Путин передал фскн и фмс в подчинение мвд. Новая фскн: в госдуме призвали к радикальным мерам в борьбе с наркоманией  С изменениями и дополнениями от

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[О мероприятиях во исполнение ]


Документ с изменениями, внесенными:
;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2896-р (с изменениями, внесенными ).
____________________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" :

1. Отнести к ведению МВД России организации, находившиеся в ведении ФСКН России, по перечню согласно приложению.

2. Утвердить председателем ликвидационной комиссии ФСКН России Яковлева С.П.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2016 года N 1491-р .

3. Завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФСКН России, включая ее территориальные органы (далее - ликвидационные мероприятия), по 31 декабря 2016 года включительно.
____________________________________________________________________
Срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФСКН России, установленный настоящим распоряжением, продлен до 1 октября 2017 года - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2896-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года N 1412-р).
____________________________________________________________________

4. Председателю ликвидационной комиссии:

а) утвердить в 7-дневный срок состав ликвидационной комиссии ФСКН России (предусмотрев включение в него представителей Минфина России, Росархива, Росимущества и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), а также председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФСКН России;

б) утвердить в 14-дневный срок по согласованию с Минфином России смету расходов на проведение ликвидационных мероприятий в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных упраздняемой ФСКН России в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" на финансовое обеспечение ее деятельности;

в) провести в 2-месячный срок инвентаризацию имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемой ФСКН России, а также переданного ей по договорам аренды или безвозмездного пользования, и определить совместно с МВД России и Росимуществом перечень имущества для передачи его МВД России;

г) обеспечить в месячный срок представление в установленном порядке в Казначейство России (территориальные органы Казначейства России) документов в целях исключения ФСКН России из реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;

д) представить по 31 декабря 2016 года включительно в Казначейство России утвержденный ликвидационный баланс на дату завершения проведения ликвидационных мероприятий в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств) и уведомление о снятии с учета в налоговых органах;

е) принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников упраздняемой ФСКН России.

5. Минфину России предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России, сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФСКН России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.

6. МВД России осуществить материально-техническое, медицинское и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФСКН России.

7. Росимуществу оформить до 29 декабря 2016 года в установленном порядке закрепление на праве оперативного управления за МВД России имущества, относящегося к федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за упраздняемой ФСКН России, а также переданного ей по договорам аренды или безвозмездного пользования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Приложение. Перечень организаций, отнесенных к ведению МВД России, находившихся в ведении ФСКН России

Приложение
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 26 мая 2016 года N 1026-р

1. Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Центральная поликлиника", г.Москва

2. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий "Подмосковье", пос.Горбово, Московская область

3. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Космонавт", г.Красноармейск, Московская область

4. Федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский центр Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Москва

5. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Прибой", пос.Джубга, Краснодарский край

6. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Санаторий-профилакторий "Неринга", г.Зеленоградск, Калининградская область

7. Федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс", г.Сочи-45, Краснодарский край

8. Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Северо-Западный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", пос.Мурино, Ленинградская область

9. Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Дальневосточный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Хабаровск

10. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", г.Красноярск



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Звучат идеи о более радикальных мерах в борьбе с наркоманией - наказании за употребление.

ФСКН и миграционная служба были ликвидированы как самостоятельные федеральные службы указом президента в апреле 2016 года, их функции переданы МВД . Правительство РФ ранее распорядилось завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ведомств до 1 июля 2017 года, позднее этот срок был продлен до 1 октября.

В министерстве здравоохранения РИА Новости сообщили, что статистические данные свидетельствуют о снижении первичной заболеваемостью наркологическими расстройствами. В 2016 году этот показатель снизился на 17,1%, составив 156,7 случая на 100 тысяч населения (против 189,1 случая в 2015 году). Снижается также распространенность наркологических расстройств: этот показатель в прошлом году уменьшился на 9,3% в сравнении с 2015 годом (1642,3 случая на 100 тысяч населения против 1811,1 случая). В то же время увеличиваются значения показателей долгосрочных ремиссий среди всех пациентов наркологического профиля, отметили в Минздраве.

Активное взаимодействие

Как сообщил РИА Новости главный нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн, за год с момента ликвидации ФСКН число наркоманов в стране немного снизилось. Это, по его словам, стало возможным благодаря межведомственному взаимодействию.

