Основы диагностики психических расстройств

Ю. А. Антропов

А. Ю. Антропов

Н. Г. Незнанов

ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Предисловие

В развитии психиатрии, как и любой другой науки, имеют место подъёмы и спады, периоды заблуждений, регресса, но и постепенное увеличение объёма знаний и представлений о психических болезнях, их диагностике, методах лечения и реабилитации. Это и определило целесообразность рассмотрения семиотики психических заболеваний и диагностических подходов на современном этапе развития отечественной психиатрии.

Типы скрининговых инструментов для расстройств спектра аутизма

Иногда врач задает родителям вопросы о симптомах у ребенка, чтобы контролировать расстройства аутистического спектра. Другие инструменты скрининга связывают информацию родителей с их собственными медицинскими наблюдениями. Примеры инструментов скрининга для маленьких детей и дошкольников включают.

Комплексная диагностическая оценка

Чтобы контролировать детей старшего возраста для умеренного аутизма или синдрома Аспергера, ваш врач может полагаться на различные инструменты скрининга, такие как. Второй этап диагноза должен быть тщательным, чтобы выяснить, могут ли другие состояния вызывать симптомы пациента. Раздел. Команда, которая включает психолога, невролога, психиатра, логопеда или другого специалиста, имеющего опыт диагностики аутизма, может выполнить эту оценку. Оценка может определять уровень познавательной способности вашего ребенка, уровень языка и адаптивное поведение.

В системе психиатрических взглядов очень важен внутренний порядок. Психиатрические школы отличаются не различным пониманием клинической картины олигофрении, эпилепсии, реактивных психозов и других заболеваний, а главным образом различием в системе психиатрических знаний и представлений. Это в наибольшей мере отражается в методологии подхода при диагностике психических заболеваний, в особенности шизофрении, аффективных и экзогенно-органических психозов.

Дети с любой задержкой развития также должны пройти тест на слух в рамках комплексной оценки. Если ребенок не отвечает на слова, особенно по его или ее имени, для врача важно проверить наличие потери слуха. Процесс оценки - хорошее время для родителей и опекунов, которые задают вопросы и получают советы от всей оценочной группы. Результаты оценки помогут вам спланировать лечение и вмешательство, чтобы помочь вашему ребенку. Обязательно спросите, с кем вы можете связаться для получения дополнительных вопросов.

Какие другие болезни могут иметь дети-аутисты?

Многие люди с расстройствами аутистического спектра проявляют слишком сильную или слишком слабую реакцию на определенные наблюдения, звуки, запахи, текстуры и ароматы. Например, некоторые из них могут. Испытайте боль от определенных звуков, таких как пылесос, телефон или внезапный шторм; Иногда они могут покрывать их уши и кричать.

  • Не нравится или проявляет дискомфорт от легкого касания или контакта с кожей.
  • Не реагируйте на сильный холод или боль.
Исследователи пытаются определить, связаны ли эти атипичные реакции с различиями в интеграции многих типов сенсорных стимулов.

Использованная в руководстве система психиатрических представлений и понятий является отражением и в известной мере разработкой взглядов петербургской психиатрической школы (И. М. Балинский, В. Х. Кандинский, В. М. Бехтерев, В. П. Осипов, П. А. Останков, И. Ф. Случевский, Р. Я. Голант, Н. Н. Тимофеев, Е. С. Авербух, Н. И. Озерецкий, В. Н. Мясищев, Т. Я. Хвиливицкий, Б. Я. Первомайский, Е. А. Личко и др.).

Дети с расстройствами спектра аутизма, как правило, испытывают трудности с засыпанием, поддержанием сна или других проблем со сном. Эти проблемы затрудняют их внимание, уменьшают их способность функционировать и приводят к плохому поведению. К счастью, проблемы со сном часто можно лечить с помощью поведенческих изменений, например, после расписания сна или создания процедуры сна. Некоторые дети могут лучше спать с такими лекарствами, как мелатонин, который является гормоном, который помогает регулировать цикл сна.

Как и любое лекарство, мелатонин может иметь побочные эффекты. Поговорите со своим врачом о возможных рисках и преимуществах перед использованием мелатонина. Лечение проблем со сном у детей с аутизмом может улучшить общее состояние их поведения и функционирования, а также снизить стресс семьи.

