Черепно-мозговая травма в детском возрасте: признаки, последствия. Психоневрологические нарушения в отдаленном периоде черепно-мозговой травмы у детей и подростков

К сожалению, нередко малыш оказывается на полу. Каковы действия родителей в этом случае?

Опасная высота или откуда может упасть ребенок

Маленький ребенок с рождения окружен заботой и вниманием. Его близкие делают все возможное, чтобы здоровью крохи ничего не угрожало. Но даже самая внимательная мама может допустить оплошность. Иногда достаточно лишь на секунду отвернуться – и малыш уже на полу.

Дело в том, что не все правильно представляют себе возможности крохи. Даже новорожденный ребенок, совершая хаотичные движения руками и ногами, вполне может переместиться к краю и упасть, хотя вероятность этого небольшая.

Особо опасными местами, с которых возможно падение, для малышей до 6 месяцев являются пеленальный столик, диван, а также кровать родителей. После полугода малыш начинает активно осваивать новые движения, учится сидеть, ползать, вставать на ножки у опоры, а затем и ходить.

В этом возрасте он может упасть из своей кроватки, с детского стульчика, из коляски и т.?д.

Чаще всего при падении малыши ударяются головой: до 1 года голова является самым уязвимым местом из-за ее довольно больших размеров и массы по отношению к туловищу. Но возможны повреждения и других частей тела. Чаще всего это ушибы, в редких случаях – перелом костей или черепно-мозговая травма (ЧМТ).

Если ребенок ударился головой…

Удары головой у малышей до 1 года явление достаточно частое, при этом им совсем не обязательно падать, ведь кроха может случайно удариться об окружающие предметы или мебель, совершая активные движения. При этом в основном все проходит без последствий: возникает не черепно-мозговая травма, а лишь ушиб. Однако при падении с высоты вероятность получения черепно-мозговой травмы (ЧМГ)во много раз увеличивается.

Что такое ЧМТ?

Черепно-мозговая травма – это механическое повреждение костей черепа и мягких тканей головы (мозга, его сосудов, черепных нервов, мозговых оболочек).

К черепно-мозговым травмам относятся:
сотрясение головного мозга (легкая форма ЧМТ – в структуре мозга нет явных изменений, однако может быть нарушена функциональная активность);
ушиб мозга различной степени тяжести (сопровождается разрушением мозгового вещества на определенном участке, вызывает сильные функциональные расстройства);
сдавление головного мозга (тяжелая патология, возникающая на фоне ушиба головного мозга или разрыва крупного кровеносного сосуда, что приводит к формированию внутричерепной гематомы).

У малышей при типичных падениях сдавление головного мозга встречается крайне редко. Чтобы получить такую травму, ребенок должен упасть с высоты минимум 2?м или удариться об очень твердый или острый предмет.

Оцениваем ситуацию. Симптомы черепно-мозговой травмы у ребенка не такие, как у взрослого человека, что обусловлено особенностями строения черепа и внутренних структур мозга младенца. В некоторых случаях возможно длительное бессимптомное течение ЧМТ или, наоборот, бурное проявление симптомов при минимальной травме. Это связано с гибкостью костей черепа, подвижностью их относительно друг друга в области швов, а также с возрастными анатомо-физиологическими особенностями головного мозга. Клетки головного мозга у грудничка еще не полностью дифференцированы, т.?е. нет строгого разделения по зонам функций головного мозга, поэтому и симптомы чаще всего размыты.

При ударе головой малыш ощущает боль, на месте удара появляется покраснение. В дальнейшем возможно развитие небольшой припухлости. Если больше вас ничего не насторожило, волноваться не стоит: это не черепно-мозговая травма, а ушиб тканей головы. В таком случае необходимо сделать ребенку холодный компресс и успокоить его. Холод сужает сосуды, останавливая подкожное кровотечение, оказывает противовоспалительное и некоторое обезболивающее действие.

Для компресса подойдет грелка со льдом, маленькая пластиковая бутылка с холодной водой, а также любой холодный не травмоопасный предмет. Его нужно завернуть в пеленку или полотенце, приложить к месту ушиба и подержать 10–15 минут. Важно, чтобы воздействие холодом было направлено строго на ушибленное место – окружающие ткани затрагивать не стоит. Если ребенок не дает держать компресс – капризничает, уворачивается, – можно смочить марлевую салфетку, бинт или кусочек ткани в холодной воде и привязать к поврежденному месту. Повязку следует менять по мере согревания в течение получаса.

Одним из симптомов травмы головного мозга может быть потеря сознания. Но для малышей это явление достаточно редкое, и зачастую оно не сопровождает даже сильные повреждения. Это обусловлено недоразвитием у младенцев мозжечка и вестибулярного аппарата в целом, отвечающих за координацию движений. Вы также не можете узнать, испытывает ли кроха головную боль. Таким образом, наиболее характерными признаками черепно-мозговой травмы у грудничка являются:

  • громкий крик как реакция на боль;
  • овышенная двигательная активность, общее беспокойство или, наоборот, вялость и повышенная сонливость;
  • рвота, отказ от пищи;
  • бледность кожи.

Эти признаки характерны для сотрясения головного мозга. Для ушиба головного мозга различной степени тяжести (повреждения самого мозгового вещества) характерны, в дополнение к вышеперечисленным (или без них), следующие симптомы:

  • закатывание глаз, временное косоглазие или разность диаметра зрачков;
  • потеря сознания (ее можно предположить, если после падения малыш закричал не сразу, а через одну или несколько минут).

Оценить сознание ребенка после падения можно по трем признакам:

  • Открывание глаз (открывает ли кроха глаза сам, или на громкий звук, или на болевой раздражитель, или не открывает вообще).
  • Двигательная реакция (здесь важно оценить движения малыша: есть ли вообще двигательная активность, одинаково ли он двигает конечностями, не повышен ли тонус отдельных мышц).
  • Словесный контакт (гулит ли ребенок, улыбается, плачет, стонет или голос отсутствует).

Производить такую оценку можно через несколько минут после падения, когда малыш уже пришел в себя. В норме он должен нормально двигаться, гулить (или произносить слоги) и открывать глаза так же, как он это делал всегда.

Опасным симптомом является временное внешнее улучшение, когда после сна у ребенка исчезают внешние признаки травмы, присутствовавшие ранее. Но после этого состояние малыша может резко ухудшиться.

Существуют также открытые черепно-мозговые травмы, когда нарушается целостность костей черепа, а возможно, и твердой мозговой оболочки. В таком случае возникает риск инфицирования тканей мозга.

Таким образом, признаков травмы головного мозга очень много. Поэтому родителей должно насторожить любое отклонение от обычного поведения малыша. Обратиться к врачу нужно в любом случае, если ребенок упал и ударился головой. Если все ограничилось ушибом мягких тканей головы без других патологических признаков, нужно показать малыша врачу-педиатру и неврологу в поликлинике. В случае появления симптомов ушиба головного мозга (в особенности потери сознания и отсутствия реакций на внешние раздражители – свет, звуки), а также при открытой черепно-мозговой травме нужно незамедлительно вызвать «скорую помощь».

Если удар головой не сопровождался появлением опасных симптомов (например, потерей сознания), ребенка нужно показать педиатру в этот же день или, в крайнем случае, на следующий день после травмы (можно вызвать врача на дом или привести малыша в поликлинику). При необходимости педиатр направит кроху на консультацию к другим врачам (неврологу, травматологу).

Позднее обращение за медицинской помощью чревато ухудшением состояния ребенка.

До приезда врача

Все, что мама может сделать до приезда врача, – это успокоить малыша, поставить холодный компресс на место ушиба и обеспечить крохе покой. Если у ребенка открытая черепно-мозговая травма, нужно прикрыть поврежденной участок стерильной марлевой повязкой и срочно вызвать «скорую помощь». При открытой черепно-мозговой травме холод прикладывать нельзя.

Когда врач приедет, он осмотрит ребенка и при необходимости доставит вас с малышом в больницу для проведения дополнительных исследований и назначения лечения.

