Как евреи оказались в России. Еврейский вопрос в Российской империи XIX века

Не так давно президент Российской Федерации Владимир Путин пригласил европейских евреев в Россию после того, как они обратили внимание на рост антисемитизма в Европе, который появился в последнее время. Мы решили более основательно подойти к истории еврейского вопроса в России, к тому же, 27 января евреи отмечали день памяти жертв Холокоста.

Об этом официально высказался Эрцканцлер Императорского Престола Светлейший князь Антон Алексеевич Баков:

«Государь и все государственные органы Империи искренне оплакивают убийство шести миллионов евреев, в основном, бывших подданных Российской Империи».

Евреи до 1772 года

Евреи, рассеянные по миру, но объединённые своей религией, иудаизмом, в закрытые общины, всегда жили во многих странах. Исторически сложилось так, что еврейская идеология обеспечивала преимущество своим носителям по отношению ко всем остальным. Это преимущество выражалось в том, что евреи занимались самыми выгодными промыслами, а их взаимовыручка помогала добиваться значительно большего успеха. Уже в среденевековье евреи заняли ниши обработки золота и драгоценностей, они контролировали торговлю, в том числе торговлю хлебом, одним из самых необходимых товаров. В это же время складывается банковская деятельность. Евреи становятся ростовщиками, а позднее банкирами. Данные факты не могли не вызывать у общества негодования, отторжения. Во всех странах, начиная от Англии на севере и заканчивая арабским востоком периодически возникали еврейские погромы и массовые уничтожения еврейских общин. Евреи были обвинены в начале чумы «Чёрная смерть», которая уничтожила 2/3 населения Европы. Целые государства объявляли евреев вне закона и запрещали им под страхом смерти расселяться на своей земле. Например, так было в Испании.

Сжигание евреев в Европе

В России к евреям не было ненавистного отношения. Для Киевских и Московских князей главным фактором доверия было вероисповедание. Евреи, которые переходили в православие, получали очень большие привилегии, становились приближёнными у правителя.

С 1470 года, когда в России начала распространяться ересь жидовствующих среди православных, нейтральное отношение к евреям переменилось на резко-негативное. Царь Иван IV Грозный запретил пребывание евреев в России, а во время войны, по мнению историков, уничтожал евреев из числа пленных и жителей захваченных польских городов. Известен случай, когда Иван IV запретил въезд в страну польских торговцев-евреев, а их товары сжёг, о чём вёл переписку с Королём Польши Сигизмундом II Августом.

Вплоть до 1772 года евреи практически не появлялись на территории России и Российской Империи.

Век спокойной жизни еврейского народа

После разделов Речи Посполитой 1772 года в состав Российской Империи вошли земли, на которых жило большое число евреев. В 1783 году в состав Российской империи вошёл Крым и евреи Крыма также стали российскими подданными.

Евреи в Польше были носителями капиталистических тенденций: они занимались арендой сельскохозяйственных земель, отдельных прав и монополий, иногда даже небольших населённых пунктов, одно время доминировали в мелком и среднем кредитовании (ростовщичестве), были очень активны во всех видах торговли; в некоторых сферах (например, в ремонте одежды) еврейские ремесленники были почти монополистами. В средневековом мире это вызывало негативное отношение у христианских соседей. Ко времени разделов Польши экономическое влияние евреев сильно сократилось (особенно в сфере финансов), но устойчивое представление о евреях как «эксплуататорах» доминировало в общественном сознании.

К концу XVIII века польское государство предпринимала меры по ограничению деятельности евреев. Это привело в 1775 году к изгнанию евреев из Варшавы и последующему погрому.

Сразу после раздела Польши Екатерина II, проникнувшись идеей роста городов как торговых центров Российской империи, в 1780 году указом отнесла всех евреев к одному из городских сословий - купеческому или мещанам. По сравнению с большинством населения, относимого к крестьянскому сословию, городские сословия имели более широкие права и привилегии. Как отмечает профессор Университетского колледжа Лондона Клиер, «статус российских евреев был уникальным для этого времени во всей Европе». Можно сказать, что в России на том момент были созданы самые благоприятные условия жизни евреев. Их купеческий статус позволял в полной мере развивать торговлю, банковское дело. Такими темпами, к концу XIX века в Российской Империи существовала самая большая еврейская община мира (в 1880 году здесь проживало 67 % всего еврейского народа).

Реформы Александра II, следствием которых стали модернизация и индустриализация в России, обострили противоречия в российском обществе, одним из проявлений которых стал раскол мнений по отношению к евреям. В консервативных газетах, близких к правительственным кругам, развернулась мощная антисемитская кампания. Либеральная русская пресса, поддерживавшая реформы, выступала против антиеврейских гонений. Также в результате отмены крепостного права часть крестьян составила конкуренцию евреям в ремеслах и мелкой торговле. Это ухудшило положение еврейской бедноты, зато прослойка богатых евреев, скопившие первоначальный капитал в дореформенный период, смогла воспользоваться новыми возможностями и вложить средства в банковскую сферу, крупную оптовую торговлю и промышленность.

После убийства Александра II народовольцами (среди которых было много евреев) 1 марта 1881 года, в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Попустительская политика властей сочеталась с массовыми слухами о том, что существует правительственное указание бить евреев.

Плакат 1904 г. «Русский Царь, прекрати еврейские погромы»

В результате массовых погромов с 1881 по 1906 годы, а затем в ходе Гражданской войны территорию Российской империи покинуло более 2 млн евреев, которые, в основном, эмигрировали в США.

Погибшие в Холокосте и основавшие государство Израиль

Большое количество евреев, которые до этого жили в России, после всех событий конца XIX - начала XX веков, расселились в США или Европе. Многие уехали в Польшу, где и оставались вплоть до гибели в немецких концлагерях. Другие уехали в США и основали мощную семитскую общину, которая, впоследствии способствовала основанию государства Израиль.

Оба направления еврейства имели российские корни. Говоря о погибших в Холокосте евреев Германии, Австрии и Польши, Эрцканцлер Антон Баков подчёркивает, что это были граждане Российской Империи.

Эмиграция в США, которая началась ещё в конце XIX века способствовала необычайному росту еврейской общины в Америке. В какой-то период случилось так, что бывшие выходцы Российской Империи стали советниками президентов США. Об этом подробно написал Дуглас Рид в своей книге «Спор о Сионе» - британский журналист, описывающий реальность перед Второй мировой войной и сразу после неё. Именно он обратил внимании на то, что еврейское лобби в США после войны стало самым сильным. Фактически, многие сферы управления этой страной были отданы в руки евреев и сам президент Рузвельт во многом был управляемой фигурой еврейского лобби.

Президент США Джордж Буш в окружении раввинов

Вместо заключения

Евреи в Российской Империи более ста лет занимали лучшее положение по сравнению с другими странами, что способствовало их количественному росту и материальному благополучию. Выезжая из России они увозили с собой материальные ценности, которые приобрели благодаря нашей стране. Непродуманная политика привела к тому, что Россия потеряла не только население, но и еврейские капиталы.

