Заказ экскурсий Online. Древние Афины: описание, культура, история

Первые свидетельства обитания людей в относятся к эпохе неолита,примерно 4-е тысячелетие до н.э. Во всяком случае, об этом говорят множество археологических
артефактов, найденных во время раскопок .

Во время микенского периода (13-й век до н. э) Афины уже были развитым политическим и культурным центром , о чем свидетельствуют остатки Циклопической стены вокруг Акрополя , трассы и царского дворца. Ну и, конечно же, огромное количество легенд и мифов, дошедших до нашего времени.

По легенде, Афины были населены ионийцами, берущими свое название
от имени Иона — сына бога Аполлона. Как величайших царей Афин мы
знаем Кекропа, Эрехтея, Эгея и Тесея, каждый из которых внес значительный вклад в развитие города. На месте царского дворца сегодня находится знаменитый храм Эрехтейон .

Главным основателем города считается Тесей , освободивший афинян от оброка, который
афиняне платили царю Крита — Миносу. Ему также приписывают объединение разрозненных полисов Афин в единое целое.

После смерти Тесея институт царской власти постепенно слабеет и, в конце
концов, власть над городом переходит к нескольким аристократическим семьям. В 594 году до н. э., благодаря реформам Солона , Афины получили Конституцию, Народное Собрание и Верховный Суд. В 560 году до н.э. к власти пришел тиран .

Под словом «тиран» следует понимать человека, сосредоточившего всю
полноту власти в одних руках. Писистрат, по сути дела, стал царем Афин . Писистрат был очень мудрым политиком. Он поддерживал бедняков, поощрял развитие искусств и науки. Именно он воздвигнул первые храмовые комплексы на Акрополе .

Классические Древние Афины.

В 490 году до н.э. царь персов Дарий решил наказать Афины за поддержку другого греческого полиса Милета во время восстания греческих городов в Малой Азии. Разведывательная армия персов высадилась вблизи Афин в городе Марафон , где ее уже ждали афинские силы под руководством стратега Милтиада. Произошла битва, в которой афиняне одержали первую победу над персами.

Спустя десять лет, после смерти Дария , персы вновь вторглись в Аттику. На этот раз с более значительными силами и непосредственно под руководством царя Ксеркса. После легендарной битвы под Фермопилами , в которой малый отряд спартанцев героически
сдерживал всю армию персов, давая время собраться основным греческим силам, персы вошли в Афины и полностью разрушили все храмы Акрополя.

Переворот в войне произошел после морского сражения под Саламином , в котором объединенные греческие силы под руководством афинского стратега Фемистокла наголову разбили флот перского царя.

Талантливый политик, Фемистокол многое сделал для Афин. Он окружил Афины мощными стенами, построил порт Пирей и добился того, чтобы Афины стали могущественной морской державой.
Однако судьба его печальна. Непризнанный афинянами он вынужден был
покинуть город, поступил на службу к перскому царю, где был убит
наемными убийцами. Окончательно изгнал персов из области Аттики
стратег Кимон (его могила сохранилась и до наших дней, находится в
районе Акрополя).

Золотой век Афин

Свой наивысший расцвет Афины достигли в 5 веке до н.э. во время правления Перикла , прозванного в народе “Олимпийским”. Перикл многое сделал во славу Афин, но наиболее значимым достижением, сделавшим славу Перикла бессмертной, следует считать возведение великолепных памятников Акрополя, в особенности . В этот
же период свой наибольший расцвет переживала также духовная жизнь города, благодаря философам Сократу и Анаксагору, историкам Геродоту и Фукидиду, поэтам Эсхилу, Софоклу и Эврипиду.

Упадок Афин

Золотой век Афин заканчивается двумя войнами со Спартой , названными Пелопонесскими войнами . Эти войны положили конец политическому могуществу Афин, но, несмотря на это, в культурном плане Афины продолжали оставаться столицей древнего мира. С Афинами этого периода связаны такие имена как Платон, Ксенофонт,
Пракситель и Демосфен.

Окончательно Афины утратили свое политическое значение во время расцвета Македонии, во времена правления Филиппа Второго и Александра Македонского . В 146 году до н. э. в Грецию пришли римляне , подчинив, кроме всего прочего, и Афины.

В 86 году до н. э. римский консул Сулла разграбил город, вывезя бесчисленное количество произведений искусства в Рим. В 276 году нашей эры Афины подверглись новому разрушению. На этот раз уже имперский Рим ничего не смог противопоставить набегу орд эрулов.
Но даже после этого события Афины продолжают оставаться духовным центром древнего мира благодаря известным школам философии. После закрытия этих школ в 529 году затихает и слава Афин . Афины стали маленьким провинциальным городком сперва Византийской, а затем Оттоманской империй.

В 1821 году началась греческая война за независимость, в результате которой произошло становление современной Греции . В 1834 году Афины были провозглашены столицей вновь созданного греческого государства. Начался бурный рост Афин, который
продолжается и по сей день.

Сегодня Афины являются огромным мегаполисом, насчитывающим вместе с пригородами более 4 миллионов жителей.

Афины на карте Греции

Древние Афины был полисом древней Греции и одним из важных городов древнего мира в целом. Границы Древних Афин включали большую часть сегодняшней Аттики.

Расцвет западной цивилизации начался более чем 2500 лет назад в Аттике, в маленьком греческом государстве и в частности, в древних Афинах.

В начале V века до н.э. Афины практически были разрушены.

Акрополь, один из самых известных исторических памятников в мире в древние времена был религиозным и политическим центром города. Но 480 до н.э. здания Акрополя были сожжены дотла 300-тысячной армией персов, которые вторглись в город, под руководством грозного и прославленного царя Ксеркса.

Афиняне покинули город и персы заняли Афины. Казалось, что это был конец для Древних Афин, но в ближайшие 50 лет, город становится культурной столицей всего греческого мира и колыбелью современной западной науки и философии. С блеском перестраивается Акрополь и к 430 году до н.э. его украсили самые красивые памятники в мире, с самым важным Парфеноном, храмом Афины Девы.

Как возродился из пепла древний город Афины и стал одним из крупнейших городов в древние времена?

Кто были лидеры, архитекторы и художники, которые сделали уникальную историю древних Афин?

Золотой век Афин


После блестящей победы над персами и отступлением их из Афин, к власти в Древних Афинах приходит лидер, который сделал свой город культурной и военной силой в греческом мире. Звали выдающегося государственного деятеля Перикл, он не только провёл демократические реформы, но и укрепил армию, построил некоторые из самых замечательных памятников всех времен. 30 лет был у власти Перикл, он внёс больший вклад в развитие афинской демократии , Цитадель, которая была полностью уничтожен персами, была восстановлена. Основным зданием был Парфенон , но были построены и другие храмы, которые стали шедеврами мирового искусства.

Перикл ввёл город в «золотой век» и сделал имя Афин бессмертным. Это был век больших художников таких, как скульптор Фидий , великих философов таких, как Сократ и Платон , знаменитых театралов таких, как Софокл и Еврипид, заложившие основы трагедии, комедии и драмы.

Перикл умер в 429 до н.э. после чумы, которая стоила жизни многим жителям Афин. Но его достижения остаются непревзойдёнными. Афины того времени были венцом динамического общества, а время его правления, принято называть «золотым веком Перикла».

Греция - это страна с великолепными пейзажами. Древние греки верили, что в лесах, на горах и в воде жили боги, богини, другие сверхъестественные существа. Они верили в абсолютную власть богов , которые могли бы им помочь, или навредить. Религиозные праздники проходили в течение всего года, в ходе которых люди приносили жертвы богам.

Первые люди появились на территории Греции в начале бронзового века, которые мигрировали из огромной территории Евразии. Первые греки были воинственные племена, они постоянно воевали друг с другом, чтобы занять более богатые и плодородные места. Первые поселения были в основном примитивными сельскими общинами. Между 1500 и 1200 гг. до н.э. произошёл популяционный взрыв, который привел к высоким культурным и технологическим достижениям. Дворцы и храмы поднимались ввысь повсюду, некоторые остатки которых мы можем видеть еще и сегодня.

