На чем играл слепой музыкант короленко. общие распространенные черты. грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса

Владимир Галактионович Короленко прожил очень тяжелую жизнь. Но даже находясь в жестокой ссылке на территории Якутии, он оставался борцом за справедливость и права человека. Многие его современники достаточно тепло отзывались о нем, подчеркивая его порядочность и тонкую натуру. Именно такие качества характера зачастую присутствуют в его произведениях. Взять, например, рассказ Короленко "Слепой музыкант". Это произведение подводит к грани невероятного трагизма восприятия Уже само название подсказывает, что сюжет рассказывает о судьбе человека, лишенного зрения.

Короленко. "Слепой музыкант". Краткое содержание этюда

Герой произведения - Петя Попельский, сын достаточно зажиточных западно-украинских помещиков - рождается слепым. И при первых же звуках голоса младенца, который только что родился, мать, еще не зная этого страшного диагноза, уже понимает и все время спрашивает повитуху о том, почему он кричит. На что та ей отвечает, что так кричат все новорожденные. Но мать ребенка не успокаивается. Ей кажется, что ее дитя плачет как-то по-особенному страшно, как будто чего-то боится.

И постепенно, еще в самые первые дни и месяцы его рождения врачи устанавливают страшный диагноз - мальчик слеп от рождения. И Короленко недаром назвал свое произведение этюдом. Автор всегда очень сильно интересовался психологией, отчасти даже медициной. Поэтому на протяжении всего произведения зачастую присутствуют некие даже научные рассуждения о природе взаимоотношения между отсутствующими зрительными впечатлениями и замещающими их слуховыми. Рассуждения о том, как человек с ограниченными возможностями в какой-то период может начать чувствовать озлобление против всего мира.

Дополнительные образы слепых монахов

В произведение "Слепой музыкант" Короленко вложил особый смысл, он показывает образы еще двух слепых и тоже практически музыкантов. Это церковные звонари, живущие в монастыре. И одновременно их сравнивает: слепорожденного монаха, который очень озлоблен на всех окружающих, и того, который видел в детстве, а потом уже ослеп из-за болезни, но помнит какие-то впечатления и особенно лицо своей матери. И этот монах добрее, веселее, по-иному относится к миру.

Именно над этим задумывается главный герой Петр Попельский. Он начинает сомневаться. А вдруг вот это злобное отношение присутствует у каждого слепорожденного человека, у которого ничего не сохранилось в памяти об образе мира?

Замечательная девочка Эвелина, ставшая незаменимым спутником на всю жизнь

Далее трагический этюд Короленко которого представляет еще одного немаловажного персонажа, наполнен более положительными переживаниями. К счастью главного героя произведения, на его пути еще в раннем детстве встречается живущая по соседству очаровательная и не по годам взрослая девочка Эвелина.

Их первая встреча состоялась на берегу реки. Взрослых нет, и детям предстоит одним самостоятельно выяснять друг с другом отношения. Эвелина оказалась таким человеком, который с первого момента понял, что пойдет она по жизни рядом со своим другом. Впоследствии становится его женой, и к огромной радости этой молодой пары рождается у них зрячий сынок. И именно это как-то примиряет Петра с его тяжкой участью.

Природные способности мальчика

Но самое главное, что освящает и облагораживает все существование главного героя, - это то, что у него проявились музыкальные способности. Он сначала услышал простую дудочку дворового, затем мать вспомнила, что ее когда-то в институте учили играть на рояле. Они выписали этот инструмент. Мама начала музицировать, потом мальчик робко подошел к роялю. И так получилось, что эта новая импровизация помогла ему наладить контакты с миром.

В произведении Короленко "Слепой музыкант" главные герои на протяжении всего сюжета помогают друг другу становиться морально сильнее, оказывая постоянную психологическую поддержу. Терпение и безграничная любовь присутствуют во время всего действия этюда со стороны и матери, и дяди, и друзей. А когда Петр проходит череду моральных испытаний, изучая мир через звуки, Эвелина всегда находится рядом, и ее нежная, но твердая рука постоянно готова оказать любую необходимую помощь. Таковы самоотверженные герои Короленко. "Слепой музыкант" - это произведение, которое помогает читателю почувствовать и погрузиться в мир слепых, столкнуться с их эмоциями и переживаниями.