Президент России Владимир Путин в окружении раввинов

Откликнутся ли европейские евреи на призыв Владимира Путина переехать в Россию? Можно предположить, что нет. В 2014 году по данным Центрального Банка из нашей страны было выведено 151,5 млрд. долларов, что является рекордным за последние 20 лет показателем. Данных за 2015 год пока нет, но эксперты считают. что сумма будет не меньше. Если уже русские выводят свои капиталы за рубеж и уезжают из России, то евреи точно не станут приезжать в опустевшую и стремительно беднеющую страну.

Первым сохранившимся аутентичным документом Киевской Руси было письмо, написанное на иврите. К концу XIX века в России уже проживало пять с половиной миллионов евреев, что составляло 80 процентов от их общего числа в мире.

Новые гипотезы

До последнего времени главной версией того, как евреи оказались в Восточной Европе была Рейнская гипотеза, согласно которой восточноевропейские евреи произошли от потомков израильско-ханаанейских племен, мигрировавших со Святой земли под влиянием исламской экспансии в VII веке на территории среднего течения Рейна.


До этого здесь уже были небольшие общины, переселившиеся на эти земли в позднеримскую эпоху. Далее, уже в начале XV века большая группа евреев мигрировала на Восток. Однако последние крупные исследования геномов, проведенные американским генетиком доктором Эраном Элхаиком из Университета Джона Хопкинса показали, что генетическая карта еврейских общин далеко не монолитна, более того, в ней доминируют южноевропейские и кавказские предковые сигнатуры с небольшой примесью ближневосточных.

Исследование доктора Элхаика было опубликовано в журнале Genome Biology and Evolution. Схожие исследования проводились и другими учеными. В 2013 году 17 исследователей из 12 научных организаций изучили больше 3,5 тыс. митохондриальных ДНК у евреев из Европы, с Кавказа и из стран Ближнего Востока и пришли к выводу, что больше 80% из них происходят из Старого Света, а не из Передней Азии и не с Кавказа. По мнению автора исследования англичанина Мартина Ричардса (центр по изучению археогенетики Университета Хаддерсфилда) и его коллег, среди которых есть и российские ученые из Института общей генетики РАН Сергей Рычков и Оксана Наумова, это говорит о том, примерно 2000 лет назад большая группа евреев мигрировала из Палестины, причем это были преимущественно мужчины, что важно, поскольку принадлежность к еврейству передается по материнской линии.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить, что еврейская миграция на территории России шла, во-первых, в несколько этапов, во-вторых, шла из разных мест: с территории Палестины и с территории Хазарского каганата, причем число палестинских евреев было меньшим.

Первые евреи на будущей территории Руси

Первые евреи на будущей территории Руси появились ещё в I-II веках. Они жили в греческих островных колониях. Об этом свидетельствует найденная в Тамани могильная плита еврейского воина, датируемая I веком, а также многочисленные памятники с еврейской символикой еврейской символикой (изображения меноры, шофара, лулава и этрога).

Также известно, что значительное количество евреев проживали в Боспорском царстве ещё в конце IV века, это были потомки участников восстания Бар-Кохбы и тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений. В VII веке Таманский полуостров был крупным центром сосредоточения евреев. Об этом говорит запись византийского хрониста Феофана, которую он сделал в 671 году: «… в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена». Исследователь истории евреев Восточной Европы Юлий Бруцкус писал, что часть палестинских евреев из Персии через Дербентский проход мигрировала на нижнюю Волгу, где в VIII веке появился город Итиль — столица Хазарского каганата.

Как известно, одной из религий каганата во второй половине VIII-начале IX века стал иудаизм, который там прижился очевидно под влиянием еврейских общин. В то время еврейские купцы-раданиты по покровительством хазарских правителей занимались торговлей и контролировали оборот меха, оружия, шелка и пряностями между Западом и Востоком. После распада Хазарского каганата евреи были вынуждены мигрировать на запад. Это подтверждают летописи 1117 года о переселении хазар из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов, а также многочисленные топонимы вроде Жидово, Жидичев, Жидова вила, Козари, Козара, Козарзевек на территории Древней Руси и Польши.

Евреи в Киевской Руси

Ещё в ранний период Киевской Руси еврейские общины были уже в Смоленске, Чернигове, Перемышле и Владимире-Волынском.

Сведения о них содержатся в документах XI-XIII веков. В Киеве также в это время была значительная хазарско-еврейская колония. В летописях Киевской Руси есть упоминания о Жидовском квартале и Жидовских воротах. Одна из древнейших аутентичных рукописей Киевской Руси, так называемое Киевское письмо, было написано на иврите. Это было рекомендательное письмо, выданное Яакову бен Ханукке иудейской общиной Киева. Оно датируется X веком. Есть и другие исторические подтверждения активности иудейского населения Киевской Руси в X-XII веках. Так, в 1094 и 1124 годах в Киевской Руси были составлены комментарии к Пятикнижию. В 1156 году греческий монах Феодосий упоминал о живших в Киеве караимах. Киевский раввин конца XII века Моше бен Я‘аков из Киева был лично знаком с французским раввином Я‘аковом Тамом и состоял в переписке с главой багдадской иешивы Шмуэлем бен Али ха-Леви Гаоном (он умер около 1194 года), главой иешивы в Багдаде. Посетивший Киев в 1173 году Биньямин из Туделы назвал его «великим городом».

Черта оседлости

Термин «черта оседлости» имеет сегодня негативный подтекст, а часто и воспринимается неверно, как какая-то демаркационная узкая граница. Определимся с терминами. Чертой оседлости называлась граница территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 годы запрещалось постоянное проживание евреев. Важно понимать, что это не была узкая полоска земли, территория черты оседлости составляла 1,224,008 кв. км, то есть это была целая страна, которая по площади больше, чем территория Молдовы, или Белоруссии, или Украины. Для сравнения: территория Израиля: 22 072 кв. км. Известно, что Наполеон, набирая ополчение, обратился к евреям Франции: «Кто вы, граждане, или изгои?» .

Евреи, проживавшие в черте оседлости на территории Российской империи крайне редко шли на сотрудничество с Наполеоном, восприняв нашествие как угрозу своей культуре, традициям и вере, то есть изгоями они себя не ощущали, а стали активно помогать русской армии в борьбе с захватчиками. Черта оседлости была не только формой дикриминации (причем не по национальному, а по религиозному принципу), но ещё и формой защиты еврейского общества от внешних влияний. Евреев долго не брали в армию, они не платили налогов. Им разрешались многие виды деятельности, в том числе винокурение, пивоварение, разрешалось работать ремесленниками и мастеровыми.

После появления черты оседлости не все евреи были ограничены в правах. Исключение делалось для евреев не иудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, тех же винокуров и пивоваров, лиц, окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.

Разделы Польши

Самая большая часть евреев оказалась в Российской империи после разделов Польши (1772-1794). После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году на территории России оказалось около 200 тысяч евреев.