Диагностика ЧМТ

Первым звеном диагностики является осмотр врача. Доктор оценивает общее состояние ребенка, его сознание, состояние рефлексов, двигательную активность, целостность костей черепа. Назначение дальнейших исследований зависит от предварительного диагноза после осмотра крохи и от возможностей конкретного лечебного учреждения. Иногда для постановки диагноза достаточно всего одного исследования, а иногда, если у врачей возникают сомнения, их приходится делать сразу несколько.

Если большой родничок на макушке младенца еще не зарос, возможно проведение в больнице или поликлинике нейросонографии – ультразвукового исследования головного мозга через большой родничок. В диагностике патологий головного мозга широко используется рентгеновская компьютерная томография (КТ). В настоящее время КТ является наиболее достоверным методом исследования головного мозга.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) не связана с рентгеновским излучением, а основана на поглощающих способностях магнитных полей. МРТ позволяет получить более контрастное изображение тканей головного мозга, чем КТ. Однако грудным детям КТ и МРТ назначаются редко, поскольку одним из условий их проведения является полная обездвиженность пациента, что с маленьким ребенком обеспечить практически невозможно. Эти исследования для малышей возможны только под наркозом при наличии крайней необходимости.

Для оценки целостности костей черепа проводится краниография (рентгенография черепа). Офтальмоскопия – осмотр глазного дна – является дополнительным методом исследования. Он позволяет выявить признаки повышенного внутричерепного давления, что важно для диагностики внутричерепного кровоизлияния или отека головного мозга.

Проведение люмбальной пункции – более достоверный метод диагностики при подозрении на внутричерепное кровоизлияние. Ликвор забирается иглой, вводимой между остистыми отростками 3 и 4 поясничных позвонков. Но при проведении пункции ребенок должен быть неподвижен, поскольку есть риск повреждения тканей мозга.

Как лечат ЧМТ

Лечение назначается на основе данных осмотра и клинических исследований. При сотрясении и ушибах головного мозга лечение обычно медикаментозное. При сотрясении мозга малыша обычно лечат на дому, а при ушибах мозга – в стационаре. Как правило, ребенку назначаются препараты, обладающие противосудорожными, спазмолитическими, снотворными эффектами. Также крохе порекомендуют покой в течение 4–5 дней. Под словом «покой» для грудничка следует понимать отсутствие новых впечатлений, ограничение количества окружающих лиц до мамы и папы, соблюдение тишины в помещении, где находится младенец.

Последствия ЧМТ

После сотрясения головной мозг, как правило, восстанавливается в течение 1–3 месяцев без каких-либо отдаленных последствий. При более серьезных травмах – ушибах головного мозга – последствия зависят от степени тяжести повреждения. Они могут быть различными – от головокружений и нарушения координации движений до повышенного внутричерепного давления и эпилептических приступов (судорог с потерей сознания).

Результатом тяжелой травмы могут быть психоэмоциональные нарушения (вплоть до слабоумия) или двигательные расстройства (например, невозможность совершить какие?либо движения). При открытых черепно-мозговых травмах есть риск инфицирования ткани мозга (энцефалит) и развития менингита – воспаления оболочек головного мозга.

Если малыш ударился не головой…

Первым делом нужно быстро оценить состояние ребенка и осмотреть место ушиба. Если вы видели сам момент падения, то найти место возможного повреждения не составит труда. Если же вас не было рядом, следует по возможности успокоить и внимательно осмотреть кроху.

Оцениваем ситуацию. Место ушиба можно заметить по характерному покраснению, которое появляется в первые секунды после падения. В течение следующих нескольких минут возможно усиление покраснения кожи, а также развитие припухлости с последующим образованием гематомы. Гематома возникает при разрыве от удара большого числа подкожных кровеносных сосудов, в результате чего происходит скопление в тканях жидкой крови, имеющей красно-бордовый цвет. Небольшое кровоизлияние гематомой назвать нельзя – это просто синяк (кровоподтек при повреждении небольшого количества подкожных кровеносных сосудов).

Когда место ушиба обнаружено, нужно сразу сделать малышу холодный компресс, как описано выше – в разделе про ЧМТ.

При нормальном течении гематома с каждым днем уменьшается, а ее цвет меняется. Свежая гематома – темно-красного цвета, постепенно она становится синей, а потом – желтой. Чтобы ускорить рассасывание гематомы, можно использовать гепаринсодержащие мази, которые препятствуют свертыванию крови и, следовательно, обладают рассасывающим действием, или сделать йодную сеточку, которая обладает сходным эффектом.

Родителей должно насторожить внезапно появившееся в период заживления (в первые 2–3 дня после травмы) покраснение кожи над гематомой, общее недомогание малыша, подъем температуры тела, усиливающаяся боль в месте ушиба (ребенок в таком случае начнет проявлять беспокойство, а на прикосновение к месту гематомы будет реагировать резким громким криком). Все это может свидетельствовать о нагноении. В таком случае малыша нужно срочно вести к хирургу. Он вскроет гематому, чтобы гнойное содержимое могло вытекать наружу, и наложит повязку.

Если после падения гематома продолжает увеличиваться в размерах, нужно также срочно обратиться к хирургу, поскольку это может свидетельствовать о продолжающемся кровотечении. Если малыш при видимом ушибе остается беспокойным, лучше проконсультироваться с врачом, поскольку у крохи может быть трещина кости. Это явление встречается у маленьких детей чаще, чем перелом. Заподозрить трещину можно при появлении припухлости в месте удара, а также если малыш начинает плакать, когда вы пытаетесь пошевелить его поврежденной конечностью.

Осматривая место удара, важно определить, нет ли перелома. Его признаки:
сильная боль в месте перелома; если сломана конечность – шевелить ею малышу будет очень больно;
сильная припухлость и кровоподтеки в месте перелома;
изменение формы или длины сломанной конечности (укорочение или удлинение);
ограничение подвижности конечности или, наоборот, ее чрезмерная подвижность;
хруст при движении поврежденной конечностью.

При появлении одного или нескольких этих признаков следует вызвать «скорую помощь». При этом травмированный участок нужно по возможности обездвижить, например с помощью палки или дощечки, привязанной любым куском ткани к сломанной конечности. Если ребенок не может успокоиться из-за боли, можно дать ему обезболивающее средство на основе ПАРАЦЕТАМОЛА или ИБУПРОФЕНА в соответствии с возрастом малыша и дозировкой, указанной в инструкции препарата.
Если на месте ушиба имеется ссадина (такое возможно при падении на неровный пол), нужно сделать следующее:

  • промыть рану с мылом под проточной прохладной водой;
  • обработать повреждение перекисью водорода;
  • края раны обработать антисептическим раствором (йода или бриллиантового зеленого);
  • высушить рану марлевой салфеткой;
  • наложить стерильную повязку: прикрыть место повреждения стерильной салфеткой (ее можно приобрести в аптеке – салфетка продается в герметичной упаковке с надписью «стерильно») и зафиксировать ее бинтом или лейкопластырем. Если нет стерильных перевязочных материалов, можно воспользоваться бактерицидным пластырем.

Лечение переломов

В больнице после осмотра врач, возможно, назначит рентген, и далее, в зависимости от тяжести повреждения, будут приняты меры:
Наложение лонгеты – одностороннего гипса в виде длинной полосы, – состоящей из нескольких слоев гипсового бинта, которому придают форму поврежденной конечности и фиксируют бинтом (при простых переломах без смещения отломков костей).

Операция продолжительностью несколько минут под общим наркозом с последующим наложением гипсовой повязки (при переломах со смещением и оскольчатых переломах). Во время операции осуществляется сопоставление отломков костей, что необходимо для полноценного восстановления функции и отсутствия осложнений после перелома.

При наложении лонгеты вам с малышом будет необходимо посещать врача-травматолога для осмот-
ра один раз в неделю – при условии, что под повязкой не появится покраснение и не произойдет потеря чувствительности травмированной конечности. (Родителей должно насторожить побледнение, а также похолодание травмированной конечности относительно других частей тела).

