Эволюция нервной системы беспозвоночных. Эволюция нервной системы позвоночных. Этапы эволюции головного мозга позвоночных. Онто-филогенетические пороки нервной системы у человека

Лекция №1

План лекции:

1.Филогенез нервной системы.

2. Характеристика диффузного, ганглионарного, трубчатого типов нервной системы.

3. Общая характеристика онтогенеза.

4. Онтогенез нервной системы.

5. Особенности строения нервной системы человека и его возрастная характеристика.

Строение организма человека нельзя понять без учёта его исторического развития, его эволюции, поскольку природа, а следовательно и человек, как высший продукт природы, как наиболее высокоорганизованная форма живой материи, непрерывно изменяется.

И тогда это исчезло бы в ходе эволюции, и появился новый язык и грамматика. Леонид Мороз идет еще дальше. Он собрал данные о взаимоотношениях и нервных клетках других первичных организмов, включая морские анемоны, медузы, морские ежи и улитки. Было показано, что нет универсальных генов-хозяев для нервных клеток у всех животных.

И не все нервные клетки возникают из тех же тканей, когда они растут. Кроме того, многие виды животных еще недостаточно изучены. Его вывод: нервные клетки и нервные системы могли развиваться независимо по меньшей мере в семь раз. У Мороза также есть дальновидное видение того, как возник мозг: исследователи должны подражать эволюции в лаборатории.

Теория эволюции живой природы по Ч. Дарвину сводится к тому, что в результате борьбы за существование происходит отбор животных, наиболее приспособленных к определённой среде. Без понимания законов эволюции мы не можем понять и законов индивидуального развития (А.Н. Северцов).

Изменения организма, происходящие при становлении его в историческом плане называется филогенезом, а при индивидуальном развитии – онтогенезом.

«Нам нужно найти молекулярные ящики для инструментов, которые позволяют нам строить нервные клетки вместе, поэтому мы можем выяснить, как много способов построить нейрон - один, два, три или пять?» Нам нужно следить за образованием нервных клеток, например Только тогда, когда один и тот же инструментарий используется везде, это на самом деле указывает на одно происхождение.

Бактерии: живые существа без нервной системы

Червь: Как бы то ни было, есть что-то, что подогревает умы людей. Они болтают с ложками в чашках и постоянно выражают звук, который звучит как «Мороз», «Мороз». Эти синапсы имеют особую структуру, и эта структура, вероятно, поэтому, если кто-то должен был прояснить этот вопрос, следует изучить синапсы гребневиков, чтобы определить, какие конкретные белки действительно используются в этих синапсах, что действительно прояснит вопрос. «В настоящий момент нам не хватает молекулярных данных ребер, чтобы однозначно ответить на вопрос».

Эволюция структурной и функциональной организации нервной системы должна рассматриваться как с позиции совершенствования отдельных её элементов – нервных клеток, так и с позиции совершенствования общих свойств, обеспечивающих приспособительное поведение.

В развитии нервной системы принято выделять три этапа (или три типа) нервной системы: диффузный, узловой (ганглионарный) и трубчатый.

И еще один вопрос побуждает исследователей: почему у нас так много разных и, прежде всего, сложных мозгов? Бременский нейробиолог Герхард Рот. И бактерии были на земле миллиарды лет. «В конечном счете, они победят против нас, а потом все закончится многоклеточным».

Общие основные принципы интеллектуальных мозгов

Есть также живые существа, которые упрощают мозг в ходе своей жизни: например, губки. Их личинки свободно перемещаются в воде и могут обрабатывать сигналы. Взрослые животные, с другой стороны, буквально теряют нервы и оседают на морском дне. На земле можно жить без нервной системы. Тем не менее, у многих животных развились сложные мозги - на самых разных ветвях родословной. По мнению Герхарда Рот, сложные мозги развились в сто раз. Интеллект также проявлялся во многих случаях, в том числе медоносных пчелах, осьминогах, цихлидах, птицах-воронах и приматах.

Первый этап развития нервной системы – диффузный, характерный для типа кишечнополостных (медуза). Этот тип включает разные формы – прикреплённые к субстрату (неподвижные) и ведущие свободный образ жизни.

