Фотографируем звездное небо. Как фотографировать ночное звездное небо

Интервью с фотографом Юрием Звёздным о том,как фотографировать звездное небо. Что для этого необходимо и какие препятствия существуют.

Продолжаем серию интервью с интересными людьми, которые делятся своими знаниями в различных областях. В прошлый раз мы беседовали с Сергеем Ковтуном о том, как . А сегодня поговорим с профессиональным фотографом, который устремил свой взгляд в небо. Итак, гость нашего выпуска — Юрий Звёздный .


Туманность Киля, NGC 3372

Михаил Роскин : Добрый день, Юрий. Расскажи немного о себе. Откуда появился интерес к звездному небу и фотографии?

Юрий Звёздный : Здравствуй. Любовь к звёздному небу зародилась во мне очень давно. В возрасте восьми лет. С тех пор прошло много времени, но воспоминания живы, как будто это было вчера. Стояла жаркая летняя погода. Я сидел на кровати в деревенском домике. Солнце пробивалось через занавески и подсвечивало летающую по комнате пыль. Передо мной лежала книга«Земля и Небо» Александра Волкова (того самого, который написал «Волшебник Изумрудного Города», он ещё и научно-популярные книжки писал). Эта книга изменила мою жизнь. Из неё я узнал, что мир на самом деле намного больше, чем я представлял до этого. Он не ограничивался моим городом и страной. Оказалось, что все мы живём на каменном шаре, который вращается с огромной скоростью в космическом пространстве вокруг пылающей звёзды по имени Солнце. Но Солнце — лишь одна из бесчисленного множества звёзд, наполняющих Космос. Эти звёзды группируются вместе и образуют галактики, которых больше, чем песчинок на всех пляжах нашей планеты.

Мой разум столкнулся с бесконечностью и изменился навсегда. С тех пор меня стало необычайно сильно тянуть к небу, к звёздам. К тому моменту как я прочитал книгу уже настал август. Похолодало. Я выходил из дома, заматывался в шубу и смотрел на звёзды. Иногда задерживаясь до рассвета. Я смотрел на звёзды и видел теперь не просто мерцающие точки, я видел целые миры. Миры подобные нашему и совершенно непохожие на него. Я видел жителей других планет. Возможно даже один из них сейчас смотрит на нашу звезду, так же как и я смотрю на его звезду. Может он даже обладает разумом? Может быть даже намного большим чем мой? О чём он думает? Может о том же о чём и я?

Где ты, брат по разуму? Может быть на ярком Арктуре? Или на алмазной Капелле? А может вон на той совсем невзрачной звёздочке еле-еле различимой глазом? У неё даже нет своего имени. Почему бы и нет? Это ведь могло бы быть правдой…

Я по уши влюбился в Космос. А в более старшем возрасте появилась страсть к самостоятельным путешествиям и желание исследовать нашу замечательную планету. Эту страсть разделяла моя жена. Поэтому мы подкопили денег, взяли спальники с палаткой и уехали странствовать в Южную Америку на 5 месяцев. Любовь к Космосу и путешествия отлично сочетаются. В диких местах всегда темно. Достаточно вылезти из палатки через час-полтора после захода Солнца и можно увидеть нечто совершенно новое.

Например, руины древнего города инков в джунглях на фоне Млечного Пути


Или звёздный водопад в лесах Патагонии:

Это почти как побывать на другой планете.

Замечательно то, что современные фотокамеры могут видеть ночью значительно лучше наших глаз. Именно благодаря чувствительности их сенсоров и длительной выдержке можно получать подобные фотографии. И в том, чтобы получить такую фотографию нет большого секрета и особых сложностей. Это доступно каждому.


Пылевые и отражающие туманности IC 4603 и IC 4604

Михаил Роскин : Расскажи, как фотографировать звездное небо? Как происходит фотосъемка звезд? Что для этого нужно? Какая техника, какая погода? Что нужно предпринять новичку, чтобы получить первые фотографии?

Юрий Звёздный :Астрофотография делится на три направления: ночной пейзаж, дальний космос и солнечная система. Все три направления существенно разнятся в подходах к используемому оборудованию, методиках съёмки и обработке фотографий.


Астрофотография дальнего космоса и солнечной системы требует значимых материальных затрат, телескопа и астрономического терпения, чтобы во всем этом разобраться. Жанр же ночного пейзажа самый простой и доступный для новичков. Всё, что нужно для первых фотографий звёздного неба, это фотоаппарат, штатив,фонарик (чтобы не заблудится в темноте), а так же жгучее желание сфотографировать звёздное небо, которое выгонит тебя из тёплого спальника/домика в холодную и тёмную ночь.

Вот простая инструкция как можно сделать первые кадры звёздного неба :
Во-первых, ваша фотокамера должна позволять делать длительные выдержки вплоть до 30 секунд. Именно в этот режим съёмки её нужно перевести. Сейчас почти все камеры умеют это делать. Значения ИСО нужно выставить повыше, например 1600 или 3200.

Во-вторых, желательно использовать максимально широкоугольный объектив. Для многих объективов это значение составляет порядка 18мм. Диафрагму нужно максимально открыть, чтобы в объектив попало как можно больше света. Очень хорошо, если объектив позволяет выставить значение диафрагмы 2.8 или даже 2.0. Теперь устанавливаем камеру на штатив и настраиваем фокус, ведь нам нужны резкие снимки. Но автофокус ночью работает очень плохо — ему не хватает света. Поэтому придётся переключить объектив в мануальный режим и настроить резкость вручную.

Фокусироваться можно по-разному: по яркой звезде, по Луне, или по огням вышек сотовой связи. Но если ничего этого нет, а звезды видны плохо, то можно просто отнести включенный фонарик метров на 30 от камеры и сфокусироваться по нему. Теперь самое время выбрать кадр и направить камеру в звёздное небо. Больше звёзд будет видно в южной части неба. Именно там располагается Млечный Путь, который хорошо виден в конце лета и осенью в наших широтах, а зимой на юге располагаются одни из самых красивых и ярких созвездий: Орион, Телец, Близнецы, Возничий и другие.

Для планирования съёмок хорошо подойдут программы-планетарии, которые показывают реалистичный вид звёздного на любую заданную дату из любой точки планеты. Самая известная такая программа: Stellarium. Кроме того, она совершенно бесплатна и доступна для мобильных устройств. Далее остаётся только навести камеру на выбранный участок неба и нажать кнопку спуска затвора. Нажимать кнопку нужно аккуратно и плавно, чтобы изображения звёзд не смазались от сотрясания камеры. А ещё лучше выставить задержку спуска затвора на 2, 10 или любое другое количество секунд которое позволяет ваша камера. Это позволит устранить вибрации и получить более чёткие снимки.

