Владимир Михайлович Филиппов: биография. Ректор рудн: университеты должны порождать новые знания Вверх по карьерной лестнице
Бывшего министра образования Владимира Филиппова. «Я хотел бы сообщить и министру образования, и всем присутствующим, что только что подписал распоряжение, касающееся ВАКа, о назначении председателем Высшей аттестационной комиссии Владимира Филиппова», — заявил Дмитрий Медведев на совещании по вопросам исполнения обязательств, связанных с увеличением зарплат педагогам. Медведев подчеркнул, что Филиппов, ныне являющийся ректором РУДН, работал министром и является человеком опытным. «Надеюсь, что он сможет, максимально тщательно относясь к своим обязанностям, обратить внимание на собственно сам порядок присвоения ученых степеней и званий в нашей стране, потому что с этим есть проблемы, — заявил премьер. — Дело тут даже не в персональных, а просто в системных проблемах».
Пост председателя ВАК освободился на прошлой неделе, когда прежний глава комиссии Феликс Шамхалов .
Арест Шамхалова, который стал председателем ВАК в августе 2012 года, удивительным образом совпал по времени с крупным скандалом — выявлением поставленного на поток процесса в диссертационном совете по истории Московского педагогического государственного университета. Внимание же общественности и Минобрнауки к деятельности данного диссовета было привлечено после защиты кандидатской диссертации в нем , бывшего председателя студенческого союза , .
В настоящее время является ректором Российского университета дружбы народов (РУДН). На эту должность он вернулся в 2005 году после работы в период с 1998 по 2004 год на посту министра образования РФ — до работы в правительстве он также был ректором РУДН, впервые на этот пост он был избран в 1993 году.
О своих задачах на новом посту Владимир Филиппов публично рассуждал еще в пятницу, когда официально он еще был лишь заместителем председателя ВАК. Так, Филиппов , а также числа вузов, которые могут готовить аспирантов. , ректор РУДН заявил, что «не стал бы полностью вешать вину» только на экспертный совет и комиссию.
«Конечно, запланирован на будущее не только с журналами пересмотр, не только с сетью диссоветов, но была запланирована и работа по пересмотру самих всех экспертных советов.
И очень хорошо, что это можно теперь сделать более системно, на некоторых новых принципах, с оценкой работы самих членов экспертных советов, с их публикациями и так далее», — сказал Филиппов.
Самая же главная задача, которую призван решить Филиппов, — это реорганизация системы аттестации научных кадров. Об этой задаче сказал во вторник Дмитрий Медведев, а накануне министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
«Для нас принципиально важно вывести систему аттестации (научных кадров) на новый уровень», — заявил министр, отметив, что система в настоящее время девальвирована.
Научное сообщество в целом согласно с оценкой , отмечая, что проблема находится в самой системе, а не в ее руководителе. «Проблемы в ВАК всегда были, это никак не связано с тем или иным руководителем, — заявил «Газете.Ru» академик РАН , директор Института физики высоких давлений. — О чем можно говорить, если у всех наших «начальников» есть кандидатские диссертации? Конечно, проблемы больше касаются общественных наук.
Не секрет, что довольно много людей сейчас пишут диссертации за деньги. Они переводят что-то с английского языка, и потом непонятно, как их «ловить».
Но я не исключаю, что подобные вещи есть и в естественных науках, в обществе требовательность несколько падает».
«У ВАК есть и были системные проблемы, ведь принципы аттестации перекочевали к нам из советского времени, когда существовал Высший аттестационный комитет, который на правах министерства входил в правительство (то есть не был комиссией при чем-то), — вице-президент РАН . — На Западе, как мы знаем, другая система, и она варьируется от страны к стране. В англосаксонской системе, где сильны университеты, аттестация и защита диссертации напрямую завязаны на деятельность того или иного университета. То есть, когда говорят, что ученый имеет Ph.D., то обязательно добавляют название университета, и степень эта имеет ценность только в контексте важности, авторитетности университета… Конечно же, человеческий фактор - это существенно, но к нему одному все дело не сводится. Хотя, конечно, грустно наблюдать, когда вокруг системы аттестации, вокруг ВАК (где я сам когда-то работал, знаю многих людей) возникают проблемы, недостойные ее».
«Назначение не лишено оснований, Филиппов — опытный человек. Другой вопрос, что в лучшие времена председателями ВАК (а тогда, при СССР, он назывался Высший аттестационный комитет) были известные крупные ученые с мировым именем.
В данном случае это не так, — считает , член-корреспондент Российской академии образования (РАО). — Но Филиппов - опытный человек, который уже показал свое отношение к фальшивым диссертациям.
Назначение, возможно, правильное и по другим причинам: он человек жесткий, и если он примется за налаживание системы, то в этом качестве у него это может получиться неплохо. По крайней мере, хочется на это надеяться».
Главным результатом деятельности Владимира Филиппова на посту министра образования является разработка и принятие в 2002 году концепции модернизации российского образования на период до 2010 года . В этой концепции, в частности, шла речь об отработке системы профильного обучения, государственных стандартов общего образования и введения единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Через три года после принятия этой концепции, в 2005 году, вследствие реорганизации министерства образования и министерства промышленности, науки и технологий было создано Министерство образования и науки, которое возглавил Андрей Фурсенко, и за время его работы в Минобрнауки все эти вопросы перешли из стадии планирования в стадию внедрения, получили неоднозначную оценку научного и образовательного сообществ.