Независимо от формы кишечнополостных тип нервной системы характеризуется как диффузный, нервные клетки которого значительно отличаются от нейронов позвоночных. В частности, в них отсутствует субстанция Нисселя, ядро не дифференцированно, количество отростков невелико, их длина незначительна. Короткоотросчатые нейроны образуют «локальные нервные» сети, скорость распространения возбуждения, по волокнам которых низкая и составляет сотые и десятые доли метра в секунду; так как требует многократного переключения в целях короткоотросчатых элементов.

Снаружи эти умные мозги не очень похожи. Однако при ближайшем рассмотрении исследователи обнаружили общие основные принципы. Это потому, что клетки, которые очень плотно упакованы, могут очень быстро переносить сигналы назад и вперед, и везде, где есть какая-то система связи, по крайней мере, в большинстве случаев, пчелы имеют небольшой мозг, но в этом крошечном мозгу у него есть относительно большие разведывательные центры, грибные тела, а затем у них есть язык, а именно язык хвоста, что-то очень похожее встречается у птиц: очень маленькие мозги по сравнению с нашими мозгами, но разведывательные центры снова являются очень плотными нервными клетками есть песня птиц.

В диффузной нервной системе имеются не только «локальные нервные» сети, но и сквозные проводящие пути, проводящие возбуждение на сравнительно большое расстояние, обеспечивая определённую «адресность» в проведении возбуждения. Передача возбуждения от нейронов к нейрону осуществляется не только синоптическим путём, но и через посредство протоплазматических мостиков. Нейроны слабо дифференцированы по функции. Например: у гидроидов описаны так называемые нервно-сократительные элементы, где соединена функция нервных и мышечных клеток. Таким образом, основной особенностью диффузной нервной системы является неопределённость связей, отсутствие чётко выраженных входов и выходов отростков, надёжности функционирования. Энергетически эта система мало эффективна.

Несмотря на то, что ученые только начинают понимать происхождение и причину разнообразия мозгов - идеи всегда предоставляются различными нервными системами. Например, в отношении искусственного интеллекта. Очень интересно то, что когда мы смотрим на разведывательные центры со всеми разными мозгами, мы находим механизмы, структуры и функции, о которых инженер подумает: массивный сенсорный ввод, а затем чрезвычайно быстрый и эффективный расчет в небольшом пространстве, а затем на моторизованный выход, и это можно в принципе восстановить.

В поисках генетических инструментов регенерации

Сокровища могли также скрыть разнообразие мозгов для медицинских работников. Рыба, саламандра или лягушки регенерируют нервные клетки. Птицы и млекопитающие потеряли эту способность. Если исследователи в какой-то момент поймут, что стоит за этой разницей, это может означать большие успехи в борьбе с болезнью Альцгеймера или Паркинсона. Мозг мог восстановить потерянные клетки.

Вторым этапом развития нервной системы было формирование узлового (ганглионарного) типа нервной системы, характерного для типа членистоногих (насекомые, крабы). Эта система имеет существенное отличие от диффузной: увеличивается число нейронов, возрастает разнообразие их видов, возникает большое количество вариаций нейронов, отличающихся по размеру, форме, числу отростков; происходит формирование нервных узлов, что приводит к обособлению и структурной дифференциации трёх основных видов нейронов: афферентных, ассоциативных и эффекторных, у которых все отростки получают общий выход и тело, такого ставшего униполярным, нейрона выходит из периферического узла. Множественные межнейронные контакты осуществляются в толще узла – в густой сети разветвлений отростков, называемой нейропилем. Диаметр их достигает 800-900 мкм, возрастает скорость проведения возбуждения по ним. Проходя вдоль нервной цепочки без перерыва, они обеспечивают срочные реакции, чаще всего оборонительного типа. В пределах узловой нервной системы имеются также волокна, покрытые многослойной оболочкой, напоминающей миелиновую оболочку нервных волокон позвоночных, скорость проведения в которых намного выше, чем в аксонах такого же диаметра беспозвоночных, но меньше, чем у миелинизированных аксонов большинства позвоночных.

