Первичная сигнальная система. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах.

ВВЕДЕНИЕ 3

ЧАСТЬ 1 3

1.1. Вторая сигнальная система 3

1.2. Анатомо-физиологические основы и особенности развития речи 5

1.3. Виды и особенности мышления 8

ЧАСТЬ 2 11

2.1. Водный и минеральный обмен. Их роль в организме 11

2.2. Физиология выделения 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

И мы не должны забывать, как еврейская и христианская символическая религиозная традиция придает огромное значение «акту общения» или «с божественным». Но только с середины этого столетия общение воспринимается как самостоятельное исследование, рассматриваемое как само понятие и для него, или как основа более широкой теории. Таким образом, существует ряд дисциплин, которые изучают «общение как коммуникацию» или что, начиная с общей теории коммуникации, они изучают конкретные области. Теория информации, например, предоставляет математические инструменты для измерения передаваемой информации и изучает наилучшие условия для обеспечения такой передачи; Семиотика изучает основы процессов коммуникации и природы языков; средства массовой информации изучают средства массовой информации и их связь с социальной и культурной сферой; компьютерная наука изучает методы и методы автоматической обработки информации и коммуникации; язык изучает возможность словесного языка и его проявления на естественных языках; Нарратология анализирует эту конкретную область лингвистической коммуникации, которая является деятельностью рассказывания и понимания историй.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем исследовании рассмотрены два вопроса: вторая сигнальная система и ее роль в жизнедеяльности человека, а также физиология обменных и выделительных проццессов в организме человека.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается.

Нетрудно определить причины этого интереса: в течение этого столетия и, в частности, со своей второй половины пути и методы общения претерпевают чрезвычайное развитие как с точки зрения их внутренней структуры и организации, так и - особенно - с точки зрения их функционирования в контексте передовых компаний. Всего за пятьдесят лет социальные связи, экономические процессы, производство и распространение культуры, организация и использование жизни людей вкладываются в этот «взрыв» общения. Таким образом, изучение коммуникативных явлений становится одним из ключевых ключей к интерпретации социальной и культурной среды, в которой мы живем.

Учение о высшей нервной деятельности позволило раскрыть физиологические закономерности функционирования второй сигнальной системы. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом. Слово является мощным подкреплением, на базе которого могут быть образованы прочные условные рефлексы. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

Итак, давайте вернемся к нашей отправной точке. Если коммуникация и ее оборудование настолько важны, мы должны предположить, что любые технологические новшества в этой сфере могут широко отражаться на всей социальной реальности. В следующих нескольких поставках мы постараемся понять, как и в какой степени это происходит с цифровой революцией. Но прежде чем решать этот путь, казалось полезным углубить фундаментальные термины и темы, лежащие в основе нашего анализа. Вот почему на последующих страницах мы попытаемся обеспечить основную основу того, что понимается в связи с коммуникацией, языком, кодом, средой, средствами массовой информации, чтобы прийти к выводу о том, что касается цифровой революции и ее функции в контексте общих социальных изменений Которые мы наблюдаем в эти годы.

Вот почему столь важно изучение второй сигнальной системы и явлений, с ней связанных: речи, мышления.

ЧАСТЬ 1

1.1. Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система – это система условных рефлексов на речевые раздражители, то есть она характерна только для человека.

Коснувшись теории о второй сигнальной системе, мы не можем не пояснить, что такое первая сигнальная система – это понятие обозначает систему ориентировки (условных рефлексов) животного и человека на внешние раздражители (зрительные, слуховые, тактильные).

Еще одна особенность телевизионной коммуникации - это реальный эффект, который изображения, которые он предлагает для зрителей: то, что мы видим на видео, выглядит обманчиво похожим на реальный образ мира, немного как будто мы смотрим через окно. Напротив, телевизионное изображение является продуктом многочисленных посредников, постановки сцен, выбора времени и последовательностей, даже когда стрельба в прямом эфире. Короче говоря, телевизионное сообщение скрывает свой характер сообщения, чтобы представить себя как зеркало реальности.

Набор особенностей телевизионного сообщения имеет тенденцию ограничивать активную роль зрителей при приеме и дает телевизионному сообщению сильное убедительное обвинение, и содержание сообщения также способствует этому. Телевидение, по сути, предлагает публичным однородным сообщениям, которые менее осведомлены о различиях вкуса и все больше склонны избегать высоких аргументов. Поэтому он становится предпочтительным носителем так называемой массовой культуры.

