Лукашенко отменил "налог на тунеядцев". Но лишит льгот неработающих. Лукашенко заморозил «налог на тунеядство» после протестов в Беларуси Закон о тунеядстве в беларуси последние

В Беларуси Лукашенко ввел взнос на тунеядство, который вступил в силу с 1 января 2015 года. Этот указ произвел не абы какой фурор в мире. И эту идею поддержало не одно государство.

Налог на тунеядство в каких странах есть, на кого распространяется?

Во многих странах стали бурно обсуждать подробности данного закона, который просвещал политику СССР. Так в Казахстане это удержание поддержал глава и даже не против использовать его, только после незначительного изменения текста. Но закон не был введен, так как страна не может обеспечить занятость всех безработных. Президента РФ налог на тунеядство тоже заинтересовал, однако, его в России не ввели. В Украине вводить данный закон и не собирались, более того, некоторые депутаты давали не очень разумные комментарии по этому поводу. Беларусь не раздумывая приняла базовый закон, но есть и сторонники, например, Линкевич (известный программист).

В Беларуси взнос распространяется на трудоспособных граждан, которые не работали больше чем полгода, сюда относятся и те, кто живет за счет сдачи квартиры. Они будут уплачивать тунеядский взнос. Сумма его составляет 20 базовых величин. Все же будут и освобожденные лица, их немало.

Налог на тунеядство отменили в 2016: последние новости

Недавно в сети появились свежие новости о том, что декрет о тунеядстве отменили. Правдива ли отмена, давайте разберемся. Официальный документ никто не отменял, в него лишь внесли коррективы, и он уже вступил в силу. Теперь безработным гражданином будет считаться неработающий полтора года, а не три. Когда безработный получил направление на трудоустройство, то явиться к работодателю придется в течение 2-х дней. Январь месяц показал нам как налог на тунеядство в Беларуси 2016 не отменен. Налог на тунеядство в России с 2016 года не введен, но есть комментарии, что данный вопрос будет рассмотрен.

Кто освобождается, кто будет платить?

Как упоминалось, оплачивать взнос должны все неработающие. Существует разъяснение для матерей. Платить взнос не будут женщины, которые воспитывают ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида и троих или больше несовершеннолетних детей. Для домохозяек, которые просто сидят дома закон вступает в силу.

От уплаты налога освобождена целая категория граждан. Сюда попадает нерезидент, ип, наемный работник, пенсионер, адвокат и нотариус. Так же от налога освобожден творческий работник, сотрудник агроэкотуризма , гражданин, подписавший договор подряда. Освобождаются от налога ремесленники, студенты-стационары, инвалиды, недееспособные, призывники и лица, повышающие квалификацию. Сельским жителям, которые ведут хозяйство не нужно такое возмещение.

Так же хартия говорит, что избежать сбора может работающий за границей белорус. Но мало кто знает, чтобы доказать свое пребывание в РФ нужно собрать кое-какие документы, ведь Россия не ставит штамп в паспорте. На сегодняшний день фрилансер не облагается налогом, хотя эта отрасль очень интересует государственный орган.

Как оплачивается?

Каждая домохозяйка интересуется кому, как и сколько надо заплатить. Отметим, что если вы пошли работать на короткий срок, то обязаны уплатить подоходный налог и этот размер вычтут из налога за тунеядство. В других случаях освобождение не предусмотрено.

За 2015 год оплата производится до 15 ноября 2016. Для этого вам придет петиция с налоговой. Еще тунеядец может получить скидку на 10%. Он не должен дожидаться время прихода извещения, а сам прийти в налоговую. Прорабатывать этот метод необходимо с 1.08 текущего года по 31.05 будущего. Оплачивается не позже 1 числа 7 месяца следующего года. Так в Витебской области и в Бресте некоторые тунеядцы сами пришли в социальный орган, после того как пришло предупреждение. Страна всем предоставила работу. По поводу этого есть видео в сети и ветка на форуме.

За неуплату грозит наказание. Это штраф 360-720 тысяч рублей или выполнение административной работы.

Как обойти закон, избежать наказания?

Так как отмена налога не произошла, все тунеядцы хотят знать как обойти закон и можно ли избежать наказания. Уйти от ответственности не удастся, хоть и безработных около миллиона. Вы имеете право оформить уход за инвалидом, как это сделали в Витебске или оформить декрет. Где бы вы не находились, иждивенство не пройдет.

Итак, это случилось, налог на тунеядство введен. Если Вы трудились в течение года меньше 183 дней, вы обязаны до 15 ноября 2016 года оплатить 20 базовых величин или 3 600 000 бел. руб.