Вурм: После двух дней конференции люди все еще очень устали в поисках пищи и напитков из лекционного зала. Некоторые из них ищут место для сна. Я ищу живые существа, которые постоянно восстанавливаются, и мы хотим найти используемые им генетические инструменты, и независимо от того, происходят они только у этого одного вида, для меня не вопрос Инструменты - это способ лечения дегенеративных заболеваний у людей.

Вюрм: Опять же, женщина из Женевского университета. О, и более старый экземпляр с белыми волосами: исследователь червя, Николас Холланд. Мы действительно не знаем генотип многих видов, потому что большинство исследователей ищут только позвоночных животных, но не всегда стоит делать что-то еще, но почему бы не обезопасить группу животных, состоящую всего из 15 представителей, так же, как и эволюцию, как группу с 000? Но если вы сидите в самолете и говорите своим соседям по месту жительства, они работают по-червям, из которых всего лишь несколько представителей по всему миру, - тогда они пожинают забавные взгляды.

Третий этап – нервная трубчатая система. Это высший этап структурной и функциональной эволюции нервной системы.

Все позвоночные, начиная от самых примитивных форм (ланцетных) и заканчивая человеком, имеют центральную нервную систему в виде нервной трубки, оканчивающейся в головном конце большой ганглионарной массой – головным мозгом. Центральная нервная система позвоночных состоит из спинного и головного мозга. Структурно трубчатый вид имеет только спинной мозг. Головной мозг, развиваясь как передний отдел трубки, и проходя стадии мозговых пузырей, к моменту созревания претерпевает значительные конфигурационные изменения при существенном нарастании объёма.

Хотя: У меня когда-нибудь было такое? Какие полые животные предают людей. Томас Гольштейн. В главном доме они состоят из воды, а внутри они полые. На первый взгляд, полые животные не являются перспективными объектами молекулярных исследований. И все же наука может многому научиться о них, например, на которой основана необычайная регенеративная способность простых существ, которая может быть восстановлена ​​почти по своему усмотрению, даже если она разделена на 100 штук. Эта удивительная способность к регенерации отнюдь не является единственной замечательной способностью увлекательных животных.

Спинной мозг при своей морфологической непрерывности в значительной степени сохраняет свойство сегментарности метамерности брюшной нервной цепочки узловой нервной системы.

С прогрессирующим усложнением структуры и функции головного мозга нарастает его зависимость от головного мозга, у млекопитающих дополняется кортикализацией – формированием и совершенствованием коры больших полушарий. Кора мозга обладает рядом свойств, характерных только для неё. Построенная по экранному принципу кора больших полушарий содержит не только специфические проекционные (соматические, зрительные, слуховые и т.д.), но и значительные по площади ассоциативные зоны, которые служат для корреляции различных сенсорных влияний, их интеграции с прошлым опытом для того, чтобы по моторным путям передать сформированные процессы возбуждения и торможения для поведенческих актов.

Также удивительно узнать об эффектах эволюции, которые использовали важные группы генов в качестве прыгающей доски - вплоть до людей. Они захватили каждую среду обитания под водой, от Антарктиды до тропиков, от глубокого моря до пресной воды, их способность к регенерации легендарна, и последние данные показывают, что сложность их генов удивительно близка к сложности позвоночных.

Что мы знаем о якобы простых существах и их замечательных способностях? Они являются живыми окаменелостями и находятся в основе эволюции всех высших животных, вблизи перехода от одноклеточной к многоклеточной стадии. Крапивы остаются в своем развитии на так называемой стадии гаструлы: у них есть только одна ось тела, что приводит к мешку, в который протекает пищевые продукты, и из которых в обратном направлении выводится с трудом. Высшие развитые животные проходят эту стадию развития только как короткую промежуточную стадию, из которой развивается организм с открытием рта и кишечника.

Таким образом, эволюция нервной системы идёт по линии совершенствования базовых и формирования новых прогрессивных свойств. К важнейшим процессам на этом пути относятся централизация, специализация кортикализация нервной системы. Под централизацией понимается группирование нервных элементов в морфофункциональные конгломерации в стратегических пунктах тела. Централизация, наметившаяся у кишечнополостных в виде сгущения нейронов, более ярко выражена у беспозвоночных. У них появляются нервные узлы и аппарат ортогона, формируется брюшная нервная цепочка и головные ганглии.

