Причины заикания у детей дошкольного возраста. Чем может быть вызвано? Терапия народными средствами

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Заикание - нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.

Синоним заикания - логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.

Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.

Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).

Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.

Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.

Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу. Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.

Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания - накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.

В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.

Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные - психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине - «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.

Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

Знаменитости, страдавшие от заикания

Интересный случай произошел с Брюсом Улиссом: заикание у него развилось в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в постановках театрального кружка, он заметил, что на сцене перестает заикаться. Именно этот факт подстегнул его к усиленным занятиям в театральном кружке и определил дальнейший выбор профессии.

Также от заикания страдали, но победили свой недуг, известные личности: Уинстон Черчилль (стал великим оратором и был удостоен нобелевской премии по литературе), Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюель Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье, Энтони Хопкинс и другие.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат включает в себя центральный и периферический отделы.

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!

У правшей более развито левое полушарие, а у левшей - правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
  • Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык – самый подвижный орган артикуляции. Его мышцы дают возможность менять форму, степень напряжения и положение. Он участвует в образовании всех гласных и практически всех согласных звуков.

Ко дну ротовой полости от середины нижней поверхности языка отходит складка слизистой оболочки - уздечка, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо , совершая различные движения, видоизменяют форму ротовой полости, образуют щели и смычки. Тем самым, способствуют образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата образует речевой круг.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Первым приходит в движение дыхательный отдел: струя выдыхаемого воздуха прорывается через сомкнутые голосовые связки, поэтому они начинают колебаться. Таким образом, формируется голос. Его высота, сила и тембр зависит от частоты колебания голосовых связок.

Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.

Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии - и так далее по кольцу.

И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи).

Механизм развития заикания

Сложный и не до конца установленный процесс.

Считается, что под воздействием причин или провоцирующих факторов перевозбуждается центр Брока, а его тонус повышается. Поэтому скорость его работы увеличивается, а речевой круг размыкается.

Далее перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, которые расположены рядом и отвечают за двигательную активность. Это ведет к тому, что возникают судороги мышц в периферическом отделе речи (языка, губ, мягкого неба и других). Затем центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

То есть человек начинает заикаться из-за внезапного нарушения согласованной работы речевых органов при произнесении звуков, которое вызвано судорогой, возникшей в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Примечательно, что могут возникать как судороги мышц, участвующих в образовании звуков, так и - дыхательных. В результате развивается не только заикание, но и нарушается дыхание (появляется ощущение нехватки воздуха).

Заикание в основном возникает на согласных буквах, на гласных - реже. Причем наиболее часто запинки имеют место в начале либо середине речи.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.

Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Встречается наиболее часто. В основном пик начала заболевания приходится на дошкольный возраст. Дело в том, что ребенок рождается со слаборазвитыми большими полушариями и корой головного мозга. Лишь к пяти годам жизни они формируются окончательно.

Также у маленьких детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому возбуждение легко передается с чувствительных волокон на двигательные. В результате иногда развиваются реакции в виде «короткого замыкания».

Кроме того, движения органов артикуляции (языка, губ и других) у малышей слабы и недостаточно упруги, а их работа плохо скоординирована.

Слух играет ведущую роль в образовании речи, начиная функционировать с первых часов жизни новорожденного. Однако дети не осознают разницу между звуками, слогами и словами окружающих. Поэтому они плохо понимает речь, смешивая один звук с другим.

Кроме того, в возрасте от 2 до 4 лет идет интенсивное развитие ребенка, активное формирование звукопроизношения и речи в целом. Однако в этом возрасте речевая функция ещё недостаточно сформирована. Поэтому увеличивается нагрузка на нервную систему, а в её работе может произойти сбой.

Именно этими факторами объясняется неустойчивость речи ребенка и высокая вероятность формирования её нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Эмоционально лабильная нервная система

Малыши плаксивые, у них имеется повышенная раздражительность, беспокойный сон и плохой аппетит , они привязаны к маме.

Спровоцировать развитие заикания у детей может резкая смена обстановки: начало посещения детского садика, переезд, долгое отсутствие мамы и так далее.

Ранее начало речи

В годик у детей имеется большой словарный запас (в норме малютка правильно произносит лишь 3-5 слов). В дальнейшем у таких малышей быстро наращивается словарный запас: в 1,5-1,8 они уже говорят развернутыми фразами либо целыми предложениями.

В этом случае у крохи сбивается дыхание во время произношения длинной фразы. Ведь он хочет рассказать всё и сразу. Однако его язычок и легкие пока ещё не могут справиться с таким объемом речи.

Позднее начало речи

Первые правильно произносимые слова у таких малышей появляются лишь к двум годам жизни, а развернутые фразы - не ранее трех лет. Заикание вызвано двигательной расторможенностью нервной системы. Поэтому малыши часто говорят невнятно и плохо произносят звуки.

Заикание у одного из членов семьи

Имеет место подражание ребенка родителям, братьям или сестрам.

Недостаточный эмоциональный контакт ребенка с окружающими

Дети получают недостаточно ласки и душевной теплоты. Взрослые малыша не выслушивают, будучи заняты своими делами. В результате кроха чувствует себя ненужным, поэтому он может начать заикаться, чтобы родные обратили внимание на него.

Излишне строгое отношение взрослых к ребенку

Нередко «грешат» этим папы. Жизнь строго по расписанию: подъем, сон, казарменная система наказаний и так далее. В результате малыш растет пугливым и зажатым, а также боится принять самостоятельное решение, чтобы не разгневать строгого родителя.

Особенности становления речи

В возрасте от 2 до 6 лет малыши нередко повторяют или растягивают слова и слоги, а иногда вставляют лишние звуки, не несущие ни смысловой, ни эмоциональной нагрузки («ну», «а», «вот» и так далее) В результате такая привычка закрепляется, создавая предпосылки для развития заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простудные заболевания, развитее аллергических реакций, наличие врожденной патологии подталкивают малыша к осознанию того, что он «не такой, как все». Поскольку нередко имеются ограничения. Ведь мама постоянно одергивает: «Не ешь апельсин/шоколад, ибо опять появится сыпь», «Нельзя играть во дворе, простудишься» и так далее. В результате ребенок замыкается в себе.