Понятие второй сигнальной системы введено И.П. Павловым в 1932 г. для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то им было предложено выделять специфические человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, а средний - как уравновешенный по этому признаку.

По этим причинам телевидение и, в общем, все средства массовой информации считаются многими интеллектуалами одним из наиболее эффективных инструментов социального контроля в руках правящих классов для сохранения статус-кво и одной из основных причин культурного созревания. Споры о «апокалиптический» в средствах массовой информации, достигла своего пика в 60-е годы, на волне критической теории с помощью панели интеллектуалов и философов Франкфуртской школы: Теодора Адорно, Макс Хоркхаймер и Герберт Маркузе.

Но дебаты продолжались и по сей день с критикой, отчасти отличающейся от «плохого телевизионного учителя» от философов, таких как Карл Поппер, сформированных в культурной традиции далеко, если не неблагоприятно для «франкофорсези». Сегодня мы можем предположить, возможно, более сбалансированную позицию. Хотя нельзя отрицать, что средства массовой информации исторически приобрела контролирующую роль или всепоглощающую модель диффузии, мы не должны забывать, что коммуникация и не чисто механистический процесс.

Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. Первая и вторая сигнальные системы - различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая играет ведущую роль.

Расшифровка сообщения, как мы видели, является активным процессом, в котором вмешиваются знания и ожидания получателя. Короче говоря, «аберрантное декодирование» возможно в отношении намерений эмитента, что изменяет смысл сообщений. Очень яркий пример этого ощущения, в который может быть отправлено массовое сообщение, произошло в самой стране, что больше, чем любой другой, развил систему средств массовой информации, Соединенные Штаты, во время войны во Вьетнаме: просто снимки телевизионных вещателей, которые сделали большую часть американских людей осведомленными о нелепости и злодеянии этого конфликта, тем самым способствуя формированию одного из самых важных и резких массовых оппозиционных движений в западной стране начиная с послевоенного периода.

Вообще, роль второй сигнальной системы в деятельности мозга исключительно велика. У животного раздражения воспринимаются только через первую сигнальную систему - через физическую боль. У человека сильное негативное воздействие на мозг может оказать слово, которое порой ранит сильнее любой боли. Мозг для демпфирования, смягчения сильных негативных воздействий использует индукционный принцип. При воздействии сильной боли, при испуге, сильном нервном потрясении включается защитная система. Животные бегают, мечутся, кричат, визжат, прыгают. Аналогично ведет себя и человек. Он тоже или ходит с место на место, кричит, стискивает зубы, кусает губы или каким-либо другим образом причиняет себе боль. Эти напряжения снижают воздействие на пораженный участок. Именно поэтому днем, когда много посторонних раздражителей, боль переносится легче, чем ночью.

Реальный взрыв в коммуникационных технологиях произошел в последние двадцать лет века. В этот период Томас Эдисон изобрел первые системы звукозаписи и воспроизведения звука: фонограф и граммофон. В течение нескольких лет вокруг этой технологии производства и воспроизведения кинофильмов, первая истинная форма индустрии развлечений развивается, начиная процесс, который проходит через двадцатый век, чтобы достичь сегодняшнего сближения индустрии связи и индустрии развлечений.

Двадцатый век вполне может быть определен как век средств массовой информации. Радиофон был первой коммуникационной системой, способной одновременно отправлять сообщения в реальном времени миллионам людей прямо в свои дома: первые настоящие СМИ. По этой причине он сыграл такую ​​важную роль в политическом общении тридцатых годов, как в демократических государствах, так и в тоталитарных режимах. В Соединенных Штатах, с момента своего возникновения, радиосвязь стала коммерческим бизнесом, который поддерживался рекламой, тем самым давая дальнейшее развитие информационно-развлекательной индустрии.

Если раздражение или поражение выше порога выносливости, то возникает «запредельное» торможение, с помощью которого клетка может вообще перестать принимать сигналы о внешнем воздействии. Это может быть обморок, частичный или общий паралич или болевой или нервный шок. Истерический паралич может длиться годами, а то и всю жизнь.

В конце тридцатых годов, когда кино стало первым звуком, а затем в цвете, они начали первые эксперименты по передаче расстояния изображения в движении электромагнитными волнами. Спустя тридцать лет телевидение распространилось по всему миру, став наиболее эффективными и широко распространенными средствами массовой информации, которые до сих пор развивались человечеством, и, прежде всего, способствует радикальной трансформации образа жизни и отношений Социальная во всех западных странах, и не только.

