Ребусы по ботанике. Методическая разработка "ребусы на уроках биологии". Раздел: Тип Хордовые, надкласс Рыбы

РЕБУСЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Введение

Современные подходы к школьному образованию требуют использования разнообразных активных, развивающих форм и методов обучения. В качестве одной из таких форм можно использовать ребусы с биологической тематикой.

Ребус – это один из видов головоломок, загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.
Разгадывание различных ребусов и их придумывание - гимнастика для развития интеллекта учащихся, увлекательный способ развития мышления, причем процесс изобретения ребусов развивает гораздо больше мыслительных качеств, чем простое разгадывание.

Это великолепная возможность в игровой занимательной форме пополнить словарный запас, получить знания о специфической терминологии, научных бинарных названиях растений и животных. Разгадав неизвестное понятие, учащиеся задумываются о его значении. Разгадывание, без использования изображений, названий знакомых или не известных биологических объектов носит познавательный характер, служит для расширения кругозора, развития творческих способностей учащихся.

Биологические ребусы научных названий растений, животных, грибов – разработаны в результате многолетней работы учителем биологии и экологии, а также педагогом дополнительного образования. Они систематически применяются как на уроках, так и во внеурочной деятельности: во время работы школьного экологического объединения учащихся, экологическо-краеведческой секции на районных туристско-эколого-краеведческих фестивалях, сборах, при занятиях в летнем лагере с дневным пребыванием.

Цель: совершенствование мыслительного аппарата учащихся через использование ребусов с биологической тематикой

Задачи:

1. Сформировать представление о научной терминологии.

2. Углубить теоретические знания учащихся по ботанике, зоологии, экологии.

3. Развить наблюдательность, находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать, творческое воображение, образное и абстрактное мышление.

4. Способствовать формированию индивидуальной и коллективной форм принятия решения.

Первоначально ребусы рисовались мною на полосах картона, позже, с появлением компьютерной техники, отсканированы, отредактированы в программе Paint и переведены в электронный вид. В настоящее время ребусы создаются сразу в электронном виде.

Разработанные ребусы используются в презентациях, включающих аудио- и видеофрагменты, что повышает интерес и эмоциональное восприятие материала.

Основные приёмы составления ребуса.
1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой

2. Переворачивание «вверх ногами» рисунка, знака, символа, фигуры служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.

3. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв. При этом:
- количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;
- запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;
- запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.

Ключ – ЛЮ-

Кит – ТИК

4. Помещение буквы или нескольких букв справа (слева) от картинки, или между картинками, служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в данном месте загадываемого слова.

5. Знак равенства между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв). Знак равенства может быть заменен на стрелку. Действие замены обозначается и третьим способом - буквы, которые заменяются, перечеркиваются, а над ними (рядом) пишутся заменяющие.

Ветер – ВЕТРЕ-

Нитка – НИЧКА

Молоток – ОТО-

Магнит – ГН -

Утка – УТА-

Ветреничка отогнутая

6. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 - вторую и так далее). При этом:
- изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените порядок букв в загаданном слове»
- употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв

Употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.)

Зебра – БЕРЕЗА,

Повар – ПОВ-

Лиса – ИСЛА-

Береза повислая

7. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.

8. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других

,

Под О СИ, НО в И К - подосиновик

По НИ к + шая - поникшая

, ,

ЛЕС на Я – лесная, БОЛОТ на Я – болотная,

ЛИСТ на Я – листная

9. Использование цифр и чисел. Служат для зашифровки частей слов или предложений созвучных с произношением цифр и чисел. Например: 40 А (сорока)

10. Вопросительный знак ставится там, где необходимо обратить особое внимание

11. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях позволяет составить ребус любой степени сложности

Примеры использования ребусов на уроках биологии

6 класс .

    Раздел «Общее знакомство с растениями»

Темы: Разнообразие растений. Условия жизни растений. Разнообразие местообитаний.

Цель использования ребусов

Разминка в начале урока - разгадывание 1 -3 ребусов.

После разгадывания учащимся показываются изображения и гербарии растений.

В конце урока учащиеся должны определить:

1. Культурные или дикорастущие данные растения.