Авторский коллектив глубоко благодарен профессору Е. Н. Марковой за ценные советы при разработке ряда разделов Руководства и за предоставление конспекта лекций, прочитанных в 1960-х годах И. Ф. Случевским врачам-слушателям ГИДУВа. Авторы считают своим долгом с благодарностью отметить большое участие в подборе необходимой информации на начальном этапе работы над Руководством рано ушедшего из жизни ассистента кафедры психиатрии Пензенского института усовершенствования врачей кандидата медицинских наук В. А. Павловского. Искреннюю признательность авторы выражают доценту А. С. Ялдыгиной за плодотворное участие в обсуждении некоторых положений руководства.

Интеллектуальная инвалидность

Многие люди с расстройствами аутистического спектра имеют определенную степень умственной неполноценности. Во время тестирования некоторые области способности могут быть нормальными, в то время как другие - особенно когнитивные и лингвистические способности - могут быть относительно слабыми. Люди с расстройствами аутистического спектра, такие как синдром Аспергера, часто имеют средние или выше средние языковые навыки и не проявляют задержек в когнитивных или речевых способностях.

Каждый четвертый ребенок с аутистическим расстройством спектра имеет приступы, часто начинающиеся в раннем детстве или подростковом возрасте. Такие изъятия, вызванные аномальной электрической активностью в головном мозге, могут вызывать. Краткосрочная потеря сознания или обморок Конвульсии, т.е. неконтролируемый трепет всего тела или необычные движения. Этапы взгляда на одну точку. . Иногда недостаток сна или высокая температура могут вызвать эпилептические припадки. Электроэнцефалограмма, нехирургический тест, который регистрирует электрическую активность в головном мозге, может помочь подтвердить, имеет ли пациент такие атаки.

Авторы отдают себе отчёт в том, что в Руководстве, наряду с достаточно удачными разделами и положениями, присутствуют и не совсем удачные, быть может, в чём-то неубедительные фрагменты. В этой связи авторы надеются на заинтересованные отклики, замечания и предложения читателей, которые будут учтены в дальнейшей работе над Руководством.

Эпилептические припадки можно лечить противоэпилептическими средствами. Некоторые противоэпилептические препараты влияют на поведение; Изменения в поведении должны тщательно контролироваться у детей с аутизмом. В большинстве случаев врач будет использовать самую низкую дозу агента, который воздействует на пациента. Антиэпилептические препараты обычно уменьшают количество судорог, но они не могут предотвратить любые приступы.

Название болезни относится к одной части Х-хромосомы, которая имеет дефектный элемент, который выглядит сжатым и хрупким, если смотреть под микроскопом. Эта мутация заставляет ген отключиться. Некоторые люди могут иметь только небольшую мутацию и не проявлять никаких симптомов, в то время как другие имеют больше мутаций и более серьезных симптомов. Поскольку болезнь унаследована, дети с аутистическими расстройствами спектра должны быть скринированы на хрупкий синдром Х, особенно если родители хотят больше потомства.

Введение

Добросовестный врач, пишущий информативную историю болезни, исполняет не только ответственную профессиональную обязанность, но и делает заявку на фактическое участие в научном прогрессе психиатрии. Последний в определённой мере связан с изучением архивных историй болезни научными работниками. Возможно, что в недалёком будущем истории болезни, являясь ценнейшим источником информации, будут настолько высоко оцениваться, что возникнет этическая необходимость и обязанность в научных публикациях указывать авторов историй болезни в перечне использованной литературы. Со времен Э. Крепелина психиатрическая наука в значительной мере выросла из катамнестических исследований, серийной статистической обработки историй болезни. К. Ясперс указывал на необходимость создания психиатрических биографий, при помощи которых возможна систематически совершенствующаяся диагностика и дифференциальная диагностика психопатий, неврозов, аффективных психозов, шизофрении и других психических заболеваний.

Другие члены семьи, которые планируют иметь детей, также могут захотеть проверить это расстройство. Опухолевый склероз - редкое генетическое заболевание, которое вызывает развитие неопластических опухолей в мозге и других важных органах. Опухолевый склероз возникает в зависимости от процента лиц с расстройствами аутистического спектра. Генетическая мутация является причиной этого расстройства, которое также связано с умственной недееспособностью, эпилепсией и многими другими психическими и физическими проблемами со здоровьем.