Это создало подходящий фон для легенд и мифов : поэмы Гомера , мифы про «аргонавтов» и «подвиги Геракла». Некоторые долго считались легендами, как троянская война, отписанная Гомером. Однако, в 1870 году, немецкий археолог Шлиман, обнаружил руины Трои. Город действительно был разрушен войной, которая велась длительное время.

В районах Аттики было обнаружено интенсивное присутствие человека в эпоху неолита. Древнюю Аттику заселяли ионийцы - одно из основных древнегреческих племен, обосновавшихся в южной Греции в начале 2 тысячелетия до н.э. В Аттике постепенно сложился особый ионический диалект, который стал языком литературы и искусства в древности. С приходом дорийцев, в конце 2-го тысячелетия (около 1100 года до н.э.), ионийцы отстояли свои границы, Аттика была одной из немногих мест Греции, которую не удалось захватить дорийцам.

Современные Афины


Город Афины живет и процветает и поныне. Современный город сосредоточен вокруг Цитадели, он включает различные руины древних лет, доказывая, что это место, когда-то достигло вершины своего развития, повлияв на всю европейскую культуру.

Город с населением около 5 миллионов человек, живёт воспоминаниями о мире, который потерялся. Во многих местах мы наблюдаем различные исторические периоды Афин , некоторые постройки и здания, всё ещё хранят тайны древних эллинов.

До сих пор, как и в древности, над городом гордо возвышается великолепный Акрополь с прекрасными храмами.

«Афины – один величайших греческих городов. В сознании людей он ассоциируется со всей Древней Грецией. Отчасти, это заслуженно, потому что многие достижения эллинской цивилизации появились в Афинах. Город подарил Греции десятки философов, поэтов, драматургов, ораторов, историков, политиков. Афины властно тянули к себе лучших людей Греции. Дань уважения городу отдавали даже завоеватели-римляне, которые щадили мятежные Афины ради славы их предков.»

Микенская и Гомеровская Греция

Территория Афин была заселена с неолитической эпохи. К XV веку до н. э. относят появление на этом месте ахейского города. На Акрополе стояли цитадель и дворец. Но Афины Бронзового века никогда не были крупным политическим центром, как Микены, Тиринф или Пилос.

Неясно, пострадал ли город от дорийцев. Сами афиняне всегда гордились тем, что были автохтонным населением этой земли, а не переселенцами как другие эллины. Тем не менее, начало Гомеровской Греции было периодом спада экономического развития Афин. В XI веке до н. э. началась ионийская миграция, многие афиняне отправились за море и основали новые города на побережье Малой Азии.

Примерно с 900 года до нашей эры Афины стали крупным центром торговли. В период «темных веков» и эпохи Архаики Афины развивались, как и другие греческие государства. Согласно традиции, государством долго правили цари. Отмену царской власти историческая традиция относит к 752 году до н. э., когда наследственного басилея сменили три должностных лица – басилей, полемарх и архонт. Первый отвечал за религиозную сферу, второй был командующим армией, а третий занимался внутренними делами государства.

Аристотель писал, что сначала ввели должности трех архонтов, а позже их число было доведено до девяти. Бывшие архонты пополняли совет Ареопаг, который пользовался влиянием в Архаических Афинах. Членство в этом совете было пожизненным. Монархию в полисе сменили аристократическая республика. В IX-VIII веках население Аттики росло. Погребения того времени становятся богаче, в них находят предметы роскоши. Но в конце VIII века что-то случилось, и полис стал приходить в упадок. Высказывались теории об эпидемии или засухе в это время. К тем же годам относят рост числа находок в культовых местах. Стихийные бедствия могли быть причиной рост религиозности жителей Аттики. Торговля пришла в упадок, и афиняне стали больше заниматься сельским хозяйством.

Синойкизм и присоединение Элевсина

Важным процессом, который позволил Афинам стать могущественным полисом был синойкизм. Этим словом называли объединение нескольких общин в одну. Афиняне сумели создать единое государство, территория которого была сопоставима с территорией соседней Беотии, где было несколько отдельных городов-государств. Древние приписывали синойкизм легендарному царю Тесею. Согласно им, герой объединил Аттику, которая состояла из двенадцати независимых государств. Синойкизм не предполагал переселения жителей Аттики в город у подножия Акрополя. Он заключался в ликвидации всех локальных органов власти, место которых теперь занимал один общий совет в Афинах.

На западе Аттики располагался полис Элевсин . Он существовал с Микенским времен. В VIII-VII веках до н. э. Афины воевали с Элевсином, и борьба закончилась включением этого полиса в состав Афинского государства. Близкие по времени к событиям источники очень скупо сообщают о войне. Предания греков рассказывали о войне, где афинянами командовал легендарный царь Эрехтей, а элевсинцами царь Эвмолп. По другой версии Элевсин подчинил внук Эрехтея Ион. Во время раскопок в Аттике нашли остатки старой пограничной стены между территориями двух полисов. Вероятно, конфликт не решился одной битвой, а тянулся на протяжении многих лет. В VII веке до н. э. город стал частью Афинского полиса. После подчинения Элевсин сохранил свои органы управления, которые занимались внутренними делами. Знать города, которая была связана с культом мистерий, сохранила высокое положение в афинском государстве. В Афинах был построен храм Элевсиний, и празднество мистерий отныне начиналось там. Но сами мистериальные таинства остались под контролем элевсинских родов.

VII-VI века до н. э.: законодатели и тираны

К концу VII века до н. э. Афины были аристократической республикой. Жители подразделялись на четыре филы: Гелеонты, Эгикореи, Аргады и Гоплеты. Их эпонимами были сыновья легендарного Иона. Каждая фила состояла из трех триттий. Во главе фил стояли филобасилеи, которых избирали из знатнейших граждан. Сословно население делилось на три категории – знатные эвпатриды, земледельцы геоморы и ремесленники демиурги.

В эпоху Архаики во многих греческих полисах честолюбивые люди захватывали власть и становились тиранами. В Афинах попытался стать тираном аристократ Килон . Он был юношей из знатного рода, зятем тирана Мегар Феагена. В 640 году до н. э. Килон одержал победу на Олимпийских играх. В ту эпоху победа в Олимпии давала ее обладателю статус, близкий к сакральному. Дельфийский оракул дал юноше прорицание, чтобы он захватил Акрополь в день величайшего праздника в честь Зевса. Килон посчитал, что Олимпийские игры и есть этот праздник, и с группой сторонников захватил Акрополь. Афиняне не приняли тирана и под предводительством архонтов осадили Килона и его соратников. После долгой осады несостоявшийся тиран и его брат бежали, а их соратники сдались.

В 621 году до н. э. в Афинах были приняты знаменитые законы Драконта. Об этом человеке почти ничего не известно. Он не занимал должность архонта, когда были записаны его законы. От свода Драконта сохранился только раздел об убийстве. Законодатель делал различия между преднамеренным и непреднамеренным убийством. Свод законов давал возможность помириться убийце и родственникам убитого.

Об остальной части законов Драконта есть только упоминания, которые говорят о необычайной суровости законов. Законы Драконта об убийстве действовали еще в IV веке до н. э., но предполагают, что остальную часть свода отменили. Законодательство Драконта было не реформой, а записью обычного права афинян, которое действовало и до него.

Законодательство Драконта не решило противоречий в полисе, и в первом десятилетии VI века до н. э. на сцену вышел новый законодатель – Солон. Этот человек происходил, как и все лидеры того времени, из знатного рода. В древности он имел репутацию мудреца. Сохранились стихи Солона, где он говорит о своей деятельности. Среди его законодательных мер было разделение афинян на четыре группы на основе имущественных ценза. Выходцы из разных имущественных групп имели неодинаковые политические права. На должность архонта избирали представителей первых двух групп. Беднейшие граждане, феты, вообще имели право только на доступ в народное собрание и суды. Также законодатель предпринял меры для освобождения афинян, попавших в долговую кабалу.

После реформ Солона жизнь полиса шла своим чередом – за власть соперничали политики, происходившие из знатных семей. Одному из них суждено было стать правителем Афин.

Писистрат родился около 600 года до н. э. в знатной семье, которая возводила свое происхождение к царю Пилоса Нестору. В 560-е годы до н. э. будущий тиран прославился как полководец: во время войны с Мегарами он захватил их укрепление Нисею. После своей победы Писистрат стал одним из трех самых влиятельных политиков Афин. В 560 году до н. э. он получил от народа отряд телохранителей и с их помощью захватил власть. Вскоре он был отстранен от власти. Затем Писистрат, заключив союз с Мегаклом из рода Алкмеонидов, вернулся. Вскоре он вновь вынужден был покинуть Афины.