Если потребуется операция, то вам с малышом придется 3–5 дней побыть в стационаре, чтобы врачи убедились, что все прошло успешно. Затем кроху выпишут домой с гипсом, а травматолог будет наблюдать его амбулаторно.

Гипс, а также лонгета снимаются при полном сращивании кости, что можно проконтролировать, сделав рентгеновский снимок. В зависимости от места перелома длительность этого периода может составлять от 2 недель (например, при переломе фаланги пальцев) до 3 месяцев (при повреждении кости нижней конечности и таза).

Предотвратите травмы

Как уже было сказано, малыши падают чаще всего из-за того, что родители недооценивают их возможностей. Падают и совсем маленькие, только что родившиеся дети – чаще всего из-за того, что мамы оставляют их на пеленальном столе без присмотра, чтобы сбегать за кремом или ответить на телефонный звонок. Совершая хаотичные движения, малыш способен совсем неплохо передвигаться, поэтому ни в коем случае нельзя оставлять даже новорожденного ребенка одного там, где он может упасть. Чтобы не отлучаться во время смены подгузника, переодевания и т.?п., приготовьте все, что вам потребуется, заранее. А если нужно подойти к телефону или открыть дверь, лучше взять кроху с собой или положить его в детскую кроватку. Не стоит оставлять малыша без присмотра и на взрослой кровати или диване. Хотя их высота меньше, чем, например, у пеленального столика, для маленького ребенка этого может быть достаточно для получения серьезной травмы.

Нужно также своевременно поднимать бортик кровати, когда малыш научится переворачиваться. А когда ребенок начнет вставать, необходимо опустить дно кроватки – желательно на самый нижний уровень, чтобы кроха не смог выпасть, перегнувшись через бортики.

Чтобы была возможность оставить малыша одного и не бояться за его безопасность, можно приобрести манеж или сделать пол в комнате максимально безопасным (убрать провода, поставить заглушки на розетки, убрать все мелкие и травмоопасные предметы, поставить блокираторы на ящики, до которых может дотянуться малыш, обезопасить острые углы мебели).

Данные статистики показывают, что очень часто младенцы вываливаются из детских стульчиков или колясок. Поэтому, сажая малыша на стульчик, следует обязательно пристегивать его пятиточечными ремнями безопасности. Детская коляска тоже должна быть оснащена такими ремнями, и ими стоит обязательно пользоваться, даже если кроха постоянно находится в поле вашего зрения. Ведь даже если мама отвлечется лишь на секунду, существует риск, что ребенок упадет. А последствия падения, как мы уже убедились, могут быть очень тяжелыми.

К сожалению, травма головы у детей – довольно распространенное явление. Примерно сто тысяч госпитализаций в год. Причинами таких травм являются дорожно-транспортные происшествия, падения с велосипеда, спортивные травмы, падения с высоты, а также жестокое обращение с детьми. Выделяют некоторые особенности, свойственные только детским травмам. Симптомы и последствия черепно-мозговых травм у детей сильно отличаются от таких же травм у взрослых. Например, намного труднее определить у ребенка степень повреждения мозга и наличие каких-либо дисфункций. Врачи, проанализировав результаты учебы в школе и высших учебных заведениях, коэффициент умственного развития и профессиональную деятельность (для взрослых), могут определить тяжесть травмы. В свое время считалось, что дети более устойчивы к травмам головного мозга, чем взрослые, потому что их растущий мозг восстанавливался быстрее с течением времени. Однако, все больше исследований указывают на противоположное. На самом деле, дети более восприимчивы, чем взрослые к необратимым повреждениям мозга, даже когда сила удара одинакова.

Удар и противоудар

  • 1. В результате прямой травмы, удар по задней части черепа приводит к травме передней части мозга.
  • 2. При противоударе, мозг отслаивается и ударяется о заднюю часть черепа. В результате повреждение происходит дважды.

Некоторые неврологические нарушения, вызванные травмой головы, не проявляются в течение долгого времени. Функции лобной доли, например, задействованы не с самого рождения ребенка. В результате этого врачи смогут зафиксировать их повреждение, только когда ребенок достигнет подросткового возраста. Так как лобные доли отвечают за социальные взаимодействия и навыки межличностного общения, повреждение головного мозга в раннем детстве не будут зафиксированы до тех пор, пока ребенок не достигнет определенного возраста, где потребуются эти навыки. Кроме того, повреждение части мозга, отвечающей за навыки чтения и письма, станут очевидными только тогда, когда ребенок достигнет школьного возраста, и проявятся признаки задержки навыков чтения и письма.

У детей очень трудно поддерживать нормальное функционирование сосудов после травмы. В некоторых случаях ЧМТ вызывает внезапное расширение всех сосудов мозга. Это способствует сильному притоку крови к голове. Лишняя кровь и отек мозга, возникший в результате быстрого притока, становятся причиной резкого повышения внутричерепного давления, которое достигает очень высокого уровня. Дети чувствуют себя нормально сразу после аварии, но через несколько часов, теряют сознание из-за резкого скачка внутричерепного давления.

Исследования показали, что череп ребенка в восемь раз слабее взрослого. Таким образом, дети чаще страдают деформацией и переломом черепа, которые приводят к повреждению мозга.

У подростков последствия черепно-мозговой травмой также трудно выявить в связи с особенностями их возрастного развития. В этот период они часто испытывают тревожное состояние и поведенческие изменения.

Последствия ЧМТ у детей

На протяжении многих лет в медицине существовало убеждение, что при равной силе удара ребенок получает меньше повреждений мозга, чем взрослый человек. Эту гипотезу выдвинул Кеннард на основе исследований обезьян. Однако последующие исследования показали, что это предположение ошибочно. На самом деле последствия ЧМТ у детей намного серьезнее, чем у взрослых.

Развитие лобных долей у ребенка продолжается до 16 лет. Какие-либо изменения в их развитии приводят к незаметным, но серьезным проблемам. Нарушения в этой области мозга провоцируют сбой в работе «исполнительных функций», которые являются основными в развитии человека. К сожалению, некоторые из этих нарушений проявляются лишь на более поздних этапах развития.

По мере роста ребенок сталкивается с рядом трудностей. Например, задания по математике становятся все труднее. Переход из класса в класс, трудности в колледже и все более сложные социальные взаимодействия ожидают человека по мере роста и развития.

Родители не могут заранее знать, как их ребенок будет справляться с этими препятствиями и сможет ли он их преодолеть.
Было проведено исследование «Влияние ЧМТ в детстве на дальнейшую трудовую деятельность». В ходе него было отмечено, что травмы в результате падения и несчастных случаев, связанных с ДТП, составляют более 70% от всех травм в дошкольном возрасте. Такие травмы приводят к серьезным закрытым повреждениям мозга, а в большей степени его фронтальной области. Так как лобные доли быстро растут в течение первых пяти лет жизни ребенка, а затем продолжают развиваться до позднего подросткового возраста, дефицит исполнительных функций, вызванный этими травмами, остается без внимания. Таким образом, окружающие замечают такие существенные недостатки в психосоциальной сфере довольно поздно, когда уже был нанесен значительный вред организму.

В этом исследовании принимали участие 33 ребенка с тяжелыми формами ЧМТ. У них была отмечена нормальная успеваемость в школе. После успешного окончания школы 8 из 21 пациентов смогли приступить к трудовой деятельности, а 9 из них нет. Дети, перенесшие травмы до 7 лет, показывали более низкие результаты. Это свидетельствует о том, что повреждения затронули функцию мозга, отвечающую за интеллект.

Ученые также обнаружили, что дети после ЧМТ лучше справляются в школе, поскольку это хорошо структурированная окружающая среда, чем они же, но уже в рабочей обстановке, которая более независима и менее структурирована.

В большинстве случаев у детей, перенесших ЧМТ, отмечают нормальные умственные способности, иногда даже IQ выше среднего уровня. Но не смотря на это они сталкиваются с другими серьезными проблемами. Такие дети не в состоянии организовать свою жизнь и принимать разумные ежедневные решения. У них отмечались серьезные проблемы с организационными навыками в повседневной деятельности, но хорошие результаты при языковом и интеллектуальном тестировании.

