Как можно научиться читать очень быстро, понимать прочитанное и запоминать. Как научиться быстро читать. Методика обучения быстрому чтению

Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Этот пост - выдержка сведений из того семинара, почерпнутая из этой статьи , и личный опыт ускорения чтения.

Итак, «Проект PX» - это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Эксперимент проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.

Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас, в связи с особенностями языка, от 120 до 180 слов в минуту. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.

Всё, что нужно, - это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее, и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.

Вы готовы приступить к эксперименту? Тогда начнём.

Вам понадобится:

  • книга не менее 200 страниц;
  • ручка или карандаш;
  • таймер.

Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).

На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.

И прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, как увеличить скорость чтения.

Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста

Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.

Каждая остановка глаз на тексте длится от 1/4 до 1/2 секунды.

Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:

Ну как, чувствуете скачки?

Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту

Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.

В среднем на сознательные и бессознательные возвраты назад по тексту уходит до 30% времени.

Тренируйте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку

Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.

Тренируйте навыки по отдельности

Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.

Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300 слов в минуту, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.

Шаг первый: определение начальной скорости чтения

Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40: 5 = 8 - в среднем восемь слов в строчке.

И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 ⋅ 8 = 312.

Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.

Сколько получилось? У меня чуть больше страницы - 328 слов.

Шаг второй: ориентир и скорость

Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса.

В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец. Ведь при подсчёте слов и строчек вы наверняка использовали карандаш или палец, который помогал не сбиться со счёта? Его же мы будем использовать для тренировки.

1. Техника (2 минуты)

Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.


Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания текста, ведь это упражнение на развитие скорости, а не понимания.

Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.

Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.

С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь ручкой или карандашом, кажется, что зрение опережает карандаш, и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, как будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.

2. Скорость (3 минуты)

Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше полсекунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).

Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из того, что прочитали, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.

За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении - не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.

Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.

Шаг третий: расширяем область восприятия

Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.

Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.

Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а чтец теряет от 25 до 50% времени.

Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.


Вот пример. Прочитайте это предложение:

Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.

1. Техника (1 минута)

Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее, начинайте читать с первого слова строчки и заканчивайте последним в строчке. То есть пока никакого расширения области восприятия - просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.

2. Техника (1 минута)

Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.

3. Скорость (3 минуты)

Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).

Если вы не поймёте ни строчки из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.

Шаг четвёртый: проверьте свою новую скорость

Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту - в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.

Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.

Если вы попробовали эту методику прямо сейчас, делитесь успехами в комментариях. Сколько слов в минуту получилось до и после?

Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.

Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.

В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.

Почему обучение быстрому чтению дается не всем?

Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:

Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может). Внимание - главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат - пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае - обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.

Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.

Причина № 3. Низкий словарный запас.

Причина № 4. Регрессия - так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.

Причина№ 5. Не развитой артикуляционный аппарат.

Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.

Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?

Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного: .

Обучение быстрому чтению: шаг первый.

Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.

Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.

Обучение быстрому чтению: шаг второй.

Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.

Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.

Обучение быстрому чтению: шаг третий.

Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном. Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.

Обучение быстрому чтению: шаг четвертый.

Осваивайте параллельное чтение.

Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?

Обучение быстрому чтению: шаг пятый.

Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.

Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.

Обучение быстрому чтению: шаг шестой.

Тренируйте чтение про себя, а не вслух.

При чтении вслух происходят следующие процессы: 1. глаза читают текст, 2. в мозг идет сигнал, 3. подготавливаются органы речи, 4. текст проговаривается вслух, 5. уши воспринимают, 6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным. При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание - это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» - совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.

Обучение быстрому чтению: шаг седьмой.

Игры с ударением.

Как уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста - главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением. Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.

Обучение быстрому чтению: шаг восьмой.

Спотыкание о согласные.

Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг девятый.

Жужжащее чтение.

Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать - она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.

Обучение быстрому чтению: шаг десятый.

Развивайте зоркость.

Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?

Обучение быстрому чтению: шаг одиннадцатый.

Развивайте сообразительность.

Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру: 1. кот - рот, 2. кот - кит, 3. лес - вес, 4. лес - лещ. Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.

Обучение быстрому чтению: шаг двенадцатый.

Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.

Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой. Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.

Обучение быстрому чтению: шаг тринадцатый.

Развитие поля зрения.

Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее. .

Обучение быстрому чтению: шаг четырнадцатый.

Развивайте антиципацию - так называется смысловая догадка.

Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово. Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.

Обучение быстрому чтению: шаг пятнадцатый.

Чтение с закладкой.

При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.

Обучение быстрому чтению: шаг шестнадцатый.

Сосредоточение.

Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.

Обучение быстрому чтению: шаг семнадцатый.

Наращивайте слова.

Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:

Обучение быстрому чтению: шаг восемнадцатый.

Обучение быстрому чтению: шаг девятнадцатый.

Чтение сквозь зубы.

Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцатый.

Чтение в сопровождении.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать первый.

Простукивание ритма.

Упражнение подразумевает прочтение ребенком незнакомого текста, при одновременном простукивании карандашом заранее выученного ритма.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать второй.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.

Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.

Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.Семейные игры. Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать четвертый.

Чтение согласных.

Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных - подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать пятый.

Складывание слов из половинок.

Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать шесть.

Чтение с выражением. Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее. Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать седьмой.

Тренируем внимание. Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать восьмой.

Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова - абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать девятый.

Ролевое чтение.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцатый.

Чтение перевернутого текста.

Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать первый.

Набор деформированных предложений.

Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать второй.

Поиск заданного слова.

Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово - тот победитель. Поощрительные призы - приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать третий.

Таблицы Шульте.

По сути - эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача - в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения - в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений. Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая - 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным. Обязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась - это систематичность занятий и позитивный настрой. Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие. Помните, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало.

И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.

Способность быстро читать и надолго запоминать прочитанное – чрезвычайно полезный навык. Он необходим школьникам и студентам, которые постоянно усваивают новые знания. Но человек учится всю жизнь, а мыслительные способности снижаются с возрастом. Распрощавшись с конспектами, мы со временем замечаем трудности с восприятием и запоминанием информации.

Почему так происходит? Мозг нуждается в упражнениях, как тело – в движении. Если мы откажемся от регулярных тренировок, способности притупятся, а ранее полученные знания сотрутся из памяти. Единственный выход – развивать имеющиеся навыки и нарабатывать новые. Мы делимся самыми простыми способами, как научиться читать быстрее и запомнить больше.

Быстрое чтение — навык, который положительно повлияет на вашу память

Почему мы читаем медленно?

Исследователи определили, что среднестатистический американец читает 200-300 слов в минуту. Показатель растет с уровнем образования. Студент колледжа «проглатывает» 450 слов, преподаватель – 600-700 и так далее. Если брать во внимание особенности русского языка, то для нас нормой будут 150 слов в минуту. Но вывод очевиден. Хотите читать быстрее — читайте больше.

На скорость чтения влияют внешние условия. Неудивительно, что дома, в тишине мы читаем быстрее, чем в переполненном метро. Невозможность сосредоточиться ухудшает не только скорость чтения, но и способность понимать прочитанное. Вдумчивая работа над текстами требует комфортных условий. А в транспорте можно почитать художественную книгу или статью.

Быстрота чтения зависит от концентрации зрения на тексте. Наш взгляд двигается по тексту скачками. Каждый из них завершается фокусировкой на определенном участке страницы. Чтобы проверить это, сядьте за стол и положите перед собой книгу. Закройте один глаз, осторожно прижав веко пальцем, а другим скользите по тексту. Ощущаете прыжки? Они и тормозят чтение.

Скорость чтения зависит от возможности сконцентрироваться на тексте

Читая без спешки, мы часто возвращаемся к пройденному тексту. Это происходит непреднамеренно: мы задумываемся о своем, теряем концентрацию – и подсознание перебрасывает нас в начало знакомого предложения. Это тоже скачок, но назад. Такие «путешествия» занимают треть от времени чтения.

Удивительно, но львиную долю внимания крадут… поля. Фокусируясь на двух-трех словах, мы улавливаем остальной текст периферическим зрением. Если мы читаем предложение от первого слова до последнего, то захватываем пустые области по краям страницы. Мозг тратит время на восприятие этих белых пятен, и скорость чтения замедляется. Поэкспериментируем?