5. Для целей настоящего Декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
5.1. работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
5.2. осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по таков деятельности;
5.3. выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
5.4. осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой
деятельности;
* Для целей настоящего Декрета под прибытием понимается дата регистрации по месту жительства, под убытием - дата снятия с регистрационного учета по месту жительства в связи с выдачей паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, аннулированием разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, прекращением гражданства Республики Беларусь.
5.5. в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, воеинообязаиньпи1 во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
5.6. осуществления адвокатской или нотариальной деятельности;
5.7. осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
5.8. осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
5.9. осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
5.10. в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
5.11. в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи* которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
5.12. в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
5.13. временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
* Для целей настоящего Декрета под членами семьи понимаются супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети, в том числе усыновленные, удочеренные, а также родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним и ведущие общее
ХОЗЯЙСТВО.
5.14. воспитания в семье* матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до. 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
5.15. получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
5.16. отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней;
5.17. получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
5.18. получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5.19. привлечения к труду в течение срока отбивания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Самый простой способ не платить налог - устроиться на работу на 0,2 ставки например. Но что делать беременным женам, безработным женщинам в возрасте до 55 лет, людям с болезнями по которым нет инвалидности но и на работу они никому не нужны? В статье приведем самые бюджетные способы обойти налог на тунеядство.
Будем использовать пункты 5.3, 5.4, 5,8 декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Способ 1. Устроиться на работу на 0,1 ставки от минимальной заработной платы (далее МЗП) к знакомому ИП, ЧТУП, ООО. Нужно заключить трудовой бессрочный договор (гражданско-правовой договор, он же договор подряда не подойдет) Либо договор на 183 дня, т.е. 6 мес.

В этом случае налоги которые нужно будет уплатить за работу с учетом минимальной заработной платы в 2017 году 265 руб. в мес (по ссылке актуальная МЗП):

1) ФСЗН 35% от 0,1 ставки МЗП. В нашем случае 265/10*0,35= 9,275 руб.

2) Подоходный налог 13%. В нашем случае 265/10*0,13= 3,445 руб.

3) Белгосстрах 0,6%. В нашем случае 265/10*0,006= 0,159 руб.

За 6 мес работы уплачиваем - 77,274 руб. , что значительно меньше 20 базовых величин. Само собой способ подойдет только если вы реально будете работать у вашего знакомого.

Способ 2.
Стать ремесленником согласно пункту 5.8
Оплата составит всего 1 базовую величину в год.
Итого 180 000 за год.
Ремесленником стать также просто (инструкция от министерства по налогам и сборам). Идем в налоговый орган, становимся на учет, заводим книгу учета доходов и расходов. Плетем лапти и вяжем крючком изделия продаем на досках объявлений в интернете:)

Способ 3.

Можно зарегистрироваться в сельской местности с выделением участка для ведения хозяйства. Обратите внимание, дачные кооперативы на данный момент не попадают под даннй пункт. Т.е. вы должны быть зарегистрированы (прописаны) именно в деревне. Также ваш участок должен быть оформлен именно для ведения личного подсобного хозяйства. Т.е. если у вас есть домик и 6 соток земли выделенные под строительства этого дома - такой вариант не подойдет.

Способ 4. Можно уйти в монастырь. Монахи в нашей стране - не тунеядцы.

Способ 5. (Не актуален, платить все же придется больше чем 360 руб., стоит рассмотреть только если на самом деле собираетесь оказывать услуги)
Используем пункт 5.3 Регистрируем ИП на оказание любых услуг связанных с консультированием. 1 базовая + 2 фотографии. Выбирайте система налогообложения УСН без НДС. Открываем расчетный счет в банке на 1-2 мес. (10 бел. руб./мес).
Потом положим на него через кассу банка 70 базовых величин как физическое лицо, или попросите знакомого - якобы он платит вам за консультацию.
Потом вы перечисляете эти средства себе на карточку. Теряете 1-2% комиссии (в зависимости от условия банка). И потом в следующем квартале уплачиваете 5% налога с дохода.
Итого получается:
23р - открыть ИП
20р - оформить счет в банке
1-2% - комиссия банка за операции
налог 5%
В сумме: 130-150 руб что значительно меньше установленного налога на тунеядство.

Способ 6. (Не актуален, платить все же придется еще и ФСЗН раз в год, более 900р.)
Используем пункт 5.4. Согласно нему ИП, плательщики единого налога освобождаются от уплаты. Смотри какими видами деятельности можно заниматься для уплаты единого налога.
Спойлер с статьей налогового кодекса

Виды деятельности, при осуществлении которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налог
1. Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, уплачивают единый налог при осуществлении следующих видов деятельности:

  • оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
  • оказание услуг по дроблению зерна;
  • выпас скота;
  • репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
  • чистка и уборка жилых помещений;
  • уход за взрослыми и детьми; услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей; выгул домашних животных и уход за ними; закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;
  • музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов;
  • предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
  • реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
  • услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
    предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;
  • предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
  • ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов;
  • реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных промыслов (ремесел), созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков).

