История города воронеж с момента возникновения до нашего времени. История возникновения городов на руси В каком году был создан город

Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-Западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей , более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля — степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели — проложить торговый путь «из варяг в греки » Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве

Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни — Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.

Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.

Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья — Ярослава Мудрого . Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия — потомки родоплеменных вождей — получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды .

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях ». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский . В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» , почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы , Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а «переветник» Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.

XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.

Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.

Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного , подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.

XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 — 1617 гг. он был оккупирован шведами , вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале XVIII века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

Происхождение русских городов

1. Города IX-X вв.

В северных источниках, как известно, Русь называют страной городов – Гардарики. С таким названием совпадают известия анонимного баварского географа IX в. (866-890 гг.) Отрывок из его работы сохранился в рукописи конца XI в. и сведения его тем более ценны, что они относятся ко времени более раннему, чем свидетельства нашей летописи и византийского императора Константина Багрянородного. Баварский географ упоминает об отдельных славянских племенах и количестве их городов. Бужане (busani) имели 230 городов, уличи (unlizi), «народ многочисленный», - 318 городов, волыняне (velunzeni) – 70 городов и т. д.

Наиболее достоверные письменные источники, сообщающие сведения о восточных и южных славянах VII – VIII вв., принадлежат Прокопию и другим византийским авторам. Они дают такую характеристику славянских поселений: «Живут он, - пишет Прокопий о славянах и антах, - в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства». Из показаний другого византийского автора, почти современного Прокопию, видно, что славянские поселки не были столь жалкими, как говорит Прокопий.

Славянские поселки находились близко один к другому, но были слабо укреплены. Это и есть города баварского анонима, насчитывающего их сотнями для некоторых славянских племен.

Археологические наблюдения подтверждают выводы, сделанные на основании письменных источников. В бассейне Днестра были найдены различные предметы, указывающие на существование здесь ремесленного производства в первые века нашей эры. Исследователи Поднестровья указывают на преемственную связь культуры этого района с районом Киевской Руси. Некоторые городища были хорошо укреплены, но и они отличались небольшими размерами. Это пока еще только зачатки будущих городов, куда окрестное население скрывалось во время набегов врагов.

Древнерусские городища появляются только в VIII – IX вв. К этому времени в Среднем Поднестровье и Побужье «происходит трансформация основного типа поселений: от расположенных в низких местах незащищенных селищ – к городам на высоких, естественно защищенных местах. Среди таких городищ далеко не все имели постоянное население. Некоторые были типичными городами-убежищами.

Такой тип городов археологи указывают и для Верхнего Поднестровья.

По летописи можно установить существование в IX – X вв. свыше двух десятков русских городов. Назовем их с показанием года основания или первого упоминания данного города в источниках: Белгород (980), Белоозеро (по летописи относится к древнейшим временам) (862), Василев (988), Вышгород (946), Вручий (977), Изборск (862), Искоростень (946), Киев (по летописи относится к древнейшим временам), Ладога (862), Любеч (882), Муром (862), Новгород (по одним сведениям был основан в незапамятные времена, по другим - в 862), Пересечен (922), Перемышль (981), Переяславль (907), Полоцк (862), Псков (903), Родня (980), Ростов (862), Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов), Туров (980), Червень (981), Чернигов (907).

Таким образом, летописи дают сведения о бесспорном существовании в IX – X столетиях, по крайней мере, 23 русских городов. Но этот список, безусловно, неточный и должен быть пополнен.

Анализируя составленный нами список русских городов, с включением Суздаля и Витичева достигает 25, мы приходим к выводу, что часть их по своему происхождению, безусловно, восходит еще к IX в. Таковы Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск и, вероятно, Чернигов.

Исследования названий русских городов убеждает нас в том, что подавляющее большинство их носит славянские названия.

Приведенное выше наблюдение приводит к естественному выводу, что древнейшие русские города были основаны восточными славянами, а не каким-либо другим народом. Следовательно, восточные славяне являются первым и главным создателем городов и городской жизни на территории Киевской Руси, а так как города являются носителями культуры, то и развитие русской культуры надо отнести в основном за счет славянского элемента.