2. Ядовиты или съедобны?

3. Как используются человеком (пищевые, лекарственные, сорные …)?

4. Какова жизненная форма растения (дерево, куст, травянистое...)

5. В каких условиях произрастает?

6. Какие факторы оказывают влияние на распространение растений?

Лютик едкий (клю ч, кит – тик , вед ро, кий )

Земляника лесная (змея - зем , ля , нитка – ника , лес на Я )

Липа мелколистная (ли нейка, лампа , ме тл а, ко са, лист на Я )

Калужница болотная (ка пл я, уж , лестница , болт – болот на Я )

Ветреница уральская (ветер - ветре , мельница , ур на, каль мар, доска , я д)

Валериана лекарственная

(вале нок, гри б, бана н, ле с, рак– кар, ст акан, ванна – венна, мя ч)

    Раздел «Основные отделы царства растений»

Тема «Понятие о систематике растений»

Цель использования ребусов : закрепление ключевых понятий: систематика, вид, род, бинарная классификация.

Задачи:

Разгадать ребусы

Объяснить через родовые и видовые названия особенности разгаданных растений

Самостоятельно составить ребусы по заданной тематике

При закреплении изученного материала, разгадываются ребусы:

Берёза повислая (зебра – берЁза, пов ар, лиса – исла, я д); (по НИ к + шая )

Крапива глухая (кра б, пи в А, игл а, уха, я д)

Полынь горькая (сапо г, лы жи, пень , гор а, Ь , банка , мя ч)

В ходе разгадывания необходимо ответить на вопросы:

1. Какое слово является родовым, а какое – видовым?

2. Какими особенностями обладают данные растения?

3. Какие виды берез, крапивы, полыни известны учащимся?

Пояснения к третьему вопросу:

Рядом со школой растут два вида берез: береза поникшая (повислая) и береза пушистая (белая), мимо которых проходят учащиеся, кроме того, им известна береза карликовая.

Крапива глухая (яснотка белая) большинству учащихся не знакома, но по гербарному экземпляру и фотографиям можно обнаружить внешние сходства с крапивой двудомной и жгучей.

Предлагаются гербарии и фотографии полыни горькой, обыкновенной (чернобыльник), эстрагона (выращивается у многих на огородах)

В конце урока предлагается 2 набора предметов (изображений на магнитной или интерактивной доске):

1. бере т, за яц, пуш ка, зажженный бенгальский огонь (ис кра), та з, я блоко;

2. водопроводный кра н, пила (л = в), жук (к = г), ча сы, я йцо

В соревновательной форме 2 команды (по 2 человека) должны составить ребусы: береза пушистая и крапива жгучая

Домашнее задание: составить ребусы для данных растений: колокольчик полевой, тополь черный – осокорь, ромашка аптечная, одуванчик лекарственный, подорожник большой (или взять названия растений из учебника)

Дополнительный ребус:

Пырей ползучий

    Раздел: Царство Грибы

Тема: Многообразие и значение грибов

Цель использования ребусов : активизация познавательной деятельности через игровые элементы

Ребусы используются в ходе урока как подсказки на поставленные вопросы:

    Объяснить понятие «микориза», разгадав ребус:

Подосиновик

    Отгадайте загадку:

Есть старуха вредная, на ней шляпа бледная,

На чулках пестринки, а нога – в ботинке,

Вокруг ворота – пораспорото.

Кто к ней прикоснется – никогда не проснется.

Бледная поганка

    Отгадайте загадку: В подвале родился, в лапше пригодился

Объяснить применение черного фона, используя знания о способе питания гриба.

Шампиньон

    Дайте как можно более подробную характеристику данным грибам.

7 класс Биология. Животные

Программа В.М.Константинов, И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко

1. Раздел: Тип Хордовые, надкласс Рыбы

Темы: Основные систематические группы рыб.

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

Цель применения ребусов : активизация познавательной деятельности через игровые элементы

Этап урока – проверка домашнего задания, повторение, обобщение изученного.