Теперь смотрим ставки единого налога. Например для Минска смотрим их например :
Актуальные ставки лучше узнать в Налоговой по месту жительства.
Так предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста будет стоить вам 150 000 в мес. Чтобы делать это официально даже не нужно регистрироваться как ИП, достаточно просто встать на учет в Налоговой инспекции по месту жительства.
Итого получается 1 800 000 в год, что в 2 раза меньше.
Если живете близко к сельской местности можно выбрать «выпас скота», оплата всего 110-150 000 в мес. в зависимости от места жительства.

Если же ни один из пунктов выше не подходит для вас, а извещение о поступлении на вас письменной корреспонденции вы уже получили, можно и нужно бороться с абсурдным налогом всеми доступными способами. Будем тянуть время, обжаловать действия гос. органов всеми доступными способами.

Информация с сайта ИМНС: "Извещение считается врученным по истечении 10 дней с его отправки заказным письмом. При этом НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, получил гражданин лично извещение или нет". Само собой, уже этот факт можно обжаловать в суде. Т.к. в Беларуси нет обазанности по проживанию по месту регистрации. Т.е. вы банально можете не знать о том, что вы являетесь плательщиком сбора. Но ввиду того, что это Беларусь, презумпция невиновности здесь не работает.

Образец извещения на уплату сбора на финансирование государственных расходов

Обратите внимание на те извещения, которые приходят людям. Без печатей, без подписей: неизвестно кто, требует уплатить 360 руб.

Соответственно после получения извещения пишем жалобу в налоговую инспекцию:

Делать это нужно в 30 дневный срок с момента получения почтового извещения (а момент получения - это 10 дней с момент отправки), т.к. согласно пункту 11 декрета:

11. Гражданин, получивший извещение, вправе в течение тридцати календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора. Указанные документы и (или) пояснения рассматриваются налоговым органом в месячный срок, и по ним в указанный срок принимается одно из следующих решений:
о подтверждении ранее врученного извещения;
о внесении изменений в извещение;
об аннулировании извещения.
На период рассмотрения документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, налоговый орган приостанавливает принятие им мер по взысканию сбора.
В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.
Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Образец жалобы в налоговую инспекцию

В случае получения извещения из налоговой инспекции, вы можете подать жалобу в электронном или в письменном виде на имя руководителя инспекции или лица, подписавшего уведомление.

В Налоговую инспекцию

Шкловского р-на

ЗАЯВИТЕЛЬ:

Иванов Иван Иванович

г. Минск, ул. Маяковского, 102-18

(на нарушение конституционных прав)

Согласно Вашему извещению я обязан оплатить налоговый сбор «за тунеядство».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ПРОШУ:

1.Освободить меня от уплаты налогового сбора «за тунеядство».

2.Исключить меня из базы персональных данных лиц, не участвующих в финансировании государственных расходов, и не применять ко мне положения Декрета№3.

3. Дать мне письменный мотивированный ответ по существу моей жалобы.

Все мы понимаем, что скорее всего придет формальная отписка, однако +30 дней к сроку уплаты вы получите. После получения ответа из налоговой его можно обжаловать в вышестоящей налоговой инспекции. После ответа из вышестоящей инспекции вы можете обжаловать решение в суде. Да, для этого уже понадобится 1 базовая величина для подачи искового заявления.

UPD 17.01.2017 Пришел ответ из местной налоговой который можно и нужно обжаловать в вышестоящей инстанции.

О рассмотрении обращения

Инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по... району, в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», рассмотрено Ваше обращение от 26.12.2016 года. В пределах своей компетенции инспекция сообщает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов.

В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь 02.04.2015 года издан Декрет Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет № 3).

Согласно ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, ст. 52 Конституции Республики Беларусь, каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

В соответсвии с Декретом № 3 граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее - граждане), в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее - сбор).

Налоговым периодом сбора признается календарный год.
От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые:
в налоговом периоде:
являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;
являлись лицами пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), в том числе достигли в данном периоде этого возраста;
были признаны или являлись инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности); были признаны или являлись недееспособными;
прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;
отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
в году, следующем за налоговым периодом, были признаны: инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности в этом году);
недееспособными.
Гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности; выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
осуществления видов деятельности, указанных в п.1 ст. 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой деятельности;
в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
осуществления адвокатской или нотариальной деятельности; осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней; получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
привлечения к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.

Действие Декрета № 3 не распространяется на граждан, которые в соответствующем налоговом периоде более 183 календарных дней отбывали наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, а также находились в лечебно-трудовом профилактории, содержались под стражей либо находились под домашним арестом.

Извещение, на уплату сбора на финансирование государственных расходов, по форме, установленной постановлением Министерством по налогам и сборам от 01.07.2015 № 16 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой сбора на финансирование государственных расходов» (приложение 2), вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом.

Сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК РБ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком, п.п. 1.1 п. 1 ст. 22 НК РБ плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины).

В соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 43 НК РБ местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:
отдельным плательщикам - физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения;
отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК РБ (или) иными законами.

На основании с ч. 1 п. 1. ст. 20 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» данный ответ на обращение может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган - инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области или Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Образец жалобы в суд

В случае, если ответ налоговой инспекции на вашу жалобу вас не удовлетворил, вы вправе обратиться с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию (областную, Минскую городскую), затем (в месячный срок со дня получения ответа) в суд в порядке Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц” (ст. 20) и в соответствии со статьями 353-357 ГПК Республики Беларусь - жалоба на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

В суд (района, города, района в городе)

по территориальности ИМНС,

приславшей уведомление

Заявитель: Иванов Иван Иванович

прож. (адрес, место регистрации

или фактического проживания)

Заинтересованные лица:

  1. ИМНС района, города, района в городе, приславшей уведомление,

адрес (см. на бланке уведомления или ответа);

2.Минская городская (областная) ИМНС

адрес: (см. на бланке ответа)

(в порядке п. 5 ст. 335 ГПК Республики Беларусь)

В связи с получением из ИМНС (района, города, района в городе) уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов от (дата, № исх.) я обратился(лась) с просьбой об исключении меня из базы персональных данных без моего письменного согласия как лица, являющегося плательщиком сбора на финансирование государственных расходов, предусмотренного нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет №3).

Считаю данное требование незаконным по следующим основаниям:

1.Декрет “о тунеядцах” вводит новую форму принудительного труда, что противоречит Конституции (ст. 41) ст. 13 ТК и международным обязательствам страны

2. Беларусь, как и многие страны мира, формирует свой бюджет и осуществляет государственные расходы в основном за счет налогов (прямых или косвенных), которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Таким образом, участие граждан в этих договорных и иных отношениях в полной мере отвечает требованиям ст. 56 Конституции об обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов “путем оплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.”

3. Полагаю, указанные несоответствия Декрета, коллизии его норм с Конституцией и иными законодательными актами состоят в том, что он является несистемным актом, изданным с нарушением основных принципов нормотворческой деятельности (ст.ст. 7, 9 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”).

4. Статья 32 Конституции закрепила обязанность детей заботиться о своих родителях. Статья 100 Кодекса о браке и семье уточнила данную конституционную норму, закрепив, что содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

Декрет ”о тунеядцах” не предусматривает случаев освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов детей, которые исполняют свою конституционную обязанность по заботе о своих родителях и осуществляют уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи родителями, в том числе, с инвалидностью (за исключением инвалидов 1 группы, лиц в возрасте 80 лет и старше).

5.Декрет “о тунеядцах” посягает на мое личное достоинство и неприкосновенность частной жизни.

Меня, признают по Декрету “социальным иждивенцем”.

По Декрету “социальное иждивенчество” носит неодобрительную окраску и фактически представляет категорию людей, которые стремятся обеспечить для себя приемлемые условия существования в нашем обществе за счет других. Они рассчитывают получать блага за счет работающих, за счет государства в целом, которое распределяет определенные услуги бесплатно: образование, лечение, жилье, содержание территориальной инфраструктуры, услуги по обеспечению безопасности и т.д.

По факту создается представление о том, что кто не работает, тот ведет себя противоправно и в качестве наказания “за неучастие в финансировании государственных расходов” обязывается к уплате сбора в 20 базовых величин, неуплата которого влечет административное наказание вплоть до 15 суток ареста.

6. По закону декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Парламентом Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Поскольку полномочия на издание Декрета Парламент не предоставлял Президенту, данный Декрет является временным.

Согласно части 3 ст. 101 Конституции временные декреты издаются лишь в силу особой необходимости. Однако в преамбуле Декрета не указано, какой особой необходимостью продиктовано его принятие.

Президент не имеет права своими актами ограничивать конституционные права и свободы граждан. Декретом “о тунеядцах” введены очевидные для всех ограничения, которые фактически являются принудительным или обязательным трудом, то есть основанным не на добровольном предложении гражданином своих услуг по труду, а на его принуждении к труду под стахом применения репрессии в виде дополнительного налога, неуплата которого влечет наказание в административном порядке (штраф в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест).

Палата Национального собрания Республики Беларусь, как указывалось выше, в установленном порядке не делегировали Президенту полномочия на издание Декрета №3, который ограничивает конституционные права и свобода граждан.

Очевидно, что нормы Декрета №3 вступили в коллизию (противоречие) с предписаниями Конституции Республики Беларусь. Применение его норм ущемляет мои права.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ст. ст. 6, 353 -357 ГПК Республики Беларусь,

1.Признать настоящую жалобу обоснованной, а обжалуемые действия (бездействие) налоговых органов - заинтересованных лиц - неправомерными, ущемляющими мои права;

2.Обязать их принять меры по исключению (аннулированию) меня из числа лиц, которые признаны не участвующими в финансировании государственных расходов, и обязываются к уплате сбора, предусмотренного Декретом от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества»;

3.Взыскать с инспекции МНС (района, города, района в городе) в мою пользу расходы по оплате госпошлины в размере одной базовой величины (указать сумму), а также - на оплату труда адвоката (если они были произведены).

