Психологическая напряженность. Состояние психической напряженности

Под психологической напряженностью понимается психическое состояние, отражающее повышенный уровень тревожности, отсутствие психологического комфорта в определенных условиях труда и, с другой стороны, готовность действовать. Факторами могут выступать переход в новый коллектив, трудовые конфликты, личностные проблемы индивида. Имеет сильное влияние на эффективность деятельности, качество труда и работоспособность в целом.

Виды конфликтов

На сегодняшний день выделяют три вида конфликтов: производственно-деловой, межличностный, внутриличностный.

Производственно-деловым конфликтом принято считать проблемную ситуацию, которая возникает на производстве в процессе выполнения трудовых обязанностей. Причинами возникновения производственно-делового конфликта могут быть конкурентная борьба, авторитарное управление, производственные противоречия и т. д.

Межличностный конфликт – это конфликтная ситуация, которая возникает между сотрудниками одного коллектива, организации вследствие несовместимости целей, ценностей и норм. К примеру, такой конфликт может возникнуть при ситуации, когда члены коллектива стремятся к достижению одной и той же цели, результат которой должен засчитаться только одному из членов коллектива. Также причинами возникновения межличностного конфликта могут стать конкуренция, столкновение противоположных интересов, мотивов и потребностей, а также несовместимость характеров.

Межличностный конфликт имеет также подвид – межгрупповой конфликт. Это конфликт, в котором участвуют несколько социальных групп, отстаивая свои личностные интересы и мотивы.

В свою очередь, межгрупповые конфликты можно поделить на несколько разновидностей:

1) ролевой конфликт, при котором от человека требуется «игра» двух или более несовместимых ролей или типов поведения;

2) моно– и поликаузальный конфликт, характеризуется одной или несколькими причинами возникновения конфликтной ситуации.

Внутриличностный конфликт возникает только при столкновении противоположных интересов и мотивов у одного и того же человека.

В основе такого рода конфликта лежат отрицательные психологические состояния личности, такие, как внутренние переживания и обиды.

К. Левин выделил несколько разновидностей внутрилич-ностного конфликта:

1) «приближение – приближение», в такой ситуации человеку предлагается сделать выбор в пользу одного из привлекательных решений;

2) «приближение – удаление», когда в ситуации выбор связан с принятием решения одного объекта из нескольких, в которых присутствуют как положительные, так и отрицательные моменты;



3) «удаление – удаление» – такая ситуация, в которой присутствуют отрицательные субъективные установки.

Стадии конфликта

Существует несколько стадий конфликта:

1) латентная – стадия формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопление негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей;

2) острая – «взрыв» негативных эмоций, активное выяснение отношений, негативное восприятие человека или группы, также как и результатов их труда. Обычно в данной стадии прибегают к вмешательству вышестоящих органов как арбитров в данной ситуации;

3) затухающая – стадия разрешения конфликта, снижение «накала» ситуации, поиск вариантов разрешения конфликта, либо искусственное разрешение конфликта, возможно формирование хронического конфликта.

Динамика конфликта: характеристика этапов

В конфликте можно выделить несколько периодов, включающих в себя этапы.

Первый период, латентный , включает в себя следующие этапы:

1) осознание объективной проблемной ситуации. Чем сложнее конфликтная ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность того, что оппонент ее искажает;

2) возникновение объективной проблемной ситуации.

Конфликт зарождается путем определения объективной проблемной ситуации. Суть такой ситуации заключается в том, что возникают противоречия между субъектами, так как еще нет конфликтных действий и противоречий, и именно поэтому такую ситуацию принято называть проблемной. Попытки решить проблему неконфликтным путем;

3) понимание того, что конфликтная ситуация не всегда может возникнуть из-за противодействия сторон. Бывает и так, что участники взаимодействия уступают, не желая перерождения данной ситуации в конфликт;

4) предконфликтная ситуация. Конфликтная ситуация, как правило, воспринимается как спокойствие и безопасность одной стороны конфликта и небезопасность другой.