Как мы уже говорили выше, одним из самых известных лозунгов Маршалла Маклюэна было утверждение «СМИ - это послание». Канадский ученый с его провокационным и афористическим стилем намеревался указать, как каждая среда влияет на мысль, культуры и общества даже в силу ее внутренних характеристик, а не исключительно из сообщений, которые она несет. Тезис о том, что развитие технологий является причиной исторического и социального развития, определяется как технологический детерминизм. Технологический детерминизм имел большое состояние в современной культуре, а не только в дисциплинах, которые изучают коммуникации.

Очень важную роль здесь играют слезы, механизм действия которых состоит в том, что в случае стрессовых ситуаций возникает новый мощный компенсирующий основной очаг раздражения. Активизированная сильным раздражением кора головного мозга усиливает самые различные функции организма: дыхательные, двигательные, желез внутренней и внешней секреции. Расслабляется гладкая мускулатура мочеиспускательных каналов, прямой кишки. Именно поэтому при сильном испуге может произойти невольное мочеиспускание или «медвежья болезнь».

В экономической области многие утверждают, что двигатель развития следует искать в технологических инновациях, и такой подход можно найти во многих исторических и антропологических исследованиях. С другой стороны, исторический обзор, предложенный нами в предыдущем параграфе, В тон и язык, технологический детерминизм. В частности, технологический детерминизм был очень успешным в большинстве извинений и теорий цифровых технологий и новых средств массовой информации. Во многих авторах, по сути, есть какое-то слепое доверие к палингенетической добродетели цифровой революции.

Формирование второй сигнальной системы происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия первой и второй сигнальной системы может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью первой сигнальной системы - их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы первой сигнальной системы ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

Но действительно ли устойчиво, что причина исторического развития может быть связана только с технологической эволюцией? Несомненно, многие из теорий, которые выделили связи между внедрением новой технологии и возникновением социальных и культурных преобразований, показывают реальные суставы, Особенно там, где они документированы с достаточным истощением. Однако это неоспоримо, и было продемонстрировано с той же ясностью и полнотой, что существует так много случаев, когда важные изобретения и технологические инновации не были приняты или приняты только после долгого времени или в местах, которые отличаются и далеки от тех, где они были задуманный впервые.

1.2. Анатомо-физиологические основы и особенности развития речи

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

Еще в начале XX в. была общепринятой точка зрения, когда функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров».

Например, процедуры печати были изобретены китайцами задолго до Гутенберга. Но только в доисторической Европе, накануне Лютеранской Реформации, пресса имела возможность распространиться и, таким образом, оказать глубокое влияние. То же самое можно сказать и о многих важных изобретениях, лежащих в основе первой промышленной революции и т.д. таким образом, технологические инновации способны разворачивать свой потенциал трансформации только в том случае, если социокультурный контекст способен удовлетворить его.

Эти факторы влияют друг на друга и, в свою очередь, связаны с системой в целом. В некоторых случаях один из факторов трансформации может взять на себя ведущую роль и взять на себя роль доминирующего культурного и идеологического. Сегодня мы находимся в процессе трансформации, в которой цифровые технологии, а также являющиеся одним из основных факторов трансформации, также стали культурным доминированием. Вот почему мы можем говорить о цифровой революции, не рискуя механическим технологическим детерминизмом.

В настоящее время, в значительной мере в связи с успехами отечественной физиологии, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы и на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Попытайтесь проанализировать некоторые коммуникативные процессы, время от времени определяя различные факторы связи, связанные с ними, и наметить шаблоны, следующие за схемами Шеннона и Уивера и Якобсона. Представьте себе, что вам необходимо построить устройство, которое контролирует уровень воды в искусственном бассейне, а когда дело доходит до опасных ситуаций, оно может запускать меры безопасности. Попробуйте разработать различные коды связи, которые могли бы заставить эту систему работать. По определению кода, который мы предоставили в тексте, попытайтесь выяснить, что естественный язык отличается от структуры. Для последних попробуйте найти каждый из отдельных кодов, которыми вы управляете, а затем определите, какая из них имеет доминирующую функцию. После того, как вы зарегистрировали несколько телевизионных новостных служб, найдите Узнайте, как код глагола взаимодействует с изображениями: кому доверено основное сообщение? Изображения изображений связаны с темой обслуживания, или это простые иллюстрации? Вам кажется, что способ формулирования сообщения нейтрален или, скорее, удалось обнаружить скрытый вторичный смысл, субъективную оценку, которую пытается передать служба? Попробуйте составить список кодов и языков, которые вы знаете. . Легко сказать, трудно сделать.

