерализации является оценка ведущей руки.

Ген «правого сдвига» приводит к развитию асимметрии. В раннем онтогенезе он, с одной стороны, тормозит развитие plenum temporale в правом полушарии, а с другой — развитие и левой заднетеменной области. Благодаря этому, левая височная область получает преимущества в процессах фонетической обработки, а правая заднетеменная — в процессах пространственного зрения. Гомозиготы по гену rs+ отличаются особенно сильным «правым сдвигом». У них будет резко выражено доминирование правой руки и ослаблена активность левой, а также несколько заторможена функция правого полушария в отношении оценки пространственных соотношений. В целом, ген rs+ отрицательно сказывается на способностях пространственных оценок.

Гомозиготы по ренцессивному гену rs-, напротив, отличаются заторможенностью центра речи левого полушария и образуют группу риска в плане развития речи, особенно фонологического аспекта.

Наибольшими преимуществами обладают гетерозиготы по гену rs+, так как у них нет такой резкой слабости левой руки и правополушарных пространственных способностей.

В психологической литературе сформулирована «онтогенетическая гипотеза межполушарной асимметрии мозга». Происхождение асимметрии определяется пятью основными факторами.

1. Латерализующий фактор негенетической природы (вероятнее всего — физические воздействия слабого типа), под влиянием которого левая половина тела, а значит и левое полушарие мозга, имеют некоторые преимущества в скорости эмбрионального развития. Сила действия данного фактора не очень велика.

2. Генетические механизмы, формирующие билатеральный признак. Проявления (непроявления) генетической дисперсии асимметрии зависят от особенностей феногенеза каждого признака.

3. Пенетальные средовые влияния(стресс, инсульт и т. д.), вызывающие возникновение атипической (патологической) межполушарной организации, в частности, леворукости.

4. Средовые, систематические (культуральные) влияния, способствующие формированию церебральной организации и функциональной специализации полушариймозга. Этот фактор значительно увеличивает частоту праворукости.

5. Средовые стохастические влияния, которые увеличиваются с возрастом и при возрастной церебральной патологии и проявляются нарушением межполушарных отношений. Направленность асимметрии существенно не меняется, но становится трудноопределяемой; абсолютная величина асимметрии увеличивается.

Психологическое тестирование, основанное на функциональной асимметрии мозга

В психологической литературе развивается концепция индивидуального профиля асимметрии. Последний включает в себя анализ не одного признака (возможно, и самого очевидного, но не исчерпывающего, например, мануальная асимметрия), а целого комплекса — различные критерии моторной и сенсорной асимметрии (ведущая рука, ведущая нога, ведущий глаз, ведущее ухо). В работах Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной приводятся методики определения этих критериев. Они являются определяющими в установлении индивидуального профиля асимметрии.

Зная особенности функциональной асимметрии у человека, возможно выявить скрытые, самые различные оттенки человеческого характера. Эту оценку можно сделать с помощью основных четырех тестов:

1) переплетения пальцев;

2) определения ведущего глаза в прицельной способности;

3) позы Наполеона;

4) аплодирования.

На основании различных сочетаний признаков асимметрии, вырисовываются 16 мини-портретов кратких обобщенных психологических характеристик, которые приводятся ниже. Обозначения: первые две буквы — соответственно, рука и нога, третья буква — глаз, четвертая — ухо.

1. ПППП («полный правша»):только правые асимметрии: консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (стереотип); такие люди не любят конфликтовать, спорить, ссориться.

2. ПППЛ: наиболее яркая черта характера — нерешительность.

3. ППЛП: кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм, очень контактный тип характера,чаще встречается у женщин.

4. ППЛЛ: редкое сочетание; характер близок к предыдущему, но мягче; наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью(левое аплодирование) и твердостью характера; ведущий глаз правый.

5. ПЛПП: аналитический склад ума и мягкость; чаще встречается у женщин; медленное привыкание, осторожность в отношениях, терпимость и некоторая холодность.

6. ПЛПЛ: самое редкое сочетание; беззащитность, подверженность различному влиянию; чаще встречается у женщин.

7. ЛППП: очень частое сочетание; эмоциональность; недостаточная настойчивость в главных вопросах; поддаются мужскому влиянию, что позволяет приспособиться к различным условиям; счастливы в друзьях и легко сходятся с людьми.

8. ЛППЛ: большая, чем у предыдущих типов, мягкость характера, наивность.

9. ЛЛПП: дружелюбие и простота; некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.

10. ЛЛПЛ: простодушие, мягкость, доверчивость.

11. ЛЛЛП: эмоциональность, энергичность и решительность.

12. ЛЛЛЛ («полный левша»): антиконсервативный тип характера; способность взглянуть на старые вещи по-новому; наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

13. ЛПЛП: самый сильный тип характера; с трудом меняют свою точку зрения; энергичны, упорно добиваются поставленных целей.

14. ЛПЛЛ: похожесть на характер предыдущих, неустойчивость, склонность к самоанализу; с трудом находят себе новых друзей.

15. ПЛЛП: легкий характер; умеют избегать конфликтов и легко находят друзей; часто меняют увлечения.

16. ПЛЛЛ: непостоянство и независимость; желание все сделать самому.

Об особенностях характера человека можно говорить по выполнению даже одного теста. Если в переплетении пальцев сверху ложится левый палец, это говорит об эмоциональности, если правый — об аналитическом складе ума. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый — о мягком и уступчивом. Если в позе Наполеона сверху оказывается левая рука, то человек способен к кокетству, если правая — к простоте и простодушию.