Второй период, открытый:

1) инцидент, когда столкновение сторон только начинает набирать свой оборот и при этом происходит попытка силой доказать свою правоту. На этой стадии конфликт может перерасти и усложнить первоначальную суть конфликта;

2) эскалация, при данной ситуации возникает повышение интенсивности противостояния сторон. Эскалацию можно характеризовать некоторыми признаками: рост эмоциональной напряженности, переход от аргументов к претензиям и личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов, увеличение числа участников, расширение границ конфликта и т. д.;

3) сбалансированное противоречие. Когда стороны противоречия продолжают конфликтовать, однако при этом интенсивность борьбы снижается и стороны осознают бессмысленность конфликта;

4) завершение конфликта. Заключается в том, что конфликтующие стороны ищут решение конфликта и прекращают конфликтовать по любым причинам.

Третий период, послеконфликтный:

1) в данном периоде частично нормализуются отношения, но негативные эмоции еще не исчезли;

2) наступает полная нормализация отношений, сторонами осознается важность взаимного сотрудничества.

Состояние психической напряженности возникает в усложненных условиях деятельности, к которым относятся: ограничение времени на выполнение какой-либо работы, ситуации повышенной ответственности - экзамены, соревнования, необходимость действовать в присутствии начальства, а также недостаток информации.

Состояние психической напряженности зависит от условий деятельности и в то же время само влияет на ее эффективность. Умеренное психическое напряжение характеризуется повышенной активностью, хорошим самочувствием, мотивированностью на достижение высоких результатов. Повышенное напряжение сопровождается чувством дискомфорта, растерянности и обычно приводит к срывам деятельности.

Существует определенная закономерность между успешностью деятельности и уровнем психической напряженности. Впервые она была обнаружена в экспериментах Йеркса и Додсона в 1908 г. В этих экспериментах изучалась зависимость скорости научения от силы мотивации. Мотивация, особенно мотив избегания наказания, является одной из причин возникновения состояния напряженности. Оказалось, что наиболее успешное научение происходит при умеренной мотивации. Слабая и слишком сильная мотивация увеличивают время научения. Эта закономерность справедлива как для крыс, цыплят и кошек, так и для человека. Оптимум мотивации различается для заданий разного уровня сложности. Для более сложных задач этот оптимум обычно ниже.

Современные исследования отечественных психологов (В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, К.К. Платонов и др.) показали, что кроме общих закономерностей влияния напряженности на поведение и эффективность деятельности существуют и индивидуальные различия в реагировании. Наиболее часто выделяют четыре формы поведения в экстремальных условиях:

  • 1. Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, скованности, напряженности и импульсивности действий и движений. Люди с таким типом поведения в стрессовых условиях (экзамен, ожидание важных результатов, отказа в работе приборов) кусают губы, их внимание приковано к случайным объектам, на неожиданные или эмоционально значимые факторы они реагируют сильно и импульсивно, действуют лихорадочно и хаотично.
  • 2. Тормозной тип поведения характеризуется почти полной заторможенностью действий в неожиданных, ответственных или эмоциональных ситуациях.
  • 3. Трусливый тип поведения заключается в том, что человек в ответственных ситуациях отказывается от выполнения своих функций. Наблюдаются апатия, пассивность, стремление уклониться от всякого вмешательства в ход событий.
  • 4. Прогрессивный тип поведения. Существует такая категория людей, которые в экстремальных условиях достигают наибольшей эффективности деятельности. Эти люди как бы сами ищут опасности. Сложности их воодушевляют, прибавляют оптимизма, повышают работоспособность, мобилизуют физические и психические силы.

Психологи видят три основные способа профилактики повышения психической напряженности:

  • - психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях;
  • - воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств личности, которые способствуют возможности управления психическими состояниями;
  • - создание благоприятного психологического климата и оптимизация условий деятельности.

Психическая напряжённость и напряжение

Наряду с физиологическими параметрами при оценке напряжённости широко используются показатели деятельности. Интерес к ним естествен, так как в современных условиях проблема психической напряжённости изучается прежде всего в связи с качеством работы в трудных условиях.

В этом плане особое внимание было уделено характеру сдвигов в деятельности её улучшению или ухудшению. Так появилось основание для выделения двух видов состояний: напряжения, оказывающего положительный, мобилизующий эффект на деятельность, и напряжённости, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности. Так, П. Б. Зильберман считает, что состояние напряжённости " должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения, неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности, тем более такой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного индивидуума ". То есть термин " напряжение " в этом значении не содержит указания на психологические особенности этого состояния и используется фактически традиционно для обозначения деятельного состояния организма (в физиологии и медицине под " напряжением " понимают состояние повышенного функционирования организма и личности, напряжение сил).