Приложение: копии уведомления, ответов из налоговых инспекций, квитанция об оплате госпошлины, 2 копии жалоб (по числу заинтересованных лиц).

2016г. Иванов И.И.

После всего прочего вы можете написать обращение в исполком о тяжелом материальном положении и может быть даже получить освобождение от уплаты налога в индивидуальном порядке.

Если же платить все же нужно, т.к. пришли уже субедные исполнители - платите по 1-2 рублю в мес. Т.е. вы не отказываетесь от уплаты сбора, просто сейчас нет денег - соответственно применить к вам меры принудительного взыскания будет очень непросто.
Всем успехов!

Если в течение года человек несколько раз увольнялся и устраивался на работу. Кто будет считать, проработал он 183 календарных дня или нет?

Налоговый орган самостоятельно выборку дней делать не будет. Декрет предусматривает, что госорганы, которые ведут учет граждан (Фонд соцзащиты, Минобороны, МВД, Минобразования, Минздравоохранения и т. д.) совместно составят единую базу плательщиков сбора, где будет вестись автоматический учет. Тех, кто не должен платить сбор, отсюда исключат.

Где узнать, кто попал в базу и должен платить сбор?

В инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту жительства. Если человек сам уведомит налоговиков о том, что не участвовал в финансировании госрасходов, налоговые органы направят ему извещение по почте заказным письмом или вручат лично не позднее 15 календарных дней. Если человек попал в единую базу плательщиков и сам не явился, то извещение придет не позднее 1 октября 2016 года. Если кто-то будет не согласен, он может предоставить документы, которые подтвердят его занятость или основание для исключения из базы за этот год.

Можно ли самостоятельно заплатить сбор и в какие сроки?

Заплатить сбор можно самостоятельно и даже получить льготу в размере 10 %. В этом случае нужно уведомить налоговые органы по месту жительства с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года и оплатить сбор до 1 июля 2016 года в любом банке страны или отделении связи.

Всем остальным плательщикам налоговые органы вручат извещение на уплату сбора за 2015 год до 1 октября 2016 года. Заплатить налог нужно до 15 ноября 2016 года.

Как разобраться, по какой базовой величине платить сбор?

Сбор нужно уплачивать исходя из размера базовой величины на 1 число года, за который осуществляется начисление. На 1 января 2015 года она составила 180 тысяч рублей. Значит, в 2016 году, оплачивая сбор 2015 года, при расчете будет использоваться эта сумма. За 2016 год сбор нужно будет уплатить исходя из размера базовой величины на 1 января 2016 года.

Нужно ли платить сбор тем, кто работает на 0,5 или 0,25 ставки?

Человек признается участвующим в финансировании госрасходов, когда он работает по трудовому договору (контракту) вне зависимости от ставки. Главное, чтобы у него был постоянный легальный источник дохода. Размер зарплаты, количество отработанного времени и размер уплаченного за год подоходного налога никакой роли не играют.

Будут ли платить сбор те, кто работает в других странах?

От уплаты сбора за 2015 год освобождены те, кто находился в Беларуси меньше 183 календарных дней. Факт нахождения за границей должен быть подтвержден документально.

Можно ли зарегистрироваться ремесленником и не платить сбор в 2015 году?

Если ремесленник заплатил сбор за осуществление ремесленной деятельности на этот год до 29 декабря 2014 года, сбор на «тунеядство» за 2015 год он не платит. Его нужно платить тем, кто зарегистрировался в 2015 году и заплатил сбор за осуществление ремесленной деятельности на этот же год. Исключение составят те, кто зарегистрируется ремесленником в 2015 году и заплатит сбор за осуществление ремесленной деятельности на 2016 год.

Придется ли платить сбор тем, кто не работает, но официально сдает в аренду комнату или квартиру?

Это зависит от того, какую сумму налога за сдачу квартиры в 2015 году платит. Если сумма уплаченного налога за год составит менее 20 базовых величин (3,6 млн рублей), придется доплатить лишь недостающую разницу. Если сумма налога составит 20 и более базовых величин, доплата не потребуется.

Кто еще должен доплачивать сбор, если не вложится в 20 базовых?

Те, кто работает по заявительному принципу без госрегистрации. Например, разводит щенков, работает как репетитор, ухаживает за взрослыми и детьми, убирает квартиры, обслуживает свадьбы и праздники, работает музыкантом, фотографом, переводчиком, швеей, пишет картины и т. д.

Что будет, если сбор на «тунеядство» не платить?

