Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке осуществляется. Обмен веществ и энергии в клетке. Фотосинтез, хемосинтез. Процесс ассимиляции (основные реакции). Световая фаза фотосинтеза

1. Всю совокупность химических реакций в клетке называют

1) фотосинтезом

2) хемосинтезом

3) брожением

4) метаболизмом

2. Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе

    биосинтеза

  1. выделения

    фотосинтеза

3. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

1) плазматической мембраной

2) эндоплазматической сетью

3) ядерной оболочкой

4) цитоплазмой

4. В процессе энергетического обмена, в отличие от пластического, происходит

    расходование энергии АТФ

    запасание энергии в АТФ

    обеспечение клеток белками и липидами

    обеспечение клеток углеводами и нуклеиновыми кислотами

5. Реакции синтеза и расщепления органических веществ в клетках не могут происходить без участия

1) гемоглобина

2) гормонов

3) ферментов

4) пигментов

6. Чем характеризуются процессы биологического окисления?

    большой скоростью и быстрым выделением тепловой энергии

    участием ферментов и ступенчатостью

    участием гормонов и малой скоростью

    гидролизом полимеров

7. В результате какого процесса окисляются липиды?

1) энергетического обмена

2) пластического обмена

3) фотосинтеза

4) хемосинтеза

8. Энергия, используемая человеком в процессе жизнедеятельности, освобождается в клетках

    при окислении органических веществ

    в процессе синтеза сложных органических веществ из простых

    при образовании органических веществ из неорганических

    при переносе питательных веществ кровью

9. Энергетический обмен представляет собой совокупность реакций

1) синтеза белков на рибосоме

2) поступления веществ в клетку

3) расщепления органических веществ и синтеза АТФ

4) образования глюкозы из углекислого газа и воды

10. Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза

1) энергией, заключенной в молекулах АТФ

2) органическими веществами

3) ферментами

4) минеральными веществами

11. Энергия, заключенная в макроэргических связях молекул АТФ, используется в процессе

1) биосинтеза белка

2) подготовительного этапа энергетического обмена

3) кислородного этапа энергетического обмена

4) синтеза из АДФ молекул АТФ

12. Наибольшее количество энергии освобождается при расщеплении молекул

1) белков до аминокислот

2) полисахаридов до моносахаридов

3) жиров до глицерина и жирных кислот

4) глюкозы до углекислого газа и воды

13. Синтез молекул АТФ происходит

1) в процессе биосинтеза белка

2) в процессе синтеза крахмала из глюкозы

3) на подготовительном этапе энергетического обмена

4) на кислородном этапе энергетического обмена

14. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке на подготовительном этапе энергетического обмена происходит в

1) лизосомах

2) цитоплазме

3) эндоплазматической сети

4) митохондриях

15. Процесс энергетического обмена начинается с

    синтеза глюкозы

    расщепления полисахаридов

    синтеза фруктозы

    окисления ПВК

16. На подготовительном этапе энергетического обмена

1) из аминокислот синтезируются белки

2) биополимеры расщепляются до мономеров

3) глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты

4) из глицерина и жирных кислот синтезируются липиды

17. Расщепление липидов до глицерина и жирных кислот происходит в

    подготовительную стадию энергетического обмена

    процессе гликолиза

    кислородную стадию энергетического обмена

    ходе пластического обмена

18. Конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена

1) углекислый газ и вода

2) глюкоза и аминокислоты

3) белки, жиры

4) АДФ, АТФ

19. Ферментативное расщепление глюкозы без участия кислорода – это

    подготовительный этап энергетического обмена

    пластический обмен

    гликолиз

    биологическое окисление

20. На каком из этапов энергетического обмена синтезируются 2 молекулы АТФ?

1) гликолиз

2) подготовительный этап

3) кислородный этап

4) поступление веществ в клетку

21. Сколько молекул АТФ запасается в процессе гликолиза?

22. Анаэробный этап гликолиза протекает в

    митохондриях

  1. пищеварительной трубке

    цитоплазме

23. В процессе гликолиза в мышцах человека при больших нагрузках накапливается

24. В процессе дыхания энергия может переходить из

    химической в тепловую

    механической в тепловую

    тепловой в химическую

    тепловой в механическую

25. При дыхании организм человека получает энергию за счет

    окисления органических веществ

    расщепления минеральных веществ

    превращения углеводов в жиры

    синтеза белков и жиров

26. На кислородном этапе энергетического обмена окисляются молекулы

2) липидов

3) полисахаридов

4) пировиноградной кислоты

27. В результате кислородного этапа энергетического обмена в клетках синтезируются молекулы

2) глюкозы

4) ферментов

28. В митохондрии атомы водорода отдают электроны, при этом энергия используется на синтез

    углеводов

29. Синтез 36 молекул АТФ происходит в процессе

1) пластического обмена

2) биосинтеза белка

3) подготовительного этапа энергетического обмена

4) кислородного этапа энергетического обмена

30. 38 молекул АТФ синтезируются в клетке в процессе

    окисления глюкозы

    брожения

    фотосинтеза

    хемосинтеза

31. В каких органоидах клеток человека происходит окисление пировиноградной кислоты с освобождением энергии?

1) рибосомы

2) ядрышко

3) хромосомы

4) митохондрии

32. Окислительное фосфорилирование происходит на

    внешних мембранах митохондрий

    внутренних мембранах митохондрий

    внешних мембранах хлоропластов

    внутренних мембранах хлоропластов

33. В результате реакций энергетического обмена образуются конечные продукты

1) углеводы и кислород

2) углекислый газ и вода

3) аминокислоты

4) пировиноградная кислота

34. Растительная клетка, как и животная, получает энергию в процессе

1) окисления органических веществ

2) биосинтеза белка

3) синтеза липидов

4) синтеза нуклеиновых кислот

35. Совокупность реакций синтеза органических веществ с использованием энергии, заключенной в молекулах АТФ, называют

1) энергетическим обменом

2) фотосинтезом

3) пластическим обменом

4) денатурацией

36. Пластический обмен в клетке характеризуется

1) распадом органических веществ с освобождением энергии

2) образованием органических веществ с накоплением в них энергии

3) всасыванием питательных веществ в кровь

4) перевариванием пищи с образованием растворимых веществ

37. Какие молекулы синтезируются в клетках в процессе пластического обмена?

