«Черный передел» - что это? Идеология народничества. История России XIX–XX вв Когда возникла организация черный передел

«Чёрный передел» возникла в августе - сентябре 1879, ее название связано с распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем («чёрном») переделе земли.

Первоначально члены организации разделяли программу «Земли и воли», отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной воли», считали, что революцию может совершить только народ. Организация не была построена на принципе централизма и единой внутренней дисциплины, а конспирации не придавалось особого значения. В области тактики чернопередельцы были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах. Кружок устроил типографию, организовал издание журнала «Чёрный передел» и газеты «Зерно», издававшиеся в России и за границей, куда в 1880 г. эмигрировали Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч и др. В этих изданиях публиковались программные документы организации, статьи Г.В.Плеханова и др., сообщения о рабочем движении на Западе; установил связи со студентами и рабочими.

Взгляды чернопередельцев претерпели значительную эволюцию. Так, в начале ими отрицалась необходимость завоевания политической свободы, придерживались принципов свободного общинного самоуправления и возлагали основную задачу революционных действий на крестьянство. Отрицая принципиально террористические акты, чернопередельцы иногда признавали необходимость применения террора. Постепенно их мировоззрение менялось.

Г.В.Плеханов допускал возможность развития капитализма и формирования рабочего класса в России из разорившегося крестьянства. Одновременно признавалась необходимость политической борьбы и конституционного переустройства общества.

Практическая деятельность «Чёрного передела», вопреки программным установкам, протекала в основном среди рабочих. Члены организации придавали большое значение армии и начали искать пути пропаганды в солдатской среде, но создать свою организацию в армии им не удалось.

Аресты 1880-81 гг. ослабили организацию. После событий 1 марта 1881 г. многие члены «Черного передела» перешли на народовольческие позиции, часть вошла впоследствии в социал-демократическую партию. К концу 1881 «Черный передел» как организация перестал существовать, однако отдельные чернопередельческие кружки действовали вплоть до 2-й половины 1880-х гг.

Наиболее известные деятели «Черного передела» - В.Плеханов, В.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов и другие - порвали с народничеством и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу «Освобождение труда», сыгравшую огромную роль в распространении марксизма в России.

Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением. Однако, деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.

Теория «русского социализма» и народничество имели общеевропейскую известность. Ряд народников состоял в Женевской секции I Интернационала (преимущественно «лавристы») и поддерживал борьбу Маркса против Бакунина и бакунистов. В этой западноевропейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции. Капиталистическое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистской теории.

Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.

Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н.Благоевым была создана «Партия русской социал-демократии» (1884-1885), П.В.Точисским – «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» (1885-1888).

Начало карьеры М.М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 г. в семье бедного сельского священника в селе Черкутине Владимирской губ. Отец его родовой фамилии не имел. И только когда мальчика определили для учебы, он был записан под фамилией Сперанского (от латинского слова "speranta" - надежда). Отец мальчика сначала служил дьяконом...

Первые политические и социально-экономические преобразования советской власти и формирование новой политической системы
Политика военного коммунизма и, прежде всего, ее продовольственная составляющая вызвали рост недовольства со стороны крестьян. Советской власти пришлось жестоко подавлять их выступления на Среднем Поволжье, Дону, Кубани, в Западной Сибири. Антибольшевистские настроения охватили даже Балтийский флот - бывший оплот большевиков в октябрьск...

Живопись
Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского. Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский кр...

народническая организация в Петербурге, появилась в результате раскола "Земли и воли" и избрала методы политической борьбы, стремилась выразить интересы крестьянства. Лидер организации - Г.В. Плеханов. Организация сохранила программу "Земли и воли", отрицала тактику террора, вела пропаганду среди рабочих. С 1880 г. руководители находились в эмиграции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ"