«Филиппов стал министром образования в правительстве сразу после финансового кризиса в 1998 году, — вспоминает Александр Абрамов. — Одна из его первых инициатив, переход на 12-летнее образование, вызвала бурю критики, в итоге про нее все забыли, и слава богу. В 2001 году появилась концепция модернизации образования в РФ. На начальном этапе основные идеи этой концепции звучали следующим образом: качество, эффективность и доступность. Это всем понравилось, но тогда никто не представлял, что все это примет крайние формы. Концепция модернизации образования была принята уже ближе к концу пребывания Филиппова на посту министра, и в этом смысле история повторяется: стандарты образования ведь были приняты в 2012 году под конец пребывания на посту главы Минобрнауки.
Фурсенко в итоге протащил эти инновации. Но старт этой модернизации был дан во времена Филиппова».
Одним из первых общественно-значимых действий, которое произойдет в ВАК, должно стать лишение степеней фигурантов дела о «липовых диссертациях», защищенных в диссовете по истории в МПГУ. Накануне экспертный совет ВАК провел заседание, по итогам которого рекомендовал президиуму ВАК лишить степени 10 человек, включая Андриянова. В ВАК «Газете.Ru» сообщили, что заседания президиума «проходят по пятницам», следовательно, окончательное лишение научной степени фигурантов дела о «липовых диссертациях» должно произойти 15 февраля. «Это нарыв, который легко вырезаем, но вопрос-то в том, что надо лечить болезнь, которая дает нарыв, а не отдельным «хирургическим» путем… решать эту проблему», — считает Филиппов.
Ректор РУДН, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования.
Филиппов Владимир Михайлович
Доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования. Ректор РУДН.
Образование
Высшее, специальность – «Математика. Преподавание математики в высших и средних учебных заведениях», Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 1973 г., с отличием
Аспирантура УДН им. П.Лумумбы в 1975 г.
Профессиональная деятельность
1976-79 гг. – Председатель Совета молодых ученых Университета.
1979-80 гг. – ассистент кафедры высшей математики Университета.
1980-87 гг. – начальник Научного управления Университета.
1983-84 гг. – командировка для научной работы в области математики в Свободном Университете Брюсселя (Бельгия).
1985-2000 гг. – заведующий кафедрой математического анализа Российского университета дружбы народов (РУДН).
1989-1993 гг. – декан факультета физико-математических и естественных наук РУДН.
1993-1998 гг. – ректор Российского университета дружбы народов и одновременно (с 2000 г. – настоящее время) – заведующий кафедрой сравнительной образовательной политики РУДН.
1998-2004 гг. – Министр образования Российской Федерации, в составе четырех Правительств.
2004-2005 гг. – помощник Председателя Правительства Российской Федерации.
2005 г. – настоящее время – ректор РУДН.
Научная деятельность
В 1980 году защитил кандидатскую, а в 1986 году – докторскую диссертацию в Математическом институте им. В.А. Стеклова Российской академии наук, по специальности «математический анализ».
Присвоено ученое звание «профессор по кафедре математического анализа» в 1987 году.
В 2001 году избран членом-корреспондентом, в 2003 году – действительным членом - академиком, и в 2004 году – членом Президиума Российской академии образования.
Член ВАК – Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.
В 2003 году избран Иностранным членом Академии педагогических наук Украины.
Общественная деятельность
Дважды избирался депутатом Моссовета (1987–1993 гг.); был председателем постоянной комиссии Моссовета по межнациональным отношениям – членом Президиума Моссовета.
Президент Международного Оргкомитета ЮНЕСКО по проведению Всемирной конференции по высшему образованию (избран в сентябре 2006г.);
Вице-президент Евразийской Ассоциации Университетов.
Член Президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.
Член Управляющего совета Института информационных технологий в образовании (ЮНЕСКО).
Член Наблюдательного совета СЕРЕS – Европейского центра высшего образования ЮНЕСКО (Бухарест, Румыния).
Основные направления исследований :
- в математике:
Вариационные методы;
Непотенциальные операторы;
Обратные задачи вариационного исчисления;
- в области образования :
Менеджмент высшего профессионального образования;
Сравнительная образовательная политика.
Глобализация и интернационализация в высшем образовании;
Награды
орден Дружбы (1995 г.);
медаль «В честь 850-летия г. Москвы» (1997 г.);
благодарности Президента Российской Федерации (1999, 2003 гг.);
орден «Коммандора» (Бельгия), (1999 г.);
премия Президента Российской Федерации в области образования (2001 г.);
орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2001 г.);
орден «Почетного Легиона» (Франция), (2002 г.);
орден «Святого благоверного Князя Даниила Московского» (2002 г.);
медаль «За заслуги в социально-трудовой сфере Российской Федерации» (2002 г.);
орден «Короны Короля» (Бельгия), (2003 г.),
медаль «За заслуги в развитии Олимпийского движения в России» (2003 г.);
медаль «За укрепление боевого содружества» (2003 г.);
орден Франциска Пауло Сантандер (Колумбия) (2008 г.);
а также ряд других медалей, премий и наград отраслевых министерств и ведомств и субъектов Российской Федерации.