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Звуки, входящие в состав слов, являющихся условными раздражителями в устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту колебания воздушных звуковых волн, амплитуду этих колебаний и их форму, представляющую собой характерное сочетание основного тона речевого звука и сопровождающих его обертонов.

Частота колебаний воздушных волн ощущается как высота звука, амплитуда их - как сила или громкость звука, форма колебаний - как тембр звука.

В своей совокупности указанные характерные особенности речевого звука составляют его физическую природу. Основное значение в этих звуках имеет тембр. Составляющие звук обертоны всегда находятся по числу колебаний звуковой волны в кратном отношении к основному тону, в связи с чем они получили название «гармоники». Постоянные гармоники (обертоны) с наибольшей для данного звука амплитудой колебаний составляют так называемые форманты речевых звуков. Все гласные и согласные звуки языка, называемые фонемами, обладают характерными для них формантами, что и позволяет дифференцированно воспринимать их. Способность дифференцированно воспринимать фонемы речевых звуков называется речевым, или фонематическим, слухом. Последний основан на специальной чувствительности слухового анализатора к фонемам, которая развивается у человека в возрасте 1,5-4 лет. Эта чувствительность не зависит от остроты слуха. Она обусловливается системой фонем данного языка.

Языковой единицей речи является предложение, т. е. определенное сочетание слов, соответствующее возникающей мысли. Смысловое значение каждого слова воспринимается не только по его фонематическому составу, но и потому месту, которое оно занимает в предложении. Особую роль играет при этом речевая интонация, т. е. мелодические и динамические изменения тона голоса, а также изменения в длительности звуков и наличие пауз между отдельными словами (ритмическое членение предложения). Речевые интонации очень многообразны, с их помощью уточняется смысловое или предметное содержание высказываемых суждений, отношение говорящего к тому, что он говорит его стремление так или иначе воздействовать на волю того, к кому он обращается. Озвученное предложение, т. е. предложение, произносимое с определенной интонацией, называется фразой.

Будучи второсигнальными раздражителями, слова произносятся говорящим лицом. Звуки речи образуются с помощью следующих органов речи:1) легких, 2) гортани, в которой помещаются голосовые связки, 3) полости глотки, рта, носа.

Голосовые связки начинают вибрировать, когда через гортань проходит струя воздуха, выдыхаемого легкими, в результате чего образуются звуки, которые превращаются в звуки речи, благодаря дальнейшему прохождению их через резонаторы - полости глотки, рта, носа.

Наиболее существенную роль в образовании различных звуков речи имеет полость рта, в которой находятся такие важные органы речи, как язык, губы, зубы, твердое и мягкое небо и язычок. С помощью всех этих органов образуются различные гласные и согласные звуки.

Согласованная работа всего этого сложного речевого аппарата обеспечивается корковой частью рече-двигательного анализатора, расположенной в левом полушарии головного мозга в заднем отделе третьей лобной извилины. Двигательный центр речи (центр Брока) в своей работе связан с центрами слуховой (центр Вернике) и письменной речи, а также с обширными мнестическими полями в лобном и заднем отделах полушарий головного мозга, обеспечивающими смысловую и содержательную стороны речи.

Втора́я сигна́льная систе́ма - свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. Понятие о второй сигнальной системе ввел И.П. Павлов (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает только на непосредственные раздражения (зрительные, звуковые) или их следы. Возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. Человек обладает, помимо этого, способностью обобщать словом сигналы первой сигнальной системы. При этом слово, по выражению И.П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции. Первая и вторая сигнальные системы представляют собой различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая сигнальная система играет ведущую роль. Формирование второй сигнальной системы происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, то есть определяется не только биологическими, но и социальными факторами.

В связи с тем, что для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, И.П. Павлов предложил выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. Соответственно, художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, а средний - как уравновешенный по этому признаку. Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем. В ходе изучении второй сигнальной системы сначала происходило накопление фактов, а затем объяснение нервных механизмов действия слова. Было установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей и при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определенных пунктов коры мозга. Развитие второй сигнальной системы - результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией ограниченного отдела мозга невозможно.



Похожие публикации