4) неорганических веществ

38. Значение пластического обмена состоит в обеспечении организма

1) органическими веществами

2) минеральными веществами

3) энергией

4) витаминами

39. Особенности обмена веществ у растений по сравнению с животными состоит в том, что в их клетках происходит

1) хемосинтез

2) энергетический обмен

3) фотосинтез

4) биосинтез белка

40. Общим между процессами фотосинтеза и дыхания является

    образование органических веществ из неорганических

    образование АТФ

    выделение кислорода

    выделение углекислого газа

41. Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках

1) любого организма

42. Все живые организмы в процессе жизнедеятельности используют энергию, которая запасается в органических веществах, созданных из неорганических

1) животными

2) грибами

3) растениями

4) вирусами

43. Фотосинтез следует рассматривать как важнейшее звено круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его

    растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

    растения выделяют в атмосферу кислород

    организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

    промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

44. Космическая роль растений на Земле состоит в

    использовании солнечной энергии в процессе фотосинтеза

    поглощении из окружающей среды минеральных веществ

    поглощении из окружающей среды углекислого газа

    выделении кислорода в процессе фотосинтеза

45. Посредником между Солнцем и живыми организмами на Земле являются растения, так как в их клетках есть

    оболочка и клеточная мембрана

    цитоплазма и вакуоли

    митохондрии, синтезирующие АТФ

    хлоропласты, осуществляющие фотосинтез

46. Какие процессы происходят при фотосинтезе?

1) синтез углеводов и выделение кислорода

2) испарение воды и поглощение кислорода

3) газообмен и синтез липидов

4) выделение углекислого газа и синтез белков

47. В процессе фотосинтеза растения

1) обеспечивают себя органическими веществами

2) окисляют сложные органические вещества до простых

3) поглощают минеральные вещества корнями из почвы

4) расходуют энергию органических веществ

48. Хлорофилл в хлоропластах растительных клеток

1) осуществляет связь между органоидами

2) ускоряет реакции энергетического обмена

3) поглощает энергию света в процессе фотосинтеза

4) осуществляет окисление органических веществ в процессе дыхания

49. Под воздействием энергии солнечного света электрон переходит на более высокий энергетический уровень в молекуле

2) глюкозы

3) хлорофилла

4) углекислого газа

50. Какой из названных процессов происходит в световую фазу фотосинтеза?

1) восстановление углекислого газа водородом до глюкозы

2) синтез молекул АТФ

3) окисление органических веществ

4) расщепление молекул АТФ до АМФ с освобождением энергии

51. Какое из перечисленных условий необходимо для синтеза АТФ и восстановления НАДФ в процессе фотосинтеза?

    присутствие глюкозы

    солнечный свет

    отсутствие освещения

    кислород

52. В результате какого процесса при фотосинтезе образуется кислород?

1) фотолиз воды

2) разложение углекислого газа

3) восстановление углекислого газа до глюкозы

4) синтез АТФ

53. Фотолиз воды происходит в клетке в

    митохондриях

    лизосомах

    хлоропластах

54. Фотолиз воды инициируется при фотосинтезе энергией

1) солнечной

3) тепловой

4) механической

55. Какой процесс НЕ происходит в световую фазу фотосинтеза?

1) синтез АТФ

2) синтез НАДФ-Н 2

3) фотолиз воды

4) синтез глюкозы

56. В реакциях темновой фазы фотосинтеза участвуют

    СО 2 , АТФ и НАДФ-Н 2

    оксид углерода, атомарный кислород, НАДФ +

    О 2 , хлорофилл, ДНК

    вода, водород, тРНК

57. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

1) фотолиз молекул воды

2) синтез молекул АТФ

3) восстановление углекислого газа водородом до глюкозы

4) возбуждение электронов в молекуле хлорофилла

58. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

    органические вещества образуются из неорганических

    образуются одни и те же продукты обмена

59. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

    на образование органических веществ используется солнечная энергия

    на образование органических веществ используется энергия окисления неорганических веществ

    в качестве источника углерода используется углекислый газ

    в атмосферу выделяется конечный продукт - кислород

60. В процессе хемосинтеза, в отличие от фотосинтеза,

1) образуются органические вещества из неорганических

2) используется энергия окисления неорганических веществ

3) органические вещества расщепляются до неорганических

4) источником углерода служит углекислый газ

61. Какое вещество является источником водорода для восстановления углекислого газа в процессе фотосинтеза?

1) соляная кислота

2) угольная кислота

4) глюкоза

62. Фотосинтез впервые возник у

    цианобактерий

    псилофитов

    одноклеточных водорослей

    многоклеточных водорослей

63. В жизни каких организмов большую роль играют хлоропласты?

    клубеньковые бактерии

    шляпочные грибы

    одноклеточные растения

    беспозвоночные животные

64. Из приведенных ниже организмов к фотосинтезу способна

    амеба обыкновенная

    инфузория туфелька

    трипаносома

    . Вариант 1

    А1. Клетка впервые была открыта

    1) Р. Гуком 2) К. Линнеем

    3) А. Левенгуком 4) М. Шлейденом

    А2. Ионы железа выполняют в организме функцию

    1) переносчика кислорода 2) активатора ферментов

    3) окислителя крови 4) гормонального регулятора

    A3. К полимерам относится

    1) РНК 2) фосфолипид

    3) жир 4) глюкоза

    А4. Внутренняя мембрана митохондрий образует
    1)матрикс 2) строму

    2) кристы 4) граны

    А5. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных
    веществ в клетке осуществляется в