Близкие люди, заботящиеся о Петре

К сожалению, не каждый еще прочитал это замечательное произведение Короленко ("Слепой музыкант"). Краткое содержание, возможно, поможет заинтересовать читателя и в дальнейшем подтолкнет к более подробному изучению произведения.

В богатом семействе появляется на свет незрячий младенец. Папа малыша Пети, мужчина добрый, но равнодушный ко всему, кроме своего хозяйства. А его дядя Максим, напротив, отличается боевым духом и мужеством. Он даже участвовал в сражениях, где, к несчастью, стал инвалидом.

И именно он стал заниматься воспитанием мальчика, в первую очередь растолковав своей сестре Анне, что избыточная любовь и опека могут повредить малышу.

Первые звуки, постоянно пугающие Петра, или Знакомство с искусством

И вот в произведении В. Г. Короленко "Слепой музыкант" наступает замечательное время года - весна. Слепой малыш встревожен окружающим шумом, который издает просыпающаяся природа. Мать и дядя ведут малыша на берег речки. Взрослым незаметно волнение Пети, а он от массы полученных впечатлений падает в обморок. После этого недоразумения близкие стараются помогать малышу постигать звуки и ощущения.

Петр полюбил конюха, играющего на дудке, которую он сделал сам. Его помогает создавать очень грустные мелодии, которые он исполняет постоянно. И однажды к нему заходит Петя. Он начинает обучаться игре на дудке. А мать, заметившая это, заказывает фортепиано.

Но когда Петр услышал впервые звуки этого инструмента, он чуть опять не лишился чувств. Эта музыка кажется ему очень крикливой. Тогда его мама понимает, что в исполнении дворового присутствует больше эмоциональности, чем в ее музыке. Она тоже начала постигать тайны этой игры и вскоре смогла заинтересовать Петю, и он начинает учиться музицировать на фортепиано. Так, в этюде Владимира Галактионовича Короленко "Слепой музыкант" главные герои помогают Петру постичь первые звуки музыки и открыть в нем присутствующий талант.

Знакомство с очаровательной Эвелиной

У Петра нет товарищей. Ребята постоянно сторонятся его. Зато в ближайшем поместье растет маленькая Эвелина. Она одногодка малыша. Эта девчушка очень спокойная и смышленная. Они случайно знакомятся во время одной из прогулок. Сначала она не понимает, что Петя слеп, но, узнав о его недуге, горько рыдает. С этого момента в произведении В. Г. Короленко "Слепой музыкант" появляется самое крепкое и неразрывное чувство дружбы, а впоследствии оно даже перерастает в настоящую любовь.

Окружающий мир полон прекрасного

Проходит некоторое время. Дети вырастают. И в произведении Короленко "Слепой музыкант" содержание сюжета наполняется новыми персонажами. Дядя зовет к себе в гости закадычного друга с его двумя сыновьями-студентами. А также приезжает в имение их товарищ. Молодежь внесла некое веселье в замкнутый уклад поместья. А сделано это было специально, чтобы дети узнали, что вокруг них течет более насыщенная и зажигательная жизнь.

Девушка воспринимает это как испытание своих чувств и признается Петру в любви и решении отдать ему свою жизнь. Вечером юноша играет для всех на фортепиано. Гости просто ошеломлены этим чудесным исполнением и предрекают великое будущее музыканту. Наконец Петр чувствует свою значимость.

Знакомство с монахами

Затем дядя Максим решает нанести своему другу ответный визит в его поместье. По пути они посещают колокольню, где знакомятся с монахами-звонарями, которые, как оказалось, тоже слепые. Один из них ненавидит весь мир, а другой, наоборот, добр и ласков.