Невозможно вылечить нуклеарный склероз, но многие симптомы можно лечить. Некоторые родители с расстройствами аутистического спектра сообщают, что у их ребенка часто возникают проблемы с желудочно-кишечными или пищеварительными процессами, включая боль в животе, диарею, запор, гастроэзофагеальный рефлюкс, рвоту или вздутие живота. Неясно, подвержены ли дети с аутизмом жалобами на желудочно-кишечный тракт, чем их обычно развивающиеся сверстники. Если у вашего ребенка такая проблема, врач, специализирующийся на желудочно-кишечных расстройствах, называемый гастроэнтерологом, может помочь вам найти причину и предложить соответствующее лечение.

Исследование психически больного начинается с изучения его внешнего вида, особенностей контакта, выявления жалоб, изучения анамнеза настоящего заболевания, семейного анамнеза (с включением генеалогического исследования), анамнеза жизни (биографии больного), получаемых со слов больного, т. е. субъективного анамнеза, и так называемого объективного анамнеза - со слов родственников больного и других лиц, а также из доступной медицинской документации. Затем проводят исследование личности, психического и соматоневрологического состояния. На заключительном этапе проводят параклинические исследования, необходимость в которых определяют на первых этапах изучения больного.

Некоторые исследования показали, что у детей с расстройствами спектра аутизма, по-видимому, больше симптомов желудочно-кишечного тракта, но эти данные могут не относиться ко всем пациентам с аутизмом. Исследователи предполагают, что у людей с расстройствами спектра аутизма не может быть никаких проблем с желудочно-кишечным трактом, но их поведение может вызвать такие симптомы - например, ребенок, который просит только определенные продукты питания, может не потреблять достаточное количество клетчатки или жидкости. ваш рацион, что приводит к запорам.

Вся атмосфера больницы, этические и эстетические особенности врача, его профессиональные навыки, живое заинтересованное неформальное участие в судьбе больного, в его излечении должны растопить лёд недоверия и предрассудков больных и их родственников к психиатрии и дать возможность получить необходимую для успешной диагностики информацию

Некоторые родители могут попытаться использовать специальную диету для своего ребенка, чтобы контролировать свои вегетативные или желудочно-кишечные симптомы. Хотя некоторые люди могут воспользоваться ограничениями определенных продуктов, нет убедительных доказательств того, что эти специальные диеты уменьшают симптомы аутизма. Если вы хотите попробовать специальную диету, сначала поговорите со своим врачом или диетологом, чтобы убедиться, что ваши потребности в питании вашего ребенка соблюдены.

Общие психические расстройства

Управление этими сопутствующими заболеваниями с помощью медикаментов или поведенческой терапии, которая учит контролировать ваше поведение, может уменьшить симптомы, которые, как представляется, усугубляют симптомы аутизма у вашего ребенка. Синтез Ретта и расстройство дезинтеграции детей - две очень редкие формы расстройства аутистического спектра, которые включают регрессию в развитии.

Предлагаемый ниже алгоритм исследования психически больных не универсален. При обследовании пациентов с наркологическими, сексопатологическими, геронтологическими психическими расстройствами, а также при обследовании психически больных детей и подростков этот алгоритм следует дополнить и соответствующим образом адаптировать к конкретной ситуации.

В отличие от других типов расстройств аутистического спектра, синдром Ретта в основном поражает девочек. В целом, дети с синдромом Ретта обычно развиваются в течение 6-18 месяцев до регрессии развития, и начинают появляться симптомы аутизма. Пациенты с этим состоянием также могут испытывать трудности с координацией, движением и речью. Физиотерапия, профессиональная терапия и речевая терапия могут помочь, но никакого специального лечения синдрома Ретта пока нет.

Исследователи обнаружили, что мутация в одной последовательности гена связана с большинством случаев синдрома Ретта. Это открытие может помочь исследователям найти способы замедлить или прекратить прогрессирование заболевания. Это также может улучшить способность врачей диагностировать и лечить синдром ранта Ретта у детей, улучшая их общее качество жизни.