Другой терминологии придерживается Т. А. Немчин, которым на основании субъективных проявлений испытуемых, исследования при помощи опросника, сбора анамнестических данных, медицинского обследования и наблюдения были выделены три разновидности состояния нервнопсихического напряжения в зависимости от интенсивности его выражения: слабое, умеренное (соответствующее " напряжению ") и чрезмерное (соответствующее " напряжённости ").

Cтепень напряжения может быть названа напряжением лишь условно, так как, в сущности, при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что испытуемые не склонны считать своё состояние нервнопсихическим напряжением. В данном случае у испытуемых как бы не происходит " включения " в экстремальную ситуацию, она не расценивается ими как сложная, требующая мобилизации усилий на её преодоление и достижение поставленной цели. При таком положении отсутствуют не только мотивы для достижения цели, но и мотивы к деятельности. Обследуемые не испытывают необходимости в успешном преодолении затруднений, которыми характеризуется ситуация объективно, их не интересует результат деятельности и не беспокоят возможные последствия. Испытуемые не отмечают какихлибо явлений соматического или психического дискомфорта или, напротив, комфорта и не расценивают ситуацию, в которой они оказались, как экстремальную. В связи с подобным отношением к обстоятельствам, к условиям деятельности, к задачам, которые должны решать испытуемые, они не обнаруживают заметных признаков реагирования на ситуацию и поэтому при объективных исследованиях и субъективных отчётах о своём состоянии и ощущениях у них не выявляется существенных изменений, дающих право расценивать их состояние как состояние напряжения. В результате при исследовании испытуемых характеристики их состояния не отличаются от обычных, повседневных характеристик как соматических систем, так и психической сферы.

2. Самыми общими характеристиками 2 степени нервнопсихического напряжения выступают мобилизация психической деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъёма моральнопсихических, душевных и физических сил. Если при этом и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем, то они как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. Таким образом, при умеренно выраженном нервнопсихическом напряжении не только отчётливо проявляются мотивация к достижению цели, стремление к энергичным действиям, но и испытывается удовлетворение от самой деятельности. У испытуемых не возникает противоречия между отношением к желаемой цели и отношением к нередко нелёгкому труду на пути к её достижению и поэтому эффективность и продуктивность их деятельности оказываются высокими.

При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги:

возрастает эффективность основных свойств внимания: увеличивается его объём, внимание становится более устойчивым, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость. Повышение продуктивности функций внимания связано ещё и с некоторым уменьшением переключаемости внимания, что обеспечивает сосредоточенность индивида на решении главных задач, стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации;

изменяется функция памяти, хотя модификация мнемической функции при напряжении не имеет столь отчётливого и целостного положительного характера, как функция внимания. Если объём кратковременного запоминания увеличивается, то способность индивида к долговременному вербальному сохранению либо практически остаётся прежней, либо обнаруживает тенденцию к снижению, больше проявляющуюся в старшем возрасте;

увеличивается продуктивность логического мышления. Естественно полагать, что повышение продуктивности логического мышления как одной из самых важных психических функций надлежит связывать с активизацией других, рассмотренных выше, психических процессов. Можно сказать, что при напряжении 2 степени наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом, несмотря на неоднонаправленность межфункциональных характеристик отдельных видов когнитивных процессов.

повышается продуктивности, увеличивается точность движений, уменьшается количество ошибок.

Таким образом, умеренная степень нервнопсихического напряжения характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет такую форму психического состояния индивида, при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели, к выполнению той или иной работы.

При 2 степени НПН наблюдаются изменения в динамических характеристиках нервной системы, которые в целом можно квалифицировать как повышение уровня её активированности.