И нужно учитывать ещё один момент – звёздное небо движется, ведь наша планета вращается! Поэтому за время съёмки одного кадра (порядка 30 секунд) звёзды будут вытягиваться в чёрточки, но это не страшно и почти не заметно, особенно если снимок уменьшить. Но если звёзды всё же слишком сильно вытягиваются в чёрточки на снимке, то это значит, что выдержку нужно уменьшить и звёзды снова станут похожи на точки. Этого вполне достаточно чтобы сделать первые шаги в ночной фотографии.


Одинокая сосна на плато Демерджи, Крым

Михаил Роскин : Какие трудности чаще всего возникают в процессе съемки? Мешают ли люди? Или только погода?

Юрий Звёздный :Трудностей возникает, скажем так, не мало. Чаще всего настроение астрофотографам портит погода (хотя в пейзажной ночной фотографии облака могут очень выгодно вписываться в кадр).

Во-вторых, это искусственная засветка. Любой большой город производит так называемое световое загрязнение. Лампы ночного освещения городов излучают настолько много света, что создают вокруг городов огромные купола засветки, внутри которых снимать практически невозможно.

Например, от Москвы нужно отъехать примерно на 200-250 километров, чтобы увидеть по-настоящему тёмное небо. Хотя, стоит сказать, что лунно-планетная съёмка не боится засветки. Луна и планеты настолько яркие, что им не страшен никакой мегаполис.

И, конечно, ночью нужно быть максимально аккуратным. Выезжая в тёмное место за звёздами нужно соблюдать технику безопасности. В первую очередь это касается людей. Местное население может оказаться не очень радо вашему присутствию. Поэтому лучше выбирать места, которые не просматриваются с дорог и находятся подальше от городов и деревень. И конечно нужно учесть фактор диких животных. Для многих из них ночь – это время активности, поэтому от случайной встречи никто не застрахован. Я неоднократно встречал лосей, кабанов, лисиц и живность поменьше. Как правило животные избегают таких встреч, но многое зависит и от вас. Не стоит останавливаться там, где присутствуют следы активности животных.Например, изрытая земля со множеством кабаньих следов. Весьма вероятно, что они вернуться на это место ночью и скорее всего не обрадуются вашей компании.


Михаил Роскин : На какую технику можно снимать звездное небо? Что для этого нужно? Достаточно ли обычной мыльницы или обязательно иметь крутую зеркалку?

Юрий Звёздный : С развитием цифровых технологий фотографирование звёздного неба становится всё более доступным и популярным. Кто-то даже умудряется фотографировать космос на смартфон. Сейчас, даже в фотоаппаратах начального уровня, зачастую присутствуют все функции, необходимые для того, чтобы получать хорошие фотографии ночного неба.

Конечно, чем «круче» камера, тем больше у неё возможностей и продвинутая зеркалка или беззеркалка смогут увидеть больше, чем простые «мыльницы». Но и это –далеко не предел. Увлеченные любители астрофотографии используют специализированные астрономические камеры. Это весьма тяжелые, сложные и громоздкие инструменты стоимостью порой в десятки тысяч долларов. Более того, когда мы говорим о фотографиях дальнего космоса и планет, то тут уже не обойтись обычным фотообъективом. Здесь нужен полноценный телескоп, специальные устройства — монтировки — которые плавно поворачивают телескоп вслед за звёздами и много чего ещё. Это большая и сложная наука. Но здесь нет ничего сверхъестественного. Астрофотография доступна всем. При должном усердии можно получать результаты мирового уровня даже на весьма скромном оборудовании. Главное тут – терпение и последовательность.


Михаил Роскин : В каких программах происходит обработка и что они делают со снимками? Как много снимков нужно для одного качественного кадра звездного неба?

Юрий Звёздный : Опять же это зависит от жанра съёмки. Если мы говорим о ночном пейзаже, то здесь достаточно и одного кадра. Его можно обработать в любом графическом редакторе, например в Фотошопе, немного увеличив контраст и насыщенность. Хотя некоторые фотографы увлекаются обработкой и из-под их пера выходят совершенно сюрреалистические снимки имеющие весьма отдалённое отношение к фотографии.

Для получения снимков дальнего космоса требуются более продвинутые методики. Здесь одним кадром не обойтись, ведь объекты в космосе очень тусклые и они очень плохо прорабатываются на снимках, их просто не видно за шумами. К тому же сенсор камеры в процессе экспозиции к сожалению регистрирует множество побочных и нежелательных сигналов и шумов. В итоге на одиночных кадрах почти ничего не видно. Поэтому для получения одного кадра с какой-нибудь туманностью или галактикой приходится делать десятки кадров объекта и сотни так называемых калибровочных кадров. Эти кадры используются затем при обработке снимка, чтобы вычислить и уничтожить шумы и дефекты которые присутствуют на исходном материале. Всё это делается в специальных программах таких,как например PixInsight, DeepDkyStacker, Iris и другие. Процесс этот довольно долгий, особенно учитывая нашу погоду. От момента начала съёмки до момента публикации снимка могут пройти недели и даже месяцы.

С лунно-планетной съёмкой проще. Для получения фотографий Луны и планет используется видео-технология. Проще говоря, к телескопу крепится видеокамера и снимается видеоролик с планетой, с Юпитером например. Затем кадры этого ролика сортируются по качеству в специальных программах(например, в таких как RegiStax или Autostakkert!). Размытые кадры отбрасываются, а резкие остаются. Из этих резких кадров потом складывается итоговое изображение планеты с большим количеством подробностей и мелких деталей.


Две Вселенные. Высокогорное плато Лаго-Наки, неподалёку от горы Оштен.

Михаил Роскин : Есть ли какие-то профессиональные секреты фотосъемки звездного неба в горах?

Юрий Звёздный : Есть, но это даже не секреты, а скорее опыт. Ночью всё по-другому: известная тропа затеряется в темноте, что-где в меню фотоаппарата находится – забудется, крышка объектива провалится в щель между камней, где-то сзади раздастся странный звук… и при всём при этом будут замерзать пальцы на руках и ноги. А нужно сконцентрироваться на съёмке.

В общем, всё что можно подготовить заранее нужно подготовить заранее: что снимать, откуда снимать, когда снимать. Управление фотоаппаратом в темноте лучше довести до автоматизма, чтобы руки сами знали где-какие кнопки. Одеваться нужно тепло, не по погоде тепло, в перчатки можно положить грелки-самогревы. В горах следует быть максимально аккуратным, не рисковать.Здоровье и жизнь важнее кадра. Лучше ходить не одному, а в компании с кем-то. В общем, аккуратность и максимальная заблаговременная подготовка.