Владеет французским и английским языками. Женат, имеет 2 детей.
Область научных исследований: инновационная деятельность в сфере образования
Тема диссертации: «Квазиклассические решения ОЗВИ в неэйлеровых классах функционалов и функциональных пространствах»
Публикации РУДН База данных УНИ Российского
университета дружбы народов |
|
(Период выборки: 2000 - 2007) |
|
Filippov V.M., Savchin V.M. |
|
Название: |
On the inverse problem of the calculus of variations (IPCV) for functional partial differential equations |
М.: Физматлит |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования. Тезисы докладов. " 2-я Международная конференция, посвящённая 80-летию Л.Д.Кудрявцева |
Мусаев В.К., Филиппов В.М., Кузькина Т.П., Киревнина Е.И., Золотова С.И. |
|
Название: |
Метод конечных элементов в задачах об ударе самолета о систему "Защитная оболочка реакторного отделения-фундамент-основание" атомной станции |
Троицк: Байтик |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
|
Мусаев В.К., Филиппов В.М., Кузькина Т.П., Щесняк Е.Л. |
|
Название: |
|
Троицк: Байтик |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
Материалы XI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании" |
Мусаев В.К., Филиппов В.М., Щесняк Е.Л. |
|
Название: |
Распространение упругих волн в подкрепленном круглом отверстии, находящемся под водной и грунтовой средой |
Страницы: |
|
Примечание: |
Оценка и управление природными рисками. Материалы Общероссийской конференции "РИСК -2000" |
Мусаев В.К., Филиппов В.М., Щесняк Е.Л., Кузькина Т.П. |
|
Название: |
Численное моделирование распространения волн в многофазовой среде |
Троицк: Байтик |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
Материалы XI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании" |
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Construction of extremal vatiational principles in non-culer functional classes for PDEs of second order with nonpotentional operators |
Физика элементарных частиц и атомного ядра, т.31, вып. 7А |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Актуальные проблемы развития российской системы образования |
Телекоммуникации и информатизация образования", №1 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Высшая школа России перед вызовами ХХI века |
Высшее образование в России, №1 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Федеральный справочник. Январь-июнь 2000 г. |
Страницы: |
|
Филиппов В.М. и др. |
|
Название: |
О распространении упруговязкопластических волн в областях сложной формы |
Троицк, Байтик |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
ХI международная конференция "Применение новых технологий в образовании" |
Филиппов В.М. и др. |
|
Название: |
Открытое образование - статегия ХХI века для России |
Москва, МЭСИ |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
Под общей редакцией В.М. Филиппова и В.П. Тихомирова |
Филиппов В.М. и др. |
|
Название: |
Численное моделирование распространения воли в многообразной среде |
Троицк, Байтик |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
ХI Международная конференция "Применение новых технологий в образовании" |
Филиппов В.М., Михайлова С.Р., Яке Гондо |
|
Название: |
Construction of variational factors for quasilinear second order partial differential equations |
Computer Phisics Communication, 126 |
|
Страницы: |
|
|
|
Название: |
Компьютерное моделирование экологических проблем в задаче о концентрации аварийных выбросов жидких углеводородов |
Страницы: |
|
Примечание: |
Материалы VIII Международной конференции: Проблемы управления безопасностью сложных систем |
Филиппов В.М., Мусаев В.К., Щесняк Е.Л. |
|
Название: |
Математическое моделирование экологических аспектов в задачах об аварийных выбросах в водные среды |
М.: Ноосфера |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
Научно-практическая конференция "экологические аспекты энергетической стратегии как фактор учтойчивого развития России" |
Филиппов В.М. |
|
Название: |
О национальной доктрине развития образования в России |
Известия вузов, раздел "Общественные науки", №2 |
|
Страницы: |
|
Мухарлямов Р.Г., Веретенников В.Г., Мухаметзянов И.А., Румянцев В.В., Савчин В.М., Филиппов В.М., Шестаков А.А. |
|
Название: |
Люди науки. Абдельхак Сафиуллович Галиуллин. |
Дифференциальные уравнения, т.36, №3. |
|
Страницы: |
|
Савчин В.М., Филиппов В.М. и др. |
|
Название: |
Абдельхак Сафиулович Галиуллин |
Дифференциальные уравнения т.36, №3. |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. и др. |
|
Название: |
Концепция естественнонаучного образования гуманитариев и проблемы ее реализации |
Вестник РУДН. Серия "Фундаментальное естественнонаучное образование", №5 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М., Гонго Яке |
|
Название: |
Условия потенциальности оператора линейных эволюционных уравнений с высшими производными |
Страницы: |
|
Примечание: |
XXXVI Всероссийская научная конференция 22-26 мая 2000г. Тезисы докладов. Математические секции. |
Savchim V.M., Filippov V.M. |
|
Название: |
Construction of variationales principles for evolution problems |
Страницы: |
|
Примечание: |
International conference dedicated to M.A. Lautentiev on the occasion of his birthday centenary. Institute of Mathematics. Kiev. 31 okt - 1 nov. 2000. |
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Федеральный справочник. Июль-декабрь 2000 г. |
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
О состоянии и перспективах развития системы образования в России |
Информационный бюллетень "Мир образования", № 1 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М., Мусаев В.К., Севастьянов Л.А., Сидоренко С.Н. |
|
Название: |
Моделирование распространения взрывных волн и воздушной, водной и грунтовой средах |
Страницы: |
|
Примечание: |
Тезисы докладов XXXVII Всероссийской научной конференции по проблемам физики, химии, математики, информатики и методики преподавания. Физические секции |