Как рассказал специалист Минздрава, за прошедший год была запущена программа тестирования учащихся на наркотики, в целом ситуация стабилизируется. «Мы тестируем и выявляем учащихся, которые потребляют наркотики, проводим там профилактические мероприятия с этими ребятами, это основное. А количество наркоманов в стране немножко снизилось, поэтому мы считаем, что ситуация стабилизируется», - сообщил Брюн.

По его словам, сложно определить, с чем связана эта тенденция, но стоит отметить активные действия всех заинтересованных ведомств: государство активно работает над решением проблемы, профилактикой наркомании занимаются не только МВД, но и другие ведомства - и образование, и здравоохранение; это дает свои результаты, отметил собеседник агентства.

"Полиция лучше ловит, врачи лучше выявляют, образование тоже занимается выявлением и образовательными программами. То есть общими усилиями просвещаем семьи, родителей, это тоже дает свои результаты. Сказать, что какое-то одно ведомство в приоритете, наверное, невозможно, это такая проблема, которая может быть решена только всеми - и гражданским обществом, и государством в активном взаимодействии. Тогда получаются результаты", - отметил Брюн.

Он уточнил, что сейчас запущена программа по выявлению злоупотребляющих алкоголем и наркотиками среди пациентов обычных соматических больниц.

"Мы выявляем до 15% лиц, которые имеют соматические заболевания, там кардиологические, гастроэнтерологические, пульмонологические. Эти 15% связаны со злоупотреблением алкоголем или наркотиками. Так что такую программу мы начали… она будет расширяться на амбулаторные поликлиники по раннему выявлению злоупотребляющих алкоголем, табаком и наркотиками. Так что такая программа начата, и она развивается", - рассказал нарколог.

Как рассказали РИА Новости в Минздраве, межведомственное взаимодействие по вопросам контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется в рамках деятельности Государственного антинаркотического комитета и межведомственных рабочих групп.

"Следует отметить, что в настоящее время продолжается интеграция на уровне междисциплинарных взаимоотношений специалистов наркологического профиля со специалистами других медицинских направлений, которая является важной частью системы профилактики наркологических расстройств и в той или иной степени связанных с ними заболеваний и состояний", - уточнили в Минздраве.

В ведомстве отмечают перспективность организации и активного поддержания совместной деятельности наркологической службы и службы медицинской профилактики.

Система помощи наркозависимым в России

Вопрос эффективности

Мнения парламентариев об эффективности борьбы с наркотиками за прошедший с момента ликвидации ФСКН год при этом разошлись. Так, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев ("Единая Россия") заявил, что работа по борьбе с наркотиками в РФ после ликвидации ФСКН ведется весьма эффективно.

"Работа осуществляется весьма эффективно. Для полиции борьба с незаконным наркооборотом - традиционно одно из самых главных направлений, поэтому они как работали, так и работают. Я не вижу негативных последствий после реформы, которая произошла. Ситуация хуже не стала. Мы наблюдаем задержание виновных и изъятие наркотиков, а это главное", - рассказал Пискарев РИА Новости, добавив, что для более детального анализа ситуации необходимо запросить соответствующую статистику в МВД.

"Ликвидация наркоконтроля негативно сказалась на борьбе с наркотиками. К сожалению, у МВД слишком много направлений работы, и борьба с наркотиками, к сожалению, для них приоритетом не является. Есть более серьезные, по их мнению, группы преступлений, которыми надо заниматься. Самое главное - сократился штат людей «на земле», оперативных работников, которые занимаются борьбой с наркотиками, выявлением распространителей этой заразы", - заявил Емельянов агентству; со слов парламентария, число оперативных сотрудников в некоторых городах РФ сократилось в три раза.

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая подчеркнула, что борьба с наркопреступностью - это комплексная государственная политика. «Каждое ведомство в пределах компетенции обязательно должно повышать эффективность своей работы в борьбе с наркопреступностью, исходя из понимания особой опасности этих преступлений и важности защиты общественной и государственной безопасности, защиты молодого поколения, против которого прежде всего обращено наркотическое оружие преступников», - сказала Яровая РИА Новости.

При этом политик отметила, что наркомания является мировой проблемой, в борьбе с которой Россия выступает инициатором многих решений. «Россия выступила инициатором очень многих международных решений и настаивает на создании антитеррористической коалиции, потому что наркобизнес - это в том числе и источник финансирования терроризма», - сказала она.