Михаил Роскин : Были ли какие-то необычные, смешные или страшные случаи?

Юрий Звёздный : Постоянно что-то случается. Помимо фотокадров и романтики звёздного неба ночь дарит много запоминающихся событий и адреналина. Однажды во время ночных фотосъёмок в Чили в пустыне Атакама я прилёг вздремнуть. Забрался в спальник на улице, без палатки, и заснул. Когда проснулся обнаружил рядом с собой, прямо перед лицом, ядовитого скорпиона. Всё закончилось хорошо, скорпион не проявлял особого интереса ко мне, но всё же сердце ёкнуло.

Другой случай — я возвращался ночью в палатку после съёмок на развалинах города инков Чокекирао в горах Перу. Шёл по узкой тропе: слева отвесная скала, справа обрыв. Вдруг слышу или вернее чувствую, что навстречу мне приближается топот, земля сотрясается. Инстинктивно прижимаюсь к скалам слева. Мимо меня на встречу пробегает табун лошадей. Вот так встреча!

А однажды разбив палатку ночью на Крымском побережье, с утра мы с женой обнаружили, что находимся неподалёку от военного объекта — радиолокационной станции. Военные с любопытством смотрели на наши лица, высунувшиеся из палатки. Наверное, они были удивлены не меньше нас.

К тому же ночью можно реализовывать всякие странные творческие идеи. Например, у меня давно было желание сделать астроселфи с гитарой в заснеженном поле ночью при свете Луны. Ну вы знаете, иногда хочется чего-нибудь такого) И совсем недавно я такое фото сделал:


Михаил Роскин : Может ли астрофотография приносить деньги? И если да, то какой порядок цен?

Юрий Звёздный : Принципиальная возможность для этого есть. Продажа фотографий, например сферических панорам, может приносить какой-то доход. Но, всё же, астрофотография – это страсть. Это не то занятие, которым стоит заниматься ради денег. Скорее наоборот, астрофотографией обычно занимаются те люди, у которых деньги уже есть. Но сейчас ситуация меняется. Всё больше людей узнают об астрофотографии и знакомятся с Космосом через неё. Есть доступное фотооборудование. Есть энтузиасты. Астрофотография – это ещё одна ниточка соединяющая нас с Космосом. Здорово, что она становится всё более популярной и доступной.


Михаил Роскин : Что вы посоветуете тем, кто только начинает свой путь в астрофотографии?

Юрий Звёздный :Сложно что-то конкретное посоветовать начинающему астрофотографу. Занятие астрофотографией требует большого количества навыков. Нужно стать немного инженером, чтобы построить и настроить астрограф, нужно стать немного физиком, чтобы получать хорошие исходники и нужно стать немного художником, чтобы хорошо их обрабатывать. Для этого требуется время и терпение.

Михаил Роскин : Спасибо большое! Было очень интересно и познавательно. Я даже примерно понял, как фотографировать звездное небо!

Интересуют горящие туры?

Посмотрите, какие варианты есть на ваши даты. Сайт мониторит предложения от 120 фирм. Есть удобная система для поиска и фильтрации предложений. Все цены окончательные. Перелет и проживание уже включены. Цены начинаются от 6 000 рублей с человека.

Для читателей сайта LHTravel есть .

Боитесь остаться без связи в дороге?

Звёздное небо всегда влекло человека своей красотой и загадочностью. Представьте, как интересно его фотографировать! Что для этого нужно? Камера с широкоугольным объективом, штатив и фонарик.

Для съёмки звёзд идеально подходят ясные и безлунные ночи. Лучше выбраться на природу, уехав подальше от города, ведь в его пределах звёзд почти не видно.

Так как звёзды движутся по небосводу, на очень длинной они смажутся, превратятся в дуги – «звездные треки». Чтобы треки получились длинными и красивыми, нужно брать очень длинную выдержку (десятки минут), для этого понадобится специальный спусковой тросик.

Canon 5d mark 2, Canon EF 28 1.8 USM
20 сек, F2.0, ISO 2500, склейка трех горизонтальных кадров.

Если вы хотите сделать кадры с настоящим, резким звёздным небом, придётся ограничить выдержку. Для её определения существует «правило 600»: деление числа 600 на даёт показатель максимально допустимой выдержки.

Например, объектив имеет фокусное расстояние 30 мм. Тогда 600/30=20 сек. Это означает, что на выдержке в 20 секунд при фокусном 30мм звёзды останутся достаточно резкими. Выдержки ограничены, и это при недостатке света. В таких условиях необходимо использовать максимально светосильную оптику, снимать на самых открытых диафрагмах и повышать до 1600—3200 единиц.

При съёмке звёздного неба необходимо пользоваться , полностью контролируя процесс. Автоматика и экспонометр камеры будут работать не точно, не стоит полагаться на их данные. Определяйте правильность выбранной экспозиции экспериментальным путем – тестовыми снимками.

Снимайте в формате , он даёт наилучшее качество снимков, что особенно важно в контексте столь сложных условий освещения и съёмки на высоких значениях ISO. Выбор этого формата позволит с максимальной точностью устанавливать уже после съёмки.

Как же сфокусироваться в условиях тёмной ночи? в такой темноте работать не будет, придётся переключиться на ручную фокусировку. Небо и звёзды от нас бесконечно далеки, так что фокусировку делают на «бесконечность».

Широкоугольные объективы позволяют даже на открытой получать огромную , а «бесконечность» у них начинается со считанных метров. Это позволяет делать резким не только небо, но и передний план, если он включён в кадр. Компоновать кадры при этом надо так, чтобы даже передний план был достаточно удален от нас, чтобы он оставался резким.

Если на снимке есть передний план, его можно подсвечивать фонариком. Дайте волю фантазии, подумайте, какое освещение, под каким углом и какой интенсивности лучше всего подойдет для вашего сюжета. Узким лучом фонарика за время выдержки можно успеть «обрисовать», постепенно осветить всё, что нужно. Представьте, что ваш сюжет – это детская раскраска, которую вы раскрашиваете фломастером-фонариком. Если освещать объекты немного сбоку, получается лучше показывать их объём. Не стоит использовать для подсветки переднего плана фары автомобиля или другие мощные источники света – они скорее всего просто всё засветят. Так же для подсветки переднего плана можно попробовать использовать , поставив минимальную мощность импульса.

Съемка звездного неба стала очень популярной и раз уж мы заговорили о съемке на длинных выдержках, поговорим и о съемке звездного неба.

