Контрольное занятие в средней группе "путешествия по крыму". Внедрение региональной программы "крымский веночек" в педагогический процесс

Цель: расширять представления о природе родного края , о растениях и животных, имеющихся на территории северного Крыма, в том числе и о карантинных сорняках.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать формировать у детей знания о природе северного Крыма , растительном и животном мире, о правилах поведения в степи. Формировать умения взаимодействовать с природой, не нарушая экологических правил.

Развивающие :

Развивать навыки борьбы с сорняками, навык самосохранения, зрительную память, мышление, связную речь, внимание.

Воспитательные :

Прививать любовь и уважение к малой родине. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, к собственному здоровью и жизни в целом.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Методы и приемы:

- практические: дидактическая игра «Растения и животные северного Крыма», игра «Правила поведения в степи», игра «Юные огородники»;

- наглядные: рассматривание карты Крыма, герба Армянска, изображений крымской степи, карантинных сорняков;

- словесные: беседа «Что такое карантинные сорняки и чем они опасны?», стихотворение А. Беличенко «Степной Крым».

Предварительная работа : чтение рассказов и стихотворений ородном крае , чтение поговорок и пословиц о Родине. Рассматривание иллюстраций, альбомов с фотографиями природы Крыма.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: физическая карта Крыма, изображение герба Армянска, степи Крыма и карантинных сорняков;

- раздаточный: дидактическая игра «Растения и животные северного Крыма», игра «Юные огородники».

Форма проведения: совместная деятельность.

Структура ООД:

  1. Слушание стихотворения А. Беличенко «Степной Крым».
  2. Д/и «Растения и животные северного Крыма».
  3. Физкультминутка «Бабочка».
  4. Беседа «Что такое карантинные сорняки и чем они опасны?».
  5. Игра «Юные огородники».
  6. Итог.

ХОД ООД:

  1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами живем в огромной стране, название которой - Россия. Среди ее просторов есть край, где наш родной дом , наша родная земля , родственники, друзья, детский сад…

Ребята, скажите, как называется наша малая Родина? (Ответы детей: Крым, Армянск).

Воспитатель:

- Дети , обратите внимание на карту Крыма. На самом его севере расположен наш маленький и красивый город Армянск. Недаром его называют северными воротами Крыма.

Армянск находится в степной природной зоне. Северная часть крымского полуострова не похожа на горные пейзажи юга. Она имеет необыкновенный, неповторимый колорит. Бескрайние степные просторы тянутся до самого побережья. Тут царство разнотравья. Много целебных трав. Но особенно красивая природа северного Крыма в весенние месяцы. В степи в этот период года зацветают миллионы алых маков. Кажется, что вся степь полыхает ярким огнем.



  1. Послушайте отрывок стихотворения «Степной Крым» Александра Беличенко:

Дорога по степному Крыму,

Когда сияет солнца лик,

Являет дивную картину:

Ум восхищён, зовёт язык...

Вокруг обширные просторы,

Бездонная над ними синь,

Вдали встают зубцами горы,

И облака... где взгляд ни кинь.

  1. А сейчас предлагаю поиграть в игру«Растения и животные северного Крыма» . (Детям предлагаются изображения различных животных и растений. Нужно выбрать только те картинки, которые подходят природе северного (степного) Крыма).

Пальма (нет), тарантул (да), гадюка (да), кобра (нет), скорпион (нет), ковыль (да), мак (да), медведь (нет), лаванда (нет), заяц (да), ёж (да), кипарис (нет), сосна (да), полынь (да), можжевельник (нет).


  1. Игра «Правила поведения в степи».

Воспитатель:

- Ребята , а сейчас я приглашаю вас совершить прогулку в крымскую степь. Но сначала я проверю, знаете ли вы правила поведения в степи. Если то, что скажу, верно - хлопайте в ладоши, если я ошиблась, топайте ногами.

Травы не топтать и зря не рвать. (Хлопать)

Под ноги не смотреть, ходить зевать. (Топать)

Насекомых обижать и ногами их топтать. (Топать)

Брать с собой головной убор, спрей от комаров и клещей. (Хлопать)

Собирать незнакомые ягоды или грибы. (Топать)

Мусор не бросай, за собой убирай. (Хлопать)

Палкой норы разорять, муравейники топтать. (Топать)

Молодцы. Вы настоящие знатоки и друзья природы .

  1. Физкультминутка «Бабочка».

Воспитатель:

Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Предлагаю вам превратиться в красивых крымских бабочек.

Физкультминутка «Бабочка»:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой умылась,

Два - изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

На четыре - полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

  1. Беседа «Что такое карантинные сорняки и чем они опасны?»

Воспитатель:

Мы сегодня уже поговорили, что природу нужно беречь, что нельзя уничтожать растения, животных и насекомых. А сейчас я хочу задать вам такой вопрос: «Что такое карантинные сорняки и чем они опасны?» (Ответы детей: карантинные сорняки - это наиболее вредоносные виды среди сорняков, некоторые из них ядовиты для животных и человека).