    1) цитоплазме 2) лизосомах

    3) эндоплазматической сети 4) митохондриях

    А6. В процессе энергетического обмена происходит

    1) расщепление веществ с поглощением энергии

    2) синтез веществ с поглощением энергии

    3) расщепление веществ с выделением энергии

    4) синтез веществ с выделением энергии

    А7. В процессе фотосинтеза энергия Солнца

    1) преобразуется в энергию химических связей глюкозы

    2) используется как тепловая для химических реакций

    3) запасается в макроэргические связи в молекулах АТФ

    4) используется в качестве катализатора химических реакций

    А8. Процесс кислородного окисления глюкозы сопровождается

    1) выделением энергии и синтезом АТФ

    2) поглощением энергии и синтезом АТФ

    3) выделением энергии и распадом АТФ

    4) поглощением энергии и распадом АТФ

    А9. Процесс транскрипции происходит

    1) только на определенном участке молекулы ДНК

    2) сразу на всей молекуле ДНК

    3) на определенном участке молекулы и-РНК

    4) на всей молекуле и-РНК

    А10. Антикодону УЦГ на тРНК соответствует кодон на иРНК
    1) УГЦ 2) АГЦ

    3) УЦГ 4) ТГЦ

    А11. Биосинтез белка происходит во всех клетках орга­низма человека за исключением:

    1) клеток поджелудочной железы

    2) клеток слизистой оболочки кишечника

    3) эритроцитов

    4) лейкоцитов

    А12. При изучении нуклеотидного состава ДНК были выявлены

    следующие закономерности:

    1) А = Т, Г = Ц 2) А + Г = Т + Ц

    3) А = Т;Г = Ц;А + Г = Т + Ц 4) А = Т; Г = Ц; Ц + Г = А + Т

    А14. В клетках поджелудочной железы, синтезирующей пищеварительные ферменты, особенно развита

    1) шероховатая эндоплазматическая сеть

    2) гладкая эндоплазматическая сеть

    3) лизосомы

    4) ворсинки

    A15. Ферменты гликолиза локализованы

    1) в цитоплазме

    2) в матриксе митохондрии

    3) на мембранах крист митохондрий

    4) на мембранах шероховатой ЭПС

    А16. Генетический код вырожден, так как

    1) одну аминокислоту может кодировать несколько триплетов и-РНК

    2) каждую аминокислоту кодирует только один триплет и-РНК

    3) каждому триплету соответствует одна аминокислота

    4) код един для всех организмов

    А17. При заражении бактериальной клетки бактериофагом

    1) бактериофаг попадает в клетку целиком

    2) бактерию попадает только нуклеиновая кислота фага

    3) в бактерию попадает только капсид фага

    4) бактериофаг разрушает только поверхность бактериальной клетки

    А18. Клеточная теория впервые была сформулирована

    1) Р. Гуком и А. Левенгуком

    2) Т. Шванном и А. Левенгуком

    3) М. Шлейденом и Т. Шванном

    4) М. Шлейденом и Р. Вирховым

    А19. Ионы калия в организме участвуют в

    1) переносе кислорода

    2) гормональной регуляции
    3) передаче нервного импульса

    4) структурировании хлорофилла

    A20. Последовательность аминокислот в полипептидной цепи - это:

    1) первичная структура ДНК 2) первичная структура белка

    3) вторичная структура белка 4) вторичная структура ДНК

    А21. Внутри лизосом находятся

    1) матрикс 2) строма

    3) гидролитические ферменты 4) рибосомы

    А22. Процесс первичного синтеза глюкозы протекает в
    1) ядре 2) хлоропластах

    3) митохондриях 4) лизосомах

    А23. Первичный синтез органических веществ происходит в процессе

    1) фотосинтеза

    2) биосинтеза белка

    3) энергетического обмена

    4) биологического окисления

    А24. Генетическим кодом называется:

    1) соответствие между последовательностью нук­леотидов в ДНК или и-РНК и последователь­ностью аминокислот в молекуле белка

    2) нуклеотидное строение ДНК

    3) последовательность аминокислот в молекуле белка

    4) последовательность генов в ДНК

    А25. Первым этапом расщепления глюкозы является

    1) гидролиз 2) восстановление

    3) кислородное окисление 4) бескислородное окисление

    А26. В процессе репликации каждая новая молекула ДНК

    1) состоит из одной исходной и одной новой цепи

    2) состоит из двух синтезированных цепей

    3) имеют либо новые синтезированные цепи, либо исходные

    4) мозаично содержит остатки исходных и новых цепей

    А27. Антикодону АГЦ на тРНК соответствует кодон на иРНК
    1) АГЦ 2) ТГЦ

    3) ТЦГ 4) УЦГ

    А28 Исключительно из остатков глюкозы состоит

    1) крахмал 3) клетчатка

    2) крахмал и клетчатка 4) крахмал, клетчатка, сахароза

    А29. Если в состав белковой молекулы входит 300 аминокислот, то в кодирующей ее части гена число пар нуклеотидов равно

    А30. Лизосомы в больших количествах встречаются в клетках

    1) фагоцитов 2) эритроцитов 3) дермы 4) остеоцитов

    Реферат на тему:

    "Обмены веществ, происходящие в клетках человека"


    Строение и функции клетки

    По наличию оформленного ядра все клеточные организмы делятся на две группы: прокариоты и эукариоты.

    Прокариоты (безъядерные организмы) - примитивные организмы, не имеющие четко оформленного ядра. В таких клетках выделяется лишь ядерная зона, содержащая молекулу ДНК. Кроме того, в клетках прокариотов отсутствуют многие органоиды. У них имеются только наружная клеточная мембрана и рибосомы. К прокариотам относятся бактерии и синезеленые водоросли (цианеи).

    Эукариоты - истинно ядерные, имеют четко оформленное ядро и все основные структурные компоненты клетки. К эукариотам относятся растения, животные, грибы. Эукариотная клетка имеет сложное строение. Она состоит из трех неразрывно связанных частей:

    1) наружной клеточной мембраны, у некоторых дополнительно имеется оболочка;

    2) цитоплазмы и ее органоидов;

    Наружная клеточная мембрана - двумем-бранная клеточная структура, которая ограничивает живое содержимое клетки всех организмов. Обладая избирательной проницаемостью, она защищает клетку, регулирует поступление веществ и обмен с внешней средой, поддерживает определенную форму клетки. Клеточная мембрана состоит из двойного слоя фосфолипидов, обращенных друг к другу своими гидрофобными концами из радикалов высших жирных кислот; снаружи располагаются гидрофильные остатки фосфорной кислоты и глицерина. В билипид-ный слой мозаично вкраплены молекулы белков, одна часть которых пронизывает мембрану, а другая - располагается на поверхности или частично погружена в нее. С наружной стороны с белками и липидами соединены углеводы.