За неуплату или неполную уплату сбора предусмотрен штраф от 2 до 4 базовых величин (от 360 до 720 тысяч рублей) или административный арест до 15 суток, во время которого привлекут к выполнению общественно полезных работ. Например, уборке улиц, кладбищ, сбор камней на полях и т. д. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, и их виды будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Те, кто отбудет административный арест и отработает на общественно полезных работах, будут считаться исполнившими обязанность по уплате сбора.

Можно ли по своему желанию отбыть 15 суток административного ареста и не платить сбор?

Нет. Если человек не оплатит сбор до 15 ноября 2016 года, его документы налоговая служба передаст в суд. Именно здесь будет решаться, назначить штраф или административный арест.
Если ИП находится в отпуске больше 183 календарных дней или не ведет деятельность, нужно ли платить сбор?
Да, в этом случае сбор платить придется. Однако если подоходный налог за 2015 год составит более
20 б. в., то нет.

За подробностями и разъяснениями Декрета Президента Республики Беларусь № 3 корреспондент редакции обратился к начальнику отдела налогообложения физических лиц инспекции МНС Республики Беларусь по Столинскому району Игорю Павловичу Гмиру.

1. Что случилось?

В 2015 году в Беларуси был принят декрет «О предупреждении социального иждивенчества». В народе его прозвали «закон о тунеядцах». Документ призван стимулировать участие трудоспособных белорусов в трудовой деятельности, в финансировании государственных расходов.

2. Когда начинает действовать декрет

Отсчет трудовой или безработной деятельности согласно Декрету начинается с 1 января 2015 года.

3. Кто считается тунеядцем и должен уплатить налог?

Все граждане Беларуси и лица с видом на жительство в нашей стране трудоспособного возраста (18-55 лет для женщин, 18-60 для мужчин), кто не работал полгода и 1 день - тунеядцы. В их число попадают:

— Безработные, которые имеют неофициальный доход и не платят налог.

— Домохозяйки (если они не многодетные мамы, или не воспитывают ребенка до 7 лет или ребенка-инвалида до 18 лет).

— Студенты-заочники, если они нигде не работают.

— Ипэшники, которые не ведут никакую деятельность и не платят налог. Либо заплатили налог менее 20 базовых. В таком случае они должны будут доплатить до 20 базовых.

4. А кто не должен платить налог?

Все, кто официально работал в течение года более 183 дней, занимается предпринимательской деятельностью и заплатил налог более 20 базовых, все кто занимался деятельностью перечисленной в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь и уплачивали единый налог с ИП и иных физических лиц. А также:

Подростки, которым еще нет 18 лет . Если 18 стукнуло в этом году, то можете не работать до конца года.

Пенсионеры . В том числе те, кто достиг пенсионного возраста в этом году.

Студенты дневной формы обучения .

Безработные , состоящие на учете в службе занятости (но на бирже можно состоять не более 3 месяцев).

Владельцы агроусадеб . Тот, кто официально занимается агроэкотуризмом (это должен подтвердить местный исполком) и уплатил налог за 2015 год в сумме 150 000 рублей в срок не позднее 29 декабря 2014 года - не тунеядец.

Жители села, которые были зарегистрированы по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа и вели личное подсобное хозяйство. Этот факт должен подтвердить сельсовет.

Женщины или мужчины , воспитывающие детей до 7 лет или детей-инвалидов до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

Фрилансеры , творческие люди, заработавшие за год минимум 70 базовых величин (за 2015 год — это 12 600 000 рублей). При этом не важно, сколько дней они работали. Если такую сумму они заработали хоть за 1 час - тунеядцами уже не считаются.

Художники, музыканты, писатели , скульпторы, дизайнеры и др. Но они обязательно должны быть членами соответствующих творческих союзов.

Монахи, священники и члены монастырской общины.

Адвокаты и нотариусы.

Владельцы квартир , которые официально сдают свое жилье и платят с этого налог (не менее 3 600 000 рублей за 2015 год).

Больные , находящиеся на больничном. При этом должна быть соответствующая справка.

Осужденные , отбывающие наказание в тюрьме, ЛТП или колонии более 183 дней.

Военнослужащие , резервисты и военнообязанные во время сборов

Инвалиды , независимо от группы или те, с кого сняли инвалидность в этом году.

Недееспособные

— Люди, которые получают выплаты по потере кормильца.

Путешественники и гастарбайтеры из Беларуси , которые находились в стране суммарно менее 183 календарных дней, - не тунеядцы.

Сезонные рабочие , кто отработал в течение полного сезона на сезонных работах (список таких работ определен Советом министров). Например, сельскохозяйственные работы в период сбора урожая.

СПРАВОЧНО:

В состав семьи учитываются дети, находящиеся на иждивении и воспитании в семье, в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, дети, над которыми установлена опека (попечительство). НЕ учитываются дети, в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав, отобранные из семьи, воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа, находящиеся в детских интернатных учреждениях, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания.

5. Каким образом налоговые службы будут извещать плательщиков об уплате сбора? Чем чревата его неуплата?

