Зубная формула. Правилазаполнения зубнойформулы Графико цифровая система обозначения зубов

PAGE 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 3

по разделу

IV семестр).

Тема: Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей, зубные ряды (индексы КПУ, кп, кп+КПУ).

Цель: Изучить варианты строения зубов у детей. Уметь выявлять патологические отклонения в строении и структуре рядов и зубов с выяснением возможных причинных факторов и отличать от физиологических вариантов развития зубочелюстной системы.

Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП № 1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук .

Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентации.

Комната гигиены (поликлиники).

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы.

Наборы временных и постоянных зубов.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираются особенности строения временных и постоянных зубов, признаки нормы и патологии. Далее разбирают возможные записи зубной формулы: графико-цифровая и международная двузначная системы. Преподаватель со студентами разбирают запись и подсчет индекса интенсивности кариеса зубов, в зависимости от прикуса (временный, сменный и постоянный). Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Особенности строения временных резцов и клыков.
  2. Физиологические варианты строения временных моляров.
  3. Количество временных зубов у ребенка, их обозначение в зубной формуле.
  4. Количество постоянных зубов, обозначение в зубной формуле.
  5. Отклонения в строении зубных рядов при патологии.
  6. Физиологические (возрастные) изменения прикуса и структуры зубов (тремы, диастемы, стирание, прямой прикус).
  7. Признаки патологии зубов (количества, формы, цвета, увлажненности, блеска эмали и т.д.).
  8. Что такое зоны риска и где они располагаются?

Этапы обследования зубов

Этап

Норма

Патология

Определение размеров зубов (с помощью зеркала).

Зубы соответствуют средним размерам их групповой принадлежности.

Размеры могут быть увеличены или уменьшены.

Определение формы (целостности) коронки и эмали (с помощью зеркала).

Форма коронки соответствует групповой принадлежности. Эмаль гладкая, без трещин и других деформаций.

Форма может быть изменена, в том числе из-за травмы. Разрушение коронок кариоз-ным процессом. Образование участков гипоплазии эмали. Образование участков гиперплазии эмали. Наличие трещин эмали. Повышенная сгораемость зубов.

Определение цвета коронки зуба, пятен, налета (с помощью зеркала).

Временные зубы голубовато-белые, постоянные - белые с желтоватым оттенком, светло-желтые, белые. Отсутствуют пятна, нет отложений на зубах.

При кариесе цвет меловой, коричнево-черный.

При гипоплазии и флюорозе - меловой, желтая пигментация, пятнистость.

При наследственных нарушениях от желтого до коричневого, при гибели пульпы - серый, при кровоизлиянии в пульпе - розовый.

После лечения - окрашивание препаратами.

Мягкие и (или) твердые зубные отложения.

Определение блеска эмали (с помощью зеркала).

Выраженный блеск.

При кариесе и флюорозе блеск отсутствует.

Определение состояния поверхности эмали (зондирование).

Поверхность эмали гладкая, зонд фиксируется в естественных фиссурах и ямках.

При кариесе поверхность эмали шероховатая, размягченная, зонд фиксируется в полостях. При некариозных поражениях - плотная, шероховатая, бугристая.

Определение состояния эмали и дентина (с помощью зеркала и зонда).

Эмаль и дентин сохранены на всех участках коронки.

При кариесе эмаль и дентин могут быть разрушены с образованием полости, при некариозных поражениях могут быть углубления, бороздки на эмали, повышенное стирание эмали, дентина.

Для записи зубной формулы используются:

  1. Графико-цифровая система.

Зуб обозначается цифрой (порядковым номером), помещенной в соответствующий квадрант:

Постоянные зубы

Верхняя челюсть

Справа слева

Нижняя челюсть

Временные зубы

Верхняя челюсть

Справа слева

Нижняя челюсть

  1. Международная двузначная система. Зуб обозначается двумя цифрами: 1-я - номер квадранта, 2-я - порядковый номер зуба.

Для постоянных зубов обозначение квадрантов следующее:

Для временных зубов обозначение квадрантов следующее:

при этом порядковый номер временного зуба записывается так же, как и постоянного зуба - арабской цифрой.

Примеры: зуб 17 = 7 - постоянный второй моляр верхней челюсти справа.

При клиническом обследовании полости рта особое внимание необходимо обращать также на зоны риска в области зубов. К таким зонам относятся фиссуры (бороздки) на жевательной поверхности моляров и премоляров, пришеечная область зубов, контактные поверхности. В этих местах часто при видимом отсутствии патологии она может носить скрытый характер. В глубине фиссур и на контактных поверхностях - скрытое кариозное поражение, в пришеечной зоне под слоем зубного налета - очаговая деминерализация эмали, нарушение зубодесневого соединения, поддесневой зубной эмали, патологический карман.