Верно. Мы с вами уже знаем, что в нашей природной зоне тоже растут такие опасные для жизни растения. Давайте вспомним их.

(Дети вспоминают названия, глядя на изображения сорняков: амброзия полыннолистная, болиголов, горчак ползучий, паслён колючий).


Воспитатель:

Для чего мы должны запомнить и знать эти растения? (Ответы детей: для того, чтобы не трогать их руками, не вдыхать их пыльцы и не брать в рот веточек этих растений, чтобы не пострадать, не отравиться и т.п.)

  1. Игра «Юные огородники».

Воспитатель:

А сейчас давайте представим, что мы с вами юные огородники и на нашем огороде, среди овощей выросли сорняки. Что мы можем сделать? Как нам побороть надоедливые сорняки? (Ответы детей: вырвать, выкопать, обрезать и т.д. Воспитатель дополняет ответы детей).

  1. Итог.

Воспитатель:

Молодцы. Сегодня мы поговорили о природе нашей малой Родины - северного Крыма. У нас очень красивая степная зона, которая весной, летом и ранней осенью покрыта цветами.

Нужно помнить : природа беззащитна перед человеком, ее нужно охранять. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше и богаче. Но также надо не забывать, что не только необходимо беречь природу, но нужно и беречь себя, свое здоровье. Избегать встречи с ядовитыми насекомыми, пресмыкающимися и растениями, которые могут угрожать нашей жизни. А для этого нужно знать, как они выглядят. Очень надеюсь, что сегодня вы получили необходимые знания и будете использовать их на практике. (Желающие дети могут высказать свои мысли и впечатления по данной теме). Всего вам доброго!

Конспект открытого интегрированного занятия по краеведению.

Тема: «Путешествие по Крыму»

Провела воспитатель подготовительной группы

Сеитмерова Э.М. 23.11.16 г

Интеграция образовательных областей:
"Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".

Цели:
- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме;
- сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях;
- расширять представления детей о народах населяющих Крым;
- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям;
- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
- развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Оборудование и материалы: Ноутбук, карта Крыма; четыре клубочка (зелено-коричневый, синий, желтый, оранжевый) ; интерактивная доска для просмотра презентации: лесов, гор, морских обитателей, полей Крыма, культур выращиваемых в Крыму; костюмы для детей (русский, украинский, крымскотатарский), национальные куклы, эмблемы для детей «Путешествие по Крыму».
Предварительная работа:
1. Беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих наш полуостров; рассматривание карты Крыма.
2. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «О Черной горе- Карадаг», «О горе Ай-Петри») ;
3. Рассматривание картин о животных и растениях Крыма;
4. Разучивание стихотворений о Крыме;
5. Рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»;

  1. Прослушивание песен и музыки народов населяющих Крым.

Ход занятия:

-Воспитатель : -Ребята, сегодня у нас с вами особое занятие. К нам пришли гости, ваши родители. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

Воспитатель: -Я хочу начать наше занятие с чтения стихотворения. А вы дети должны сказать о каком крае будет идти речь.

Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина? (Ответы детей)
Воспитатель: Россия - большая страна, наша большая родина.

А как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым). Обратить внимание детей на карту Крыма, почему Крым называется полуостровом?

А как называется столица Крыма? (Ответы детей)
Воспитатель: -Самое родное место на земном шаре для каждого из нас - это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Наш Крым удивительный и сказочный и сейчас, ребята мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю и узнаем все о нем. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки.
Воспитатель: Первый клубочек у нас зелено-коричневого цвета, а вы ребята закройте глаза.

Я сейчас скажу волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек. (Дети открывают глаза, клубочек прикрепляется на карту Крыма, зеленая зона) .
Слайд 1. «Крымские леса»
Воспитатель: Куда же мы попали? (дети: в лес).

Давайте мы с вами послушаем звуки леса. (звучит запись «Шум леса»)
Ребенок:
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь - мы свои!
Воспитатель : Давайте узнаем, что же и кто же таится в загадочном Крымском лесу?
Скажите мне, ребята, какие деревья вы знаете растущие в лесах Крыма? (ответы детей). А кустарники? Какие еще растения есть в лесу? (ответы детей). А где в Крыму растет лес? (в горах) Почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах). А какие Крымские горы вы знаете? (Карадаг, Аю-Даг, Ай-Петри) Молодцы, ребята!
-А вы знаете, что у нас в Крыму есть высокий водопад, который вытекает из выступа крымских гор, называется он Учан-Су, летом он почти исчезает из-за жары.
Воспитатель: А скажите мне, кто же живет в крымских лесах? (Животные и птицы) Какие?
Воспитатель: Ну что ж, в горах и лесах Крыма мы побывали, отправляемся дальше? У нас есть второй волшебный клубочек синего цвета. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (клубочек прикрепляется на карту, синяя зона) .

