Нравственные проблемы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Сочинение по повести «Тарас Бульба» Гоголя (сюжет, герои, проблематика)

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.

Год написания — 1835

Жанр «Тарас Бульба» — историческая повесть.

В центре повествования — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших бурсаков в родительский дом. Кульминаций несколько. Развязка — гибель самого Тараса Бульбы.

Тема — изображение исторических событий XVI — XVII века в Украине, быта, обычаев Запорожской Сечи

Идея — Прославление военного общества, возвеличивание подвига, патриотизма, преданности идеи защиты родной земли.

Основная мысль — Любовь к Родине, возвеличивание казачества.

Проблематика «Тарас Бульба»

  • Защита родной земли.
  • Нравственный выбор.
  • Единство, сплоченность — залог победы.
  • Любовь, верность, самопожертвование.
  • Отношения родителей и детей.
  • Честь и предательство

Повесть «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа с польской шляхтой. Широкое, эпическое изображение этой борьбы определило патриотический пафос повести. Гоголь показал в своем произведении узы дружбы, связывающие два братских народа — русский и украинский — в их общую историческую судьбу.

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ - он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он - воин, отдающий себя служению отчизне.

Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

Верность родине, любовь к ней для Тараса выше кровного род­ства и личной привязанности. Тем страшнее трагедия, коснувша­яся его семьи. Было у полковника Бульбы два сына, старший - Остап и младший - Андрий. Остапа Гоголь наряду с другими казаками наделяет богатырскими чертами. А вот Андрий - чело­век более тонкий, замечающий и умеющий ценить красоту в окружающей его жизни. Прельстился казак молодой польской панночкой и перешел на сторону врагов, предав и родину, и отца, и товарищей своих. Бульба сам казнил своего сына, изменившего родине и народу.

В Остапе мы видим продолжателя отцовского дела, Тарас им гордится. Для Остапа, как и для других казаков, нет ничего до­роже отчизны, и для нее он готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене казни Остап, подверга­емый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества, зная, что его гибель не напрасна.

Андрий же, став на путь предательства, «пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником род­ной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и товарищей.

Образы двух братьев - это два возможных человеческих жиз­ненных пути. Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с ненавистью и позором.

Знаменитая повесть «Тарас бульба» практически сразу завоевала огромное количество признания среди читателей с самого первого момента своего появления.

Многие критики и специалисты в области литературы и художества утверждают, что данная повесть является одной из самых запоминающихся работ русского писателя Гоголя Николая.

В начале знакомства с данной повестью читатель может предположить, что тема всего этого произведения заключается лишь во фразе «борьба казаков за свою родину».

Но справедливо будет заметить, что это совсем не так. Безусловно, не поспоришь с тем, что данный смысл есть, но помимо него в произведении существуют и другие важные, жизненные смыслы, которыми сполна наполнено все произведение.

Основной темой всего произведения становится борьба за свою родину. Здесь нам рассказывается о сильном и мужественном народе, который не жалеет свои жизни в борьбе за честь и свободу своей родины.

Так же нельзя не отметить, что на протяжении всего рассказа можно увидеть и ещё одну не менее важную и значимую линию отношений родителей со своими детьми. В произведении очень отчетливо показаны отношения отца со своими сыновьями. Также читатель может увидеть как абсолютно одинаковое воспитание двух сыновей способствует вырастанию двух совершенно непохожих друг на друга мужчин.

Один из главных героев, сам Тарас Бульба выступает перед читателями сильным, отважным и смелым казаком, которому не чужды такие чувство, как сентиментальность. Стоит отметить, что один из его сыновей, а именно Андрий был убит своим отцом после того, как пошел против его воли.

Читая данное произведение у читателей складывается разное впечатление, но безусловно, каждый сможет найти в нём что-то лично для себя. Окунувшись в прочтение вы поймёте, что оно наполнено глубоким смыслом.

Тема повести Гоголя «Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха. Эту тему автор талантливо раскрывает в образах и поступках главных героев произведения: Тараса Бульбы и двух его сыновей.

В повести описаны далекие времена зарождения казачества, его непримиримой вражды за свою независимость с польским шляхетством. Создав свое особое государство, свободолюбивую Запорожскую сечь, казаки занимались мирным трудом, но в любой момент были готовы взяться за оружие.

Тарас Бульба – центральный персонаж повести. Это настоящий казак, мужественный и отважный человек. Персонаж не имеет реального исторического прототипа. Он олицетворяет собой все лучшие черты своеобразного российского сословия – казачества. Тарас – настоящий воин, повидавший немало на своем веку. Приезд его сыновей из учения – радость для стареющего отца. Однако, он сурово сдерживает свои эмоции, не дает матери вдоволь налюбоваться на своих детей. Тарас практически сразу начинает собираться в дорогу, чтобы показать Остапа и Андрия на Сечи, дать им ощутить вкус казачьей жизни.