Это знакомство заставляет Петра ощутить всю боль своего недуга. Он становится совершенно чужим, озлобленным и раздраженным, терзает своих близких. Хочет понять недоступные ему образы красок, окружающих его, болезненно воспринимает прикосновение лучей солнца.

Вскоре юноша занемог, а после исцеления объявил, что уезжает с дядей в Киев для обучения у профессионального музыканта. На самом деле он отправляется в странствие с нищими, чтобы постичь всю необъятность мира. А когда возвращается в поместье, становится совершенно другой личностью. Душа его исцеляется. Он женится на Эвелине, и у них рождается прекрасный малыш. Поездка в Киев была отложена лишь на год. И Петр все же отправляется на обучение, и вскоре состоится его дебют на настоящей сцене.

Так заканчивается произведение Короленко "Слепой музыкант", краткое содержание которого передает лишь поверхностный смысл сюжета и не может раскрыть всю глубину характеров персонажей.

«Слепой музыкант» анализ произведения В. Короленко приведен в этой статье. Тема, идея, жанр, проблематика, главные герои, сюжет и композиция произведения «Слепой музыкант» раскрыты в этой статье.

«Слепой музыкант» Короленко анализ

Автор — Владимир Короленко

Год написания — 1886

Толкование названия:

«Слепой» (калека, неполноценный человек, что требует ухода)
«Музыкант» (творческий, талантливый человек, что нашел свое призвание)
Тема: Духовное испытание личности, которая должна найти саму себя, смысл своего существования среди людей. Роль искусства в формировании личности

Идея: Упорным трудом, при поддержке родных и друзей человек может преодолеть любые препятствия, преодолеть даже такой ужасный недостаток, как слепота.

Жанр: Повесть

Главные герои «Слепой музыкант»

Петр Попельский — слепой музыкант;
мать Анна Михайловна (урожденная Яценко);
дядя Максим (брат матери);
конюх Иохим;
Эвелина — любимая Петра;
братья Ставрученко;
Егорий, Роман -звонари;
слепые

Проблематика «Слепой музыкант»

воспитание;
формирования позитивной жизненной позиции;
поиска смысла жизни;
сочувствие человеческому горю;
отношение к людям с ограниченными возможностями;
смириться или бросить вызов судьбе

Композиция — 7 разделов и эпилог

Сюжет «Слепой музыкант»

два рассказа

  • о том, как елипородженный мальчик тянулся к свету, к жизни;
  • о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе понимание и сострадание ко всем обездоленным.

Элементы сюжета «Слепой музыкант»

Экспозиция: предчувствие беды — и приговор: «Ребенок родился слепой». Это трагедия. Как сложится его жизнь?
Развитие действия: влияние окружающих на судьбу мальчика: (мама, дядя Максим, Иохим, Эвелина, слепые певцы).
Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе? (Встреча с звонарем, паломничество со слепцами).
Развязка: путь поисков, долгожданное счастье: жена, сын, талант, признание.
Эпилог: вместо слепого, эгоистического страдания он нашел в душе ощущение жизни. «… Он стал чувствовать и человеческое горе и человеческую радость».

Символы в произведении «Слепой музыкант»

Свет — это не только свет солнца, недоступное слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.

Темнота — это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая в своем страдании.

Путь слепого музыканта — это преодоление темноты в себе, что является важным для человека.

Чему учит произведение «Слепой музыкант»? Быть милосердными к окружающим, человечными, терпимыми к человеческому страданию и как прожить достойную и полноценную жизнь.

Творчество В. Короленко еще при его жизни стало символом совести и чести эпохи. Благодаря своей наблюдательности и умению понимать людей, писатель черпал сюжеты для своих произведений из реальных жизненных событий.

В. Короленко писатель-гуманист, в его произведениях человеческие чувства всегда выносятся на первый план. Благодаря силе писательского слова, автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами.

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе. В рассказе « Слепой музыкант» очень четко прослеживается такая тематика. Короленко предоставляет возможность разобраться, что действительно есть слепотой человека: физическое или духовное ее проявление.