Через десять лет Писистрат решился силой вернуть власть. В 546 году до н. э. он высадился около Марафона с войском наемников и добровольцев из нескольких городов Греции – Фив, Эретрии, Аргоса, Наксоса. Жители той части Аттики, где он высадился, поддержали тирана и усилили его войско. После этого в одной битве Писистрат легко разбил афинское ополчение. Его воины напали на афинян внезапно и обратили их в бегство. При этом сторонники Писистрата старались не проливать кровь сограждан.

Тиран занял Афины. Алкмеониды вынуждены были покинуть город. Писистрат спокойно правил полисом почти двадцать лет. Античные писатели говорили о нем, как о гуманном и справедливом правителе, который заботился и о знати, и о простом народе.

Писистрат расширил афинские владения во Фракии, отвоевал у Митилены Сигей, захватил Делос. В Афинах начали широко праздноваться Великие Дионисии. В конце своей жизни тиран решил воздвигнуть в городе величественный храм, посвященный верховному богу. На окраине Афин начались работы по строительству храма Зевса Олимпийского. Но создание этого храма завершилось не при Писистрате или его сыновьях, а только через семь веков, когда Греция уже был римской провинцией. По приказу афинского тирана была создана комиссия, которая записала тексты поэм Гомера.

В 527 году до н. э. тиран умер от старости, и власть в Афинах получили его сыновья. Гиппий и Гиппарх правили в Аттике, другой сын Гегесистрат при жизни отца правил Сигеем, зависимым от Афин. Первое время Писистратиды правили в духе своего отца. Аристократам-изгнанникам позволили вернуться в полис. Клисфен из рода Алкмеонидов даже занимал должность архонта. При дворе Писистрата и его сыновей жили видные поэты Греции – Анакреонт и Симонид Кеосский, поэт-орфик Ономакрит. В 514 году до н. э. Гиппарх погиб от рук заговорщиков Гармодия и Аристогитона. Убийцы действовали из личных мотивов, но идеология демократических Афин сделала их борцами с тиранией. Позже бронзовые статуи Гармодия и Аристогитона стояли в городе на почетном месте.

Сторонников заговорщиков казнили, и Гиппий стал править жестче. Аристократы вновь вынуждены были покинуть Афины. Вскоре после этого Алкмеониды попытались свергнуть тиранию. Они заняли крепость Липсидрий в Аттике. Но войскам Гиппия удалось выбить оттуда Алкмеонидов и их сторонников. Аристотель цитирует застольные стихи афинских аристократов, в которых прославляется храбрость эвпатридов, погибших при защите крепости.

В годы изгнания Алкмеониды жили в Дельфах. На свои средства они перестроили храм Аполлона. Жречество этого города убеждало спартанцев помочь изгнанникам. Наконец, войско Лакедемона под командованием царя Клеомена вступило в Аттику и разбило сторонников Гиппия. Тиран сдался, получив возможность безопасно покинуть Афины.

После падения тирании в городе боролись за власть политики-аристократы Исагор и Клисфен. Последний сумел привлечь на свою сторону народ Афин, обещав реформы. Победив в политической борьбе, Клисфен провел серию преобразований.

Целью реформ Клисфена была борьба с прежними родовыми порядками. Он создал десять фил вместо прежних четырех. Пятьдесят представителей каждой филы создавали совет пятисот. Сто демов Аттики реформатор разделил на триттии. Кажая триттия включала по дему города, прибрежной и центральной части. Три триттии включались в филу. Главной территориальной единицей стал дем. Клисфен создал коллегию десяти стратегов, в руках которых было военное руководство полиса. В V-IV веках до н. э. должность стратега стала самой важной в Афинах.

V век до н. э.: взлет и падение

В 507 году до н. э. афинское посольство побывало в Персии. У греков и раньше были контакты с правителями малоазийских монархий, поэтому в нем не было ничего необычного. Но, не зная персидских обычаев, афиняне предоставили персам «землю и воду», что означало формальное подчинение империи. Во время Ионийского восстания 500-494 годов до н. э. афиняне послали небольшой отряд кораблей на помощь сородичам. Афинские корабли не поучаствовали в сражениях и вскоре вернулись обратно. Но оба этих события давали персам повод к войне.

В 490 году до н. э. персидская армия высадилась в Аттике. Афинянам удалось победить благодаря военному гению их полководца Мильтиада. Сразу после победы при Марафоне полководец предложил покарать греков-островитян, поддержавших персов. Мильтиад возглавил экспедицию против Пароса, но потерпел поражение. В 480-е годы до н. э. ведущая роль в Афинах принадлежала человеку по имени Фемистокл. Он был выходцем из аристократического рода Ликомидов, который уступал в знатности и богатстве семьям, представители которых задавали тон в политике того времени – Алкмеонидам, Филаидам, Керикам.

Впервые Фемистокл был архонтом в 493 году до н. э.. На этой должности он начал работы по созданию гавани Афин в деме Пирей. Вернувшийся в город Мильтиад оттеснил Фемистокла на второй план, но в 480-е годы до н. э. он вернул себе прежнее влияние. По предложению Фемистокла серебро от открытой в 487 году до н. э. жилы было направлено не на раздачи народу, как обычно, а на строительство флота. Афинянам удалось снарядить двести боевых триер, и это был самый многочисленный флот в Греции. Во время персидского нашествия 480-478 годов до н. э. Фемистокл стоял во главе афинского контингента в составе общегреческого флота. Он был вторым человеком во флоте. Но именно благодаря решениям Фемистокла была выиграна битва при Саламине.

В ходе войны афиняне эвакуировали население своего города. Часть мирных жителей они направили в Трезен на Пелопоннесе, часть – на остров Саламин. Пустые Афины были заняты персидской армией и разрушены. После возвращения в город по инициативе Фемистокла афиняне возвели вокруг города и Пирея Длинные стены, которые сделали Афины неприступными.

После побед при Саламине и Платеях афиняне продолжили борьбу против Персии. Война велась за пределами Греции: во Фракии, Малой Азии, на Кипре, в Египте. Окончательно мир между Афинами и империей Ахеменидов был заключен в 449 году до н. э..

В ходе греко-персидских войн Афины основали Делосскую симмахию. Позднее она была преобразована в Афинский морской союз . Он объединял более 200 греческих полисов Балкан, островов, Малой Азии. Союзники должны были платить Афинам налог, именуемый форос.

Во главе Афин после изгнания Фемистокла около 476 года до н. э. стояла несколько выдающихся политиков. Большую роль в организации союза сыграл Аристид, соперник Фемистокла. Морскими походами против персов вплоть до своей смерти в 450 году до н. э. руководил Кимон сын Мильтиада.

Два десятилетия после 449 года до н. э. были временем, когда во главе Афин стоял политик Перикл . При нем были проведены работы по перестройке Акрополя: холм над городом украсили величественные храмы Парфенон и Эрехтейон. К этому времени в городе сложилась демократическая форма правления, но Перикл мудро умел направлять волю народу в нужное ему русло.

В 457-446 году до н. э. Афины и Спарта воевали. Тогда удалось заключить мир на приемлемых условиях. Но в 431 году до н. э. война вспыхнула снова. Новый конфликт, вошедший в историю как Пелопоннесская война , продолжался до 404 года до н. э.. Он закончился полным поражением Афин и роспуском Афинского морского союза. Во время совещания спартанцев и их союзников представители Фив открыто требовали разрушения города и продажи его жителей в рабство.

Школа Эллады: особенности культурной жизни Афин

В Классическую эпоху были созданы важнейшие достижения художественной культуры Афин. На Великих Дионисиях, Ленеях и Анфестериях ставились трагедии и комедии.

Философ Платон ставил театр в один ряд с судами и народным собранием среди институтов, обеспечивающих демократическую форму правления. В городе существовал особый фонд «Теорикон», из которого беднейшим афинянам выдавали деньги для покупки билетов. Оратор Демад назвал эти деньги цементом демократии.