Российская власть учла специфики традиции. За евреями было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала. Ограничивать в правах евреев начала Екатерина Вторая, но до реакционизма конца XIX века и погромов было ещё далеко. В 1795 черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).

Евреи в России к концу XIX века

Немного статистики. В конце XIX века, в 1897 году в мире было 7,5 миллионов евреев, 5, 25 миллиона из них проживали на территории Российской империи. Из них 3,837 млн. жили в Европейской России, 105 тыс. евреев - на Кавказе, в Сибири и Центральной Азии. Евреи составляли свыше 50% городского населения Литвы и Белоруссии. В городах Украины проживало: русских - 35,5%, евреев - 30%, украинцев - 27%.

Еврейская тема в нашей стране всегда была политизирована. В ней сформировались противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно выделить два основных.

В первом, условно "антиеврейском" лагере, евреи определяются как общность, безусловно чужеродная и враждебная России. Это очень широкая палитра взглядов от простой констатации сказанного, до настойчивых поисков и разоблачения "еврейского заговора", а далее вплоть до откровенно черносотенной пропаганды, от которой остаётся менее полушага до призывов к погромам. Из этого лагеря постоянно делаются недвусмысленные намёки на то, что евреям лучше бы целиком и полностью, раз и навсегда покинуть Россию, если не добровольно, то принудительно.

Во втором, условно "произраильском" лагере, евреи также определаются как общность, чужеродная в России и всегда мечтающая вырваться "из плена" и вернуться на "Землю обетованную", то есть в Израиль. С этой точки зрения история российских (советских) евреев представляется как сплошная цепь гонений и преследований, противостояния "антисемитской" власти и обществу. Эта история обычно заканчивается счастливо - алией и воссоединением с Израилем.

Интересно то, что эти диаметрально противоположные позиции сходятся в главном тезисе - определении евреев как чужеродной и враждебной России общности, весь смысл существования которой состоит в том, чтобы эту самую Россию навсегда покинуть. Все разногласия сводятся только к тому, каким именно образом это произойдёт: добровольной алией или принудительным изгнанием.

Есть насущная необходимость рассмотреть совершенно другой тезис: отношения российского (советского) еврейства и Советской власти вовсе не сводились к враждебности, определяющим фактором было наоборот тесное и плодотворное сотрудничество, вхождение советских евреев в братство трудящихся Советского Союза, огромный вклад евреев в победу в Великой Отечественной войне. Советский Союз как раз успешно разрешил еврейский вопрос в самом позитивном виде, задолго до образования Израиля. Необходимо рассмотреть, что именно Советская власть собиралась сделать для евреев, какие цели ставились и как они были достигнуты. Советское еврейство претерпело удивительные трансформации, обратившись из национального и религиозного меньшинства, чьи права и возможности были сильно ограничены и болезненно ущемлены, в неотъемлемую часть общества, причём часть, сыгравшую важную историческую роль. Невозможно обойти и вопрос антисемитизма, оказавшего сильное влияние на общество, и пустившего глубокие корни в общественном мышлении, тем более, что Советская власть всегда вела жестокую борьбу с антисемитизом. И ещё очень важно учитывать, что советская политика в отношении евреев всегда имела международный аспект, поскольку многочисленная еврейская община жила за рубежом, связи между советскими и зарубежными евреями не прерывались.

В общем, история российского (советского) еврейства получается далеко не линейной, её нельзя свести ни к "еврейскому заговору", ни к стремлению евреев к репатриации в Израиль. Реальность неизменно оказывается сложнее и многограннее любых идеологических конструкций. Это была целая эпоха масштабных социальных трансформаций, преобразовавших сам облик еврейского народа.

В Российскую империю евреи попали совершенно особым порядком. Если большинство других инородцев и иноверцев, например, многочисленные народы Сибири, вошли в Россию на основании вассалитета от московского государя, союзных договоров или прошений о приёме в подданство, во главе со своими правителями и вместе с территорией, то евреи оказались в составе России во время разделов Речи Посполитой во второй половине XVIII в., как жители территории, отошедшей под власть российской короны. В 1772 году императрица Екатерина II сохранила за евреями все их права и свободы, которыми они пользовались в Польше. Очевидно, это и стало отправной точкой в формировании враждебного отношения к евреям, определения их как чужеродного элемента, хотя их не раз пытались уравнять в положении и включить в то или иное сословие. Послабления при императорах Александре I и Александре II чередовались с ужесточениями при Николае I и Александре III.

При этом Россия стала самой еврейской страной в мире. В 1880 году в Российской империи проживало 4,5 млн. евреев, или 67% мирового еврейства (данные Ю.Ларина). Остальные евреи сравнительно немногочисленными общинами были рассеяны по разным странам, как в Европе, так и в Азии, и нигде не составляли такой большой и плотной массы, как в российской черте осёдлости. Евреи, как народ, формировались в огромной степени именно в России и под влиянием специфической политики в их отношении.

После убийства императора Александра II для евреев были введены многочисленные запреты и ограничения. В 1882 году евреям было запрещено селиться вне городов и местечек, приобретать землю, причём эта мера была введена для предотвращения погромов. Правда, в качестве антипогромного средства ограничения прав евреев оказалось совершенно неэффективным и даже более того, в известной степени содействовали расширению и распространению погромов в последующее время. До введения этих жёстких ущемлений прав основная масса евреев проживала в местечках и сельской местности, 29% - в средних городах и только 5% еврейского населения проживало в крупных городах (данные Ю.Ларина) . Небольшие местечки, немногочисленные общины, объединяемые синагогой с хедером под управлением кагала и раввинов, занятие мелкой торговлей и мелким ремеслом, обслуживающим окрестных крестьян, - так можно обрисовать образ жизни основной массы евреев в эту пору.

После категорического запрещения на поселение в деревнях еврейское население стало перетекать в местечки, которые и без того были нищими и перенаселёнными. К концу XIX в. лишь 6% российского еврейства проживало вне черты осёдлости, а в Европейской России и того меньше - 4% (чуть более 211 тыс. человек). Для прокормления многочисленных торговцев и ремесленников в местечках не было достаточно широкого рынка. К тому же на пятки мелкой еврейской торговли и ремесла наступала развивающаяся российская промышленность. Из развития капитализма в России сумели извлечь пользу, пожалуй, только наиболее богатые евреи, которые взяли в свои руки хлебную торговлю, проникали в торговлю лесом, производство сахара, в текстильную промышленность и банковское дело.

Уже к концу XIX века местечки были переполнены разорившимися и скатившимися в нищету людьми. Лишённые достаточного заработка, не имеющие земли, чтобы самим вырастить себе урожай для пропитания, еврейские массы в местечках обрекались в буквальном смысле на голодную смерть. Огород и поле были мечтой еврейской бедноты...
Облик и основные черты еврейства того времени, которые нашли отражение в литературе и которые потом всячески раздували антисемиты, выковались именно в местечках черты осёдлости. Тщедушность и слабосильность - последствия хронического недоедания, особенно в детстве. Хитрость и изворотливость - следствия крайне скудных источников заработка и средств пропитания. Приходилось ловить любую возможность, изобретать, чтобы заработать. Трудолюбие - следствие того, что евреям никто ничего не гарантировал.