«Слепой музыкант» - краткий пересказ

Первые страницы рассказа повествуют о том, что в семье богатых украинских помещиков родился мальчик. Со временем странное выражение лица маленького Петеньки, толкает его мать на мысль, что ребенок слепой. Врач подтверждает ее догадки и констатирует, что мальчик никогда не сможет видеть.

Это полностью меняет жизнь матери, она начинает непрерывно заботиться о своем несчастном сыне и дарить ему максимальное количество материнской любви. У матери Петра есть родной брат - Максим Яценко, храбрый мужчина, которого еще с раннего детства тянуло на безрассудные подвиги.

Он убежал в Италию, чтобы взять участие в противостояние с австрийцами в составе отряда Гарибальди. В сражение он теряет ногу и вынужден вернуться назад на родину. Максим делает замечания своей сестре, что она не сможет путем безграничной заботы о Петеньке, воспитать в нем настоящего мужчину и сам берет на себя эту миссию.

Петенька рос очень впечатлительным мальчиком: его пугали звуки природы, он не мог справиться с обилием эмоций от различных шумов и часто терял чувство от них. Очень часто маленький Петенька заходит в конюшню, чтобы послушать как старый конюх Иохим играет на своей дудке.

Эта музыка захватывает Петю, духовно насыщает и завораживает его. Увидев это, Максим просит конюха петь слепому мальчику народные песни, что еще больше покоряет сердце незрячего. Единственным другом Петеньки была девочка Эвелина, дочь соседского помещика.

Вместе ребята росли, а вступив в юношество, ощутили настоящие чувства друг к другу. Эвелина, душа которой переполнена любовью и жалостью к Петру, принимает твердое решение стать его супругой, чтобы всю жизнь быть рядом с любимым человеком.

Истинная слепота и духовное прозрение

К тому времени, Максим научил играть Петра на фортепиано. Мелодия, которую он играл, завораживала всех слушателей: слепой мальчик умел материально ощущать все звуки, они помогали ему видеть окружающий мир без зрения.

Это дало возможность Петру осознать, что, несмотря на свои физические ограничения, он может стать полезным обществу. Чтобы привить племяннику чувство жизненной борьбы, дядя Максим везет его на паломничество в монастырь, где знакомит главного героя с такими же слепыми юношами как он.

Егорий и Роман потеряли зрение по разному: один, подобно Петру, родился незрячим, второй ослеп в 8 лет. В отличие от Романа, Егорий был озлобленный на весь мир он завидует своему другу, что он видел окружающую природу, себя, и лицо своей матери.

Роман же кроток и ласков, он пытается помочь Петру, объясняя разницу в цветах, описывая те или иные предметы. Через несколько лет, Петр становится известным музыкантом, публика восхищается его талантом.

На одном из концертов Петра, Максим, услышав народные мелодии в его исполнение, понимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни .

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Пушкин «Дар напрасный, дар случайный»: размышления о предназначении
Следующая тема:   Кассиль «Ранний восход»: анализ, содержание, духовное становление героя

По повести

«Слепой музыкант».

Тема урока. Нравственные проблемы в повести

«Слепой музыкант».

Тип урока : Совершенствование знаний, умений и навыков, целевое

применение усвоения.

Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.

Образовательная

задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения

в художественный текст;

показать духовное обновление человека, обиженного

судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития:

воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

умение работать с художественным произведением,

анализировать прочитанное, отбирать главное;

обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

умение говорить.

Воспитательная

задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

повести, ее житейские мудрости;

воспитание терпимости, милосердия.

Оборудование: портрет,

рисунки учащихся к различным эпизодам,

фрагмент из фильма,

музыкальное сопровождение,

иллюстрации,

выставка книг.

1. Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения. /Название/.

Тема: о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого

рождения, о важности человеческого участи.

Идея : показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

психология общечеловеческой тоски по полноте

существования».

Жанр: повесть.

Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:

1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;

2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в

себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе

понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция :

Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».