Предполагают, что начало раздаче «театральных денег» положил Перикл. Достоверно известно, что они существовали во времена Демосфена . Упоминаний о теориконе после подчинения Афин Македонии в 322 году до н. э. нет. Скорее всего, он был упразднен.

Для управления теориконом избирали должностное лицо. В 350-е годы до н. э. политик Эвбул, занимавший этот пост, провел закон, по которому все денежные излишки пополняли теорикон. Этот закон устанавливал смертную казнь за предложение употребить деньги зрелищного фонда для других целей. После долгой борьбы незадолго до битвы при Херонее Демосфен смог добиться отмены этого закона.

В 380-е годы до н. э. бывший ученик Сократа Платон создал собственную философскую школу. Местом для нее стала роща недалеко от Афин, посвященная герою Академу. В честь него школа Платона получила свое название – Академия. Занятие в ней включали лекции наставников и беседы. Неизвестно, сколько времени занимало обучение в Академии – предположительно один-два года. Но Аристотель был слушателем Платона около двадцати лет.

Ученики стекались к Платону со всего греческого мира. Около 370 года до н. э. туда из захолустной Стагиры приехал Аристотель. После двадцати лет жизни в Афинах он какое-то время путешествовал, а в 335 году до н. э. основал собственную школу. Она называлась Ликей по тому месту, где была основана.

Летом в городе праздновались Панафинеи. Первоначально их отмечали один день, потом торжества продлили до трех. Самые ранние упоминания о Панафинеях относятся к VII веку до н. э.. Афиняне называли основателями праздника легендарного царя Кекропа или героя Тесея. Допускали также, что Тесей сделал Панафинеи праздником, общим для всей Аттики .

Первоначально торжество состояло из поднесения богине нового пеплоса. В 566 году до н. э. Панафинеи начали сопровождаться спортивными состязаниями. С этого времени ежегодно стали праздноваться Панафинеи, а раз в четыре года – Великие Панафинеи, сопровождавшиеся поднесением пеплоса и состязаниями. Для организации праздника в Народном собрании избирали десять афлофетов, по одному от каждой филы. Они занимали эту должность четыре года. При Писистрате Великие Панафинеи стали включать состязания рапсодов в исполнении поэм Гомера. Позже к ним добавились состязания музыкантов.

Спортивные состязания включали бег, пятиборье, кулачный бой, панкратион. Было три возрастных категории участников – мальчики, юноши, взрослые мужчины. Победителям вручали амфоры с оливковым маслом. Музыкантов награждали золотым венком и денежной суммой.

За городом проходили состязания колесниц. Командным состязанием было исполнение танца в полном вооружении. Во время Великих Панафиней проходила гонка триер. Каждая фила выставляла по одному кораблю с командой, и они состязались в скорости между гаванями Пирей и Мунихий.

Поднесение пеплоса было торжественной процессией, которая выходила с рассветом из района Керамик и шла к Акрополю. Одеяние для Афины везли на повозке. Сам пеплос за девять месяцев до Панафинеи ткали девушки из знатных семей полиса. Для руководства работой архонт-басилей выбирал двух девочек 7-11 лет из знатных семей. На одеянии вышивали узор, изображавший подвиги богини в сражении с гигантами.

Во главе процессии на Панафинеях шли девушки, ткавшие пеплос. За ними – девушки с сосудами и курильницами для ритуалов и воины афинского ополчения. В процессии шло много афинян, метеков и граждан союзных полисов. Отдельной категорией были девушки-канефоры («корзиноносицы»), несшие в корзинах инвентарь для жертвоприношения. Чтобы стать канефорой девушка должна была происходить из хорошей семьи, быть красивой и иметь незапятнанную репутацию. Отцы канефор получали от государства почести и вознаграждение. Девушек, которые неоднократно исполняли эту обязанность (не только на Панафинеях) удостаивали почетных декретов и даже статуй.

Трудности IV столетия

Год после Пелопоннесской войны стал для Афин временем новой тирании. После заключения мира во главе города стала комиссия из 30 афинских граждан. Декларировалось, что они должны составить новые законы для Афин. Современники называли их Тридцать, но позже греки и римляне дали этому правительству более броское название – «тридцать тиранов».

Во главе Тридцати встал афинянин Критий сын Каллесхра. Он происходил из знатного рода Кодридов. Его отец был одним участников переворота Четырехсот, которые пытались свергнуть демократию. Сам Критий в молодости был учеником Сократа, дружил с Алкивиадом, сохранилась даже его эпиграмма, в которой он утверждает, что выступил с предложением вернуть опального полководца из изгнания. Позже он сам был изгнан, жил в Фессалии , где участвовал в каких-то смутах.

Критий не скрывал своего презрения к основной массе народа и метекам. Правительство Тридцати при нем установило в полисе режим настоящего террора: метеков арестовывали и казнили без суда, а их имущество присваивали. Полноправными гражданами считались только три тысячи афинян. Критий слыл поклонником спартанских порядков, и в его действиях видят попытку перестроить Афины в подобие Спарты. Три тысячи – аналог спартанских гомеев, остальное население Афин – неполноправные периэки.

Ферамен, другой незаурядный член правительства, выступил с критикой действий главы Тридцати. Но Критий во время заседания собрания трех тысяч принудил своего коллегу к самоубийству. Ферамен мужественно взял кубок с ядом, плеснул часть его содержимого на землю, как при игре в коттаб, и остатки выпил.

Фрасибул, еще один друг Алкивиада, нашел убежище в Фивах. Оттуда он вышел с 70 соратниками и занял крепость Филу. Она стала центром, куда стали стекаться афиняне, готовые сражаться с тиранами. Защитники Филы отбили нападение воинов Тридцати, а затем дали им бой, в котором Критий погиб. Три тысячи прогнали уцелевших членов правительство и организовали новое, желая продолжать борьбу с Фрасибулом. После переговоров обе стороны сумели помириться. В 403 году до н. э. в Афинах восстановили демократическое правление. Народное собрание постановило, что никто не имеет права спрашивать с другого за его действия во время правления Тридцати и гражданской войны. Исключение делалось для уцелевших членов правительства, но даже они могли оправдаться, дав отчет о своих действиях. Отдельные судебные процессы проходили, и жертвой стал философ Сократ.

В 395 году до н. э. Афины, Фивы, Аргос и Коринф начали войну против Спарты. Когда в 399 году до н. э. началась война Спарты с Персией, афинский стратег Конон, живший при дворе правителя Кипра Евагора, предложил персам свои услуги. В 394 году до н. э. Конон и сатрап Фарнабаз разбили спартанцев на море около острова Книд. После этого афинянин вернулся на родину с персидским золотом, на которое они восстановили флот и Длинные стены Пирея.

В конце войны Персия стала поддерживать Спарту, и в 386 году до н. э. при ее участии в Сузах греки заключили мирный договор. Он запрещал межполисные объединения, но передавал под власть Афин острова Лемнос, Имброс и Скирос.

Следующие тридцать лет были для Афин временем лавирования между Персией, Спартой и Фивами. В 378 году до н. э. Афины и Фивы начали войну со Спартой. В этом году был создан Второй Афинский морской союз . В декрете о его создании декларировалось невмешательство афинян во внутренние дела членов союза. В 377-376 году до н. э. афинские наемники под командованием прославленного стратега Хабрия обороняли от спартанцев Беотию. В 371 году до н. э. фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, и эта победа сделала Беотийский союз сильнейшим государством в Греции.

Одновременно Афины взялись за старое в отношении союзников. Появились случаи вмешательства во внутренние дела городов. В 357 году до н. э. началась Союзническая война. Против города Паллады выступили бывшие члены союза – Византий, Родос, Хиос, которых поддерживал карийский правитель Мавсол. Эту войну Афины проиграли, но Второй Афинский морской союз просуществовал в усеченном виде еще два десятилетия.

Союзническая война совпала с первым конфликтом между Афинами и царем Македонии Филиппом II. Борьба велась за контроль над городами полуострова Халкидика. Противостояние между Афинами и Македонией закончилось битвой при Херонее в 338 году до н. э..

Афиняне проиграли битву, но сохранили независимость. В годы правления Александра Великого во главе Афин стоял политик Ликург. Благодаря его финансовому гению полис, не получая доходов от фороса, смог в несколько раз увеличить свои доходы. Афиняне копили силы – строились новые корабли (афинский флот никогда не был таким большим, как в эти годы).