Тяга к образованию - следствие того, что единственная форточка для выхода из черты осёдлости с её гнетущей атмосферой, была в высшем образовании. Иудаизм также требовал от своих последователей грамотности, умения читать Тору и Талмуд. Наконец, солидарность - следствие понимания того, что выжить в явно недружелюбном окружении можно только сообща, да и у каждого еврея, который чего-то добился и достиг, легко набиралось с десяток голодных и нищих родственников, которым надо было помочь. В свете повальной бедности в местечках, подобная родственная помощь принимала значительные масштабы и скоро сделалсь национальным обычаем.

Выходов у еврейской бедноты было только два. Первый из них состоял в том, чтобы всеми правдами и неправдами выехать и поселиться в большом городе, где было гораздо больше возможностей для заработка. Ю.Ларин в 1929 году писал, что в крупных городах с населением свыше 100 тысяч человек проживало 32% всех евреев в мире, в средних городах - 40% и только 28% в местечках и деревнях. За полвека евреи превратились из преимущественно сельской нации в городскую, 72% численности которой перебралось в города.

Второй выход состоял в эмиграции, то есть в выезде за пределы Российской империи. Еврейская эмиграция приняла столь большие масштабы, что за те же самые полвека Россия утратила статус самой еврейской страны в мире. В 1930 году в СССР проживало около 22% мирового еврейского населения, если считать вместе с другими территориями Российской империи, то 45%. Хотя многочисленные сионисты агитировали за Палестину, тем не менее основная масса эмигрантов подалась в США, где в несколько десятилетий сформировалась крупнейшая в мире еврейская община. В 1930 году в США проживало 30% мирового еврейства, сейчас - около 50%.

Февральская революция 1917 года принесла российским евреям великое освобождение. Это действительно было выдающееся, переломное событие в еврейской истории, причём не только российских евреев, но и вообще мирового еврейства. 22 марта 1917 года Временное правительство провозгласило законодательный акт, подготовленный министром юстиции А.Ф. Керенским, гласивший: "Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальностью, отменяются."

Хотя евреи в этом законе специально не упоминались, тем не менее этот акт стал основой для отмены всех ранее действовавших ограничений, связанных с чертой осёдлости, свободой передвижения, государственной и военной службой, приобретением собственности или найма. В результате были аннулированы 140 действовавших "особых о евреях правил", в том числе и такое одиозное, как процентная норма при приёме в учебные заведения, и архаичное, как черта осёдлости.

Это вызвало среди российского еврейства бурю восторга, тем более что это событие совпало с праздником Песах, в память Исхода евреев из Египта. Новый закон воспринимался как второй исход из Египта. Евреи часто проводили параллели между событиями библейской истории и современными событиями, их касающимися. Так же как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так и Временное правительство вывело евреев из черты осёдлости и многочисленных болезненных ущемлений. Конечно же, в марте 1917 года до разрешения всех этих застарелых проблем было ещё очень и очень далеко. Беднейшая часть еврейства, которая осталась в России по причине отсутствия средств на эмиграцию, ещё ждала разрешения своей судьбы. Решение этой проблемы выпало на долю Советской власти.

Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.

Продолжение следует

(Институт востоковедения РАН).

«Еврейский вопрос» в Российской империи в XIX - начале XX вв.:

попытки его решения: властью, обществом и еврейской общиной.

1. Репрессивная интеграция.

2. Попытки властей реформировать иудаизм.

3. Реакция еврейской массы на политику правительства.

Одним из наиболее важных законодательных актов в отношении евреев за весь период был «Устав рекрутской повинности и военной службы евреев» (1827). По оценке того же Станиславского, по этому Уставу с 1827 по 1854 гг. было призвано около 70 тысяч евреев, около 50 тыс. из которых составляли несовершеннолетние, так называемые кантонисты. По его подсчетам, в николаевскую эпоху было крещено ок. 30 тыс. евреев, из которых лишь ок. 5 тыс. приняли православие добровольно. Рекрутский набор был связан не с военными обстоятельствами, а рассматривался как наиболее эффективный путь «просвещения» и «исправления» через крещение. В кантонисты набирались так же дети польских дворян, после восстания 1831 г. и дети деклассированных элементов. Формально рекрутский устав разрешал еврею и в армии исповедовать свою веру. Но на деле нередко было иначе. Малолетних для того и брали в рекруты, чтобы легче было их сломить. Специальных батальонах и частях для малолетних –школах кантонистов еврейские мальчики оказывались в чуждой и враждебной им среде. Им доставалась за незнание русского языка , за отличия в вере и обычаях. Нередко запрещалось переписываться с родителями, отнимались иудейские молитвенники. Не разрешали говорить и молиться на родном языке. Рекруты, призванные в армию с восемнадцати лет и старше еще могли постоять за себя и свою веру. Детям же было значительно труднее. Их принуждали к переходу в православие, а упорствующих безжалостно истязали. До нашего времени дошло немало воспоминаний бывших кантонистов о тех жестоких и бесчеловечных временах. Мнение Й. Петровского-Штерна, пытавшегося подвергнуть переоценке трагическую историю детей-мучеников вряд ли может быть принято. В одном из народных еврейских преданий рассказывается как однажды на Волге, около Казани собрались в один день окрестить несколько сот еврейских мальчиков-кантонистов. Местное начальство и духовенство в полном облачении расположилось на берегу реки. Стройными рядами стояли дети. Наконец, подъехал сам царь Николай I и приказ детям войти в воду. «Слушаем, Выше Императорское Величество!», - воскликнули все они и дружно прыгнули в реку. Но ни один из них не вынырнул на поверхность. Все дети добровольно утопились. Вместо крещения, они заранее договорились покончить с жизнью, умереть ради своей веры. Совершили «ал кидуш ха-Шем»-осветили Имя Всевышнего», как делали в древности и средневековье в эпоху гонений в разных странах их единоверцы. Они приняли страдания и мученическую смерть во имя веры в Бога и верности предписаниям иудаизма. При крещении обычно давали имена крестных отцов, часто так же и их фамилии. В результате Есель Левиков становился Василием Федоровым. Мовша Пейсахович - Григорием Павловым, Израиль Петровицкий –Николаем Ивановым и т. д..И когда просматриваешь эти бесконечные перечни, писал Саул Гинзбург, невольно является мысль: сколько еврейской крови влито было в русский народ, и как много среди нынешних Ивановых. Петровых, Степановых имеется потомков еврейских детей, которые когда то были насильственно крещены.

Малолетние рекруты набирались прежде всего из неимущих и невлиятельных слоев еврейской общины. Для выполнения рекрутского набора кагальные лидеры образовали институт хапперов («ловчиков»)-специально подобранных людей, которые за деньги занимались похищением детей и сдачей их в армию. Рекрутская политика самодержавия привела к трагическому хаосу в еврейских общинах, резкой потерей влияния и авторитета кагальных руководителей.

