За что отвечают левое и правое полушарие мозга и как их развить? За что отвечает левое полушарие головного мозга

Конечный мозг продольной щелью делится на два полушария, соединяющиеся друг с другом посредством системы спаек. Полушария большого мозга - наиболее прогрессивно развивающаяся у позвоночных животных часть головного мозга. В ходе эволюции позвоночных животных полушария становятся относительно и абсолютно все более крупными. Даже у таких примитивных плацентарных животных, как еж, они доминируют в головном мозге. Если общую массу мозга принять за 1000, то у слона на долю полушарий приходится 630/1000, а на долю мозгового ствола-370/1000, у кошки - соответственно 614/1000 и 386/1000, у узконосых обезьян (например, мартышек) - 709/1000 и 291/1000. Наконец, у человека полушария составляют 780/1000 общей массы головного мозга, а на все другие части мозга, в том числе мозжечок, - только 220/1000.

Каждое полушарие разделено на 5 долей: лобную, височную, теменную, затылочную и островковую. У человека лобная доля полушария весит 450 г, теменная - 251 г, височная и затылочная вместе - 383 г.

Полушария большого мозга имеют сложный рельеф, обусловленный наличием борозд и извилин. Поверхность полушарий покрыта серым веществом - корой большого мозга. Внутренние части полушарий состоят из белого вещества, в котором располагаются нервные ядра и боковые желудочки.

Кора полушарий

Кора большого мозга является наиболее дифференцированной и сложно устроенной нервной структурой. С корой связаны высшие формы отражения внешнего мира, все виды сознательной деятельности человека.

Образование борозд полушарий начинается на 5-м месяце эмбрионального развития. Первой образуется латеральная (сильвиева) борозда, затем появляются другие первичные борозды: центральная (роландова), теменно-затылочная, гиппокампальная, шпорная. С 7 месяцев процесс образования борозд идет очень быстро, появляются вторичные борозды и в конце внутриутробного периода в основном формируется рельеф полушарий. После рождения происходит образование мелких третичных борозд, которые определяют индивидуальные особенности рельефа полушарий. Отмечаются различия в расположении борозд правого и левого полушарий, а также в величине некоторых извилин. Полагают, что различия служат внешним выражением функциональной асимметрии полушарий большого мозга.

Площадь поверхности обоих полушарий варьирует у взрослых людей от 1469 до 1670 см 2 . Из общей поверхности коры 2/3 находится в глубине борозд и щелей, а 1/3 занимают извилины и видимая поверхность полушарий. У человека толщина коры колеблется от 1.25 до 4 и даже до 6 мм. В глубине борозд ширина коры уменьшается в 2-2.5 раза по сравнению с вершиной извилины. Если принять во внимание, что поверхность коры в одном полушарии составляет в среднем 800 см 2 , а ее толщина равна в среднем 3 мм, то объем коры составит 240 см 3 , или 44% всего объема полушария. Количество нейронов коры оценивается в 10-18 млрд., их суммарная масса составляет 21.5 г, а объем - около 20 см 3 (1:27 относительно объема коры). Если считать, что отростки одного нейрона имеют длину в среднем 4 см, то длина всех нервных волокон коры превысит 400 000 км.

Учение о строении коры большого мозга, ее архитектонике, имеет несколько разделов. Нейроноархитектоника, или цитоархитектоника, изучает нейрональный состав коры, миелоархитектоника рассматривает ее волокнистое строение, глиоархитектоника занимается глиальными элементами, ангиоархитектоника - распределением в коре сосудов.

В филогенетическом отношении выделяют древнюю (paleocortex) старую (archeocortex) и новую (neocortex) кору. Древняя и старая кора располагаются на медиальной и базальной поверхности полушария. Их окружают межуточные корковые формации, выделенные под названием перипалеокортекса и периархикортекса (mesocortex). На долю древней коры приходится только 0.6% общей поверхности коры, на долю старой - 2.2%, на долю промежуточной - 1.6%. В совокупности это составляет 4.4% поверхности полушария. Остальные 95.6% поверхности занимает новая кора.