Слайд2. «Крымское море». Звучит запись «Шум моря»
Воспитатель: Куда же привел нас этот клубочек? (дети: на море).

Мы оказались на берегу моря. А кто знает, сколько морей в Крыму? Как они называются? А для чего нужно людям море, зачем они ездят на него? (ответы детей). А кто знает какая вода в море? (дети: соленая)
Ребенок:
Кто же это подшутил,
Море, над тобою?
Пошалил и посолил
Море голубое?
Можно в нем воды набрать,
Да нельзя напиться:
Можно только полоскать
Рот морской водицей.
Видно, соль со всей земли
К морю притащили,
Взвесить точно не могли
И… пересолили!
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, каких морских обитателей вы знаете (ответы детей). Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду).

Назовите самых крупных обитателей Черного моря (Дельфины, они добрые и умные)
Д\И «Кто живет в море»
- А в воде живёт индюк? Нет.
- А в воде живёт утюг? Нет.
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? Да.
- А большие мандарины? Нет.
- В Чёрном море есть дельфины? Да.
- Рыбы в нашем море есть? Да.
- Крокодилов в нём не счесть? Нет.
- Дети плещутся в воде? Да.
- Вместе с птицами в гнезде? Нет.
Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей - это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!
Физминутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше? Где же наш следующий клубочек? Какого он цвета? (Желтый).

Говорим все вместе слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, желтая зона)

Слайд 3. «Крымские поля и степи»

Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю очень много.

Что люди выращивают на полях? (ответы детей). У нас на картинке изображено хлебное поле: люди выращивают пшеницу и рожь. Что из них делают? (Муку, а затем пекут хлеб). Какого оно цвета? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны.
Воспитатель: Важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят). Мы должны их беречь от огня.

А чем еще богат наш Крым? Что выращивают? (Сады и виноградники) -- Какие фрукты растут в садах? Что из них делают?
Воспитатель: Вот и на полях Крыма мы побывали, остался у нас один, последний клубочек, куда же он нас приведет? Какого он цвета? (Оранжевого).

Давайте скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, оранжевая зона)

Слайд 4. «Дома»
Воспитатель: Ребята, последний клубочек оранжевый, потому что окна в домах светятся оранжевым светом. И привел он нас в города и села Крыма. Какие красивые здесь улицы и дома, а живут в этих домах люди, люди разных национальностей. Люди - это главное богатство Крыма.

Какие национальности народов Крыма вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, наш Крым богат национальностями, и что только люди не умеют делать и песни петь, и легенды складывать, и танцевать, и игры придумывать. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и обычаи. Давайте побываем в нескольких семьях разных национальностей и уз наем их традициях и обычаях.
Воспитатель: Итак, в какую семью мы попали?

(Звучит русская народная музыка, выходит ребенок в русском костюме)
Воспитатель: Здравствуй, русская красавица! Как зовут тебя? Вот в гости мы к тебе заглянули, можешь рассказать нам, какой-нибудь русский обычай?
Ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо я с удовольствием расскажу вам об одном очень интересном обычае:
На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки.
Воспитатель: А зачем клали эти вещи?
Ребенок: Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.
И, конечно же, что бы всегда был здоров.

Воспитатель. -Расскажите пожалуйста, какие национальные блюда подают

к столу, когда к ним приходят гости? (рассказывает мама ребёнка)

Воспитатель. -Спасибо вам. Ребята в какой семье мы побывали?

(в русской).

Теперь пойдем дальше.
(Звучит украинская музыка, выходит ребенок в украинском костюме)
Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в украинской). Давайте поздороваемся на украинском языке: (дети: «Добрий день! ») Добрий день, добрый молодец! Как зовут тебя? Не расскажешь ли ты нам об обычаях своего народа?
Ребенок: Я хочу вам рассказать об украинском веночке. Его носили на голове незамужние девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила, которая может защитить от беды. В венок вплетали лечебные травы, хлебные колосья, ленты, лук, чеснок. А еще венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Так же его прибивали на двери дома, чтобы у семьи было здоровье целый год.
-Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду.

Воспитатель. -Ну, а теперь вы расскажите нам, какие сладости готовят

Украинцы? (Рассказывает мама ребенка)

Спасибо вам (имя, очень интересен был ваш рассказ.)
Ну, что ж заглянем еще в одну семью.
Запись крымскотатарской музыки (выходит ребенок в национальном костюме)
Воспитатель:
-Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в крымскотатарской).

Давайте поздороваемся на татарском языке: «Селям Алейкум! »

Как зовут тебя красавица?

Примешь нас к себе в гости, расскажешь обычаи своего народа?
Ребенок: -Алейкум селям! Крымские татары очень гостеприимные люди, гостей встречают ароматным кофе со множеством лакомств, гость занимает лучшее место за столом. А еще в наших семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

Воспитатель: -Расскажите и вы нам о своих национальных блюдах.