Кроме того, частое посещение медицинских учреждений приводит к развитию «боязни белого халата».

Овладение двумя или более языками одновременно

Особенно если родители дома говорят на разных языках. В этом случае нарушается слаженная работа речедвигательных центров. Поскольку своим родным языком малыш ещё недостаточно хорошо владеет.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители желают продемонстрировать незаурядные способности своего чада всем знакомым и друзьям. Поэтому заставляют заучивать сложные стихи и рассказывать их на дне рождения или другом семейном торжестве. Тогда как у малыша соответствующие зоны головного мозга ещё не созрели, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более склонны к развитию заикания, нежели девочки. Поскольку у девочек в более короткие сроки формируются двигательные функции: они раньше начинают ходить и говорить, у них лучше развита моторика (движение) пальцев рук. Видимо, поэтому у девочек нервная система более устойчива к различным факторам, провоцирующим развитие заикания.

Леворукость

Ослабляется гармоничное взаимодействие между симметричными структурами головного мозга правого и левого полушарий. Поэтому нервная система ребенка становится более ранимой, что отражается на становлении речи. Причем риск развития заикания увеличивается, если леворукого малыша пытались переучить пользоваться правой рукой грубыми методами.

Вероятно, по наследству передается слабость некоторых мозговых структур, которые участвуют в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Состояние центральной нервной системы

К развитию заикания склонны дети, перенесшие заболевания, поражающие нервную систему: внутриутробная гипоксия, травма во время родов, черепно-мозговая травма, инфекционные процессы (вызванные вирусами , простейшими, бактериями , грибами) и другие патологии.

После перенесенных заболеваний имеются остаточные явления, которые приводят к структурным изменениям в головном мозге (органическое поражение). В результате развивается недостаточность двигательных отделов головного мозга (например, центра Брока) в разной степени выраженности. Поэтому нарушается передача нервных импульсов мышцам из центральных отделов речи. Тогда как плавная речь требует слаженной работы и зрелости центральной нервной системы.

Такие детки эмоционально лабильны, впечатлительны, у них повышен уровень тревожности, они плохо адаптируются к новым условиям (например, начало посещения детского садика), робкие, волнуются и так далее.

Перенесенные психические травмы

Под влиянием стресса нарушается согласованное перераспределение тонуса мышц, участвующих в образовании речи. То есть мышцы сокращаются и расслабляются несогласованно. Поэтому возникают судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Причем стресс может быть хроническим или острым (испуг, постоянный страх, смерть близкого человека, семейные неурядицы и другие), а сила его воздействия значения не имеет.

Заикание у взрослых

Встречается нечасто - и, как правило, берет свое начало в ещё детстве. Однако нередко логоневроз появляется у взрослых людей, вызывая развитие немалых проблем: они замыкаются в себе, становятся робким и нерешительными, избегают общения с людьми, боятся публичных выступлений и так далее.

Факторы риска развития заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более склонны к развитию заикания, нежели женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, в котором находится двигательный центр Брока, развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Наследственная предрасположенность

Имеется врожденная слабость центральных отделов речи, поэтому при воздействии неблагоприятных факторов (например, стресс) нарушается их работа.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Тяжелая потеря близкого человека, произошедшее на глазах дорожно-транспортное происшествие, военные действия, землетрясение, катастрофы и так далее.

Под воздействием стресса нарушается координация мышц, отвечающих за формирование звука: они несогласованно сокращаются и расслабляются. В результате развиваются судороги мышц. То есть имеется взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые, поражающие нервную систему), энцефалиты , менингиты и другие. Поскольку нарушается передача нервных импульсов от головного мозга по нервным путям к мышцам, отвечающим за формирование речи.

У взрослых в возникновении заикания большую роль играют перенесенные инсульты или наличие опухолей головного мозга (доброкачественные, злокачественные), если затронуты центральные отделы речи. Поскольку появляется механическое препятствие для передачи нервного импульса.

Причем в этих случаях отсутствует взаимосвязь заикания с эмоциональным напряжением. То есть человек заикается в покое, наедине с собой, при пении и разговоре хором.

Виды заикания

Делятся по форме судорог, клиническим проявлениям и течению заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог , следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.
Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма

У больных отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года). То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще - в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь - к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Симптомы

У детей заболевание возникает внезапно, как правило, в возрасте от 2 до 6 лет.

Сразу после психической травмы, которая становится «последней каплей», ребенок перестает говорить на какое-то время (мутизм). При этом у него на лице «написано» выражение страха. Затем, когда ребенок начинает вновь говорить, то уже заикается. Малыш становится раздражительным и плаксивым, плохо спит, боится разговаривать.

При введении второго языка общения ребенок получает психическое напряжение, поскольку возрастает нагрузка на речевой аппарат. Тогда как некоторые дети в силу возрастных особенностей недостаточно овладели своим родным языком.

Заикание у крохи усиливается при воздействии любого стресса, эмоционального напряжения или появлении тревоги. То есть течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются со светлыми промежутками, когда ребенок разговаривает без запинок. Тогда как если малыш болеет (у него повышается температура тела, он кашляет и так далее), то заикание у него не усугубляется.

Невротическая форма заболевания протекает как благоприятно, так и не благоприятно. В первом случае наступает излечение, а во втором заболевание переходит в хроническую форму.

При хроническом течении заболевания со временем заикание становится всё более тяжелым. Уже к 6-7 годам дети неохотно разговаривают с новыми людьми. А в 11-12 лет у детей резко меняется поведение: они замыкаются в себе. Поскольку прекрасно осознают свой дефект и боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника.

У детей развивается логофобия - боязнь разговора с навязчивым ожиданием возникновения речевых неудач. То есть образуется порочный круг: судорожные запинание в речи приводят к возникновению отрицательных эмоций, а они, в свою очередь, - к усилению заикания.