Форма урока – игра «Рыбалка»

Учащиеся по желанию выходят к доске, разгадывают предложенный ребус, после чего вытягивают вопрос, записанный на карточке в форме рыбки. При ответе на вопрос за каждое положение, указанный признак, объяснение его строения, значения, происхождения и т.д. получают жетоны, в зависимости от количества которых выставляется оценка.

Вопросы могут быть связаны как с общими признаками рыб, признаками систематических групп, так и с особенностями конкретного вида.

Несколько ребусов сопровождается рядом изображений рыб, где необходимо выбрать искомый вид.

На заключительном уроке решают тест с использованием вопросов – ребусов.

Катран черноморский (кат ушка, ран ец, чер т, но с, мор ковь, носки, улей )

Чехонь – рыба сабля (че репаха, ухо , огонь, кры ша, ба нт, сабля )

Задание

Определить о какой рыбе идет речь:

Рыба отряда Осетрообразные

Семейство осетровые, род осетров

Единственная из своего рода постоянно живет в реках (не проходная), макси-мальная длина 1 – 1,2 метра при весе 16 кг. Половозрелой становится в 3 – 9 лет, выметывает от 6 до 140 тыс. икринок.

Встречается в Каме и Чусовой.

(Наумов Н.П., Карташев Н.Н.Зоология позвоночных. - Ч.1.-

Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог.спец.ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1979. 333 с., ил.)

Стр.181

Стерлядь (с катер ть, ладья – лядь я)

Карась (доска, ра дуга, ось )

Горбуша (рог – гор, бу лавка, ша р)

Ставрида (ста кан, в есы, гри б, да ртс)

Скумбрия (диск, бумага – умб, аквари ум, мя ч)

Барракуда (краб – бар, рак, лу па, вода )

Бычок подкаменщик (бы к, ч асы, носок , подк ова , безмен , ящик )

Латимерия (ла пти, ме тр, лилия )

2. Раздел: Класс птицы

Итоговый обобщающий урок по теме «Птицы»

Фронтальный опрос в форме игры «Птичий Аукцион»

Цель урока: повторение изученного материала, проверка знаний

Цель применения ребусов: активизация деятельности через игровые элементы

План урока:

    Определение цели, объяснение правил игры.

    Игра «Птичий аукцион»

    Подведение результатов игры, выставление оценок.

Оборудование: ребусы с зашифрованными названиями птиц, пластиковые жетоны.

Описание игры:

Аукцион – форма торговли товарами проводится строго по определенным правилам. Правила предполагают повышение цены в процессе торгов. Цель аукциона: получение максимальной цены от продаваемых товаров во время состязания между потенциальными покупателями.

На урок-аукцион выставляется 6 лотов – 6 ребусов с названиями птиц. После разгадывания ребуса учащиеся покупают его. Денежными средствами являются знания, материализованные в жетоны. Состязание заключается в том, что учащиеся по очереди описывают особенности внешнего, внутреннего строения, происхождения птиц (общие признаки), особенности поведения, размножения, мест обитания, характер питания и т.д. (видовые признаки), не видя изображения птицы. За каждый ответ выдаются жетоны, причем за каждый следующий – на 1 жетон больше, чем за предыдущий ответ (практика показала, что быстрее называют наиболее простые признаки, поэтому последние ответы заслуженно оцениваются большим количеством жетонов)

В ходе игры учащиеся демонстрируют не только знания, полученные при изучении школьного материала, но и собственные наблюдения, дополнительную информацию

Правила:

1. За каждое разгаданное слово ребуса – по 2 жетона.

2. На работу по каждому лоту 5 - 7 минут

3. Начальный этап состязания происходит по очереди, устанавливаемой учителем, затем – по поднятой руке.

4. Ответы, данные вне очереди, не оцениваются, но данный признак (пример) может озвучить следующий игрок.

5. Примеры, (признаки) названные ранее во время «продажи» конкретного лота повторять нельзя.

6. Для лучшего повторения материала и большего количества ответов возможны повторы, например, 1, 3 лот – даются ответы по общим вопросам внешнего строения и образа жизни птиц, 2, 4 – внутреннего строения, 3-6 – общие особенности размножения, развития и происхождения птиц.