На основании эмбрионального развития древняя, старая и межуточная кора относятся к гетерогенетической коре, которая не проходит стадии шестислойного строения и в окончательном виде имеет меньшее число слоев. Новая кора определяется как гомогенетическая кора. На 6-м месяце внутриутробного развития ее зачаток подразделяется на 6 слоев. В дальнейшем шестислойность коры может сохраняться. В таком случае говорят о гомотипической коре. Если же после шестислойной стадии количество слоев увеличивается или уменьшается, то такую кору называют гетеротипической.

Поверхностный слой гомотипической гомогенетической коры носит название молекулярной пластинки . Она состоит из сплетения нервных волокон и содержит немногочисленные горизонтальные нейроны. Толщина этого слоя – 0.15-0.20 мм. Второй слой образует наружная зернистая пластинка толщиной 0.10-0.16 мм с густо расположенными малыми зернистыми нейронами. В ней находятся также малые пирамидные нейроны. Третий слой называется наружной пирамидной пластинкой , его толщина – 0.8-1.0 мм. Для него характерно наличие средних и больших пирамидных нейронов с длинными аксонами. Глубже лежит внутренняя зернистая пластинка , которая содержит малые зернистые и звездчатые нейроны. Ширина этого слоя – 0.12-0.30 мм. Пятый слой представлен внутренней пирамидной пластинкой толщиной 0.4-0.5 мм. Здесь находятся самые большие пирамидные нейроны с аксонами, выходящими из пределов коры. Шестой слой составляет мультиформная пластинка , в которой располагаются нейроны различной формы. Ширина ее – 0.6-0.9 мм. Три наружных слоя коры принято объединять под названием главной наружной зоны, три внутренних - под названием главной внутренней зоны.

Гетеротипическая кора отличается от гомотипической тем, что внутренняя зернистая пластинка слабо выражена или отсутствует (агранулярная кора). Может отсутствовать внутренняя пирамидная пластинка. В других местах наружная пирамидная, внутренняя зернистая или внутренняя пирамидная пластинки бывают сильно развиты и в них выделяют подслои.

Функциональное значение пластинок коры определяется их клеточным составом и межнейрональными связями. В молекулярной пластинке оканчиваются волокна из других слоев коры и противоположного полушария. Здесь находятся разветвления верхушечных дендритов пирамидных нейронов, на которые переключаются импульсы, приходящие от других корковых нейронов. Наружная зернистая и наружная пирамидные пластинки содержат в основном ассоциативные нейроны, осуществляющие внутрикорковые связи по горизонтали и вертикали. Эти две пластинки представляют наиболее молодые филогенетические структуры, их сильное развитие характерно для коры большого мозга человека. В онтогенезе наружная зернистая и наружная пирамидная пластинки дифференцируются и созревают позже других. Внутренняя зернистая пластинка представляет собой главный воспринимающий слой коры. Здесь оканчивается большинство специфических проекционных афферентных волокон из таламуса и ядер коленчатых тел. Внутренняя пирамидная пластинка является местом начала эфферентных проекционных путей. Мультиформная пластинка содержит функционально неоднородные нейроны. Полагают, что от них отходят комиссуральные волокна, а также волокна, направляющиеся в вышележащие корковые слои.

Наряду с горизонтальной организацией коры в форме пластинок в настоящее время рассматривают принцип вертикальной модульной организации коры. Основу модулей составляют такие конструктивные заготовки как колонки нейронов и пучки их апикальных дендритов. Принято считать, что в коре мозга существуют две разновидности стабильных генетически обусловленных объединений нейронов: микро- и макроколонки. В процессе жизнедеятельности из них могут формироваться функционально подвижные и варьирующие по структуре модули нейронов.

Микроколонка считаются основной модульной субъединицей в коре. Она представляет собой вертикально ориентированный тяж клеток, состоящий примерно из 110 нейронов и проходящий через все пластинки коры. Корковые колонки представляют собой модули, единицы обработки информации, обладающие собственным входом и выходом. Диаметр колонок составляет около 30 мкм. Почти во всех областях коры количество нейронов в колонках относительно постоянно, и только в корковых центрах зрения количество нейронов в колонках больше. Несколько сотен микроколонок объединяются в более крупную структуру - макроколонку, имеющую диаметр от 500 до 1000 мкм. Корковые колонки окружены радиально расположенными нервными волокнами и кровеносными сосудами. Каждый такой модуль рассматривается как фокус конвергенции нескольких тысяч локальных, ассоциативных и каллозальных волокон. Между корковыми колонками и подкорковыми образованиями существуют топографически упорядоченные нервные связи, отдельным колонкам соответствуют определенные группы нейронов в базальных ядрах, таламусе, коленчатых телах.