Яровая также напомнила, что в комплексную государственную политику, которая является составной частью стратегии нацбезопасности, входят инициативы в рамках Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), а также решения на законодательном уровне. В частности, пояснила она, такие, как установление пожизненного лишения свободы за производство и сбыт наркотиков, процедура отнесения новых веществ в список психотропных и наркотических, обязательное наркотестирование для ряда профессий и освобождение от ответственности при условии прохождения лечения, меры реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Радикальные меры и новая ФСКН

Вместе с тем некоторые депутаты говорят о необходимости обратиться к радикальным мерам вплоть до введения ответственности за употребление запрещенных веществ. Например, Емельянов полагает, что необходимо вновь учредить специальный орган по борьбе с наркотиками. «Я считаю, что ликвидация ФСКН была ошибкой… Я бы вернул специализированный орган по борьбе с наркотиками, безусловно», - заявил он.

При этом депутат не исключил необходимости обратиться к таким радикальным мерам по борьбе с наркотиками, как «ужесточение наказания», введение наказания за употребление наркотиков, «потому что профилактика не очень работает».

"Самое главное - это усиление ответственности за пропаганду употребления наркотиков", - заявил парламентарий. Емельянов пояснил, что сейчас «сплошь и рядом на молодежных каналах можно слышать, что наркомания - это излечимо», что легкие наркотики - «это не страшно, что привыкание не возникает» и так далее. Депутат уверен, что за такую «пропаганду наркотиков, за снижение неприятия наркотиков тоже должна быть ответственность».

Тем не менее в ближайшее время вряд ли стоит ждать соответствующие законопроекты. «Мы их обсуждаем на экспертном уровне, но дело в том, что есть серьезное лобби, которое противостоит принятию таких мер, к сожалению. Под предлогами гуманности и так далее. Хотя по сути это не гуманность, а лоббирование интересов наркотического лобби», - сказал депутат, отвечая на вопрос о том, стоит ли ожидать соответствующие законопроекты в ближайшее время.

Как показал недавний опрос ВЦИОМ , проведенный в преддверии международного дня борьбы с наркотиками, свыше трёх четвертей россиян (78%) одобряют идею введения уголовного наказания за употребление наркотиков. Подавляющее большинство россиян (93%) также высказались против свободной продажи любых наркотических веществ; но каждый десятый респондент в возрасте 18-34 лет, как и 14% жителей столичных городов, по данным ВЦИОМ, допускает легализацию «лёгких» наркотиков. Более половины (52%) участников опроса отметили увеличение доли наркозависимых в последние годы, при этом наши сограждане склонны считать наркоманию скорее не общественной, а реальной болезнью, которая нуждается в лечении.

Ликвидацию Госнаркоконтроля дельцы отмечали так же, как бандиты — развал РУБОП в 2008-м. Она состоялась благодаря совпадению многих факторов, главные из которых были выпестованы внутри самой службы.

Первые две опиумные войны были развязаны в XIX веке Британией в Китае. В наши дни «третья опиумная» развернулась в Афганистане, и бенефициары ее несколько иные, а проигравшими можем оказаться все мы.



Из одной полиции в другую

На сегодняшний день, по данным ООН, в мире от наркотиков ежегодно умирают около 200 тысяч человек. Вопиющая прозрачность среднеазиатских границ позволила наркотической волне захлестнуть Россию.

В 90-х наркомания стала бичом молодежи — против ее роста государственные институты были бессильны.

В начале «нулевых», в ходе реформ госаппарата, президент решился на неоднозначный ход — вместо налоговой полиции создать структуру по борьбе с наркопреступностью. Причем большая часть налоговиков, которых оказалось сорок тысяч человек, должны были переучиваться на новую специализацию.

Учитывая, что исходное ведомство собиралось по принципу Ноевого ковчега, вся эта разношерстная публика из бывших военных, чекистов, милицейских, прокурорских одним росчерком стала наркополицейскими.

«Госнаркокартель»

Профессиональный состав новой службы хоть и был разномастен по происхождению, но впечатлял. Возглавил новую службу бывший первый замдиректора ФСБ Виктор Черкесов, имевший большой опыт следственной работы.

А к уже упомянутым сорока тысячам бывших налоговиков присоединились порядка трех тысяч милиционеров из расформированных тогда ОБНОН (отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков).

Государственный комитет по контролю за оборотом наркотиков, или в просторечии Госнаркоконтроль, начал работу с июля 2003 года, но для того, чтобы встать на ноги и начать приносить результаты, понадобилось порядка полутора лет.


«Оперативный костяк сформировался к 2005 году, — рассказывает бывший заместитель директора ФСКН генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов. — И основной задачей, ставившейся тогда перед службой, было снижение спроса на наркотики. Без этой профилактики остальные функции просто не имели смысла».