Вот пара инструментов и советов по съемке звездного неба и звездных трасс. Не забудьте, что на съемку вам понадобится много времени. Для съемки звездного неба, ночь должна быть ясной, темной и безоблачной. Лунный свет плохо подходит для съемки звезд. Большое количество звезд можно увидеть в особенно темных местах, где нет светового загрязнения от города и уличного освещения. В таких местах на ночном небе можно увидеть даже Млечный Путь. Кстати, во время наших фототуров в Испанию, вы будете находиться в таком месте. Мы будем жить в настоящем андалуском доме (финке) в заповеднике, в окружении миндальных деревьев и цветов. Рядом с домом можно увидеть зайцев, ящериц, орлов и других птиц и животных. Вокруг дома в нескольких километрах нет никаких городов и деревень. Поэтому с крыши дома или с террасы вы сможете снять звездный путь с миндальными деревьями на переднем плане.

Полярная звезда

Полярная звезда находится в точке направления мнимой оси, вокруг которой вращается Земля. Если вы включите полярную звезду в снимок, вы получите фиксированную точку на небе, вокруг которой будут вращаться все другие звезды. Для того, чтобы снять красивые звездные пути, вы должны примерно знать, где что находится на небе. Не обязательно знать все созвездия на небе, но понимание, где находятся важные для вашей съемки звезды или созвездия, очень полезно.

Полярную звезду можно очень легко найти на ночном небе. Она - как мы уже писали - находится в точке направления мнимой оси, вокруг которой вращается Земля, проходящей через Северный полюс. В отличие от многих утверждений, Полярная звезда не самая яркая звезда в ночном небе. Это достаточно незаметная звезда, но с помощью нескольких трюков ее легко найти на небе.

Даже, если вы ничего не знаете о звездах, вы достаточно легко найдете созвездие "Большой Медведицы". Полярная звезда находится рядом с ним. Мысленно продлите воображаемую линию передней части Большой Медведицы в 5 раз, и вы увидите полярную звезду, находящуюся в созвездии Малой медведицы.

Быстро и просто вы сможете найти полярную звезду с помощью приложений к айфону или смартфону, таких как, например, "Google Sky Maps". Там вы можете получить такую информацию, как имена звезд, планет, направление Северного полюса и т.д. Если вы разположите полярную звезду где то на вашем снимке, она будет стержнем всех окружающих звезд.

Подготовка

Если вы приехали на место съемки в темноте, вам понадобиться некоторое время, чтобы ваши глаза привыкли к условиям освещенности. Если небо ясное, то вы достаточно быстро увидите огромное количество звезд. Особенно в горных районах перехватывает дыхание при виде звездного неба. Устанавливаем штатив, выбираем направление съемки и передний план. В зависимости от направления съемки, у вас будет разная форма звездных трасс. Со стороны полярной звезды будут получаться круглые трассы, при съемке на юг, трассы будут скорее прямыми.

Объектив

При съемке широкоугольными объективами даже с выдержкой около 40 секунд, вы еще не увидите следов звезд. И вы их увидите, если снимаете телеобъективом.

Выдержка

Уже с выдержкой в 30 секунд на фотографии могут быть видны короткие следы от звезд. Если вы хотите получить интересные, впечатляющие снимки звездных трасс, выдержка должна быть значительно длиннее. Звезды очень медленно движутся по небу (точнее Земля медленно вращается), поэтому планируйте на съемку одного мотива не менее 2 часов. Лучше, конечно, иметь еще больше времени на каждый мотив. Чем дольше вы снимаете на одном месте, тем эффектнее выглядят на снимке звездные трассы.

Звездные пути можно снимать с многоминутной/многочасовой экспозицией или создать снимок из нескольких снимков. При съемке с 2 х часовой экспозицией недостатком является то, что заранее почти невозможно оценить результат. Часто снимок получается слишком светлым и шумным. Поэтому есть смысл делать несколько снимков и соединять их или в фотошопе, или с помощью, например, программы Startrails.de

Для того, чтобы правильно определить выдержку, вы можете использовать калькулятор, о котором мы рассказывали вчера.

Настройки камеры

Настройки камеры для этого вида фотографии довольно просты. Диафрагма в соответствии с вашими творческими задачами (обычно f8 до f11). ИСО не более 100, иначе снимки будут очень шумными.

Время экспозиции 5-10 минут, лучше 15 минут для отдельных снимков. Сколько снимков нужно будет для съемки в течении примерно 3 часов, вы можете легко посчитать.

Можно использовать программируемый пульт дистанционного управления, где вы можете задать количество снимков и интервал съемки. Нажимаете на кнопку старт один раз и потом ждете, пока все не закончится.

Фокус

В полной темноте, часто бывает трудно найти подходящую точку для фокусировки. Фокусируйтесь на какую нибудь отдаленную светлую точку или с помощью фонарика (т.е. сами создайте с помощью фонарика точку фокусировки). После того, как вы нашли пункт для фокусировки, не забудьте отключить автофокус, иначе камера опять будет пытаться сфокусироваться на черном небе.

Если у вас нет возможности найти точку фокусировки, настройте фокус вручную «на бесконечность». Однако не забудьте, что диапазон резкости многих объективов не распространяется на бесконечность, поэтому для оптимальной резкости вернитесь на 1-2 мм.

Оборудование

Камера с возможностью устанавливать ручные настройки и функцией “Bulb”
Штатив
Пульт дистанционного управления

Фотография звездных трасс требует времени и терпения. Если вы все сделаете правильно, вы будете награждены прекрасными результатами.

Вот несколько фотографий австралийского фотографа Линкольна Харрисона для вдохновения:






Александр Павлов , июнь 2013 г.

Большинство фотографов считает, что после того как солнце село за горизонт, снимать особо и нечего. Единственным источником света ночью выступает луна. Света от звезд недостаточно, чтобы хоть как-то осветить окружающий пейзаж. Ночная съемка — один из самых сложных видов пейзажной фотографии. Из-за необходимости снимать с длинными выдержками получается, что это еще и самый непродуктивный вид фотографии, но все это с лихвой компенсируется необычностью получаемых результатов. То, что можно снять ночью, просто невозможно увидеть собственными глазами. По этой причине хорошие ночные пейзажи притягивают внимание зрителей.

Ниже рассмотрим 8 необходимых условий для получения хорошего кадра, разумеется, их можно насчитать и больше, но мы остановимся на самых основных.

1. Место для съемки

Прежде всего нужно присмотреть место для съемки, и сделать это лучше в светлое время суток, например вечером перед закатом. Без переднего плана снимок будет скучноват. Идеальный вариант - это сухое дерево, валуны, развалины чего-либо или что-нибудь хорошо узнаваемое по силуэту. Силуэты гор смотрятся отлично (видел на снимках). Место для первого спланированного снимка треков было найдено по картам со спутника, в 7-8 километрах от города - одинокая береза в посадках в поле (17mm, ISO400, F/8, выдержка 6 минут, 19 кадров)

Желательно, чтобы в направлении съемки не было сильной засветки.