    Вещества поступают в клетку различными путями: диффузно (низкомолекулярные ионы); осмосом (вода); активным транспортом (через специальные белковые каналы) с затратой энергии; с помощью эндоцитоза (крупные частицы).

    Клетки растительных организмов, грибов кроме мембраны снаружи имеют еще и оболочку. Эта неживая клеточная структура состоит из целлюлозы, придает прочность клетке, защищает ее, является «скелетом» растений и грибов. В оболочке имеются поры, через которые идет поступление веществ.

    В цитоплазме, полужидком содержимом клетки, находятся все органоиды.

    Эндоплазматическая сеть (ЭПС) - одномембранная система канальцев, трубочек, цистерн, которая пронизывает всю цитоплазму. Она разделяет ее на отдельные отсеки, в которых идет синтез различных веществ, обеспечивает сообщение между отдельными частями клетки и транспорт веществ. Различают гладкую и гранулярную ЭПС. На гладкой - идет синтез липидов, на гранулярной - располагаются рибосомы и синтезируется белок.

    Рибосомы - мелкие тельца грибовидной формы, в которых идет синтез белка. Они состоят из рибосомальной РНК и белка, образующих большую и малую субъединицы.

    Аппарат Гольджи - одномембранная структура, связанная с ЭПС, обеспечивает упаковку и вынос синтезируемых веществ из клетки. Кроме того, из его структур образуются лизосомы.

    Лизосомы - шарообразные тельца, содержащие гидролитические ферменты, которые расщепляют высокомолекулярные вещества, т. е. обеспечивают внутриклеточное переваривание.

    Митохондрии - полуавтономные двумем-бранные структуры продолговатой формы. Наружная мембрана гладкая, а внутренняя имеет складки - кристы, увеличивающие ее поверхность. Внутри митохондрия заполнена матриксом, в котором находятся кольцевая молекула ДНК, РНК, рибосомы.

    Количество митохондрий в клетках различно, с ростом клеток их число увеличивается в результате деления. Митохондрии - это «энергетические станции» клетки. В процессе дыхания в них происходит окончательное окисление веществ кислородом воздуха. Выделяющаяся энергия запасается в молекулах АТФ, синтез которых происходит в этих структурах.

    Пластиды характерны для растительных клеток. Существуют три вида пластид: хлоропласты, лейкопласты и хромопласты.

    Хлоропласты - полуавтономные двумембранные органоиды продолговатой формы, зеленого цвета. Внутренняя часть заполнена стромой, в которую погружены граны. Граны образованы из мембранных структур - тилакоидов. В строме имеются кольцевая молекула ДНК, РНК, рибосомы. На мембранах располагается фотосинтезирующий пигмент - хлорофилл. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза. На мембране тилакоида идут реакции световой фазы, а в строме - темновой.

    Хромопласты - двумембранные органоиды шарообразной формы, содержащие красный, оранжевый и желтый пигменты. Хромопласты придают окраску цветкам и плодам, образуются из хлоропластов.

    Лейкопласты - бесцветные пластиды, находящиеся в неокрашенных частях растения. Содержат запасные питательные вещества, могут на свету переходить в хлоропласты.

    Кроме хлоропластов растительные клетки имеют и вакуоли - мембранные тельца, заполненные клеточным соком и питательными веществами.

    Клеточный центр обеспечивает процесс деления клетки. Он состоит из двух центриолей и центросферы, которые образуют нити веретена деления и способствуют равномерному распределению хромосом в делящейся клетке. Характерны для животных клеток. -

    Ядро - центр регуляции жизнедеятельности клетки. Ядро отделено от цитоплазмы двойной ядерной мембраной, пронизанной порами. Внутри оно заполнено кариоплазмой, в которой находятся молекулы ДНК. Ядерный аппарат регулирует все процессы жизнедеятельности клетки, обеспечивает передачу наследственной информации. Здесь происходит синтез ДНК, РНК, рибосом. Часто в ядре можно увидеть одно или несколько темных округлых образований - ядрышек, в которых формируются и скапливаются рибосомы. Молекулы ДНК несут наследственную информацию, которая определяет признаки данного организма, органа, ткани, клетки. В ядре молекулы ДНК не видны, так как находятся в виде тонких нитей хроматина. Во время деления ДНК сильно спирализуются, утолщаются, образуют комплексы с белком и превращаются в хорошо заметные структуры - хромосомы.

    Кроме перечисленных некоторые клетки имеют специфические органоиды - реснички и жгутики, которые обеспечивают движение, преимущественно одноклеточных организмов. Имеются они и у некоторых клеток многоклеточных организмов (ресничный эпителий). Реснички и жгутики представляют собой выросты цитоплазмы, окруженные клеточной мембраной. Внутри выростов находятся микротрубочки, сокращение которых приводит в движение клетку.

    Обмен веществ и превращения энергии в клетке

    Основой жизнедеятельности клетки является обмен веществ и превращение энергии. Обмен веществ - совокупность всех реакций синтеза и распада, протекающих в организме, связанных с выделением или поглощением энергии. Обмен веществ и энергии состоит из двух взаимосвязанных и противоположных процессов: ассимиляции и диссимиляции.

    Ассимиляция, или пластический обмен, - совокупность реакций синтеза высокомолекулярных органических веществ, сопровождающихся поглощением энергии за счет распада молекул АТФ.

    Диссимиляция, или энергетический обмен, - совокупность реакций распада и окисления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии и запасанием ее в синтезируемых молекулах АТФ.

    Все реакции обмена веществ идут в присутствии ферментов. АТФ является основным веществом, которое обеспечивает все энергетические процессы в клетке, запасает энергию в процессе энергетического обмена и отдает в процессе пластического обмена.