Отличие зубов временного и постоянного прикусов

Признак

Временный прикус

Постоянный прикус

Количество зубов

28-32

Групповая принадлежность

Резцы, клыки, моляры

Резцы, клыки, премоляры, моляры

Размер коронок

Меньший

Больший

Соотношение ширины и высоты

Преобладает ширина

Преобладает высота

Цвет

Бело-голубой

Бело-желтый

Переход коронки в шейку

Резкий за счет эмалевого валика

Плавный

Самая широкая часть коронки

Пришеечная

Экваториальная

Ретенционные пункты

Фиссуры неглубокие, ямки отсутствуют

Фиссуры и ямки глубокие

Выраженность бугров коронок

После 3-4 лет в норме частично стираются

В норме в детском возрасте не стираются

Расположение зубов в зубном ряду

В первом периоде временного прикуса плотное, во втором периоде появляются тремы

В норме без трем и диастем

Подвижность зубов

В период физиологической резорбции нарастает

В норме отсутствует

Расположение корней

У однокорневых выражен вестибулярный изгиб, у многокорневых корни расходятся широко.

Выражен признак угла корня

Толщина твердых тканей зуба

Меньшая

Большая

Степень минерализации

Меньшая

Большая

Наличие "иммунных зон" эмали

Отсутствует

Выражены в области бугров, режущего края

Размер полости зуба

Относительно большой, корневые каналы широкие.

Относительно большой после прорезывания, ширина корневых каналов варьирует, с возрастом полость зуба уменьшается, корневые каналы суживаются.

Строение дентинных каналов

Короткие, широкие

Уже, длиннее, с анастомозами

Схема ориентировочной основы действия –

изучения вариантов строения зубов у детей. Методика проведения осмотра

Этапы диагностики

Средства и условия обследования

Критерии и формы самоконтроля

Жалобы больного (матери ребенка).

Осмотр матери и ребенка.

Жалоб может и не быть при начальных формах кариеса, флюорозе, гипоплазии, хронической травме зубов, наличии зубных отложении, адентиях, хронических пульпитах, периодонтитах и т.д.

Анамнез:

2.1.

Жизни ребенка

Опрос матери ребенка, иногда выписка из истории болезни.

2.1.1.

Антенатальный период. Течение беременности у матери: токсикозы, гиповитаминозы, инфекционные заболевания.

При патологическом течении беременности может нарушиться минерализация коронок временных зубов, после прорезывания зубов могут стать кариесвосприимчивыми или быть пораженными гипоплазией.

Постнатальный период

а) Характер вскармливания.

Искусственное вскармливание способствует развитию кариеса.

б) Заболевания ребенка на первом году жизни.

Влияют на минерализацию постоянных зубов (гипоплазия системная, восприимчивость к кариесу).

в) Хронические заболевания: ревматизм, хр. тонзиллит и др. в период формирования зубов;

после формирования зубов.

Ведет к нарушению минерализации постоянных зубов.

Способствует появлению очаговой деминерализации в зонах риска.

г) Гигиена полости рта: с какого времени чистит зубы, чем, сколько раз, имеет ли индивидуальную зубную щетку, как часто производят её замену.

Низкий уровень гигиены полости рта способствует развитию кариеса у детей, появлению минерализованных зубных отложений, возникновению пародонтитов.

д) Характер питания ребенка. Потребление белков - степень кулинарной обработки пищи, наличие углеводов в рационе.

Полноценное питание и культура потребления углеводов, а также преодоление жевательной ленности оказывают влияние на самоочищение полости рта, ускоряет созревание эмали.

2.1.2.

Заболевания: с какого времени появились пятна на зубах, стали разрушаться зубы.

При появлении пятен на зубах в период прорезывания можно судить о нарушении минерализации, появление их в более поздние сроки и нарушение целостности эмали (дефект эмали говорит о наличии осложненного или неосложненного кариеса).

Объективное обследование больного, общий осмотр.

а) определите вид ребенка, степень его физического развития, со стояние кожных покровов, тип дыхания.

Внешний осмотр

Бледный, худой, астенического телосложения ребенок часто страдает множественным кариесом.

Полный, рыхлый, гиперстенического типа сложения ребенок имеет предрасположенность к развитию кариеса.

Ротовое дыхание благоприятствует развитию кариеса.

б) Состояние лимфатических узлов: поднижнечелюстных, шейных, подбородочных.

Пальпация лимфоузлов.

Увеличенные лимфоузлы пальпируются при хронических заболеваниях и множественном осложненном кариесе.

в) Слюнные железы: секреция, характер слюны.

Осмотр с помощью

зеркала.

Гипосаливация и повышенная вязкость слюны способствует развитию кариозного процесса, воспалительных заболеваний полости рта.

г) Слизистая оболочка преддверия и полости рта, зоны риска слизистой (уздечки, губы и язык, десневая бороздка, ретромолярный треугольник.

Осмотр с помощью

зеркала.

Хронические воспалительные заболевания миндалин, полости рта способствуют развитию множественного кариеса (страдает гигиена полости рта).

д) Заполнение зубной формулы, подсчет индексов:

кп - временный прикус

кп + КПУ – сменный прикус

КПУ – постоянный прикус.