2. Появление новых городов в XI XIII вв.

В известиях XI – XIII вв. на страницах наших летописей появляются названия большого количества городов. Тем не менее, пользуясь письменными источниками, мы можем составить только неполный список русских городов за указанное время.

Для XI века устанавливается существование следующих городов:

Брерстье, Белс, Броды, Бужск или Божеск, Вздвижень или Здвиждень, Всеволошь, Воин, Вырь, Голотическ, Городец, Горошин, Гурьгев, Дорогобуж, Дрютеск, Друцк, Дубно и т. д. Всего в списке 58 городов к которым надо добавить несколько городов, сравнительно поздно появляющихся в летописях. Это Витебск, Торопецк, Усвят, Владимир Волынский, Волынь и Владимир – на – Клязьме. Таким образом, в XI столетии встречается 64 новых города, а общее количество русских городов в этот период вместе с более ранними городами может быть исчислено в 89, т. е. близко подходит к сотне.

Наибольшее количество городов показано в наших источниках для XIII в.: Бароч или Баруч, Бежицы, Верх, Березый, Блеве, Боголюбов, Богуславль, Болдыж, Болохов и т. д.

Всего перечислено 134 города, которые вновь появились в источниках XII в., но этот список явно не полный. Кроме того, в него могут быть включены такие пункты, которые были не городами, а селами. Поэтому неполнота списка, с одной стороны, неточность его – с другой, неизбежны, пока не будут проведены историко-географические и археологические исследования на местах. Нельзя сомневаться и в том, что некоторые города, внесенные в список XII в., возникли значительно раньше. Прибавим к ним уже существовавшие ранее города, получим 224 городских пункта, безусловно бывших на Руси к концу XII в.

Позже появляются новые города, общее число которых (опять-таки по неполным сведениям) равняется 47. прибавив 47 к 224 городам, существующих к концу XII в., получим 271 городской пункт. В действительности их было, конечное, больше. Так, в список, например, не включены города, почему-либо не упомянутые в летописи и других письменных источниках.

Общее количество русских городов, таким образом, ко времени монгольского нашествия, вероятно, близко подходило к 300.

3. Возникновение городских предместий или посадов.

Развитие русского города происходило не только в количественном, но и в качественном отношении. Древнейшие города обычно ограничивались территорией собственного города, или крепости, вокруг которой возникали отдельные поселения, позже сложившиеся в предместья, - предградья, или посады.

Появление русских посадов – новое и важное явление в истории русских городов, с которыми мы встречаемся не ранее конца V в.

Территория русских городов IX- X вв. в основном вмещалась в пределы небольших крепостей – детинцев; в этот период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Возникновение многих новых русских происходит под прикрытием княжеских замков и под их непосредственной защитой.

Рядом с детинцем росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, создавались два городских мира: княжеский и свободный. Наиболее постоянный приток в города должен был происходить за счет сельского населения и беглых холопов. Постоянный приток населения к городам поддерживался льготами, которые князья обычно предоставляли поселенцам.

В городах развивался особый мир с городскими привилегиями, без которых не могли бы развиваться торговля и ремесло. Под крепкими стенами княжеских замков вырастал посад, возникал новый город.

4. Причины возникновения городов.

Одиннадцатое столетие является временем развития городов не только на Руси, но и в соседних с ней западных странах, а в частности в Польше, Чехии, Восточной и Северной германии. Русские города были новыми поселениями, возникшими вне связи с римскими или какими – либо другими городами. История их проходит, можно сказать, перед нашими глазами. Их экономический и общественный строй сложился на Руси самостоятельно, самобытно и всецело принадлежит древнерусской народности.

Отделение ремесла от земледелия было одной из предпосылок к созданию городов с постоянным населением. Развитие ремесла приводило к созданию городских посадов.