У крапивы есть примитивная нервная система, организованная как простая нейронная сеть. Центральная нервная система отсутствует, но у некоторых уже есть сложные глаза и другие органы чувств. Многие коралловые полипы сформировали нашу историю Земли как камни и рифообразующие формы в прямом смысле этого слова. Почти бесконечная регенерационная способность животных хорошо известна с древних времен. Подобно многогранной Гидре Лерны, известной из греческой мифологии, многие полипы могут регенерировать свои головы, которые заполнены ядовитыми клетками крапивы.

На этапе трубчатой нервной системы централизация получает дальнейшее развитие. Возникший осевой градиент тела – решающий момент формирования головного отдела центральной нервной системы. Централизация – это не только формирование головного, переднего отдела центральной нервной системы, но и подчинение каудальных отделов центральной нервной системы более ростральным.

Некоторые крапивы являются одними из самых ядовитых животных в мире. Одним из примеров является тропические водоросли, костяной ведро, питаемое рыбой - контакт с ним может также убить человека. Даже встреча пловец с гораздо менее опасными медузами или полипами может, как известно, оставлять очень болезненные следы. Токсическое действие крапивы происходит из-за клеток, которым они обязаны свое имя: клетки крапивы. Длинную трубку свертывают внутри цилиндрической капсулы с короткими крапивницами размером около 10 микрометров.

Это основной план капсулы крапивы. Природа разработала очень много, иногда очень сложные, крапивные капсулы, все из которых используются для добычи и защиты. Функционирование клеток крапивы чрезвычайно примечательно. Если носовая клетка механически раздражается снаружи, например, беутином, она разряжается в течение очень короткого времени: трубка, которая свернута в капсулу, вырывается, как гарпун, проникает в наружную оболочку жертвы или обертывается вокруг ее тела. Наши высокоскоростные анализы показали, что весь разряд завершен менее чем за три миллисекунды даже для самых сложных типов капсул; критическая фаза разряда протекает даже в наносекундном диапазоне.

На уровне млекопитающих развивается кортикализация – процесс формирования новой коры. В отличие от ганглионарных структур, кора головного мозга обладает рядом свойств, характерных только для неё. Важнейшим из этих свойств является её чрезвычайная пластичность и надёжность, как структурная, так и функциональная.

Проанализировав эволюционные закономерности морфрлогических преобразований мозга и нервно-психической деятельности И.М. Сеченов сформулировал принцип этапности развития нервной системы. По его гипотезе, в процессе саморазвития мозг последовательно проходит критические этапы усложнения и дифференцировки, как в морфологическом, так и в функциональном отношении. Общая тенденция эволюции мозга в онтогенезе и филогенезе осуществляется по универсальной схеме: от диффузных, слабодифференцированных форм деятельности к более специализированным локальным (дискретным) формам функционирования. В филогенезе, несомненно, существует тенденция, действующая в направлении совершенствования морфофункциональной организации мозга и соответственно повышения результативности его нервной (психической) деятельности. Биологическое совершенствование организмов состоит в развитии у них «способности» со всенарастающей эффективностью овладевать, «расширять» сферу окружающей среды, становясь в тоже время всё менее зависимым от неё.

На молекулярном уровне разряд можно объяснить как взаимодействие стенки высокого давления и эластично напряженной капсулы. Высокое давление обусловлено высокой концентрацией поли-гамма-глутамата и связанных с ним катионов. В качестве основных структурных белков эластичной капсульной стенки мы в последнее время охарактеризовали семейство необычно мелких коллагенов, а также нового семейства белков. Когда капсула образуется в «гигантском» везикуле, который является частью механизма синтеза клеточного белка, эти белки находятся в растворимой форме и изначально формируются в предварительную структуру, из которой конечная капсула затем продуцируется реакцией полимеризации.

Онтогенез (ontos – существо, genesis – развитие) – полный цикл индивидуального развития каждой особи, в основе которого лежит реализация наследственной информации на всех стадиях существования в определённых условиях внешней среды. Онтогенез начинается с образования зиготы и заканчивается смертью. Выделяют два типа онтогенеза: 1) непрямой (встречается в личиночной форме) и 2) прямой (встречается в неличиночной и внутриутробных формах).