Евреи, пытались оказывать сопротивление рекрутским наборам, кроме самоубийств, было активно распространено членовредительство, побег и традиционные способы поведения: посты, молитвы, а так же и взятки чиновникам. Рекрутчина оставила травматический след в исторической памяти народа.

Другим важнейшим актом николаевской эпохи по отношению к евреям стало Положение 1835 г. окончательно установившее внешние границы черты оседлости. В тех границах «черта» просуществовала до Первой мировой войны. Важным аспектом этого Положения стало вмешательство властей в процесс выбора раввина и превращение их, по сути в государственных чиновников. Принятый в 1836 г. Закон о еврейских типографиях, согласно которому были закрыты все еврейские типографии, кроме двух в Вильно и в Житомире, означал дальнейшее наступление правительства на традиционное еврейское общество. Все еврейское книжное дело было подчинено государственной цензуре .

В 1844 г. были учреждены казенные школы для евреев. Эти учебные заведения должны были воспитать новое поколение евреев, верных русской культуре, царю и отечеству. Новые школы встретили серьезное противодействие со стороны административных и духовных лидеров еврейских общин. В эти »еретические» школы шли прежде всего дети из бедных семей, не имевших в кагалах никакого влияния. В последние годы николаевского царствования просветительные идеи стали идеологией не только части интеллектуальной элиты, но и определенной части неимущих слоев. Новые учебные заведения сыграли значительную роль в распространении просвещения и формирования т. н. светской русско-еврейской интеллигенции. Поддерживаемые правительством еврейские просветители являли собой серьезную угрозу традиционному порядку. Маскилим получили новую поддержку в лице евреев –первых выпускников русских гимназий и университетов. Она разделяла взгляды властей на необходимость реформирования быта и религии своих единоверцев. По инициативе С. Уварова в Россию был приглашен выпускник немецкого университета раввин М. Лилиенталь, который должен был возглавить реформу иудаизма в России. Вслед за ним должны были прибыть еще десятки реформистских раввинов. Однако его деятельность, как и весь проект не был реализован.

В том же 1844 г. были отменены кагалы. Система общинного самоуправления была ликвидирована. Кроме того, евреям было предписано носить европейскую одежду. Они обязаны были взять себе фамилии и т. д. Союз между властью и еврейскими просветителями представлял наибольшую опасность для традиционного уклада еврейской жизни. Он вызвал усиление оппозицию режиму у значительной части еврейских масс. Противоречия, существовавшие между хасидизмом и его противниками миснагдим стали отходить на второй план. Более того, недавние, казалось непримиримые противники стали объединиться для борьбы со сторонниками просвещения. Политика Николая I по отношению к русскому еврейству, как пишет Станиславский, оказалась в целом репрессивной и дискриминационной. И она не может быть названа успешной. Вместе с тем одним из важнейших следствий этой политики явилось разрушение изолированного состояния еврейской общины. С замкнутым существованием евреев на задворках России было покончено. Уже в конце николаевской эпохи евреи оказались втянутыми в бурлящий поток российской жизни и политики.

Эпоха Великих реформ.

1. Политика выборочной интеграции.

2. Отношение еврейского сообщества к крещению.

3. Возникновение и особенности русского антисемитизма .

В годы либеральных реформ Александра II изменилась и политика по отношению к евреям. Она проходит по лозунгом «сближения и слияния», хотя маскилим и правительство вкладывались в него нередко различный смысл. Вместе с тем цели и мировоззренческая основа в «еврейской полит - ике» остались прежними, она перестала носить репрессивный характер, насильственный характер. Власти переходят к поощрительным мерам, главной из которых стали отмена черты оседлости для «продуктивных», с точки зрения властей, слоев еврейства: 1859 г.- для купцов 1-й гильдии, 1861 г. для евреев с высшим образованием, 1865 г.- некоторым категориям ремесленников. Таким образом, проводилась, как отмечает Беджамин Натанс, политика «выборочной интеграции». Получили возможность вернуться к иудаизму доказавшие через суд насильственный характер своего крещения николаевские солдаты. Несмотря на выборочную интеграцию евреев в российское общество, лишь крещение открывало в большинстве случаев возможности для полноправия: занятия государственных должностей и продвижения по службе, позиции в высших учебных заведениях и т. д. Признавался лишь церковный брак, и от одной из сторон (не христианина - /иудея/ки) требовалось креститься. Иудей/ка, мог вступить в брак с лицом иной веры, не отказываясь от своей религии, лишь на язычнике/це.

Еврейская община и семья обычно порывали все отношения с выкрестами. Главный герой одноименного романа «Тевье-молочник»- классика еврейской литературы Шолом-Алейхема вынужден порвать отношения с одной своих дочерей Хавой, крестившейся, чтобы выйти замуж за христианина писаря Федора:

»Встань…жена моя, разуйся и сядем на пол –траур справлять по заведу Божьему. Господь дал, господь и взял»…Пусть нам кажется, что никогда Хавы и не было…Наказал я в доме, чтобы имя Хавы никто не смел упоминать, - нет Хавы!».

Так, например, случилось с известным еврейским историком Ш. Дубновым, который полностью порвал отношения с дочерью Ольгой вышедшей замуж за социал-демократа М. Иванова и связи с этим вынужденной совершить неизбежную в этих случаях формальность - креститься. Подобную драму пережила несколько ранее семья известного мыслителя Ахад Гаама, дочь которого Рахель (Роза) вышла замуж за русского писателя, члена партии социалистов-революционеров М. Осоргина.

Моисей Кроль () – известный еврейский общественный деятель, народоволец, политический ссыльный и этнограф в своих воспоминаниях воспроизводит симптоматичный диалог. От имени управляющего делами Комитета министров Кролю одним из подшефных министра Н. Патерсоном было сделано предложение работать в штате канцелярии при условии, если Кроль креститься:

»Не иначе?-спросил я его иронически.- Вы знаете,-продолжал Петерсон тоном сочувствия, - что в настоящее время принять еврея на государственную службу совершенно невозможно.- Но стоит мне только креститься, как я стану совершенно другим человеком, не правда ли?-Конечно, нет, - признался Петерсон, что делать, когда власти требуют выполнения этой формальности. Разве вы так религиозны? –Конечно, нет! - Что же вас может удерживать от крещения? Для вас этот обряд не должен представлять никаких неудобств. Это вроде того. Что вы меняете пиджак на фрак». Его наивный цинизм и полнейшее непонимание всей низости предлагаемой мне сделки с совестью меня прямо обезоружили. Я рассмеялся и сказало ему:»Нет, Николай Петрович, Я очень люблю свой пиджак и не променяю его на самый лучший фрак в мире…Моя работа при канцелярии Комитета министров была закончена».