развитие феодальных отношений вызвало приток сельских жителей в города. Пришлые люди селились в непосредственной близости замку – детинцу. Если бы не было спроса на ремесленные изделия в соседней округе, то посад не мог бы развиваться. Ведь кто-то делал многочисленные сельскохозяйственные орудия (железные наральники, мотыги, серпы, косы), разнообразное оружие и украшения, находимые при раскопках в русских могилах. Их изготовляли в основном городские ремесленники, заселившие городские предградья, или посады. В некоторых районах киевской Руси мы видим перед собой особенно большую насыщенность городами, которые обслуживают прилегающую к ней сельскую округу. Города теснятся друг к другу там, где имеется более плотное сельское население; они совершенно отсутствуют в глухих лесных и болотистых районах, и даже великий водный путь «из Варяг в Греки» не мог пробудить к жизни ни одного города на большом протяжении от Великих Лук до Старой Русы, тогда как города или городки наполняют район Червеня и Владимира Волынского.

Настоящей силой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла в области экономики, развития феодализма – в области общественных отношений.

Библиография:

1. М. Н. Тихомиров «Древнерусские города». Государственное издательства ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Москва 1956 год. Издание 2-е дополненное и переработанное.

Слово «Пермь» давно известно на русской земле. Так назывались земли, принадлежавшие коми-пермякам - Пермь Старая и Пермь Вычегодская. Здесь новгородцы собирали дань, торговали. Героем многих коми сказок и легенд является Пера богатырь. Возможно, что название пошло от его имени. В XVII веке эти территории принадлежали купцам Строгановым.

В середине XVII столетия в наших местах был поселок всего в два-три двора. О нем есть записи местного воеводы Прокопия Елизарова. Удачное расположение этих дворов на берегах сразу двух рек - Камы и Егошихи было решающим фактором для появления города.

Когда началась Северная война со Швецией, государство почувствовало нужду в новых заводах. Интересно само происхождение слова «завод» - место у воды. В те времена только у большой воды могло работать такое предприятие. В наши края приехал герой Полтавской битвы - Василий Никитич Татищев. Его направила сюда Берг-комиссия по приказу Петра I, дав задание приискать места для нового строительства. Кандидатура была выбрана не случайно. Василий Никитич Татищев был капитан-поручиком артиллерии, управляющим Уральскими заводами, известным историком и географом.

Таким образом, в поселке на двух реках, выбранном Татищевым, к 1724 году построили медеплавильный завод. Это стало началом города Перми. Кроме деревни Егошихи (Брюхановой) в состав города вошли позже и другие древние поселения - деревня Заостровка, село Верхние Муллы.


Егошихинский медеплавильный завод


План Егошихинского медеплавильного завода. 1735 год

Ко второй половине XVIII в. производство разрослось, вокруг него уже было 400 дворов, стояла каменная церковь, которая сменила деревянную, деревня Егошиха стала «настоящим горным городком».

По словам современников, стремительное развитие торговли в «горном городке» Егошиха объяснялось тем, что через поселение проходила дорога из центра России в Сибирь. Товары с Макарьевской ярмарки доставлялись в Егошиху по Каме. И везли товары целые караваны судов. На Егошихинской пристани суда разгружали и отправляли товары дальше. А обратно караваны шли уже с продукцией уральских и сибирских горных заводов.

Егошихинскому поселению судьба была стать центром огромного наместничества.

Екатерина II, осуществляя реформу 1775 года, дала повеление князю Мещерскому - Казанскому губернатору - подыскать наиболее удобное место для размещения губернского города создаваемого Пермского наместничества.

Мещерский остановил свой выбор на Егошихе. Ему понравилось местоположение завода, и он рекомендовал переименовать поселение в губернский город.

Наместником Пермским и Тобольским Екатерина II назначила генерал-поручика Евгения Петровича Кашина. Генерал-поручик объехал Западный Урал и в своем рапорте императрице от 25 сентября 1780 года указал, что Егошиха - самое подходящее место для превращения в губернский город.


Егошиха

Поселение было объявлено губернским городом 16 ноября 1780 г. Это время правления Екатерины Великой, которая носила титул княгини Пермской. Через три года, в июле, учредили герб.