Зачастую фотографы уделяют много внимания камере, объективам и прочим аксессуарам, что, безусловно, правильно, но штатив при этом используют какой придется, откладывая покупку хорошей треноги напотом. И правда, штатив на первый взгяд не оказывает решающего действия на получаемую картинку - свет проходит через объектив, ловится матрицей, обрабатывается процессором камеры и так далее, при этом не важно, поставлена ли камера на ближайшей пень, или привязана к дереву, или установлена на дорогой штатив.

Однако удобный штатив с хорошей качественной головкой поможет вести съемку более комфортно, крепче закрепить камеру, лучше построить кадр, заставит обратить внимание на горизонт и на другие мелочи, из которых и складывается в результате красивая картинка, а съемка доставляет удовольствие. Карбоновый штатив, например Manfrotto, к тому же немного весит, мгновенно раскладывается и по-всякому настраивается. Если у вас еще нет хорошего надежного штатива, рекомендую задуматься о нем прямо сейчас!

3. Программируемый пульт

Пульт пригодится не только ночью, но именно при ночной съемке без пульта просто никуда. Пульт позволит выставить выдержку от нескольких минут, задать количество кадров и интервал между кадрами. Подойдет любой китайский с ebay.com за 15$. Можно купить родной пульт для своей камеры, но цены на брендовые аксессуары как правило значительно выше, например пульт TC-80N3 для Canon EOS 5D Mark II стоит 6090 руб., что более чем в 12,5 раз дороже китайского:-)

4. Мощный фонарик

Мощный фонарик пригодится для подсветки точки фокусировки и возможно переднего плана. Желательно взять еще и маломощный фонарик (лучше налобный) для подсветки камеры - и руки свободны, и глаза не слепит.

5. Ясное небо

Идеальный вариант наличие за спиной 30-50% луны, которая сядет через полчаса-час после начала съемки. Такого света будет достаточно, чтобы осветить передний план, более полная луна - ПП точно будет пересвечен, и второй момент: чем ярче луна - тем меньше видимость звезд.

6. Вид треков

Определяемся какого вида треки нам нужны. Если хотим получить окружности - значит нужно искать Полярную звезду и включить её в кадр, так как звезды будут «закручиваться» вокруг точки рядом с ней. Вот пример без луны, подсветка сухой ветки выполнена габаритами машины метрах в 20 от точки сьемки (Фишай 15mm, ISO200, F/4.5, выдержка 8 минут, 6 кадров) ниже приведу пример расчетов для этого снимка:

Полярная звезда находится на севере, под углом к горизонту, равным примерно широте, на которой мы находимся. Ищем Большую медведицу и в указанном направлении отмеряем 5 расстояний между альфой и бетой:

Если хотим получить треки в виде почти прямых линий - тогда снимать нужно так, чтобы центр кадра был направлен в сторону запада или востока. Снимок сделан на восток, луна в этот день была 3/4 и передний план пришлось затемнить почти на стоп, а по берегу можно было ходить без фонарика (Фишай 15mm, ISO100, F=4, выдержка 4 минуты, 32 кадра)

7. Фокусировка в темноте

Здесь мощный фонарик просто незаменим. Светим мощным фонариком на передний план (или просим отойти коллегу метров на 20-30 и пусть светит в вашу сторону, кто же ночью на 3-4 часа выезжает один???) и пытаемся сфокусироваться. Если удалось сфокусироваться - тогда отключаем автофокус и больше не трогаем кольцо фокусировки. Если сфокусироваться не удалось (такой вариант мне попадался чаще) включаем LiveView, увеличиваем изображение в 5-10 раз и фокусируемся вручную.

8. Расчет выдержки

Устанавливаем максимально возможное значение ISO (1600 или 3200) и открываем диафрагму на максимум.

Делаем тестовый снимок с выдержкой 15-20 секунд (можно в режиме «приоритет диафрагмы» или в «ручном режиме») и оцениваем что получилось. Лучше смотреть по гистограмме. Если мы видим, что кадр недоэкспонирован, ставим выдержку 30 секунд (если не помогло - тогда еще поднимаем ISO). Если кадр получился пересвеченным, то прикрываем диафрагму на один стоп (например с 4 до 5,6). После нескольких снимков у нас получится правильно проэкспонированный кадр (можно передержать на полстопа)

Например, хорошая экспозиция получилась с такими параметрами: ISO1600, f/5.6, выдержка 30 секунд. Теперь необходимо пересчитать эту экспозицию в те значения ISO и диафрагмы, которые мы хотим использовать для съемки. Пусть будет ISO200 (вычитал что для Canon EOS 5D Mark II это оптимально). Для хорошей глубины резкости ставим диафрагму f/8. Пересчет происходит следующим образом. Для того чтобы перейти от ISO1600 к ISO200 нужно увеличить выдержку на 3 стопа:

ISO1600 -> ISO800 = 1 стоп
ISO800 -> ISO400 = 2 стопа
ISO400 -> ISO200 = 3 стопа

Для того чтобы перейти от диафрагмы 5.6 к 8 необходимо увеличение выдержки еще на один стоп. Что суммарно дает нам 4 стопа. Пересчитываем выдержку:

30 секунд -> 1 минута = 1 стоп
1 минута -> 2 минуты = 2 стопа
2 минуты -> 4 минуты = 3 стопа
4 минуты -> 8 минут = 4 стопа

В результате получаем следующие параметры съемки: ISO200, f/8, выдержка 8 минут . Камеру ставим в режим «BULB». Желательно сделать тестовый кадр при таких настройках, но мне жаль было тратить столько времени, я поставил ISO400, то есть уменьшил выдержку на стоп, таким образом стало 4 минуты - тестовый кадр меня устроил. Поставил ISO200 и запрограммировал пульт: выдержка 8 минут, количество кадров 99 (процесс можно прервать когда надоест), интервал между кадрами 5 секунд.

Примечание 1 : Если снимаете на кропнутой камере - интервал между кадрами ставьте не более 3-х секунд, иначе получите разрывы треков между кадрами. Я снимал треки Сanon 7D на фокусном 17мм с интервалом 5 секунд и на 100% кропе снимка ясно видны разрывы:

Примечание 2 : Чем больше фокусное расстояние объектива - тем длиннее получаются треки на снимке (это логично, но стоит об этом помнить).