«В 2006 году мы докладывали об уровне наркопотребления в стране в пределах от двух до трех миллионов человек, — продолжает Михайлов. — За время работы Черкесова этот показатель не вырос, даже удалось добиться небольшого снижения».

По его словам, если до 2005-го ежегодный прирост наркозависимых на учете составлял 25%, к 2008 году он сократился до 1,5%.

Один из бывших руководителей ФСКН районного уровня, назовем его Сидоров, на условиях анонимности рассказал «Ридусу», как выстраивалась работа службы на «земле».

Как оказалось, именно там стали развиваться первые в истории новой службы «ментовские войны» — конфликты силовых ведомств.

«Поскольку я работал в своем родном городе, ситуация была мне небезразлична, в отличие от многих коллег, — вспоминает бывший районный руководитель. — Поэтому за первые полгода работы удалось изъять почти 3 килограмма героина, что для районного уровня по тем временам было приличной цифрой».

Надо сказать, что палочной системы у ФСКН, в отличие от милиции, не было. Последние работали по схеме «АППГ (аналогичный период прошлого года) +1», то есть искусственно создавался постоянный прирост показателей.

«Для этого использовался самый разнообразный набор уловок, в том числе совершенно бесчеловечных, — рассказывает собеседник. — Например, на обслуживаемую территорию завозили цыган, которые начинали торговать наркотиками, а доблестная милиция отслеживала покупателей и забирала их до момента достижения необходимой цифры, параллельно получая мзду с преступников».

Но бывали случаи и «позабавнее».

Как-то раз в дежурную часть поступил звонок из фитнес-клуба, где нашли сумку с белым порошком и пачкой долларов, — снова на условиях анонимности рассказывает бывший сотрудник центрального аппарата ФСКН, назовем его Петров. — Выяснилось, что почти килограмм героина и деньги принадлежали сыну одного из среднеазиатских дипломатов. В итоге порошок оказался стиральным, деньги — билетами банка приколов, а дело не возбудили, зато весь отдел, чьи сотрудники потратили время, год пользовался мобильной связью бесплатно, — вспоминает правоохранитель о нестандартной благодарности.

Дурная слава ОБНОНов привела к тому, что многие начальники подразделений ФСКН сознательно не брали в свою команду бывших милиционеров, предпочитая им людей «с улицы», которые хоть и давали результат не раньше, чем через год, но не были замечены в порочащих связях.

«Справедливости ради скажу, что „крышевателей“ было немало и среди наших, — отмечает Сидоров. — Примеров, когда ранним утром квартиры торговцев смертью в других районах и областях брал спецназ и заставал там лишь следы спешных сборов, полно. Местный начальник, наш либо в ОВД, был в курсе и предупреждал, поэтому отношения испортились, как только стало ясно, кто есть кто».

Немало в ФСКН, по словам Петрова, оказалось и «временщиков», увидевших в службе источник заработка.

Оперативники умудрялись торговать изъятым добром прямо на Лубянской площади, нисколько не стесняясь ни «старших братьев», взирающих из окон зданий напротив, ни милицейских коллег из ОВД «Китай-город».

Однако сами экс-наркополицейские уверены, что полиция не сможет заместить ФСКН, какой бы плохой или хорошей она ни была.

«Реформа любой спецслужбы, — говорит Сидоров, — либо создание новой всегда влечет как минимум полугодовую паузу в работе, пока все устаканится».

По словам собеседника, «пока новый главк МВД сможет работать более-менее на уровне, пройдет пара лет, но наркопреступность всегда международная, и угроза исходит извне» .

С оставлением за бортом многих опытных сотрудников потерян огромный пласт оперативных возможностей. Вообще, если бы нужно было создать боеспособную структуру, можно было бы взять пару-тройку выпусков Академии ФСБ, и не было бы этой разномастной толпы, которая тащила службу в разные стороны, как лебедь, рак и щука, уверен правоохранитель.

«Либо же нужно было передавать функции ФСКН в ФСБ, а не МВД, поскольку наркопреступность является международной. Чтобы ей успешно противостоять, нужна совместная работа и ФСБ, и пограничников, и СВР», — резюмирует собеседник.

«Вопрос о ликвидации структуры периодически поднимался с момента ее создания, — говорит экс-замглавы ФСКН. — Но я считаю решение по прекращению существования ведомства ошибочным. Нужно было просто сменить самодуров обратно на профессионалов. Стране необходима служба, которая бы координировала противодействие наркоугрозе».