Осмотр с помощью зеркала и зонда.

Выявление

к – кариозных временных зубов

к - кариозных временных зубов

п - пломбированных временных зубов

К - кариозных постоянных зубов

П - пломбированных постоянных зубов

У - удаленных постоянных зубов

по поводу осложненного кариеса.

Ситуационные задачи

  1. Определите и запишите зубную формулу ребенка 5-и лет, он имеет все временные зубы.
  2. Ребенок 8-и лет кроме временных имеет в прикусе все первые постоянные моляры и постоянные резцы верхней и нижней челюсти. Какой это прикус?
  3. Ребенок 13 лет имеет все постоянные зубы. Запишите его зубную формулу.
  4. У ребенка 4-х лет прямой скользящий прикус. Норма это или патология?
  5. У ребенка 13 лет в зубной формуле отсутствуют верхние боковые резцы. Ваша тактика в оценке уровня здоровья?
  6. У ребенка 13 лет сформирован постоянный прикус, имеется широкая диастема, между центральными резцами имеется шиловидный зуб. Диагноз?
  7. У ребенка 7 лет не стерты моляры и клыки. Норма это или патология?

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА ( IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

  1. Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
  2. Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
  3. «О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
  4. Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
  5. Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
  6. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
  7. Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

  1. Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300 Mb .

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

В процессе исследования полости рта для документального оформления его результатов, осуществления динамического наблюдения за результатами лечения и профилактики производится запись зубной формулы.

Для записи зубной формулы используют буквенные, цифровые или символьные обозначения. Групповую принадлежность зубов обозначают первыми буквами латинских названий зубов, например: I — Ісіsіvus — резец, С — Саnіnus — клык; Р — Рremolaris — премоляр, М — Моlaris — моляр.

Для обозначения каждого зуба в отдельности рядом с буквенным обозначением указывают цифровой индекс, например: І 2 — второй резец, Р 1 — первый премоляр, М 3 — третий моляр. Но такая схема записи не позволяет определить принадлежность зуба к верхней или нижней челюсти, к той или иной ее половине. При такой форме записи нет возможности определить, является зуб постоянным или временным.

Поэтому на практике для точного определения принадлежности зуба применяют различные способы записи зубной формулы при помощи комбинации символов и цифр (рис. 4).

Общим для всех способов записи зубной формулы является то, что для обозначения порядкового номера зуба используют сквозную нумерацию зубов в мезиодистальном направлении, где цифрой обозначают порядковый номер зуба в челюсти.

Одна из форм записи зубной формулы предполагает использование символов плюс (+) и минус (—) для определения принадлежности зубов к верхней или нижней челюсти. Знаком (+) определяют отношение зуба к верхней челюсти, а знаком (—) — к нижней. Принадлежность зубов к левой или правой половине челюсти определяется местом положения знаков плюс или минус. Например, если один из этих знаков располагается впереди цифрового обозначения зуба, то зуб относится к левой половине челюсти, если знак расположен после цифры — то к правой. Так, третий верхний левый постоянный зуб будет обозначен в виде (+3), а нижний правый постоянный моляр — в виде (6—). Для обозначения принадлежности зубов к временному прикусу используют десятичную цифровую запись порядкового номера зуба. Для обозначения верхнего левого временного клыка запись будет выглядеть как (+0,3), а для обозначения нижнего правого второго временного моляра — (0,5—).

Рис. 4. Способы записи зубной формулы

Наибольшее распространение получила форма записи зубной формулы, при которой весь зубной ряд разделен на четыре сегмента горизонтальной и вертикальной линиями. Таким образом, зубы верхней челюсти располагаются над горизонтальной линией, нижней челюсти — под ней. Зубы правой половины челюсти располагаются слева, а зубы левой половины челюсти — справа от вертикальной линии. Зубы временного прикуса обозначают римскими цифрами, постоянного прикуса — арабскими.


Например, обозначения перечисленных ниже зубов выглядят следующим образом:

Верхний правый постоянный клык 3 ;

Нижний левый постоянный второй премоляр 5 ;

Верхний правый второй временный моляр V ;

нижний левый временный клык III .

Методика записи зубной формулы, предложенная ВОЗ, заключается в том, что каждой половине челюсти присваивается цифровое обозначение. Отсчет начинается с верхней правой половины челюсти, которой присваивается цифровое значение 1 в случае обозначения зубов постоянного прикуса или цифра 5 — для временного прикуса. Далее обозначения половин челюстей производят по часовой стрелке в таком порядке: для постоянного прикуса левая половина верхней челюсти обозначается цифрой 2, временного прикуса — цифрой 6, нижняя левая — соответственно 3 и 7, правая нижняя — соответственно 4 и 8.

Таким образом, по методике ВОЗ обозначения имеют вид:

Верхнего правого постоянного клыка — 13;

Нижнего левого второго постоянного моляра — 37;

Правого нижнего временного клыка — 83;

Левого верхнего второго временного моляра — 65.