Протеом клетки крапивы, то есть всего белка, присутствующего в клетке, содержит около 200 белков, структура и функция которых в настоящее время идентифицированы в отдельном проекте протеома. В центре нашей работы в Гейдельбергском институте зоологии стоит вопрос о развитии крапивы. Неожиданный результат сравнительной биологии развития и геномных исследований заключается в том, что у животных организмов, по-видимому, уже был удивительно большой репертуар генов на ранней стадии эволюции, с которыми они контролируют развитие бодибилдинга.

В поисках таких генов мы выбрали крапиву в качестве основных представителей простых многоклеточных организмов, гены которых определяют гены и сравнивают их с высокоразвитыми животными. Эти гены представляют собой группу генов развития, которые ответственны за формирование оси тела у всех животных, а также соответствующих органов и нервной системы. Гены снабжают сигнальные молекулы с сахарным зарядом.

Непрямой (личиночный) тип развития.

В этом случае организм в своём развитии имеет одну или несколько стадий. Личинки ведут активный образ жизни, сами добывают пищу. У личинок имеется ряд провизорных органов (временных органов), которые отсутствуют во взрослом состоянии. Процесс превращения личиночной стадии во взрослый организм называется метаморфозом (или превращением). Личинки, претерпевая превращения, могут резко отличаться от взрослой особи. У зародышей неличиностного типа развития (рыбы, птицы и т.д.) имеются провизорные органы.

Внутриутробный тип развития характерен для человека и высших млекопитающих.

Выделяют два периода онтогенеза: эмбриональный, постэмбриональный.

В эмбриональном периоде выделяют несколько стадий: зиготы, дробления, бластула, гаструляции, гистогенеза и органогенеза. Зигота – представляет собой одноклеточную стадию многоклеточного организма, образуется в результате слияния гамет. Дробление – начальный этап развития оплодотворённого яйца (зиготы), который заканчивается образованием бластулы. Следующая стадия у многоклеточных – гаструляция. Она характеризуется образованием двух или трёх слоёв тела зародыша – зародышевых листков. В процессе гаструляции различают два этапа: 1) образование эктодермы и энтодермы – двухслойный зародыш; 2) образование мезодермы (трёхслойный зародыш0. Третий (средний) листок или мезодерма образуется между наружными и внутренними листками.

У кишечнополостных гаструляция заканчивается на стадии двух зародышевых листков, у более высокоорганизованных животных и человека развиваются три зародышевых листка.

Гистогенез – процесс формирования тканей. Из эктодермы развиваются ткани нервной системы. Органогенез – процесс формирования органов. Завершается к концу эмбрионального развития.

Выделяют критические периоды эмбрионального развития – это периоды, когда зародыш наиболее чувствителен к действию повреждающих разнообразных факторов, что может нарушить его нормальное развитие. Дифференциация и усложнение тканей и органов продолжается и в постэмбриональном онтогенезе.

На основании фактов связи между процессами онтогенетического развития потомков и филогенеза предков был сформулирован биогенетический закон Мюллера-Геккеля: онтогенетическое (особенно зародышевое) развитие индивида сокращено и сжато повторяет (рекапитулирует) основные этапы развития всего ряда предковых форм – филогенеза. При этом, в значительно большей степени рекапитулируют те признаки, которые развиваются в форме «надстроек» конечных стадий развития, т.е. более близких предков; признаки отдалённых предков в большей степени редуцируются.

Закладка нервной системы человека происходит на первой неделе внутриутробного развития из эктодермы в виде медуллярной пластинки, из которой в дальнейшем формируется медуллярная трубка. Передний конец её на второй неделе внутриутробного развития утолщается. В результате роста передней части медуллярной трубки на 5-6 неделе образуются мозговые пузыри, из которых формируются известные 5 частей головного мозга: 1) два полушария, связанные мозолистым телом (telencephalon); 2) промежуточный мозг (diencephalon; 3) средний мозг;

4) мостомозжечёк (metencephalon); 5) продолговатый мозг (myencephalon), непосредственно переходящий в спинной мозг.