1 . революционная народническая организация в России нач. 80-х гг. 19 в. Возникла в августе - сентябре 1879 в результате раскола "Земли и воли". Первоначально в "Ч. п." входили: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, О. В. Аптекман, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Я. В. Стефанович и др., всего св. 30 чел., выступавшие против внесения в программу политич. требований. Центр. кружок в Петербурге организовал выпуск тайного печатного органа, наладил работу типографии и др. Чл. "Ч. п." имели связи в студенческой среде, начали вести пропаганду среди рабочих, но значит. народнич. поселений в деревне создать не смогли. После эмиграции в 1880 Плеханова, Дейча, Засулич и др. руководство в "Ч. п." в столице перешло к А. П. Буланову, М. К. Решко, К. Я. Загорскому, М. И. Шефтелю и др. Они вместе с минскими чернопередельцами основали новую типографию, расширили связи с рабочими. Фактич. центрами были кружки в Москве, Харькове и Казани. Периферийные кружки существовали в Перми, Саратове, Самаре, Белгороде, Ромнах, Новочеркасске, Полтаве и др. городах. Взгляды чернопередельцев претерпели сложную эволюцию, к-рая отразилась в статьях журнала "Черный передел" и в газ. "Зерно", в программных док-тах организации. Вначале чл. "Ч. п." разделяли в основном программу "Земли и воли", не принимали террористич. тактику "Народной воли", были близки к сторонникам бакунизма, что выразилось в офиц. названии организации - социалисты-федералисты. Признав развитие капитализма в России, чл. "Ч. п." создали значит. организацию гор. рабочих, но в целом оставались утопистами. После событий 1 марта 1881 часть чернопередельцев слилась с орг-циями "Народной воли". Многие в течение 80-х гг. продолжали революц. деятельность с позиции "Земли и воли" и первоначального периода "Ч. п.". Нек-рые стали разделять взгляды политич. радикалов, др. отошли от революц. движения. Решительно порвали с народничеством и перешли к марксизму Плеханов, Дейч, Засулич и др., создавшие в 1883 в Женеве первую рус. марксистскую орг-цию - группа "Освобождения труда". Лит.: Дейч Л. Г., Черный передел, в кн.: Историко-революционный сборник, т. 2, Л., 1924; Теодорович И. A., Социально-политическая мысль чернопередельчества и ее значение в нашем прошлом, "КиС", 1933, No 4-5; Левин Ш. М., "Черный передел" и проблема политической борьбы, в кн.: Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России, М., 1961; Ольховский E. Р., К истории "Черного передела" (1879-1881 гг.), в кн.: Общественное движение в пореформенной России, М., 1965; его же, К историографии "Черного передела", "ИСССР", 1967, No 2; Жуйков Г. С., Из истории взаимоотношений К. Маркса с лидерами чернопередельчества в 1880-1881 гг., в кн.: Карл Маркс и современность, (Л.), 1970. Е. Р. Ольховский. Ленинград. 2 . журнал революционной народнической организации "Черный передел". В 1880-81 вышло 5 номеров. No 1 подготовлен первоначальной редакцией: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, О. В. Аптекман. Из-за ареста петерб. типографии в январе 1880 издание 1-го и 2-го номеров перенесено в Швейцарию. No 3-5 напечатаны в Минске. Последние номера редактировали А. П. Буланов, К. Я. Загорский, М. И. Шефтель. В "Ч. п." публиковались программные док-ты орг-ции "Черный передел", статьи о тактике, крест. движении, хроника социалистич. движения на Западе. К. Маркс отмечал "анархистски-коммунистические" элементы в статьях "Ч. п.". Публ.: "Черный передел", Орган социалистов-федералистов. 1880-1881, М.-П., 1923 (Памятники агитационной лит-ры, т. 1).

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193, безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела».


Вера Засулич

Чернопередельцы считали, что конституция в России могла бы обеспечить только торжество буржуазии. Впрочем, они не отрицали политическую борьбу полностью, а лишь ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы). К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.


Георгий Валентинович Плеханов

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены «Чёрного передела» составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек. К «Чёрному переделу» принадлежали такие известные в революционной среде личности как Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов.

Состав и история

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены Чёрного передела составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек . К «Чёрному переделу» принадлежали Плеханов , Аксельрод , Вера Засулич , Стефанович , Дейч , Буланов . Первый номер журнала был напечатан под редакцией Плеханова в Петербурге в январе 1880 года, но до выхода из типографии арестован:

Правительственное сообщение . В ночь с 27 на 28 сего января петербургской полицией произведен был обыск в одном из домов на Васильевском острове. При обыске найдены: типографский станок с набором шрифта, большое количество оттиснутых экземпляров революционный газеты «Черный передел» несколько пудов шрифта, различные бланки для паспортов, поддельные виды на жительство и три револьера, из которых два оказались заряженными. Находящиеся в квартире лица арестованы. По выше изложенному преступлено к производству дознания. .

и переиздан за границей, 2-й - за границей, 3-й - в России, 4-й (последний) - за границей. Чёрнопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько номеров газеты для рабочих «Зерно». В часть чёрнопередельцев судилась в Санкт-Петербурге , многие были высланы в административном порядке в Сибирь . Организация фактически прекратила своё существование к концу 1881 года .

Впоследствии большинство чёрнопередельцев перешло на позиции социал-демократов (см. РСДРП).

Идеи

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193 , безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой. Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» («Чёрный Передел», № 1). Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы); к террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный Передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.

«Чёрный Передел» не перепечатан в сборнике революционной журналистики Базилевского и является библиографической редкостью; отрывки из № 1 приведены в книге В. Л. Бурцева «За сто лет» (Лондон, 1896).