Дубнов открыто выступил с резким осуждением той части еврейской молодежи, что приняла крещение. Подавляющее число из новообращенных составляли молодые люди, стремившиеся таким образом обойти процентную норму и беспрепятственно поступить в высшие учебные заведения и сделать карьеру. Нельзя не отметить, что многие выкресты были атеистами , и этот шаг не нес для циничных молодых людей по существу никакого морального значения. Некоторые из переходили не православие, а протестантство –что в процедурном отношении было значительно проще. Вместе с тем переход сотен молодых евреев в другую веру, несомненно, свидетельствовал о кризисе традиционных иудейских ценностей в 1900-е годы. Свое письмо, опубликованное летом 1913 г. в журнале «Новый восход» Дубнов назвал «Об уходящих» («Декларация о выкрестах») Он призывал общество установить определенное отношен6ие к ренегатам:»Кто отрекся от своей нации, заслуживает того, чтобы нация от него отреклась». Он обращался особенно к тем, кто еще колебался. Их призывал:

»Вы стоите на пороге измены. Остановитесь, одумайтесь! Вы приобретае гражданские права и личные выгоды, но вы навсегда лишитесь великой исторической привилегии - принадлежать к нации духовных героев и мучеников».

Однако, несомненно, и то, что мало кому это обращение помешало исполнить задуманное. Еще ранее в 1911 г. известный публицист и один из лидеров сионистского движения в опубликовал статью на ту же тему, под характерным названием «Наше «бытовое явление».

Действительно с 1907 г. согласно отчетам обер-прокурора Синода, только в православие из иудаизма перешло: в 1908 гчеловека; 1; 19; в 1; в 1; в 1человек. Далеко не для всех этот акт был простой формальностью. Студент историко-филологического факультета С. Петербургского университета Cоломон Лурье в будущем известный историк античности на крещение решился под сильным нажимом отца, воспитавшего сына атеистом, чуждого какой-либо религиозной веры. Крещение позволило Лурье остаться при университете в качестве «профессорского стипендиата». Тем не менее его не оставляло чувство вины. В одном из писем студент Лурье откровенно заметил своему адресату :»Крещение, во всяком случае, если не подлость, то гнуснейший из компромиссов».

Исследовавший это явление, Анатолий Иванов тем не менее преувеличивает, когда утверждает, что в этот период иудаизм как фундамент еврейского сообщества стремительно терял своих адептов среди еврейской интеллигентной молодежи. Вместе с тем он очевидно прав, когда отмечает, что для евреев-студентов в российских высших учебных заведениях иудаизм перестал быть главнейшим фактором национальной консолидации . Однако не следует упрощать процессы, которые происходили в еврейском обществе в период, последовавший после первой русской революции вплоть до Первой мировой войны. Наряду с «уходом» происходило и «возращение» к своему народу. Еврейское сообщество особенно в Восточной Европе все более осознавало себя не только и не столько религиозной общиной, а народом. В 1897 г. об этом же в Западной Европе заявил и Теодор Герцль своей книге «Еврейское государство»:»Мы - народ, единый народ». Для Западной Европы это заявление носило характер революционного вызова.

Однако условиях усиления секулярных тенденций в российском обществе, и еврейском в частности, возвращение шло подчас не только через традицию «баал тшувы»-возврата к иудаизму, но на светском поприще: возникновением интереса к духовным ценностям своего народа, сопереживание и сострадание к его тяжелым духовным и физическим страданиям. Один из лидеров Бунда - Еврейской социал-демократической рабочей партии впоследствии известный как «легенда еврейского рабочего движения» Владимир Медем, родившийся в семье занимавшего высокое положение военного врача, вспоминал своем детстве и юности, о возвращении к своему народу. Эти воспоминания столь искренни и непосредственны, что мы взяли на себя смелость привести обширный фрагмент из них:

Хотя я был самым младшим именно мне довелось стать первым христианином в нашей семье. Когда я родился (июль 1879 г.) мои родители решили:»Мы достаточно настрадались из-за нашего еврейства. Пусть нашему самому младшему не будут знакомы эти страдания». Я был крещен в православной церкви, … хотя сами родители еще достаточно долго оставались евреями….Но фактически мой отец стал христианином раньше, чем он принял сам обряд крещения. В нашем доме соблюдались все церковные праздники… Когда мне было пять лет я впервые оказался в церкви. Это оставило сильное впечатление: священные картины, мерцающий свет свечей, окутанные тайной обряды, вибрирующий бас протодьякона, поющий хор … Когда я подрос, мои религиозные чувства …начали рассеиваться. Когда я учился во втором классе гимназии, я начал развивать у себя критические взгляды. Последние годы моего пребывания в гимназии, круг моего общения незаметно становился все более еврейским… В 1897 г. я был принят в Киевский университет… Я начал заниматься политэкономией …и узнал о Бунде. Кроме того, что я изучал Маркса, я решил изучить иврит. Но мой интерес к ивриту был скорее литературный, чем еврейский… Я хотел читать Библию в оригинале…Дома во время летних каникул, мне не составило труда найти себя учителя. Митче - мальчик, что жил в нашем дворе, согласился обучать меня в обмен на уроки русского языка…. Он учил меня алфавиту и произношению..Но я подозревал, что Митче сам не слишком хорошо понимает, чему он меня учит…Я так никогда и не выучил иврит, но я получил нечто иное: я изучил алфавит –получив ключ языку идиш…Различными путям и по различным причинам я начал поворачиваться к еврейству. Здесь, я должен упомянуть мою дружбу с Исааком Теуминым, человеком значительно старше меня …он участвовал в еврейском рабочем движении…Он…происходил из традиционной еврейской семьи, знал и любил еврейскую жизнь. Это любовь передалась мне. Это было в Минске…На Йом кипур Теумин взял меня в синагогу. Я хорошо запомнил этот вечер. Я бродил по улицам…лавки были закрыты, улицы пусты и безлюдны…Необычная тишина была в городе. Ощущалось, что именно этот день отличался от всех других. Позже, Теумин и я отправились в синагогу. Я и прежде бывал в синагоге…Но впервые я оказался в старинной синагоге…я ощутил присутствие новой, до сих пор неведомой атмосферы во всей своей неповторимости и очаровании. Это все отличалось от того, что было в русской церкви. Там большая масса людей пребывала в тишине, спокойствии и печали и только священник и хор говорили и пели от имени общины, говорили и пели в красивых, гармонических и сдержанных тонах. Но здесь, я оказался посреди бурлящего, кипящего моря. Сотни и сотни молящихся были поглощены молитвой и каждый молил Бога во весь голос, со страстной настойчивостью. Сотни голосов восходили к небесам, каждый за себя, без какой-либо согласования, гармонии. И все они проистекали вместе в один потрясающий звук. Не приходится и говорить насколько все это было странно для западного уха, но производило глубокое впечатление и обладало необычной красотой страстного массового чувства. Затем мы отправились в другой, еще меньший по размерам молельный дом.… И здесь, так же я оказался в окружении сотен голосов. Но один голос – голос старого седого кантора – сам поднимался и рвался вверх над шумным ропотом масс. Это было ни пение, ни молитва, а именно плач, который вызывал обжигающие слезы исстрадавшегося сердца. И здесь не было ничего от торжественности или размеренной гармонии христианской молитвы. Это было поистине восточная страстность истрадавшейся души, голос из седой древности, которая плачет и молит Бога. И в этом проявлялась великая красота…Несомненно, еврейская рабочая среда сильно повлияла на меня….постоянная связь с евреями и еврейской жизнью иудаизировала меня…Еще свежи мои памяти воспоминания, когда я шел по еврейским улицам, нищим маленьким переулкам с их крохотными домиками. Это была пятничная ночь…субботние свечи горели в каждом доме…я до сих пор помню то неповторимое очарование этой ночи…и я почувствовал в себе романтическую связь с еврейским прошлым; ту теплоту и ту сокровенную близость, которую ощущаешь только именно своему прошлому…И когда настал тот момент, когда в полной мере и бесповоротно я осознал себя евреем? Трудно сказать. Но я знаю, когда я был арестован в начале 1901 г. жандарм дал мне заполнить вопросник, я под пунктом национальность, записал «еврей».