    Единственным источником энергии на земле является солнце. Клетки растений с помощью хлоропластов улавливают энергию солнца, превращая ее в энергию химических связей молекул синтезированных органических веществ. В растениях идет первичный синтез органических веществ из неорганических: углекислого газа и воды за счет энергии солнца. Все остальные организмы используют готовые органические вещества, расщепляют их, а выделяющаяся энергия запасается в молекулах АТФ. Запасенная энергия расходуется в процессе пластического обмена на синтез органических веществ, специфичных для каждого организма. Часть энергии в процессе обмена веществ постоянно теряется в виде тепла, поэтому в системы живых организмов необходим постоянный приток энергии. Таким образом, солнечная энергия аккумулируется в органических веществах, а затем используется в процессе жизнедеятельности организма.

    По способу питания, источнику получения органических веществ и энергии организмы делятся на автотрофные и гетеротрофные.

    Автотрофные организмы синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза из неорганических (углекислого газа, воды, минеральных солей), используя энергию солнечного света. К ним относятся все растительные организмы, синезеленые водоросли (цианобактерии). К автотрофному питанию способны и хемо-синтезирующие бактерии, использующие энергию, которая выделяется при окислении неорганических веществ: серы, железа, азота.

    Гетеротрофные организмы получают готовые органические вещества от автотрофов. Источником энергии являются органические вещества, которые распадаются и окисляются в процессе диссимиляции. К ним относятся животные, грибы, многие бактерии.

    Автотрофы способны усваивать неорганический углерод и другие элементы. Гетеротрофы усваивают только органические вещества, получая энергию при их расщеплении. Автотрофные и гетеротрофные организмы связаны между собой процессами обмена веществ и энергии.

    Энергетический обмен

    Энергетический обмен состоит из трех этапов.

    I этап - подготовительный. На первом этапе происходит расщепление высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных в процессе реакций гидролиза, идущих при участии воды. Он протекает в пищеварительном тракте, а на клеточном уровне - в лизосомах. Вся энергия, выделяющаяся на подготовительном этапе, рассеивается в виде тепла.

    Реакции подготовительного этапа:

    белки + Н 2 0-» аминокислоты + С; углеводы + Н 2 0 -»глюкоза + ф; жиры + Н 2 0 -> глицерин + высшие жирные + кислоты

    II этап - гликолиз, бескислородное окисление. Глюкоза является ключевым веществом обмена в организме. Все остальные вещества на разных стадиях втягиваются в процессы ее превращения. Дальнейшее расщепление органических веществ рассматривается на примере обмена глюкозы.

    Процесс гликолиза протекает в цитоплазме. Глюкоза расщепляется до 2 молекул пировиноградной кислоты (ПВК), которые в зависимости от типа клеток и организмов могут превращаться в молочную кислоту, спирт или другие органические вещества. При этом выделяющаяся энергия частично запасается в 2 молекулах АТФ, а частично расходуется в виде тепла. Бескислородные процессы называются брожением.

    Реакции гликолиза:

    С 6 Н 12 0 6 -+>2С 3 Н 4 0 3 +4Н-глюкоза

    2С 3 Н 6 0 3 (молочная кислота) молочнокислое брожение

    2С 2 Н 5 ОН + 2С0 2 (этиловый спирт) спиртовое брожение

    В результате ступенчатого расщепления глюкозы образуются 2 молекулы ПВК - С 3 Н 4 0 3 . При этом освобождаются еще 4 атома Н, которые соединяются с переносчиком НАД + , и образуются 2НАД Н + Н + . Дальнейшая судьба ПВК зависит от наличия кислорода. В анаэробных условиях ПВК превращается в молочную кислоту или этанол с участием тех же двух молекул НАД Н + Н + , которые возвращают водород. Если же процесс идет в аэробных условиях, то ПВК и 2НАД Н + Н + вступают в реакции биологического окисления.

    III этап - кислородный. Биологическое окисление протекает в митохондриях. Пировиноградная кислота поступает в митохондрии, где преобразуется в уксусную кислоту, соединяется с ферментом-переносчиком и входит в серию циклических реакций - цикл Кребса. В результате этих реакций при участии кислорода образуются углекислый газ и вода, а на кристах митохондрий за счет выделяющейся энергии синтезируется 36 молекул АТФ.

    Реакции кислородного этапа:

    2С 3 Н 4 0 3 + 60 2 + 4Н - 6С0 2 + 6Н 2 0.

    Таким образом, при расщеплении глюкозы на двух этапах образуется суммарно 38 молекул АТФ, причем основная часть - при кислородном окислении.

    Процесс биологического окисления органических веществ называется дыханием.

    Пластический обмен. Фотосинтез

    Фотосинтез - процесс первичного синтеза органических веществ из неорганических (углекислого газа и воды) под действием солнечного света. Протекает у растений в хлоропластах. Выделяют две фазы фотосинтеза.

    1. Световая фаза. Фотолиз воды. Синтез АТФ. Протекает на мембранах тилакоидов только при участии солнечного света. За счет энергии солнца протекают три группы реакций:

    1) возбуждение хлорофилла, отрыв электронов и синтез АТФ за счет энергии возбужденных электронов;

    2) фотолиз воды - расщепление молекулы воды;

    3) связывание ионов водорода с переносчиком НАДФ.

    Кванты света, попав на хлорофилл, приводят молекулу в возбужденное состояние. При этом электроны переходят в возбужденное состояние и проходят по электронной цепи на мембране до места синтеза АТФ. Одновременно под действием света идет расщепление молекулы воды и образование ионов водорода. На мембране тилакоидов происходит соединение ионов водорода с переносчиком НАДФ за счет электронов хлорофилла, а выделившаяся энергия идет на синтез АТФ. Образовавшиеся при фотолизе воды ионы кислорода отдают электроны на хлорофилл и превращаются в свободный кислород, который выделяется в атмосферу.

    2. Темновая фаза. Фиксация углерода. Синтез глюкозы. Для протекания реакций второй стадии наличие света необязательно. Источником энергии являются синтезированные на первой стадии молекулы АТФ.

