Макроэкономика: Совокупный спрос и совокупное предложение в условиях инфляции. Причины инфляции. Монетарная и немонетарная инфляция. Монетарная политика и инфляция в современной россии Отметьте немонетарные причины инфляции

Предложение денег оказывает воздействие как на реальное производство, так и на уровень инфляции в стране. Между тем, среди экономистов нет согласия по поводу того, каким образом этот эффект раздваивается. Влияние денежной массы на инфляцию связывают с ее монетарным происхождением.
В первой половине 1990-х гг., в период высоких темпов инфляции в российской экономике, ученые вели ожесточенные споры о монетарной и немонетарной составляющей российской инфляции. Ряд экономистов и исследовательских коллективов, сторонников шоковых реформ, настаивали на исключительно или в значительной степени монетарном происхождении инфляционного процесса в России. Особенно активно эту позицию защищали бывший министр финансов Б. Федоров (в 1993 г.), А. Илларионов и возглавляемый им Институт экономического анализа при Правительстве РФ (в 1995— 1996 гг.), Е. Гайдар и возглавляемый им Институт экономических проблем переходного периода.
В частности, А.Н. Илларионов обнаружил тесную корреляционную зависимость темпа прироста потребительских цен в России в 1992—1994 гг. от темпа прироста денежного агрегата М2 с увеличивающимся лагом воздействия: от 3 (осень 1992 г.) до 6 месяцев (начало лета 1994 г.). При этом увеличение лага объяснялось им задержками денежной массы «на различных "этажах" финансовой системы». Аналогичные исследования были проведены А.Н. Илларионовым и после августовского кризиса 1998 г.: монетарной причиной инфляции признано «несоответствие валютных активов денежных властей их рублевым обязательствам».
Главным источником российской инфляции в 1992—1994 гг. сотрудник Пенсильванского университета (США) Б. Икес считал два монетарных фактора: прямое кредитование Центробанком РФ отраслей народного хозяйства и громадный бюджетный дефицит, покрываемый за счет эмиссии2. Оригинальной позиции придерживались М. Афанасьев и О. Вите. Они писали о преобладании в российской экономике «инфляции спроса», не совсем тождественной монетарной инфляции, но весьма близкой к ней по сути. Последовательно отказывая всяким иным видам «инфляции издержек» в праве на существование, они признавали только одну ее форму — «инфляцию на основе изменения структуры спроса». Поскольку за последнюю ответственны неконкурентоспособные перерабатывающие отрасли, М. Афанасьев и О. Вите делали вывод о том, что для таких предприятий вряд ли стоит придумывать какую-либо иную политику, кроме уже существующей монетарной3.
Исследования сторонников монетарного происхождения инфляции имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, функциональная зависимость, формула Фишера, заменяется в них корреляционной зависимостью. Попытка же свести результаты к функциональному взаимодействию приводит к меняющимся значениям скорости обращения денег, что само по себе требует объяснения. Более того, в некоторые периоды российской экономики статистически более значимой оказывается зависимость денежной массы от движения цен, а не наоборот4, что и вовсе ставит под сомнение монетарное происхождение инфляции.
Во-вторых, применительно к периоду российской экономики до кризиса 1998 г. функциональная модель И. Фишера должна быть усовершенствована за счет включения в нее суррогатных денег и их заменителей, в том числе неплатежей. Если неплатежи являются известной величиной, то оценить применение в качестве платежных средств векселей, сертификатов, купонных облигаций ОГСЗ, валюты и даже прямое использование бартера — довольно проблематично.
В-третьих, в монетаристских моделях рассматривается только трансакционный спрос на деньги, а спрос на деньги в других функциях в лучшем случае влияет на лаги взаимодействия. В таком случае либо скорость обращения денег нужно рассматривать как самостоятельную функцию от некоторых факторов, либо трансакционный спрос на деньги следует дополнить спросом на деньги как на имущество и средство для обслуживания финансового рынка.
Еще одним камнем преткновения в исследованиях монетаристского толка является проблема научного обоснования изменчивости лагов взаимодействия цен и денежной массы. По мнению М. Делягина, временной лаг, в течение которого изменения денежной массы влияют на цены, зависит от темпа инфляции, и эта зависимость обратная. Чем ниже инфляция, тем более изощренными и длительными, по словам М. Делягина, являются финансовые операции и тем больше временной лаг воздействия денежной массы на цены.
Увеличение лагов взаимодействия естественным образом происходит в ситуации, когда инфляционный процесс развивается в скрытой форме, иными словами, имеет место накопление инфляционного потенциала в виде некоего внутреннего дисбаланса, в обслуживании которого принимает участие монетарная сфера, и имеет место временный избыточный спрос на деньги. Кроме того, когда лаг достаточно велик, внутри него можно обнаружить массу других воздействующих факторов, поэтому связь двух явлений становится еще менее явной.
Сторонниками, главным образом, немонетарного происхождения инфляции делался акцент на таких факторах роста цен, как затратный механизм ценообразования (фактор издержек), монополизм предприятий, структурные и институциональные изменения, потеря управляемости, технологическая отсталость и др. Эти идеи развивались в первой половине 1990-х гг. в выступлениях председателя Центробанка РФ В. Геращенко2, «докладе академиков» (1994 г.)3. Подобной точки зрения придерживался и СМ. Никитин. Он писал, что в России того периода господствующую роль играли именно факторы инфляции издержек, подчас уникальные для России и не имеющие мировых аналогов: отток материальных и валютных ресурсов в ближнее и дальнее зарубежье, сверхмонополизация экономики, масштабный разрыв хозяйственных связей, ослабление внутрироссийского экономического сотрудничества1. По мнению Д. Белоусова и А. Клепача, инфляция издержек в российской экономике «поддерживается сложившейся индексацией заработной платы, подтягиванием цен на топливо и сырье к мировому уровню и элементами присвоения рентного дохода», а высокий уровень инфляции издержек связан со «структурной несбалансированностью отраслей экономики, неспособностью ресурсопотребления адаптироваться к "дороговизне энергии». О преобладании влияния факторов инфляции издержек писали также другие авторы, а некоторые даже подчеркивали господство одного или двух из них.
На немонетарность российской инфляции в 1992—1995 гг. указывали также французские профессора М. Аглиетта и Ж. Сапир. Они подчеркивали связь российской инфляции со структурно-финансовыми аспектами переходного периода, отсутствием внутреннего согласия и недостатком рыночных механизмов координации деятельности хозяйствующих субъектов. В этих условиях потребность в денежной массе, не удовлетворенная экзогенно, оборачивается ростом неплатежей. Ж. Сапир называл кризис неплатежей специфической формой «инфляции издержек» в России. Провал всех методов и инструментов денежно-кредитного воздействия на экономику, по мнению Н. Петракова, В. Маневича и В. Перламутрова5, также свидетельствовал о немонетарной природе российской инфляции переходного периода.