После смерти Александра Афины и некоторые другие полисы решили дать бой Македонии. Так началась Ламийская война 323-322 годов до н. э.. Под командованием талантливых стратегов Леосфена и Антифила афиняне добились определенных успехов, но в итоге потерпели поражение в битве при Кранноне. Одновременно македоняне трижды разбили афинский флот, который больше не возродился как серьезная военная сила.

Городу была навязано олигархическое правление, которое вскоре было свергнуто. В 317 году до н. э. один из полководцев Александра Кассандр навязал Афинам своего ставленника – Деметрия Фалерского, который правил городом десять лет.

В 307 году до н. э. Афины были освобождены царевичем Деметрием, сыном Антигона, а Деметрий Фалерский бежал. Афиняне восстановили демократическую конституцию, уничтожили статую свергнутого правителя и отменили часть его законов.

Впервые в истории полиса они удостоили царей божественных почестей, и это положило начало традиции в истории эллинистических Афин. В городе учредили культ богов-спасителей Антигона и Деметрия, в честь них проводили игры. За культ новых богов отвечал жрец. К десяти филам добавили еще две – Антигониду и Деметриаду, которые получили первое место в списке фил. Подиум, где стояли статуи героев-эпонимов фил, расширили и поставили на нем статуи царей. Другие их статуи воздвигли рядом с памятником Гармодию и Аристогитону.

Последующие годы афиняне отступали от Полиоркета и вновь присягали ему на верность. В 287 году до н. э. Афины восстали и выбили гарнизон царя из города. Но Пирей и некоторые крепости Аттики остались под контролем Македонии. Следующие 25 лет полис был независимым. В 267 году до н. э. Афины рискнули в союзе со Спартой и Египтом бросить вызов Македонии. Война оказалась неудачной, и Афины вновь стали зависимыми от Македонии. Но в 229 году до н. э. афинянам удалось мирно при помощи денежной суммы заставить иноземные гарнизоны оставить Афины, Пирей и другие крепости в Аттике.

После восстановления независимости афиняне установили государственный культ Демоса. Его наследственными жрецами были потомки Микиона и Эвриклида, чьими усилиями в 229 году до н. э. была достигнута свобода. В сооруженный Демосу храм стали посвящать статуи граждан, отличившихся перед Афинами.

В 224 году до н. э. божественных почестей удостоили царя Египта Птолемея III. Ему был учрежден государственный культ и введена должность жреца. Была учреждена тринадцатая фила Птолемаида. Число членов буле увеличилось до 650. К филе приписали по одному дему от других фил, а также учредили дем Береникида в честь жены Птолемея. Статуя царя заняла место среди статуй героев-эпонимов афинских фил. Был учрежден государственный праздник Птолемеи.

Накануне войны с Македонией в 200 году до н. э. в Афины прибыл царь Пергама Аттал. Жители города приняли его с почетом. Афиняне учредили в честь царя новую филу Атталиду, а в ее составе дем Аполлонию по имени жены Аттала.

В конце III века до н. э. на Балканах появилась новая сила – Рим. В течение II столетия до н. э. Афины были союзником Римской республики, которая увеличивало свое влияние на полуострове. В 88 году до н. э. Афины рискнули поддержать царя Понта Митридата VI в его войне с Римом. Сначала во главе анти-римского движения в городе стал философ-перипатетик Афинион. Позже его сменил другой уроженец Афин – Аристион, последователь философии Эпикура. Он был прислан в город Митридатом.

Понтийский полководец Архелай сделал Пирей своей штаб-квартирой. В 87 году до н. э. Аттика стала полем боя. Римский полководец Сулла осадил Афины и Пирей. Архелай был способным полководцем, и осада порта шла тяжело. По приказу римлянина рощи Академии и Ликея вырубили и из деревьев сделали осадные машины. В марте 86 года до н. э. ночной атакой легионеры захватили город. В Афинах началась резня, но Сулла по просьбам изгнанников и сенаторов из своего штаба остановил ее, заявив, что щадит живых ради усопших. Аристион с верными людьми какое-то время оборонял Акрополь, но голод вынудил его сдаться. Философа, воинов его охраны, магистратов Афин того года казнили. Архелай со своей армией по морю ускользнул из Пирея.

Закончив войну, Сулла вернулся в Афины. Там его ждали почести афинян: его славили как освободителя от тирании Аристиона, провели в честь него праздник Силлеи, установили статую полководца.

Во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем полем боя стала Греция, а ее полисы поддерживали Помпея . Несколько афинских кораблей усилили его флот, а афинские гоплиты вошли в его армию и сражались при Фарсале. После победы Цезаря афинское посольство прибыло просить его о пощаде. Юлий Цезарь простил город ради славы предков афинян. Афиняне привычно воздвигли римлянину статую, на постаменте которой прославляли его как спасителя и благодетеля. Через несколько лет афинян снова втянули в гражданские войны римлян. После убийства Цезаря Афины поддержали его убийц. В октябре 44 года до н. э. Брут и Кассий приплыли в Грецию. В ее городах в честь убийц Цезаря принимали почетные декреты, а афиняне установили их бронзовые статуи рядом со статуями Гармодия и Аристогитона.

Брут некоторое время жил в Афинах . Он ходил на лекции философов Академии и Ликея. Одновременно он вел работу по сбору сил, привлекал на свою сторону влиятельных римлян, занимавших посты на Балканах.

После поражения Брута и Кассия в Афинах какое-то время жил Марк Антоний. Он старался расположить к себе жителей древнего города и получал удовольствие, когда его называли «друг афинян». В 39-37 году до н. э. Марк Антоний жил в Афинах со своей женой Октавией, которую очень любили горожане.

В 32 году до н. э., когда началась война с Октавианом, Антоний с царицей Клеопатрой посетил Афины. Помня о популярности Октавии, правительница Египта пыталась подарками расположить граждан полиса. После битвы при Акции в 31 году до н. э. Август без боя занял город. На этом закончился период самостоятельности Афин, которым предстояло стать частью провинции Римской империи Ахайя .

  1. Города мира
  2. Самарканд стоит на 10-15 метром толщи древнего поселения Афрасиаб. Городище названо в честь легендарного правителя среднеазиатских кочевников, которые жили более 2000 лет назад на холмах современного Самарканда. В записях завоевании Александра Македонского значиться поселение, которое находиться на месте городища Афрасиаб, что…

  3. Как многие старые города Европы, Варшава появилась на свет во времена древние, почти незапамятные. Большое значение для возникновения городов имели тогда реки: люди селились в местах, где был высокий берег, к которому судам удобнее было причаливать. Такое место есть и недалеко…

  4. В апреле 1624 года флорентийский мореплаватель Джованни да Верадзано, подданный французского короля Франциска I, на своем корабле "Дофин" приплыл в устье реки Северной. Индейцы встретили мореплавателя очень дружелюбно, но пробыл Дж. да Верадзано здесь недолго: он прошел вдоль побережья на север,…

  5. В 90 километрах к югу от Багдада раскинулись покрытые пылью веков развалины древнего Вавилона, которые представляют собой четыре огромных холма из щебня. Здесь в Междуречье несколько тысячелетий назад зародился один из первых очагов человеческой цивилизации со знаменитыми "висячими садами Семирамиды" и…

  6. В марте 1776 года в северной части полуострова, где расположен сейчас город Сан-Франциско, был основан пресидио - первый испанский военный форт и первая католическая миссия - миссия Долорес. На сорока безымянных холмах росла пахучая трава "Uerba buena", так назвали и первое…

  7. На востоке было царство Красного Чака - оттуда приходило багряное палящее светило; на севере царствовал Белый Чак - его ледяное дыхание приносило снега и дожди; Черный Чак жил на западе, где над песчаными пустынями чернели горы; а на юге, где желтели…

  8. Для многих из нас Санкт-Петербург начинается с 16 мая 1703 года - даты, хорошо известной из школьных учебников. Задолго до Петра I территория будущего Санкт-Петербурга была просто усыпана русскими деревнями и селами. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там.…

  9. Шведская столица взору туристов открывается зелено-багровыми шпилями церквей, дворцов и редкими модернистскими небоскребами. Стокгольм расположился на островах и полуостровах, и куда в этом городе ни пойдешь - повсюду выйдешь к морю. В Старом городе стрельчатые колокольни церквей и фасады дворцов отражаются…