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Развитие образования в России в новом веке: традиции, реалии и идеалы |
Университетская книга, № 2 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М., Гондо Яке |
|
Название: |
Исследование вариационности одной эволюционной системы ДУЧП |
Страницы: |
|
Примечание: |
XXXVII Всероссийская научная конференция по проблемам физики, химии, математики и методики преподавания, 22-26 мая 2001г. Математические секции. Тезисы докладов. |
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Федеральный справочник "Образование в России", выпуск № 9 |
Страницы: |
|
Примечание: |
Статьи в справочнике |
Filippov V. |
|
Название: |
The Transformation path taken by Russian higher education |
Paris (France), Ed. Stamenka Uvalic-Trumbic Published.-Economica: UNESCO Publishing |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
Globalization and the Market in Higher Education. Quality, Accreditation and Qualification |
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Модернизация российского образования: обновление школы. Единые государственные экзамены: правда и домыслы |
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Модернизация российского образования: ответы Министра образования на ваши вопросы |
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Государство и образование |
Высшее образование сегодня, № 10 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Инновационная деятельность в сфере образования и науки - приоритетное направление политики Министерства образования Российской Федерации |
Инновации, № 1 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Модернизация российского образования |
Вестник образования. Тематическое приложение № 1 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. и др. |
|
Название: |
Федеральный справочник "Образование в России", специальный выпуск №2 |
Страницы: |
|
Примечание: |
Статьи в справочнике: "Модернизация Российского образования", "На рубеже веков". |
Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. |
|
Название: |
Российское высшее образование: на пути перемен |
Вестник РУДН. Серия "Философия", № 2 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Задачи модернизации образования на современном этапе |
Высшее образование сегодня, № 3 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Обновлять образование на благо будущих поколений |
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Реформа образования |
Вестник Российского философского общества, № 1 (33) |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы |
М.: Изд-во "Логос" |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
Аналитический доклад |
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Решая одни проблемы, реформы всегда создают другие |
Высшее образование сегодня, № 2 |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н, Сенашенко В.С., Долженко О.В., Богословская О.В, Насонкин В.В., Ткач Г.Ф., Жалнина Н.В. |
|
Название: |
Программы учебных курсов. Направление 52500 "Менеджмент. Магистерская специализация "Менеджмент высшего образования" |
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
Дружба по интересам |
Дружба (газета), № 41 (855) |
|
Страницы: |
|
Филиппов В.М. |
|
Название: |
The Cultural Heritage and Academic Values of European University and the Attractiveness of the Europian Higher Education Area |
Рим, Ватикан |
|
Страницы: |
|
Примечание: |
Доклад на конференции "Совет Европы" |
Филиппов В.М. и др. |
|
Название: |
Квалификации зарубежных стран, дающие доступ к высшему образованию в Российской Федерации |
М.: Рособрнадзор |
|
Страницы: |
|
Миссия РУДН
Российский университет дружбы народов – международный классический университет, миссия которого заключается:
· в объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий;
· в подготовке приоритетно востребованных специалистов в различных сферах человеческой деятельности;
· в формировании личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, приобщённых к достижениям мировой культуры, несущих идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов;
· в воспитании молодёжи, способной успешно работать в любой стране мира и проявлять свои творческие возможности в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества.
Гимн
РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ
«Я ЛЮБЛЮ РУДН»
(Слова А.П. Вихряна; Музыка Г.Н. Трофимовой)
Я люблю РУДН, это трудное слово...
Но труднее всего мне его позабыть!
Целый мир обойду - не найду я другого,
Чтобы память сумела его заменить.
Я люблю РУДН за напевность наречий,
За мозаику лиц и его доброту.
И за то, что дела ценит выше, чем речи,
Всех народов Земли воплощая мечту
Я люблю РУДН!
I love you RUDN!
Oui je t"aime RUDN!
Я люблю РУДН за веселый характер,
За студенческий смех в коридорах родных.
РУДН делит всех на «сестер» и на «братьев»,
Не деля никого на «своих» и «чужих».
Я люблю РУДН за любовь к переменам,
За классический стиль и за смелость идей
Свято верю я в то, что он будет бессменным
Властелином судьбы в жизни многих людей!
Что такое РУДН?
Университет дружбы народов был основал 5 февраля 1960 года решением Правительства СССР. 22 февраля 1961 года Университету было присвоено имя Патриса Лумумбы – одного из символов борьбы народов Африки за независимость. Первым ректором Университета был Сергей Васильевич Румянцев, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор. При его непосредственном участии был организован Университет, которым С.В. Румянцев руководил с 1960 по 1970 год.
Занятия на подготовительном факультете для обучения иностранных студентов русскому языку начались в 1960 году, а на шести основных факультетах Университета (инженерном, историко-филологическом, медицинском, сельскохозяйственном, физико-математических и естественных наук, экономики и права) – 1 сентября 1961 года. В 1964 году Университет был принят в члены Международной ассоциации университетов (МАУ).