Наиболее простыми и константными объединениями элементов нейронов являются пучки дендритов. Вертикальные пучки дендритов выполняют, по-видимому, основную конструктивную роль в консолидации нейронов. Объединение нейронов различных микроколонок осуществляется, главным образом, аксонными терминалями релейных эфферентных волокон, а макроколонок - ассоциативными и каллозальными волокнами.

Отдельные дендриты в пучке могут на значительном протяжении непосредственно прилегать друг к другу, что создает благоприятные условия для реализации несинаптических влияний обмена ионами и метаболитами. В объединениях нейронов, образованных с помощью пучков дендритов, создаются структурные предпосылки как для дивергенции, так и для конвергенции синаптических импульсов.

С точки зрения миелоархитектоники в коре выделяют радиальные и тангенциальные нервные волокна. Первые вступают в кору из белого вещества, или наоборот, выходят из коры в белое вещество. Вторые располагаются параллельно поверхности коры и образуют на определенной глубине сплетения, называемые полосками. Различают полоски молекулярной пластинки, наружной и внутренней зернистых пластинок, внутренней пирамидной пластинки. Волокна, проходящие в полосках, связывают между собой нейроны соседних корковых колонок. Число полосок в различных полях коры неодинаково. В зависимости от него различают однополосковый, двухполосковый и многополосковый тип коры. Особенно хорошо выражены полоски в затылочной доле, в зрительных полях (стриарная кора).

В нервной системе особенно ясно выступает принцип единства строения и функции. В свое время И.П.Павлов сформулировал применительно к нервной системе принцип структурности, по которому все мельчайшие детали строения мозга имеют динамические (функциональное) значение. Исходя из этого, нужно признать, что особенности архитектоники коры большого мозга, различия в структуре ее областей и полей связаны с их функциональными отправлениями.

В структурно-функциональном отношении кора большого мозга может быть разделена на передний (лобная доля) и задний (затылочная, теменная и височная доли) отделы. Граница между ними проходит по центральной борозде. Задний отдел осуществляет восприятие афферентных сигналов. Расположенные здесь корковые поля неравноценны в функциональном отношении, и их можно разделить на первичные, вторичные и третичные.

Первичные поля коры представляют собой четко отграниченные участки, которые соответствуют центральным частям анализаторов. В эти поля проходит по специфическим проекционным афферентным путям основная масса сигналов от органов чувств. Первичные поля характеризуются сильным развитием внутренней зернистой пластинки. Первичные поля связаны с реле-ядрами таламуса и ядрами коленчатых тел. Они имеют экранную структуру и, как правило, жесткую соматотопическую проекцию, при которой отдельные участки периферии проецируются в соответствующие им участки коры. Повреждение первичных полей коры сопровождается нарушением непосредственного восприятия и тонкой дифференцировки раздражений.

Представительство кожной и сознательной проприоцептивной чувствительности находится первичных корковых полях (1, 2, 3), занимающих постцентральную извилину. В каждом полушарии имеется обратная проекция поверхности противоположной половины тела. В верхней части извилины находится проекция нижней конечности, ниже располагается проекция живота, груди, еще ниже проецируется нижняя конечность. Самую нижнюю часть постцентральной извилины занимают зоны, связанные с иннервацией головы и шеи, но проекция частей лица является не обратной, а прямой. Данные изучения колонковой организации коры свидетельствуют о том, что каждый сегмент тела (дерматом) проецируется на кору в виде узкой полоски, идущей спереди назад через все цитоархитектонические поля постцентральной коры; при этом к колонкам поля 1 подходят афферентные волокна от кожи, к полю 2 - от суставов и к полю 3 - от мышц.

Первичное зрительно поле (17) расположено на медиальной поверхности полушария вдоль шпорной борозды. Здесь хорошо развита внутренняя зернистая пластинка, которая подразделяется посредством белых полосок на 3 части. Корковые колонки образуют чередующиеся вертикальные пластинки для правого и левого глаза. Полагают, что нейроны глубоких слоев коры обладают свойствами «анализатора движения», а нейроны поверхностных слоев действуют как « анализатор формы».

