Безумный мир кошмарный сон. «Исповедь самоубийцы», анализ стихотворения Есенина

«Исповедь самоубийцы» Сергей Есенин

Простись со мною, мать моя,
Я умираю, гибну я!
Больную скорбь в груди храня,
Ты не оплакивай меня.

Не мог я жить среди людей,
Холодный яд в душе моей.
И то, чем жил и что любил,
Я сам безумно отравил.

Своею гордою душой
Прошел я счастье стороной.
Я видел пролитую кровь
И проклял веру и любовь.

Я выпил кубок свой до дна,
Душа отравою полна.
И вот я гасну в тишине,
Но пред кончиной легче мне.

Я стер с чела печать земли,
Я выше трепетных в пыли.
И пусть живут рабы страстей -
Противна страсть душе моей.

Безумный мир, кошмарный сон,
А жизнь есть песня похорон.
И вот я кончил жизнь мою,
Последний гимн себе пою.

А ты с тревогою больной
Не плачь напрасно
Надо мной.

Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы»

Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе путь в прошлое, которое отныне будет существовать лишь в воспоминаниях.

Поэтому неудивительно, что свое стремление обосноваться в российской столице Есенин воспринимал, как акт духовного самоубийства . Он понимал, что без родных березок и рябин жизнь утратит свою чистоту и привлекательность. Однако поэт осознанно пошел на эту жертву ради возможности реализовать собственный талант, так как прекрасно знал: в родном селе Константиново его стихи никому не нужны.

После переезда в Москву Есенин начал работу над небольшим стихотворением под названием Исповедь самоубийцы», которое было закончено лишь в 1915 году. В этом нет ничего удивительного, так как первая часть этого произведения была написана под впечатление от первых месяцев столичной жизни. Именно в этот момент автор начал отождествлять себя с самоубийцей – человеком, который раде некой идеи добровольно отказывается от жизни. В данном случае поэт поставил жирный крест на своем прошлом, отрекаясь от сельского быта с его размеренность, упорядоченностью и простотой. Впоследствии Есенин неоднократно сожалел о том, что его судьба сложилась именно таким образом, хотя и понимал, что за славу и литературные успехи нужно платить. Однако плата эта оказалась для поэта слишком высокой, и поэт признается: «И то, чем жил, и что любил, я сам безумно отравил».

Есенин знает, что ради достижения своей цели ему предстоит измениться не только внешне, но и внутренне, отказавшись от всего того, что ему по-настоящему дорого . Поэтому автор признается, что он «проклял веру и любовь», став одним из тех столичных франтов, для которых проявление искренних чувств является признаком дурного тона. Осознавая все то, что с ним происходит, поэт считает, что лучшим выходом из ситуации является смерть. «И пусть живут рабы страстей – противна страсть душе моей», — подчеркивает автор.

Концовка стихотворения, написанная уже в 1915 году, посвящена прощанию с матерью, которую Есенин уговаривает не оплакивать его грешную душу. «И вот я кончил жизнь мою, последний гимн себе пою», — отмечает поэт, сетуя на то, что «безумный мир» устроен так нелепо, а земное существование человека больше похоже на «кошмарный сон».

Почти вся русская лирика носит исповедальный характер. Видимо, так устроена русская душа: иногда легче признаваться в грехах не близким людям, а совершенно незнакомым. Форма стихотворения лучше всего подходит для этого, ведь «Я» в стихотворении, как правило, является выражением лирического героя , а не самого автора.

Порой для такой исповеди нужно надеть маску, что и делает Сергей Есенин в своем стихотворении «Исповедь самоубийцы» . Конечно, зная судьбу Сергея Александровича, можно попытаться найти в этом стихотворении какие-то предчувствия, дескать, он заранее знал, что именно так уйдет из жизни. Предсказал же когда-то Николай Рубцов свою смерть:

Я умру в крещенские морозы…

Но в Есенин в своем стихотворении, скорее всего, имел в виду другой смысл: самоубийца - тот, кто бросил родной край, в котором живется так спокойно и счастливо. Село Константиново, где родился и вырос поэт, навсегда осталось для него святыней, о которой можно говорить только с сакральным смыслом.