  10. В 1368 году до нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV - самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонение многочисленным…

  11. Происхождение Еревана теряется в глубине веков, название же города, как принято считать, произошло от армянского глагола "эрэвель" - явиться. Это связывается с преданием, будто местность эта первой явилась взору спускавшегося с Арарата Ноя, который и построил здесь первый послепотопный город. ...В…

  12. Историческое возникновение Рима очень прозаично: спустились в долину горные пастухи и поселились на Палатинском холме. Потом поселения, возникшие на окружающих Палатин холмах, объединились и окружили себя укрепленной стеной. Так возник Рим, и было это в 753 году до нашей эры. Однако…

  13. Наверное, ни один город в Латинской Америке не строился так, как Гавана. Если другие возникали как посредники, то Гавана с самого начала была городом-воином. Христофор Колумб открыл Кубу в 1492 году - уже в первое свое путешествие. Прибывшие вслед за ним…

  14. Самый крупный город Канады - Монреаль - является промышленным центром страны. Он расположился на берегах реки Святого Лаврентия у подножия Королевского холма - Мон-Руаяль, от которого и произошло название города. В месте расположения Монреаля скрещиваются реки Святого Лаврентия, Оттава и Ришелье,…

  15. Небольшой городок Вифлеем находится в семи километрах от Иерусалима. И хотя история его очень древняя, незаметен он был между другими городами Израиля. Когда патриарх Иаков шел со своим семейством из Вефиля, на некотором расстоянии от Ефрафы жена его Рахиль родила сына…

ДРЕВНИЕ АФИНЫ


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Олива - священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они тесным кольцом окружают деревни и выстраиваются вдоль городских улиц. Непритязательные и жизнелюбивые, оливы уходят своими корнями не только в каменистую почву Греции, но и в причудливый мир ее мифов и легенд.

Местом рождения священного дерева считается Акрополь - холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель (акрополь), чтобы жителям было где укрыться при нападении врагов.

Начало Афин теряется во временах баснословных. Первый царь Аттики Кекроп, прибывший в страну в 1825 году до нашей эры, построил на Акрополе крепость с царским дворцом. При Кекропе состоялся и известный спор между богом Посейдоном и богиней Афиной за обладание Аттикой. Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня ударил соленый источник. Глубоко вонзила в землю свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп - Афину. По другому преданию, Посейдон произвел лошадь, но и она была признана для жителей Аттики менее полезной, чем оливковое дерево. Разгневанный проигрышем бог послал на равнину вокруг города огромные волны, от которых можно было укрыться только на Акрополе. За жителей заступился громовержец Зевс, да и сами горожане умилостивили Посейдона, пообещав воздвигнуть в его честь храм на мысе Сунийон, что впоследствии и сделали.

Первоначально весь город и состоял только из крепости. Только потом вокруг Акрополя стали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. Постепенно здесь образовались группы домов, которые затем были объединены вместе с крепостью в единый город. Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это в 1350 году до нашей эры, и приписывает объединение города народному герою Фезею.


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Афины лежали тогда в небольшой долине, окруженной цепью скалистых холмов.

Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал властитель-тиран Писистрат. Но он был умным человеком - придя к власти, он приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти. Стремясь обеспечить население Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки так высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в строительстве этого храма.

Центром Афин была Агора - рыночная площадь, где размещались не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре были воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеакрунос и алтарь Двенадцати богов, который служил прибежищем для странников.

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, затем по многим причинам (военным, экономическим, политическим) было приостановлено. По преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм здесь был устроен еще Девкалионом - греческим Ноем, впоследствии здесь указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Каждый год, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского начал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V веке до нашей эры стали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 году до нашей эры. Тогда были построены святилище и колоннада, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не было завершено.

Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем Суллой, который в 86 году до нашей эры захватил и разграбил Афины.


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Он вывез1 несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Лишь при императоре Адриане было закончено строительство этого храма - одного из самых больших сооружений античной Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. Позади храма стояли четыре статуи императора Адриана, кроме того, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 года одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшись на составляющие ее барабаны. К настоящему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось только пятнадцать.

Ученые предполагают, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, впоследствии разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447-432 годах до нашей эры архитекторы Иктин и Калликрат. С четырех сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких рисунков, какие встречаются в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройнее.

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий - один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. А в глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости. Творение Фидия было настолько совершенно, что правители Афин и иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать общей гармонии. Парфенон и сегодня поражает удивительным совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и воздухом колоннаду.

На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие.


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Фигуры портика - это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. По преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь - подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского царя Ксеркса напала на Грецию.

В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод - "стоящие перед воротами") называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437-432 годах до нашей эры, считаются самым совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи Пропилеи называли "Дворцом Фемистокла", позднее - "Арсеналом Ликурга". После завоевания Афин турками в Пропилеях действительно был устроен арсенал с пороховым погребом.

На высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы греко-персидских войн. Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не могла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому, поэтому афиняне и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами.

После Пропилеи афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), также созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского оружия, захваченного в битве при Марафоне. Пьедестал был высоким, и позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с моря, служил своеобразным маяком для мореплавателей.

Когда в 395 году Византийская империя отделилась от римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 года Афины входили в состав Византии.


«ДРЕВНИЕ АФИНЫ»

Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие были превращены в христианские церкви. Вначале это нравилось и даже помогало афинянам, новообращенным христианам, так как позволяло им совершать новые религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке. Но к X веку сильно уменьшившееся население города стало неуютно чувствовать себя в огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов. Поэтому в Афинах стали строить значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же совершенно другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах - это церковь Святого Никодима, построенная на развалинах римских терм.

В Афинах постоянно чувствуется и близость Востока, хотя трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Может быть, это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие встречаются на улицах Стамбула, Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей - немые свидетели былого владычества Великой Порты? А может быть, наряд гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции - ярко-красные фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть современных Афин - район Плака, восходящий еще к временам турецкого господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833 года: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки... А над ними возвышаются величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими деревьями.

За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая Башня ветров, которую в I веке до нашей эры подарил Афинам богатый сирийский торговец Андроник. Башня ветров - это восьмигранное сооружение высотой чуть больше 12 метров, грани его строго ориентированы по сторонам света. На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие каждый со своей стороны.

Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено восемь ветров.

Например, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой одежде и полусапожках, в руках он держит раковину, которая служит ему вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы. Под барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, которые показывают не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра - водяные часы.

Во времена турецкой оккупации почему-то считалось, что в Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница древнегреческого мыслителя - у древних писателей прочитать об этом нельзя. Однако в народе сохранилось предание, указывающее на одну из пещер, которая состоит из трех камер - частью естественных, частью специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение - наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается каменной плитой...

Нельзя в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях Афин, ибо каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен... Недаром греки говорили: "Если ты не видел Афин, то ты - мул; а если видел и не был восхищен, то ты - пень!"

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

На весь мир прославлен этот поистине легендарный греческий город. Столица древней и современной Греции за свою историю пережила величайшие взлеты и не менее эпичные падения. Словно птица Феникс Афины возрождались после разрушительных войн, захватов и природных катастроф. При этом грекам удалось сохранить часть исторического наследия города: сегодня руины Акрополя и останки античных скульптур соседствуют с фешенебельными отелями и современными торговыми центрами. Об особенностях самого важного греческого полиса и пойдет речь в сегодняшнем материале.

История этих славных мест насчитывает почти десять тысячелетий. Точная дата основания города Афины неизвестна, но по распространенной версии поселения здесь появились в 7 тыс. до н.э.. Расположились они в южной части Аттики, где находятся невысокие горы, прикрывающие долину с поселениями с трех сторон.

Основателем Афин считают первого правителя в афинском царстве – царя Кекропа, который был наполовину человек, наполовину змей. По легенде, выбирая покровителя города, он задал богам простую задачу: сделать полезный подарок. Посейдон подарил фонтан, но вода в нем оказалось соленой и непригодной для питья. А богиня Афина одарила новый полис деревцем с необычными плодами – оливами. Кекроп выбрал подарок богини, в честь которой и назвали город Афины (Athens).