(Ребенок вместе с мамой рассказывают)

Воспитатель . -Спасибо и вам огромное. Нам всем было очень интересно побывать и у вас в гостях.
На этом ребята мы закончим свое путешествие, самое главное, что б мы жили в мире и согласии, чтоб никогда не ссорились и помогали друг другу. Чтоб помнили и уважали традиции своего народа. Чтоб любили свою Родину, свой Крым и гордились им.
Ребенок: Даже если мало места,
Все равно нам здесь не тесно. Формат: .JPG


Формат: .JPG


Формат: .JPG

Тема: Горный Крым

Цель:

Расширять, обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме;

Формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»;

Сформировать представления о Крымских горах и пещерах;

Закрепить знания легенд Крыма;

Закрепить правила поведения в природе - лесу, пещере;

Развивать связную речь детей, учить правильно строить предложения, использовать в речи эпитеты;

Создать положительный эмоциональный настрой;

Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять;

Материал к занятию: карта Крыма, иллюстрации гор Крыма, иллюстрации пещер Крыма.

Ход занятия:

Дети входят в зал и садятся на стульчики полукругом, приветствуют гостей.

Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со чтения стихотворения. Послушайте внимательно.

Этот край чудесный, там, где синь небес,

Голубое море и зеленый лес,

Ручеек звенящий и веселый гром,

Это запах хлеба, это отчий дом

Родина родная наша сторона,

Ты на всей планете лучшая страна.

Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина?

(Ответы детей)

Ребенок: У нас одна є Батьківщина,

Вона зветься Україна.

Про Україну – рідний край

Ти завжди знай і пам ятай.

Воспитатель: Украина – большая страна, наша большая родина. А как называется наша маленькая

Родина, наш родной край? (Крым, Автономная Республика Крым)

А как называется наш родной город? (Алушта)

Ребенок: Городок наш небольшой

Дворики с цветами.

Пахнет морем край родной

Знойными ветрами.

Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши

родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди – украинцы, русские, крымские татары… Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане)

Воспитатель: Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.

Давайте послушаем стихи о Крыме, которые знают наши ребята.

Ребенок: Крым – наша Родина, помните это!

Души не жалейте ради нее,

Пусть над зеленым островом этим

Мирное, доброе солнце встает!

Ребенок: Крым – это здравница и это чудо-сад,

Крым – это фрукты и сладкий виноград,

Крым – это море и райские места,

Крым – это южных гор крутая красота!

Ребенок: Крим – це синє Чорне море,

Крим – це скелі, ліс і гори,

Крим – солодкий виноград

Пишний і квітучий сад!

Ребенок: Прекрасен мир в любое время года

Ласкает солнца взор иль непогода

О скалы волны бьют, свирепа моря даль

Подснежники цветут, на склонах гор миндаль

Великолепен лес, красивы горы

Цветы садов бескрайние просторы…

Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о родном крае?

Дети: У рідному краю гарно як в раю.

Рідний край – земний рай.

Нет в мире краше родины нашей.

Всюду хорошо, а дома лучше.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родная сторона мать, а чужая мачеха.

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим карту Крыма.

Почему Крым называется полуостровом?

Какими морями омывается Крым? Покажите на карте.

Что вы можете сказать о Черном море? Что можете сказать об Азовском море?

Как назывался Крымский полуостров раньше? (Таврида, Таврика)

Что еще есть на нашем прекрасном полуострове? (Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные, растения и т.д.)

Звучит аудиозапись «Шум леса »

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем. Возьмитесь за руки, встаньте в круг, закройте на минутку глаза и послушайте звуки леса.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, в Крымском лесу.

Почему в Крыму лес растет только в горах? (Деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах.)

Воспитатель: Горы Крыма очень красивы и живописны. Они представлены несколькими горными грядами – Внешней, Внутренней и Главной. Крымские горы крутые на южных склонах и пологие на северных склонах. Горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла» - платообразные летние пастбища в горах, они безлесны, но на них огромное разнообразие трав и цветов.

Какие Крымские горы вы знаете? (Ответы детей)

А теперь давайте немного узнаем о каждой горе.

Ай-Петри (показ фото) самая красивая гора Крыма, символ Южного берега. Она характеризуется отвесными скальными стенами, где-то ступенчатыми, но все труднодоступные. Поэтому эту гору любят покорять альпинисты. Северный склон более пологий, покрыт лесом. Ай-Петри защищает побережье от холодных северных ветров. Вершина этой горы всю зиму покрыта снегом. У подножья горы расположена Ялта.

Демерджи (показ фото). Склоны горы Демерджи усеяны причудливыми каменными изваяниями, напоминающими не то людей, не то фантастических животных, диковинных птиц, но чаще всего башни, колонны, столбы, грибы. В вечернее или ночное время фигуры поражают своими фантастическими очертаниями. Поэтому этот склон Демерджи называют Долиной Привидений. Подобных каменных «привидений» здесь более сотни. С южной стороны горы одна из фигур выветривания напоминает женскую голову. Еще Демерджи называют гора Кузнец. Почему?