У взрослых логофобия приобретает навязчивый характер. Поэтому заикание возникает только от мысли, что имеется необходимость общения либо при воспоминаниях о неудачных речевых контактах в прошлом. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них постоянно пониженное настроение, имеется страх перед речью, поэтому они сознательно нередко отказываются от общения вообще.

Неврозоподобная форма

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности , была угроза выкидыша , асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее.

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподбной формы заикания

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической и/или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Симптомы

У детей заикание начинается примерно в возрасте 3-4 лет без видимых на то причин, нарастая постепенно. Начало, как правило, совпадает с формированием фразовой речи.

В первые пол года заболевания периоды «с запинками» постепенно становятся длиннее и появляются чаще, а «светлые» промежутки (когда ребенок не заикается) не наблюдаются. То есть заболевание протекает на «одной ноте».

Далее дети начинают добавлять лишние фразы и слова, не несущие смысловую нагрузку (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. При этом сам темп речи либо ускорен, либо замедлен. Как правило, присутствует резкое нарушение дыхания во время речи: произносятся слова в момент вдоха или в конце полного выдоха.

Кроме того, имеется недостаточная подвижность, а также координация органов артикуляции (язык, нёбо и другие), рук и ног. Также судороги могут возникнуть в мимической мускулатуре лица или рук. Как правило, у таких детей плохо развивается музыкальный слух.

При обследовании выясняется, что у большей части детей имеется органическое поражение головного мозга остаточного (резидуального) характера. Поэтому нередко у детей понижена память и работоспособность, они быстро утомляются и страдают от головных болей, у них имеется дефицит внимания и гиперактивность.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания нередко имеются тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата. Как правило, речь у них сопровождается кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев рук, покачиванием туловища и другими. То есть имеется насильственное сокращение других групп мышц, которые не имеют никакого отношения к формированию речи.

При тяжелой форме заболевания взрослых утомляет общение, поэтому вскоре после начала разговора они жалуются на усталость и начинают отвечать односложно.

Кроме того, взрослые трудно адаптируются к новым условиям, у них понижена память и внимание, повышена утомляемость и истощаемость.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

К какому врачу обращаться?

К развитию заикания приводит большое количество причин. Поэтому в его лечении принимает участие несколько специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются лечением заболеваний нервной системы при помощи лекарственных средств.

Психотерапевт применяет различные виды психотерапии: гипноз, аутотренинг и другие.

Психолог изучает личность больного, выявляя слабые стороны характера и помогая их исправить. Обучает общению с окружающими в различных жизненных ситуациях, помогает больным выразить себя эмоционально и творчески.

Логопед - специалист, который занимается исправлением речи. Его работа заключается в обучении правильному дыханию во время речи, использованию голоса, плавному и ритмичному разговору. Логопед не исправляет неправильное произношение слогов или слов, а доносит до больного, что произносить их можно легко, как и все остальные слова. Тогда страх больного перед заиканием постепенно уменьшается.

Иглорефлексотерапевт воздействуя на специальные точки при помощи игл, снимает нервное напряжение и улучшает кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре при помощи специальных упражнений помогает больным выработать необходимую координацию и способность двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Как только вам показалось, что ребенок начал заикаться, обращайтесь к специалистам. Максимальный и быстрый эффект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 месяцев от начала заболевания.

Благоприятный исход от лечения достигается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, менее благоприятный - от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стремление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, отрицательно сказываются на результатах лечения.

Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» - методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.

Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).

Основа методики - поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.

Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»

Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.

Цели

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации
Методика Силивестрова

Длительность - от 3 до 4 месяцев. Курс - 32-36 занятий.

Методика включает три этапа:

I. Подготовительный . Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный . Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный . Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения - 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

Методика Л.3. Арутюнян

Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем - пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении
Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное - помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы - особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня .
Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Организуйте правильное общение.
Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Соблюдайте охранный речевой режим.
Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием .
В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.

Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент - выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример - знаменитости, поборовшие свой недуг.

Заикание считается одним из самых стойких . Проявиться такая патология может в любом возрасте, но в большинстве случаев ее удается диагностировать у детей, начинающих говорить.

Чем раньше будет проведена терапия заболевания, тем больше будет шанс навсегда избавиться от недуга. Лечение осуществляется комплексно и включает в себя несколько видов методик. О причинах и лечении заикания у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

Заикание представляет собой речевой дефект , обусловленный определенными нарушениями центральной нервной системы.

Такая патология проявляется на фоне судорог артикуляционных органов и проявляется виде повторения отдельных звуков во время формулирования мысли.

Ребенку сложно произносить слова. Часть звуков может не только повторяться, но и сопровождаться специфическими и вынужденными остановками речи. В медицинской терминологии заикание обозначается «логоневрозом» .

Чем может быть вызвано?

Заикание может быть врожденным или приобретенным . В первом случае ключевую роль играют период беременности, состояние здоровья родителей, родовая деятельность и заболевания, перенесенные в новорожденный период.

Развиваться заикание может не только на начальных этапах речевого развития, но и в школьном или подростковом возрасте. Например, такая патология нередко становится последствием переучивания левши.

Почему ребенок заикается? Причинами заикания у детей могут стать следующие факторы:


Формы и степени

В медицинской практике заикание подразделяется на несколько видов в зависимости от стадии развития патологии, ее этиологии, а также определенных типов симптоматики. По степени прогрессирования недуг может быть легким, средним и тяжелым .

Первая стадия сопровождается слабым проявлением признаков заикания, которые возникают под воздействием внешних факторов. Средняя степень патологии проявляется в виде запинаний в процессе речи. Тяжелая форма заикания характеризуется ярко выраженной симптоматикой.

Другие классификации заикания :

  • по характеру судорожных состояний речевого аппарата (смешанная, артикуляционная, голосовая, тоническая, дыхательная, клоническая и клонико-тоническая форма);
  • по характеру возникновения (постоянная, рецидивирующая и волнообразная форма);
  • по этиологии (невротическое и неврозоподобное заикание).

Как проявляется?

Первые симптомы заикания обычно проявляются у детей в возрасте 3-5 лет .