Апогея славы Афины достигли в 5 веке до нашей эры. Собственно с 500 до 300 г. до н.э. золотого века развития достигла вся Древняя Греция, а ее столица и вовсе стала колыбелью культуры, экономики и политики. Впрочем, политический строй греческой страны был таков, что Афины были не столько столицей Греции, сколько выступали в роли независимого государства. Полис оставался важнейшим центром античных времен вплоть до расцвета Римской Империи.

В третьем веке нашей эры Афины утрачивают былое величие и становятся провинциальным городком. Затем идут долгие столетия постоянных войн и захватов иноземными войсками, приводящие к разграблениям, разрушениям и даже сожжению Афин. Новый виток истории города начинается только в 19 веке, когда грекам удалось освободиться от диктата Османской Империи.

С 1833 года Афины официальная столица Греции. Добившись независимости, греческое королевство начинает быстро развиваться. Король Оттон Баварский намеревался вернуть стране былое величие и восстановить престиж столицы. Для этого в Афины вызвали архитекторов, спроектировавших в неоклассическом стиле несколько городских улиц и общественных зданий (в т.ч. Афинский университет, Национальный парк, площадь Синтагма и др). Постепенно город приобретал былой облик и в 1896 году на новом стадионе здесь провели первые современные Олимпийские игры.

20 век знаменателен началом археологических раскопок, которые помогают восстанавливать наследие античной Греции. В 1920 годах греки подписывают договор с турками об обмене населением, в результате чего на Афины накатывает волна переселенцев. К этому прибавляются удачные для греков договоры по Балканским войнам, после заключения которых территория и население страны, в т.ч. Афин, увеличивается вдвое.

Во времена Второй мировой город попадает под немецкую оккупацию, но после войны вновь продолжает стремительное развитие. Строительный и промышленный бум середины XX века, в начале XXI века приводит к транспортным и экологическим проблемам. На сегодняшний день часть их успешно удалось решить, чему во многом поспособствовала афинская Олимпиада 2004 года.

Современные Афины – это динамичный город, сочетающий античное наследие с яркой и бурной жизнью Европы XXI века. Здесь есть множество ночных клубов, брендовых магазинов, развлекательных центров и туристических отелей. Но над всем этим по-прежнему возвышаются древний Акрополь, Храм Зевса Олимпийского, Парфенон и останки древних театров.

Географическое расположение

Находятся Афины в материковой Греции, на юге Балканского полуострова. Полис расположился на центральной равнине Аттики, окруженной горами и заливом Сароникс. За годы активной застройки и заселения город вплотную приблизился к этим естественным границам. Так что дальнейшее расширение городской территории практически невозможно.

Греция это юго-восточная Европа, а Афины один из самых южных европейских городов. Но карта стран Европы вам вряд ли понадобится, а вот план города Афины пригодится любому путешественнику. Город очень большой, поэтому передвигаться без схемы улиц довольно затруднительно.

Население

Все знают, какая славная столица у Греции и, как называются основные достопримечательности Афин . Но, мало кому известно, что население города Афины составляет 1/3 всего населения страны! Только вдумайтесь, в одном городе проживает треть жителей государства.

Численность постоянного населения в Афинах на 2017 г. составляет более 3,5 млн. человек, в то время как общее количество жителей Греции на тот же год 10, 9 млн человек. При этом в столичном городе также проживают мигранты и часть местного населения, прописанного в других регионах. Приблизительно их число можно оценить еще в 500 тыс. человек. Вот какая вместительная столица у греков.

Климат

Как и вся страна, Афины находятся под влиянием средиземноморского климата. Он обеспечивает стабильно солнечное жаркое лето и продолжительную осень, по факту плавно переходящую в весну. Зимние заморозки в регионе встречаются редко.

Местность, где расположены Афины, отличается пониженной влажностью, поэтому летний зной переносится комфортно. Летние температуры достигают значения в +30°С и выше. Дождливых дней больше всего осенью, летом же выпадение осадков очень редкий случай.

Как добраться до Афин

До греческой столицы можно добраться самолетом, паромом и наземным транспортом.

Воздушная гавань города носит название Элефтериос Венизелос. Прилетев в аэропорт Афин , очень легко отправиться сразу в центр города. От терминала проложена ветка метро , а также из аэропорта в город отправляются многочисленные автобусы и пригородные поезда.

Порт Пирей – морские ворота в столичные Афины. Сюда причаливают иностранные суда, а также бесконечный поток местных паромов самой разнообразной вместимости. Учтите, что в зимний период, расписание кораблей часто нарушают капризы погоды.

Заехать в Афины на авто или автобусе можно по многочисленным магистралям и трассам. Расстояние, время в пути и комфорт маршрута, естественно, зависит от исходного пункта отправления.

Лучшее время года для посещения Афин определить трудно. Весной и летом самые жаркие температуры и пик сезона, но и стоимость отдыха дороже. Осенью и зимой спрос на отдых ниже, но погодные условия хуже. Впрочем, если хорошо поискать, то можно найти горячее предложение и отправиться на отдых в Греции и Афинах по скидке. Для этого просматривайте календарь низких цен на авиабилеты и онлайн-сервисы по подбору путевок и жилья.

Афины путеводитель

Здесь наш материал про отдых в Афинах подходит к экватору, и от сухих фактов и теории мы начинаем переходить к туристической практике, т.е. прогулкам по городу. Далее мы расскажем про самые интересные места Афин и уникальные достопримечательности Греции, которые сохранились в столичном городе. А также затронем нюансы и тонкости афинского туризма и, конечно же, поговорим про отели в Афинах.

Море и пляжи в Афинах

В пригороде столицы расположено много прибрежных поселков с ухоженными и обустроенными побережьями. Наиболее популярны у туристов следующие местные пляжи:

  • Вула;
  • Астерос;
  • Фалирон;
  • Алимас;
  • Акти Вульягмени.

Лучшее время для пляжного отдыха в греческой столице июль-август. Добраться до побережья можно на общественном транспорте. В большинстве случаев удобнее сесть на трамвай №3, т.к. линии идут вдоль прибрежной зоны. До Вульягмени курсирует автобус №122.

Районы Афин

Столичный греческий полис поделен на семь округов, но туристам рекомендуется селиться только в центре Афин. Это продиктовано как развитой инфраструктурой и близостью достопримечательностей, так и вопросами безопасности.

Плака

Самый исторически значимый район города, расположившийся у подножия Акрополя. Особо атмосферно в Анафиотике, западной части Плаки. Здесь узкие мощеные улочки и традиционные для греческой архитектуры невысокие белые домики создают впечатление действительно Древней Эллады.

В районе очень развита туристическая инфраструктура: много кафе, таверн, магазинов, отелей и развлечений. Богато и историческое наследие местности. Здесь можно познакомиться с античными памятниками, а также достопримечательностями времен византийского и турецкого господства.

Монастираки

Еще один старейший район города, вплотную соседствующий с Акрополем.

Монастираки фактически крупный торгово-исторический центр города. Здесь расположены знаменитые достопримечательности: Башня ветров , мечеть Фетия, библиотека Адриана. А какая прекрасная панорама открывается на Акрополь с местного Керамикса (античное кладбище). Другого такого вида на Древнюю Элладу не найти во всем городе.

Отдельно стоит упомянуть местный рынок и несметное множество магазинов на улице Эрму. Любителям шопинга и распродаж, несомненно, стоит селиться именно здесь.


Тисио

Спокойный и умиротворенный район, фактически парковая зона. Здесь можно отдохнуть от шумной городской суеты и насладиться прохладой местных парков. В то же время, географическое положение района позволяет легко добраться до центра Афин, расположенного на несколько сотен метров к востоку.

В Тисио также есть множество мест для культурного отдыха. В этом районе можно:

  • посмотреть на руины комплекса Агоры;
  • прогуляться по пешеходной улице имени Апостола Павла;
  • отправиться на холм Пникс;
  • посетить Афинскую консерваторию, обсерваторию и театр Дора Страту.

И не забывайте про местные магазинчики, лавки, кафе и таверны.

Синтагма

Название району дала историческая площадь, которую называют не иначе как сердце Афин . Именно отсюда берут свое начало экскурсии в исторические Плаку и Монастираки, а также просто прогулки по городу.