В 1965 году состоялся выпуск первых 228 молодых специалистов из 47 стран мира. В те же годы начали создаваться интернациональные строительные отряды (ИССО), появились команды КВН, из которых родилась знаменитая на всю страну сборная команда КВН РУДН. В 1966 году было начато строительство нового учебного комплекса Университета на Юго-Западе Москвы. Вторым ректором Университета стал Владимир Францевич Станис, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, провозгласивший в Университете «культ знаний». Он руководил Университетом с 1970 по 1993 год. УДН становится крупным всемирно известным учебно-научным центром. Уже к 1975 году Университет подготовил около 5600 специалистов, в том числе 4250 выпускников для 89 зарубежных стран. В том же году
Университет был награжден орденом Дружбы народов за заслуги в деле подготовки специалистов для стран Азии, Африки и Латинской Америки.
5 февраля 1992 года решением Правительства России Университет переименован в Российский Университет дружбы народов. Учредителем РУДН является Правительство Российской Федерации.
С 1993 по 1998 год ректором РУДН являлся Владимир Михайлович Филиппов, выпускник УДН им. Патриса Лумумбы 1973 года. С 1998 по 2004 год он работал Министром образования Российской Федерации в составе четырех Правительств РФ, а в 2004-2005 годах – Помощником Председателя Правительства России по вопросам образования и культуры. В это время сначала исполняющим обязанности ректора (1998-2004), а с 2004 по 2005 год – ректором Университета
был Дмитрий Петрович Билибин, выпускник УДН им. Патриса Лумумбы 1966 года, Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор.
4 марта 2005 года В.М. Филиппов вновь был избран ректором и является им по настоящее время. В.М. Филиппов – доктор физико-математических наук, профессор, академик, член Президиума Российской академии образования.
В 1990–х годах были открыты новые факультеты: экологический, экономический, юридический, филологический, гуманитарных и социальных наук, повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного, повышения квалификации медицинских работников и учебные институты: иностранных языков, мировой экономики и бизнеса, дистантного образования, гостиничного бизнеса и туризма, гравитации и космологии, были созданы системы довузовского и дополнительного профессионального образования.
В 2000 году в Университете была открыта кафедра сравнительной образовательной политики, имеющая статус кафедры ЮНЕСКО.
В 2006 году был вручен 50000-ый диплом РУДН. Его получил выпускник инженерного факультета Хосе Атиенсия Вильягомес (Эквадор).
В настоящее время Российских университет дружбы народов – один из известнейших с мире центров высшего образования. Это единственных на планете университет, в котором ежегодно обучаются студенты из 140 стран мира. РУДН имеет многопрофильную структуру факультетов и специальностей, характерную для ведущих классических университетов мира. Более 70000 тысяч его выпускников, свыше 5200 кандидатов и докторов наук работают более чем 170 странах. Подготовка специалистов осуществляется по 62 направлениям и специальностям. Сейчас в РУДН обучается около 27000 студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров, представители свыше 450 народов и национальностей.
Российский университет дружбы народов – крупный научный центр. В Университете работает коллектив, состоящий из 4500 сотрудников, в том числе 2826 высококвалифицированных преподавателей. Из них – около 600 профессоров и докторов наук, свыше 1300 доцентов и кандидатов наук. Среди преподавателей 16 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук и других российских государственных академий, 52 члена общественных академий, 50 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 116 Почетных работников высшей школы России.
26 преподавателей РУДН являются действительными членами иностранных академий и научных обществ. Свыше 500 сотрудников РУДН – изобретатели и рационализаторы. Интеллектуальный фонд вуза составляют описания изобретений к более чем 870 авторским свидетельствам и к 150 патентам Российской Федерации практически по всем направлениям научной деятельности Университета.
Многие зарубежные и российские политические и общественные деятели, выдающиеся ученые стали Почетными докторами Российского университета дружбы народов. Среди них – президенты Анголы, Габона, Намибии, Нигерии, Шри Ланки, ЮАР, Гайаны; премьер-министры Бангладеш, Казахстана; генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); директор Европейского Центра высшего образования (CEPES).
Университет имеет обширные и прочные международные связи как с отдельными зарубежными вузами, так и с международными организациями. РУДН - член Международной ассоциации университетов, член Евразийской ассоциации университетов, имеет более 160 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами и научными центрами, сотрудничает с Международной организацией Франкофонии, Ассоциацией университетов столиц Европы, европейской Ассоциацией международного образования. Принимает участие в программах и форумах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и иных международных и межправительственных организаций. Является одним из учредителей Сети сотрудничества университетов Европы и Центральной Азии, Академической сети университетов стран Восточной и Южной Европы, принимает участие в деятельности организации университетов стран Черноморского бассейна, участник Зальцбургских семинаров (Австрия) работников высшей школы.
За 50 лет Университет получил всемирную известность и завоевал заслуженный авторитет как крупный учебно-научный центр, многие годы занимающий место в пятерке лучших российских университетов.