Ребенок испытывает трудности с произнесением слов. Распознать признаки заикания можно без проведения специального обследования.

Симптоматика недуга может быть постоянной или иметь временный характер. Например, заикание может быть вызвано волнением ребенка или смущением. Такие состояния также необходимо лечить.

Симптоматика детского заикания проявляется в следующих состояниях:

  1. При попытке начать речь у ребенка возникают судороги речевого аппарата.
  2. Речь ребенка сопровождается усилением мимики (учащенное моргание, раздувание крыльев носа и пр.).
  3. В процессе проговаривания слов ребенок делает паузы и повторяет отдельные звуки.
  4. Нарушение дыхание при произношении отдельных звуков (например, глубокий вдох).
  5. В старшем возрасте для своеобразной маскировки заикания дети могут использовать специфические уловки (в момент паузы ребенок может начать улыбаться, кашлять или зевать).

Диагностика

В процессе диагностики заикания у детей участвуют несколько специалистов. Обследование ребенка обязательно проводится логопедом, неврологом, психиатром, психологом и педиатром.

При выявлении причин дефекта речи обязательно учитывается семейный анамнез.

Если заикание передалось ребенку на генетическом уровне, то избавиться от него будет крайне затруднительно.

Диагностика детского заикания проводится следующими методами:

  • общая оценка речи ребенка;
  • реоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;

Основные методы лечения и коррекции

Что делать? Как лечить недуг? Заикание проходит без специальных мер лечения только в единичных случаях.

Такой дефект речи надо обязательно устранять, а терапию следует начинать при первых признаках нарушения процесса воспроизведения звуков ребенком.

Исправить ситуацию помогут логопедические занятия, дыхательная гимнастика, некоторые виды специального массажа и компьютерные программы. В большинстве случаев терапия подразумевает обязательный прием медикаментов для нормализации работы поврежденных отделов головного мозга.

Логопедические занятия

Комплекс логопедических упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально . Сначала проводится комплексное обследование малыша, выясняются причины недуга, и определяется степень патологии.

Только после изучения клинической картины заболевания логопед выбирает занятия, регулярное выполнение которых ускорить процесс нормализации речи ребенка.

Примеры логопедических упражнений:

  1. «Смешные карусели» (ребенок медленно ходит по кругу, проговаривая с логопедом фразу «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати- тата- тата»).
  2. «Цыплята» (ребенок прыгает на одной ноге, повторяя фразы «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып»).
  3. «Дирижер» (логопед изображает дирижера, при разведении рук ребенок произносит нараспев гласные звуки, при сведении — согласные).

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика проводится с ребенком на основе методики, разработанной А.Н.Стрельниковой . Во время выполнения комплекса можно стоять или сидеть. Вдохи всегда делаются резко, а выдохи плавно и медленно.

Упражнения можно сочетать с игрой, чтобы ребенку было интереснее их воспроизводить.

Примеры упражнений:


Точечный массаж

Точечный массаж при заикании у детей направлен на воздействие определенных участков речевого аппарата.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа. Во время массажа можно включить расслабляющую музыку или проговаривать спокойные стихотворения .

Компьютерные программы

Для лечения заикания у детей особой популярностью пользуются специальные компьютерные программы . Их одобряют и используют множество специалистов.

Программы можно применять и для домашнего лечения дефектов речи у детей.

Главной их целью является воспроизведение правильной интонации речи и воздействие на речевой аппарат ребенка методом игры с тренажером.

Примеры компьютерных программ:

  • Демосфен;
  • Speak gentle;
  • Dr. Fluence.

Медикаменты

Применение медикаментов является вспомогательным методом лечения заикания . Прием определенных видов препаратов назначается для нормализации работы головного мозга и устранения патологий центральной нервной системы.

Если принимать препараты и не проводить лечение основными методиками, то эффекта от терапии не будет.

При заикании ребенку могут быть назначены следующие виды препаратов :

  • противосудорожные средства (Эпилептал, Фенибут);
  • средства из гомеопатического ассортимента (Тенотен);
  • препараты с успокоительным эффектом (Пустырник, Валериана);
  • средства категории ноотропов (Пирацетам, Актовегин);
  • транквилизаторы (подбираются индивидуально).

Что можно сделать в домашних условиях?

Можно ли вылечить малыша в домашних условиях? Домашние занятия по устранению заикания должны проводиться обязательно .

С ребенком можно петь песни, чтобы он научился растягивать звуки, играть в игры, подразумевающие воспроизведение определенных звуков в сочетании с конкретными движениями.

Комплекс таких упражнений можно уточнить у врача или специализированного преподавателя .

В домашних условиях можно осуществлять следующие меры лечения заикания:

  1. Ввести в рацион ребенка успокоительные средства на основе лекарственных трав (отвары из мелиссы, ромашки или зверобоя).
  2. Повторение логопедических занятий, дыхательной гимнастики и точечного массажа (предварительно надо узнать у специалистов простые упражнения, которые легко будет воспроизвести в домашних условиях).
  3. При разговоре с ребенком особое внимание уделяется зрительному контакту .
  4. Родители должны читать ребенку книги и обсуждать с малышом их содержание.
  5. Если ребенок будет разговаривать медленнее , то ему будет легче воспроизводить отдельные звуки, показать такой способ надо на собственном примере.

Запущенные формы заикания могут кардинально изменить качество жизни ребенка и стать причиной нарушения его социальной адаптации .

Последствиями заболевания становятся снижение самооценки, боязнь общения, трудности с написанием слов и обучением чтению.

Для предотвращения таких факторов доктор Комаровский советует родителям подходить с высокой степенью ответственности к воспитанию детей с заиканием и их излечению от этого недуга. Прогноз будет напрямую зависеть от полноценности предпринятых мер и их своевременности.


Особый подход при воспитании

При воспитании ребенка с заиканием используются стандартные правила, но с некоторыми корректировками. Не стоит заострять внимание на недуге малыша , но занятия по устранению дефекта речи должны осуществляться даже при играх.