7. В конце урока-аукциона учащимися пересчитываются жетоны и устанавливается итоговая цена ответов – за каждые 10 жетонов оценка «5», оставшиеся жетоны в числе 9,8,7 – «4», ученик, набравший 11 – 16 жетонов, по желанию, получает две оценки «4».

Полевой жаворонок (лопата – пол , Е в О Й , лужа , ворон ка, ок но)

Деревенская ласточка (дерев о, пен ь, доска, Я, лас ты, точка )

Сокол сапсан (носок , стол , сап ог, сан ки)

Домовой воробей (дом, ово щи, Й, поворо т, зуб, копей ка)

Пестрый дятел (коп ьё , ст ул, ры ба, Й д о, пят ка, ел ь)

Розовый скворец (роз а, О в Ы Й, сковорода – скво , перец )


1. Головоломка “Расшифруйте фразу”

Пропуская одинаковое количество делений по ходу часовой стрелки, прочитайте зашифрованную фразу. Начинать надо с внешнего круга.

Ответ: все клетки имеют сходное строение и химический состав.

2. Монограмма “Клетка”

Монограммой называют запись слов буквами, нарисованными в геометрических фигурах одна в другой.

Для прочтения монограммы необходимо найти все нарисованные в ней буквы и составить из них слово или целую фразу.

Ответ: клетка.

3. Монограммы “Вещества клетки”

Найдите в монограммах все буквы и прочтите названия химических веществ, из которых состоят клетки растений.

Ответ: 1. Белки. 2. Углеводы. 3. Жиры. 4. Вода. 5. Минеральные соли.

4. Криптограмма “Клетка и увеличительные приборы”

Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клетки и прочитайте криптограмму.

Ответ: окуляр, препарат, объектив, лупа, хромосомы, цитоплазма, ядра, кожица, Линней (клетка).

Разгадав этот ребус, вы узнаете, какие вещества, входящие в состав клеток и тканей растений, являются органическими.

Ответ: углеводы, белки и жиры - органические вещества.

Впишите в клетки кроссворда названия соответствующих деталей микроскопа и органоидов клетки, а также фамилию ученого, впервые обнаружившего клеточное строение растений.

Если задание выполнено правильно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочтете название науки, изучающей строение и жизнедеятельность клетки (цитология ).

Ответ: 1. Цитоплазма. 2. Объектив. 3. Тубус. 4. Оболочка. 5. Окуляр. 6. Вакуоль. 7. Гук. 8. Штатив. 9. Ядро.

7. Лабиринт

Найдите начало лабиринта и прочитайте одно из главных положений биологии.

Ответ: передача клетками наследственных свойств связана с хромосомами.

Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква “о” была общей для всех строчек. Цифрами пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.

Ответ: 1. Пора. 2. Ядро. 3. Цитоплазма. 4. Лейкопласты. 5. Хромопласты. 6. Хлоропласты.

По горизонтали: 5. Пространство между клетками. 7. Важнейший процесс жизнедеятельности клеток и всего организма. 10. Пластида клетки, окрашенная в оранжевый цвет. 11. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. 12. Небольшое плотное тельце, расположенное в ядре клетки. 15. Оптическая часть микроскопа, направляемая на препарат. 17. Зрительная труба микроскопа. 19. Оптическая часть микроскопа, в которую смотрят. 20. Вещество, входящее в состав клеточной стенки. 22. Бесцветное вязкое внутриклеточное содержимое. 23. Более тонкие участки клеточной оболочки.

По вертикали: 1. Оптический увеличительный прибор. 2. Процесс, приводящий к увеличению числа клеток. 3. Небольшое плотное тельце в цитоплазме клетки. 4. Голландский ученый, усовершенствовавший микроскоп Янсенов. 6. Увеличительное стекло в оправе. 8. Цилиндрической формы тельца, передающие наследственные признаки от клетки к клетке. 9. Пластида зеленого цвета. 13. Процесс, приводящий к увеличению размеров клетки. 14. Часть клетки. 16. Органические вещества, входящие в состав клетки. 18. Оптическая часть микроскопа. 21. Вещество, на долю которого приходится 80-95% массы растения.