Какую легенду вы знаете? (Ответы детей)

Гора Костель (показ фото) находиться на южной окраине Алушты, за Рабочим уголком. На ее вершине в древности была крепость, поэтому и гора называется «Костель», что означает крепость, но сейчас от нее уже ничего не осталось.

Бабуган (показ фото) самый высокий массив Крымских гор. На Бабуган-яйле находиться самая высокая точка Крымских гор – гора Роман-Кош. Бабуган-яйла является заповедником.

Что такое заповедник?

Заповедник - особо охраняемая территория, неприкосновенный участок земли, где сохраняются и оберегаются редкие и ценные виды животных, растений, природные, культурно-исторические памятники и т.п.

Аю-Даг или Медведь-гора (показ фото) названа так за очевидное сходство с грозным хозяином лесов, видится наклоненным к морю зверем.

Ребенок: Лежит себе Медведь-гора,

Нос прикрывает лапой

А рядом ходит детвора-

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора реветь

Хоть и зовут ее Медведь!

Воспитатель: Почему в стихотворении говориться, что рядом с горой ходит детвора? (У подножия горы расположен международный детский лагерь «Артек»)

На Медведь-горе уникальный животный и растительный мир. Там встречаются растения, которые не растут больше нигде в мире. Аю-Даг является природным заповедником.

А какую легенду о Медведь-горе вы знаете? (Краткий пересказ легенды)

Карадаг (показ фото) или Черная гора много лет назад была вулканом, здесь можно найти много различных минералов и полудрагоценных камней. Карадаг – это государственный заповедник, находится между Судаком и Феодосией.

Какую легенду о Карадаге вы знаете? (Краткий пересказ легенды)

Чатыр-даг (показ фото) напоминает гигантский шатер, с чем и связано название - часто называют Палат-гора, Шатер-гора, здесь располагается целая пещерная страна.

Звучит аудиозапись «Шум леса»

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем. Закройте глаза и представьте себя снегом, покрывающим горную вершину. Снежинки медленно кружатся, падают. Но тут пригрело солнышко, каждая снежинка открыла глазки и улыбнулась солнышку, улыбнулись друг другу. И тут снег начал таить, превращаясь в капельки, капли сливаются в струи, струи – в ручейки. И побежали ручейки с гор.

(дети выполняют движения, в конце сели на стульчики)

Воспитатель: Вода очень сильная, она размывает все – пески, глину, камни, известняк, расширяет и углубляет трещины. Вода много веков делала эту работу и в Крымских горах образовались пещеры.

Что же такое пещера? Пещера – это подземная полость, пространство, которое имеет вход, размеры которого позволяют проникнуть в пещеру человеку, имеет свой климат, свою температуру воздуха, влажность воздуха, свою систему рек, озер, свой растительный и животный мир. В них отсутствует освещение.

Какие пещеры в Крыму вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Мраморная пещера входит в пятерку красивейших пещер мира. Она встречает посетителей огромными залами с причудливыми формами образований, редчайшими видами кристаллов.

Красная пещера (Кизил-коба) одна из самых больших в Крыму. Это целая система галерей, колодцев, подводных озер.

Тысячеголовая пещера. Почему так называется? Какую легенду о ней вы знаете? (Краткий пересказ легенды)

Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете правила поведения на природе, в лесу. А как вы думаете, какие правила поведения необходимо соблюдать в пещере?

Не бросать мусор, ничего не бросать в подземные реки, озера;

Не отходить далеко от взрослых, соблюдать рекомендации экскурсовода;

Не трогать стены руками, ничего не писать на стенах, не бить по стенам;

Не бегать, не кричать;

Не разжигать костер;

Ничего нельзя выносить из пещеры - плохая примета;

Не трогать, не мешать спать летучим мышам;

Не засовывать руки, ноги, голову в различные расщелины;

Ходить строго по огороженным тропам;

Воспитатель: Пещеры образуются очень длительное время и их части, компоненты являются очень ранимыми, они не могут восстанавливаться. Поэтому нам необходимо строго соблюдать правила поведения в пещере, чтобы сохранить эти памятники природы.

Ребята, вам домашнее задание. Рассказать дома родителям, бабушкам, дедушкам правила поведения в пещерах и почему и нужно соблюдать.

И наше занятие я хочу закончить словами известного русского писателя Михаила Пришвина: « Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину».


Наталья Николаевна Аверьянова
Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Животный мир Крыма»

Цель : систематизировать знания детей о диких животных Крыма , их внешнем виде, питании, образе жизни; развивать словарный запас, память, логическое мышление; закрепить названия сказок с участием зайца; совершенствовать навыки выкладывания диких животных из геометрических фигур; воспитывать любовь и заботливое отношение к животным родного края .

Материал : посылка, книга «Животный мир Крыма » , письмо, конверты-задания от Лесовичка; слайды с изображением диких животных Крыма : благородного оленя, зайца-русака, горной лисицы, волка, белки, ежа.