А. Беляков особо подчеркивал, что корни и причины отечественной, как и любой иной инфляции, почти полностью лежат в сфере общественного производства, а не денежного обращения, и методом борьбы с ней является наращивание инвестиций1. В.М. Полтерович в своей модели доказывал, что расширение кредитов при определенных условиях не только не вызывает инфляцию, но и снижает ее темп. В то же время Л. Резников утверждал, что инфляцию может вызывать не увеличение, а сжатие спроса. Он ссылался на падение производства, рост по этой причине затрат, который как раз и провоцирует рост цен.
Последняя позиция нам представляется достаточно обоснованной, и с помощью простой модели равновесия на рынке несовершенной конкуренции нетрудно показать, что рост цены может быть следствием не расширения, а сжатия спроса. В условиях: а) высокой степени монополизации российской экономики, особенно в первые периоды реформ; б) наличии положительной отдачи от масштаба на большинстве советских предприятий, предопределяющей убывающий вид кривых АС и МС в долгосрочном периоде, — дефляция спроса на отдельных товарных рынках однозначно приводит к увеличению цен (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Последствия дефляции спроса на рынке несовершенной конкуренции при циклической эластичности спроса по цене
Дадим пояснение к рис. 2.10. Первоначально рыночный спрос был на уровне D1. Для фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, этой кривой спроса соответствует кривая предельного дохода MR1 Точка равновесия Курно E1 обеспечивающая фирме максимум прибыли, определяется согласно правилу: предельный доход равен предельным издержкам (MR1 = MС1). При этом оптимальный объем продаж равен Q1 а цена монополиста равна Р1.
Пусть в силу «шока спроса» кривая рыночного спроса сместилась влево, а эластичность спроса увеличилась, что отразилось в изменении угла наклона кривой спроса. Новой кривой рыночного спроса D2 соответствует собственная кривая предельного дохода MR2 Точка равновесия Курно Е2 (определяемая по правилу MR2 = MC2) характеризует новый оптимум монополиста. Итак, в результате падения рыночного спроса объем продаж уменьшается с до а рыночная цена растет с Р] до Р2 Рост цены связан с утратой преимуществ положительной отдачи от масштаба: экономика находится на снижающемся участке кривой средних издержек АС, что означает: при уменьшении объема выпуска издержки производства единицы продукции растут. В то же время циклическая эластичность спроса является фактором, препятствующим росту цены.
На нашем рисунке первый фактор (отдача от масштаба) преобладает над вторым (циклическое изменение эластичности спроса), результатом является общий рост цен. Заметим, в перспективе, наоборот, преобладание второго фактора (циклической эластичности спроса) в силу развития конкурентных рынков, т.е. уменьшения степени их монополизации, станет причиной сдерживания инфляции в стране.
Количественная оценка доли монетарной и немонетарной составляющих инфляции зависела как от выделения факторов и их отнесения к соответствующей группе, так и от принятой методологии анализа.
В 1990-е гг. результаты расчетов доли монетарной и немонетарной составляющих российской инфляции существенно различались и сильно зависели от теоретических посылок разработчиков моделей, что влияло на методику их исследования. В первом десятилетии XXI в., в связи с совершенствованием методов исследования, обретением некоего единства, результаты расчетов стали более сопоставимыми, однако влияние теоретических установок авторов на них окончательно не исчезло.
Так, согласно расчетам Института экономики переходного периода, вклад монетарных факторов в развитие российской инфляции (рост ИПЦ) после кризиса 1998 г. составлял внушительную величину: в 1999 г. - 53,3, в 2000 г. - 145,3 (!), в 2001 г. - 68,1, в 2002 г. - 68,2 и в 2003 г. — 81,7%". Примечательно, что к немонетарным факторам авторы цитируемого обзора российской экономики, помимо повышения регулируемых цен и тарифов, в первую очередь, на продукцию естественных монополий, относят также изменение спроса на реальные кассовые остатки и инфляционные ожидания. Доля этих факторов, согласно данному исследованию, в 2000 г. составляла отрицательную величину, — 45,3%.
В докладе Министерства экономического развития и торговли РФ «Об инфляции и мерах по ее сдерживанию в краткосрочной перспективе» доля монетарных факторов инфляции в 2005 г. оценивалась в размере 63% (из них 17% приходилось на рост номинальных доходов населения, 49% — на прирост денежного агрегата М2 и —3% — на влияние валютного курса рубля), а на немонетарные факторы — 37% (в том числе: рост тарифов ЖКХ и услуг локальных монополий — 18%, рост тарифов естественных монополий федерального уровня — 19%)1. В исследованиях Минфина РФ можно встретить сопоставимые показатели монетарной составляющей российской инфляции: 53—63% в 2000—2007 гг.2. В 2008 г. Министр экономического развития и торговли РФ Э. Набиуллина заявляла о подавляющем значении монетарного фактора роста цен в российской экономике3.
Сотрудники Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования под руководством Д.Р. Белоусова разработали методологию разделения инфляции на три составляющие: 1) вклад административно-регулируемых цен (тарифов на электроэнергию, газ и пр.); 2) вклад структурной составляющей; 3) вклад монетарной составляющей. Согласно их расчетам, в 2003—2007 гг. доля административной составляющей инфляции изменялась в пределах 17,6-31,2% (максимум пришелся на 2005 г.), структурной составляющей — в пределах 14,2-30,3% (максимум в 2007 г.), монетарной составляющей — в пределах 52,1-62,5%4. По расчетам Центра, особую роль в монетарной составляющей инфляции 2003-2005 гг. играло увеличение денежного мультипликатора.
Есть и более умеренные оценки монетарной составляющей инфляции в России. Согласно исследованиям аналитической лаборатории «Веди», в 2006 г. доля монетарных факторов, к которым ученые лаборатории относят изменение денежных агрегатов и динамику валютного курса, составляла лишь 39,8%. Доля немонетарных факторов (факторы изменения цен на платные услуги, сельскохозяйственную продукцию и бензин) оценивалась в 60,2%.
По мнению академика Д. С. Львова, в 2005 г. доля монетарной составляющей была существенно ниже, чем это прозвучало в докладе Министерства экономического развития и торговли РФ, а именно, — всего лишь 8—12%3. В связи с этим академик осуждал проводимую в стране политику стерилизации денежной массы за счет увеличения профицита бюджета и Стабилизационного фонда, в то время как банковская система страны страдает от недостатка ликвидности и вынуждена была занимать деньги на невыгодных условиях за рубежом. Такая политика, по мнению ученого, приводила к искусственному уменьшению потенциального роста российской экономики за счет внутренних инвестиций.
Оценки степени монетарности инфляционного процесса проводились и в других странах, переживавших трансформационный период. Так, по расчетам М. де Мело, С. Денизера и А. Гелба, изучавших польскую экономику, доля монетарных факторов инфляции в этой стране в период реформ составляла около 60%, немонетарных: фактора «приспособительных периодов» — adjustment lags, инфляционных ожиданий и темпа роста ВНП, — 40%4.
Таким образом, исключительно монетарное происхождение инфляции не находит эмпирического подтверждения. Лучшие результаты дают многофакторные модели, учитывающие как монетарные, так и немонетарные факторы инфляции. Различие в эмпирических оценках монетарной и немонетарной составляющей инфляции объясняется как разницей в выделении факторов роста цен и их отнесении к той или иной группе, так и в методике анализа. В целом на подходы к оценке монетарной составляющей инфляции оказывают определенное влияние теоретические установки их разработчиков.