Наказывать детей с заиканием надо лояльно. Стрессовые ситуации при этом недопустимы. Ускорить процесс лечения может благоприятная атмосфера в семье и воспитание ребенка в любви и уважении.

При воспитании ребенка с заиканием необходимо соблюдать следующие правила :

  • нельзя перебивать речь ребенка, агрессивно делать замечания и делать акцент на его недуге;
  • атмосфера в семье должна быть благоприятной и спокойной (ссоры при ребенке должны быть исключены);
  • ребенка надо чаще хвалить, но не баловать (капризы малыша могут усугубить процесс лечения заикания);
  • авторитарные методы воспитания должны быть исключены;
  • ребенка надо приучать к распорядку дня и последовательности действий;
  • не стоит перегружать ребенка учебным материалом (чтением вслух, пересказом).

Прогнозы при заикании у детей напрямую зависят от своевременности лечения. В некоторых случаях избавиться от недуга не удается, но можно сделать его менее выраженным.

Независимо от стадии и формы патологии, родителям необходимо заранее подготовиться к длительному и трудоемкому лечению малыша. Дети с дефектами речи требуют особого внимания.

Доктор Комаровский о заикании у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Заикание или логоневроз - нарушение речевой функции, которое характеризуется нарушением ритмичности речи, выражающейся в частых повторениях или протяжности звуков/слогов/целых слов, а также в частых прерываниях или нерешительном формировании речи. Фактически, детское заикание болезнью назвать нельзя, так как основная причина появления такого нарушения речи - судорожное напряжение мышечных волокон речевого аппарата. Встречается у детей разных возрастов: с 2 лет до 8 лет. Также встречается у взрослых, но по причине отсутствия лечения заикания в детском возрасте. В чем заключаются причины и лечение заикания у детей?

Прежде всего, отметим мнение доктора Комаровского по данному вопросу. Комаровский Евгений Олегович четко дает понять, что при появлении первых признаков заикания у детишек родителям следует посетить квалифицированного специалиста, который непременно установит причину появления проблемы и назначит необходимые процедуры. Не стоит бросаться к компьютеру, лезть в интернет в поисках «волшебных методик» от не менее «волшебных дядечек и тетечек», предлагающих такие методы за небольшое вознаграждение.

Следует отметить, что заикание может стать серьезной проблемой для малыша в процессе социализации и адаптации в детском коллективе. Как известно, детишки жестоко относятся к другим детям, отличающимся от них. Это может проявляться в передразнивании малыша, насмешках, что непосредственно влияет на его восприятие внешнего мира и поведение в целом, снижая его самооценку и вырабатывая комплекс неполноценности.

По статистическим данным, у девочек данный дефект регистрируется реже, нежели у мальчиков. Специалисты связывают это с более высокой психологической устойчивостью девочек. Ко всему прочему, заикание может проявляться в случаях эмоционального напряжения, испытываемого детьми при выступлении на публике, стрессе и т.д.

Причины появления заикания у детей

Причины появления логоневроза у ребенка в 2 года, в возрасте 3 лет или 7 лет можно разделить на физиологические и психологические. К физиологическим причинам относятся:

Психологические причины появления логонервоза наиболее значимы для детей в возрасте 6 лет и выше, так как в это время ребенок идет в школу. Новый жизненный этап, насыщенный огромным количеством новой информации, новое окружение, изменение отношения родителей к ребенку - все это может стать почвой для развития заикания. Однако к психологическим причинам также относятся ситуации, которые могут повлиять на детей 1 года или чуть старше. Наиболее часто выделяют следующим психологические причины:

Ребенок, начиная школьную жизнь, может столкнуться с распространенной проблемой, возникающей в связи с леворукостью. Как известно, учителя и родители пытаются переучить малыша. Делать это, конечно, можно, но без лишней настойчивости и злоупотребления авторитетом, так как такое переучивание также может стать причиной появления заикания у детей.

Важно понимать, что тем раньше признаки заикания будут выявлены у ребенка и родители обратятся за помощью к квалифицированному специалисту, тем больше шанс на устранение дефекта и последующего нормального развития и становления малыша в социальной среде.

Фактически, лечение можно разделить на 3 категории: медицинское, коррекционное и смешанное. Походом к «бабушке», который ни в коем случае не может расцениваться, как реальный вид помощи ребенку, лучше пренебречь.

Следует понимать, что лечение заикания - общее дело специалистов и родителей, причем родители играют не меньшую роль. Если причина заикания не связана с поражением ЦНС или головного мозга, то лечение проводится логопедом. Логопед оценивает общую картину, определяет вид заикания, назначает необходимые процедуры и занимается вместе с ребенком. Специалист проводит занятия с детьми, а также дает рекомендации по проведению упражнений в домашних условиях.

Одним из распространенных методов лечения заикания являются дыхательные упражнения, позволяющие создать необходимые условия для нормального дыхательного ритма, а также приводят в тонус органы речевого аппарата. В целом, такие упражнения благоприятно влияют на дыхательную систему и оказывают дополнительное релаксационное действие.

Полезно включить в жизненный ритм ребенка умеренные физические нагрузки (например, ходьба, езда на велосипеде, плавание, танцы и т.д.). Если один или оба родителя присоединятся к ребенку при этом, это даже будет лучше, так как ребенок будет получать удовольствие от времяпрепровождения с родителем/родителями.

Техники точечного массажа оказывают благотворное, стимулирующее влияние на ЦНС. Однако предварительно необходимо убедиться в квалификации специалиста. Помимо этого, на сегодняшний день используются различные компьютерные программы, позволяющие сформировать плавность речи за счет синхронизации речевого и слухового центров ГМ.

Лечение с помощью медикаментозных средств является, пожалуй, дополнительной мерой, назначаемой неврологом или психотерапевтом (психиатром, в зависимости от причины появления заикания). Каких либо таблеток для лечения логоневроза у ребенка не существует в природе. Медикаменты оказывают стабилизационное влияние на нервные центры. Назначаются противосудорожные препараты, а также успокоительные. В качестве успокоительных могут использоваться отвары и настои трав.