Таким образом, обозначение каждого зуба складывается из двух цифр: первая цифра обозначает квадрант, в котором находится зуб, а вторая - условный номер зуба. Так, верхний правый центральный постоянный резец обозначается как зуб 11 (следует читать: «зуб один один»), нижний левый второй постоянный моляр — как зуб 37, а нижний левый второй временный моляр — как зуб 75

В случае обнаружения при осмотре полости рта пораженных зубов их состояние отмечают в зубной формуле следующими символами: С — кариес; Р — пульпит; Рt — периодонтит; R — корень; П — пломбированный; О — отсутствующий зуб. Буквенные обозначения соответствующих заболеваний проставляют в формуле над или под пораженным зубом.

Большинство из нас, сидя в кабинете стоматолога, слышали странные числовые термины, используемые врачами для обозначения проблемных зубов - «шестерка», «восьмерка», «тройка» и т.д. Чем обусловлен выбор такой терминологии? Тем, что современная стоматология пользуется специальной системой нумерации зубов.

Задача системы нумерации зубов - оптимизировать диагностику полости рта пациента и максимально конкретно внести полученную информацию в его амбулаторную карту.

По каким же принципам нумеруются зубы? Прежде всего, исходя из особенностей строения челюсти человека.

Каждый человеческий зуб имеет строго индивидуальную конфигурацию, обусловленную выполняемыми им каждодневными задачами. Одни зубы предназначены для откусывания пищи, а другие - для ее пережевывания.

С целью их безошибочного обозначения, так, чтобы сразу стало понятно, о каком конкретном зубе идет речь, и была придумана система нумерации.

Нумерация начинается с середины зубного ряда по направлению влево и вправо от него.

Два передних зуба или резца, задачей которых является откусывание пищи, обозначаются номером 1, а идущие следом за ними номером 2.

Клыки, размещающиеся после передних резцов, предназначены для того чтобы откусывать и отрывать особенно твердую пищу и имеют порядковый номер 3.

Попадая в ротовую полость, откушенные кусочки пищи пережевываются идущими следом за клыками жевательными зубами. Они имеют название премоляры и обозначаются цифрами 4 и 5.

А для наиболее эффективного измельчения и пережевывания пищи существуют большие жевательные зубы или моляры, рабочая поверхность которых имеет характерные бугорки. Их порядковый номер - 6, 7 и 8, называемые зубами мудрости.

Конечно, нумерация сильно облегчает их обозначение. Но как узнать в какой части челюсти находится заданный зуб: в верхней челюсти или нижней, слева или справа? Для этого человеческую челюсть визуально поделили на четыре части или сегмента.

Отсчет зубов по сегментам производится с правой стороны верхнего ряда по часовой стрелке. Таким образом, зубы находящиеся в первом сегменте (верхний ряд справа) будут называться десятками, а во втором сегменте (верхний ряд слева) - двадцатками.

На нижнем левом ряду находятся тридцатки, а в правом - сороковые. Называя обследуемый зуб, его порядковый номер добавляют к номеру сегмента, в котором он расположен. И таким образом, получается, что у каждого зуба есть свой индивидуальный номер.

Несколько иным методом нумеруют зубы в детской стоматологии, что связанно с особенностями анатомии детской челюсти. Прорезывание молочных зубов, происходящее в возрасте от 4 до 6 месяцев, совпадает со временем начала формирования зачатков постоянных зубов.

Если ребенку пятилетнего возраста сделать рентгеновский снимок челюсти, на нем будут визуализироваться и молочные, и постоянные зубы.

А так как последние уже имеют свою нумерацию с 11 по 48, то для счета молочных используют следующие десятки.

В верхнем ряду справа будут находиться пятидесятые зубы, а слева - шестидесятые. Нижний левый ряд занимают семидесятые, а правый - восьмидесятые. Так что теперь, зная особенности счета молочных зубов, родители уже не будут так удивляться заявлению врача о требующем лечения 72-ом зубе.

Видео: зубы человека

Основные системы

На сегодняшний день существует несколько основных систем нумерации.

  • Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера.
  • Система Хадерупа.
  • Международная двухцифровая система Виола.
  • Универсальная цифровая буквенная система.

Каждая из них по своему удобна и имеет свои особенности исчисления постоянных и молочных зубов.

Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера

Система Зигмонди-Палмера или, как ее еще называют, квадратно-цифровая система была принята в 1876 году и до сих пор используется для обозначения зубов у детей и взрослых.

Для счета постоянных зубов используют арабские цифры от 1 до 8, а для молочных - римские от I до V. Само исчисление начинается с середины челюсти.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Стандартная квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера чаще всего используется врачами-ортодонтами и челюстно-лицевыми хирургами.