Ответ: По горизонтали: 5. Межклетник. 7. Дыхание. 10. Хромопласт. 11. Вакуоль. 12. Ядрышко. 15. Объектив. 17. Тубус. 19. Окуляр. 20. Целлюлоза. 22. Цитоплазма. 23. Пора. По вертикали: 1. Микроскоп. 2. Деление. 3. Ядро. 4. Левенгук. 6. Лупа. 8. Хромосомы. 9. Хлоропласт. 13. Рост. 14. Оболочка. 16. Белки. 18. Зеркало. 21. Вода.

При подготовке к игре учащимся предлагается прочитать:

  1. Бутенко Р.Г. Жизнь клетки вне организма. М.: Знание, 1975.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Сады и парки мира. - Путешествие с домашними растениями. Л.: Детская литература, 1964, 1970.
  3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973.
  4. Жизнь растений / Под ред. А.А.nbsp;Федорова. М.: Просвещение, 1974-1982. Т.1.
  5. Ивченко С.И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия, 1972.
  6. Тимирязев К.А. Жизнь растений. Л.: Молодая гвардия, 1950.
  7. Травкин М.Н. Занимательные опыты с растениями. М.: Учпедгиз, 1960.

1

Хвойные - основные лесообразующие породы.

2. Ребус «Воздух в хвойном лесу»

Почему воздух в хвойных лесах практически не содержит болезнетворных бактерий – микробов?

2

Хвоя выделяет фитонциды, убивающие микробы.

3. Ребус «Древесина хвойных растений»

Какие особенности есть у древесины хвойных растений?

3

Древесина хвойных содержит смоляные ходы.

4. Головоломка-пословица 1

Найдите начало и ключ к головоломке-пословице. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

4

Дерево погубить - в пять минут, а вырастить его - годы пройдут.

5. Головоломка-пословица 2

По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу, объясните ее смысл.

5

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

6. Головоломка «Дата Рождения»

Расшифруйте головоломку и вы узнаете, когда появились голосеменные

7. Головоломка «Отличительная черта»

Эта головоломка подскажет вам, какой отличительной особенностью отличаются голосеменные растения.

8. Головоломка «Секрет русских лесов»

Разгадайте эту головоломку, и вы узнаете, какое хвойное дерево широко распространено в нашей стране.

8

Лиственница – гордость русских лесов.

9. Плетенка «Хвойные»

По горизонтали и по вертикали здесь переплетены названия 9 голосеменных растений и одного продукта, получаемого в виде крупы из тропического голосеменного растения, похожего на пальму. Часть букв в плетенке скрыто.

9

По горизонтали: гинкго, эфедра, гнетум, саго.

По вертикали: туя, биота, тис, пихта, кедр, ель.

10. Лабиринт "Симбиоз"

На почвах, богатых органическими веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза.

10

1.белый гриб - сосна, дуб, ель. 2.маслёнок – лиственница. 3. подберёзовик – берёза, осина

11. Чайнворд «Ботаника»

    Гигантское дерево африканских саванн, живущее более 5000 лет.

    Лиственное дерево с твердой древесиной.

    Соцветие подорожника.

    Хвойное дерево.

    Сочное соплодие одноименного южного растения.

    Генеративный орган высших растений.

    Лиственное дерево рода клен.

    Королева цветов.

    Фруктовое дерево, образующее плод - крупную, сладкую, сочную костянку желтого цвета.

    Кустарник и его вкусные ягоды.

    Декоративное растение семейства астровых.

    Комнатное и садовое, красиво цветущее растение.

    Самое распространенное в средней полосе России фруктовое дерево.

    Плод груши.

    Кустарник с плодами орехами.

    Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета.

    Южное растение с видоизмененными листьями-колючками.

11

1. Баобаб. 2. Бук. 3. Колос. 4. Сосна. 5. Ананас. 6. Семя. 7 . Явор. 8. Роза. 9. Абрикос. 10. Смородина. 11. Астра. 12. Азалия. 13. Яблоня. 14. Яблоко. 15. Орешник. 16. Колокольчик. 17. Кактус.

12. Символы

Из первых букв названий астрономических, топографических и химических знаков и символов образовано слово. Отгадайте его.



Похожие публикации