Похоже, инфляция в этом году все-таки не уложится в официальный прогноз - не более 6 процентов.

По новым расчетам Минэкономразвития, рост цен должен составить 6,2-6,3 процента. Кажется, не велика поправка - какие-то десятые доли процента. Но это с какой стороны посмотреть.

У экспертов есть такое понятие - "инфляция для бедных", официально она нигде не регистрируется, но в кошельках у людей с низким достатком отзывается долгим печальным эхом. И здесь десятые доли превращаются в полноценные проценты.

Так что же нас ждет в конце декабря, действительно ли на праздничной волне продукты принесут новый виток роста цен?

На эти и другие вопросы "РГ" отвечали ее постоянные эксперты: директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, аналитик потребительского рынка Тимур Нигматуллин и директор департамента аудита АКГ "Уральский союз" Александр Миронов.

Давайте начнем с "инфляции для бедных". Как она рассчитывается?

Николаев: Бедные слои населения нельзя подводить под общую инфляцию. Это будет неправильно. Так как по структуре потребительских расходов бедные отличаются тем, что значительно больше тратят на продукты питания, чем остальные.

Если в среднем по стране на еду человек с хорошим достатком тратит около 30 процентов своих средств, а в развитых странах не больше 15 процентов, то бедные выкладывают свыше 50 процентов от своей зарплаты.

Соответственно если у нас цены растут на продовольствие быстрее, а это так и происходит, то мы должны сделать вывод, что в этом случае "инфляция для бедных" будет больше, потому что они больше тратят на самые дорожающие товары.

Сейчас цены на продовольствие растут на 1,5 процента больше чем на непродовольственные товары. Более всего цены повысились на яйца и молочные продукты. А они в рационе бедных занимают важное место.

Так какой будет "инфляция для бедных" в этом году?

Николаев: На конец октября продовольственные товары подорожали на 5,5 процента, непродовольственные - на 3,8 процента, а услуги - на 7,2 процента. Услуги больше дорожать не будут, а вот цены на продовольственные товары еще подтянутся.