Это трагедия. Как сложится его жизнь?

Развитие действия : Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:

/мама, дядя Максим, Эвелина/.

Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

/встреча со звонарем, разговор с дядей/.

Развязка : Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни

«… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

1. Вступительное слово учителя .

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности . И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.

Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому?

ИТАК:

Тема нашего внеклассного чтения - Нравственные проблемы в повести

«Слепой музыкант».

Цель нашего урока – попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

К сегодняшнему уроку были даны задания и вопросы для каждой группы.

Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Главный вопрос , который поставил в повести автор – это:

«Для чего, собственно, создан человек?»

«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа:

« … только счастье не всегда создано для него».

Вопросу о том, что такое счастье? Где его границы? В чем его смысл?

Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.

Рождение слепого ребенка – это трагедия.

Что с ним будет?

Как сложится его жизнь?

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь, по которому идет главный герой. Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от умения протянуть руку помощи.

2. Работа в группах.

Рассмотрим этапы

становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап:

1. Пути познания мира.

/1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в

3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые

испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые

переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно

вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика,

автор находит в языке все нужные слова для описания весны:

Звенящая капель,

нежно журчащая вода,

черемуха, шелестящая листвой,

трели соловьиной песни,

грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

людской говор ярмарки,

стук веток о стекло,

окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

- Как происходит познание окружающего мира?

Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки,

разыскивает мать, прижимается к ней.

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.

Итак: Звуковые формы стали главными формами его мысли.

Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство, страх/.

Вывод:

Но ему повезло.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала

нежность и поэтичность матери

и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод. Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи:

оба инвалиды: он без ног,

у другого - зрение.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Что бы стало с мальчиком без участия дяди?

/Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих.

Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим/.

Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя.

2 – этап.

Казалось, что все хорошо.

Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

- встреча с семьей Ставрученков, слепые нищие-бандуристы….

Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье.

Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

- Обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем.

Что он почувствовал?

/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Просмотр эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться

со своим», - с гневом говорит он юноше.

«Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к

чужому голоду!...»– бросает Максим Яценко племяннику.

Почему дядя так с ним разговаривает?

/ Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий:

внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод:

Этот эпизод имеет особое значение. Т. К . герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность:

Вывод: Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве.

А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам.

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного.

Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

Замечателен в произведении еще один образ – образ Эвелины.

Не менее сложный выбор сделала и она. Но это ее выбор. И писатель убеждает нас, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Автор воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать своим благополучием. Личный подвиг Эвелины приобретает высоко гражданский смысл.

Итак, повесть о сложном постижении мира,

о его маленьких победах над недугом, о том, что человек

должен бороться за право быть человеком, несмотря на

обстоятельства.

Вывод: Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?

- любовь близких,

- человеческое участи,

- милосердие окружающих,

- собственная воля.

Сочинение миниатюра. Чему учит нас повесть?

Автор своим произведением учит нас тому, чтобы мы были милосердными к окружающим, человечными, были терпимыми к человеческому страданию, и прожили достойную и полноценную жизнь.

Подведение итогов.

по литературе:

Нравственные проблемы

в повести

«Слепой музыкант».

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах.

- Тема, идея, название произведения, жанр, сюжет, композиция повести.

- Этапы становления личности, в ходе которой формируются наиболее

общие распространенные черты.

- Мастерство писателя.

- Отношение окружающих к главному герою.

- Анализ эпизодов.

3. Прослушивание музыки.

4. Сочинение – миниатюра.

1. Чему учит нас повесть? или

2. Способен ли я на сострадание, чуткость к ближнему?

5.Подведение итогов.

Проблемы:

Проблема нравственного и гражданского выбора.

Как научиться жить с людьми?

О любви к ближнему.

О сострадании, об умении сострадать обиженному судьбой.

О непростом обретении своего места в жизни.

Смириться или бросить вызов судьбе?

Для чего собственно создан человек?