Трудность в определении степени поражения мозга состоит в том, что в большинстве случаев личностные изменения, такие как синдром дефицита внимания и усталости, нарушение планирования и решения проблем, отсутствие инициативы, гибкости, импульсивность, раздражительность и вспышки гнева, оппозиция и социально неподобающее поведение остаются незамеченными.

Один из распространенных симптомов черепно-мозговой травмы – растормаживание. Человек, перенесший ЧМТ и страдающий от растормаживания, часто говорит о том, что считается социально- несоответственным. Это приводит к трудностям в общении с окружающими и дальнейшем развитии. Эффект расторможенности в некоторых случаях приводит к негативным последствиям, наркомании и алкоголизму.

Интоксикация свинцом

Исследования показали, что миллионы детей подвергаются риску отравления свинцом, так как даже самые небольшие его дозы приводят к повреждению мозга. Дети в возрасте от 1 до 5 лет попадают в группу риска. В возрасте до года, дети имеют минимум контактов с окружающей средой. К 5 годам, пищеварительный канал менее интенсивно поглощает свинец. Следующая причина связана с развитием мозга в возрасте от 1 до 5 лет. Каждая нервная клетка мозга состоит из тела клетки, ядро которого отвечает за выработку белков и нейротрансмиттеров. От тела клетки отходят два типа отростков – дендриты и аксоны. По аксонам проходит ток, стимулирующий работу других нервных клеток. На верхней их части скапливаются нейротрансмитеры. Дендрит – дихотомически ветвящийся отросток нервной клетки, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона. Дендриты обычно очень короткие, тогда как длина аксона колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров. Каждая нервная клетка имеет сотни, а иногда и тысячи дендритов. Свинец оказывает пагубное воздействие на дендриты и приводит к их сокращению. Это в свою очередь вызывает истончение связей между аксонами. Как правило, самое большое количество дендритов приходится на возраст от 1 года до 5 лет. Со временем они истончаются. Лучший способ замедлить этот процесс – активно использовать эти нервные клетки в возрасте от 1 до 5 лет. Т.е. нужно стремиться к дошкольной стимуляции и образованию.

Для получения профессиональной консультации по вопросам лечения черепно-мозговых травм у детей в Германии
Звоните нам по телефону: +49 228 972 723 35
или пишите на Email

Подписывайтесь на канал "Детская неврология, психология, психиатрия *Идём в Телеграм!
или наберите в поиске мессенджера "телеграм" - nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла



А ВЫ это знали?? «Среди дошкольников психические аномалии развития - 60% от общего числа учащихся, у школьников – 70-80%», – из выступления директора Центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураба Кекелидзе на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья 9 октября 2015г. (ТАСС и РИА Новости)

ТРАВМЫ ГОЛОВЫ У ДЕТЕЙ


Ужас-ужас! Спасите, мой ребенок вывалился из коляски!
Я одна в квартире, что делать??!

Почему они всегда ударяются головой или здравствуй сотрясение...

Второй закон чадодинамики - если есть малейшая возможность удариться головой,
малыш обязательно реализует ее в ближайшее время…


Третий закон чадодинамики - в се знают, что маленькие дети часто падают,
но никто может предсказать, где и когда…

Наиболее опасные и коварные травмы головы происходят на первом-втором году жизни. Даже «опытные» взрослые довольно смутно ориентируются в двигательных способностях младенца, а чаще всего, вообще не представляют, на что способен их, вроде бы, нерасторопный отпрыск.

Для сотрясения головного мозга малыша всякого! возраста, пола и темперамента достаточно иметь сочетание 2 факторов - отсутствие родительского контроля в течение одной десятой секунды и любая разность высот расположения головы и твердого предмета:

а) прямо с рождения - диван, родительская кровать, пеленальный стол и т.д. ...
все происходит моментально: мама едва отводит взгляд... грациозный поворот, легкий толчок ножкой... и младенец, в мгновение ока, изящно, планирует головой вниз … шишка на лбу, ругательства папы, нотации бабушки, «скорая», далее по обстоятельствам…

б) второе полугодие - коляска, детская кроватка или стульчик... мама отвлекается на полсекунды... дитя пытается встать, поворот туловища, толчок ногами... центр тяжести смещается... ребенок перегибается через край опоры и... падение, далее та же цепочка событий…

в) после года - малыш стоит, идет, залезает на лестницу, стул, стол, подоконник, шкаф, люстру и т.д. ... теряет равновесие... падение с высоты своего роста или возвышения, удар головой, далее по накатанной схеме…


Почему же, при падении у детей так часто страдает бедная головушка? Все-таки, было бы гораздо «выгодней» для здоровья, при падении ударяться исключительно другими частями тела, например ногой, рукой или попой. Но голова просто так лидерства в травмах никому не уступает. Отчего же?Все довольно просто, работают элементарные законы физики. Голова ребенка относительно велика и тяжела, да еще при этом, обычно, находится в самой верхней точке очень неустойчивой системы (примерно, как пирамида, установленная широким основанием вверх). Достаточно легкого толчка, сдвига, изменения положения тела (а координация малыша еще и весьма незрелая), и все, равновесие теряется, и голова первая стремится на встречу с твердым препятствием.
Мало того, что голова малыша очень любит встречаться с различными твердыми препятствиями, так она еще и кардинальным образом отличается от головы взрослого по своему строению. Кости черепа у ребенка сравнительно мягкие, эластичные и податливые, подвижные относительно друг друга; мозг незрелый и более гидрофильный (богатый содержанием воды), в нем большое количество «временно немых» зон и участков, и т.д.
Это обуславливает некоторые принципиальные отличия детской черепно-мозговой травмы.Кажется, на первый взгляд, это довольно полезные особенности детской головы; теоретически, более эластичные и подвижные кости черепа и мозг, богатый содержанием воды, относительно большие над- и внутримозговые пространства должны более надежно защищать детский мозг от последствий механической травмы. На самом деле, такая компенсация работает только в случаях самых легких травм. На практике, при серьезном ударе, эти особенности могут не только изрядно усиливать, но и значительно маскировать патологические процессы, протекающие в травмированном головном мозге ребенка.

Итак, что же происходит при ударе головы? - возникает механическое повреждение мягких тканей головы, черепных костей и головного мозга - черепно-мозговая травма (ЧМТ).

Черепно-мозговые травмы бывают разные:


Сотрясение головного мозга – относительно легкий вариант ЧМТ, при этом повреждение головного мозга происходит на функциональном (возможно, молекулярно-микроклеточном уровне). При такой травме нарушения головного мозга не глубокие, быстро преходящие (обычно в течение нескольких часов или дней). Повреждения черепных костей не обнаруживаются.
Главным признаком сотрясения головного мозга является потеря сознания (чаще несколько секунд, иногда минуты). Но факт кратковременной потери сознания даже у детей школьного и дошкольного возраста иногда довольно трудно поймать, особенно при отсутствии объективных свидетелей, тем более затруднительно установить реальность отключения сознания у младенцев. Одним из вспомогательных критериев потери сознания в таком случае может послужить продолжительность промежутка между ударом и началом плача малыша. Две-три, или даже несколько десятков секунд тишины между звуком «бух» и воплем младенца, всегда подозрительны в плане потери сознания.
Не лишним будет отметить, что у детей школьного возраста и, конечно же, взрослых, актуальным (но не объективным) доказательством сотрясения головного мозга может служить потеря памяти на события, происходившие в короткий промежуток «вокруг» травмы (до, во время, или после травмы (ретро- или антероградная амнезия).
Другие основательные подозрения на сотрясение головного мозга возникают при появлении однократной, и, в особенности, многократной рвоты. Дети старшего возраста могут пожаловаться на тошноту, головную боль, головокружение, шум в ушах или просто на мерзкое самочувствие. А если ребенок плохо говорит, а если ему недавно исполнилось три месяца?

На помощь приходят лучшие друзья родителей и врачей: наблюдательность и логика.