Таким образом, по нашим расчетам, "инфляция для бедных" по итогам года составит примерно 10 процентов. То есть примерно на 30 процентов она будет выше, чем средняя по году.

Здесь нужно учитывать не только, как дорожают продукты, а еще и что именно дорожает. Так как бедные, например, потребляют меньше мяса и птицы, а больше тех же яиц и молока, которые в этом году особенно подорожали.

А почему официально не рассчитывают "инфляцию для бедных", это помогло бы скорректировать социальную помощь?

Николаев: Возможно, из-за того, что это достаточно трудно сделать. Должна быть специальная выборка по 10 тысячам домохозяйств.

Тогда вернемся к "инфляции для всех". На этой неделе корреспондент информагентства Bloomberg Ольга Танас сообщила вот о таком заявлении глава Центробанка Эльвиры Набиуллиной: "Доля немонетарных факторов составляет 50 процентов инфляции и усложняет задачу по снижению темпов роста потребительских цен". И эта доля за десять лет у нас снизилась на 10 процентов - с 60-ти. Доля продовольствия - до 37 процентов с 52, а доля ЖКХ, наоборот, выросла до 9 процентов с 6,5 процента. О чем говорят эти цифры?

Нигматуллин: Дело в том, что инфляция является следствием кредитно-денежной политики ЦБ или как раз тех самых упомянутых монетарных факторов. Монетарные факторы - это, если сильно упростить, скорость, с которой регулятор увеличивает количество денег в экономике.

Сам по себе, рост тарифов на ЖКХ или продукты не ведут к инфляции, пока ЦБ не напечатает излишек денег. А деньги ему приходится печатать для того, чтобы у населения резко не возросла доля расходов на упомянутые статьи. В последнее десятилетие рост цен на ЖКХ опережал рост зарплат, а рост цен на продовольствие отставал. Нет ничего удивительного в том, что рост цен на ЖКХ постепенно становится все более значительным инфляционным фактором (фактором, который заставляет ЦБ печатать больше денег).

В связи с этим, какой все-таки будет средняя инфляция по стране, она превысит 6 процентов?

Нигматуллин: На мой взгляд, Набиуллиной удастся удержать инфляцию в 2013 году внутри запланированного ЦБ интервала 5-6 процентов. Ведь без снижения инфляции не удастся снизить процентные ставки по кредитам и, тем самым, стимулировать рост экономики за счет роста потребления и роста деловой активности среди предпринимателей. Мне кажется, для правительства экономический рост сейчас важнее, чем снижение доли расходов на ЖКХ.

Миронов: Инфляция в конце 2013 года может составить 6,3 процента. Во-первых, сыграют роль наступающие праздники, когда всегда все дорожает. Во-вторых, последние события на финансовом рынке могут подтолкнуть граждан перевести денежные средства в материальные ценности. Кроме того, уже зафиксирован ускоренный темп роста цен на сельхозпродукцию и так далее.

А как начнется 2014 год?

Миронов: Последние два года в первых кварталах инфляция составляла 1,67 и 1,45 процента. С учетом накопившихся проблем на конец 2013 года этот порог в начале 2014 года будет сдвинут до уровня 1,7-1,9 процента.

Из чего складывается инфляция

Монетарная инфляция - это инфляция спроса . Ее причиной является повышение совокупного покупательского спроса. У населения растет количество денег, при этом товарное предложение ограничено. Говоря простым языком "Денег много, а купить на них нечего". В качестве примера можно вспомнить пустые полки магазинов в СССР.

Другой пример - денежная масса остается постоянной при резком сокращении товарной массы, возникает дефицит, который провоцирует рост цен. К примеру, урожай 2010 года был намного хуже, чем обычно. Как следствие, цены на гречневую группу, картошку и другие продукты существенно выросли. На момент дефицита государству ничего не остается, как использовать стратегические запасы продовольствия или снижать импортные пошлины.

По мнению сторонников монетарной концепции, в монетарной инфляции виновата слабая банковская система, которая недостаточно контролирует денежную эмиссию. Кроме того, причиной монетарной инфляции может быть рост недоверия населения к рублю, вследствие чего народ хранит сбережения в ценных бумагах. Еще одна из причин монетарной инфляции - расходы государства, которые превышают доходы бюджета. Если они не направляются на производство товаров, то, происходит выброс в экономику дополнительной денежной массы, никак не связанной с товарной массой. К таким расходам можно отнести: социальные выплаты слабо защищенным группам населения или расходы на производство военной техники. Денег в экономике становится больше, а произведенные товары (подводные лодки, например) поступают не на рынок, а в вооруженные силы, и товарная масса не меняется.

Немонетарная инфляция - это инфляция предложения . Когда спрос остается постоянным (или падает), а цены на товары растут. Население не может себе позволить то, что хочется и берет кредиты. Денег на выплату кредита не хватает, в масштабах страны растет долг платежей. Необходимо снижать ставки по кредитам. Делать их доступными для населения. Об этом много говорится на уровне правительства, но реализации мы не видим.

Или, скажем, семья, получив зарплату, решает существенно экономить и тратить денег по минимуму. А таких семей множество. Возникает падение спроса, производители товаров начинают повышать цены, чтобы не работать себе в убыток.

Еще один фактор немонетарной инфляции. Сырьевые монополии, которые имеют серьезные рычаги влияния на цены выпускаемой продукции (конкурентов все равно у них нет).