Различные отделы головного мозга имеют собственные закономерности сроков и темпов развития. Так как внутренний слой мозговых пузырей растёт значительно медленнее, чем корковый, то избыток роста ведёт к образованию складок и борозд. Рост и дифференцировка ядер гипоталамуса, мозжечка наиболее интенсивные на 4 и 5 месяце внутриутробного развития. Развитие коры головного мозга особенно активно лишь в последние месяцы на 6 месяце внутриутробного развития, начинает отчётливо выявляться функциональное превалирование высших отделов над бульбоспинальными.

Сложный процесс формирования головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Головной мозг у новорожденных отличается относительно большой величиной, крупные борозды и извилины хорошо выраженные, но имеют малую высоту и глубину. Мелких борозд относительно мало, они появляются после рождения. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочный – больше. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами. Боковые желудочки относительно велики, растянуты.

С возрастом изменяется топографическое положение, форма, количество и размеры борозд и извилин головного мозга. Особенно интенсивно этот процесс идёт на первом году жизни ребёнка. После 5 лет развитие борозд и извилин продолжается, но гораздо медленнее. Окружность полушарий в 10-11 лет по сравнению с новорожденными увеличивается в 1,2 раза, длина борозд – в 2 раза, а площадь коры – в 3,5.

К рождению ребёнка головной мозг относительно массы тела большой. Показатели массы мозга на 1 кг массы тела составляет: у новорожденного – 1/8-1/9, у ребёнка 1 года – 1/11-1/12, у ребёнка 5 лет – 1/13-1/14, у взрослого – 1/40. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится мозгового вещества 109г, у взрослого – всего 20-25г. Масса мозга удваивается к 9 месяцам, утраивается к 3 годам, а затем с 6-7 лет скорость нарастания замедляется.

У новорожденных серое вещество плохо дифференцированно от белого. Это объясняется тем, что нервные клетки лежат не только близко друг друга по поверхности, но и располагаются в значительном количестве в пределах белого вещества. Кроме того, практически отсутвует миелиновая оболочка.

Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 18-й недели внутриутробного развития, что модно считать критическим периодом формирования центральной нервной системы.

Позднее начинается ускоренное деление глиальных клеток. Если число нервных клеток мозга взрослого человека принять за 100%, то к моменту рождения ребёнка сформировано лишь 25% клеток, к 6-месячному возрасту их будет уже 66%, а к годовалому – 90-95%.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличинению разветвлённости дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межневральных синапсов). Темп развития нервной системы тем быстрее, чем меньше ребёнок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Развитие миелиновой оболочки происходит от тела нервных клеток к периферии. Миелинизация различных путей в центральной нервной системе происходит в следующем порядке:

Вестибулоспинальный путь, являющийся наиболее примитивным, начинает обнаруживать миенилизацию с 6 месяца внутриутробного развития, руброспинальный – с 7-8 месяца, а кортикоспинальный – лишь после рождения. Наиболее интенсивно Миелинизация происходит в конце первого – начале второго года после рождения, когда ребёнок начинает ходить. В целом, Миелинизация завершается к 3-5 годам постнатального развития. Однако и в старшем детском возрасте отдельные волокна в головном мозге (особенно в коре) всё ещё остаются не покрытыми миелиновой оболочкой. Окончательная Миелинизация нервных волокон заканчивается в старшем возрасте (например, миенилизация тангенциальных путей коры больших полушарий – к 30-40 годам). Незавершённость процесса миелинизации нервных волокон определяет и относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним.

Развитие нервных путей и окончаний во внутриутробном периоде и после рождения идёт центростремительно в цефало-каудальном направлении. О количественном развитии нервных окончаний судят по содержанию ацетилнейраминовой кислоты, накапливающейся в области сформированного нервного окончания. Биохимические данные говорят о преимущественно постнатальном формировании большинства нервных окончаний.