С генералом трудно не согласиться, учитывая, что шестую часть трудоспособного населения России, по статистике, составляют наркопотребители.

ФСКН России должна была быть расформирована к 1 июня 2016 года. Об этом говорится в указе президента РФ , посвященном упразднению этой службы. Однако на практике оказалось, что полностью завершить ликвидацию ведомства не успели. «Еще не все сотрудники ФСКН официально уволены. Есть постановление за подписью Медведева о том, что

служба прекратит свое существование как юридическое лицо в декабре нынешнего года.

Связано это с тем, что передача дел от наркоконтроля в МВД идет долго, кроме того, оба ведомства не успели по объективным причинам подготовить в достаточном количестве нормативные акты, необходимые для перехода функции в Министерство внутренних дел», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, штат управления МВД по контролю за наркотиками будет сформирован только 15 июня.

Вместе с тем в пресс-службе ФСКН «Газете.Ru» сообщили, что сейчас в главном здании службы работает межведомственная ликвидационная комиссия. «В ее составе есть множество представителей МВД, они ходят по кабинетам, принимают нашу оргтехнику и иное имущество. «Фээскаэнщиков в здании немного, они занимаются в основном вопросами своего увольнения и ничем более», — отметил представитель ведомства. Он добавил, что директор наркополиции сейчас находится в отпуске.

До своего расформирования Госнаркоконтроль обладал значительным арсеналом оружия, которое находилось у оперативных сотрудников и бойцов спецназа ФСКН «Гром». В частности, наркополицейские располагали пистолетами Макарова и Ярыгина, автоматами Калашникова, пистолетами-пулеметами «Кедр», снайперскими винтовками различных типов, а также помповыми ружьями, гранатометами и специальным орудием для бесшумной стрельбы. Однако, как рассказал «Газете.Ru» сотрудник спецназа по имени Сергей, сразу после публикации указа Путина о ликвидации службы все оружие было передано межведомственной комиссии.

«Сейчас мы все ходим безоружные, все оружие было сдано по описи полицейским»,

— сказал он.

Что касается вещественных доказательств по делам о производстве или продаже наркотиков, то они сейчас находятся в камере хранения ФСКН, описи переданы полицейским. «Дела еще расследуются, так что ко всем вещдокам, в том числе и наркотикам, применяются общие правила хранения этих доказательств. После приговора суда вещдоки, в том числе изъятые наркотики, уничтожаются», — рассказал «Газете.Ru» источник в ФСКН.

Как удалось узнать «Газете.Ru» из разговоров с теми сотрудниками ФСКН, которые еще не уволены, в настоящий момент большая часть из них просто сидят и ждут своей участи. «Мы сдали все дела в архив, ежедневно приходим на работу вовремя, сидим на местах, ждем штатной структуры МВД, переназначения на новые должности или хотя бы выведения за штат. Мы все написали рапорт на увольнение и на согласие служить в полиции на новых должностях. Нам сообщили, что всех нас устроят на службу в МВД, однако неофициально дали понять, что оперских должностей хватит не всем», — рассказал Константин, сотрудник управления про Центральному административному округу ФСКН. По его словам, это означает, что

некоторым вчерашним операм могут предложить служить патрульными полицейскими или участковыми.

«Конечно, это понижение в статусе, а иногда и в звании. Но я больше ничего не умею, кроме как работать в правоохранительных органах, так что соглашусь на ту работу, которую мне дадут в МВД», — сказал он.

Константин добавил, что большинству следователей ФСКН уже предложили работать в следственном аппарате Министерства внутренних дел, но не все на это согласились, кто-то предпочел уволиться. Константин также отметил, что за май всем сотрудникам его подразделения выплатили всю зарплату в полном объеме. Это же подтвердил и анонимный источник «Газеты.Ru» в руководстве ликвидируемого ФСКН. «При этом нам сказали, что в июне нам выплатят уже только оклад и надбавку за звание. Это на практике означает, что если за май я получил, условно, 50 тыс. рублей, то в июне получу порядка 30 тыс. рублей», — отметил оперативник.

По словам других сотрудников ведомства, точно так же в «режиме ожидания» существуют и некоторые другие подразделения Госнаркоконтроля, например бойцы «Грома».

«В указе о создании Нацгвардии сказано, что нас переведут туда. Однако пока никаких практических шагов в этом направлении не последовало, мы просто сидим и ждем.

Некоторые уже перешли в спецподразделения других силовых структур, например в спецназ СВР России «Заслон», — отметил «громовец».