Причины и факторы инфляции многообразны. Их можно разделить на две крупные группы – внутренние и внешние (эндогенные и экзогенные). В свою очередь внутренние причины носят денежный (монетарный), неденежный (структурный) и субъективно-психологический характер.

В условиях глобализации немалое значение в развитии инфляционных процессов имеют факторы экзогенного характера, порождающие неблагоприятные сдвиги между денежной и товарной массой. На уровень инфляции влияют следующие внешние факторы:

  • неудовлетворительное состояние платежного баланса (отрицательное сальдо товарных и капитальных потоков);
  • укрепление иностранной валюты и, соответственно, девальвация национальной валюты;
  • структурные сдвиги на глобальном и региональных рынках капитала;
  • циклическое развитие мировой экономики;
  • мировые и зональные экономические кризисы (валютный, сырьевой, энергетический, товарный, финансовый, долговой).

Любой из этих факторов опосредованно влияет на национальную товарно-денежную сбалансированность, а значит, и на инфляцию. Например, кризисы на рынке импортируемого сырья и продовольствия ведут к удорожанию на национальном рынке. Нехватка ликвидности на мировом рынке капитала уменьшает ее приток в национальную экономику, что, в свою очередь, сужает источники инвестирования в развитие производства товаров и услуг, удорожая эти товары. Девальвация национальной валюты ведет к се обесценению и, как правило, вызывает рост цен и т.д.

Возможность влияния на экзогенные факторы со стороны национальных субъектов весьма ограничена. Внутренние (эндогенные) факторы регулируются с гораздо большей степенью свободы и ответственности. Обратимся к их характеристике.

Монетарные (денежные) факторы , безусловно, являются ключевыми факторами инфляции. Под ними понимается прямое влияние роста денежной массы на инфляцию и уровень цен. Именно поэтому центральный банк как орган, ответственный за выпуск денег в обращение, несет прямую ответственность за уровень инфляции. В ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банкс России)" указывается, что защита и обеспечение устойчивости рубля является целью деятельности Банка России. Таким образом, становится понятным делегирование полномочий контроля инфляции центральному банку, так как именно инфляция – это главный фактор, подрывающий устойчивость национальной валюты.

Как действуют монетарные факторы? В условиях современного денежного обращения, носящего кредитный характер, главным фактором инфляции является кредитная экспансия , т.е. расширение масштабов банковского кредитования сверх потребностей экономики, что провоцирует эмиссию безналичных денег. Эффективное сбалансированное обеспеченное кредитование на рациональные производственные цели не провоцирует инфляцию – в этом случае рост денежной массы адекватен потребностям экономики. Если же банки активно выдают необеспеченные, рискованные, невозвратные кредиты, это может стать источником инфляции.

Монетарным фактором инфляции является расширение сферы действия кредитных орудий обращения . Интенсификация выпуска кредитных карт, предоплаченных продуктов, векселей, чеков активизирует расчеты с их помощью, расширяет границы платежеспособного спроса, на который производство не успевает откликаться.

Рост инфляции на базе роста денежной массы является следствием либерализации денежно-кредитной политики, в частности политики дешевых денег. И наоборот, политика дорогих денег и удорожания кредита обычно является компонентом жесткой монетарной парадигмы, требующей безусловного ограничения инфляции. Однако если в стране на инфляцию сильное влияние оказывают немонетарные факторы, политика дорогих денег может инфляцию и не сдержать.

Монетарной причиной инфляции являются кризисные явления на валютном рынке, девальвация национальной валюты . При обесценении национальной валюты падает ее покупательная способность и растут цены.

Инфляция имеет монетарное происхождение еще но одной важной причине. Ею является расстройство и несбалансированность государственных финансов . Финансирование расходов правительства, не подкрепленных адекватным ростом доходов, оказывает сильный инфляционный эффект на экономику, провоцируя давление на потребительский рынок и порождая рост цен. Особенно опасны необеспеченные высокие социальные обязательства и часть других непроизводительных расходов (оборона, правоохранительная деятельность, содержание государственного аппарата).

Эксперты подсчитали эластичность инфляции по разным расходам и выяснили, что увеличение социальных расходов в размере 1% ВВП приводит к росту инфляции на 0,6–0,7%, тогда как рост бюджетных инвестиций в реальный сектор – только на 0,3-0,4%.

Возникающий дисбаланс государственных доходов и расходов требует денежных ресурсов для финансирования бюджетного дефицита. При его покрытии выпуском правительственных ценных бумаг рост государственного долга не несет в себе разрушительных последствий, если государство в состоянии обслуживать этот долг. Но в случае неконтролируемой прямой бюджетной эмиссии это, безусловно, ведет к инфляции. Поэтому законом закреплен принцип финансирования дефицита бюджета монетарными властями в исключительных случаях и только в порядке кредитования. Согласно ст. 22 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" банк не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Банк России не имеет нрава покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается законом.

Со стороны государственных финансов действует еще один фактор инфляции – высокий уровень косвенных налогов в структуре национального налогообложения. Такие налоги, как НДС, акцизы, прямо включаются в цену. При росте числа посредников в цепочке товаропродвижения цены могут увеличиться весьма существенно.