– Сбор уплачивается не позднее 15 ноября 2016 года на основании полученного от налогового органа извещения. Оно плательщику вручается лично под роспись или направляется заказным письмом. В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма. Относительно второго вопроса, то если человек проигнорировал уплату сбора в установленный срок, или сделал это не в полном объёме, то на него налагается административный штраф в размере от двух до четырёх базовых величин или арест до 15 суток. Причём лица, в отношении которых применена последняя мера наказания, в обязательном порядке привлекаются в течение срока отбывания взыскания к выполнению общественно полезных работ.

6. Слышала, что предусмотрена льгота по уплате сбора для тех, кто уведомил об этом налоговую по собственной инициативе. Так ли это?

Если подать уведомление до 31 мая 2016 года, подлежащая уплате сумма сбора уменьшится на 10%. При этом сбор уплачивается на основании извещения налоговой инспекции не позднее 1 июля 2016 года и составит 3 240 000 рублей.

7. В каких еще случаях сумма налога может быть уменьшена?

От уплаты сбора также освобождаются граждане, которые за 2015 год уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с ИП и иных физлиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 БВ. При уплате этих налогов в размере менее 20 БВ сумма сбора, назначенной к уплате, уменьшается на сумму уплаченных налогов. Например, если гражданин в 2015 году заплатил 1 500 000 рублей единого налога, то в 2016 году ему придется заплатить: 3 600 000 – 1 500 000 = 2 100 000 рублей сбора.

8. С 1 января 2016 года базовая величина выросла с 180 до 210 тысяч рублей. Увеличился ли вместе с базовой величиной и размер сбора «за тунеядство» за 2015 год?

— Нет. Размер сбора за календарный год установлен п.4 Декрета №3 и составляет 20 базовых величин (3 600 000 рублей) исходя из размера базовой величины, установленного на 1 января 2015 года. Размер БВ тогда был равен 180 тысяч рублей.

9. Согласно декрету не будут уплачивать сбор те, кто проработал в году не менее 183 дней. Хотелось бы узнать, рабочие дни считаются суммировано либо нет?

– Гражданин признаётся участвующим в финансировании госрасходов в период работы по трудовому договору (контракту) не менее 183 дней в календарном году. Периоды по времени суммируются, если они не совпадают. Дни считаются в целом за год. Приведу пример. Если вы работали с первых дней января до марта 2015-го на одном предприятии, где велась трудовая книжка, а потом устроились на новую вакансию по месту новой основной работы, начиная с 1 августа до конца 2015 года, то уплачивать сбор вы не будете. Так как основное условие – в году нужно официально трудиться не менее 183 дней – в данном случае соблюдено.

10. Многие тунеядцы оказались людьми творческими, что теперь будут делать они? Хотелось бы услышать, попадают ли в число плательщиков писатели, поэты и священнослужители?

В Беларуси существуют официальные и независимые творческие союзы – два союза писателей, два союза журналистов. Декретом установлено, что гражданин признаётся участвующим в финансировании государственных расходов в период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством. Также признаются участвующими в финансировании госрасходов граждане в период, когда являлись священнослужителями, церковнослужителями религиозной организации, участниками (членами) монастыря, монашеской общины.

В декрете №3 сказано, что плательщиками налога на тунеядство не являются ремесленники, если они уплатили сбор в размере одной базовой величины (это 180 000 рублей за 2015 год) в год, но все оказалось не так просто. В пункте 1.3 декрета написано, что «уплата сбора за каждый последующий календарный год производится не позднее 28 числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется ремесленная деятельность».

Что это значит? Допустим, вы решили стать ремесленником (или уже стали им) в прошлом году. Уплатили до 28 декабря 2014 года 180 тысяч рублей за то, чтобы продолжить плести корзинки и в 2015-м году. В этом случае тунеядцем вы считаться не будете. А вот если вы поняли, что налог на тунеядство вам грозит, но платить 20 базовых величин вы не хотите, то резко стать ремесленником вам уже не удастся. Эти планы приберегите на следующий, 2016-й год. Только не забудьте, что уплатить ту же одну базовую величину нужно будет до 28 декабря 2015-го года.

СПРАВОЧНО:

В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь основные виды деятельности осуществляющиеся в Столинском районе, которые не облагаются сбором на финансирование государственных расходов:

— оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;

— оказание услуг по дроблению зерна;

— выпас скота;

— репетиторство, оказание социальных услуг;

— чистка и уборка жилых помещений;

— уход за взрослыми и детьми;

— музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов; предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;

— предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;

— ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов.

Наталия КЛИМУШКО

Расходы на администрирование взимания налога с граждан, неработающих 183 дней в году, вряд ли превысят собранную в результате сумму. Так стоило ли вводить "налог на тунеядство"?