Не маловажным элементом успешного лечения является соблюдение оптимального ритма дня:

Как мы говорили выше, важным компонентом лечения от заикания является правильный подход к ребенку со стороны родителей. Прежде всего рекомендуется создать мягкую психологическую обстановку в кругу семьи.

Родителям не следует заострять внимание детей на проблеме. Это только усугубит дело, ребенок может замкнуться в себе. Тревожность и нервы родителей способствуют угнетению психо-эмоционального состояния малыша. Также следует всевозможно оградить дитя от негативного отношения со стороны сверстников, а если это сделать невозможно по каким-либо причинам, то необходимо провести беседу и дать понять малышу, что на эти насмешки не следует обращать внимания. Если же это не помогло, то необходимо в период терапии освободить ребенка от посещения дошкольного учреждения.

Примечание. Дети старшего возраста (школьники) более легко поддаются коррекции взглядов. В процессе беседы таким детям следует указывать на их возможности и уникальность, как со стороны внешнего вида, так и со стороны талантов и навыков.

Родителям и остальным членам семьи (если таковые есть) следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо дать малышу высказаться. Пусть это займет много времени, это не важно. Важно дать понять, что вы его внимательно слушаете и понимаете. И ни в коем случае не следует заканчивать мысль за него;
  • Исключить скандалы и лишнюю суету в кругу семьи;
  • Разговоры между членами семьи, особенно с малышом, должны быть плавными и медленными, с проговариванием всех звуков. Лучше всего использовать в общении с маленьким «заикой» короткие, конкретные предложения и фразы;
  • Не следует слушать громкую музыку, а также постоянно держать включенным телевизор;
  • Рекомендуется учить с малышом стихи и детские песенки;
  • Не следует давать понять малышу, что он особенный. Особенно это касается поблажек в принятой в семье дисциплине;
  • Длинные, тяжелые для усваивания слова не следует разучивать с ребенком. А если решили учить, то не следует на него давить, когда у него не получится их выговорить;

Напоследок

Следует добавить, что некоторые случаи заикания могут пройти самостоятельно, без влияния психологов и неврологов. Такие случаи связывают с отсутствием у детей психологического барьера в общении со сверстниками и родителями, малыши не стремятся закрыться от общения. Но так бывает далеко не всегда и в ряде случаев лечение от заикания занимает достаточно длительное время.

Правильная развитая речь у ребенка забота любого родителя, желающего ему успешной, счастливой жизни. Освоение речи это одна из основных задач развития младшего дошкольника. Наиболее интенсивный и ответственный период освоения речи приходится на возраст от 2 до 5 лет. У младшего дошкольника может произойти такой сбой в этом процессе, как заикание. Данное явление не является редкостью и поэтому разработано множество методик, как избавить ребенка от заикания.

  • Заикание у детей дошкольного возраста, особенно младшего, не всегда можно сразу заметить в домашних условиях. Дети в 2 – 3 года ещё не в полной мере владеют речью, и потому определить, чем вызваны паузы, повторения слогов может не каждый родитель. Заикание у детей 3-5 лет более заметно и скорее настораживает родителей. Они опасаются, что этот дефект речи останется у их малыша надолго, возможно навсегда, и отравит ему школьные годы, всерьез помешает во взрослой жизни.
  • У детей младшего школьного возраста из-за недостаточно сформированной речевой функции наблюдается тенденция заикаться, в особенности это касается мальчиков, поскольку они являются менее эмоционально устойчивыми, чем девочки.

Между тем при ранней диагностике и правильном лечении заикания у детей, вполне можно от него избавиться.

Заикание у детей это не просто речевой дефект, проявляющийся в замедлении темпов речи и повторах части слов, непроизвольных паузах, а неврологическая проблема. Все эти трудности в речи вызваны судорогами артикуляционных органов и связаны с работой центральной нервной системы. Хотя неспециалисты называют эти проблемы одним общим словом заикание, врачи, логопеды выделяют такие их виды.

В зависимости от механизма возникновения выделяют собственно логоневроз и неврозоподобное заикание:

  • Логоневроз или невротическое заикание вызывается функциональными расстройствами нервной системы и достаточно успешно лечится.
  • Неврозоподобное заикание вызвано органическими поражениями центральной нервной системы. Справится с ним намного сложнее.
  • По физическим проявлениям выделяют более 6 видов. Но так как большая часть из них это смешанные, назовем лишь основные виды.
  • Клоническое, которое проявляется в неподвластном ребенку повторах и растягивании звуков, слогов или слов.
  • Тоническое, при котором время от времени малыш не в силах произнести звуки и слова, возникают непроизвольные паузы в его речи.

Как проявляется заикание у ребенка

Определить родителям признаки бывает не просто. Малыш в 2 – 3 года только осваивает речь, и запинки, повторы, паузы и проглатывание начала или конца слов встречаются практически у каждого и явные признаки заикания способны не проявляться. Даже здоровые люди иногда запинаются, повторяют слоги или тянут звуки. У здоровых людей удлинение звуков, запинки не превышают 7-9 % а общем объеме речи. Если же прерывания, повторы занимают более 10 % объема речи, врачи и логопеды диагностируют логоневроз.

Родителям стоит насторожиться, обнаружив такие признаки у ребенка в 2-3 года:

  • Не просто делает паузы в разговоре, а при этом видно физическое напряжение. Малыш сжимает кулачки, мышцы лица и шеи напрягаются, он может покраснеть и побледнеть.
  • Нарушение дыхания при разговоре. Ребенок начинает речь на полном вздохе или сразу после него.
  • Затруднения в речи сопровождаются различными мимическими проявлениями – раздуванием крыльев носа, напряжением лицевых мышц, быстрым движением глазных яблок.

У детей после 3 лет, особенно в 4 года или тем более 5 лет, когда речь уже достаточно хорошо развита, заметить отклонения от нормы уже легче. В этом возрасте настораживают такие признаки:

  1. Повторение больше чем два раза одного звука или слога.
  2. Заметное повышение голоса при затруднениях в речи.
  3. Внезапное, немотивированное молчание посредине разговора.
  4. Мимическое сопровождение явных затруднений в произношении слов.