    В строме хлоропластов, куда поступают НАДФ Н 4- Н + , АТФ и углекислый газ из атмосферы, протекают циклические реакции, в результате которых идет фиксация углекислого газа, его восстановление водородом за счет НАДФ х х Н + Н + и синтез глюкозы. Эти реакции идут за счет энергии АТФ, запасенной в световой фазе.

    Схематично уравнение темновой фазы можно представить следующим образом:

    С 6 Н 12 0 6 + НАДФ+С0 2 + НАДФ Н + Н+2АДФ

    Суммарное уравнение фотосинтеза:

    6С0 2 + 6Н 2 0 -222+ С 6 Н 12 0 6 + 60 2 Т.

    Пластический обмен. Биосинтез белка

    Наиболее важным процессом пластического обмена является биосинтез белка. Он протекает во всех клетках организмов.

    Генетический код. Аминокислотная последовательность в молекуле белка зашифрована в виде нуклеотидной последовательности в молекуле ДНК и называется генетическим кодом. Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез одного белка, называется геном.

    Характеристика генетического кода.

    1.Код триплетен: каждой аминокислоте соответствует сочетание из 3 нуклеотидов. Всего таких сочетаний - 64 кода. Из них 61 код смысловой, т. е. соответствует 20 аминокислотам, а 3 кода - бессмысленные, стоп-коды, которые не соответствуют аминокислотам, а заполняют промежутки между генами.

    2. Код однозначен - каждый триплет соответствует только одной аминокислоте.

    3. Код вырожден - каждая аминокислота имеет более чем один код. Например, у аминокислоты глицин - 4 кода: ЦЦА, ЦЦГ, ЦЦТ, ЦЦЦ, чаще у аминокислот их 2-3.

    4. Код универсален - все живые организмы имеют один и тот же генетический код аминокислот.

    5. Код непрерывен - между кодами нет промежутков.

    6. Код неперекрываем - конечный нуклеотид одного кода не может служить началом другого.

    Условия биосинтеза. Для биосинтеза белка необходима генетическая информация молекулы ДНК; информационная РНК - переносчик этой информации из ядра к месту синтеза; рибосомы - органоиды, где происходит собственно синтез белка; набор аминокислот в цитоплазме; транспортные РНК, кодирующие аминокислоты и переносящие их к месту синтеза на рибосомы; АТФ - вещество, обеспечивающее энергией процесс кодирования и биосинтеза.

    Этапы биосинтеза

    Транскрипция - процесс биосинтеза всех видов РНК на матрице ДНК, который протекает в ядре.

    Определенный участок молекулы ДНК деспирализуется, водородные связи между двумя цепочками разрушаются под действием ферментов. На одной цепи ДНК, как на матрице, по принципу комплементарное из нуклеотидов синтезируется РНК-копия. В зависимости от участка ДНК таким образом синтезируются рибосомные, транспортные, информационные РНК.

    После синтеза иРНК она выходит из ядра и направляется в цитоплазму к месту синтеза белка на рибосомы.

    Трансляция - процесс синтеза полипептидных цепей, осуществляемый на рибосомах, где иРНК является посредником в передаче информации о первичной структуре белка.

    Биосинтез белка состоит из ряда реакций.

    1. Активирование и кодирование аминокислот. тРНК имеет вид клеверного листа, в центральной петле которого располагается триплет-ный антикодон, соответствующий коду определенной аминокислоты и кодону на иРНК. Каждая аминокислота соединяется с соответствующей тРНК за счет энергии АТФ. Образуется комплекс тРНК-аминокислота, который поступает на рибосомы.

    2. Образование комплекса иРНК-рибосома. иРНК в цитоплазме соединяется рибосомами на гранулярной ЭПС.

    3. Сборка полипептидной цепи. тРНК с аминокислотами по принципу комплементарности антикодона с кодоном соединяются с иРНК и входят в рибосому. В пептидном центре рибосомы между двумя аминокислотами образуется пептидная связь, а освободившаяся тРНК покидает рибосому. При этом иРНК каждый раз продвигается на один триплет, внося новую тРНК - аминокислоту и вынося из рибосомы освободившуюся тРНК. Весь процесс обеспечивается энергией АТФ. Одна иРНК может соединяться с несколькими рибосомами, образуя полисому, где идет одновременно синтез многих молекул одного белка. Синтез заканчивается, когда на иРНК начинаются бессмысленные кодоны (стоп-коды). Рибосомы отделяются от иРНК, с них снимаются полипептидные цепи. Так как весь процесс синтеза протекает на гранулярной эндо-плазматической сети, то образовавшиеся полипептидные цепи поступают в канальца ЭПС, где приобретают окончательную структуру и превращаются в молекулы белка.

    Все реакции синтеза катализируются специальными ферментами с затратой энергии АТФ. Скорость синтеза очень велика и зависит от длины полипептида. Например, в рибосоме кишечной палочки белок из 300 аминокислот синтезируется приблизительно за 15-20 с.


    Адаптация метаболизма к переходу на дыхание атмосферным кислородом. У грудного ребенка и в первые годы жизни наблюдается максимальная интенсивность обмена веществ и энергии, а затем отмечается некоторое снижение показателей основного обмена. Основной обмен веществ у детей меняется в зависимости от возраста ребенка и типа питания. По сравнению с первыми днями жизни, к полутора годам обмен веществ...

    Теряет одну молекулу фосфорной кислоты и переходит в АДФ. Из АДФ же путем присоединения фосфорной кислоты снова синтезируется АТФ. Понятно, что эта реакция идет с поглощением энергии (40 кдж, или 10 000 кал) на грамм-моль. 1. Обмен веществ и энергии в клетке Для химических реакций, протекающих в клетке, характерны величайшая организованность и упорядоченность: каждая реакция протекает...

    Затратах энергии; 2) при переменных затратах энергии и 3) при затратах на синтез продукции. Наибольшее количество теплоты образуется в органах с интенсивным обменом веществ и большой массой – печени и мышцах. При мышечной работе химическая энергия только на треть переходит в механическую работу, остальные две трети переходят в теплоту. Теплопродукция может увеличиваться в 3…5 раз за счет...