«По нормативным документам и внутриведомственным инструкциям, сразу после указа о ликвидации должен был последовать новый, внутриведомственный, — о выведении всех сотрудников за штат. И все работники ФСКН два месяца должны были, по идее, находиться за штатом. После этого им должны были предложить новые должности, уже в МВД. И если экс-наркополицейские отказались бы от новых должностей, то их должны были бы уволить из », — рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, с большей частью тех, кто еще числится в ФСКН, никто не проводит совещания и не доводит информацию о происходящем, что действует на некоторых наркополицейских удручающе. Как следует из открытых источников, всего в ФСКН к моменту ликвидации службы числилось чуть менее 34 тыс. сотрудников.

По словам источника «Газеты.Ru» в службе,

главное здание ведомства на Маросейке, 12, тоже перейдет МВД,

там будет размещено управление полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которое заменит Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, а также, возможно, другие полицейские подразделения. Таким образом, эта постройка уже четвертый раз за свою новейшую историю меняет хозяина. В начале 1990-х годов там располагалась одна из структур завода «Моссельмаш», потом его передали налоговой полиции, однако после расформирования этого ведомства здание отошло ФСКН. И вот вскоре там разместятся полицейские.

ФСКН была создана в 2003 году, тогда эту структуру возглавил бывший высокопоставленный сотрудник , который руководил наркополицией до 2008 года. После этого ведомство возглавил другой выходец из Федеральной службы безопасности, Виктор Иванов. При Иванове ФСКН активно занималась мероприятиями в сотрудничестве с антинаркотическими подразделениями Китая, Латинской Америки, США и Прибалтики. Результатом стал целый ряд задержаний наркоторговцев и перехват сотен килограммов запрещенных веществ при попытке их ввоза в Россию или транспортировки по российской территории. В 2012 году ОСН «Гром» включен в состав Коллективных сил оперативного реагирования антинаркотических ведомств и органов внутренних дел государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Впрочем, за годы существования ФСКН не обошли и насколько крупных скандалов.

В октябре 2007 года в сотрудники ФСБ задержали генерала управления собственной безопасности ФСКН РФ . Его обвинили в незаконных телефонных прослушках, взятках, «крышевании» бандитских группировок. Сам он свое задержание связал с участием в расследовании уголовного дела в отношении фирмы «Три кита», в котором, по его словам, оказались замешаны высокопоставленные сотрудники ФСБ. В 2009 году генерал был освобожден под подписку о невыезде, а еще через год приговорен к трем годам лишения свободы условно за мошенничество и превышение полномочий.

В 2013 году два оперативника ФСКН по САО, Челидзе и Калугин, были обнаружены в собственной машине без сознания неподалеку от здания наркополиции на Ленинградском шоссе. Они были госпитализированы в состоянии передозировки наркотиками, а в машине оперов нашли 7 кг кокаина и гашиш.

В марте 2016 года заместитель директора ФСКН генерал-полковник полиции был объявлен Испанией в международный розыск и заочно арестован по обвинению в связях с оргпреступностью. Официально его причастность к преступным группам Госнаркоконтроль тогда опроверг. В 2014 году Иванов вошел в списки граждан РФ, в отношении которых США, Канада и ввели санкции.

В апреле 2016 года Владимир Путин упразднил Федеральную службу по контролю за наркотиками (ФСКН), с начала лета ее обязанности перешли к МВД. Реформа, хотя она и была запланирована больше года назад, неожиданностью для сотрудников расформированной службы. Неопределенность должна была разрешить специально созданная межведомственная комиссия, которая, помимо прочего, планировала заняться трудоустройством наркополицейских и их переоформлением в штат МВД.

В подписанном президентом законе «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» говорится, что штатная численность ФСКН передается МВД России. Сам глава государства во время апрельской «Прямой линии» заверил , что повода для беспокойства у сотрудников расформированного ведомства нет - массовых сокращений реформа не подразумевает.

«Что касается оперативного состава, основного контингента работающих, то мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что его нельзя сокращать, никто не собирается этого делать в силу значимости тех задач, которые решает эта структура», - говорил Путин.

Помимо ФСКН, указом Владимира Путина была упразднена Федеральная миграционная служба (ФМС), функции которой теперь также перешли к МВД. При этом штат службы был урезан на 30%: сокращения коснулись около 11 тысяч сотрудников ФМС.

В результате реформы численность работников МВД должна увеличиться более чем на 64,5 тысячи человек.