Чем на более ранней стадии родители обратят внимание на тревожные симптомы, врач проведет диагностику и коррекцию, тем больше шансов, что занятия с логопедом и программа действий от психолога помогут достаточно быстро избавиться от проблемы.

При обнаружении симптомов заикания, у родителей не должно возникать вопросов, что делать и можно ли вылечить это заболевание. Необходимо сразу же принимать меры, ведь острое заикание гораздо легче поддается лечению, чем хроническое. Диагностика заикания должна стать первым, но не последним этапом на этом пути.

Факторы риска заикания у детей младшего школьного возраста

Предпосылки для формирования заикания у детей младшего школьного возраста и школьников могут создать такие факторы :

  • Эмоционально лабильна нервная система. У малышей наблюдается повышенная раздражительность, плаксивость, постоянное беспокойство и плохой сон.
  • Ранее или позднее начало речи.
  • Постоянный контакт с заикающимися (члены семьи, друзья), которым малыш начинает подражать.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  • Особенности становления и развития речи, когда гласные не произносятся или на гласных ставится неправильное ударение. Данное явление может перейти в привычку и стать предпосылкой для появления заикания у ребенка.
  • Состояние здоровья малыша.
  • Завышенные требования и ожидания со стороны близких, воспитателей, окружающих.
  • Близорукость и расположенность к заболеванию, которая передается по наследству.

Заикание у детей 3 лет: возможные причины и лечение

Заикание у детей может быть вызвано различными причинами, хотя на многих форумах при обсуждении чаще всего называется одна – испуг. Доктор Комаровский подтверждает, что испуг действительно может стать причиной заикания у детей младшего возраста, но не единственной. Какие же особенности детей могут спровоцировать появление этой проблемы.

  1. Наследственность.
  2. Внутриутробные повреждения головного мозга.
  3. Травмы при родах или беременности.
  4. Тяжелые инфекционные заболевания.
  5. Слабый тип нервной системы, впечатлительность или боязливость малыша.
  6. Черепно-мозговые травмы.
  7. Ослабленный по разным причинам иммунитет.
  8. Проблемы с эндокринной системой.

Все эти причины предрасполагают к появлению проблемы с речью, а спусковым крючком могут стать внешние причины:

  • Различные стрессы, от испуга до проблем в семье.
  • Страхи, общая тревожность.
  • Строгость и требовательность родителей.
  • Высокий темп речи родителей или, напротив, наличие заикающегося взрослого в семье.
  • В период освоения речи повышенная речевая нагрузка.
  • Необходимость поменять детский сад или переезд на другое место жительства .

Это далеко не полный перечень причин и точно определить их могут лишь специалисты после обследования.

Гимнастика для языка с ребенком. Логопедические упражнения

Лечение заикания у детей

Как вылечить заикание у ребенка, этот вопрос обсуждается на многих родительских форумах. Там предлагаются самые разные методы, в том числе гипноз, заговор, лекарства, различные занятия в домашних условиях, делятся опытом. Но все же лучше решать, что делать не после чтения советов на форумах, даже доктора Комаровского, или просмотра видео, а после консультаций с детскими врачами – логопедом, психологом.

Поэтому первым шагом к лечению становится диагностика. Чем раньше детский врач осмотрит ребенка и даст направления на обследование, тем больше шансов на то, что удастся быстро избавиться от проблем.

Диагностику проводит не один врач, а сразу несколько детских докторов: логопед, психолог, невропатолог, лор. Именно определение причин и позволяет выбрать правильную программу лечения. Если заикание возникло в результате стресса, то на первый план выходит психолог. Если проблемы освоения речи – то логопед. Если проблемы с центральной нервной системы, то детский невропатолог.

А так как часто логоневроз имеет несколько разных причин, то и рекомендации по лечению дает не один врач.

Методы лечения заикания являются многочисленными, среди которых можно выделить основные:

  • При помощи медицинских препаратов.
  • С использованием различных физиопроцедур.
  • Дыхательная гимнастика, ванны, классический массаж.
  • Современные технологии: компьютерные программы и различные технические приспособления.

Наиболее эффективное сочетание нескольких методов. Определение их делают детские врачи.
Методы лечения заикания являются многочисленными, среди которых можно выделить основные:
Проблемы заикания детей можно попытаться устранить, соблюдая элементарные рекомендации специалистов.

Заикание у детей. Детский доктор

Рекомендации общего характера для лечения заикания у детей

  1. Соблюдение распорядка дня: создание режима, который должен учитывать нормы сна для ребенка 3-7 лет – 2 часа дневного сна и 10-11 часов ночного сна, для детей старше 7 лет – 1, 5 часа дневного и 8-9 часов ночного сна.
  2. Создание комфортной психологической обстановки, в которой исключаются замечания и одергивания, шумные выяснения отношений между членами семьи. Приветствуется похвала малыша за его достижения с отсутствием акцентов на существующих проблемах с тем, что ребенок заикается.
  3. Оказание помощи в ежедневном общении путем проговаривания обыденных предложений спокойно и в медленном темпе, которому ребенок будет стараться подражать.
  4. Укрепление общего состояния здоровья, которое должно быть направлено на снятие нервного напряжения, избегание ситуаций, вызывающих переутомление. Процедуры закаливания в виде игр на улице, обтираний влажным полотенцем и воздушных ванн также способны оказать положительное влияние на детей, которые заикаются.

Особенности течения логоневроза

В отличии от многих других заболеваний, которые начинаются, развиваются по нарастающей, а после правильного лечения проходят, заикание протекает по разному. Существует три вида течения логоневроза.

  • Заикание, которое как волна то накатывает, усиливаясь, то откатывает, ослабевая, но до конца не проходит. Обычно усиление происходит весною и осенью, или после каких-либо стрессовых ситуаций.
  • С ровным течением, постоянное. Такое труднее всего поддается лечению
  • После благополучного периода в речевой деятельности вновь и вновь появляющиеся рецидивы болезни.

Форма заикания характеризуется таким дефектом речи, который не зависит от действия никаких внешних факторов.