Управление Университетом
Главным законом жизни в РУДН является его Устав , в соответствии с которым составлены «Правила внутреннего распорядка» . Высшим законодательным органом РУДН является общая конференция профессорско-преподавательского состава, сотрудников и учащихся РУДН. В остальное время решения принимает Ученый Совет , члены которого избираются тайным голосованием на вышеуказанной конференции. В состав Ученого Совета входят представители всех основных научных, педагогических, и административных подразделений вуза. Возглавляет его Ректор Университета. На ежемесячных заседаниях Ученый Совет решает основные вопросы учебного, научного и воспитательного процессов, экономического и социального развития РУДН. Непосредственное управление Университетом осуществляет Ректор . Общее руководство факультетами осуществляют их Ученые советы, возглавляемые деканами, на которых возложено непосредственное управление. Руководство кафедрами (основными учебно-научными структурными подразделениями Университета) осуществляют заведующие кафедрами.
Руководство Университета
Ректор – профессор, академик РАО, доктор физико-математических наук Владимир
Михайлович Филиппов . Главный корпус, к.2-1, тел. 434-70-27. [email protected]
Первый проректор - проректор по учебной работе – профессор, доктор
физико-математических наук Александр Петрович Ефремов . Главный корпус,
крыло ректората, к. 402, тел. 434-66-82.
Проректор по работе со студентами - Гладуш Александр Дмитриевич – кандидат технических наук, доцент. Ул. Миклухо-Маклая, д.6 (главный корпус), учебный сектор, к.201, тел.: 433-7363, e-mail: [email protected]
Первый проректор - проректор по экономической деятельности – доктор экономических наук Евгений Леонидович Щесняк . Главный корпус, правое крыло, к. 203, тел. 433-73-68.
Проректор по научной работе – профессор, доктор философских наук
Нур Серикович Кирабаев . Здание на ул. Орджоникидзе, д. 3, к. 105, тел. 952-52-26.
Главный корпус, крыло ректората, к. 402, тел. 434-66-82.
Проректор по международной деятельности – профессор, доктор философских наук
ГульнараАмангельдиновна Краснова. Корпус естественно-гуманитарных факультетов
к. 112, тел. 434-70-16.
Проректор по ДО – кандидат химических наук Анжела Викторовна Должикова.
Главный корпус, крыло ректората, к 502, тел. 434-66-41.
Проректор по связям с общественностью – профессор, доктор политических наук
Елена Викторовна Мартыненко . Главный корпус, правое крыло, к. 200, тел. 787-38-27.
Проректор по административно-хозяйственной деятельности –
Геннадий Алексеевич Ермолаев .4-й корпус, к.356, тел. 433-02-09.
Проректор по кадровой и документационной деятельности – Ирина Петровна Герасимова. Главный корпус, крыло ректората, к. 101, тел. 434-53-00
Проректор по коммерческой деятельности - Назюта Сергей Викторович– Ул. Миклухо-Маклая, д.6, (главный корпус), к.11, тел.: 434-6635, 438-8301.
Помощник ректора – Павел Александрович Смирнов . Главный корпус, крыло ректората,
к. 401,тел. 434-70-18.
Помощник ректора по безопасности – Александр Алексеевич Карпов .
Главный корпус, правоекрыло, к. 315.
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА (ВЫДЕРЖКИ)
Принято на общеуниверситетской конференции представителей профессорско - преподавательского состава, сотрудников и обучающихся в Университете.
Чтобы объективно оценить качество высшего образования в стране, а также повысить его престиж, Россия подключилась к международному рейтингу. В 2013 году был запущен масштабный проект по повышению конкурентоспособности наших вузов в мире, который предполагал разработку дорожной карты и дополнительное финансирование. Почему российские вузы до сих пор относительно скромно представлены в мировых рейтингах, какие задачи должны решать два новых министерства научно-образовательного блока и отразились ли санкции на желании иностранцев учиться в России, в интервью ТАСС в преддверии Глобального форума ведущих университетов британской компании Quacquarelli Symonds рассказал ректор Российского университета дружбы народов, министр образования в 1998–2004 годах Владимир Филиппов.
- Завтра в РУДН стартует Г лобальный форум ведущих университетов QS WorldWide . Какие цели ставятся на этом событии?
QS WorldWide проводится второй раз в России и первый - в Москве. Его цель - собрать университеты мира, которые реализуют стратегию продвижения в мировых рейтингах. Это эффективный формат встреч для обмена опытом и лучшими практиками. Особенно важно, что на форуме встречаются лидеры в области высшего образования различных регионов мира.
- Как вы оцениваете успехи РУДН в международных рейтингах?
Как ректор я оцениваю их скромно. Каждый руководитель университета считает, что его вуз должен быть на более высоком месте. Однако объективно мы понимаем, что РУДН участвует в проекте 5-100 только третий год, а не пять, как вузы "первой волны". Это очень короткий период. Потому что, например, цитируемость публикаций учитывается как раз за последние пять лет. При этом нами уже многое сделано, и РУДН в прошлом году сделал резкий рывок в мировом рейтинге QS - мы поднялись сразу на 100 позиций. Перед нами стоят серьезные задачи и по продвижению в международных предметных списках - мы рассчитываем на успехи в математике, химии и лингвистике. В борьбе за позиции в общих рейтингах университетов мы развиваем несколько научных направлений. Их отбирали, исходя из потенциала. Мы оценили существующий массив публикаций, индекс цитируемости, количество докторов наук, треки развития в ближайшие пять лет. Выделили математику, химию, физику, медицину и современные языки.