Возле Синтагмы находится Национальный исторический музей, который является бывшим зданием парламента. А на самой площади расположился уже современный парламент, являющийся своеобразной достопримечательностью этих мест. Туристы могут осмотреть фасад и некоторые помещения здания, а также проследить за торжественным ритуалом смены караула.

Еще Синтагма славится Национальным парком, где можно насладиться тишиной и видами природы.

Безопасность в Афинах

Мы уже ответили на вопросы когда лучше поехать в Афины и где лучше жить в столице. Теперь поговорим о том, как себя вести в этом огромном греческом полисе.

Общие правила

Столица Греции многолюдна, и это обстоятельство порой играет на руку мошенникам и грабителям. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, старайтесь всегда следить за своими вещами и выполнять эти небольшие советы:

  1. Держите сумки спереди, а не сзади или сбоку;
  2. Не кладите ценные предметы в задние карманы;
  3. Не гуляйте по городу с рюкзаками (со спины легче совершить кражу);
  4. Не вклинивайтесь в толпы митингующих и демонстрантов, чтобы вас не задержала полиция.
  5. В общественном транспорте будьте собраны и держите сумку у себя на виду.

В какие районы лучше не ходить

Как и любой крупный мегаполис, Афины таят в себе опасные кварталы и их неблагонадежных обитателей. На дальних улочках города много попрошаек, бездомных и воришек. В частности, дурно славит Афины район площади Омония, особенно улица Софеклос. В ночное время для туристов опасны портовые улочки Пирея, окрестности ж/д вокзала Ларисса и площадь Карассаки.

Окрестности Афин

Помимо осмотра самой столицы также можно отправиться в путешествие по пригороду. Столичные окрестности отличаются как природными жемчужинами, так и собственными историческими достопримечательностями. Так, здесь можно увидеть плавучий музей Авероф, покорить гору Парнита, посетить зоологический парк или совершить морской круиз на остров Эгина или Гидра.

А если вас не пугает расстояние в 70 км, то стоит отправиться на мыс Сунион и осмотреть храм Посейдона . Даже руины строения производят сильное впечатление, а то, что здесь было в античности сравнимо разве что с Парфеноном.

Как передвигаться по городу

Нужно сказать, что система транспорта Афин отлично развита, но не всегда спасает от изнурительных пробок.

На автобус, троллейбус, трамвай, метро и поезд в пределах городской черты действует единый билет. За 1,4 евро вы можете совершить 90-минутную поездку с пересадками на любые виды транспорта. Также в продаже имеются суточные билеты за 4, 5€, а сразу на 5 суток билет стоит 9€.

Трамваи

Общая протяженность трамвайных линий Афин составляет 27 км. Длинная линия пролегает вдоль побережья, а по центру ее идет ответвление к району Синтагма. В городе курсируют 3 маршрута:

  • №3 Нео-Фалира – Вула;
  • №4 Синтагма – Нео-Фалира;
  • №5 Синтагма – Вула.

Рельсы проложены по обособленным улицам, так что афинским трамваям не страшны общегородские пробки.

Автобусы

На автобусах можно путешествовать не только по греческой столице, но и по ее пригородам. Автобусный парк насчитывает 1800 машин, а число маршрутов достигает цифры 300.

Из важных замечаний отметим, что в Греции все остановки производят только по требованию. Надо внимательно следить за дорогой, чтобы успеть нажать кнопку «стоп» и выйти на своей остановке. Если же вы ждете автобус на улице, то чтобы водитель остановился, следует махнуть рукой.

Метро

Еще один вид транспорта, с которым вы не рискуете попасть в пробки. Метро объединяет все основные транспортные узлы: порт, ж/д вокзал и аэропорт. Всего в городе работают 3 ветки:

  • №1 Пирей – Кифиссия (зеленая);
  • №2 Антуполи – Эллинико (красная);
  • №3 Агиа Марина – Аэропорт (голубая).

Отметим, что в греческом метро нет турникетов. Но билет обязательно надо прокомпостировать и сохранять всю поездку, т.к. на маршрутах работают контролеры.

Такси

Официальное такси – это желтые машины с шашечками и знаком Ταξί. Автомобили могут быть разных марок, но все они оборудованы счетчиками, по которым и происходит оплата за поездку. Основные тарифы таковы:

  • По городу 0,7€ за км;
  • Пригород 1, 2€ за км;
  • Посадка + 1,2 € к сумме поездки;
  • Вызов по телефону + 2 € к сумме поездки.

В ночное время расценки повышаются вдвое. При поездках будьте внимательные, т.к. нередко встречаются водители, желающие «подзаработать» на туристах, увеличив счет за дорогу.

Аренда авто

В городе множество прокатных бюро, но арендовать автомобиль мы бы рекомендовали только для загородных поездок. В Афинах интенсивное движение, частые пробки и проблема с парковками, так что арендованная машина может стать только лишней обузой. За городом же личный автомобиль, наоборот, имеет преимущество перед сбивчивым расписанием общественного транспорта.

Достопримечательности Афин

Греческая столица невероятно богата уникальными памятниками и объектами культурного отдыха.

Музеи

Выставок с различными экспонатами в городе можно насчитать более 250. Но наиболее интересные музеи это:

  • Акрополь;
  • Агора;
  • Археологический музей;
  • Корабль «Авероф»;
  • Музей Кикладского искусства.

В разгар сезона музейные экспозиции открыты для посещения ежедневно.

Туристические улицы

Церкви и храмы

Религиозных сооружений в городе тоже не счесть. До наших дней сохранилась античная культура: Акрополь и его многочисленные храмы. Также в Афинах много православных храмов: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, Монастырь Дафни, Храм Св. Георгия. Встречаются в городе и мусульманские памятники. Яркий пример – мечеть Цисдараки.

Экскурсии

Из Афин можно отправиться с экскурсией в любой уголок Греции. Если вы не хотите покидать столицу надолго, то отличным вариантом станет морская прогулка до соседних островов.

Отдых и развлечения

В Афинах есть чем заняться и помимо культурного отдыха.

Шопинг, магазины, сувениры

На улице Эрму расположено несколько десятков магазинов, в т.ч. брендовые бутики H&M, Zara, Benetton и многое другое. Здесь можно приобрести качественные вещи от европейских производителей.

Сувениры и подарки лучше закупать в небольших лавочках и на местных рынках. Оригинальным презентом станут изделия ручной работы из керамики или текстиля. Цены в Афинах высокие, но не забывайте, что греки всегда не прочь поторговаться.

Кухня и рестораны

Столичные рестораны предлагают туристам блюда местной кухни и популярные кушанья других стран мира. Кафе и таверн в городе чрезвычайно много, но если вам нужна только лучшая кухня с изысканными блюдами, то рекомендуем посетить Petrino, Lalloudes, Garbi и To Kofenio.

Клубы и ночная жизнь

В ночное время в столице жизнь не перестает бить ключом. Для завсегдатаев танцполов и зажигательных вечеринок работают лучшие ночные клубы города:

  • Villa Mercedes;
  • Baraonda;
  • Venue;

Большинство заведений поддерживает дресс-код (вечерние наряды). Вход на вечеринки платный, и в среднем составляет порядка 10 евро на человека.

Юным туристам в Афинах будет не менее интересно, чем взрослым. Тем более, если семья поселится в отеле с игровой комнатой, аниматорами и детским меню.

В городе детишек развлечет посещение аквапарка, планетария, зоопарка и различных аттракционов. Также ребятне нравится исследовать развалины древних сооружений. Но тут за чадом надо внимательно следить, чтобы ребенок не навредил ни руинам, ни себе.

Популярные отели Афин

В греческой столице более 2 000 отелей, гостиниц и апартаментов различного класса. Выделить из этого списка лучшее жилье вряд ли возможно. Можем только отметить те отели, которым туристы высказывают больше доверия и теплого отношения. Это такие заведения, как:

Отдых в Афинах разнообразен и увлекателен, здесь не придется скучать ни одному туристу. Нельзя умолчать и недостатки мегаполиса: многолюдность, экологические проблемы, дорожные заторы и уличное хулиганство. Но если учесть перечисленные в материале рекомендации и тщательно спланировать отдых, путешествие оставит в памяти только приятные впечатления. Удачных поездок и незабываемых приключений!

Вконтакте

Одноклассники



Похожие публикации