Первичный осмотр больного

1.1. Внешний вид больного

Первое впечатление о больном представляет собой важный этап диагностического процесса, на котором происходит включение как чувственно-образного (интуитивного), так и рационального познания болезни. В этой связи необходимо всестороннее и детальное изучение особенностей внешнего вида больного с отражением их в истории болезни. В частности, должны быть учтены: опрятность - неопрятность (общая, в одежде), безразличие к одежде - подчеркнутая аккуратность и вычурность, яркость одежды, особенности ухода за внешностью (за лицом, прической), пристрастье к украшениям, парфюмерии, а также - особенности мимики и пантомимики (адекватная, выразительная, оживленная, беспокойная, возбужденная, растерянная, вялая, заторможенная, застывшая), характер походки - как вошел в кабинет (охотно - неохотно, молча - в речевом возбуждении, самостоятельно, с помощью медперсонала, внесён на носилках).

Дети с инвалидностью по инвалидности влияют на очень небольшое число детей, что затрудняет исследование исследователями болезни. До тех пор дети с синдромом Хеллера обычно имеют соответствующие возрасту социальные и коммуникативные навыки. Длительный период нормального развития до регрессии помогает отличить расстройство дезинтеграции детей от синдрома Ретта.

Потеря таких навыков, как словарный запас, более драматична в расстройстве расстройства детей, чем в аутизме у детей.

Дети с инвалидностью по инвалидности влияют на очень небольшое число детей, что затрудняет исследование исследователями болезни. До тех пор дети с синдромом Хеллера обычно имеют соответствующие возрасту социальные и коммуникативные навыки. Длительный период нормального развития до регрессии помогает отличить расстройство дезинтеграции детей от синдрома Ретта.

Уже по внешнему виду больного, его мимике, позе, по предварительным анамнестическим сведениям нередко оказывается возможным предположить в первом приближении синдром, а иногда и заболевание. Это позволяет варьировать характер и форму беседы с больным (содержание задаваемых вопросов, их громкость, лаконичность, необходимость повторения, степень сложности).

Определенное затруднение при создании даже провизорной диагностической гипотезы на основе некоторых характеристик внешнего вида может быть обусловлено тем, что многие признаки его (сценическая информация, по Аргеляндеру, 1970) наименее поддаются объективизации, так как зависят от уровня культуры, вкусов, воспитания, этнических и профессиональных особенностей.

Для отнесения особенностей внешнего вида к психопатологическим феноменам и отличия их от бытовых, социальных, культуральных непсихотических аналогов необходимо учитывать внезапность,

22 ..

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Диагностика - это совокупность процедур и методов, направленных на определение болезни с целью постановки правильного диагноза и выбора средств для лечения с учетом прогноза заболевания.

При проведении диагностики психических расстройств важно учитывать два аспекта значимости данной процедуры: медицинский и юридический. Вначале рассмотрим медицинский фактор. Для диагностики психических болезней необходимо различать следующие понятия:

Нормальное состояние;

Патология;

Психическое заболевание;

Психоз;

Психическое нарушение;

Невроз;

Расстройство личности.

Проведение диагностических мероприятий психических болезней начинается с определения симптомов заболевания. Далее симптоматика складывается в определенные синдромы заболевания. А синдромы, в свою очередь, составляют нозологическую форму психического расстройства - заболевание. Цель точной диагностики заключается в правильности выработки тактики и стратегии лечения болезни, а также дальнейшей реабилитации больного.

На первом этапе диагностики определяются основные признаки заболевания или симптомы. Признак заболевания относится к клиническим понятиям и непосредственно связан с внешним восприятием психиатром состояния человека. Отдельные признаки заболевания выделяются у больного на уровне чувственного познания психиатром с учетом его опыта. После определения основных признаков заболевания необходимо провести их обобщение и классификацию, установить существующие взаимозависимости. Таким образом, симптомы заболевания подвергаются клинической экспертизе. По ее результатам выделяют синдромы болезни, что является уже следующим этапом диагностики психических расстройств. Третий этап диагностики формирует общую клиническую картину психического заболевания, раскрывает патогенез и суммирует полученные данные в виде диагностической гипотезы. Четвертый этап строится на основе сформулированной диагностической гипотезы и характеризуется уточнением клинических симптомов, поиском причинно-следственных взаимосвязей между различными факторами заболевания: экзогенными, личностными, эндогенными, психогенными и др. На основе проделанной работы выстраиваются стратегия и тактика проведения терапевтического лечения. На пятом этапе проводится мониторинг изменений симптоматики в ходе лечения болезни. Шестой этап характеризуется уточнением предварительного диагноза, определением

прогноза выздоровления, выработкой реабилитационных и профилактических мероприятий.