1. При рассмотрении структурнофункциональных особенностей чрезмерно выраженного нервнопсихического напряжения (напряжения 3 степени) обращает на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта. На первый план выступают жалобы на нарушение деятельности соматических органов. Психические нарушения, также имеющие место, остаются как бы на втором плане, маскируются соматическими жалобами, из которых наиболее частыми являются жалобы на нарушения со стороны сердечнососудистой системы, органов дыхания и выделительной системы и лишь затем идут жалобы на нарушения в психомоторике и на снижение способностей к продуктивной умственной деятельности. Чувство физического дискомфорта сопровождается отрицательным эмоциональным фоном, падением настроения, ощущениями тревоги, беспокойства, острым ожиданием неудачи, провала и других неприятных последствий сложившейся экстремальной ситуации. Хотя испытуемые с напряжением 3 степени старались подчеркнуть, что у них имеются прежде всего соматические нарушения, наиболее выраженные сдвиги у них наблюдаются со стороны психической деятельности. К этим нарушениям относятся ухудшение внимания, умственной работоспособности, сообразительности, помехоустойчивости, настроения, эмоциональной устойчивости, координации движений, неверие в возможность собственными силами преодолеть затруднения и отсюда неверие в успех и т. д. При 3 степени НПН выявляются отчётливые признаки нарушений в психической сфере:

особенно значительно снижается объём внимания, его устойчивость и способность к концентрации, способность к переключению внимания;

существенно снижаются продуктивность кратковременной памяти и способность к долговременному вербальному сохранению;

обнаруживаются ярко выраженные негативные сдвиги и в такой характеристике оперативного мышления, как способность к решению логических задач;

страдает координация деятельности.

В. Л. Марищук с соавторами классифицирует напряжённость по двум признакам: 1) характеру нарушений в деятельности и 2) силе, стойкости этих нарушений. По первому признаку различаются такие формы напряжённости, как тормозная, импульсивная и генерализованная.

Тормозная форма характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, особенно страдает переключение внимания, затрудняется формирование новых навыков и переделка старых, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях и др.

Импульсивная форма напряжённости выражается преимущественно в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы. В этом случае характерными являются склонность к малоосмысленным, импульсивным действиям, ошибки в дифференцировке поступающих сигналов, забывание инструкций (даже самых простейших), неоправданная спешка, суетливость и др. Такие проявления особенно характерны для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками.

Генерализованная форма напряжённости характеризуется сильным возбуждением, резким ухудшением исполнения, двигательной дискоординацией, одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок, что в конечном счёте приводит к полному срыву деятельности. Лица, склонные к такой форме напряжённости, испытывают нередко чувства безразличия, обречённости и депрессии.

Что касается формы напряжённости по признаку силы и стойкости нарушений, то она, по мнению авторов, бывает трёх видов: 1) незначительная, быстро исчезающая; 2) длительная и заметно сказывающаяся на процессах деятельности; 3) длительная, резко выраженная, практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры.

2. Психологическая напряженность

Под психологической напряженностью понимается психическое состояние, отражающее повышенный уровень тревожности, отсутствие психологического комфорта в определенных условиях труда и, с другой стороны, готовность действовать. Факторами могут выступать переход в новый коллектив, трудовые конфликты, личностные проблемы индивида. Имеет сильное влияние на эффективность деятельности, качество труда и работоспособность в целом.

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Фрейдман Олег

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Психологическая напряженность Под психологической напряженностью понимается психическое состояние, отражающее повышенный уровень тревожности, отсутствие психологического комфорта в определенных условиях труда и, с другой стороны, готовность действовать.

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

70 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА Определяет готовность к психологической активности и может быть различной, она является зависимым понятием: от личности и периода времени, духовной мотивации, ожидания, убеждения, склонности, которая влияет не только на конкретное отношение

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

9. НАПРЯЖЕННОСТЬ У одного фермера был ослик, который делал все, что ему велели. Когда ему приказывали остановиться, он останавливался. Когда ему велели есть, он ел. Однажды фермер продал ослика. В тот же день новый владелец стал жаловаться фермеру: "Этот ослик меня не

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

Психологическая дистанция Часто то, как сидят члены семьи во время сеансов, указывает на их привязанности. Это нестрогий показатель, терапевт должен воспринимать его лишь как первое впечатление, которое необходимо исследовать, подтвердить или отбросить. Кроме

Из книги Как понять, что ваш собеседник лжет: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА Властолюбие эпилептоида приводит к многочисленным конфликтам с другими людьми.Видя отход окружающих, их стремление не подчиняться его властолюбию, избегать контроля над собой, эпилептоид должен как–то объяснить себе это, составить утешительную