Датой основания Перми считается 15 (4) мая 1723 г. - день закладки Егошихинского медеплавильного завода. Второе рождение - 18 октября 1781 г. Это дата официального открытия Пермского наместничества и губернского города Перми. В тот день городским головой Петром Егоровичем Шавкуновым была произнесена речь, основанная на исторических фактах - от маленькой деревни Брюхановой до закладки Егошинского завода. Официальной датой рождения города после долгих споров в наши дни признано время зарождения завода, от которого началась история Перми. Скоро Перми исполнится 300 лет. Некоторое время (1940-1957) город назывался Молотов.

Дальнейшая история города - отдельная богатая тема. Это многочисленное строительство зданий и трактов, новых предприятий, культурных и образовательных учреждений, открытие железной дороги. Это тысячи имен наших предков, живших и работавших на этой земле. Это их жизни, их судьбы, их дела и мысли.

С 1983 года день города в Перми праздновался в одно из воскресений в июне, а с 1994 года - 12 июня - в день России.

Марина Рыжова

Москва – один из самых крупных городов на Руси, основанный в 12 веке и впоследствии объединивший под своим началом всю страну. Москва в 16 веке стала столицей и продолжает быть ею по сегодняшний день.

Москва была основана князем Юрием Долгоруким на Боровицком холме на месте слияния двух рек – реки Москвы и реки Неглинной. Выгодное географическое расположение города стало одной из основных причин, из-за которых город очень быстро обрел экономическую независимость и, следовательно, политическое влияние.

Исторические поселения и основание Москвы

На сегодняшний день сохранилось мало сведений о том, что находилось на территории современной Москвы задолго до ее строительства. Существуют данные, что на берегу реки на месте современного Храма Христа спасителя задолго до основания Руси располагались Дьяковские городища (железный век), именно они считаются первыми поселениями на этой земле.

Позднее, незадолго до появления Русского государства, эти земли облюбовали финно-угорские племена, проживающие вдоль берега на разрозненных хуторах. Вскоре тут начали появляться и славянские деревни, и села, принадлежащие племени вятичей. В тот период единого централизованного поселения на этом месте не существовало, и земли были заселены разрозненно.

Точная дата и даже век основания Москвы неизвестна, на этот счет до сих пор ведутся споры между историками. Учеными выдвигалась версия о том, что Москва была основана уже в 9 веке князем Олегом , однако никаких убедительных доказательств для этого нет. Более общепринятая версия гласит, что город был построен в 12 веке, однако точного месяца и года неизвестно.

Первое упоминание о Москве появилось в русских летописях (Ипатьевская летопись) в 1147 году. В этот период Киев постепенно начинает терять свою власть, русские земли перестают подчиняться единой, централизованной власти. В летописи говорится о том, как великий князь Киевский Юрий Долгорукий созывает военный совет и призывает для разговора князя Святослава Олеговича. Совет проходит, предположительно, на территории будущей Москвы, так как в летописи упоминается призыв «На Московь». Считается, что на момент упоминания в летописи города на этом месте еще не существовало, однако было достаточно крупное поселение.

Что касается более точной даты основания города, то тут происходит небольшая путаница. Согласно одной из версий, Москва была основана в 1156 году Юрием Долгоруким, который приказал на месте старого поселения построить деревянную крепость и заложить город. Эта версия подвергается критике, так как в этот период князь находился в Киеве, и летопись весьма нечетко упоминает его визиты на московские земли. Еще одна версия утверждает, что закладка крепости произошла чуть раньше, в 1153 году. Также существует мнение, что Москву мог основать вовсе не сам Юрий Долгорукий, а его сын Андрей.

Тем не менее, несмотря на споры ученых, принято считать, что Москва была основана в 1147 году (по дате упоминания в летописи) князем Юрием Долгоруким. Поскольку точная дата основания является загадкой, день города в Москве празднуют в первую субботу сентября.

Построенная в 12 веке, Москва быстро начала свое возвышение, однако лишь к 15 веку приобрела статус столицы, когда на престол взошел Иван Грозный . В 1712 году с приходом к власти Петра 1 Москва потеряла столичный статус, уступив его Петербургу, однако после революции в 1918 году снова стала столицей и является ею по сегодняшний день.