15 ноября в Беларуси - срок уплаты "налога на тунеядство". Так в стране назвали декрет президента "О предупреждении социального иждивенчества", подписанный 2 апреля 2015 года. Согласно ему, белорусы, не участвующие более полугода в финансировании госбюджета, при этом не имеющие оснований для освобождения от налогов, обязаны заплатить сумму в 20 базовых величин.

Опрошенные эксперты уверены, что экономический и воспитательный эффект несопоставим с расходами по сбору налога. Но замминистра финансов Максим Ермолович, отвечая на вопрос, сколько государство потратило на администрирование "налога на тунеядство", на Октябрьском экономическом форуме заявил: "Поверьте, - немного".

"Цели собрать деньги не было"

Цель введения налога, на взгляд эксперта Центра экономических исследований BEROC Екатерины Борнуковой , была "скорее воспитательная". Чиновники хотели либо заставить граждан, которые официально не работают, зарегистрироваться на бирже труда, либо выйти из тени работающих неофициально. Они высчитали, что в Беларуси 400 тысяч граждан трудоспособного возраста, которые не числятся ни на какой работе, и тут же заявили, что все они - потенциальные плательщики нового налога.

По логике властей, предполагалось также заставить платить налоги зарабатывающих с помощью маятниковой миграции, например, в России, где учет работающих белорусов не ведется, поясняет эксперт.

Она обращает внимание на то, что под декрет подпадают и женщины, выбравшие для себя роль домохозяек. Количество зарегистрированных безработных в Беларуси действительно выросло, но реальной картины безработицы официальные данные все равно не отражают, по ее оценке, они в четыре-пять раз выше.

"50000 - это выстрел в воздух"

Понять, сколько денег собрали, невозможно, это усиленно скрывают, констатирует Борнукова. По ее мнению, есть основания не доверять чиновникам, утверждающим, что сейчас IT-технологии позволяют организовать сбор налога и выявление подлежащих его уплате относительно дешево. Ведь речь идет о сведении большого количества баз данных (то есть по многим критериям человек может не платить этот налог), и работа чиновников стоит денег.

Известно, что извещения на уплату налога налоговые службы разослали 50 тысячам граждан, однако, сомневается эксперт, вряд ли все они заплатят, и впереди еще много трат, в том числе "на отлов" плательщиков.

Сравнивая ситуацию в Беларуси с международной практикой налогообложения, Борнукова указывает на то, что государство, по сути, наложило на своих граждан штраф за то, что они не работают, а это является нарушением прав человека, принуждением к труду. В конечном счете, полагает она, сам факт существования этого налога позорит страну на весь мир.

Принципиально согласен с Екатериной Борнуковой и главный редактор белорусской "Экономической газеты" Леонид Фридкин: "Новый налог вводили под предлогом восстановить социальную справедливость и пополнить бюджет, а заодно припугнуть "теневиков". Однако и то, и другое вряд ли получилось: цифры не бьют. Налоговая нашла 50 000, остался вопрос - где еще 350 000?"

Схемы ухода от нового налога отрабатываются

Кроме того, он уверен, что из найденных налоговой службой потенциальных плательщиков половина отобьется, представив оправдательные документы. Фридкин обращает внимание на то, что декрет принят задним числом, то есть в этом году еще не все запаслись необходимыми справками, но в следующем таковых будет больше. В 2016 году, по его подсчетам, государство рассчитывало собрать около 84 млн долларов, но в реальности соберет максимум 10 млн.

Уведомление о необходимости заплатить "налог на тунеядство" получили некоторые студенты, учащиеся за рубежом. Они вынуждены предоставить "оправдательные документы".

Схемы ухода от нового налога отрабатываются. Например, муж, имеющий свою фирму, может урезать свою зарплату, оформить на работу жену, положив ей минимальный заработок. Также фиктивно устраиваются на работу и в других случаях, даже не имея родственников-владельцев собственных предприятий.

Единственная возможная польза от этой кампании - выявление тех, чьи расходы превышают официальные доходы, что в будущем позволит государству предъявить им свой счет, считает Фридкин. Однако, замечает он, это можно было сделать, даже не вводя новый налог. Ведь это и так входит в обязанности налоговой службы.

"Налог на тунеядство" вредит имиджу Беларуси

Вред же от кампании, на взгляд Фридкина, очевиден. Например, государство демонстрирует свое отношение к институту брака: в развитых странах семьям предоставляется вычет, если, например, муж содержит неработающую жену. В Беларуси же в таком случае муж платит двойную цену: налог за себя и за жену.

Эксперты также указывают, что все белорусы, покупая любые товары и услуги в Беларуси, платят налоги, следовательно, уже хотя бы по одной этой причине им нельзя предъявлять претензии по статье "неучастие в финансировании госрасходов".

"Я абсолютно уверен, что расходы, связанные с выявлением "тунеядцев", и вся эта кампания повлекла за собой такие материальные и имиджевые потери для Беларуси, которые не компенсируются никакими собранными суммами", - резюмирует эксперт.



Похожие публикации