Словарь : благородный, заяц-русак, запасливая, юркая, проворная, логово, травоядные, хищники.

Предварительная работа :

Разучивание пословиц о диких животных .

Отгадывание загадок о диких животных .

Дидактические игры «Кто, где живет» , «Кто как передвигается?» , «Узнай и расскажи обо мне» , , «Из какой я сказки?» ;

Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран , забота человека о диких животных , зоопарк, дикие животные Крыма ).

Чтение русских народных сказок : «Лиса и волк» , «Заяц – хваста» , «Заюшкина избушка» и др.

Разучивание подвижных игр : «Зайка беленький сидит» , «Лиса и зайцы» .

Разучивание физкультминутки «Звериная зарядка»

Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу , останавливаются полукругом возле стульчиков

Воспитатель : - Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришла посылка. От кого же она? От Лесовичка. Она адресована самым любознательным детям нашего детского сада. Я сразу поняла, что посылка вам – ребятам средней группы «Почемучки» . Хотите посмотреть, что там внутри? Да это же книга, называется «Животный мир Крыма » . Давайте вместе полистаем ее странички.

Дети вместе с педагогом листают страницы книги и обнаруживают, что со страниц исчезли все иллюстрации.

Воспитатель : Что такое? Почему в книге нет ни одной картинки и все странички белые? Замечают письмо Лесовичка. Так, сейчас узнаем. Прочитаем письмо от Лесовичка.

Воспитатель читает детям письмо от Лесовичка

«Я, Лесовичок, друг всех животных , обитателей крымских лесов , я знаю, что некоторые плохие люди обижают и даже уничтожают диких животных , поэтому я забрал все иллюстрации со страниц книги. Если вы выполните все мои задания в конвертах, то я обязательно их верну.

Воспитатель : Ребята, мы поможем вернуть все иллюстрации? Для этого нам с вами необходимо выполнить несколько заданий.

Конверт № 1. «Узнай и расскажи обо мне»

Перед детьми макет крымского леса ,

модели диких животных Крыма и Дальнего Севера .

Воспитатель : Перед вами макет крымского леса . Посмотрите внимательно, все ли эти животные обитают в крымских лесах ?

Дети : Нет!

Воспитатель : Оставьте лишь тех животных , которые живут у нас в Крыму .

Дети убирают лишних животных , объясняя свой выбор, например :

в Крыму не обитают медведи .

Воспитатель : Давайте назовем животных , которых вы оставили : благородный олень, горная лисица, волк, заяц-русак, белка. Сколько их всего, давайте посчитаем. Ребята, а как всех этих зверей мы можем назвать?

Дети : Дикие животные .

Воспитатель : Почему они называются дикими?

Дети : Потому что они живут в лесу, и сами себе добывают корм.

Воспитатель : Хорошо с животными мы определились , а теперь проходите и садитесь на стульчики. (Дети садятся)

Воспитатель : Внимание на экран. Давайте охарактеризуем каждое животное .

Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай»

Дети берут животных , называя характерные черты, отвечая на вопрос.

Лиса (какая) - хитрая, красивая, рыжая.

Заяц (какой) - маленький, трусливый, длинноухий;

Белка (какая) - проворная, запасливая, юркая;

Волк (какой) – сильный, быстрый, зубастый;

Олень (какой) - рогатый, сильный, большой.

Воспитатель : А теперь следующее задание – конверт №2 «Что напутал художник?» . Расскажите чего не бывает? Как должно быть на самом деле?

Дети рассказывают воспитателю, как должно быть на самом деле.

Воспитатель : Лес – большой дом, в нем живет много животных , и у

Дети : Белка живет - в дупле.

На экране появляется слайд «Кто где живет»

Дети : Лиса - в норе;

Волк - в логове.

Заяц - под кустом дрожит;

Еж - в норке среди листвы ;

Олень - на поляне среди деревьев .

Воспитатель : Правильно, ребята.

У лисы в лесу глухом есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель : Молодцы, и с этим заданием справились. А сейчас самое время рассказать, кто чем питается.

Конверт №3 «Кто чем питается?»

Воспитатель прикрепляет на мольберте картинки диких животных Крыма . Дети прикрепляют на магнитах любимые лакомства диких животных изображенных на картинке.

Воспитатель : Ребята, у меня в конверте есть карточки с различными лесными лакомствами, тут и орешки, и грибы, и шишки. Я сейчас раздам вам все эти лакомства, а вы прикрепите их на мольбертах возле тех животных , кто ими питается. (Дети выполняют задание воспитателя)

Воспитатель : Ребята, вы накормили зайца, белку, оленя. Как одним словом можно назвать этих животных ?

Дети : Травоядные животные .

Воспитатель : Чем питаются травоядные животные ?

Дети : Травой, корой, плодами и т. д.

Воспитатель : А почему вы ничего не дали волку и лисе?

Дети : Потому что они хищники. Они питаются мясом.