Инфляция, будучи в целом деиежиым феноменом, имеет и структурные (немонетарные) причины ее возникновения. Само определение инфляции как денежно-товарной несбалансированности побуждает обратить внимание и па товарный элемент этого тандема. Деньги обесцениваются не потому, что их становится больше, а потому, что им противостоит меньшее количество товаров. Центральный банк, имея рычаги влияния па денежную массу, несет ответственность за монетарную инфляцию. Но непосредственно воздействовать на производство центральный банк не может. Поэтому мандат ответственности за инфляцию, порождаемую структурными факторами, должно взять правительство.

К числу структурных факторов инфляции относится нарушение отраслевых и макроэкономических пропорций , порождающих товарно-денежные дисбалансы. Примерами немонетарного происхождения инфляции в дорыночных административно-командных системах является опережающее развитие подразделения, производящего средства производства, и хроническая отсталость отраслей – производителей товаров народного потребления. Этот структурный перекос в советское время являлся следствием политики интенсивной индустриализации, оставлявшей недостаточно ресурсов для выпуска товаров для конечного потребления населением в агросекторе, легкой и пищевой промышленности и т.д.

В рыночных экономиках в силу балансирующей и регулирующей силы рынка глобальные фундаментальные перекосы объективно не возникают. Однако непродуманная экономическая политика в определенной степени может рождать структурные диспропорции и деформации. Так, в современной России экономика до сих пор имеет недиверсифицированный, несбалансированный, негармоничный характер. Очевиден крен экономической структуры в отрасли сырьевого характера, в особенности в добычу и экспорт нефти и газа. Это означает недоразвитие производства товаров с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных производств и сфер, генерирующих товары и услуги, удовлетворяющие платежеспособный спрос населения. В этом кроются причины высоких темпов роста потребительского импорта, что ухудшает состояние платежного баланса.

Структурный характер инфляции определяет множество причин, в совокупности объективно повышающих уровень цен. Примером может служить затратный характер национальной экономики, проявляющийся в чрезмерной материало-, трудо-, энергоемкости конечного выпуска. Если на единицу валового продукта приходится относительно большее, чем в передовых экономиках, количество потребляемых ресурсов, национальная экономика обречена на рост цен.

Еще одним каналом инфляции являются неэффективные и чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли и сферы экономики, рост объемов незавершенного капитального строительства. В этом случае происходит авансирование денежных доходов участников инвестиционного процесса, которые не имеют товарного обеспечения.

Инфляцию провоцирует также высокая монополизация экономики , порождающая неадекватно высокие цены. Например, в современной России многие локальные и региональные товарные и сырьевые рынки чрезвычайно монополизированы, а реальная конкуренция отсутствует.

Подытоживая, можно сказать, что питательной почвой структурной инфляции является неэффективная экономика.

Третий блок факторов, помимо монетарных и структурных, включает субъективно-психологические факторы инфляции – социально-политические изменения, инфляционные ожидания экономических субъектов. Есть подтверждаемое практикой правило, гласящее: "Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся". В соответствии с инфляционными ожиданиями экономические субъекты предъявляют повышенный спрос на товары и услуги, что вызывает рост цен.

Публикация правительственных прогнозов и целевых ориентиров по инфляции, растущая информированность предприятий и населения в целом является положительным явлением, однако она формирует инфляционные ожидания с последующими действиями, объясняемыми логикой снижения инфляционных потерь.

Безусловно, в современной экономике, где все большее значение приобретают поведенческие мотивы и аспекты, субъективные факторы инфляции проявляются все ярче и сильнее. Но основным остается соотношение между объективными факторами – монетарными и структурными. Оно до сих пор является предметом научных и теоретических дискуссий.

На трактовке инфляции как исключительно денежного явления настаивают сторонники монетаризма. Поставив вопрос, имеет ли вообще инфляция неденежное происхождение, ранние монетаристы категорично отвечали на него: "Нет". Именно в таком ключе определял инфляцию глава монетаристской школы Милтон Фридмен: "Инфляция всегда и везде является денежным феноменом". В этой концепции в краткосрочном плане валовой продукт детерминируется темпами денежной массы, и при опережении денежной массой динамики ВВП возникает инфляция.

Этот тезис оспаривали сторонники кейнсианства, которые критиковали игнорирование неденежных факторов инфляции, тем более что практика нс подтверждает ортодоксальный монетаристский постулат. Статистически связь между темпом денежной массы и инфляции оказалась неопределенной. В экономической истории часто при росте денежной массы темпы инфляции снижались (начато 1980-х гг., США). В новейшей российской истории в 2002–2010 гг. прямой корреляции между денежной массой и инфляцией не наблюдалось вообще – каждый год они находились в противофазе.

По экспертному исследованию, проведенному в России, была рассчитана эластичность инфляции в зависимости от монетарных факторов. Краткосрочное влияние денежной массы на инфляцию оценено коэффициентом эластичности в пределах 0,06, а долгосрочное – 0,15. Более значимыми факторами являются именно структурные – рост издержек в виде роста тарифов естественных монополий (эластичность 0,37), увеличение заработной платы.

В настоящее время не прослеживается также теоретически верная жесткая прямая зависимость между состоянием государственных финансов и инфляцией. Примерами могут служить высокий уровень дефицита бюджета и при этом низкий уровень инфляции в странах Европы, США. В настоящее время в США и в еврозоне инфляция находится на уровне 1–2,5%. Япония и вовсе находится в состоянии дефляции. В России, напротив, постоянный профицит бюджета сопровождался высоким уровнем инфляции, а не низким, как следовало бы ожидать. Следовательно, высокие государственные расходы не являются первоисточником инфляции.