Дети Тараса попадают в разудалую и лихую Запорожскую сечь, где мирная жизнь проходит в бесконечных попойках. Начало военных действий с Польшей моментально преображают жителей Сечи. Готовность по первому зову встать на защиту Родины – главное качество, присущее казачеству. В боевых столкновениях мужают и крепнут сыновья Тараса. Он пророчит своим детям великое будущее.

Осада города Дубны – центральный эпизод произведения. В нем Гоголь в возвышенных тонах описал все силу безграничной любви казаков к своей Родине. Резким контрастом этому является предательство Андрия из-за любви к полячке. Тарас не вынес этого и убил родного сына. В этом – главная трагедия произведения. Предательство Родины не может быть прощено, оно смывается только кровью.

Сердце Тараса ждала еще одна беда. Попал в плен Остап. Момент пыток и казни описан в невероятно трогательном тоне. Остап до конца вытерпел мучения, он умер с честью и гордостью.

Страшная и беспощадная месть Тараса заканчивается его мучительной смертью от рук врага. Последние слова старого казака обращены к своим товарищам. Он предрекает величие своей Родины. Образ распятого и сожженного Тараса – символ истинного борца за свободу своей земли.

Несколько интересных сочинений

    Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.

    Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

    Не так давно на меня нахлынули воспоминания. Это случилось, когда мы с папой и с мамой гуляли по парку. День стоял солнечный, и было очень жарко. И тут мне вспомнился первый день прошедшей зимы.

    Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты - стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

  • Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение

    Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Бахмурнова Елена.Анатольевна, учитель МБОУ СОШ № 24 г. Новосибирска

Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Говоря современным языком, русская литература - эта совершенная поисковая система, которая никогда не дает сбоя. Какой бы вопрос ни стоял на повестке, можно запрашивать классиков и ожидать исчерпывающего ответа.

В рамках художественной системы писателя открывается видение пути человека, народа, государства. Любая ситуация, оказывается, была описана давно, и давно даны безошибочные ориентиры.

Вот «Тарас Бульба» Гоголя. Сцена убийства Тарасом сына Андрия всегда потрясает детей. Как же так? Согласно одной из традиционных трактовок, перед нами неразрешимая коллизия: выбор между любовью и Родиной.

Андрия влечет красота полячки. Но не только. Его глазами дается описание прекрасного храма и дома в осажденном Дубне. Прекрасная архитектура, прекрасная музыка, прекрасная полячка, прекрасные польские паны, что смотрят сверху вниз на осаждающее город казачье войско. По контрасту – жалкая мать Андрия, простая беленая хата Тараса, отнюдь не блестящий вид козаков. Андрий выбирает красоту. «Красота - страшная сила» - так называлась исследовательская работа одной из моих учениц по «Тарасу Бульбе». У Гоголя она страшна, потому что это великое искушение. Рядом с «Тарасом» стоит у него «Вий», где обнаружена дьявольская сущность соблазна, что раскалывает душу человека, а потом и вовсе губит его.

Дети сейчас увлекаются жанром фэнтэзи, и чем же не ЧУЖОЙ Андрий, который произносит чудовищные слова: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Кто сказал, что моя отчизна Украйна?.. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» В традициях русского православия вера христианская, и родина, и воинское братство – это главные ценности. Андрий отрекся от рода, народа, Родины. «И погиб козак!»-пишет Гоголь раньше, чем Тарас убивает сына.

А теперь ситуация, что в свое время обошла СМИ: девушка на майдане с плакатом «Хочу кружевные трусики и в ЕС». Красота – страшная сила. Красота архитектуры, красота музыки, красота мужчин и женщин, красота трусиков, в конце концов. Красивая жизнь в широком смысле слова - и «Кто сказал, что моя родина Украина?»

Известно, что Гоголь в свое время не избежал соблазнов: был увлечен красотами Рима и красотой католического богослужения и всегда боялся попасть под власть женщин. Так что писал он со знанием дела. И повесть «Тарас Бульба в том числе про то, что так актуально сейчас: внешнее не должно заслонять сущностное. Чтобы менять свое на чужое, надо понимать, что за ценности ты размениваешь.

Красота польских красных кафтанов и золотых доспехов, которые горят на солнце – это одна сторона. С другой стороны: в бедной хате Тараса богатыми были только трофеи, конская упряжь и оружие – все то, что отличает героя как хорошего воина. Не до золотых доспехов запорожцам, потому что делают они дело «великого поту, великой козацкой доблести». И жены казаков не Прекрасные Дамы, потому что и время, и доля их тяжелы: мужчины большую часть жизни проводили в походах и там часто погибали. Но женщины смиренно несли свой крест, сохраняли дом, были нежными, заботливыми матерями.

Думал ли Андрий об этом? У Гоголя он замирает, остолбеневает при появлении полячки - этот паралич личности лишает его сознания, критичного отношения к происходящему. Конфликта между любовью и долгом, на наш взгляд и не было, Андрий был сразу покор е н и потому сделался покорным. Можно вести речь не только о гибели Андрия как казака, но и о его гибели как человека, отдающего свою субъектность во «внешнее управление». Это проблема очень широкая, и касается она и некоторых людей, и целых государств.