Если, именно после травмы, младенец явно испытывает неприятные ощущения, он более бледный, потливый, вокруг глаз синева, глазки «мутные» и слегка плавающие, он возбужден, больше капризничает и чаще беспричинно раздражается, или, что еще хуже, появилась вялость и сонливость (поплакал и уснул в неурочный час, много спит); у него испортился или совсем пропал аппетит, он гораздо хуже спит и чаще срыгивает, - все это заставляет врача, в первую очередь, подумать о неспецифических, но довольно типичных симптомах сотрясения головного мозга.Тревожным симптомом при травме становится заметное усиление чувствительности к свету, звукам (мигренеподобная реакция): ребенку не нравиться яркий свет, его явно раздражают громкие звуки. В таком случае, при сочетании с выраженной головной болью, вполне можно предположить дисфункцию внутричерепного давления (получившую сомнительную известность под ярлыком гипертензионного синдрома). Вегетативные нарушения при сотрясении головного мозга могут проявляться повышением температуры, и тогда бывает сложно понять: «речь идет о черепно-мозговой травме или начале ОРЗ».Если же, при всем при том, удается обнаружить у ребенка «бегающие глазки», непроизвольные горизонтально-колебательные движения глаз, (нистагм) или легкое асимметричное расширение зрачков, диагноз травматического повреждения головного мозга становится очень достоверным.Каверзность и многосложность детских черепных травм заключается не только в скудости объективной информации, стертости мозговых симптомов в связи с возрастной незрелостью мозга, но и большой частоте периода ложно-благоприятного течения посттравматического периода (светлый промежуток травмы). К примеру, развитие внутричерепной гематомы или сдавление мозга достаточно долгое время может протекать без внешних проявлений у младенцев с открытыми родничками и подвижными косточками черепа, компенсирующими повышение внутричерепного давления.
Кажется, ну подумаешь, - малыш стукнулся головой (и совсем не сильно!), заплакал не сразу, вырвало два раза, поспал после плача немного, зато потом, все в «порядке». Покушал, поиграл, лег спать как обычно… А ночью повторная рвота, судороги, поездка на «скорой» в нейрохирургическое отделение, операция по поводу внутричерепной гематомы, и долгая-долгая реабилитация…З апутывает ситуацию и отсутствие точного совпадения силы удара и тяжести последствий травмы: младенец может упасть с высоты роста взрослого человека, и отделаться легким испугом; а может неудачно скатиться с дивана и «заработать» перелом костей черепа.
А бывает нередко и так: эпизод самой травмы остается для родителей незамеченным, и только огромная шишка на голове, возникшая моментально, и ниоткуда, стимулирует поездку родителей и ребенка в больницу, а там-то их ждет интересное открытие, выясняется, что у ребенка травматическое повреждение черепа (бессимптомный перелом черепной кости). Так, обнаружение у ребенка любого, даже самого минимального, костного черепного перелома в нашей стране автоматически влечет за собой постановку диагноза «ушиб головного мозга».Травма головы у ребенка, особенно у младенца, является абсолютной необходимостью врачебного осмотра (педиатр, невролог, хирург, травматолог и т.д; любой детский врач может заподозрить сотрясение головного мозга). Если же, родители видят вышеперечисленные, типичные симптомы сотрясения головного мозга, это уже серьезно, обязательна консультация невролога или нейрохирурга, возможно, в условиях стационара, и быть может, госпитализация ребенка.Иногда медицинская помощь нужна срочно, счет идет на часы минуты. Самый простой и эффективный способ решения проблемы - вызов бригады скорой помощи на дом, врач «скорой» быстро сможет решить, - нужны ли экстренные медикаменты, требуется ли осмотр узкого специалиста, есть ли необходимость в госпитализации и т.д.

Родители, будьте бдительны! Детские травмы головы бывают очень коварны, и даже сотни тысяч правильных телефонных советов или интернет-консультаций с убедительно-оптимистичным призывом «не волноваться, все дети падают», не перевешивают трагических событий одного недосмотренного внутричерепного кровоизлияния или поздно диагностированного отека мозга.

Ушиб мозга (контузия) – средне-тяжелый и тяжелый варианты ЧМТ, при этом глубина повреждения головного мозга определяется локальным разрушением и некрозом мозговой ткани различной степени тяжести. При такой травме нарушения функций головного мозга глубокие и длительно протекающие, главным признаком является появление одного или нескольких очагов мозгового повреждения самой разной локализации. Выраженные, длительные общемозговые симптомы (перечисленные выше в разделе сотрясение головного мозга) часто сочетаются с переломами костей черепа и внутри- и внечерепными кровоизлияниями (большая шишка на голове – очень серьезный симптом!). Обязательны для ушиба мозга значительные очаговые неврологические расстройства, нередки эпилептические судороги, расстройство координации, симптомы поражения черепных нервов, развитие параличей, нарушение дыхания, сердцебиения и угнетение сознания.Сотрясение головного мозга, ушиб мозга и сдавление мозга относят к закрытым черепно-мозговым травмам (ЗЧМТ) – мозговые травматические повреждения, при которых целостность мягких тканей головы и костей черепа значительно не нарушена.
Гораздо реже, но встречаются у детей и открытые черепно-мозговые травмы (ОЧМТ) – когда повреждены сухожильный шлем (надчерепной апоневроз - центральная часть надчерепной мышцы), а также, возможно кости черепа и твёрдая мозговая оболочка (проникающая черепное ранение). Естественно, тяжесть таких травм усиливают обильные кровотечения и высокая вероятность развития инфекции.Сотрясение, ушиб и другие травматические повреждения головного мозга у детей в первые минуты, и даже часы, иногда довольно трудно различить, а тактика лечения и прогнозы принципиально различаются. Вот почему безотлагательная консультация специалиста обязательна.

Ушиб мозга – срочная госпитализация в нейрохирургический стационар!

Итак, родители прочитали большую кучу книг по воспитанию и технике детской безопасности, получили массу советов, нотаций и рекомендаций от детских специалистов и бабушко-дедушек, но малыш все равно упал и, как следует, стукнулся головой (см. второй и третий законы чадодинамики)… Что делать?

Памятка родителей головорасшибленного ребенка


1. Не паниковать! Не впадать в ступор! Не суетиться!
2. Позвонить в «скорую помощь», точно и спокойно выполнять инструкции меддиспетчера или врача.
3. Замечать и запоминать все мельчайшие подробности и последовательность происходящих событий («работа в режиме видеокамеры»), запомнить время и подробные обстоятельства травмы
4. Если место удара известно, там появилось покраснение и развивается отек (шишка), желательно использовать холод. Аккуратно приложить, прижать к месту шишки что-то холодное (если нет пакета со льдом, подойдет даже замороженная куриная ножка, главное, обернуть лед тканью; на худой конец, подойдет и полотенце, смоченное холодной водой). Холод желательно использовать минимум в течение 10-20 минут. Скорей всего, ваш ребенок будет возмущаться, или даже орать, отталкивать вашу ледяную примочку, - это не страшно, но попытайтесь с ним договориться по-доброму, используя весь арсенал успокоительных родительских уловок.
5. Если наблюдаются длительная потеря сознания, нужно повернуть голову ребенка набок и, по возможности, немного книзу. Это нужно сделать, чтобы не западал язык, и не попала слюна в дыхательные пути
6. При возникновении рвоты сохранять положение на боку, с опущенным немного головным концом
7. При возникновении судорог см. здесь - Что делать во время и после приступа?
8. Если после падения, всласть наплакавшись, малыш постепенно погрузился в обычный сон, будить его каждые 5 минут совсем необязательно, лучше подождать самостоятельного пробуждения
9. Но, в случае особых подозрений, если после травмы ребенок моментально «удалился» в глубочайший сон, желательно удостовериться в адекватности ответных реакций, слегка потормошив его и, далее постоянно наблюдать за его сном.
10. Если механизм травмы подразумевает также возможность повреждения шеи (например, нырок вниз головой с коляски) ребенка до приезда «скорой» лучше вообще не трогать, только случае острой необходимости, двигать и поворачивать дитя очень осторожно, избегая малейших движений в шейном отделе.
11. Даже у детей дошкольного, тем более, старшего возраста, в случае подозрений на потерю или нарушение сознания возможна следующая проверка сознания и памяти