Примечание 3 : На камерах Canon вместо пульта можно использовать надстройку над прошивкой «Magic Lantern» http://wiki.magiclantern.fm/ru:install Съемка на Котовском водохранилище была сделана с этой прошивкой, а пульт задействовал на 7D - снимал немного в другую сторону.

Примечание 4 : Если снимать через час после заката то с каждым кадром цветовая температура падает и общая освещенность тоже - потом придется их выравнивать в редакторе. Но зато можно получить хороший цвет неба и горизонта. Провал в треках связан с тем, что выдержку замерял через час после заката, а минут через 40 стемнело, пришлось остановить серию, увеличить выдержку в 2 раза и продолжить серию:

Примечание 5 : При съемке треков нужно стараться исключать из кадра Млечный путь, так как треки от него выходят размазанными, а на месте Млечного пути на снимках получается белесое пятно. Пролистайте быстро эти кадры, начиная с тестового, то поймете о чем я говорю.

9. Программа для склейки кадров

Из бесплатных пробовал StarTrails и StarStaX. StarStaX мне понравилась больше - выдаваемая картинка не отличается от одиночного кадра.

Порядок работы по склейке кадров:

  1. Равы грузим в редактор (я использую Lightroom) приводим к одной цветовой температуре и приблизительно одинаковой яркости, остальные настройки по вкусу.
  2. Сохраняем результат в.tif (нам нужна качественная картинка!).
  3. В StarStaX выбираем эти тифы . Настроек у программы мало (настройки по умолчанию выдают хороший результат), но можно поэкспериментировать с режимом блендинга.
  4. Запускаем процесс и через несколько секунд получаем результат, который сохраняем опять в.tif (программа автоматом сохраняет в.jpg).
  5. Результат можно подкорректировать в редакторе , горизонт точно придется править, если не выставляли камеру по уровню.

Примеры расчетов

Первый пример . Снимал на 7D c 17-40, фокусное 17мм, фаза луны 58%, снято 19 мая, передний план хорошо освещен. Обязательно раскрывайте все примеры на полный экран (щелчок не миниатюре).

20130519-IMG_4460.jpg
ISO3200, диафрагма 5.6, выдержка 6с - недодержано (был автозамер, видно посчитался свет фонарика)
20130519-IMG_4461.jpg
ISO3200, диафрагма 5.6, выдержка 10с - вполне хорошо, но можно чуть прибавить
20130519-IMG_4462.jpg
ISO100, диафрагма 5.6, выдержка 373с - расчет выдержки:
  • ISO3200 -> ISO1600 = 1 стоп
  • ISO1600 -> ISO800 = 2 стопа
  • ISO800 -> ISO400 = 3 стопа
  • ISO400 -> ISO200 = 4 стопа
  • ISO200 -> ISO100 = 5 стопов
  • 10 секунд -> 20 секунд = 1 стоп
  • 20 секунд -> 40 секунд = 2 стопа
  • 40 секунд -> 80 секунд = 3 стопа
  • 80 секунд -> 160 секунд = 4 стопа
  • 160 секунд -> 320 секунд = 5 стопов, то есть получилось 5 минут и 20 секунд

Помня о том, что можно чуть прибавить, прибавил еще минуту и запрограммировал пульт.

20130512-IMG_4941.jpg - ISO6400, диафрагма 3.5, выдержка 20с - тут явно пересвечено небо, не обращаем внимание на сильный пересвет ветки (пока я делал тестовый кадр - сотоварищ фокусировался по фонарику), то есть один стоп можно отнять при расчете выдержки:

  • ISO6400 -> ISO3200 = 1 стоп
  • ISO3200 -> ISO1600 = 2 стопа
  • ISO1600 -> ISO800 = 3 стопа
  • ISO800 -> ISO400 = 4 стопа
  • ISO400 -> ISO200 = 5 стопов, для марка достаточно ISO200
  • 20 секунд -> 40 секунд = 1 стоп
  • 40 секунд -> 80 секунд = 2 стопа
  • 80 секунд -> 160 секунд = 3 стопа
  • 160 секунд -> 320 секунд = 4 стопа - 5 минут и 20 секунд
  • 320 секунд -> 640 секунд = 5 стопов - 10 минут и 40 секунд

Но у меня в запасе есть стоп - решил чуть прикрыть диафрагму до 4.5 (фишай виньетирует на открытой диафрагме)

Диафрагма 3.5 -> 4.5 - это меньше стопа, т.е. выдержку 10 минут и 40 секунд можно уменьшить, решил остановиться на 8 минутах (впоследствии интуиция не подвела: через полчаса начало светать)

Вот 6 кадров из которых был склеен снимок:

20130512-IMG_4942.jpg 20130512-IMG_4943.jpg 20130512-IMG_4944.jpg
20130512-IMG_4945.jpg - ясно видно, как посветлел горизонт 20130512-IMG_4946.jpg 20130512-IMG_4947.jpg

Современному фотографу несложно найти информацию практически о любых видах фотосъемки: репортажной, портретной, жанровой и многих других. Не только иностранные, но и русскоязычные источники полны статей по этим тематикам. И, казалось бы, что все давно рассказано и показано, и невозможно вообразить сферу, до этого неизученную. Но, обобщив часто встречающиеся материалы, легко заметить схожую черту – все они касаются фотосъемок в любое время суток, но только не в ночное, об этом не написано ни строчки. Вопреки убеждениям, что в ночное время ничего не видно и искусство фотосъемки теряет всякую суть, данная статья нацелена в корне изменить эти субъективные представления и показать, что ночная съемка также является интересной, насыщенной яркими красками, полной простора для творчества и фантазии.

Отсутствие естественного освещения – главная проблема, с которой придется столкнуться фотографу при работе в ночных условиях. В темное время суток фотограф должен уловить мельчайший проблеск, каждый фотон света, собрать в общую картину мельчайшие крупицы. Довольно трудоемкий процесс, но в этом и состоит его занимательность. После работы с ночной съемкой, дневная уж точно покажется проще и, возможно, не такой интересной.

Первый шаг – правильное оборудование

Как и в любом деле, за которое берется мастер, для качественной фотосъемки в первую очередь необходимо правильно подобрать инструмент для работы.

Фотокамера

При выборе модели камеры можно довериться ведущим мировым производителям, например, Nikon D3x/s, Nikon D700, Canon EOS 5D Mark II, Canon EOS 1Ds Mark III и т.п. Такие аппараты могут дать малошумное изображение в сочетании с высокой светочувствительностью (ISO) и долгими выдержками.