По интернационализации РУДН традиционно лидирует в международных рейтингах среди российских вузов, занимает 78-е место в QS: BRICS и 44-е место в мире в рейтинге GreenMetric.
- Почему российским вузам тяжело занимать лидирующие места, входить в первую десятку, даже сотню?
Для профессионалов причины очевидны. И я уверен, что последние решения по новой структуре правительства помогут решить многие проблемы. Даже старейшие российские вузы - МГУ и СПбГУ - не входят в первые десятки. В основе рейтингов - показатели по науке, а у нас наука была долгое время отделена от высшей школы и сконцентрирована в основном в Академии наук и в отраслевых институтах. Лишь небольшая часть исследований была связана с институтами. А в США, Канаде и Европе вся наука исторически развивалась на базе университетов. Даже самые знаменитые лаборатории и центры по изучению закрытых тематик хотя бы формально закреплены за высшими учебными заведениями. Естественно, что все публикации ученых идут в плюс университету. Сейчас, когда у нас будет Министерство науки и высшего образования, дело существенно сдвинется. Этот процесс начался еще при Андрее Александровиче Фурсенко, когда он был министром - именно при нем появилось Министерство науки и образования. Уже тогда было сделано многое для привлечения средств в вузовскую науку.
Сейчас активна тенденция ранжирования университетов по многим характеристикам. Измерять можно по разным показателям: академическое признание, публикации, работодатели, интернационализация, социализация. Я считаю, что параметров и рейтингов должно быть много. У кого-то - лучшая столовая, у кого-то - лучшая студенческая жизнь, а у кого-то - качество учебного процесса. Надо сравнивать и кампусы, потому что для абитуриентов и их родителей это важнее, чем, например, сколько нобелевских лауреатов работает в вузе. Университет может занимать разные места в разных системах ранжирования, по разным показателям. Тогда каждый университет сможет найти свое место и занять лидерские позиции по своему главному направлению. РУДН, например, - среди лидеров по интернационализации.
Как вы отнеслись к появлению национального рейтинга "Три миссии университетов", была ли в нем необходимость?
Я принимал участие в обсуждениях с Виктором Антоновичем Садовничим вместе с Яном Садлаком - членом международного экспертного совета программы 5-100. Идею этого рейтинга активно поддержали, потому что в условиях массового высшего образования важна не только наука внутри университетов, но и социальная роль самого университета. Высшие учебные заведения готовят выпускников не к поголовной работе в лабораториях, а к социальной жизни. Только для 10% студентов важна научная составляющая alma mater - для тех, кто пойдет в науку. Для остальных гораздо важнее получить профессиональные компетенции. При этом в рейтинге "Три миссии университетов" учитывается и специфика нашей системы образования. Особое внимание в нем уделяется качеству образования.
У этого рейтинга есть перспективы выйти на международный рынок. Многим национальным системам образования близка идея оценки социального вклада университета. Многие вузы не очень сильны в науке. Например, у педагогических вузов другая задача - готовить хороших учителей. Рейтинг "Три миссии университета" может хорошо отразить конкуренцию подобных вузов в разных странах. Подобное ранжирование открывает новые возможности для огромного кластера высших учебных заведений, которые сейчас и не думают об участии в нынешних мировых рейтингах.
Как вы оцениваете назначение Татьяны Голиковой на пост вице-премьера по социальным вопросам, включая образование?
По сути, должность вице-премьера по социальным вопросам делится на две части. Ольга Голодец будет курировать вопросы культуры и спорта, а Татьяна Голикова - вопросы образования и науки. Это говорит о том, что правительство и президент понимают, насколько важно уделить целевое внимание решению социальных вопросов.
Высшие учебные заведения готовят выпускников не к поголовной работе в лабораториях, а к социальной жизни. Только для 10% студентов важна научная составляющая alma mater - для тех, кто пойдет в науку
Татьяну Голикову я хорошо знаю по совместной работе в правительстве РФ. В то время она была первым заместителем министра финансов. Я тогда еще поражался тому знанию, тому объему цифр по социальной сфере, которые она держала голове. Она оперировала объективными данными по отрасли социальной сферы, а годы, проведенные в Счетной палате, только укрепили ее позиции. Этот опыт бесценен для поста вице-премьера по социальным вопросам.
- Должен ли человек, который курирует сферу образования, быть экспертом в этой области?
Думаю, для вице-премьера это не нужно. Татьяна Алексеевна - доктор экономических наук, защищала диссертацию по экономике социальной сферы. На уровне вице-премьеров решаются другие вопросы - стратегические. Среди задач - вместе с руководством страны правильно расставить приоритеты, грамотно выстроить их реализацию и добиться необходимых ресурсов. Одному министру это сделать трудно. У вице-премьера широкие полномочия и колоссальная ответственность. Сложно представить необходимость того, чтобы один человек, который курирует Минтруд, Минздрав и Минобрнауки, был бы экспертом во всех областях.
- Какие задачи в области образования предстоит решить правительству?