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА У шизоида по–прежнему не решен вопрос о сложных взаимоотношениях с окружающими. Самой эффективной защитой остается уход в спасительные внутренние схемы или чудесный мир фантазий.Это свойство характерно для Ивана Карамазова, занятого различными

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА У астеника слабая нервная система, что проявляется в низкой стрессоустойчивости, слабости механизмов психологической защиты, удивительной восприимчивости к самым разным раздражителям, ранимости, легкости невротизации. Многие астеники сознают

Из книги Макиавелли для женщин. Искусство управления мужчинами для Принцессы автора Рубин Гарриет

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА В качестве психологической защиты истероид использует отрицание, что позволяет ему вычеркивать всю информацию, которая могла бы подвергнуть сомнению его уникальность и значимость.Кроме того, мощной психологической защитой являются его

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Правило № 41 Скрытый гнев выдает напряженность и несдержанность Гнев – активная эмоция, которую довольно сложно скрыть. Она обладает сильной отрицательной энергетикой, которая способна передаваться окружающим. Чем она может быть вызвана? Причины различны. Глубинный

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Из книги автора

Фрустрация, психическая напряженность, агрессия Прерывистое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т. п., - типичный признак фрустрации. Разозленные люди обычно начинают прерывисто дышать и пропускают воздух через раздувшиеся

Из книги автора

IX. Напряженность обезоруживает противников Самый большой союзник Принцессы в ее оборонительных или наступательных действиях – умелое использование напряженности. Напряженность – это эмоциональное состояние, которое незримо управляет вами в любой ситуации. Однако

Из книги автора

Уменьшите напряженность рабочего дня Четыре момента рабочего процесса представляют особую проблему для интровертов. Первый – страх перед сжатыми сроками выполнения задания. Ниже приведены стратегии, следуя которым вы научитесь укладываться в установленные рамки, не

Из книги автора

7.1.1. Эго-психологическая модель Эта модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы, которые являются главными средствами преодоления инстинкта и аффекта: G. Vaillant считает, что существует иерархия таких механизмов в

Психическая напряженность

Отдельным вопросом следует рассмотреть изменение быстроты и скорости реакции человека-оператора в условиях стресса. Понятие «стресс» применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т.д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.

Таким образом, различают физиологический стресс (например, сильное переохлаждение) с психологическим (для него часто используется термин «психическая напряженность). Они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет учитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы – биологическим или психологическим. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Реакции, протекающие при физиологическом стрессе, носят стереотипный характер.

Анализ психологического стресса требует учёта таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказуемы. (Так, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой – страхом и т.п.)

В литературе имеются многочисленные описания порождающих психическую напряжённость воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами . При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки, как “сложные”, “трудные”, “особые”, “эмоциогенные”, “критические”, “аварийные”, “чрезвычайные”, “экстремальные”, “сверхэкстремальные”, “гиперстрессовые” и т.п.

Возникает вопрос: какова природа стрессоров и в какой мере возможна их систематизация?

Экстремальность как особенность стрессоров. Хотя существует несколько определений экстремальности, но при употреблении этого понятия обычно ясно, что речь идёт не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Действительно, к ним относятся те виды стимуляции, которые характеризуются интенсивным, нередко сверхсильным воздействием (например, шум при испытании реактивных двигателей на стенде). Кстати, экстремальность в этом случае создаётся не только максимизацией, но и минимизацией интенсивности (примером могут служить исследования, посвящённые проблеме функционирования организма и психики человека в условиях сенсорной депривации). Экстремальность обусловливается не только интенсивностью, но и другими параметрами стрессоров. К ним относятся: качественное своеобразие последних, характеризующее физиологически особую среду, в которой может протекать человеческая деятельность (температурные, барические воздействия, гипоксия, гиподинамия и т.п.), характер действия стимула (нерегулярность его появления, монотонность и т.п.), объективная сложность самой задачи (переработка огромных потоков информации в ограниченное время, отсутствие информации, необходимой для выполнения тех или иных действий, отвлекающие воздействия, высокий темп работы и т.п.). Одним из важных, но до сих пор мало исследованных факторов экстремальности является время. Считается, что этот фактор может существенно определять экстремальность стимула и, следовательно, степень напряжённости и её эффект. Это объясняется тем, что доступный человеку оптимальный темп психической активности у разных лиц неодинаков и переход через индивидуальные пределы этого темпа ведёт к возникновению психической напряжённости.