Colter Bay, Wyoming, US

Фотообъектив

Лучшая разрешающая способность характерна для линз мировых лидеров фоторынка. Лучшая фокусировка отличает камеры с более светосильной оптикой, соответственно, легче будет добиться нужной компоновки, поскольку яркость красок изображения в видоискателе напрямую зависит от данной характеристики аппарата.

Заметим также, что фото звездного неба со всеми его составляющими качественно лучше выходят с использованием аппаратов, в которых используется широкоугольный объектив. Еще лучше выразить себя фотохудожнику, работающему с астрофотографией, помогут сверхширокоугольные линзы, угол обзора которых достигает 180 градусов.

Для аппаратов Canon лучше использовать объективы Canon EF 14mm f/2.8 L USM, Canon EF 50mm f/1.2 L USM, Canon EF 24mm f/1.4 L II USM или Canon EF 15mm f/2.8 Fisheye. Следует также учитывать, что какая бы оптика не использовалась, главное заключается в мастерстве фотохудожника, его видении и чувстве прекрасного, вдохновении и желании получить отличный результат.

Штатив

Вполне обычный элемент, который не требует особенных качественных характеристик, основное его свойство – устойчивость, которая связана также и с гашением малейших вибраций.

Не помешает и наличие уровня на штативе, чтобы выровнять горизонт, ведь ночью сделать это не так просто. Если к штативу уровень не прилагается, то лучше купить его отдельно. Например, тот, который ставится в башмак фотовспышки.

Фотовспышка

Можно использовать вспышку или даже несколько, чтобы осветить передний план. Но это совсем необязательно, зависит от желания фотографа. Вполне хватит и естественного ночного освещения, которое делает фото настоящим, живым и немного загадочным, как в сказке.

Pentax K10D| Pentax SMC DA 18-55/F3.5-F5.6 AL, 18mm |f/3.5|550 сек.|ISO 400|Tripod

Питание

Ночные работы отличаются своей длительностью. Поэтому качественное оборудование может оказаться совершенно бесполезным, если ему нечем будет питаться. Запас аккумуляторов должен быть всегда, чтобы «мелочь» не испортила весь процесс. Батарейная ручка поможет практически в два раза продлить время работы оборудования. Те аккумуляторы, которые ждут своей очереди, лучше хранить в сухом и теплом месте.

Программируемый спусковой тросик (ПСТ)

В обсуждаемом виде фотосъемки этот нестандартный аксессуар имеет весьма важное значение:

· дает возможность фотографировать без непосредственного контакта с аппаратом, что значительно снизит вибрацию;

· съемка в режиме «bulb»;

· выдержку можно запрограммировать, выставив нужное время экспонирования от секунд до десятков часов;

· возможна также серийная съемка с заданным интервалом – весьма важная функция данного устройства. Также это позволяет сделать из серии снимков видео, на котором будет отчетливо видно движение облаков, смена дня и ночи или движение звездного неба;

· выставление таймера спуска затвора от секунд до сотни часов позволит спокойно отдыхать фотохудожнику, пока фотоаппарат ожидает нужного момента.

Три последние функции ПСТ из вышеперечисленных не могут быть заменены никаким другим устройством.

На заметку

· Выходя на ночную фотоохоту, запаситесь фонариком. Он поможет с пути не сбиться, в случае чего подсветить оборудование и помочь аппарату сфокусироваться на переднем плане.

· Компас в сочетании с картой звездного неба помогут сориентироваться и найти нужные объекты.

· Не помешают развлекающие устройства, такие как телефон, радио, планшет и прочее. Появления некоторых объектов на звездном небе часто приходится ждать часами, но это не должно портить настрой фотографа и, уж тем более, погрузить его в сон.

· Теплые напитки и еда – неотъемлемый компонент, который поможет и силы сохранить долгими ночами, и согреть.

· Ночью всегда холоднее, чем днем. Поэтому будет совсем некстати собрать оборудование и уйти домой в разгар событий только из-за того, что холод пробрал до костей. Необходимо запастись теплой одеждой.

· Следует постоянно осматривать с помощью фонарика аппарат на предмет загрязнения и протирать.

· От мороза и дождя спасет теплый водостойкий чехол для камеры.

· Заранее необходимо уточнить точное время появления на небе тех или иных объектов.

Grovont, Wyoming, US

Условия для фотосъемки

Одним из главных условий является прозрачность звездного неба. На нее влияют:

· Высота над уровнем моря. Чем тоньше слой атмосферы над головой, тем прозрачнее. То есть по мере подъема в гору снимки будут становиться все лучше.

· Близость экватора положительно влияет на прозрачность.

· Время после выпадения осадков: дождь «прибивает» пыль к земле, поэтому хорошо фотографировать сразу после его окончания.

· Наличие искусственного освещения. Фонари или, например, свет из окон снижают прозрачность.

· Даже малозаметные облака нелучшим образом влияют на результат.

· Не стоит забывать и о таком важном источнике света, как Луна. Избегать ее не нужно, ведь это тоже интересный объект для съемки, но если важны детали звездного неба, то лучше работать при молодой Луне или во время ее отсутствия.

Фокусировка

Ночью чаще используют открытые диафрагмы, чтобы «захватить» как можно больше света. Целесообразнее выбирать такие композиции, в которых все планы достаточно удалены от фотообъектива и на шкале фокуса равны бесконечности.

Можно воспользоваться и автофокусом, но для этого необходим источник света вдалеке, которым вполне может выступать Луна или даже горные вершины, покрытые белым снегом, отражающим свет. Что касается фокусировки на ближайшем плане, то подойдет и фонарик. Режим LiveView позволяет увеличивать необходимые участки изображения при фокусировке в десятки раз.

Композиция

Звезды, чаще всего, являются дополнением к таким объектам как горы, реки, леса и т.п., связующим звеном, прекрасным штрихом к общей картине, но никак не основным объектом съемки.

Любимым объектом фотохудожников ночного жанра является Млечный путь. Сам по себе он не особо интересен, а вот в сочетании с домиком на опушке, деревом или силуэтом человека показывает мощь Вселенной и бескрайний простор.

Utah, US.

Правила использования лунного освещения такие же, как и дневного света, просто свет более тонкий и глубокий. Исключением является ситуация, когда Луна находится в своем зените, тогда свет резкий и неприятный, создается ощущение искусственного света от лампы.

Часто в кадр могут попасть так называемые «неопознанные летающие объекты». По всему миру им приписывают фантастический характер, хотя на самом деле они имеют земную природу и представляют собой спутники, самолеты и т.д. Если повезет, можно запечатлеть красивейший хвост пролетающей кометы или трек падающего и сгорающего в атмосфере метеора. Для такого «везения» лучше всего узнать заранее, в какое время года и при каких условиях наблюдаются данные природные явления, с какой периодичностью и в какой части света.