Система Хадерупа

Система Хадерупа отличается использованием знаков «+» и «-» для обозначения верхнего и нижнего ряда зубов соответственно. А вычисление зубов по системе производится при помощи совмещения арабских чисел с данными знаками.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Хадерупа

Молочные зубы обозначают арабскими цифрами от 1 до 5 с добавлением знака «0» и, по аналогии с постоянными зубами, знаками «+» и «-».

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Хадерупа

Международная двухцифровая система Виола

Двухцифровая система Виола, принятая Международной ассоциацией стоматологов в 1971 году получила широкое распространение в стоматологической практике.

Суть данной системы заключается в делении верхней и нижней челюсти пациента на четыре сегмента (по два на каждую челюсть) по 8 зубов. Причем у взрослых нумерация сегментов исчисляется цифрами с 1 до 4, а у детей - с 5 до 8.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Виола

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Виола

При необходимости назвать тот или иной зуб его обозначают двузначным числом, где первая цифра является номером сегмента, в котором он располагается, а вторая обозначает его порядковый номер.

С чем связано широкое распространение международной двухцифровой системы Виола? Прежде всего, с отсутствием букв и сложных формул, способствующим удобству ее использования и позволяющие быстро и точно передавать информацию о пациенте по телефону, факсу, электронной почте и т. д.

Универсальная цифровая буквенная система

Принятая американской ассоциацией стоматологов (ADA), универсальная буквенно-цифровая система отличается наличием своего буквенного обозначения, которое зависит от назначения зуба (резцы, клыки, моляры), а также цифрового обозначения его последовательности в зубном ряду.

Так, буквой I обозначают резцы (по два на каждый сегмент, а всего 8), С - клыки (по одному на каждый сегмент, а всего 4), P - это премоляры, число которых составляет 8 единиц, и моляры, обозначенные буквой M, число которых при наличии зубов мудрости составляет 12 единиц.

Фото: Формула записи постоянных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Фото: Формула записи молочных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Также системой допускается исчисление зубов по сегментам с обозначением зубов, выполняющих одну и ту же функцию одним порядковым номером.

При этом, как и в системе Виола, используют число сегмента, в котором он находится, в результате чего каждый зуб приобретает свой двузначный порядковый номер.

Что касается молочных зубов, то, помимо использования буквенной формулы, их могут исчислять, начиная с правого верхнего зуба по часовой стрелке, используя при этом латинские буквы от A до K.

  • 5. Преддверие рта, его стенки, рельеф слизистой оболочки. Строение губ, щек, их кровоснабжение и иннервация. Жировое тело щеки.
  • Слизистая оболочка губ и щёк.
  • 6. Собственно полость рта, ее стенки, рельеф слизистой оболочки. Строение твердого и мягкого неба, их кровоснабжение и иннервация.
  • 7. Мышцы дна полости рта, их кровоснабжение и иннервация.
  • 8. Клетчаточные пространства дна полости рта, их содержимое, сообщения, практическое значение.
  • 9. Зев, его границы. Миндалины (лимфоэпителиальное кольцо), их топография, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток.
  • 10. Развитие временных и постоянных зубов. Аномалии развития.
  • 11. Общая анатомия зубов: части, поверхности, их деление, полость зуба, зубные ткани.
  • 12. Фиксация зубов. Строение периодонта, его связочный аппарат. Понятие о пародонте.
  • 13. Общая (групповая) характеристика постоянных зубов. Признаки принадлежности зуба к правой или левой стороне.
  • 14. Молочные зубы: строение, отличия от постоянных, сроки и порядок прорезывания.
  • 15. Смена зубов: сроки и последовательность.
  • 16. Понятие о зубной формуле. Виды зубных формул.
  • 17. Зубная система как целое: виды дуг, окклюзий и прикусов, артикуляция.
  • 18. Понятие о зубочелюстных сегментах. Зубочелюстные сегменты верхней и нижней челюсти.
  • 19. Резцы верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток. Взаимоотношение верхних резцов с носовой полостью.
  • 20. Клыки верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток.
  • 22. Большие коренные зубы верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток, взаимоотношение с верхнечелюстной пазухой и нижнечелюстным каналом.
  • 23. Язык: строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 24. Околоушная слюнная железа: положение, строение, выводной проток, кровоснабжение и иннервация.
  • 25. Подъязычная слюнная железа: положение, строение, выводные протоки, кровоснабжение и иннервация.
  • 26. Поднижнечелюстная слюнная железа: положение, строение, выводной проток, кровоснабжение и иннервация.
  • 27. Малые и большие слюнные железы, их топография и строение.
  • 28. Глотка: топография, отделы, сообщения, строение стенки, кровоснабжение и иннервация. Лимфоэпителиальное кольцо.
  • 29. Наружный нос: строение, кровоснабжение, особенности венозного оттока, иннервация, лимфатический отток.
  • 31. Гортань: топография, функции. Хрящи гортани, их соединения.
  • 32. Полость гортани: отделы, рельеф слизистой оболочки. Кровоснабжение и иннервация гортани.
  • 33. Мышцы гортани, их классификация, функции.
  • 34. Общая характеристика желез внутренней секреции, их функции и классификация по развитию. Паращитовидные железы, их топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 35. Щитовидная железа, ее развитие, топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 36. Общая характеристика желез внутренней секреции. Гипофиз и эпифиз, их развитие, топография, строение и функции.
  • 16. Понятие о зубной формуле. Виды зубных формул.