Воспитатель : Молодцы, и с третьим заданием вы справились.

Конверт № 4. «Звериная зарядка»

Воспитатель : А сейчас я приглашаю всех на звериную зарядку. Заводите круг.

Дети под музыку заводят круг и выполняют движения, проговаривая слова.

Мы проверили осанку (Дети стоят в кругу спина прямая, руки на поясе)

И свели лопатки, (Отводя руки чуть назад, сводят лопатки)

Мы походим на носках, (Ходьба по кругу на носках)

А потом на пятках (Ходьба на пятках)

Пойдем мягко, как лисята («Крадущийся» шаг на носках)

И как мишка косолапый, (Имитируют «походку» медведя, идут на

внешней стороне стопы)

И как заинька трусишка, (Прыжки с продвижением вперед)

И как серый волк – волчишко. (Легкий бег)

Вот свернулся еж в клубок, (Наклоны вниз с округлением спины)

Потому, что он продрог.

Лучик ежика коснулся, (Дети поднимаются на носки)

Ежик сладко потянулся. (Тянут руки вверх)

Конверт № 5. Игра «Из какой я сказки?»

Воспитатель : Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь?

Дети : Это заяц.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Из какой я сказки?» . Вам необходимо вспомнить и перечислить сказки с участием зайца. В каких сказках упоминается про него?

Дети : «Заяц-хваста» , «Теремок» , «Колобок» , «Рукавичка» , «Заюшкина избушка» и т д.

Конверт № 6. Игра «Выложи животного из геометрических фигур»

Воспитатель : Пришло время выполнить последнее задание Лесовичка. Вам, ребята, необходимо выложить животных из геометрических фигур. Вот вам лист бумаги. Вот конверты с геометрическими фигурами. Выполнять задание вы будете в парах. Приступайте.

Дети выкладывают животных на белой ткани , работая в паре.

Воспитатель : Из каких геометрических фигур вы сложили белку? И т. д.

Дети : Из треугольников и овала.

Воспитатель : Из каких геометрических фигур вы сложили лису? зайца?

Воспитатель : Молодцы! Вы выполнили все задания Лесовичка. И животные , наверное, уже вернулись на страницы книги. Давайте вместе посмотрим!

Дети вместе с воспитателем рассматривают книгу, иллюстрации вернулись на место.

Воспитатель : Я предлагаю поставить эту книгу в уголок природы. Мы еще не раз с вами полистаем ее странички. А теперь внимание на экран.

Воспитатель : "Берегите родную Природу, ведь прекрасней её просто нет,

А она вам ответит взаимностью, не один свой откроя секрет.

Дерево, трава, цветы и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».

Воспитатель : Ребята, давайте любить и беречь природу нашего родного края, сказочного и волшебного полуострова Крым . На этом наше занятие подошло к концу . Впереди у вас еще немало удивительных открытий, а нашим гостям мы скажем добрые слова прощания : Всего хорошего! и

Дети : - До свидания!

Дети под музыку выходят из зала.

Цель: закреплять экологические знания детей о животном мире родного

края, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое.

Задачи: уточнить и обобщить представления детей о разнообразных обитателях Крымского полуострова: внешний вид, образ жизни, взаимосвязь с определённой средой обитания. Развивать устойчивый интерес к животному миру родного края, логическое мышление, наблюдательность. Развивать связность речи, умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях, рассуждать, самостоятельно делать умозаключения. Воспитывать желание беречь животный мир Крыма, формировать осознанно – правильное отношение к фауне, ответственность человека за сохранение красоты и богатства родного края.

Предварительная работа: экскурсия в Краеведческий музей, просмотр видеофильмов о животном мире Крыма, чтение литературы, рассматривание картин просмотр презентаций: «Кто обитает в степях Крыма», «Обитатели горно – лесного Крыма»; загадки о животных; дидактические игры; рисование, лепка, аппликация на данную тему; поделки из природного материала; составление описательного рассказа о животных по мнемотаблице; разучивание стихотворений данной тематики.

Материал и оборудование: дидактическая игра «Кто, где обитает», «Четвёртый лишний», «Собери силуэт животного из частей», экологические знаки, сундук, книга «Животный мир Крыма», презентация по данной теме, аудиозапись голосов лесных птиц Крыма, картинки с изображением этих птиц, степы с примерами, «магниты» детям с изображением совы, ёжика; подарки гостям – открытки «Берегите природу Крыма» (в технике квиллинг ), барометр, градусник, макеты по приметам погоды, муравейник с «муравьями».

Ход квеста

Дети под весёлую музыку заходят в зал, здороваются с гостями. Садятся на стулья.

Воспитатель : «Дети, я сегодня принесла вам очень интересную книгу (показывает обложку). Как вы думаете, о ком она? (О животных Крыма)

В этой книге очень много увлекательного (перелистывает страницы книги с иллюстрациями). Мы с вами обязательно узнаем об этих удивительных животных. А пока, я положу нашу книгу в сундучок (у стены)». (Кладёт.)