Еще одна актуальная проблема: поиск современного положительного героя. Делать жизнь подростку с кого - с брутальных суперменов западного образца?

А вот обратите внимание: Петр Гринев, «Капитанская дочка» Пушкина. Вначале – типичный недоросль. Представления о жизни, как и у многих инфантильных подростков: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе , об удовольствиях петербургской жизни» (выделено нами). Но мудрый батюшка решает отправить его на службу в захолустье, и начинается обряд инициации. Пушкин строит «Капитанскую дочку» во многом как сказку, потому что в основе произведения – линия инициации, т.е. испытаний героя. По сути, «Капитанская дочка» про то, как мальчик становится мужчиной. Сюжет укладывается в схему В.Я. Проппа: наказ герою, выезд из дома, обман и т.д. Но все этапы испытаний Гринева психологически очень достоверны. Первое, что он делает, выйдя из-под опеки, - сразу же нарушает наказ отца и поддается уговорам выпить и сыграть на деньги «по-взрослому». Но не это делает его взрослым.

Один из своих памфлетов Пушкин сопроводил эпиграфом: «Я вышел на арену с равными мне». Только в столкновении с трудными препятствиями и сильными врагами человек становится героем. Главным соперником Гринева Пушкин делает Пугачева.

В западных фильмах враги - это различные монстры, начиная от доисторических животных и заканчивая космическими пришельцами. Давайте посмотрим на Пугачева под этим углом зрения. Каждый раз он является Гриневу в новом обличье (беглый казак, «царь», палач, благодетель), к тому же имеет зооморфные черты (волк, орел) - попробуй различи под этими личинами человека. Всякая встреча Гринева с Пугачевым – это разгадывание загадки, испытание не на жизнь, а на смерть, и здесь суперменские боевые приемчики не при делах. В нужный момент Гринев проявляет и мужество, и волю, и бесстрашную честность, а еще глубокое понимание ситуации, ум и гибкость. Всякий раз он находит верный ключ к душе непредсказуемого Пугача, при этом сохраняет достоинство и ни разу не изменяет себе. Вот это испытания! В итоге самый опасный враг делается другом.

Каждый раз Петр как будто бы переходит на новый уровень в компьютерной игре: только победил – начинается новый гейм, еще более сложный. В итоге, когда, казалось бы, все позади, Гринев попадает под суд по ложному доносу. И здесь – благородное молчание о своей невесте и великое смирение перед судьбой, готовность перенести ее новые тяготы.

Пушкин показывает, что источник внутренней крепости русского человека – в его нравственной цельности. Петр Гринев обрел внутреннюю опору и начал соответствовать своему имени (Петр – камень) в Белогорской крепости. В этом ему помогло семейство с говорящей фамилией - Мироновы. Эти люди противостоят всякой лжи, раздору, расколу на личностном уровне: с одной стороны – великая смута, с другой - потрясающая нравственная цельность. Тихая, смирная Маша Миронова в нужный момент оказывается верной, сильной, самостоятельной в решениях, и она, как вещая невеста в сказках, спасает жениха. Happy end , и Голливуд отдыхает.

Пушкин как конкурент Голливуда? Да, поскольку современное массовое искусство эксплуатирует архетипические образы и сюжеты, заложенные в мифах и сказках. Схема та же: испытания героя в экстремальных ситуациях. Но если у западных «коллег» этот герой становится суперменом (читай: сверхчеловеком), потому что широко шагает по головам, то у Пушкина герой начинает и заканчивает другим - милосердием (заячий тулупчик и прощание с Пугачевым на лобном месте).

Одна из закономерностей: в критической ситуации нас осеняет, что пора оборачиваться назад, к «устаревшим» источникам, и мы наконец-то задаем трудные вопросы классикам. В итоге получаем возможность подумать о самом главном: об ответственном личностном выборе и о становлении человеческого в человеке.

«Тарас Бульба» ‒ это повесть, посвященная исторической тематике. Действие происходит в Запорожской Сечи, где находятся украинские казаки. В центре сюжета жизнь главного героя Тараса Бульбы и его сыновей. Тарас отважный и решительный человек. Люди его уважают за сильный характер и чувство справедливости. Он предан своей родине и этого же требует от Остапа и Андрия.

Сыновья Тараса являются противоположностью друг на друга. Остап настоящая гордость отца. Он, не раздумывая, бросается в бой, готов прийти на помощь и защитить своего товарища. Остап пожертвовал собой ради отечества и спасения товарищей. У Андрия наоборот более мягкий характер, он не озабочен проблемами родины. Он предал свой народ и за это был казнен собственным отцом, который не мог поступить иначе. В те времена так поступали со всеми изменниками.

У каждого из героев тяжелая судьба и все они умерли не своей смертью. Главная проблема повести в том, что человек обязан любить свою родину. Эта любовь самая искренняя и верная. Человек должен быть благодарен за то, что родился в той или иной стране, значит, на то была воля божья. Примером для подражания должны стать такие герои как Остап и Тарас Бульба, сложившие головы за свое отечество.



Похожие публикации