Н аблюдение за операторами в условиях неопределенности в обычном режиме также обнаруживает заметные сдвиги в их функциональном состоянии, которые в неблагоприятных обстоятельствах могут фиксироваться и перерастать в патологические состояния. Так, деятельность операторов автоматизированных систем управления технологическими процессами, протекающая в условиях временной неопределенности, сопровождается противоречивой динамикой функционального состояния физиологических и психологических систем. С одной стороны, условия гиподинамии, недостаточной афферентации и монотонии приводят к снижению функционального тонуса этих систем. Физиологические обследования, проведенные на операторах в производственных условиях, свидетельствуют о понижении артериального давления, урежении дыхания и частоты сердечных сокращений. С другой стороны, необходимость вмешательства в управление при внезапном возникновении значимого рассогласования в системе заставляет, оператора постоянно поддерживать на достаточно высоком уровне состояние готовности к экстренному действию. Произвольная регуляция готовности к экстренному действию в условиях монотонии и гиподинамии достигается ценой значительных нервных нагрузок и психического напряжения. Как показали физиологические исследования, уже после двух-трех часов работы наблюдаются статистически значимые сдвиги в гуморальных и биохимических системах организма, свидетельствующие о развитии психической напряженности. При некоторых неблагоприятных режимах труда эти отрицательные сдвиги не снимаются даже в период отдыха, а, накапливаясь, переходят в болезненные состояния (предгипертонические состояния, бессонницу, тремор рук и т. д.).

Общая особенность рассмотренных выше факторов заключается в том, что они превышают диапазон оптимальных воздействий и тем самым придают ситуации качество экстремальности.

Это даёт основание считать, что “основная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько объективной опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности, сколько тому, как человек воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности, т.е. субъективному фактору” (Kofta,1973).

Виды стрессоров. В зависимости от механизмов возникновения стресса также различают и два вида стрессоров: физиологические и психологические.

Первые в своём биологическом влиянии на индивида превосходят некоторые средние, оптимальные величины (т.е. адаптационные возможности организма), что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожает его гомеостазису. К ним относятся различные изменения среды обитания, лишение сна, фармакологические воздействия, шум, вибрация и т.д.

В отличие от физиологических психологические стрессоры затрагивают психологические структуры. Их анализ требует учёта потребностно-мотивационных, волевых и других особенностей личности, её опыта и т.д.



Дифференциация физиологических и психологических стрессоров основывается на том, что они “запускают” разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы.

В связи с тем, что психическая напряжённость возникает в условиях отражения сложной и поэтому значимой ситуации, отношение человека к выполняемой задаче (деятельности) не является одинаковым, оно всегда эмоционально насыщено, но удельный вес эмоционального компонента в различен. Поэтому в зависимости от вызывающих причин и влияния на деятельность человека среди состояний психической напряженности выделяют два вида, один из которых был назван операционным , а другой – эмоциональным. Состояние эмоциональной напряжённости (ЭН) характеризуется интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением оператора к условиям её протекания. В отличие от него состояние операционной напряжённости (ОН) возникает как результат относительно нейтрального подхода оператора к процессу деятельности.

Каждый из этих двух видов напряжённости специфическим образом связан с целью деятельности, что и обусловило психологическую специфику состояний. Так, при ОН содержание цели и мотива деятельности либо совпадало, либо было включено в близкие друг другу отношения. Другими словами, в этом случае происходит наибольшее сближение объективного содержания деятельности с её субъективным содержанием, с тем, что она есть для самого субъекта. Этот феномен поглощённости делом, непосредственного интереса человека к самому результату описывается в психологической литературе как одно из важных условий успешного выполнения деятельности.

Возникающие в таких случаях психические состояния характеризуются оптимальным влиянием на выполнение деятельности, стабильностью функциональных возможностей человека. ОН оказывает мобилизующее влияние на деятельность и способствует сохранению работоспособности человека на устойчивом уровне.