Практическая работа №1

Анализ фрагмента текста из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

(работа над текстом художественного произведения на уроке русского языка в 9 классе )

Слепой музыкант (этюд, глава 1, часть 2)

В богатой семье Попельских родился слепой ребёнок.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорождённые дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:

Скажите же мне, отчего он такой?

Какой? - равнодушно переспрашивали посторонние. - Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

Посмотрите, как странно ищет он что-то руками...

Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор.

Отчего же он смотрит все в одном направлении?.. Он... он слеп? - вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.

Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два. Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывал в него и, наконец, сказал с смущенным видом:

К сожалению, сударыня, вы не ошиблись... Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно...

Мать выслушала это известие со спокойной грустью.

Я знала давно, - сказала она тихо.

1886 г. В.Г.Короленко

1.На доске предложены эпиграфы к тексту. Какой из них лучше отражает концептуальный смысл текста?

Легче сердце свое казнить, Коль рано матери седеют –

Легче с разумом быть в раздоре. Не только возраст виноват.

С материнским горем С. Викулов

Сравнить

Можно лишь материнское горе… Ты одна мне помощь и отрада…

Л. Татьяничева С.Есенин

Что может быть выше, чище, трепетнее, сильнее материнской любви?! Она никогда не предаст и не обманет. Но как быть, что же делать, если вдруг случилось горе, несчастье с твоим единственным ребёнком, в котором сконцентрирован весь смысл твоей жизни, вся твоя маленькая вселенная?! Сердце разрывается на части от осознания непоправимости горя. С этой бедой придётся жить, свыкнуться, смотреть на солнце и цветущий мир, зная, что твой ребёнок никогда не увидит этой красоты. Главное, самой не сломаться, поддержать своё дитя, вдохнуть силы и уверенно повести по жизненному пути. Мне кажется, что именно в строках стихотворения Л.Татьяничевой выражена космическая, неизмеримая глубина горя матери, неодолимая сила душевных страданий и огромной материнской любви.

2. Определите тему текста, обоснуйте свой выбор. Темой текста является рождение слепого ребенка. Ключевые слова, определяющие тему: глаза – взгляд – зрачок – зрительные впечатления – слеп – офтальмолог – глаза – слеп. Страшное для матери слово «слеп» сначала она произносит сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговор оно звучит из уст офтальмолога.

3. Назовите микротемы данного текста. Микротемы отражают смысловую целостность, тематическое единство текстового фрагмента.

    Странное выражение детского лица, вызывающее тревогу матери.

    Обращение молодой женщины по поводу своей страшной догадки к разным людям.

    Первый осмотр мальчика доктором.

    Беспредельная боль материнского сердца.

    Диагноз доктора.

    Спокойная грусть матери.

4. Концепт (главная мысль) произведения. Безмерность материнского горя и мужество матери, ее готовность и способность выдержать абсолютно все ради любви к сыну. Ее напряженные чувства, материнскую тревогу автор выражает словами - «с беспокойством», «страшная догадка», пронзительными сравнениями «как испуганная горлица», «плакала и билась, как подстреленная птица», а ее решимость, материнское мужество – последними предложениями данного текста: «Мать выслушала это известие со спокойной грустью. - Я знала давно, - сказала она тихо». Здесь очень выразителен эпитет «спокойной грустью», психологически точно передающей чувства матери, понимающей, как сложен будет жизненный путь ее сына и как особенно нужна будет ему ее любовь и поддержка. Метонимия «дни шли за днями», метафора «зрачок определился, сошла мутная поволока» и вслед за ней - «светлый луч, проникавший в комнату», на который не реагировал ребёнок, подчёркивают ужас и неотвратимость вердикта судьбы. Горе матери, её безмерная любовь и, видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать все возможное для него звучит в последнем предложении и подчеркнуто наречием «тихо».

5. Попробуйте дать своё название отрывку из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Озаглавим текст по основной мысли: «Материнское горе».