О социальной и генетической значимости в формировании индивидуального профиля асимметрии

Исследования некоторых физиологических особенностей, а также некоторых свойств высшей нервной деятельности, проводимые на кафедре анатомии, физиологии и валеологии МПГУ, показали, что индивидуальный профиль асимметрии у школьников всех возрастных групп и студентов формируется в процессе постнатального онтогенеза. В группе

правшей полные правши составляют 22,2%, доминирующие правши — 50%, правши с наличием левосторонних доминант — 8%, правши в двигательной системе и левши в сенсорной системе — 8%, и частичные амбидекстры — 12%.

В группе левшей полные левши составляют 6%, доминирующие — 27%, левши с наличием правосторонних доминант — 40%, левшество в двигательной системе и правшество в сенсорной системе — 12%, частичные амбидекстры — 12%. В целом, у старших школьников, по сравнению с младшими, увеличивается количество полных правшей, а также лиц с правосторонним доминированием. Так, если в возрасте 8-10 лет полные правши составляют 4%, а доминирующие — 12,5%, то с 11 до 18 лет они составляют 11% всех испытуемых, а доминирующие — 33,3%.

У детей с более высоким уровнем преобладания правой руки более высокий показатель моторной пластичности, т. е. скорость движений, гибкость при переключении одних форм двигательной деятельности на другие. Правши отличаются также более высокими показателями скорости переработки зрительной информации, более высоким значением общей активности в моторной и коммуникативной сферах. Левши имеют более высокие показатели концентрации внимания и объема зрительной информации, более высокие значения общей эмоциональности с преобладанием отрицательных эмоций.

У старших школьников, по сравнению с младшими, возрастает количество сочетаний правой ведущей руки с правым ведущим глазом (у школьников в 8-10 лет оно составляет 11 %, у школьников старше 11-31%). Преобладание правостороннего доминирования в старшем возрасте выражено как в моторной, так и в сенсорной системах (рука — нога, рука — ухо, нога — ухо, нога — глаз), однако, в наибольшей мере оно выражено в системе рука — глаз. Это указывает на особую социальную значимость данной системы и значение условий социальной среды в ее развитии.

Вместе с тем, некоторые факторы указывают на достаточно раннюю закладку морфофункциональной системы рука — глаз у эмбрионов человека. В отличие от животных, это проявляется в особом положении закладки будущей кисти руки — четко напротив закладки глазного бокала (рис. VIII. 1).

Отсюда можно сделать заключение о значительном влиянии и генетического фактора на развитие системы рука — глаз. Таким образом, подтверждается представление об особых онтофилогенетических соотношениях человека в связи с его биосоциальной сущностью. По-видимому, некоторые высшие психические свойства (способность к совершенствованию, стремление приобщения к социальному прогрессу и др.) могут передаваться не только по законам социальной наследственности, но и через генетическую программу.

Индивидуальный профиль асимметрии формируется, в значительной мере, в процессе индивидуального развития, на основе пластичности мозга. Генетически запрограммированное правостороннее доминирование реализуется под действием социальных факторов — обучения, традиций, воспитания, действующих в направлении преимущественного использования правой руки. Усиление правосторонних доминант указывает на особую пластичность именно левого полушария. Не случайно в нем в непосредственном соседстве находятся центры движения руки, а также рече- и глазодвигательные центры. Многочисленные варианты индивидуального профиля асимметрии отражают функциональное многообразие психических свойств человеческих популяций.

Становление морфофункииональной асимметрии мозга в антропогенезе

На основании анализа древнепалеолитических изображений, можно достаточно уверенно предполагать, что палеолитический человек был скорее всего амбидектром; возможно также, что в те времена процент леворуких людей был выше, чем праворуких. Среди наших современников высокий процент леворуких найден.у австралийских аборигенов, а также у эскимосов-охотников.

Известна достаточно четкая связь между речевой и моторной асимметрией (латерализацией). Левое полушарие является доминантным в отношении речи именно у правшей. Некоторые исследователи высказывают мнение о том, что центр движения языка оказался преимущественно в левом полушарии не потому, что оно постепенно, в процессе эволюции, становилось все более связанным с символикой, а потому, что двигательный центр речи оказался связанным с локализованным рядом центром движения руки и пальцев кисти. Полагают, что преимущественно левополушарная локализация центра речи возникла в процессе эволюции, благодаря смене центров управления системы общения. На начальных этапах процесса гоминизации система общения была жестовой. На этой стадии в области средней лобной извилины (преимущественно, левого полушария) имелся центр управления движениями правой руки. Рукой указывались различные направления движения, осуществлялось руководство коллективом людей при переселении, при совершении трудовых операций и т. д.

Впоследствии для общения стали использоваться голосовая мускулатура и мышцы языка. А так как область управления этими мышцами находится в мозге по соседству с центрами руки (также преимущественно в левом полушарии), именно левое полушарие стало доминантным в управлении речью, как устной, так и письменной.

Контрольные вопросы

Какие Вы знаете наследственные заболевания?
Какие особенности строения хромосом лежат в основе синдрома Дауна?
Какие нарушения клеточных взаимодействий у развивающегося зародыша человека приводят к аномалиям развития органов?
Какова связь между слухом и речью в возникновении глухонемоты?
Какова роль генетических и средовых факторов в возникновении глухонемоты?
Каковы различные точки зрения на «левшей»?
Каковы особенности психики у левополушарных и правополушарных людей?
Что такое индивидуальный профиль асимметрии?
Каковы основные критерии психологического тестирования, основанные на функциональной асимметрии мозга?

  • 1955 Родился Александр Иванович Соловьев - доктор исторических наук, специалист по военному делу и мировоззрению аборигенного населения Северной Азии.


  • Похожие публикации