Первичные слуховые поля (41, 42) локализуются в поперечных височных извилинах (Гешля) и заходят в верхнюю височную извилину. В этих полях представлены по порядку участки улитки, воспринимающие различные звуковые частоты. Деление на колонки выражено в слуховой коре наиболее отчетливо.

Первичные обонятельные поля находятся в археокортексе, покрывающем обонятельный треугольник, переднее продырявленное вещество, прозрачную перегородку и подмозолистое поле.

Первичное вкусовое поле располагается, по мнению большинства исследователей, в нижнем участке постцентральной извилины, в глубине латеральной борозды, и соответствует проекции языка.

Корковый конец вестибулярного анализатора, по данным различных авторов, имеет представительство в средней височной извилине (поле 21), верхней теменной дольке, верхней височной извилине.

Представительство в коре внутренних органов изучено недостаточно, по-видимому, оно имеет более диффузный характер. Важная роль в регуляции функций внутренностей отводится лимбической области коры, в которую входит поясная и парагиппокампальная извилины, гиппокамп, прозрачная перегородка и подмозолистое поле. Лимбическая кора вместе с подкорковыми образованиями (миндалевидное тело, ядро поводков, ядра сосцевидных тел) составляет лимбическую систему , которая представляет субстрат эмоций и реакций, связанных с основными биологическими влечениями (голод, жажда, страх и т.д.).

Вторичные поля коры примыкают к первичным полям. Их можно рассматривать как периферические части корковых анализаторов. Эти поля связаны с ассоциативными ядрами таламуса. При поражении вторичных полей сохраняются элементарные ощущения, но нарушается способность к более сложным восприятиям. Вторичные поля не имеют четких границ, в них не выражена соматотопическая проекция.

Вторичное поле общей чувствительности локализуется в верхней теменной дольке (поля 5, 7). Вторичные зрительные поля (18, 19) занимают медиальную поверхность затылочной доли и большую часть латеральной поверхности. Вторичное слуховое поле (22) находится в верхней и средней височных извилинах. Вторичные обонятельные и вкусовые поля локализуются в парагиппокампальной извилине и крючке (поля 28, 34).

Третичные поля коры отличаются наиболее тонкой нейронной структурой и преобладанием ассоциативных элементов. Они занимают всю нижнюю теменную дольку и часть верхней теменной дольки, а также затылочно-височно-теменную область. Эти поля связаны с задними ядрами таламуса. В третичных полях осуществляются наиболее сложные взаимодействия анализаторов, лежащие в основе познавательного процесса (гнозия), формируются программы целенаправленных действий (праксия).

Кора височной доли имеет отношение к хранению и воспроизведению впечатлений. При электрическом раздражении некоторых точек височной коры наблюдаются своеобразные реакции в форме «вспышек пережитого» или ощущения «уже виденного». Полагают, что в коре височных долей создается нейронная запись потока сознания, она хранится неопределенно долгое время, но не может произвольно воспроизводиться, а «оживает» лишь при искусственной стимуляции и некоторых болезненных состояниях.

Передний отдел полушария имеет отношение к организации действий и также подразделяется на первичные, вторичные и третичные корковые поля. Первичное двигательной поле (4) располагается в предцентральной извилине. Здесь отсутствует внутренняя зернистая пластинка (агранулярная кора) и особенно сильно развита внутренняя пирамидная пластинка с гигантскими пирамидными нейронами Беца. Аксоны этих нейронов образуют пирамидный путь. На клетки Беца непосредственно переключаются импульсы, поступающие из мозжечка через центральное медиальное ядро таламуса. В первичном двигательном поле вся мускулатура тела представлена в обратной проекции, как и кожный покров в постцентральной извилине. Кора здесь разделена на колонки, которые связаны с определенными группами двигательных нейронов спинного мозга и управляют движением отдельных мышц или мышечных групп.

Вторичные двигательные поля (6, 8) находятся кпереди от предцентральной извилины. Они характеризуются сильным развитием наружной и внутренней пирамидных пластинок, в которых преобладают большие пирамидные нейроны. Во вторичные поля передаются сигналы из мозжечка. Эфферентные волокна идут отсюда к ядрам полосатого тела. Таким образом, вторичные двигательные поля имеют отношение к экстрапирамидной системе, их функция необходима для выполнения сложных стереотипных двигательных актов. Первичные и вторичные двигательные поля имеют богатые связи с задним отделом полушария. Обратная связь между аппаратом движения и корой осуществляется через мозжечок, который воспринимает проприоцептивные раздражения и после соответствующей переработки передает их в кору большого мозга.