Московский Кремль

История любого древнерусского города начинается со строительства крепости. Первые укрепления на территории Москвы были построены Юрием Долгоруким, имели деревянные стены, небольшой диаметр и служили по большей части для проживания и хозяйственных нужд. Лишь в 14 веке старая крепость была перестроена, стены были выполнены из белого камня, территория расширена. Отсюда Москва получила название Белокаменной. Кремль перестраивался еще дважды, в 15 и 18 веках, после чего приобрел свой окончательный вид.

Название города

Название Москвы, как и многих других городов, связано с названием реки, на которой он стоит. Что касается названия самой реки, то тут существует несколько версий происхождения слова. Во-первых, согласно древнеславянской, слово «Москва» произошло от корня «моск», который имеет двойственное значение и означает как «мокрый, влажный», так и «ум». Вторая версия связана с проживающими на этой территории финно-угорскими племенами. Москва в данном случае является результатом соединения нескольких марийских слов, означающих в переводе «Медведь» и «Мать».

Наиболее распространенной версией сегодня является происхождение слова «Москва» из языка коми, на котором термин означает – «Коровья река». Москвой называли и саму реку и поселения, находящиеся по ее берегам.

Города появились в глубокой древности. Это были укреплённые поселения земледельцев и скотоводов. Русское слово «город» произошло от слов «ограда», «городить». Поселение окружали оборонительной оградой - земляным валом, частоколом или стеной.

В Древней Руси городом называлось всякое жилое место, окружённое такой защитной оградой. Со временем жители городов стали заниматься ремеслом и торговлей, повсеместно появились рынки и ярмарки. Площадь для торговли называлась торгом. Здесь размещались лавки купцов и общественные здания. Для приезжих купцов строили гостиные дворы. Часто города возникали по берегам морей и рек или на перекрёстках дорог: на судах или лошадях купцам было легче привозить товары. Близость переправы - моста или брода - тоже имела значение. Порой город возникал рядом с волоком - сухим путём, по которому корабельщики «волокли» суда с товарами из одной реки в другую (так появился Волоколамск). Иногда город вырастал вокруг крупного монастыря (как Сергиев Посад).

Город состоял из крепости (кремля) и посада. Посад делился на слободы. В каждой из них жили ремесленники одной профессии - гончары, кожевенники, кузнецы. Город мог появиться по воле князя или царя. Так, князем Владимиром Святославичем был основан Владимир-на-Клязьме. А подготавливая поход на Казань, царь Иван Грозный повелел построить на реке Свияге - притоке Волги - крепость Свияжск.

Город выживал в том случае, если в его округе было хорошо налаженное сельское хозяйство. Городская жизнь имела отпечаток жизни деревенской. Часто неприятели сжигали древние города дотла, но жители восстанавливали их из пепла и руин. Город мог «исчезнуть», если мелкое княжество, которому он принадлежал, прекращало своё существование или в округе истощались запасы ценного сырья, ради добычи которого строился город. Люди также покидали «беспокойные» города, устав от постоянных набегов степных кочевников.

Среди жителей было много ремесленников. Горожан обслуживали мастера «по костюму» (ткачи, портные, кожевенники), мастера «по приготовлению пищи» (блинники, мясники, квасники), мастера «по строительству» (котельники, каменщики, замочники). На торгу проходила жизнь купцов. Были в городе служилые люди во главе с воеводой, а также военные - стрельцы, пушкари, воротники.

Что из себя представляет древнерусский город? Город был деревянным. Из камня строили храмы и редко палаты. Жилые дома были чаще всего одноэтажными. Нередко город, окружённый деревянной (а позже каменной) стеной и рвом, дополнительно защищал земляной вал или ещё одна деревянная стена. Между кремлём и этими укреплениями жили люди. Так, в центре Москвы был кремль и Китай-город. На расстоянии от них находилась другая защитная стена - Белый город. А дальше шло следующее укрепление - земляной вал.



Похожие публикации