Бурное развитие в России капитализма дало евреям новые возможности занятости. Среди финансово-промышленной элиты страны появляются имена банкиров Гинзбургов, железнодорожных магнатов Поляковых и др. Тысячи евреев поступают учиться в русские университеты, а по их окончанию расселяются по всей стране, составляя заметный процент среди лиц «свободных профессий».

Вместе с тем, конец этой эпохи ознаменовался усилением антиеврейских настроений в русском обществе. В условиях неравноправного существования, евреи сохраняли обособленный сохраняли обособленный характер своей общественной и культурной жизни, что, наряду с успехами отдельных еврейских кругов в экономической сфере и наплыва еврейской молодежи в средние и высшие учебные заведения, способствовало распространению всякого рода мифов о «еврейском заговоре». Зарождается русский антисемитизм, в котором миф о всемирном еврейском заговоре играет занимает важное место. Идеологом русского антисемитизма, как отмечает Д. Клиер, был И. Аксаков. Демонизация Талмуда и кагала в его публицистике играет важную роль.

Антиеврейские настроения в русском обществе достигли апогея после убийства Александра II и вылились в погромы гг.

Эпоха реакции.

1. От интеграции к сегрегации.

2. Процесс Бейлиса.

3. Реакция еврейского населения.

Если до 1880-х гг. правительство стремилось к общественной интеграции евреев, то в поздней имперской России оно перешло на позиции государственного антисемитизма. Погромы начала 1880-х гг. стали одним из переломных моментов в истории евреев России. С них начинается новый поворот к репрессиям в еврейской политике властей. Принятые «Временные правила» (1882) по сути отказывались от интеграционного направления имперской политики в еврейском вопросе. Основной идея этих «правил» базировалась на принципе сегрегации, сведению до минимума, любых контактов между еврейским и христианским населением. По этому закону и сокращалась черта оседлости, запрещалось проживание евреев в сельской местности, запрещалось торговать в воскресенье и христианские праздники. В связи с тем, что мелкая торговля в деревнях черты являлась основных источником существования, новый закон лишил средств к жизни значительное число евреев.

Кровавые погромы (особенно печально знаменитым стал Кишиневский погром 1903 г. и погромы во время революции гг.) и кровавый навет –«дело Бейлиса гг.) стали отличительной особенностью российской жизни в начале 20 в. Принятые правила о «процентной норме» 1887 г. допуска евреев в гимназии и высшие учебные заведения способствовали радикализации еврейской молодежи. За всю историю царской России евреям так и не было разрешено служить на государственной службе, быть офицерами в армии (на эти должности принимали только выкрестов).

Усиление социально-политического гнета вынуждает многих евреев покинуть пределы империи: идет массовая эмиграция евреев в Северную Америку и Южную Америку , Палестину, европейские страны. В еврейском обществе появляются и усиливаются секулярные тенденции. Евреи сами пытаются решить «еврейский вопрос». Обнищание и политика дискриминации ведут к сильнейшему общественно-политическому брожению в среде евреев. Большую популярность приобретает сионистское движение, в 1897 г. создается еврейская социал-демократическая партия Бунд, в 1905 г. Союз для достижения полноправия еврейского народа в России. Еврейские либеральные партии и движения принимают активное участие в выборах в Думу и им удается провести своих представителей в первый российский парламент.

Процесс Бейлиса – самый громкий из всех ритуальных процессов в России и мире в XX в. Вердикт о невиновности Бейлиса был принят большинством голосов присяжных. Те же присяжные ответили положительно на вопрос о том, носило ли убийство христианского юноши ритуальный характер, что создавало прецедент для организации ритуальных процессов в будущем.

Во время Первой мировой войны евреи были официально обвинены русскими властями в пособничестве врагу, а в 1915 г. русская армия осуществила ряд массовых выселений евреев из прифронтовой полосы (было выселено не менее 200 тыс. евреев). Парадоксальным образом, именно переполнившие губернии «черты оседлости» выселенцы и беженцы-евреи, а так же давление международного общественного мнения, стали причиной частичной отмены «черты» в августе 1915 г. Однако евреям по-прежнему запрещалось жить в столицах и некоторых других местах. Окончательно же все наложенные царским правительством ограничения на евреев были отменены сразу после февральской революции 1917 г.

Сам по себе еврейский вопрос возник в 1772 году при Екатерине II, когда в результате раздела Польши к России отошли территории со значительным еврейским населением. Именно тогда и появились первые законодательные акты, регулировавшие статус евреев в российской империи. На протяжении последующего столетия государственная политика по отношению к этой самобытной религиозно-этнической группе колебалась от предоставления полного равенства в правах с прочими поданными до строгих ограничительных мер. 15

Известно, что для еврейского населения еще с 17 века была установлена «черта оседлости», в пределах которой им разрешено было проживание; она включала Бессарабию, Виленскую, Волынскую, Гродненскую, Екатеринославскую, Ковенскую, Минскую, Могилевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую и Киевскую губернии. Однако это ограничение не распространялось на евреев определенных социальных категорий: купцов 1-й гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат. 16

В связи с этим еврейский вопрос всегда представлял собой трудную проблему не только Российского государства, но и многих других. Однозначных причин антисемитизма в Российской империи установить, пожалуй, невозможно. Но факт его явного присутствия в стране не вызывает сомнений.

Еврейский вопрос в контексте национальной политики Александра III нельзя оценить однозначно. Конечно, жесткая национальная политика императора не могла обойти стороной еврейское население.

Уже вскоре после восшествия на престол Александр III помимо своей воли столкнулся с еврейским вопросом. В середине апреля 1881 года в городе Елизаветграде (Кременчуге), а затем и во многих других пунктах случились антиеврейские выступления – погромы, вспыхивавшие потом на протяжении многих месяцев. Поводом к ним послужили широко расходившиеся в народной массе слухи, что якобы именно евреи были повинны в убийстве царя Александра II.