    Порядок расположения зубов записывается в виде зубной формулы, в которой отдельные зубы или группы зубов обозначаются цифрами или буквами.

    В клинике полная формула временного прикуса записывается римскими цифрами, которые соответствуют порядковому номеру зуба каждой половины челюсти.

    В клинике полная формула зубов постоянного прикуса отмечается также как и временного, но арабскими цифрами:

    Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) предложена следующая запись формулы зубов: цифрами обозначается каждый зуб и каждая половина верхней и нижней челюсти, причем возрастание числового значения идет по часовой стрелке.

    Формула зубов постоянного прикуса (ВОЗ):

    8 7 6 5 4 3 2 1

    1 2 3 4 5 6 7 8

    8 7 6 5 4 3 2 1

    1 2 3 4 5 6 7 8

    При записи формулы зуба этим способом, не ставится значок, отмечающий ту или иную половину челюсти, а ставится соответствующая той или иной половине челюсти цифра. Так, например, чтобы записать формулу второго моляра нижней челюсти слева, ставится обозначение 37 (3 - левая половина нижней челюсти, 7 - второй моляр).

    Формула зубов временного прикуса (ВОЗ):

    17. Зубная система как целое: виды дуг, окклюзий и прикусов, артикуляция.

    Зубы, расположенные в челюстях, образуют зубные дуги . Подзубной дугой в стоматологии понимают линию, проведенную через вестибулярные края окклюзионных поверхностей и режущих краев коронок. Верхний ряд постоянных зубов образуетверхнюю зубную дугу (arcus dentalis superior) , а нижний -нижнюю зубную дугу (arcus dentalis inferior) параболической формы. Верхняя зубная дуга несколько шире нижней, вследствие чего окклюзионная поверхность верхних зубов находятся кпереди и кнаружи от соответствующих нижних.

    Кроме зубных дуг, в стоматологии выделяют альвеолярную дугу - линию, проведенную по гребню альвеолярного отростка (альвеолярной части), ибазальную дугу - линию, проведенную через верхушки корней. В норме на верхней челюсти зубная дуга шире альвеолярной, которая в свою очередь шире базальной. На нижней челюсти самой широкой является базальная дуга и самой узкой - зубная дуга. Формы дуг имеют индивидуальные различия, что н обусловливает особенности положения зубов и прикуса.

    Зубные дуги в целом образуют функциональную систему , единство и устойчивость которой обеспечиваются альвеолярными отростками, пародонтом и периодонтом, фиксирующим зубы, а также порядком расположения зубов в смысле ориентации их коронок и корней.

    Соседние зубы, как отмечалось, имеют контактные пункты (рис. 1), расположенные на выпуклых участках вблизи режущих поверхностей. Благодаря межзубным контактам давление при жевании распределяется на соседние зубы и таким образом уменьшается нагрузка на отдельные корни. По мере функционирования контактные пункты вследствие стирания эмали увеличиваются, что связано сфизиологической подвижностью зубов . При стирании контактных пунктов происходит постепенное укорочение зубной дуги.

    Коронки коренных зубов нижнего зубного ряда наклонены внутрь и вперед, а корни - кнаружи и дистально, что обеспечивает устойчивость зубного ряда и предупреждает его сдвиг назад. Устойчивость верхнего зубного ряда достигается преимущественно увеличением числа корней.

    Поверхность, образуемая окклюзионными поверхностями коренных и режущими краями передних зубов, называется окклюзионной поверхностью . В процессе функционального приспособления она приобретает дугообразное искривление с выпуклостью дуги в сторону нижней челюсти. Линия, проведенная через окклюзионную поверхность, называетсясагиттальной окклюзионной линией . Функциональное перемещение нижней челюсти жевательными мышцами обозначается терминомартикуляция .

    Положение зубных рядов в стадии их смыкания называют окклюзией . Возможны 4 основных вида окклюзии: центральная, передняя и две боковые - правая и левая.Центральная окклюзия образуется при срединном смыкании зубных рядов и физиологическом контакте зубов-антагонистов. В этом случае наблюдаются наиболее полный бугорково-фиссурный контакт зубов-антагонистов, симметричное сокращение жевательных мышц, а головка нижней челюсти находится на середине заднего ската суставного бугорка. Припередней окклюзии отмечается срединное смыкание зубных рядов, но нижний зубной ряд выдвинут.Боковая окклюзия характеризуется сдвигом нижней челюсти влево (левая окклюзия) или вправо (правая окклюзия). Анализ биомеханики артикуляции и окклюзии отражает функциональное состояние различных элементов зубочелюстной системы, что помогает в конструировании зубных протезов.