См. также

  • Чёрный передел (журнал)

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чёрный передел" в других словарях:

    I Чёрный передел («Чёрный передел»,) партия социалистов федералистов, революционная народническая организация в России начале 1880 х гг. Возникла в августе сентябре 1879 после раскола «Земли и воли» (См. Земля и воля). Название связано с… …

    «Чёрный передел» - «Чёрный передел», революционная народническая организация. Зародилась летом 1879 в результате раскола «Земли и воли», оформилась в августе — сентябре 1879 в Петербурге на конспиративных совещаниях в Лесном. Основатели: Г. В. Плеханов,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Народническая организация, основана в 1879 в Петербурге. Возникла после раскола Земли и воли, сохранила её программу. Во главе Петербургский кружок (Г. В. Плеханов, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Е. Н. Ковальская и др … Русская история

    Революционная народническая организация. Зародилась летом 1879 в результате раскола «Земли и воли», оформилась в августе сентябре 1879 в Петербурге на конспиративных совещаниях в Лесном. Основатели: Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    I народническая организация в Санкт Петербурге в 1879 82. Возникла после раскола «Земли и воли», сохранила её программу: отрицание политической борьбы и террора, пропаганда среди рабочих. Центр Петербургский кружок (Г. В. Плеханов,… … Энциклопедический словарь

    Чёрный Передел - революционная народническая организация, возникшая в 1879 г, после раскола Земли и воли. Хотя некоторые руководители Ч. П. ранее были причастны к террористической деятельности (например, В. И. Засулич), в целом эта организация считала… … Террор и террористы

    Чёрный Передел тайное общество, связанное с одноименным журналом. «Чёрный Передел» образовался при распаде общества «Земля и Воля» в 1879 г.; террористическое крыло последнего образовало Народную Волю, а крыло, оставшееся верным чисто… … Википедия

    Чёрный Передел тайное общество, связанное с одноименным журналом. «Чёрный Передел» образовался при распаде общества «Земля и Воля» в 1879 г.; террористическое крыло последнего образовало Народную Волю, а крыло, оставшееся верным чисто… … Википедия

    - «Чёрный передел», партия социалистов федералистов, революционная народническая организация в России начале 1880 х гг. Возникла в августе ‒ сентябре 1879 после раскола «Земли и воли». Название связано с распространённым среди крестьян слухом о… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Черный передел , Бегунова А. , В конце XVIII столетия русская дипломатия, русская армия и русская внешняя разведка противостояли агрессивной политике Османской империи в Северном Причерноморье. Борьба с турецкой разведкой… Категория:

Черный передел

Кто такие народники?

Основная идея народников - это возвращение связи с народом, которая некогда была утрачена. Воплощением правды и мудрости представители данного течения видели простых русских людей. В народничестве господствовали два течения - революционное и либеральное.

Первые считали, что власть можно свергнуть только насильственным путём, а вторые поддерживали проведение реформ сверху. Но в 1870-е годы среди народников начали образовываться террористические группировки. Крупнейшим движением было "Земля и воля", выступающие в поддержку терроризма.

Меньшинство в лице "Чёрного передела" остались реформаторами и откололись от своих бывших союзников.

Идеи и методы борьбы "Чёрного передела"

Произошло это название от возможного передела земли между крестьянами уже после падения крепостного права. В отличие от своих больших братьев, сторонники "Чёрного передела" верили в мирные способы достижения связи с народом. Основой социалистического общества должна была стать крестьянская община, так как в ней социалистические порядки уже существуют. Имущество крупных собственников они предлагали принудительно отчуждать. Формируются в среде "Чёрного передела" и идеи о классовой борьбе, хотя выглядели они довольно абстрактно.

"Землю и волю" группировка решительно осуждала за теракты и считала такие методы борьбы неприемлемыми. Во многом она тяготела к идеям Бакунина. Идеологический кризис заметно разделил "Чёрный передел". Наиболее влиятельными членами "Чёрного передела" были Вера Засулич, Георгий Плеханов, Василий Игнатов.

В Женеве была создана группа "Освобождение труда", которая больше тяготела к марксизму. Бакунинцев народники теперь не поддерживали. Женевская группировка слонялась к поддержке буржуазно-демократической революции. Движущая её сила - горожане из буржуазии и пролетариат. А крестьянство здесь считали реакционной силой. Народники из социалистов-федералистов постепенно кренились к социал-демократам. Просуществовал "Чёрный передел" 4 года (1879-1883), пока не было создано "Освобождение труда".

Известные деятели

Лидером "Земли и воли" был Георгий Валентинович Плеханов. Вступив в организацию и руководя ею, он проникся идеями народников. Он же стал основателем "Освобождения труда". После убийства Александра II он осудил методы борьбы наиболее радикальных народовольцев. Так было создано объединение, которое пропагандировало классическое народничество с его хождением в народ, просвещением крестьян.

В 1880-х Плеханов эмигрировал в Женеву, где и создал "Освобождение труда". В Женеве Плеханов становится марксистом, а в Россию возвращается лишь в 1917 году. Через год он умер в Финляндии. Октябрьскую революцию Георгий Валентинович раскритиковал, считая Россию не готовой к социалистической революции. Более того, методы большевиков для прихода к власти не сильно отличались от радикальных народников. Изначально умеренные народники выбрали не самые актуальные цели, поэтому истинное народничество кануло в лету, о чём свидетельствуют и распад "Чёрного предела" и трансформация его преемников в марксизм.



Похожие публикации