6. Определите стилевую принадлежность текста, тип речи, обоснуйте свой выбор. Текст относится к художественному стилю. Специфические черты стиля , используемые в тексте: ин­ формативность, сочетание логичности с образно­ стью, открытая оценочность, эмоциональность, использование средств художественной выразительности. Указанные выше сравнения, эпитеты не только выполняют роль словесной живописи, но и дают эмоциональную оценку происходящему. Тип речи повествование. Рассказ о горестном событии дан во временной последовательности: сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребенок, и о том, как это обнаружилось. Первое предложение является вступлением, констатирующий факт без всяких эмоций. Его же можно считать и завязкой. Кульминация – догадка матери: «…он слеп?» Развязка – приговор офтальмолога. Главный вопрос повествования – что произошло? Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос-ответ, вопросительные и повествовательные предложения. Важную роль играет диалог: равнодушные реплики посторонних и тревожные вопросы матери, которые, напротив, звучат страстно, взволнованно.

7. Сфера общения – массовая коммуникация (силой художественного слова происходит воздействие на чувства, эмоции, сознание слушателей или читателей). Сфера употребления художественная литература. Функция речи – эмоционально-воздействующая, способ изложения – последовательный, эмоциональный, образный, оценочный. Жанр – фрагмент из повести, которой автор дал подзаголовок – этюд, видимо, подчёркивая своеобразие произведения, в котором объединилась позиция писателя и точка зрения исследователя. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести.

8. Определите языковые особенности текстового фрагмента . Связь между предложениями – цепная. Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальными синонимами («новорождённые дети» - «другие дети такого возраста», «плакала и билась», «тусклый и неопределённый взгляд», «неподвижный и суровый взгляд», «мать – молодая женщина»). Также употребляются грамматические средства связи: местоимения («он», «такой», «какой», «никто»), однокоренные слова («дети»- «детского» - «по-детски», чередование глаголов совершенного и несовершенного вида, нарочито подчёркнута просторечная форма глагола в словосочетании «глаза мальчика глядели» (смотрели на предметы, но не видели их). В поведении доктора напряжение, тревога и надежда передаются градацией глаголов совершенного вида: «взял ребенка на руки», «быстро повернул к свету и заглянул», «слегка смутился». Намеренно глаголы прошедшего времени употребляются в настоящем для того, чтобы передать напряжённость повествования и вызвать сопричастность читателя к происходящему. Обилие глагольной лексики говорит о динамике текста, пике переживаний, смятении чувств. В первом предложении в качестве синтаксического средства связи В.Г.Короленко использует обратный порядок слов (инверсию): подлежащее с определением поставлено в конце предложения, а во втором предложении логическое ударение на слове «этого» еще раз подчеркивает страшное событие: родился слепой ребенок. Конструкция третьего, сложноподчиненного предложения, подчеркивает взгляд новорождённого ребенка: он «тусклый и неопределённый». Бессоюзные третье и четвёртое предложения перечисляют факты, казалось бы, обычные для новорождённого: «Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился». Следующее за ними предложение начинается с противительного союза «но», контрастность заставляет сразу насторожиться: «Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков…». Для повышения смысловой нагрузки на слова автор использует парцелляцию. Напряжение ситуации автор передает с помощью вопросительных предложений. Употребляет многоточие, которое «начатую речь прерывает на малое время для выражения жестокой страсти» (А.А.Барсов). Также используется конструкция разговорной речи: неполное предло­ жение, являющееся ответом на поставленный вопрос. Финал текста - «Мать выслушала это известие со спокойной грустью» - логически связан с его началом: «Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным». Кольцевая композиция подчёркивает безысходность ситуации и бездонность материнского горя - новорождённый слеп. Использование терминов «офтальмолог» (специалист по глазным болезням) , «офтальмоскоп» (медицинский инструмент, специальное зеркало, употребляемое для исследования дна глазного яблока), слова «координировать» (согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между действиями), введение в повествование образа доктора делает неопровержимым и страшным поставленный диагноз, показывает безысходность и неотвратимость случившегося. В концовке текста - едва уловимое предчувствие перемен, толика определённого оптимизма. Вроде бы надежды нет, зато есть огромная материнская любовь, которая даст силы мальчику, жестоко обиженному природой, не просто жить, а впоследствии преодолеть эгоистическую сосредоточенность на своем несчастье, духовно прозреть, понять, что и для него существует не только возможность, но и необходимость стремления к свету, к полноте человеческого счастья.