Твёрдая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площадке. Венозные пазухи тонкостенные и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшенные. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

Спинной мозг в эмбриональном периоде заполняет позвоночный канал на всём его протяжении. Начиная с 3-го месяца внутриутробного периода, позвоночный столб растёт быстрее спинного мозга. Спинной мозг к рождению более развит, чем головной.У новорожденного мозговой конус находится на уровне 113-го поясничного позвонка, а у взрослого – на уровне 1-11 поясных позвонков. Шейное и поясничное утолщение спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни. Длина спинного мозга у новорожденных составляет 30% длины тела, у ребёнка 1 года – 27%, а у ребёнка 3 лет – 21%. К 10-летнему возрасту, начальная длина его удваивается. У мужчин длина спинного мозга достигает в среднем 45 см, у женщин – 43 см. Отделы спинного мозга растут в длину неодинаково, больше других увеличивается грудной отдел, меньше шейный, и ещё меньше – поясничный.

Средний вес спинного мозга у новорожденных примерно 3,2 г, к году его вес удваивается, к 3-5 годам – утраивается. У взрослого спинной мозг весит около 30 г, составляя 1/1848 часть всего тела. По отношению к головному мозгу, вес спинного мозга составляет у новорожденных 1%, а у взрослых – 2%.

Таким образом, в онтогенезе различные отделы нервной системы организации человека интегрируют в единую функциональную систему, деятельность которой с возрастом совершенствуется и усложняется. Наиболее интенсивное развитие центральной нервной системы происходит у детей раннего возраста. И.П. Павлов подчёркивал, что характер высшей нервной деятельности является синтезом факторов наследственности и условий воспитания. Считается, что общее развитие умственных способностей человека на 50% происходит в течение первых 4 лет жизни, на 1/3 – между 4 и 8 годами, а на остальные 20% - между 8 и 17 годами. По приблизительным оценкам, за всю жизнь мозг среднего человека усваивает 10 15 (десять квадриллионов) бит информации, то становится понятным, что именно на ранний возраст падает наибольшая нагрузка, и именно в этот период неблагоприятные факторы могут вызывать более тяжёлые повреждения центральной нервной системы.

Для всего живого характерна способность воспринимать изменения в окружающей внешней среде как раздражения, проводить эти раздражения и отвечать на них приспособительными реакциями. Действительно, протоплазма простейшего, например амебы, воспринимает раздражения из внешней среды (укол, действие химических веществ). Раздражение распространяется в протоплазме и вызывает в ответ приспособительные изменения живого вещества. Это приводит, например, к тому, что в одном месте протоплазма вытягивается, а в другом сокращается.

У примитивных многоклеточных беспозвоночных животных в слое эктодермы наступает дифференцировка, и в покровных элементах наружного зародышевого листка появляются элементы, которые специализированно развивают функцию восприятия изменений внешней среды как раздражений. Сначала эти функции объединены с функциями ответа на раздражения, например в форме сократительности, вызываемой раздражением.

Затем эти две функции, относящиеся к взаимоотношениям между организмом и внешней средой, разделяются. Одни элементы воспринимают изменения во внешней среде как раздражения и проводят их к другим, эпителиально-мышечным клеткам, отвечающим на это сокращением, которое ведет к движению тела животного. Сначала чувствительные клетки сами непосредственно проводят возникающий в них импульс к эпителиально-мышечным или мышечным клеткам. На следующей ступени развития, например у кишечнополостных (гидра), часть чувствительных клеток не только погружается из эктодермального слоя в глубину ткани, но и превращается во вставочные элементы между чувствительными и двигательными клетками. Путь от элементов, воспринимающих раздражение, к элементам, отвечающим на раздражение, становится более сложным: он состоит из двух, а потом и трех звеньев передачи импульса. Важно отметить, что уже у наиболее примитивных животных, относящихся к беспозвоночным, чувствительные нервные клетки и нервные клетки другого значения развиваются из эктодермального слоя и погружаются в глубину тканей. Это происходит диффузно по всей поверхности тела, в результате чего возникает диффузная нервная система в виде клеток, связанных с эпителиально-мышечными или мышечными двигательными клетками. Реакции на раздражения при таком строении нервной системы носят малодифференцированный характер.