Надо учитывать также, что и сам механизм взаимодействия денежной массы и инфляции стал более сложным. Например, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой рост денежного предложения взаимодействует, хотя и не жестко, с динамикой цен лишь на товары и услуги. В развитых странах структура активов, на которые предъявляется платежеспособный спрос, гораздо шире и диверсифицированнее. Поэтому рост денежного предложения ведет к увеличению цен, например на объекты недвижимости. Закладывая их в банки и оформляя ипотечные кредиты, люди направляют полученные средства на покупку потребительских товаров, также растущих в цене. Так рост денежной массы провоцирует надувание пузырей на рынке реальных активов.

Поздние монетаристы модифицируют свои взгляды, учитывая новые реалии и факты экономической жизни, равно как и неденежные факторы, описанные выше.

Какой практический вывод следует из констатации одновременного влияния структурных и монетарных факторов влияния на масштабы, содержание и последствия инфляции? Вывод ясен. Если правительство и центральный банк, желая замедлить инфляцию, будут проводить жесткую ограничительную монетарную политику без учета немонетарных факторов, это вызовет негативные последствия. Сократится конечный спрос экономических агентов вследствие недостаточной ликвидности, экономическая активность и выпуск продукции будут подавлены, а за этим последует повышение цен. Таким образом, круг замыкается – борьба с ростом цен путем сдерживания роста денежной массы может привести к росту цен на новом витке развития.

Таково экономическое содержание и причины инфляции – сложного и многофакторного явления. Ни одна страна в мире не избежала и не избежит инфляции. Она имеет всеобщий характер. Естественно, в любой национальной экономике параметры инфляции, ее проявление, последствия, исторические аспекты и перспективы зависят от сочетания множества факторов. Это определяет ее уровень и динамику.

Представление о разнообразии уровня инфляции в разных странах дает табл. 5.1.

Таблица 5.1

Темпы инфляции по индексу потребительских цен в некоторых странах, % в год

Европейский союз (27 стран)

Еврозона (17 стран)

Германия

Нидерланды

Финляндия

Словакия

Соединенное Королевство

Чешская Республика

Болгария

Швейцария

Белоруссия

Казахстан

Республика Корея

Бразилия

В конце 2012 г. среднегодовой мировой индекс потребительских цен составил 3,9%. Как видно из таблицы, размах роста потребительских цен варьирует от отрицательных значений (в отдельные периоды – Япония, Швейцария, Швеция) до значений свыше 20% (Беларусь). Но гиперинфляция нс зарегистрирована нигде. Это объясняется постепенно растущей зрелостью экономики, ответственной экономической и монетарной политикой, тиражированием опыта удачных антиинфляционных программ с учетом национальных особенностей.

  • Сост. по материалам Банка России.

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

    монетарные : несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

    структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

    внешние причины - сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков.

1. Монетарные факторы :

    неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

    финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики . Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики . Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

    Инфляция спроса и инфляция издержек. Механизмы воспроизводства инфляционных процессов. Инфляционные ожидания.

Инфляция спроса – возникает из-за увеличения денежной массы в стране и доходов населения.

Основные причины инфляции спроса:

    расширение государственных заказов;

    увеличение спроса на средства производства;

    рост покупательной способности граждан.

В результате этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Создается полная занятость в сфере производства и производители не могут отреагировать на увеличивающийся спрос ростом предложения товаров.

Инфляция издержек – возникает в результате снижения предложения.

Причина увеличения издержек могут быть:

    олигополистическая практика ценообразования;

    финансовая политика государства;

    рост цен на сырье;

    рост заработной платы.

Механизмы воспроизводства инфляционных процессов

При длительном постоянном нарушении сбалансированности начинаются инфляционные процессы. Их интенсивность, темпы роста цен и доходов могут быть различны, и главная задача в этом случае - не допустить неконтролируемого ускорения инфляции, инфляции, связанной с нарастанием издержек производства, разрушающих экономику, и свести к минимуму потери инвесторов.

три основных инфляционных механизма:

    Производственные огрехи по выпуску и распределению товарной массы, выраженные в недостаточных количественных показателях. Несоответствие производимой продукции общественной потребности, связанное с различными объективными и/или субъективными причинами;

    Девальвация национальной валюты;

    Девальвация общемировой валюты. (Девальва́ция - уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта.)

Инфляционные ожидания – это предположение населения и предпринимателей о том, что инфляция возрастет в будущем на основании пролонгации уже существующей тенденции, приводящее к росту заработной платы и росту издержек , движению кривой совокупного предложения вверх за пределы естественного уровня национального продукта, что говорит о дальнейшем росте инфляции.

Вся деятельность экономических агентов на рынках товаров и услуг, рынках факторов производства, а также финансовом рынке осуществляется инфляционными ожиданиями, когда участник рынка при совершении сделок исходит из предположений о возможном уровне инфляции в будущем. Если инфляционные ожидания на достаточно высоком уровне, то участники рынка будут стремиться к размещению своих денежных средств в товарные запасы, недвижимость, стабильную конвертируемую валюту, а также в другие ценности, стоимость которых не зависит от уровня инфляции в стране. Если инфляционные ожидания на довольно низком уровне, то участники рынка будут стремиться вкладывать свои денежные средства в производство , различные инвестиционные проекты, финансовые операции и т.д.

    Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филиппса.

Соц.-эк. последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филиппса.

Последствия инфляции:

1. Падение благосостояния широких масс населения;

2. Падение валютного курса;

3. Сокращение инвистиций в реальный сектор;

4. Искажение потребительского поведения;

5. Гиперинфляция парализует экономический механизм.