    Прикусы

    Положение зубных дуг в центральной окклюзии называется прикусом (рис. 2). Различают физиологический и патологический прикусы. Прифизиологическом прикусе жевание, речь и форма лица не нарушены, припатологическом прикусе отмечаются те или иные нарушения. Существуют 4 вида физиологического прикуса: ортогнатия, прогения, бипрогнатия и прямой прикус.

    При ортогнатии (ortos - прямой,gnatio - челюсть) имеется небольшое перекрытие резцами верхней челюсти зубов нижней челюсти.Прогения (pro - вперед,genio - подбородок) характеризуется обратными отношениями. Длябипрогнатии типичен наклон вперед верхних и нижних зубов с перекрытием нижних верхними. Впрямом прикусе режущие края верхних и нижних резцов соприкасаются друг с другом (рис. 3)

    Рис. 3. Разновидности физиологического постоянного прикуса, вид сбоку. Схематично в правом верхнем углу каждого рисунка показаны взаимоотношения зубов верхней и нижней челюстей:

    1 - ортогнатический прикус; 2 - прогенический прикус; 3 - прямой прикус; 4 - бипрогнатический прикус

    К патологическим прикусам (рис. 4) относятся значительные степени прогнатии и прогении, а также открытый, закрытый и перекрестный прикусы.

    Рис. 4. Разновидности (аномалии) постоянного прикуса, вид сбоку и спереди. Схема:

    1 - значительная степень прогнатии; 2 - значительная степень прогении; 3 - перекрестный прикус; 4 - открытый прямой прикус; 5 - открытый боковой прикус

    При открытом прикусе между верхними и нижними резцами образуется большая или небольшая щель; контакта между передними зубами нет. Призакрытом прикусе верхние резцы полностью перекрывают (закрывают) нижние. Приперекрестном прикусе смыкание передних зубов правильное, но щечные жевательные бугорки нижних коренных зубов расположены не кнутри, а кнаружи от верхних. Встречаются и другие виды прикусов (рис. 5, 6).

    Рис. 5. Схема сагиттальных аномалий прикуса (по Энглу). Вертикальными линиями показаны соотношения верхнего и нижнего первых моляров по сравнению с нейтральным прикусом, вид сбоку. Схема:

    1 - нейтральный прикус; 2 - дистальный прикус (или прогнатия) с вестибулярным отклонением верхних резцов; 3 - дистальный прикус (или прогнатия) с лингвальным отклонением верхних резцов; 4 - медиальный прикус (или прогения) с лингвальным отклонением нижних резцов

    "

    Практически каждый взрослый человек имеет 32 зуба, являющихся постоянными. В детском возрасте их количество намного меньше - 20 зубов, которые считаются молочными. Приблизительно в 12-13 лет у подростка появляются последние коренные зубы и с этого момента их набор полноценен. Когда человек посещает стоматолога, тот осматривает его ротовую полость и проверяет на наличие заболеваний разной классификации. При их обнаружении врач обязан каким-то способом зафиксировать зубные проблемы с помощью соответствующей записи.

    Почему в стоматологии используется нумерация зубов?

    Каждый зуб в ротовой полости в стоматологии имеет номер, являющийся индивидуальным. Формула зубов нужна для оптимизации диагностики ротовой полости пациента. С помощью зубной формулы врачу удобно вносить записи о пациенте в его амбулаторную карту. При проведении всяческого рода стоматологических процедур конкретный зуб идентифицируется безошибочно и точно, что невероятно удобно и безопасно.

    Системы обозначения

    В современности непосредстенно в стоматологической области для осуществления диагностических и лечебных процедур имеется четыре формулы зубов:

    1. схема Виола;
    2. нумерация Хандерупа;
    3. формула Зигмунд-Палмера;
    4. универсальная порядковая теория, характеризуемая, как буквенно-цифровая.

    Любая система является по-своему востребованной в стоматологии и врачи всего мира успешно практикуют их в своей зубной деятельности. Несмотря на это, наиболее удобной и несложной в применении является знаменитая теория Виола. Именно она применяется во всех учебных учреждениях - описываемую зубную систему рекомендовала сама ВОЗ.

    Схема Виола

    Буквально с 1971 года в стоматологии начала применяться формула человека Виола и пользуется былым спросом по сей день. Как уже упоминалось, именно таблица Виола рекомендована ВОЗ для применения в специализированных учебных заведениях. Особенность этой формулы заключается в том, что каждый зуб, который находится в ротовой полости, имеет номер индивидуального характера. Двухцифровая зубная формула характеризуется и тем, что зубы в ней обозначаются двумя цифрами.

    Рассмотрим описываемую формулу человека максимально подробно. Каждый зуб во рту имеет номер от 1 до 8. Этот номер, в соответствии с формулой, указан в ней вторым. На первом месте указывается то число, которое маркирует зуб в квадранте челюсти. Отметим, что во рту у человека имеется 4 квадранта челюсти. Как верхняя, так и нижняя челюсть может условно разделиться на 2 части: правая относится ко второму квадранту, левая - к первому.