Воспитатель: «Давайте вспомним, как называется наш полуостров? Посмотрите на его карту (показ слайда). А почему мы видим на ней 3 цвета: жёлто – коричневый, голубой и зелёный? (Ответы детей: жёлтый – степь, коричневый – горы, зелёный - лес, голубой – вода (Море, реки, озёра, водопады)».

Воспитатель: «Мы сейчас опять возьмём из сундучка нашу книгу и рассмотрим, кто из животных, где обитает» (Подходит к месту, где стоял сундук. А его там нет. Баба – Яга незаметно его унесла). «Дети к нам кто-нибудь приходил? Пропал наш сундук с книгой. Что – же делать? Посмотрите, а нам оставили какую – ту карту и записку (Читает: «Мне было очень интересно, что в сундуке. Отдам, если выполните мои задания. Баба – Яга»).

Воспитатель: «Так это Баба – Яга наш сундук унесла. Как нам его выручать? Давайте посмотрим по карте, куда же двигаться из музыкального зала дальше. (Все рассматривают план – схему движения, определяют, что надо двигаться из здания со второго этажа на улицу).

Дети вместе с воспитателем начинают передвижение по плану. На улице их встречает Баба – Яга: «Догадались, голубчики, куда идти? А путь вам предстоит длинный и трудный. Смотрите, какие у меня есть приборы? (Поочерёдно показывает термометр и барометр). Это что за прибор? А как им пользоваться? У вас же нет таких приборов. Как вы будете погоду определять?»

Дети: «По приметам».

Баба – Яга: «Это ещё как? Расскажите – ка, послушаю». Дети проходят на первую площадку, где в разных местах расположены макеты: «одуванчики в траве». «ласточки в небе», «лягушки на болоте», «кувшинки на озере», «муравьи в муравейнике», «пчёлы, в улей, летящие», «еловые шишки». По ним дети называют приметы погоды. (Например: «Ласточки летают в небе высоко – к хорошей погоде, низко – к ненастью», и т. п. Доходят до макета «Паучок на паутинке», проводится пальчиковая гимнастика: «Паучок ползёт по ветке».

По плану – схеме все переходят к следующей остановке с заданием от Бабы – Яги: «Рассели животных по местам их обитания». Дети выкладывают карточки (на магнитах) с изображением обитателей степи под картинкой «степь», с изображением обитателей горно – лесного Крыма – под соответствующей картинкой.

После окончания задания дети проверяют, всех ли животных расселили правильно.

Следующая остановка - Баба – Яга придумала задания посложнее («Что общего? Чем отличаются?), дидактическая игра «Четвёртый лишний». Физминутка «Мы шагаем».

Следующая остановка – «Собери чёрные силуэты животных из частей».

Воспитатель : «Когда наступает ночь, при свете луны мы видим силуэты животных тёмными. Но Баба – Яга разрезала силуэты на части. Давайте их соберём» (По тёмному силуэту находят картинку, как это животное выглядит днём. Выставляют на магнитную доску и называют животное).

Гимнастика для глаз «Птички летают».

Продвижение к степам с примерами. По сторонам указатели из двух чисел. Проблемный вопрос: «Между камушками пройти и повернуть в нужную сторону, решив примеры по цепочке, конечный ответ должен совпадать с цифрой на указателе направления. Дети движутся, решают примеры и находят нужное направление. Там задание от Бабы – Яги с экологическими знаками.

Баба – Яга расставила по периметру площадки картинки с вредными советами по отношению к обитателям Крыма. Дети должны оценить предложенные ситуации и поставить свои знаки: «Нельзя ловить бабочек», «Нельзя разорять муравейник» и т. п.

Когда все задания выполнены, дети выходят на главную площадку, а Бабы – Яги нигде нет.

Дети: «Баба – Яга, ты где?».

Баба – Яга: (Из окна второго этажа здания) «Ой, голубчики, я здесь. А что, все задания мои выполнили?».

Дети: «Баба – Яга, ты обещала отдать нам сундук с книгой и подарками».

Баба – Яга: «Помню я, помню. Хотя мне так не хочется. Ладно, держите» (Спускает по верёвке сундук со второго этажа.)

Дети открывают сундук, достают книгу, раздают подарки гостям.

Воспитатель: «Дети, вам понравилась наша игра? Посмотрите, в сундуке лежат изображения совы и ёжика (на магнитах). Те, кто считает, что они с лёгкостью справились со всеми заданиями Бабы – Яги, возьмите картинки с совой; те дети, которые старались, но у них не всё ещё получалось – возьмите картинки с ёжиком». Дети объясняют свой выбор.

Баба – Яга подходит к детям: «Вам так весело, вы все вместе. А я совсем одна. Простите меня, я больше не буду брать чужие вещи без разрешения. Возьмите меня с собой».

Воспитатель: «Дети, простим Бабу – Ягу?».

Совместный танец детей и взрослых под весёлую музыку.



Похожие публикации