    Тела при резких изменениях tº окружающей среды), живые организмы обладают высокой приспособительной способностью. Эта же особенность обмена веществ лежит в основе повышения функциональных возможностей организма, совершенствование физических качеств в процессе спортивной тренировки. Основные разновидности обмена веществ. В обмене веществ принято выделять: пластический, функциональный обмен...

    Демонстрационный вариант

    Инструкция по выполнению работы

    На выполнение экзаменационнойработы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.
    Часть 1 включает 36 заданий (А1–А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
    Часть 2 содержит 8 заданий (B1–B8): 3 – с выбором 3 верных ответов из 6, 3 – на соответствие, 2 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
    Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1–С6).
    За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.

    Часть 1

    Выберите 1 верный ответ из 4.

    А1. Главный признак живого:

    1) движение;
    2) увеличение массы;
    3) обмен веществ;
    4) распад на молекулы.

    А2. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:

    1) ядра;
    2) пластид;
    3) оболочки из клетчатки;
    4) вакуолей с клеточным соком.

    А3. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами:

    1) гликогена и крахмала;
    2) ДНК и АТФ;
    3) белков и липидов;
    4) клетчатки и глюкозы.

    А4. Мейоз отличается от митоза наличием:

    1) интерфазы;
    2) веретена деления;
    3) четырех фаз деления;
    4) двух последовательных делений.

    А5. К автотрофным организмам относят:

    1) мукор;
    2) дрожжи;
    3) пеницилл;
    4) хлореллу.

    А6. При партеногенезе организм развивается из:

    1) зиготы;
    2) вегетативной клетки;
    3) соматической клетки;
    4) неоплодотворенной яйцеклетки.

    А7. Парные гены гомологичных хромосом называют:

    1) аллельными;
    2) сцепленными;
    3) рецессивными;
    4) доминантными.

    А8. У собак черная шерсть (А ) доминирует над коричневой (а ), а коротконогость (В ) – над нормальной длиной ног (b ). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

    1) ААBb ;
    2) Аabb ;
    3) AaBb ;
    4) AABB .

    А9. Мутационная изменчивость в отличие от модификационной:

    1) носит обратимый характер;
    2) передается по наследству;
    3) характерна для всех особей вида;
    4) является проявлением нормы реакции признака.

    А10. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

    1) использование солнечной энергии при фотосинтезе;
    2) неограниченный рост в течение всей жизни;
    3) синтез органических веществ из неорганических;
    4) выделение кислорода в атмосферу.

    А11. Клубень и луковица – это:

    1) органы почвенного питания;
    2) видоизмененные побеги;
    3) генеративные органы;
    4) зачаточные побеги.

    А12. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

    1) мхов;
    2) хвощей;
    3) водорослей;
    4) лишайников.

    А13. У насекомых с полным превращением:

    1) личинка похожа на взрослое насекомое;
    2) за стадией личинки следует стадия куколки;
    3) во взрослое насекомое превращается личинка;
    4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей.

    А14. Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?

    1) земноводных;
    2) пресмыкающихся;
    3) птиц;
    4) млекопитающих.

    А15. Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обезвреживаются в:

    1) почках;
    2) печени;
    3) толстом кишечнике;
    4) поджелудочной железе.

    А16. Трение при движении костей в суставе снижается за счет:

    1) суставной сумки;
    2) отрицательного давления внутри сустава;
    3) суставной жидкости;
    4) суставных связок.

    А17. При малокровии у человека наблюдается:

    1) недостаток кальция в крови;
    2) уменьшение содержания гормонов в крови;
    3) уменьшение содержания гемоглобина в крови;
    4) нарушение деятельности поджелудочной железы.

    А18. Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?

    1) А;
    2) Б;
    3) В;
    4) Г.

    А19. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при употреблении:

    1) в пищу немытых овощей;
    2) воды из стоячего водоема;
    3) плохо прожаренного мяса;
    4) плохо вымытой посуды, которой пользовался больной.

    А20. К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?

    1) экологическому;
    2) генетическому;
    3) морфологическому;
    4) географическому.

    А21. Исходным материалом для естественного отбора служит:

    1) борьба за существование;
    2) мутационная изменчивость;
    3) изменение среды обитания организмов;
    4) приспособленность организмов к среде обитания.

    А22. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате:

    1) освоения видом новых территорий;
    2) прямого воздействия среды на организм;
    3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот;
    4) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками.

    А23. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались:

    1) ткани;
    2) споры;
    3) семена;
    4) половые клетки.

    А24. К биотическим компонентам экосистемы относят:

    1) газовый состав атмосферы;
    2) состав и структуру почвы;
    3) особенности климата и погоды;
    4) продуцентов, консументов, редуцентов.

    А25. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи питания:

    листовой опад ® ...... ® еж ® лисица?

    1) крот;
    2) кузнечик;
    3) дождевой червь;
    4) плесневые грибы.

    А26. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?

    1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности;
    2) увеличить продуктивность биомассы экосистем;
    3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности;
    4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных.

    А27. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в:

    1) лизосомах;
    2) рибосомах;
    3) хлоропластах;
    4) эндоплазматической.

    А28. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?

    1) АЦУ;
    2) ЦУГ;
    3) УГА;
    4) АГА.

    А29. В интерфазе перед митозом в клетке:

    1) хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;
    2) хромосомы расходятся к полюсам клетки;
    3) количество молекул ДНК уменьшается вдвое;
    4) количество молекул ДНК удваивается.

    А30. При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении:

    1) 3: 1;
    2) 9: 3: 3: 1;
    3) 1: 1;
    4) 1: 2: 1.

    А31. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:

    1) скрещивают особи двух чистых линий;
    2) скрещивают родителей с их потомками;
    3) кратно увеличивают набор хромосом;
    4) увеличивают число гомозиготных особей.

    А32. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве:

    1) хрящевых и костных рыб;
    2) ланцетника и рыб;
    3) земноводных и рыб;
    4) пресмыкающихся и рыб.