В этой сфере стоят сложные задачи, начиная с дошкольного образования. Необходимо обеспечить каждому ребенку хотя бы один год дошкольного образования до прихода в первый класс, чтобы у детей был одинаковый уровень подготовки. Сейчас проблема в том, что дети в одном классе очень разные: одни уже умеют читать, писать и считать, а другие ничего не умеют. Как организовать это обучение в тысячах малочисленных деревень? Возникают соответствующие задачи по развитию технологий: домашним образом, с помощью интернета. Это серьезный вызов.
Сам факт выделения Министерства просвещения говорит о том, что у нас целый пласт проблем в школьном образовании. Необходимо укреплять материально-техническую базу. Стыдно, что у нас до сих пор есть три смены. Более того, не решая проблемы в школьном образовании, мы губим карьеру детей, которые учатся в плохих школах и не могут хорошо сдать ЕГЭ. Нужны равные условия для всех детей. Без решения этой проблемы получается своеобразная сегрегация между детьми и семьями.
Говоря о задачах нового Министерства науки и высшего образования, ключевая задача - в самом названии. Необходимо соединение этих двух понятий. Без этого мы не только не продвинемся в мировых рейтингах, но и не обеспечим высокое качество обучения, которое базируется на научных достижениях.
Не решая проблемы в школьном образовании, мы губим карьеру детей, которые учатся в плохих школах и не могут хорошо сдать ЕГЭ
Конечно, не все университеты могут быть исследовательскими. Есть и прикладная наука. Даже в области вентиляции или канализации можно разработать предложения для повышения эффективности их работы. Не случайно в высшем образовании работает много кандидатов и докторов наук. Но, конечно, нужно привлекать и практиков. Университеты должны не использовать уже имеющиеся знания, они должны порождать новые знания.
Хороший профессор не может быть просто транслятором информации.
- Какие задачи по развитию РУДН вы ставите на ближайшее время?
Для всех университетов сложна задача по развитию материально-технический базы. Наблюдательный совет РУДН во главе с Валентиной Ивановной Матвиенко уже утвердил принципиальный проект по развитию нашей инфраструктуры. В ближайшие пять-семь лет мы планируем построить новые учебные корпуса и общежития, открыть новые лаборатории. Мы надеемся привлечь в этот проект частные инвестиции и передать инвесторам два наших здания на улицах Орджоникидзе и Павловской взамен строительства зданий на основной территории.
Если говорить об учебном процессе - здесь необходима концентрация усилий на магистратуре. Нам надо выбрать особенно сильные направления, сделать их приоритетными. И нам предстоит оптимизация самой структуры учебного процесса. Это не говоря о внедрении информационных технологий, переходе к системе From Teaching to Learning - от университета, где учат, к университету, где учатся.
Конечно, ключевой вопрос - наука. Если мы хотим быть университетом мирового уровня, то в наших стенах должны быть глобальные значимые исследования. Надо продвигать науку и ее достижения, надо привлекать цитируемых ученых со всего мира, развивать инфраструктуру кампуса, привлекать постдоков и создавать условия, чтобы в университете работали лучшие кадры. Мы в РУДН уже начали развивать новые направления. Решения для Smart City заинтересовали нобелевского лауреата Риккардо Валентини, который теперь курирует у нас разработки по развитию экологии городской инфраструктуры. Мы открыли лабораторию передовых технологий и интернета 5G. А новый Институт инженерных и информационных технологий, в частности, будет заниматься разработками по снижению стоимости дорогостоящих лекарственных препаратов для лечения СПИДа и онкологических заболеваний за счет разработки новых способов точечной доставки лекарств, созданию биосовместимых материалов.
Многие студенты РУДН - иностранцы, есть ли какие-то тенденции в международном образовании и в обучении по обмену?
Если мы хотим быть университетом мирового уровня, то в наших стенах должны быть глобальные значимые исследования. Надо продвигать науку и ее достижения
Тенденция в том, что рыба всегда ищет, где глубже. А студенты - где лучше. В университетах идет конкуренция за хороших абитуриентов. При этом Россия обозначила очень амбициозную задачу - за 10 лет увеличить количество иностранных студентов в три раза - с 250 тысяч до 750 тысяч. Это то, что не удалось сделать за последние 20 лет. Однако для РУДН уже не важно количество иностранцев. Наша задача - отобрать лучших студентов. А это серьезный комплекс мер. Мы приступили к реализации кластерного подхода в международной деятельности - начало положено в Африке, Латинской Америке, Азии. Мы открываем профильные классы и проводим олимпиады в десятках стран. Эти инструменты помогают нам найти таланты. И конечно, это возлагает на нас ответственность за постоянное повышение качества образования, за создание актуального нового знания.
- Санкции и различные политические события не влияют на количество иностранных студентов?
Если государство в условиях санкций в прошлом году приняло программу по увеличению иностранных студентов в три раза - значит, государство уверено, что будет рост. Хотя на академическую мобильность это может повлиять. Например, в Англии на 30–40% российских студентов стало меньше. География и маршруты изменились - по разным причинам многие предпочитают другие страны. При этом санкции бьют и против стран, которые вводят санкции. Например, иранские студенты думают, стоит ли им учиться в США, могут ли к ним применить непредсказуемые миграционные меры. В целом число студентов не только из арабских стран, но и из Китая резко уменьшилось в США и странах Европы. Они куда поехали? Они поехали учиться в Россию.
Беседовала Кристина Сулима