Третичные поля занимают большую часть лобной доли, на них приходится около 1/4 всей поверхности коры. Здесь хорошо выражена внутренняя зернистая пластинка, к нейронам которой идут волокна из медиальных ядер таламуса. Третичные поля лобной коры связаны с высшими формами целенаправленной деятельности и играют важную роль в социальном поведении. При их поражении не нарушается ощущение или движение, но человек становится пассивным, не может оценивать происходящие события и свое поведение, теряет способность к предвидению.

Важнейшую особенность человека составляет членораздельная речь. Академик И.П.Павлов относил речь ко второй сигнальной системе, с помощью которой происходит непрямое отражение действительности. Речевые функции имеют широкое представительство в коре большого мозга. На основании данных, полученных при электрическом раздражении и удалении у больных различных участков коры, выделены три корковых речевых поля. Заднее речевое поле располагается в затылочно-височно-теменной области, захватывая все три височные, надкраевую и угловую извилины. Это поле связано преимущественно с восприятием и пониманием речи и функционально является ведущим. При его поражении всегда наступает расстройство речи - афазия. Переднее речевое поле лежит в задней части нижней лобной извилины и соответствует моторному центру речи Брока. Верхнее, дополнительное, речевое поле локализуется у верхнего края полушария кпереди от предцентральной извилины, при его поражении не всегда наблюдаются расстройства речи. Речевые поля, как другие части коры, связаны с ядрами таламуса. Заднее поле связано с задним ядром, верхнее поле - с латеральным ядром, переднее поле - с медиальными ядрами. Все речевые поля связаны ассоциативными путями в единую функциональную систему.

Особенностью речевых центров коры является их асимметрия. У большинства людей они локализуются в левом полушарии, которое является доминантным в отношении речи. Принято считать, что эта доминантность связана с праворукостью, и что у левшей речью управляет правое полушарие. В последнее время вопрос о функциональной асимметрии полушарий трактуется более широко. С левым полушарием связывают речь и абстрактное мышление, а с правым полушарием - пространственное представление, образное мышление, музыкальные способности.

Уже давно не секрет, что левое полушарие мозга отвечает за склонность к математическому типу мышления. Но ведь не может половина мозга выполнять всего лишь одну функцию и определять любимый предмет в школе, дальнейшую специализацию и профессиональное направление. Если все остальное припадает на правую половину мозга, она кажется какой-то слишком загруженной.

Чем уникален головной мозг?

На протяжении столетия ученые пытаются добиться ответа на эти вопросы :

  1. От чего зависит уровень интеллекта?
  2. По каким критериям можно определить гения? И вообще, возможно ли это?
  3. С чем могут быть связаны врожденные и генетические психические расстройства?
  4. Можно ли при помощи электрического воздействия на мозговую ткань формировать новые воспоминания?

После того как вскрытие стало распространенной практикой, задача медиков и научных сотрудников упростилась. Ведь в их распоряжение попало огромное количество материала, но именно здесь исследования и застопорились. Оказалось, что современные методы исследований не могут позволить выявить хоть какую-нибудь достоверную закономерность между исследуемыми материалами.

Выдвигалось множество теорий, но все они разрушались о суровую реальность статистических данных. До сегодняшнего дня не существует универсальных показателей головного мозга, по которым можно было бы установить будущий потенциал человека.

Как работает нервная система?

Но было бы преступлением сказать, что в этом направлении человечество совсем уж не продвинулось. Далеких от медицины людей может заинтересовать, каким образом вообще ученые смогли определить, за что именно отвечает каждый отдел головного мозга? Неужели они проводили чудовищные эксперименты, удаляя или повреждая отдельные участки? Нет, особенность функционирования нашего мозга заключается в том, что:

  • В определенной точке происходит формирования нервного импульса.
  • Этот сигнал является электрическим зарядом. Слишком слабым раздражителем, чтобы навредить, и достаточно сильным, чтобы передать информацию.
  • Нервная ткань возбуждается в точке нахождения импульса, а раз уж он передается соседним клеткам - переходит и участок возбуждения.
  • Современный уровень технического прогресса помогает фиксировать электрическую активность мозга за счет электроэнцефалограммы.