Расформировать ФСКН власти планировали к 1 июня 2016 года, однако ликвидацию службы пришлось отложить. Как отмечала Gazeta.ru, нормативные акты, необходимые для передачи функций наркополиции в Министерство внутренних дел, оказались не готовы к назначенному сроку. Впрочем, оружейный арсенал, принадлежавший сотрудникам и бойцам спецназа ФСКН «Гром», был довольно оперативно передан межведомственной комиссии. Ликвидация структуры была продлена до конца года.

В середине июля Общественная палата объявила , что больше половины бывших сотрудников наркоконтроля остаются нетрудоустроенными - 16 тысяч человек так и не перевели в МВД, они не получают ни зарплат, ни пособий. При этом часть сотрудников центрального аппарата и территориальных органов были уже уволены в связи с переходом в другое ведомство, но никаких документов, подтверждающих прием на службу в МВД, еще не получили. Представители министерства, в свою очередь, пояснили, что переоформление сотрудников ФСКН занимает довольно много времени. «Нам приходится проводить спецпроверки кандидатов. Если собственная безопасность дает добро, то мы людей сразу принимаем. Все это занимает время. При этом все, что положено по закону, будет осуществлено», - сказал на встрече с членами Общественной палаты представитель департамента государственной службы МВД Сергей Кухаренок. Он добавил, что предпочтение будет отдано тем, кто имеет высшее юридическое образование и «нужные допуски».

Как увольняют в Забайкалье

Пока сотрудники ФСКН ожидают переоформления в МВД, многие наркополицейские уже получили уведомления об отказе принять их в ряды полиции. Так произошло, в частности, в Забайкальском крае, где несколько сотрудников расформированной службы подали иск к краевому МВД.

«В Забайкалье на работу не приняли 49 бывших сотрудников ФСКН (всего в региональном управлении ведомства работали около 250 сотрудников - МЗ). Большая часть, в основном, руководство расформированного ФСКН, ушла на пенсию, а девять человек подали в суд», - рассказал «Медиазоне» юрист «Забайкальского правозащитного центра» Роман Сукачев.

В поданном к МВД иску (копия документа есть в распоряжении «Медиазоны») отмечается, что отказ в приеме на работу сотрудники ФСКН получили после проведения проверки отделом собственной безопасности (ОСБ) УМВД. Как именно проходила проверка, наркополицейские не знают, однако по ее итогам им было отказано в должности.

В своем иске бывший сотрудник ФСКН «Иван Иванов», попросивший «Медиазону» не раскрывать его настоящие имя и фамилию, указал, что проверка была проведена с нарушениями: он не давал МВД согласия на обработку своих персональных данных, поскольку должность в органах внутренних дел ему на момент проведения проверки еще не предлагали.

По словам «Иванова», на общем собрании УФСКН по Забайкальскому краю руководитель кадрового подразделения краевого УМВД полковник полиции Юрий Противень говорил, что сотрудникам, не рекомендованным подразделением собственной безопасности, будет отказано в приеме на службу, но при этом письменного отказа экс-сотрудники ФСКН не получат. Вскоре «Иванову» и его коллегам выдали трудовые книжки, в которых значилось, что они уволены со службы в связи с переводом в другое ведомство. При этом в МВД их на работу так и не приняли и не выплатили им каких-либо денежных компенсаций.

Суды и апелляции

В краевом МВД отказ в приеме сотрудников ФСКН на работу объяснили их «несоответствием морально-деловым и нравственным качествам», которыми должен обладать кандидат на службу в полиции.

«Указом президента не установлена обязанность органов внутренних дел принимать на службу сотрудников ФСКН без проведения установленных законодательством проверочных мероприятий. Сегодня в ведомство принято 58 бывших наркополицейских, которые по своим морально-деловым и нравственным качествам соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органах внутренних дел. Кандидаты, допускавшие нарушения в области безопасности дорожного движения, имевшие нарекания по службе и в быту, на службу не принимаются», - говорится в ответе МВД по Забайкальскому краю изданию «Чита.ру».

«Иван Иванов» утверждает, что увольнение со службы обернулось для него серьезными медицинскими и финансовыми проблемами. «Я переживал в связи с невозможностью продолжать служить делу, которому я достойно посвятил свою значительную долю жизни. Из-за осознания потери работы я плохо спал и был тревожен. Не мог удовлетворять насущные потребности своей семьи и обязательство по оплате ипотечного кредита», – писал он в своем иске. Вместе со своими коллегами Иванов потребовал у суда признать отказ МВД в приеме на работу необоснованным, заставить полицейское ведомство восстановить его в должности и выплатить ему 100 тысяч рублей компенсации. «Никто, конечно, не собирается на самом деле работать с таким руководством. Они придумали себе формулировки в стиле «рыжие люди склонны к коррупции». У них в ГУВД люди с «условками» при этом работают», - говорит «Иванов».