"Посмотри на меня!" "Ты меня слышишь?" "Где твоя мама (папа)?" "Кто я, кто рядом с тобой?"
"Ты что-нибудь чувствуешь?" "Что ты чувствуешь, где?" "Как тебя зовут?" "Ты сейчас где находишься?"
"Открой (закрой) глаза" "Покажи язык" "Подними вверх правую (левую) руку" "Запомни слово, которое я назову"
Показать предмет: "Что это такое?" "Запомни этот предмет"

Нарушение сознания и памяти:

* отсутствие ответов на вопросы и невыполнение команд в момент тестирования
* полная или частичная потеря памяти (невозможность вспомнить события до, во время и после травмы)


Пока выполняются пункты вышеизложенной «Памятки родителей головорасшибленного ребенка» приезжает спасительная «скорая», и врач предлагает госпитализацию. Соглашайтесь! Повторю: детские травмы головы бывают очень коварны, и даже сотни тысяч «успешных» падений и травм других детей в аналогичной ситуации не дают стопроцентную гарантию счастливого конца ваших приключений.
Не нужно бояться больницы! Это не тюрьма, и даже, не казенный дом - никто силой не будет там удерживать вашего ребенка! Если необходимости в наблюдении и лечении не будет, Вам тут же предложат обратную прогулку домой.

Госпитализация проводится в неврологическое или нейрохирургическое отделение (если такое есть поблизости) или в обычное хирургическое отделение. Приветливый больничный доктор быстро проведет стандартный неврологический осмотр, при необходимости, назначит дополнительные обследования (рентгенография черепа,

нейросонография , компьютерная или , при судорогах - видео-ЭЭГ-мониторинг и т.д.)
Иногда, если подозревается внутричерепное кровоизлияние, для исследования спинно-мозговой жидкости бывает нужна люмбальная пункция – забор ликвора с помощью введения иглы на поясничном уровне в полость между мягкой и паутинной оболочками спинного мозга (субарахноидальное пространство). Бояться этой, вполне обычной, нейродиагностической процедуры совсем не стоит, при правильной технике выполнения, вероятность нежелательных эффектов крайне мала.

Когда точный диагноз установлен, начинается лечение. В легких случаях оно состоит из строгого охранительно-постельного режима (легко посоветовать - попробуйте удержать в постели шуструю егозу!), в тяжелых – медикаментозная терапия и нейрохирургическое вмешательство.

Исходы черепно-мозговой травмы случаются разные: в легких случаях – полное выздоровление без последствий, в тяжелых – серьезное и стойкое поражение мозговых функций.

У детей есть еще одна особенность, прогноз последствий не очень точно зависит от глубины травматических повреждений, иногда тяжелая травма заканчивается вполне благополучно, временами, бывает наоборот. Интенсивность и полнота выздоровления зависит от многих факторов, это не только тяжесть травмы, но и адекватность терапии, состояние здоровья перед травмой, возраст, пол и т.д.

В заключение: имея такие «глубокие» знания по детской нейротравматологии, хорошо быть рассудительным и спокойным, в момент травмы можно неплохо поберечь здоровье ребенку и себе, но еще ЛУЧШЕ, ТРАВМУ ПРЕДУПРЕДИТЬ!
Родители, будьте бдительны!

Страница 1 из 2

Практика врачевания ещё в далёком прошлом требовала определенной классификации черепно-мозговой травмы (ЧМТ) для тактических построе­ний лечебного процесса. По-видимому, первое раз­деление ЧМТ было построено по принципу нали­чия или отсутствия повреждений костей черепа с выделением травмы закрытой и открытой, проника­ющей или непроникающей в полость черепа. Последующие тысячелетия характеризовались бо­лее углубленным изучением открытой ЧМТ (Гип­пократ, А.Цельс, Гален, Ги де Шолиак, В. Карпи, А. Паре) с классификацией переломов костей чере­па, повреждений твёрдой мозговой оболочки, веще­ства мозга. Впервые было обращено внимание на со­трясение головного мозга, его отёк, внутричерепные кровоизлияния. Лишь только в начале XVIII века Бовилем, а затем Ж. Пти было предложено разделе­ние ЧМТ на три главные формы - « comotio , contusio , compresio cerebri ». Эта классификация выдер­жала трёхвековое испытание и лежит в основе всех современных классификаций ЧМТ. Только внедрение новых неинвазивных методов визуализации мозга (КТ, МРТ) уточнили ряд положений, выдвинув на первый план характер поражения мозговой ткани.

Рассматривая любую классификацию травмы организма, выделяют механизм травмы, вид, тип и характер повреждений, тяжесть и фазу травматической болезни, периоды и исходы. Учёт этих момен­тов особенно важен для ЧМТ, т.к. они нередко позволяют определить тактические построения и ле­чебные мероприятия.

По механизму травмирующего воздействия разделяют ЧМТ на ударно-противоударную, уско­рения-замедления и смешанную. По особенностям внешнего воздействия выделяют группу действия предмета на ограниченный участок головы (камень, палка, топор, гвоздь и т.д.), сдавление головы (аку­шерские щипцы, обвалы и т.д.), удары головой о неподвижные предметы (падение с высоты, ДТП и т.д.). Особую группу составляют огнестрельные и взрывные повреждения черепа и головного мозга.

По типу травмирующего воздействия различают изолированную ЧМТ, сочетанную (повреждающее воздействие механической силы кроме головы на другие системы и органы человека) и комбиниро­ванную (воздействие механической и других видов энергии - термической, лучевой, химической и т.д.).

По характеру ЧМТ разделяют на закрытую и от­крытую. К закрытой ЧМТ относятся повреждения головного мозга без или с повреждениями кожных покровов головы, но без повреждения апоневроза с переломами или без переломов костей черепа, но с обязательным отсутствием сообщения внутричереп­ного пространства с внешней средой. К открытой ЧМТ относятся наблюдения, где имеются повреждения апоневроза или сообщение внешней среды с полостью черепа. В открытой ЧМТ выделяют непроникающую (без повреждения твёрдой мозговой оболочки) и проникающую (с её повреждением) травму.

По виду повреждений мозговой ткани различают диффузные (сотрясение мозга, диффузные аксо­нальные повреждения), очаговые (ушибы, размозжение, кровоизлияние, сдавление) и сочетанные повреждения.

Клинические формы ЧМТ базируются на виде, тяжести и морфологическом субстрате поражения мозга. Выделяют следующие клинические формы ЧМТ: сотрясение мозга, ушибы мозга различной степени тяжести (легкие, средние, тяжелые), сдавление мозга (гематомы, вдавленные переломы, напряженная пневмоцефалия и т.д.), диффузные аксональные повреждения мозга и сдавление головы.

По тяжести ЧМТ условно делят на легкую (сотрясение мозга, ушибы мозга легкой степени), среднюю (ушибы мозга средней степени тяжести) и тяжелую (ушибы мозга тяжелой степени, острые сдавления мозга, диффузные аксональные повреждения и сдавление головы).

В течении ЧМТ выделяют три периода: острый (до двух недель), промежуточный (до 6 месяцев) и отдаленный (более поздние сроки).

По исходам ЧМТ следует различать: хорошее восстановление функций (выздоровление), умеренную инвалидизацию, грубую инвалидизацию, вегетативный статус и смерть. Исходы прямо связаны с тяжестью ЧМТ, её периодом и проводимыми мероприятиями на различных этапах лечения.

Все эти принципиальные положения классифи­кации ЧМТ являются базисными и отражают со­временные взгляды на травматические повреждения головного мозга. Однако, возраст пострадавших, преморбидный фон и другие сочетания факторов позволяют пользоваться такой классификацией ЧМТ с некоторыми оговорками.