Так что достаточно подключить испытуемого к оборудованию и поставить перед ним несколько простых задач:

  1. Что-то прочесть или написать.
  2. Заговорить с кем-то из окружающих.
  3. Попытаться решить математическую задачу.
  4. Нарисовать портрет или любой другой рисунок.
  5. Пошутить.

Оказалось, что каждый раз возбуждение возникает в разных отделах. Не существует одной универсальной зоны, которая отвечала бы за все перечисленные действия. Исследования проводились не ради самих исследований, данные имеют важнейшее практическое значение. Ведь благодаря ним мы можем предположить, какие именно функции нарушатся при тех или иных повреждениях головного мозга.

За что отвечает левое полушарие мозга?

В левом полушарии расположены центры, отвечающие за :

  1. Возможность чтения и письма.
  2. Восприятие речи в ее буквальном смысле.
  3. Анализ данных, в том числе математических.
  4. Восприятие математических знаков и символов.
  5. Последовательное логическое мышление.

Если у человека полностью отсутствуют функции, осуществление которых возложено на левое полушарие, назвать такого индивида полноценным членом общества сложно. Но посмотрите на список, он весь состоит из каких-то формальностей. Как будто бы речь идет о роботе.

Да, умение читать, писать и говорить это базовые навыки, которые необходимы каждому человеку. Без логики и последовательности тоже сложно прожить. Но где же эмоции, переживания, образность речи? Очевидно, за это отвечает другой отдел.

Левое и правое полушарие мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Контроль над всей правой половиной тела.

Контроль над всей левой половиной тела.

Склонность к формальности и стереотипности в своих действиях.

Полет фантазии и абстрактность мышления, способность «ломать рамки».

Логика и циничный расчет.

Чувства, эмоции и воображение.

Способность разбить проблему или ситуацию на отдельные этапы и пытаться решить их в определенной последовательности.

Всесторонний охват любой проблемы. Попытка разрешить ее сразу же, как нечто целостное и комплексное.

Никому не будет достаточно для нормальной, полноценной жизни вариантов только из одного столбца. Каждый человек представляет собой сложный синтез различных качеств:

  • Часть из них мы получили в наследство.
  • Другая часть сформировалась в процессе жизни под действием внешних факторов.
  • Остальные мы выработали самостоятельно, при помощи силы воли.

Как сформировать собственную личность?

Эмоциональность и логичность две хорошие черты, но яркое преобладание одной из них может испортить жизнь человеку и всем кто его окружает. Что плохого в любителе чистых эмоций? Регулярные истерики. В склонном к анализу и логике? Постоянное занудство и эмоциональная холодность.

Если замечаете, что у вас четко выражен один тип мышления, в то время как другой почти не проявляется - попытайтесь отвлечься. Ознакомьтесь с противоположной стороной жизни, которой вы до сих пор не касались. Такие контакты поспособствуют стимуляции и развитию не доминантной половины головного мозга.

Так за что же отвечает левое полушарие головного мозга :

  1. Будет с легкостью решать любые математические задачи.
  2. У него начнет проявляться любовь к цифрам, запоминанию дат и номеров еще с ранних лет.
  3. В детстве покажет себя как сдержанный ребенок, возможно немного замкнутый.
  4. Эмоциональные проявления могут быть не так ярко выражены, как у окружающих.
  5. Иногда не будет понимать метафоры и иносказания. Табличка «сарказм» пригодится.
  6. Всегда сможет составить план решения проблемы.

Классический право- или левосторонний вариант мышления практически не встречается, всегда есть вкрапления и дополнения. Нужно знать, что левое полушарие мозга отвечает за формальную логику . Но эта информация не так уж ценна, ведь, несмотря на доминирование одной половины мозга, вторая все еще играет огромную роль в формировании вашей личности.

Видео о левом полушарии

На этом видео Аркадий расскажет об основных функциях и назначении левого и правого полушария мозга человека, как устроен этот орган:

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом - мышление.


Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).


В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.


Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны - один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое
полушарие

Правое
полушарие

Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все
факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также
распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые
необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом
работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете
правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого
полушария.