9. Какое настроение создаёт этот текст? Как следует его читать? С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста? Текст характеризуется интонационной и смысловой завершённостью (наличие основных структурных элементов: начало, основная часть, концовка). Читать его нужно внимательно, выразительно, осмысленно, соблюдая паузы, логические ударения, повышение и понижение голоса, темп речи, интонацию. В моём сознании чтение текста сопровождается минорным звучанием «Лунной сонаты» Бетховена. Этот текст способен потрясти душу, после его чтения хочется помолчать, углубиться в себя, сосредоточиться. Известна истина - чужого горя не бывает. Невозможно измерить глубину страданий материнского сердца. Поэтому самый ёмкий, яркий, рельефный художественный образ в отрывке из повести – это образ матери с её вселенской болью: «Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем как глаза мальчика глядели все тем же неподвижным и суровым взглядом». Рада ба защитить, уберечь, но как? Всё бесполезно, надо научиться с этим горем жить, постоянно преодолевая и побеждая его. «Чем?», - вы спросите. Верой в Бога, верой в жизнь, верой в силы и талант собственного ребёнка. Только настоящая мать сможет всё выдержать, вынести, стать опорой и защитой. И тихий, утвердительный ответ матери в конце эпизода – тому подтверждение.

10. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Примерами из текста можно проиллюстрировать написание, оформление, пунктуацию диалогической речи, постановку знаков препинания в бессоюзных и союзных сложноподчинённых предложениях, простых предложениях, осложнённых причастными, деепричастными, сравнительными оборотами и однородными членами предложения; правильное написание наречий, частицы «не» с разными частями речи, правописание глаголов совершенного и несовершенного вида, одной буквы и двух букв «н» в причастиях и отглагольных прилагательных, написание безударных гласных и непроизносимых согласных в корнях слов, правописание приставок.

11. Творческие задания .

1) Сформулируйте авторскую позицию. Сопоставьте со своей точкой зрения.

Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

2) Напишите эссе на одну из предложенных тем: «Когда по-настоящему бывает

счастлив человек?», «Всё лучшее в мире – от матерей».

3) Решить коммуникативно-ситуативные упражнения (на выбор).

Задание 1. Вы – доктор, которого вызвали осматривать слепого от рождения

ребёнка. Ваши слова, действия, поступки. Что лучше: ложь во спасение

или горькая правда?

Задание 2. Вы – посторонний человек, к которому обращается мать.

Составьте диалог, найдите слова, чтобы успокоить, утешить её.

Задание 3. Вы - кинорежиссёр, который снимает фрагмент из текста

повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Расскажите, какими вы

представили героев, кого из современных актёров пригласили бы исполнять

роли, как бы построили монтаж основных сцен, что стало бы ключевой

идеей постановки.

4) Составьте «букет из слов» (монолог) и посвятите его матери больного

мальчика или «киноленту видения» по опорным словам: «серое небо» –

«крик новорождённого»- «радость и горе живут рядом» – «страшная догадка»

«надежда» – «вердикт доктора»- «тихая скорбь матери».

12. Тренировочные упражнения.

1) Выберите из текста материал для словарного диктанта.

2) Выпишите слова, интересные с точки зрения:

а) словообразования,

б) лексики,

в) орфоэпии.

3) Найдите предложения с обособленными определениями и обстоятельствами,

выполните пунктуационный разбор.

4) Дайте синтаксическую характеристику 5 или 6 предложения, составьте

схему.

    Объясните пунктуацию в диалоге.

    Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды связи.

    Как вы понимаете смысл последнего предложения текста? Ответьте, используя развёрнутую метафору.

Выполнила Ворожеева Зоя Александровна.



Похожие публикации