Диагностические дифференцированные критерии:

Данные анамнеза;

Возраст больного;

Тип дебютной части заболевания;

Темпы развития дебютной части заболевания;

Основные клинические проявления (симптомы, синдромы, их динамика);

Тип течения заболевания;

Специфика ремиссии и светлых промежутков;

Показатели лабораторных анализов;

Соматоневрологические исследования;

Отношение человека к заболеванию.

Следующий фактор диагностики психического заболевания - юридический.

На основании законодательства о психиатрической помощи постановка диагноза психического заболевания проводится в соответствии с утвержденными международными правилами. Диагноз психической болезни не может быть поставлен человеку только по причине его несогласия с общепринятыми культурными, морально-нравственными, религиозными и политическими ценностями или по другим причинам, не связанным со здоровьем.

Диагностика и терапия больного должны проводиться медицинскими методами и лекарственными средствами, допущенными к применению на основании нормативноправовых актов федерального органа здравоохранения. Данные медицинские методы и средства лечения должны применяться исключительно в целях диагностики и оздоровления больных. Запрещено применение указанных средств с целью наказания, запугивания человека либо в интересах посторонних лиц.
Принципы диагностики заболеваний психики должны ориентироваться на международный опыт и использование в работе утвержденной МКБ, которая обязательна в России. На основе МКБ Министерством здравоохранения и социального развития РФ был разработан адаптированный для России вариант «Психические и поведенческие расстройства». Также существуют стандарт диагностики и лечения психических заболеваний и руководство «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств», направленные на улучшение диагностики и лечения психических заболеваний. Описанные в документах процедуры не ограничивают действия врача, в каждом конкретном случае психиатр вправе индивидуализировать диагностические мероприятия и процедуру лечения. Ле-чебно-диагностический стандарт имеет цель - обобщение мирового опыта, способствует росту эффективности врачебной деятельности.
В соответствии с законодательством РФ установить диагноз психического расстройства имеет право лишь врач-психиатр. Предварительное заключение другого врача-специалиста не может служить основанием для недобровольного лечения. В местности, где отсутствует врач-психиатр, решение вопроса диагностики заболевания осуществляется путем дополнительного обучения специалиста с целью приобретения им права психиатрической деятельности.

Существуют определенные методы диагностики психических заболеваний:

Сбор анамнеза. Проводится сбор информации о психическом и физическом состоянии человека в настоящем и ретроспективном планах, собираются данные

О наследственности, особенностях формирования личности, чертах и свойствах характера, интересах
и навыках, привычках. Описываются перенесенные заболевания, травмы головы, употребление наркотических и алкогольных средств, наличие фактов аморального поведения. Эти данные можно получить по следственно-судебным материалам, характеристикам по месту работы и жительства, истории заболеваний и т.д.;

Сбор информации о психическом здоровье и адекватности поведения человека на основании свидетельских показаний. Эти данные можно получить путем опроса свидетелей, проходящих по изучаемому делу;

Сбор официальной медицинской информации. Осуществляется путем запроса в психиатрические лечебные учреждения для получения справок и выписок из истории болезни;

Экспериментальное психологическое исследование включает в себя осмотр пациента психологами, позволяющий выявить нарушения по отдельным аспектам личности и указать на ее особенности;

Наблюдение проводится в стационарных условиях врачами-психиатрами и другим медицинским персоналом при совершении ими обходов в форме личной беседы с человеком. Проводится круглосуточно. Обращается внимание на изменение состояния больного в психическом плане;

Обследование головного мозга заключается в проведении анализов и аппаратном обследовании функций головного мозга (компьютерные томографии, спинно-мозговые пункции, электроэнцефалограммы и др.);

Диагностика неврологических симптомов. Проводится исследование рефлексов неврологического характера. Определяется соответствие сухожильных рефлексов, отсутствие патологических рефлексов,



Похожие публикации