Основной сферой специализации правого полушария
является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за
выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается
не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие
отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в
целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности
и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят
от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает
левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого
полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим
или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на
хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать
этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает
нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем
сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..."
также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие
отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не
являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними
более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает
правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого
процесса.

Мистика: За мистику и
религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной
информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать
совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете
левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого
полушария.

Схематично это можно представить следующим образом :

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с
двойным вращением.


Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте,
большой палец какой руки оказался сверху.


- похлопайте в ладоши, отметьте какая
рука сверху.


- скрестите руки на груди, отметьте
какое предплечье сверху.


- определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.


Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает
создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно
быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не
выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них
не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие
люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над
совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.


А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для
этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего
детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития
мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.


1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за
противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". Я
пробовала, в детстве получалось лучше.


2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.


3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.


Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в
которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь
тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Обратимся к понятию мозга. «Мозг -- центральный отдел нервной системы животных, представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков». Таким образом, наш мозг координирует работу всей нервной системы.

По мнению большинства учёных, функции мозга включают «обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию -- мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи». Отсюда следует, что наш мозг координирует всю нашу деятельность, от малейших эмоций до решения сложнейших задач.

Вероятнее всего, что теория функциональной асимметрии полушарий мозга возникла по аналогии с телом человека. Ведь у человека, как и многих животных, есть парные органы: две руки и ноги, два глаза, два легких. Такие органы обладают физической симметрией, но это не обозначает, что они одинаково функционируют. Так и наш мозг, являясь центром нервной системы, координируя нашу деятельность, состоит из двух одинаковых частей, выполняющих разные функции.

Например, представительство речевой функции у человека локализовано в левом полушарии. Но асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. «Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактного, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне». То есть в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, а в правом -- конкретного образного мышления.

Функции левого полушария

Рассмотри подробнее функции обоих полушарий человеческого мозга. Итак, левое полушарие специализируется на речи и абстрактном мышлении. Одна из сфер специализации -- обработка вербальной информации. Левое полушарие отвечает за наши языковые способности и контролирует речь. Оно обеспечивает теоритическое мышление, соответствие правилам, структуру речи, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов. Кроме того, оно отвечает за нашу способность к чтению и письму и формирует ту часть нашего словарного запаса, которая опирается на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты». Также оно запоминает факты, имена, даты и их написание.

Еще одна сфера деятельности левого полушария -- это аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ, детализирование. Именно оно анализирует все факты, производит оценку временных соотношений. Кроме того, оно распознает все цифры, математические символы и производит все вычисления. Так же вся информация, которая нуждается в последовательной, логической обработке, оказывается в ведении левого полушария. Оно отвечает за линейное мышление. Благодаря левому полушарию мы можем поэтапно обрабатывать информацию. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Все перечисленные выше способности знакомы нам с детства, в процессе взросления мы продолжаем их развивать и совершенствовать. И если у человека лучше других развита одна из этих способностей, то у него доминирует левое полушарие головного мозга.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодня речь пойдет о левом полушарии головного мозга, которое отвечает за логическое мышление и речь, а также разберем способы как развить и активировать его функции. В предыдущей статье я описывал его “собрата” — , которое больше отвечает за творческие способности. Сбалансировав работу обоих частей можно достичь больших результатов и успехов во всех сферах жизни, поэтому это важная вещь практически для всех людей.

Левое полушарие мозга иногда называют доминирующим. Во-первых, потому что у 90% людей оно более развито чем правое, а во-вторых, роль его психических функций в деятельности человека сложно переоценить. Рассмотрим их более детально.

Функции левого полушария

Мышление

В мышлении участвуют оба полушария, но они отвечают за разные аспекты. Так левое полушарие, в отличии от правого, которое рассматривает ситуацию в целом, обрабатывает информацию последовательно. Оно анализирует каждый отдельный факт и дает логическую оценку.

Вербальная речь

Одна из основных функций левого полушария — вербальная речь. Это наша способность говорить, читать и писать. У людей с поврежденной левой частью мозга происходит нарушение речевых функций и сложности в восприятии информации. Людям с хорошо развитым левосторонним мышлением проще дается изучение иностранных языков.