Необходимость обращения к врачу-логопеду

Если причиной заикания были проблемы с центральной нервной системой, то устранением или смягчением причины займется в первую очередь врач невропатолог. Если логоневроз стал результатом каких-либо психологических проблем, то справиться с ними поможет детский психолог. Но независимо от причин нужно преодолеть появившиеся речевые проблемы. Начинать работу с заикающимися детьми логопеды могут начиная с достижения ребенком возраста трех лет.

Поэтому доктор Комаровский подчеркивает, что обязательно необходимо обратиться к логопеду для коррекции заикания. Только логопед сможет подобрать для ребенка нужные упражнения, научит правильному дыханию и модели поведения, позволяющие снять спазмы, смягчить проблемы с речью.

  • Сегодня не только в Москве, но в большинстве городов страны каждый детский сад и большинство школ имеют в своем штате детских психолога и логопеда. По назначению специальной комиссии, с детьми, которые в этом нуждаются, проводятся групповые или индивидуальные занятия.
  • Но для избавления от логоневроза особенно важен психологический контакт между ребенком и логопедом, между логопедом и родителями, поэтому к выбору специалиста нужно отнестись ответственно. Логопед в школе или в детском саду скорее станут поддержкой на втором этапе, после завершения основного лечения.
  • Логопед проводит занятия, где разучивает с малышом зарядку для языка, артикуляционные упражнения и массаж, упражнения, позволяющие снять мышечные спазмы, дыхательную гимнастику. Но это лишь часть работы. Значительная часть падает и на родителей, которые должны продолжать занятия по рекомендации логопеда дома, обеспечивать ребенку в домашних условиях режим молчания, спокойную ровную обстановку.

Уроки логопеда. Упражнения для детей 3-4 лет

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика при заикании у детей относится к традиционным методам и дает возможность сделать голос более свободным и звучащим естественно. Для устранения речевых проблем необходимо научить ребенка совмещать речь с правильным дыханием. Это позволяет сделать речь более плавной, и хорошо действует на всю дыхательную систему младшего дошкольника.

Логопед проводит для этого специальные занятия в игровой форме и советует, что предпринимать в домашних условиях. Родители также могут помочь ребенку с постановкой дыхания самыми простыми играми и упражнениями.

  • Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, надувает воздушные шарики- эти дыхательные упражнения не только полезные, но и веселые.
  • Из ватки скатаем шарики и поиграем в воздушный футбол. Ребенок должен задуть шарик в условные ворота на столе.
  • Устроить при помощи трубочки бурю в стакане воды.
  • Пытаться дуя удержать в воздухе маленькое перышко или кусочек салфетки.

При желании родители придумают ещё много забавных игр, в процессе которых будут задействованы дыхательные упражнения и главная цель которых научить ребенка контролировать свое дыхание, чередование вдоха и выдоха, их силу и направление.

Точечный массаж

Одним из средств нетрадиционной медицины, приходящей на помощь в лечении логоневроза, является точечный массаж. Воздействовать на специальные точки должен хороший специалист и тогда это непременно довольно быстро поможет избавить от проблем с речью.

Массаж при заикании у детей должен проходить курсом, длительность и интенсивность которого зависит от текущего возраста ребенка и диагностированной формы заикания. Правильно подобранный точечный массаж при заикании может дать положительный результат уже после первого курса, когда нервная регуляция речи начинает восстанавливаться. Главным на этом пути является постоянство.

Компьютерные программы

Коррекция заикания у детей дошкольного возраста может проводиться с использованием компьютерных программ, действие которых направлено на синхронизацию слухового и речевого центра.

Преодоление заикания происходит за счет того, что ребенок произносит слова в микрофон и слышит их с задержкой, пытаясь, таким образом, под него подстроится. Речь детей становится плавной и непрерывной. Данные упражнения при заикании позволяют заикающемуся малышу тренировать интонации голоса в разных ситуациях: недовольства, гнева, возмущения и др.

Медикаментозное лечение

Если малышу поставлен диагноз профильным специалистом, то лекарство от заикания может стать одним из компонентов общего курса, направленного на устранение заикания у детей младшего школьного возраста.

Чаще всего врачами назначаются препараты, способными нейтрализовать блокирующее действие тех веществ, которые мешают нормальной работе нервных центров. Для достижения максимального эффекта лекарства и народные средства в виде настоев и отваров успокаивающих трав комбинируют.

При правильно подобранных всех составляющих комплекса, лечение заикания у детей в домашних условиях может очень быстро дать положительный результат.

Лечение по Комаровскому

В сети можно найти видео и форум доктора Комаровского, где обсуждается, в том числе и то, как избавиться от заикания и что нужно делать родителям для преодоления заикания у детей младшего дошкольника. Комаровский обращает внимания на то, что должны сделать родители, чтобы в домашних условиях поддержать лечение логопеда и психолога и способствовать тому, чтобы их дети не заикались.

  • Обеспечить точное соблюдение режима дня. Всему должно быть свое время.
  • Никаких стрессов и тяжелых переживаний в течении дня, а перед сном, вечером, только спокойные развлечения, никаких ярких переживаний.
  • Для укрепления нервной системы больше прогулок на свежем воздухе.
  • Выполнение рекомендаций лечащих врачей, направленных на лечение конкретной формы заикания.

И тогда, говорит Комаровский, вполне возможно провести коррекцию и избавиться от заикания.

Согласно отзывов родителей, которые пытались отучить малышей от разных форм заикания, используя современные методики коррекции заикания, исправить речь малыша можно, если не прошло много времени с появления первых симптомов.

Какой врач лечит заикание, определяется в зависимости от причины и формы заикания и чем сильнее проявление заболевания, тем больше вероятность, что придется прибегнуть к более сложной коррекции заикания и дольше исправлять дефект. Если заболевание сильно запущено, то существует шанс, что дефект речи не пройдет, а только сгладиться.

Важно!!! В процессе лечения малыша важна настойчивость и постоянство, главное помнить, что легких путей не бывает.

Занятия с логопедом: заикание



Похожие публикации