При желании можно воспользоваться атласом звездного неба и сделать те или иные созвездия центром композиции, даже не вовлекая посторонние объекты. Снимки также получатся интересными.

Наметили примерную композицию, затем необходимо посмотреть, как это будет выглядеть через видоискатель фотоаппарата. Перед этим лучше «настроить» глаза – дать им привыкнуть к полнейшей темноте, иначе ничего не увидите через аппарат.

В жанре ночной фотосъемки звезд можно выделить два основных подхода:

1. Фотографирование небесных тел (звездных скоплений, галактик, туманностей и т.д.) как таковых в их статичном варианте, то есть на фотографии будут изображены звезды так, как их видит глаз человека в обычной жизни.

2. Фотосъемка звездных треков – процесс фотографирования на весьма длинных выдержках, в результате чего получается фото движения (траекторий) звезд по склону неба вокруг обоих полюсов Земли.

Для работы с первым вариантом можно познакомиться с таким устройством, как параллактическая монтировка с возможностью гидирования. Она используется для астрофотографии. Одна из осей такой монтировки устанавливается на одной параллели с мировой осью, направленной на Северный полюс Земли.

В первую очередь познакомимся с несложным правилом, называемым правило «600». Суть его в следующем: при делении 600 на фокусное расстояние объектива получается максимальная выдержка, при которой звезды будут выглядеть обычными точками, ни малейших движений не будет заметно.

United States, Colorado

Nikon D300|f/1.8|8 сек.| ISO 1600 |Tripod

Учитывая описанное правило, выставляется по максимуму открытая диафрагма (но так, чтобы качество изображения при этом не страдало), затем подбирается значение светочувствительности.

Остановимся на съемке треков. Как говорилось ранее, для данного вида съемки необходима длинная выдержка (от, как минимум, десяти минут и до нескольких часов). Соответственно, чем дольше выдержка, тем длиннее траектории будут на фото, так как объект успеет пройти большее расстояние. Точное значение времени выдержки и соответствие этого времени длине треков правилам не подчиняется. Тут лучше основываться на собственном опыте, наблюдениях и пробах.

Nikon D7000| NIKKOR 10-24, 10 mm|f/3.5|19800 сек.| ISO/Film 2000|Tripod

Фото: Lincoln Harrison

Выделяют несколько методов такой съемки:

1. «один кадр»

2. серия снимков, которые затем компонуются на компьютере

Выбор метода очень индивидуален. Чтобы точнее определиться, выделим плюсы и минусы этих двух вариантов.

В первом случае («один кадр») недостатками являются:

· наличие цифрового шума, даже на новейших аппаратах (чем дольше выдержка, тем он больше);

· высокий риск возникновения вибрации;

· опасность пересветить или недоэкспонировать фото, так как сложно правильно рассчитать подходящую экспопару света и тени;

· появление с течением времени большого числа помех на линзе (пыль, запотевание и прочее).

Плюсы серийной съемки:

· для кадров с малой выдержкой легче рассчитывать экспопары;

· недоэкспонирование невозможно, как и переосвещение;

· при компоновке кадров просто не берутся испорченные или некачественные;

· длина треков регулируется числом включенных в компоновку («склеивание») кадров;

· возможно получить и статичные снимки, взяв один кадр из серии;

· это отличный вариант для монтажа видеоматериалов, отражающих движение небесных тел.

Отметим, что функция фотоаппарата «Long Exposure Noise Reduction» увеличивает время выдержки в два раза, это следует учитывать при съемке.

Очевидно, что преимущество остается за вторым видом съемки. Остановимся на его особенностях. Формат лучше выбирать RAW и сохранять копии фото в низком качестве, чтобы затем быстро и без труда просматривать варианты сшивки серии кадров. Что касается выдержек, то опять-таки необходимо пользоваться вышеописанным правилом «600». Следующей ступенью будет выставление экспозиционных параметров, то есть ISO и диафрагмы, затем подключение и настройка спускового тросика. Лучше поставить минимальный интервал между кадрами, например, одну секунду. Выставляем также количество фото в серии. Интересно отметить, что при нулевом значении данного параметра, аппарат будет делать снимки до тех пор, пока не использует весь ресурс аккумулятора.

Ориентировка на полюс

Если фотограф желает на выходе иметь треки вращения, то фотокамера следует направить на Полярную звезду в Северном полушарии или же на Сигму Октанту – в Южном. Знания по астрономии лишними не будут точно.

Полярная звезда поможет и в ориентировании на местности. Она всегда в стороне севера, а по тому, насколько высоко она расположена над горизонтом, можно определить широту местонахождения.

Что касается Южного полушария, то тут единственной звездой-ориентиром выступает Сигма Октанта. Но эта звезда непримечательна, ее сложно отличить от других, поэтому для ориентира она подходит с трудом. Чтобы отыскать Южный Полюс, нужно знать расположение Южного Креста.

Программы в помощь

1. В первую очередь отметим простейшую в использовании программу Startrails Version 1.1. Несмотря на незамысловатость, она незаменима. Программа используется для соединения серий фотографий, в результате чего и получаются треки, как описывалось ранее. Единственным недостатком является невзрачный дизайн. Все, что необходимо сделать пользователю - с помощью функции «Open Images» выбрать нужные для компоновки фото (формат должен быть одинаковым), затем нажать «Startrails», и программа все сделает сама. Если какие-то кадры захочется удалить, то это легко проделать, убрав на панели слева соответствующие галочки.

2. Для расчета места и времени рассвета как Солнца, так и Луны будет просто незаменима программа The Photographer"s Ephemeris (TPE) . Программа совместима с разными платформами и имеет довольно привлекательный дизайн.

3. Программы и приложения для смартфонов. Наиболее полезные из них: Star Walk и SkyView (для iOS), Google Sky Map и Celeste SE (для Android). Программа, установленная на смартфоне, поможет легко рассчитать данные по солнечной и лунной активности, учитывая реальное время и местоположение. С помощью GPS легко может быть решен вопрос навигации, конечно, при условии доступности сети. То, что еще совсем недавно казалось фантастикой и вымыслом, сегодня – необходимые инструменты для создания фоторабот.


NIKON D800E | NIKKOR 14-24 f2.8, 14 mm|f/3.5| 6750 сек.| ISO/Film 1600|Tripod

Фото: Lincoln Harrison

В статье упомянута лишь малая часть программ, которые могут значительно облегчить работу фотографа и улучшить качество снимков. Каждый должен индивидуально подбирать необходимые ему функции, которые будут полезны для достижения желаемого результата при том или ином методе съемки.



Похожие публикации