Клиническая классификация ЧМТ у детей

Анатомо-физиологические особенности и свое­образия реакций растущего организма ребенка на ЧМТ обосновывают некоторые изменения в тради­ционной классификации ЧМТ. Отличия имеются не только в сравнении со взрослыми, но и внутри детской возрастной группы они столь разительны, что нередко проводят сопоставления новорожден­ных и подростков, как юношей и долгожителей. Особенности клинических проявлений и течения ЧМТ у детей во многом обусловлены огромными компенсаторными возможностями формирующих­ся нервных структур, готовностью внутричерепного содержимого к резким колебаниям ликворного дав­ления и, в то же время, повышенной ранимостью и гидрофильностью мозговой ткани ребенка.

Обобщая огромный материал по ЧМТ у детей, имеющийся в литературе, и опыт собственной рабо­ты мы предлагаем следующую клиническую классификацию ЧМТ у детей, сопоставляя её с тяжестью состояния пациентов:

I. Черепно-мозговая травма легкой степени тяжести:

1. Сотрясение головного мозга.

II. Черепно-мозговая травма средне степени тяжести:

1. Ушибы головного мозга легкой-средней степени тяжести, сочетающиеся с переломами костей черепа или без них.

III. Черепно-мозговая травма тяжелой степени тяжести:

1. Ушибы головного мозга тяжелой степени тяжести.

2. Сдавление головного мозга:

а) внутричерепные гематомы (поднадкостнично-эпидуральные, эпидуральные, субдуральные, внутримозговые, внутрижелудочковые, множественные);

б) вдавленные переломы костей черепа;

В) «растущие» переломы костей черепа;

Г) гидромы;

Д) «напряженная» пневмоцефалия.

3. Диффузные аксональные повреждения мозга.

4. Длительное сдавление головы.

Главным отличием предлагаемой классифика­ции являются перенос ушибов легкой степени тяже­сти в группу ЧМТ средней степени тяжести и выделение в группе ЧМТ тяжелой степени тяжести та­ких форм как «поднадкостнично-эпидуральные гематомы» и «растущие» переломы костей черепа, которые встречаются только в детском возрасте.

Перенос ушибов легкой степени тяжести из группы легкой ЧМТ связано с тем, что в отличие от взрослых провести клиническую дифференциальную диагностику сотрясения мозга и ушиба легкой степени тяжести практически невозможно. Критерии длительности потери сознания и глуби­ны нарушения сознания после травмы у детей, особенно младшего возраста, являются не адекватными, т.к. у них не только легкая ЧМТ, но и ЧМТ средней степени тяжести, а подчас и даже тяжелая ЧМТ может протекать без потери сознания или этот факт не удается зафиксировать. Нередко только обнаружение переломов костей черепа и данные КТ позволяют склониться к диагнозу уши­ба мозга. Только выраженность изменений стволовых вызванных потенциалов позволяют нередко различить сотрясение мозга и ушиб мозга легкой степени тяжести. Возможно, это включение в легкую ЧМТ ушибов мозга легкой степени тяжес­ти объясняет столь высокую частоту у детей отдаленных последствий ЧМТ легкой степени тяжести, составляющую 60-80% наблюдений. Практически эти же мотивы являются основанием для объединения ушибов легкой и средней степени тяжести в одну группу.

Только в детском возрасте встречаются поднадкостнично-эпидуральные гематомы, обусловленные миграцией отломков костей, повышением вну­тричерепного давления и пассажем крови в эпидуральное и поднадкостничное пространство. Только у детей обнаруживаются «растущие» переломы костей черепа, возникающие при переломах с разры­вом твёрдой и паутинной мозговых оболочек, поступлением ликвора в поднадкостничное пространство, «раздвиганием» костей черепа с последующим формированием экстра-интракраниальных кист и даже мозговых грыж.

Существенным моментом в диагностике, определении очерёдности и тактики лечебных меро­приятий при ЧМТ является оценка тяжести состояния пострадавшего. Она определяется, главным образом, тяжестью ЧМТ, но не всегда совпадает с ней, особенно у детей. Тяжесть состояния - понятие более динамичное и во многом коррелируется с исходами лечения пострадавших. Необходимость единого подхода к оценке результа­тов лечения в зависимости от тяжести травмы и тяжести состояния пострадавшего обусловила появление различных количественных и качественных оценок тяжести состояния.

Дополнительно мозг размещается в так называемой спинномозговой жидкости (ликворе), окружающей весь головной и спинной мозг. В детском возрасте не обойтись без небольших происшествий и падений на голову, но благодаря еще не закостеневшим черепным швам детский череп более эластичен и лучше амортизирует удары, чем череп взрослого. Лучший пример - способность черепа ребенка подвергаться очень сильной деформации во время родов.

В зависимости от типа силового воздействия на голову полученные травмы могут различаться. Поскольку осложнения после повреждений головы с трудом распознаются даже специалистами, следует более подробно остановиться на этой теме.

Травмы головного мозга у детей

Ребенок не сидит на месте. Он стремится везде успеть, все познать.

Детям не всегда достает жизненного опыта, и поэтому травмы у них не редкость. И одни из наиболее опасных - травмы головы и головного мозга.

Симптомы травмы головного мозга у ребенка

Сотрясение - это наиболее легкая травма головного мозга. Из-за падения или удара по голове в головном мозге происходит нарушение микроциркуляции на уровне мелких сосудов. Возникает отек, который сдавливает ткани мозга. Если ребенок после травмы потерял сознание на какое-то время. Важный симптом - кратковременная потеря памяти. Последствия травмы сохраняются примерно в течение недели.

Ушиб ГМ бывает нескольких степеней тяжести. При легком ушибе симптомы повреждения головного мозга схожи с сотрясением, но возможны сопутствующие трещины и даже мелкие переломы костей черепа. При этой травме ребенок находится без сознания обычно более получаса. После восстановления сознания наблюдается затруднение в движениях конечностей. При среднетяжелом ушибе ГМ ребенок без сознания может находиться до нескольких часов. Симптомы нарушения функции ЦНС более тяжелые. Тяжелый ушиб характеризуется резко выраженными признаками неврологических нарушений. Ребенок может находиться без сознания до нескольких суток. Бывают переломы костей черепа, наиболее тяжелые из которых открытые. Ушиб ГМ сопровождается кровоизлиянием в пространство под мозговыми оболочками.

Лечение травм головного мозга у детей

Пострадавшему необходима экстренная медицинская помощь. В любом случае следует вызвать врача. При переломах костей черепа или повреждениях мягких тканей надо наложить на голову стерильную бинтовую повязку, приложить лед. Оценив степень тяжести травмы, врач решает вопрос о возможной немедленной госпитализации в отделение реанимации. При легких травмах головного мозга предписывают покой и постельный режим, а также наблюдение участкового врача. В тяжелых случаях показана срочная госпитализация со всем комплексом мер по реанимации пострадавшего ребенка. В дальнейшем врач назначает восстановительное лечение в зависимости от прогноза.

Небольшие шишки

Абсолютное большинство всех повреждений головы у детей заканчивается шишками. К тому моменту, когда слезы высохли, а ребенок утешился, на голове вырастает шишка, которая даже может приобрести сине-зеленую расцветку. Но она исчезнет через несколько дней без каких-либо осложнений. Чтобы шишка прошла еще быстрее, ее следует сразу же охладить и намазать небольшим количеством крема «Цветы Баха» для экстренных случаев (продается в гомеопатических аптеках).

Подушкообразные отеки

В отличие от четко ограниченных по размеру шишек обширные подушкообразные отеки указывают на наличие кровотечения. На ощупь отек может быть таким же твердым, как шишка, но он больше по размеру. Подушкообразный отек может также быть мягким и продавливаться при нажатии. Такой вид отека может вызываться переломом костей черепа, поэтому в этом случае требуется обязательное обследование в больнице.

Ушибленно-рваные раны головы

Ушибленно-рваная рана головы представляет собой, как правило, обильно кровоточащее повреждение скальпа и принадлежит к числу наружных кровотечений.

Скальп, покрывающий костяной череп, имеет очень хорошее кровоснабжение, поэтому не пугайтесь, если ваш ребенок будет залит кровью. Это иногда случается, но выглядит обычно страшнее, чем есть на самом деле.