В ходе рассмотрения исков «Иванова» и его товарищей представители расформированного ФСКН характеристики наркополицейским, решившим судиться с МВД, не давали, а решение об их трудоустройстве оставили на усмотрение суда. Представители полицейского ведомства в суде повторяли, что сотрудники расформированного ФСКН не прошли проверку ОСБ, говорит Сукачев.

«Сотрудников ФСКН уволили в июне, а в июле был принят ФЗ 305 , который конкретизировал ситуацию с сотрудниками полиции, от приема и перевода на работу до пенсии. Однако все равно сотрудники полиции трактовали его в свою пользу», - рассказывает юрист. По каким именно основаниям сотрудников ФСКН не приняли на работу, представители МВД не пояснили.

По итогам разбирательства суд не нашел оснований для удовлетворения иска «Иванова». В постановлении отмечается, что прием на службу конкретного человека является правом, а не обязанностью работодателя. Аналогичные постановления были вынесены и по искам других сотрудников ФСКН. Некоторые из них планируют обжаловать решение в Забайкальском краевом суде, где, как ожидается, будут изучены материалы проверки ОСБ. По словам Сукачева, вынесенные судами решения фактически идентичны - во всех них даже не обозначено мнение прокуроров. «Мнения прокуроров нет, в решениях написано «с учетом мнения прокуроров» и все. Сотрудники ФСКН говорят, что прокуроров не видели ни разу», - отмечает юрист.

По словам «Иванова», ожидается, что Забайкальский областной суд рассмотрит жалобы его товарищей в сентябре. Даже если после суд обяжет МВД принять его на службу, задерживаться там надолго бывший наркополицейский не собирается.

«В любом случае, когда восстановлюсь, в течение года отскочу в другой регион. Иначе просто в расход пустят, подведут под статью какую-то, дай бог не уголовную, там у нас народ такой. Но будем восстанавливаться, будем идти до конца. Не у всех, конечно, нервная система крепкая, кто-то ушел работать таксистом, на стройку как-то двигаться или на зону», - резюмировал «Иванов».

Переоформления по плану

Сведений об обращениях сотрудников ФСКН в суд в других регионах пока нет. Некоторые региональные управления МВД скупо отчитываются о переоформлении наркополицейских в ряды своих сотрудников. В Омске начальник нового управления по контролю за оборотом наркотиков (УКОН) Евгений Чижов сообщил , что штат из 127 человек почти укомплектован и готов бороться с наркотиками, в том числе и в интернете, где наркодилеры в последнее время проявляют себя наиболее активно. Именно поэтому, пояснил он, предпочтение при наборе сотрудников отдавалось людям с экономическим образованием и знанием IT. В Нижнем Новгороде на работу в МВД уже приняты около 400 бывших сотрудников ФМС и примерно 200 человек из ФСКН. Всего в местных управлениях ликвидированных ведомств работали 554 и 292 человека соответственно.

В Свердловской области должность главы управления по борьбе с наркотиками занял не выходец из ФСКН, а бывший заместитель управления уголовного розыска полицейского главка Владимир Молодцов. Он сообщил, что новый отдел не менее чем на 50% укомплектован сотрудниками ФСКН. «К нам перешла в полном составе оперативная служба Госнаркоконтроля. Некоторые сотрудники трудоустроены в территориальные подразделения главка. Никто не в обиде, все нашли свое место», - сообщил он. Молодцов заверил, что сотрудники сохранили свои звания, причем полиция приняла в свои ряды и вольнонаемных представителей ФСКН. Передача дел от одного ведомства другому почти завершена и новые сотрудники МВД раз в неделю изучают документы, регламентирующие деятельность полиции, в том числе и закон «О полиции», отметил глава нового управления.

Источник «Медиазоны» в правоохранительных органах Ставропольского края сообщил, что практически все сотрудники краевого ФСКН были без проблем переведены в МВД. «Начальство опасалось исков от бывших сотрудников, поэтому после проверки всех перевели, в том числе и в другие города, работать», - сказал силовик, попросивший не раскрывать его имя и место службы. По его словам, в других регионах дела могут обстоять иначе - в Москве, по его сведениям, высокопоставленным генералам ФСКН предложили перейти в МВД с понижением в звании.



Похожие публикации