Итак, отличительной психологической особенностью ОН является слитность мотива и цели деятельности, сдвинутость мотива на цель. Этой непосредственной связи нет при ЭН, которая характеризуется несовпадением, резким разведением цели и мотива деятельности, что порождает расхождение между объективным значением деятельности и её личностным смыслом для испытуемого.

ОН и ЭН оказывают неодинаковое влияние на эффективность деятельности:

· Качество решения интеллектуальных задач в состоянии ЭН резко ухудшается по сравнению с ОН; в состоянии ЭН не только увеличивалось количество ошибок, но и менялось их качество: они носили более грубый характер.

· Состояния ЭН и ОН оказывали разное воздействие на процессы оперативной памяти и оперативного мышления, которые являются наиболее уязвимыми в отношении психической напряжённости. При ОН эти процессы отличались устойчивостью и сохранностью, в состоянии ЭН они теряли свой активный характер и пластичность и могли приобретать ригидный характер, что практически вело к срыву выполняемой деятельности.

· Состояния ОН и ЭН по-разному сказывались также на устойчивости поведения, проявлениях навыков самоконтроля испытуемых. Если при ОН отмечалось сохранение испытуемыми уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок – адекватное отношение и стремление исправить их, то при ЭН часть испытуемых проявляла раздражительность, нетерпеливость или, признавая неуспех, стремилась объяснить его “внешними” причинами. Можно сказать, что в отличие от ОН в состоянии ЭН поведенческие реакции могут иметь неадекватный характер.

Были сделаны следующие выводы относительно эффектов обоих видов напряжённости:

1. ОН характеризуется мобилизующим влиянием на деятельность и оптимальным уровнем исполнения, ЭН может иметь отрицательный эффект вплоть до дезорганизации деятельности.

2. Состояния ОН и ЭН оказывают разное воздействие на процессы активной переработки информации. Если первое способствует их устойчивости и сохранности, то при ЭН эти процессы могут приобретать ригидные черты.

3. Неблагоприятные изменения в деятельности (отказы, увеличение числа ошибок,их грубый характер и т.д.) и поведении можно интерпретировать как понижение надёжности в работе под влиянием ЭН.

4. При оценке влияния состояний напряжённости на эффективность деятельности надо учитывать: а) специфику предъявляемых задач и б) степень их сложности для человека.

Для количественной оценки напряженности используются физиологические показатели, например, частота и ритмичность сердцебиения, частота дыхания, кровяное давление. Психическая напряженность сопровождается большими энергетическими затратами организма и оказывает существенное влияние на выполнение деятельности, то, следовательно, изменения как физиологических функций, так и показателей деятельности являются признаками психической напряженности. Кроме того, физиологические показатели позволяют при изучении психической напряженности опираться на объективные контролируемые данные, что расширяет возможности психологического анализа состояний напряженности. Физиологические индексы широко используются при оценке стрессовых реакций даже тогда, когда предметом исследования являются психологические механизмы

На деятельность оператора очень сильно влияет характер поступающей информации. Поэтому при определении напряженности используют предел допустимой нормы, характеризующее значения его информационной нагрузки. А именно:

1. коэффициент загруженности

2. период занятости

3. длину очереди

4. время пребывания информации о наработке

5. скорость поступления информации

Коэффициент загруженности h вычисляется по формуле:

Время в течении которого оператор занят обработкой поступающей

информации

Общее время работы оператора

По данным физиологии труда

Выводы относительно психической напряженности:

1. Состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность.

2. Применительно к деятельности и особым условиям её протекания напряжённость выступает не как прямой результат этих условий или некий эпифеномен, а как непосредственное интегральное отражение значимой для субъекта ситуации, в которой выполняется деятельность. Возникающий стресс “можно определить только на основе данных личности, её интеллектуального уровня и ранее приобретённых навыков, на основе широко понимаемого личного опыта” человека.

3. В психологической структуре напряженности особая роль принадлежит мотивационному и эмоциональному компонентам. Если первый регулирует деятельность со стороны значимости для субъекта задачи, ситуации в связи с его потребностями, установками, ценностными ориентациями и т. д., то эмоциональный компонент производит соотнесённость этой значимости с конкретными обстоятельствами и с этой целью “включает” все механизмы жизнедеятельности человека. Это способствует поддержанию высокого уровня функционирования психических и биологических процессов, что в свою очередь является предпосылкой выполнения деятельности в сложных условиях. В качестве высшего уровня психического регулирования выступает личность, которая как бы задаёт программу всем остальным видам этого регулирования.