Правительство России и лично царя Александра III потом много раз будут совершенно бездоказательно обвинять чуть ли не в потакании таким насильственным акциям. В действительности все выглядело совсем иначе.

После начала погромов, приведших к разорению домов, магазинов, лавок, к расхищению имущества и жертвам (за все время погибло 2 еврея и 19 крестьян, участвовавших в погромах), царь настаивал на применении жестких мер в отношении смутьянов. Войска для прекращения беспорядков использовались без колебаний. Именно для предотвращения подобных волнений 14 августа 1881 года появилось «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Оно предусматривало возможность введения в той или иной местности положения или «усиленной» или «чрезвычайной» охраны. Генерал-губернаторы и министр внутренних дел получали право: отрешать от исполнения обязанностей должностных лиц, закрывать собрания и печатные органы, арестовывать и высылать без суда возмутителей спокойствия. 17

Также после еврейских погромов министр внутренних дел Н.П. Игнатьев опубликовал «Временные правила о евреях», которые вступили в силу 3 мая 1882 года. Эти правила существенно ограничивали гражданские права евреев в губерниях «черты еврейской оседлости». Евреям запрещалось селиться вне городов и местечек, а также прекращалось совершение всех купчих крепостей, закладных и арендных договоров на имя евреев, доверенностей на недвижимое имущество. Дальше-больше. Число городов, где дозволялось жить евреям, постоянно сокращалось. Евреям-ремесленникам и отставным николаевским солдатам было запрещено проживание в Москве и Московской губернии. Это требование исходило от московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и привело к высылке из одной только Москвы 17 тысяч семей. Свобода хозяйственной деятельности евреев также ограничивалась. В уставы бирж и кредитных обществ быливнесены дополнения, в соответствии с которыми «число членов биржевого комитета из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа членов», а председатель комитета обязательно должен быть «из христиан»; евреям запрещалось занимать должности директоров городских общественных банков.

Получение хорошего образования для «нехристиан» также становилось проблематичным. В 1887 году Министерством народного просвещения была установлена процентная норма для евреев в учебных заведениях. В черте оседлости число учащихся-евреев не должно было превышать 10 % , в остальных местностях империи - пяти, а в столицах - трех. В 1889 году был закрыт доступ евреев в число присяжных поверенных.

Конечно все эти меры несли отрицательные последствия для еврейского населения. Но фундаментальное исследование Миронова Н.Б. дает объективную оценку положения евреев в России в конце XIX века. Его оценка приурочиваются к 1897 г., потому что это был год всеобщей переписи. ООН для оценки благосостояния населения использует так называемый индекс человеческого развития (Human Development Index), который включает три показателя - долголетие (средняя продолжительность предстоящей жизни), образованность (грамотность взрослого населения и доля детей, обучающихся в школе) и материальное благополучие (валовой продукт на душу населения); каждый показатель имеет равное значение для индекса. К концу XIX в. средняя продолжительность предстоящей жизни у новорожденного еврея равнялась 39.0 лет, башкира - 37.3 года, а у русского - 28.7, т. е. соответственно на 10.3 и 8.6 лет меньше. Сравнительно низкая смертность обеспечивала более высокие темпы естественного прироста у евреев и башкир по отношению к русским. За 1795-1897 гг. численность евреев возросла с 750-800 тыс. до 5 216 тыс. - примерно в 6.7 раз. Таких темпов прироста - 1.9% в год - не знала ни одна народность в России. Благодаря этому в XIX в. доля евреев в населении страны возросла с 2 до 4.15%, несмотря даже на то, что к России были присоединены Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. В конце XVIII в. евреи были девятым по численности народом России (после русских, украинцев, белорусов, поляков, литовцев, латышей, татар и финнов), а в начале XX в. - пятым, опередив финнов, литовцев, латышей и татар. Грамотность у евреев была намного выше, чем у русских и других славянских народов. Что касается грамотности на идиш, то среди мужчин она была почти поголовной, вследствие того что подавляющее число мальчиков проходило через начальную еврейскую религиозную школу (хедер). По - видимому, достаточно высокой была грамотность на идиш и среди женщин, но достоверных данных об этом нет. Удивительнее другое - даже по грамотности на русском евреи превосходили самих русских, а также украинцев и белорусов. В 1897 г. среди евреев мужского пола грамотность составляла 31.2%, среди женского пола- 16.5%, а среди трех славянских народов - 29% и 8.2% соответственно. 18

Таким образом, положение евреев в Российской империи в конце XIX века можно оценивать с двух сторон. Одна из них, это жесткая политика, направленная на уменьшение гражданских свобод еврейского населения. Вторая сторона этого вопроса может являться как причиной, так и следствием первой. Евреи, не смотря на эту самую жесткую политику и дискриминацию, были народом более успешным в экономическом смысле, чем русские. Так, К.П. Победоносцев, наставник Александра III, видел опасность для России в «тихом наступлении» российского еврейства, постепенно устанавливавшего контроль над все большим числом сфер общественной жизни. 19 Евреи Российской империи, хоть и ущемлялись во многих правах, не знали проблем русского крестьянина. Во многом, этот факт и вызывал ненависть к ним широких слоев населения.

Что касается императора Александра III, то ряд историков приписывают ему откровенную юдофобию, в которой они видят истоки так называемой антисемитской политики. Было ли это правдой сказать сложно.

Однако, как бы ни относился император к евреям, он решительно пресек чудовищную волну еврейских погромов, происшедших осенью 1881 года и имевшую особенно трагические последствия в юго-западных губерниях России. Представляется, что сам Александр III не испытывал какого-либо личного предубеждения против евреев. При нем Антон Рубинштейн возглавил консерваторию, император высоко ценил творчество М.А. Врубеля и И.И. Левитана, был доброжелателен по отношению к евреям-промышленникам и купцам и совсем не в них видел угрозу русской самобытности. 20

Заключение

Национальная политика России в конце XIX века не была лишь прихотью государя. Все-таки законодательная система государства представляла систему, и хоть последнее слово было за царем, на совещании с министрами взвешивались все за и против.

1 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Т.1. Стр.XXVIII

2 Боханов А.Н. Император АлександрIII

3 Толмачев Е.П. Александр III и его время. Стр.304-305.

4 Там же. Стр. 305.

5 Ричард С. Уортман Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т.2. От АлександраIIдо отречения НиколаяII. Стр. 251.

6 Ю.В.Кудрина АлександрIIIи культура России

7 Толмачев Е.П. Александр III и его время. Стр.305.

8 Боханов А.И. Император АлександрIII

10 Боханов А.И. Император АлександрIII

12 Миронов Б.Н. Социальная история периода империи Т.1. Стр.XXVIII

15 Боханов А.И. Император АлександрIII. Стр.

16 Толмачев Е.П. АлександрIIIи его время. Стр. 308-309

17 Боханов А.И. Император АлександрIII. Стр.

18 Миронов Б.Н. Социальная история периода империи Т.1. Стр.XXIX.

19 Толмачев Е.П. АлександрIIIи его время. Стр. 308.



Похожие публикации