Не случайно многие критики отмечали, что в ранних стихотворениях Есенина даже за красочностью и многозвучием поэтических строк всегда виднеется нечто грустное и печальное. Именно такая печаль и звучит в «Исповеди самоубийцы». Стихотворение было написано в 1912 году, но окончательный вариант датирован 1915 годом - временем, когда Есенин уже был признан талантливым поэтом в широких кругах Петербурга.

Самоубийство - страшнейший грех для настоящего христианина. Однако сам Сергей Александрович в этот период испытывал своеобразные полосы в творчестве: он читал Евангелие и находил много нового для себя. Еще в детстве, по признанию самого поэта, его рано посетили религиозные сомнения, поэтому у него была то «полоса молитвенная», то «необычного озорства, вплоть до богохульства».

Вот и это стихотворение, очевидно, продиктовано такой полосой. Герой с первых строк прощается с матерью и просит не оплакивать его, ведь теперь в душе героя «холодный яд» , так как он сам отравил то, «чем жил и что любил» . Очевидно, что во многом это связано с вопросами веры, ведь дальше речь идет о гордыне («своею гордою душой прошел я счастье стороной» ), поэтому он «и проклял веру и любовь» .

Надо отметить, что стилистика стихотворения очень напоминает исповедь Мцыри из одноименной поэмы М. Лермонтова : тот же размер - четырехстопный ямб , та же символика - «холодный яд в душе моей» , «я гасну в тишине» , «я кончил жизнь мою» . Но если лермонтовский герой умирает от тоски по свободе, которую испытал первый раз в жизни, то название стихотворения Есенина ясно указывает на путь его героя - это самоубийца, который сам выбрал такую дорогу и уже не может с нее свернуть, так как «выпил кубок свой до дна» .

Эта христианская идея о чаше, которую надо испить до дна, изменена поэтом, очевидно, намеренно. Ведь кубок - это неотъемлемый атрибут пьянства, разврата. Именно такой и казалась герою жизнь, которую он вел в последнее время, ведь его «душа отравою полна» , он «стер с чела печать земли» . В общем-то, это страшные признания для христианина. Поэтому герой прекрасно понимает, что на прощение рассчитывать ему уже не приходится, а значит, как бы ни закончилась теперь его жизнь - по собственной воле, или в пьяном угаре - райские кущи ему не видать.

Однако героя отличает от подобных ему грешников осознание собственной греховности: он понимает, что он пребывал все это время в «безумном мире» , в «кошмарном сне» , да вот только там остались «рабы страстей» , а его душе «противна страсть» . Но поскольку он «кончил жизнь свою» , а отпевать его точно никто не станет (ведь самоубийц не отпевают), то герой сам себе поет последний гимн, все-таки воспевая то, что ему досталось это счастье - жить.

Последние строки стихотворения вновь адресованы матери героя: они выбиваются из привычной формы стихотворения (это двустишие, как в сонетах Уильяма Шекспира, но оформленное в три строки), напоминая настоящее прощание, как будто прерванное внезапно, в котором он просит мать не плакать над ним «с тревогою больной» .

Это стихотворение действительно потрясает своим мрачным настроением. Ведь широкому читателю больше известны другие стихотворения этих лет, вошедшие в первый сборник стихов Есенина «Радуница». Название на самом деле отражало настроение этих стихов - они вызывали радость от красоты и богатства русской природы. Чем вызван мрачный тон этого стихотворения, можно только догадываться. Но вполне очевидно, что эти мотивы не покидали душу поэта долгое время, ведь они зазвучат позже в «Москве кабацкой».



Похожие публикации