4. Показатели деятельности служат индикатором, результативным выражением тех психических изменений, которые происходят в сложных условиях. Опираясь на эти показатели при изучении феномена напряжённости, психология, однако, предметом рассмотрения полагает скрытые за ними процессы, их психологическое содержание.

Лекция № 5. «Инженерно-психологическая оценка способов кодирования визуальной информации»

Психологические требования к эргатическим системам характеризуют­ся показателями соответствия техники возможностям человека по восприятию информации, построению информационной модели процесса управления. Информационная модель по содержанию должна адекватно отображать объекты управления и окружающую среду при оптимальном количестве информации. Построение ин­формационной модели основано на особенностях памяти и опе­ративного мышления человека с использованием теории инфор­мации и характеристик анализаторов, рассмотренных ранее.

В общем случае психологические требования к эргатическим системам обеспечиваются разрешением двух взаимосвязанных задач:

ü сокращение объема информации путем рационального ее кодирования;

ü уменьшение величины перемещения анализаторов при восприятии информации.

Отбор и выдача информации о состоянии объекта должны осуществляться в форме наиболее соответствующей закономерности восприятия и переработки ее человеком.

Применительно к задаче обнаружения сигналов на характер деятельности оператора существенно влияет наличие в поле зрения множества информационных элементов. В общем случае, время поиска сигнала t, зависит от условий наблюдения: углового размера знаков, расстояния считывания, яркости изображения, контраста и ряда других факторов.

Оперативное поле зрения – зона появления сигналов в любом месте которое может вызвать одноактное установочное движение глаз.

Размеры оперативного поля зрения зависят от факторов, связанных с установкой и колебаниями внимания, характером зрительной задачи, пространственными свойствами, яркостью и различимостью объекта.

Зрительное пространство, инициируемое экраном дисплея, неоднородно. По мере удаления сигнала от центра экрана увеличивается время различения сигнала и растет количество ошибочных реакций. Зависимость времени реакции и точности работы описывается линейным уравнением, где аргументом является угловое расстояние. Характер зависимости связан с используемым способом кодирования. Чем выше перцептивная сложность сигнала, тем больше время сличения стимулов. Значительное снижение эффективности восприятия отмечается при предъявлении сигналов в угловых зонах экрана.

Визуальное пространство, инициируемое экраном дисплея асимметрично. Время и точность идентификации сигналов зависят не только от удаленности сигнала, но и от направления, в котором располагается сигнал. Существуют оси и области поля зрения, вдоль которых наблюдается снижение и увеличение эффективности восприятия. Количество ошибок идентификации стимулов снижается для цифр, отображаемых в левой верхней четверти экрана, для фигур - в левой нижней четверти экрана. Снижение эффективности восприятия наблюдается при предъявлении цифр вдоль оси, идущей из правого нижнего угла экрана в левый верхний угол. Аналогичный эффект для фигур наблюдается при расположении сигналов вдоль диагонали, идущей из левого нижнего угла в правый верхний.

На эффективность восприятия влияет характер перцептивной задачи. При отрицательной идентификации точность работы существенно выше, чем при положительной. Перцептивная сложность сигнала в большей мере влияет на точность работы, нежели на время сличения сигналов.

Эффективность выполнения поисковых задач зависит от структуры информационного поля. При частичном расположении большого числа элементов в поле – эффективность поиска мала и увеличивается за счет специальной организации поля. Раньше и с большей точностью обнаруживаются символы во 2-ом квадранте. Откуда обычно начинаются маршрут движения глаз при визуальном сканировании как при чтении. В общем случае важная информация отображается в виде формы из 8 элементов, представляющих матрицу 4x2.

Существенное значение имеет расстояние или дальность считывания. Для определения максимальной дальности считывания при освещенности от 100 до 1000 лк. Можно пользоваться следующими данными:

При умеренном внешнем освещении для уверенного считывания угол зрения должен составлять 6 – 7 угловых минут, при повышенной внешней освещенности угловой размер знака должен быть более 20 минут.



Похожие публикации