Счет

За распознавание символов и чисел также отвечает левое полушарие. С его помощью мы решаем математические задачи и уравнения, можем запоминать даты и номера телефонов.

Установление причинно-следственных связей

Благодаря левому полушарию, люди способны прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Поэтому левосторонний склад ума еще называют аналитическим. Люди, у которых преобладает такое мышление часто идут работать следователями, аналитиками и т. д.

Положительные эмоции

В ходе последних психологических исследований было установлено, что левое полушарие отвечает за положительные эмоции, а правое за отрицательные.

Контроль над правой стороной

Левое полушарие контролирует работу правой части тела, и наоборот. То есть когда мы пишем правой рукой или совершаем какие-то другие действия, это значит, что сигнал поступил из левой части мозга.

Свойства левостороннего мышления

Перечисленные выше функции, левое полушарие выполняет у всех людей. Но также у него есть свойства более узкой специализации, которые преобладают у людей с левосторонним мышлением. Им присущи такие качества, как целеустремленность, логика, практичность, быстрая обучаемость, организованность.

В статье о правом полушарии я рассказывал о том, что оно отвечает за творчество. Но если у людей с правосторонним мышлением, левое полушарие развито слабо, им тяжело реализовать свои идеи, из-за непоследовательности действий и отсутствия целеустремленности. Поэтому очень важна гармонизация всего головного мозга.

Активация левого полушария

Существуют специальные упражнения, помогающие включить левое полушарие. Но даже если оно у вас и так доминирует, лишняя тренировка не помешает.

Решение задач

Математические и логические задачки отлично развивают левое полушарие мозга. Можно начинать с простеньких, а затем переходить к более сложным.

Хорошо подойдет разгадывание кроссвордов, особенно судоку, так как они построены на цифрах, и для их решения необходимы логика и анализ.

Физические упражнения

Для активации левого полушария нужно задействовать правую сторону тела. Например, выполнять обычные действия правой рукой (писать, чистить зубы, размешивать чай). Для правшей это не составит никакого труда, а вот левшам придется сложнее.

Также выполняя обычную гимнастику уделяйте больше внимания правой стороне тела. Например, можно попрыгать на правой ноге, делать наклоны в правую сторону и т.д.

Самомассаж

На теле человека есть множество точек, которые отвечают за разные органы, в том числе и за мозг. На основании больших пальцев ног находится точка, отвечающая за мозжечок, а под ней располагаются точки больших полушарий мозга. Массируя точку под большим пальцем правой стопы, вы активизируете левого полушарие.

Мелкая моторика рук

Для развития полушарий очень полезна мелкая моторика рук. Для этого есть специальное упражнение. Прислоните кончик мизинца правой руки к кончику большого пальца левой руки, а мизинец левой к большому пальцу правой. Прокручивайте кисти так, чтобы положение пальцев поменялось местами. Затем тоже самое нужно проделать с безымянными и указательными пальцами.

Но самое лучшее для этого средство — это перебирание четок правой рукой. Тогда вы сразу выполняете 3 функции:

  • активизируете левое полушарие
  • медитируете
  • массажируете точки на подушечках пальцев

Боли в левом полушарии

Многих людей мучает головная боль, локализованная в левой части головы. Наиболее распространенное заболевание, вызывающее такие боли — это мигрень. Специалисты выделяют следующие причины:

  • физическая и психологическая истощенность;
  • обезвоживание организма;
  • стресс;
  • плохое кровообращение головного мозга

Для снятия симптомов мигрени необходимо пить много воды и дать организму отдохнуть. Также в этом может помочь медитация. Особенно хорошо подойдет пранаяма. Дыхательные упражнения помогут насытить мозг кислородом и улучшить кровообращение.

Но необходимо учитывать, что боли в левой части головы могут свидетельствовать и о других заболеваниях, более серьезных чем мигрень, поэтому если вы не знаете в чем их причина, то лучше обратиться к врачу.

Я рассказал вам о функциях левого полушария и о его активации, но для более эффективной работы мозга необходимо развивать обе его части. А какое полушарие ведущее у вас, вы можете написать в комментариях к статье. Также буду рад если вы поделитесь своими знаниями об упражнениях на активацию мозговой деятельности. С уважением, Руслан Цвиркун.



Похожие публикации