У более высоко организованных беспозвоночных животных, например червей, нервная система усложняется. Централизация нервных элементов происходит по плану, который соответствует плану строения тела животного. Например, для кольчатых червей характерна сегментация тела. Соответственно в каждом сегменте нервно-клеточные элементы концентрируются в узлы-ганглии. При соединении их получается цепочка из ганглиев, которые представляют собой местные рефлекторные центры, и межузловых нервных стволов. Формируется более совершенный тип нервной системы - ганглионарная нервная система . Наиболее сложное строение она имеет у членистоногих и головоногих моллюсков. Особого развития достигают ганглии в головном конце тела, которые координируют работу сегментарных ганглиев. Головные ганглии осуществляют высокодифференцированные реакции организма и сложные поведенческие акты, как, например, у муравьев и пчел.

У хордовых и позвоночных животных нервная система закладывается не как диффузная сеть, а в виде полоски в эктодерме дорсальной стороны зародыша. Тем не менее, эта нервная, или мозговая, полоска выделяется из наружного зародышевого листка. Таким образом, и у этих животных происхождение нервной системы указывает на ее основное значение как механизма, устанавливающего взаимоотношения между организмом и средой, объединяющего их. Вскоре нервная полоска превращается в нервную бороздку, а затем погружается под эктодерму и свертывается в нервную трубку. Формируется трубчатая нервная система .

В нервной трубке различают туловищный и головной отделы. Из туловищного отдела образуется спинной мозг; его развитие связано в первую очередь с усовершенствованием моторики животных. В головном отделе нервной трубки образуется головной мозг.

На новом этапе централизации нервной системы, который наблюдается у позвоночных животных, головной отдел нервной системы по сравнению с туловищным отделом нервной трубки прогрессивно.развивается. Если у рыб головной мозг весит меньше, чем спинной, у рептилий масса их равна, то у птиц (например, у голубя) головной мозг весит в 2.5 раза больше, чем спинной. У млекопитающих прогрессивное развитие головного мозга выражено еще резче. Например, у собаки масса головного мозга больше массы спинного мозга в 5 раз. Особенно велико преобладание головного мозга над спинным у приматов. Так, у шимпанзе масса головного мозга выше, чем масса спинного мозга, в 15 раз. У человека масса спинного мозга меньше массы головного мозга в 48 раз.

В процессе эволюции в головном отделе выделяются задний, средний и передний мозг. Формирование их определяется развитием органов чувств. Существует гипотеза, что образование заднего мозга связано с развитием органов слуха и равновесия, а также с иннервацией внутренностей. Средний мозг формируется в связи с органом зрения и содержит зрительные центры. Передний мозг связан с органом обоняния. У высших позвоночных обоняние становится ведущим видом чувствительности, и этим обусловливается особенно сильное развитие переднего мозга. Здесь появляются корковые формации, играющие роль экранных мозговых центров. У рептилий в передний мозг перемещаются высшие зрительные центры, а у млекопитающих в мозговой коре имеется представительство всех видов чувствительности, а также двигательных функций.

Мозг человека отличается большими абсолютными и относительными размерами. Его масса относительно массы тела в 3 раза больше, чем у негуманоидных приматов. Наибольшему прогрессивному развитию в сравнительно-анатомическом плане подверглись новые отделы коры большого мозга, мозжечок, промежуточный мозг.

Особенностью эволюционных преобразований нервной системы является то, что в ходе прогрессивного развития происходила не замена одних образований другими, а надстройка новых формаций над старыми. Поэтому в нервной системе высших животных и человека сохраняются элементы ганглионарной нервной системы беспозвоночных в виде автономных ганглиев, образующих симпатический ствол. А внутристеночные нервные сплетения пищеварительного тракта сохраняют сходство с сетевидной системой, хотя в отличие от нее кишечное сплетение имеет нейронное строение. Новые отделы мозга функционально доминируют над старыми, обеспечивая более высокий уровень регуляторных процессов. При выключении высших отделов мозга регуляция функций организма переходит к более низким уровням, филогенетически древним отделам нервной системы.

Нервная система человека делится на центральную и периферическую части. Первая включает спинной и головной мозг, вторая состоит из спинномозговых и черепных нервов и ганглиев. Особо выделяется автономная, или вегетативная, часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, железы, сосуды.



Похожие публикации