    А33. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает:

    1) высоту составляющих его звуков;
    2) направление звуковой волны;
    3) степень громкости звука;
    4) содержащийся в нем смысл.

    А34. В процессе всасывания через ворсинки тонкой кишки поступают непосредственно в кровь:

    1) глюкоза и аминокислоты;
    2) глицерин и жирные кислоты;
    3) белки и жиры;
    4) гликоген и крахмал.

    А35. Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?

    1) теплокровность;
    2) гетеротрофное питание;
    3) легочное дыхание;
    4) развитие коры больших полушарий.

    А36. В чем причина смены одного биоценоза другим?

    1) изменение погодных условий;
    2) сезонные изменения в природе;
    3) колебание численности популяций одного вида;
    4) изменение среды обитания живыми организмами.

    Часть 2

    Выберите 3 верных ответа из 6 и запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

    В1. Для прокариотной клетки характерно наличие:

    А) рибосом;
    Б) митохондрий;
    В) оформленного ядра;
    Г) плазматической мембраны;
    Д) эндоплазматической сети;
    Е) одной кольцевой ДНК.

    В2. В связи с прямохождением у человека:

    А) освобождаются верхние конечности;
    Б) стопа приобретает сводчатую форму;
    В) большой палец руки противостоит остальным;
    Г) таз расширяется, его кости срастаются;
    Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого;
    Е) уменьшается волосяной покров.

    В3. В чем сходство природной и искусственной экосистем?

    А) небольшое число видов;
    Б) наличие цепей питания;
    В) замкнутый круговорот веществ;
    Г) использование солнечной энергии;
    Д) использование дополнительных источников энергии;
    Е) наличие продуцентов, консументов, редуцентов.

    При выполнении заданий В4–В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов.

    В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

    1) оплодотворение внутреннее;
    2) оплодотворение у большинства видов наружное;
    3) непрямое развитие;
    4) размножение и развитие происходит на суше;
    5) тонкая кожа, покрытая слизью;
    6) яйца с большим запасом питательных веществ.

    А) Земноводные;
    Б) Пресмыкающиеся.

    В5. Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них.

    КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

    1) вены малого круга кровообращения;
    2) вены большого круга кровообращения;
    3) артерии малого круга кровообращения;
    4) артерии большого круга кровообращения.

    НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

    А) от сердца;
    Б) к сердцу.

    В6. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

    ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

    1) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ;
    2) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ;
    3) использование только готовых органических веществ;
    4) синтез органических веществ из неорганических;
    5) выделение кислорода в процессе обмена веществ.

    ОРГАНИЗМЫ

    А) автотрофы;
    Б) гетеротрофы.

    При выполнении заданий В7–В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

    В7. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.

    А) класс Насекомые;
    Б) вид Капустная белянка;
    В) отряд Чешуекрылые;
    Г) тип Членистоногие;
    Д) род Огородные белянки;
    Е) семейство Белянки.

    Часть 3

    На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С6 – полный развернутый ответ.

    С1. В ХVII в. голландский ученый ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

    С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

    1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.
    2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
    3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
    4. Они растут только в первые годы жизни.
    5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

    С3. Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

    С4. Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.

    С5. В одной молекуле ДНК нуклеодиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

    С6. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

    Ответы

    Часть 1

    За верное выполнение заданий А1–А36 выставляется 1 балл.

    А1 – 3; А2 – 1; А3 – 3; А4 – 4; А5 – 4; А6 – 4; А7 – 1; А8 – 1; А9 – 2; А10 – 2; А11 – 2; А12 – 3; А13 – 2; А14 – 2; А15 – 2; А16 – 3; А17 – 3; А18 – 1; А19 – 3; А20 – 4; А21 – 2; А22 – 4; А23 – 1; А24 – 4; А25 – 3; А26 – 3; А27 – 1; А28 – 3; А29 – 4; А30 –3; А31 – 3; А32 – 3; А33 – 4; А34 – 1; А35 – 1; А36 – 4.

    Часть 2

    За верное выполнение заданий В1–В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

    За верный ответ на задания В7–В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.

    В1 – АГЕ; В2 – АБГ; В3 – БГЕ; В4 – БААБАБ; В5 – ББАА; В6 – АББАА; В7 – БДЕВАГ; В8 – ГАВБД.

    Часть 3

    Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.

    С1. Элементы ответа: 1) масса растения увеличилась за счет органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза; 2) в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ.

    Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок 2 балла.
    Ответ включает только 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл.
    Ответ неправильный – 0 баллов

    С2. Элементы ответа: 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 4 – растения растут в течение всей жизни; 5 – не все растения образуют семена.

    В ответе указаны и исправлены все три ошибки – 3 балла.
    В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них – 2 балла.
    В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них – 1 балл.
    Ошибки не указаны ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не исправлена ни одна из них – 0 баллов.

    При оценке заданий С3–С5 учитывают следующие элементы ответа.

    Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок – 3 балла.
    Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 2 балла.
    Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 1–2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл.
    Ответ неправильный – 0 баллов.

    С3. Элементы ответа. В основе комбинативной изменчивости лежат следующие процессы: 1) кроссинговер приводит к изменению сочетания генов в гомологичных хромосомах; 2) мейоз, в результате которого происходит независимое расхождение хромосом в гаметы; 3) случайное сочетание гамет при оплодотворении.

    С4. Элементы ответа: 1) концентрация веществ в эритроцитах выше, чем в воде; 2) из-за разности концентрации вода поступает в эритроциты; 3) объем эритроцитов увеличивается, вследствие чего они разрушаются.

    С5. Элементы ответа: 1) аденин (А) комплементарен тимину (Т), а гуанин (Г) – цитозину (Ц), поэтому количество комплементарных нуклеотидов одинаково; 2) количество нуклеотидов с аденином составляет 24%; 3) количество гуанина (Г) и цитозина (Ц) вместе составляют 52%, а каждого из них – 26%.

    С6. Элементы ответа: 1) признак доминантный, не сцеплен с полом; 2) генотипы детей 1-го поколения: дочь Аа , дочь аа , сын Аа ; 3) генотипы детей 2-го поколения: дочь Аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи).



Похожие публикации