    Схема Виола применяется и для нумерации молочных зубов. Сама теория имеет при этом несколько другой вид по той причине, что квадранты имеют совсем иные номера - 5, 6, 7, 8.

    Как нумеруются постоянные зубы?

    Нумерация постоянных зубов значительно отличается от нумерации молочных (подробнее в статье: нумерация зубов в стоматологии и схема их расположения). Челюсть делится на 4 части, каждая из которых имеет индивидуальное название:

    • Первая часть - десятки. Эта часть начинается с верхнего резца справа и обозначают этот зуб цифрой 11.
    • Вторая часть характеризуется двадцатками. Здесь первым выступает левый верхний резец, пронумерованный цифрой 21.
    • Третью часть именуют тридцатками. Эта часть находится на нижней челюсти с левой стороны, а первый клык в ней - зуб под номером 33.
    • Четвертая часть - сороковки. Эта часть расположена справа на нижней челюсти. То есть, отсчет начинается с клыка под номером 41.

    Чтобы хорошо запомнить сегментацию крайне важно определить точку отсчета так, как требуется. Затем рекомендуется двигаться по часовой стрелке.

    Молочные зубы - детская формула

    Что касается детской системы для зубной нумерации, то она немного отличается от вышеописанной. Чтобы разобраться в том, какие принципы исчисления имеют молочные зубы, нужно изучить, каким образом они сменяются постоянными (рекомендуем прочитать: какие молочные зубы меняются на постоянные в первую очередь?). В целом, процесс смены зубов у детей выглядит следующим образом:

    У детей, которые еще не потеряли сменные зубы, принято нумеровать их по следующему принципу:

    1. пятидесятки;
    2. шестидесятки;
    3. семидесятки;
    4. восьмидесятки.

    Нумерация Хадерупа

    К другой популярной нумерации в стоматологической сфере относится деление по формуле человека Хандерупа. Описываемая система характеризуется тем, что верхняя челюсть помечается знаком «+», а нижняя - знаком «-«. Зубы при этом имеют номера от 1 и до 8, причем, как на верхней, так и на нижней челюсти.

    Описанная схема применяется и для нумерации молочных зубов. Для этого применяются те же значки верхней и нижней челюсти, а зубы при этом пронумерованы от 1 до 5. При обозначении молочных зубов перед номером зуба ставят 0.

    Формула Зигмонди-Палмера

    Она была придумана еще в далеком 1876 году, однако, эту формулу человека по-прежнему применяют для удобной нумерации во множестве стран. Как и предыдущие зубные теории, ее допустимо использовать для нумерации зубов как у взрослого, так и у ребенка.

    Зубную формулу Зигмонди-Палмера еще называют квадратно-цифровой, ведь она имеет несложные обозначения и расшифровку. Постоянные зубы здесь отмечаются арабскими цифрами о 1 до 8. Что касается молочных, то тут для их обозначения используют римские цифры - от I до V.

    В преобладающих случаях эта система используется ортодонтами, а также хирургами, которые имеют дело с операциями всякой сложности в челюстно-лицевом отделе.

    Буквенно цифровой способ обозначения зубов

    Нередко для зубной нумерации используют и универсальную формулу, основанную на комбинировании букв и цифр. Здесь все удивительно просто: буквой обозначается название зуба, а цифрой - его последовательность. Для определения конкретных зубов в этой схеме применяются исключительно английские буквы.

    Резцы, находящиеся как по центру, так и по бокам, всегда обозначаются буквой I. Для обозначения клыков используется буква С. Что касается премоляров, то они отмечаются буквой Р, а моляры - М. Помимо постоянных, данная популярная формула используется и в обозначении молочных зубиков у детей. Основной плюс этой распространенной системы заключается в том, что ее легко понять даже человеку, который не разбирается в стоматологической области.

    Особенности каждой из систем

    Зубная формула исчисления зубов, какой бы она ни была, имеет свои особенности (рекомендуем прочитать: за какой орган отвечает какой-либо из зубов?). Например, система Зигмонди-Палмера практически никогда не применяется в тех случаях, где необходимо провести диагностику или лечение зубов. Подобное явление объясняется непосредственно тем, что эта система несовершенна, и во время ее использовании в таких целях часто допускаются ошибки. Безошибочно система Зигмонди-Палмера используется исключительно в ортодонтии, а также челюстной хирургии.

    Американская система зубных обозначений также не без изъянов - здесь неудобства появляются в тот момент, когда необходимо обозначить левую или правую сторону челюсти. Именно в этом месте во время пользования данной зубной формулой случаются ошибки. То же самое можно сказать и о теории Хандерупа, которая далеко не всегда является удобной.

    Максимально удобной, как было сказано выше, является формула человека Виола. Она применяется для диагностики, а также для лечения всяческих заболеваний ротовой полости (кариес, пульпит и подобное).



    Похожие публикации