Инфляция влечет за собой снижение покупательской способности денег и номинальных доходов.

Антиинфляционная политика - макроэкономическая политика, направленная на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения уровня инфляции.

Согласно кривой Филиппса в краткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению денежной эмиссии

Кривая Филиппса: модель взаимосвязи инфляции и безработицы (PC)

В краткосрочном периоде наблюдается обратная связь между темпами инфляции и уровнем безработицы.

В долгосрочном периоде эта связь отсутствует

    Государственный бюджет, его функции. Бюджетное устройство, бюджетный федерализм, консолидированный бюджет.

Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план. По своей экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов п расходов. Являясь основным финансовым планом государства, государственный бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Он отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики

Функции государственного бюджета

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

а) распределительную. Эта функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП.

б) стимулирующую. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом и проявляется стимулирующая функция бюджета.

в) социальную. Эта функция состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

г) контрольную. Эта функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство Российской Федерации это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе».

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации.

В бюджетную систему Российской Федерации как самостоятельные части включаются республиканские (федеральные) бюджеты: республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городское бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.

В Бюджетном кодексе дано определение консолидированного бюджета как свода бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Бюджетный федерализм - система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

    Бюджетные доходы и расходы: основные статьи, Дефицит и профицит. Способы финансирования бюджетного дефицита. Инфляционный налог. Внешний и внутренний государственный долг, методы управления.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

· федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

· таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

· государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

· Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

· доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

· доходы от реализации государственных запасов;

· доходы от продажи земли и нематериальных активов;

· поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

· административные платежи и сборы;

· штрафные санкции, возмещение ущерба;

· доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;

4. По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - егопрофицит , т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:

    кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

    государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

В наших комментариях от 11 января 2012 года мы утверждали, что один «технический аналитик» был неправ, когда экстраполировал недавнюю ценовую динамику золота в прогноз надвигающейся дефляции. Мы обосновали это, во-первых, тем, что темпы роста Истинного предложения денег (TMS) в США в годовом исчислении в тот момент равнялись 14%, во-вторых, декабрь 2011 года стал 36-м последовательным месяцем, в котором темпы роста TMS в годовом исчислении превысили 10% и, в-третьих, если темпы его роста останутся выше 10% в течение еще двух месяцев, это станет самым длинным периодом двузначного роста денежной базы в истории США. Таким образом, мы утверждали, что США не находятся под угрозой мощной дефляции, а напротив переживают рекордную монетарную инфляцию.

Опираясь на предварительные данные января 2012 года, темпы роста TMS США в годовом исчислении достигли 15,4% в предыдущем месяце. См. график ниже. Это не оставляет никаких сомнений в том, что новый американский рекорд монетарной инфляции (самый длинный период двузначного роста денежной базы в истории США) вскоре будет установлен.

Напрашивается вопрос: если за последние несколько лет мы переживаем такую мощную монетарную инфляцию, то где же «ценовая инфляция»?

Это неправильный вопрос, потому что он основан на ложной предпосылке, что цены почти не выросли в ответ на рост денежной базы. На самом деле многие цены поползли вверх из-за монетарной инфляции и в настоящее время они гораздо выше, чем были бы без нее. Например, денежная инфляция объясняет то, почему фондовый индекс S&P500, несмотря на 12 лет медвежьего рынка, находится лишь на 13% ниже своего пика 2000 года в номинальном долларовом выражении. Если взять другой пример, то денежная инфляция объясняет, почему медь стоит около $4 за фунт (453 г.), а нефть - около $100 за баррель, несмотря на экономические проблемы в Европе, Китае, США и Японии. Она также объясняет, почему ценовой пол рынка соевых бобов в течение десятилетий был равен $5 - $6, а потолок - $10 - $11, теперь, кажется, их пол - это $10 - $11 (старый потолок – это новый пол).

Идея о том, что цены совсем не выросли, опирается на правительственные ценовые индексы, которые предположительно измеряют ценовую динамику во всей экономике. Такие индексы, очевидно, недооценивают степень роста цен, то есть размер «ценовой инфляции» в статистике американского правительства занижен относительно ее реального размера.


Несмотря на выше сказанное, реальный размер инфляции потребительских цен оказался меньше до сего дня, чем мы ожидали, несмотря на такой мощный рост денежной базы. Нас это не удивляет, потому что мы понимаем, как работает монетарная инфляция. Одна из ее опасных черт заключается в том, что никогда невозможно заранее знать, как она в точности исказит ценовую систему. Но мы точно знаем, что сильное увеличение денежной базы ВСЕГДА ведет к мощному росту цен где-то в экономике. Лучшее что мы можем сделать – это предположить, какие вещи/инвестиции получат наибольшие преимущества от монетарной инфляции.

Вывод: монетарная инфляция в США делает то, что ей и положено. Она искажает цены так, как никто точно не может описать и прогнозировать, включая центральных банкиров, использующих безнадежно ложные кейнсианские идеи.

Сэвилл, Стив

Один из самых объективных золотых комментаторов, его комментарии всегда очень высокого качества. "Мой подход - это смотреть на рынок "сверху вниз", то есть я сначала определяю общие рыночные тенденции, а затем использую комбинацию фундаментального и технического анализа, чтобы обнаружить конкретные акции, которые получат преимущества от этих тенденций", объясняет Стив.



Похожие публикации