Прежде чем врач сможет зашить ушибленно-рваную рану или зафиксировать ее стягивающим пластырем, необходимо остановить кровотечение.

Из косметических соображений с обычными или ушибленно-рваными ранами на лице всегда следует обращаться к врачу.

Хорошо обработанная рана с соединенными краями не оставляет некрасивых шрамов. Прижмите к ране чистый носовой платок или предмет одежды, в зависимости от того, что есть у вас под рукой, чтобы остановить кро-вопотерю. Если у вас есть перевязочный материал для давящей повязки, то наложите такую повязку.

При этом главную роль играет не красота повязки, а ее функциональность. Раньше при оказании первой медицинской помощи тратилось много времени на выполнение высокохудожественных перевязок. Но поскольку в больнице первым делом избавятся от этой перевязки, теперь даже бригады скорой медицинской помощи взяли за правило накладывать быстрые и функциональные повязки.

Сотрясение мозга

При сотрясении происходит раздражение головного мозга вследствие встряски при ударе, но у него не наблюдается заметных повреждений или изменений. При сотрясении мозг не кровоточит и на нем не возникает ран. Сотрясения мозга бывают различной степени тяжести. Тошнота и рвота могут быть симптомами сотрясения головного мозга, но их наличие не обязательно. При сотрясении мозг нуждается в покое, чтобы восстановиться. Кроме того, при этом могут возникнуть очень неприятные головные боли. Чтобы этого избежать, пострадавшему необходимо обеспечить покой или даже постельный режим.

Перелом основания черепа

При переломе основания черепа из носа, рта и ушей могут вытекать кровь и мутная молочно-белая спинномозговая жидкость. Поскольку источник кровотечений из носа и рта обычно располагается в носу, только кровотечение из уха является прямым указанием на повреждение основания черепа.

Где находится основание черепа

Основание черепа представляет собой достаточно тонкую костяную пластину, расположенную под мозгом. Снаружи ее не видно. Эта пластина отделяет мозг от лобной и придаточных носовых пазух. Основание черепа снабжено множеством небольших отверстий для кровеносных сосудов и нервов. Ближе к затылку в нем располагается более крупное отверстие для продолговатого мозга, соединяющего головной и спинной мозг друг с другом.

Кровоизлияние в мозг

Сильное силовое воздействие на голову может привести к внутренним кровоизлияниям в мозг. Мозг является чувствительным органом с хорошим кровоснабжением. Даже незначительные кровотечения и отеки в области мозга очень опасны, поскольку мозг окружен костями черепа. В такой ситуации возникшему отеку некуда расширяться, поэтому он начинает давить на мозг. Если внутричерепное давление возрастает, это может привести к потере сознания и остановке дыхания из-за давления на дыхательный центр.

Снаружи кровоизлияние в мозг нельзя увидеть. Даже стандартные рентгеновские снимки, сделанные в больнице, покажут только кости, а не мягкие ткани. Кровоизлияние в мозг возникает обычно лишь спустя некоторое время после самого несчастного случая. Может пройти несколько часов, прежде чем произойдет кровоизлияние. Единственное, что можно сделать при подозрении на кровоизлияние в мозг, это обеспечить постоянное наблюдение за ребенком. На практике это означает, что ребенок (или взрослый) должен на сутки или хотя бы на ночь остаться под наблюдением врачей в больнице.

Что происходит в больнице

Как было сказано выше, стандартный рентгеновский снимок не поможет распознать кровоизлияние в мозг. Поскольку кровоизлияние может произойти даже спустя несколько часов после несчастного случая и проявляется повышением внутричерепного давления, пациенты с подозрением на кровоизлияние в мозг наблюдаются в больнице в течение 24 часов или хотя бы ночи. При этом у них регулярно проверяется наличие сознания, а также проводятся измерения пульса, кровяного давления и реакции зрачков.

Как самостоятельно наблюдать за ребенком

Если у вас по какой-то причине нет возможности оставить ребенка в больнице, чтобы за ним там наблюдали, то необходимо регулярно (каждые 30-60 минут) проверять, бодрствует ли ребенок. У спящего ребенка нужно контролировать наличие реакций на внешние раздражители, поскольку сон с первого взгляда невозможно отличить от потери сознания.

Если вам не хочется каждый раз будить ребенка, вырывая его из целебного сна, то проверьте его мышечный тонус. У спящего ребенка мышцы тела сохраняют некоторое напряжение. В бессознательном состоянии это напряжение полностью отсутствует. Если вам кажется, что мышечного тонуса нет, то попытайтесь разбудить ребенка. Если это не удастся, то уложите ребенка в устойчивое боковое положение или в положение на животе и вызовите службу скорой медицинской помощи.

Когда необходимо врачебное обследование травм головы?

При наличии какого-либо из перечисленных ниже симптомов ребенка необходимо обследовать в больнице или у врача:

  • потеря сознания после несчастного случая;
  • нарушения сознания;
  • сильные головные боли;
  • многократная рвота;
  • подушкообразный отек;
  • кровотечение из уха.

Врач или больница?

Возможность рентгенологического исследования обычно имеется только в больнице, поэтому вам по возможности следует отвезти ребенка в больницу с педиатрическим отделением. Будет еще лучше, если его туда отвезут на автомобиле скорой помощи.
У семейных врачей и педиатров обычно нет возможности сделать рентгеновские снимки, а без этого точная постановка диагноза невозможна.

Распознавание головной боли

Шишка после удара головой поначалу болит, но когда ребенок перестает плакать, он обычно уже через 5-10 минут про нее забывает. Болевые ощущения возникнут только при нажатии на саму шишку. Но для верной оценки тяжести полученной травмы головы очень важно знать, испытывает ли ребенок головную боль и не появится ли она в течение последующих часов.

Выявить наличие головной боли у детей не так-то просто. Определить это по характеру плача невозможно. Кроме того, маленькие дети часто еще не способны точно определить локализацию боли. Даже если ребенок уже умеет говорить, ему сложно правильно распознать боль. В случае сомнений он всегда сошлется на боли в животе. Но наличие головной боли все-таки можно определить с помощью следующего приема.

Как правило, головная боль сопровождается повышенной светочувствительностью глаз. Этот симптом общеизвестен у пациентов, страдающих мигренью. Чтобы проверить ребенка на наличие головной боли, необходимо усадить его за письменный стол и посветить ему в лицо настольной лампой. Ребенок, страдающий от головной боли, выдаст реакцию, свидетельствующую о повышенной светочувствительности. Индивидуальную реакцию своего ребенка на боль (плач, искаженное от боли лицо и т. д.) каждый родитель сам определит лучше всего.

Гомеопатия после травм головы

После любых травм головы можно в качестве гомеопатической поддержки сразу однократно дать ребенку препарат арники в разведении СЗО. Арника оказывает заживляющее и обезболивающее действие при любых травмах, ушибах и переломах. Особенно важно доказанное кровоостанавливающее действие арники, что играет большую роль при травмах головы.

Также арника способствует заживлению и восстановлению клеток мозга. Если после травмы сохраняются головные боли, прием препаратов арники в большинстве случаев помогает их устранить.

Арника в детских садах

Есть множество детских садов, где под рукой всегда имеется упаковка гомеопатического препарата арники. Его можно давать при любых повреждениях, в особенности при травмах головы. Важно знать, что гомеопатические средства (к примеру, арника), используемые при травмах, не имеют побочного действия. На гомеопатию также не возникает аллергических реакций. В гомеопатических препаратах, разведение которых превышает D24, или С12, вследствие разбавления уже не содержится молекул действующего веществаданном случае - арники). Вы можете почитать об этом подробнее в главе «Гомеопатия при оказании первой помощи». Необходимо отметить, что с правовой точки зрения воспитателям и няням запрещено самостоятельно давать детям лекарственные препараты.

Крем «Цветы Баха» для экстренных случаев

Небольшие шишки быстро пройдут или вообще не возникнут, если сразу после удара нанести на пострадавшее место небольшое количество крема «Цветы Баха» для экстренных случаев (продается в гомеопатических аптеках).



Похожие публикации