Однажды Федор читал сборник романтических стихов до трех часов ночи.

Прочитайте эту фразу дважды. Сначала начните со слова «однажды» и закончите на «ночи». Во второй раз стартуйте с «Федора» и финишируйте на «трех». Заметили, сколько времени сэкономили? Так работают техники скорочтения. Владельцы электронных книг читают больше произведений, чем любители бумажных изданий. Возможно, секрет в том, что в «читалках» поля уже.

Владельцы электронных книг успевают прочесть больше произведений

Как развить скорость чтения?

Итак, советов лишь два:

  1. Избегайте скачков взгляда по странице.
  2. Не тратьте периферическое зрение на поля.

На первый взгляд все просто. Но чтобы использовать эти приемы каждый день, нужно развить их до уровня рефлекса. Для этого выполняйте комплекс из трех упражнений:

  1. Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать с одной части текста на другую. Положите перед собой открытую книгу и читайте, ведя кончиком пишущей принадлежности вдоль строки. Начинайте с первого слова и заканчивайте последним. Вы ощутите, как растет концентрация внимания. Затем подсчитайте количество строк на странице, засеките на секундомере одну минуту и принимайтесь за чтение. Постарайтесь тратить на строку не больше секунды. Не останавливайтесь и не возвращайтесь назад.
  2. Следующую минуту читайте с карандашом, но начинайте со второго слова в строке и завершайте за два до конца.
  3. В течение третьей минуты стартуйте с третьего слова и финишируйте на третьем с конца. Читайте со скоростью в полсекунды на строку. Не останавливайтесь, даже если смысл прочитанного будет ускользать. Сосредоточьтесь на времени и количестве строк.

«Разогревайтесь» минут 15, а затем измерьте скорость чтения. Она возрастет в 2-3 раза по сравнению с обычной. И помните: скорочтение требует постоянной практики, но позволяет развить показатели до 1500 слов в минуту!

Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать со строки на строку

Скорость и понимание

К сожалению, быстрота чтения ухудшает понимание и запоминаемость текста. Даже многолетнее использование этих техник не гарантирует, что вы не упустите важные моменты. Альтернатива скорочтению – методики Spritz и Blinkist. Идея та же. Мы много времени тратим на «скачки» по странице и считывание полей. Как избежать этого без ущерба для понимания текста?

  • Методика Spritz заключается в том, что слова появляются на экране по одному. Находящаяся в центре буква обозначена красным, что улучшает фокусировку зрения. Переключиться на прочитанное ранее или бродить взглядом по тексту невозможно. Английский вариант Spritz позволяет читать 600 слов в минуту. Компания создает приложения для телефонов, планшетов и ноутбуков на разных языках. На сайте Spzirtz вы можете перевести текст (в том числе русскоязычный) в эту систему чтения.
  • Компания Blinkist предлагает другой подход. Чтобы читать быстрее, нужно читать только важное. Приложение разделяет текст на удобные для восприятия сегменты. Каждый заключает отдельную мысль. Это делает Blinkist полезным для чтения длинных статей и произведений. Но будем честны. Студенты готовились к занятиям по вступлению и выводам к статье задолго до появления смартфонов.

Подведем итоги. Скорочтение – это интересно и полезно. Но освоение хитроумных методик займет много времени и вряд ли улучшит способность понимать информацию. В некоторых случаях лучше сделать акцент на анализе и запоминании прочитанного, а не на скорости поглощения страниц.

Запомнить всё

Память – удивительная вещь. Мы отлично помним мелочи вроде номера телефона школьного друга, и мгновенно забываем, что нужно купить в супермаркете. Как работает наша память? Она расшифровывает полученную информацию, отправляет её в «архив», а в случае необходимости ищет и извлекает обратно.

Ваш телефон откажется работать, если села батарея. Мозг тоже нуждается в подзарядке. Высыпайтесь, чередуйте отдых и труд, веселитесь, пейте достаточно воды. Употребляйте жирные кислоты Омега-3 — они содержатся в орехах, рыбе, льняном масле и улучшают мыслительные способности. Занимайтесь спортом. Всего 15 минут упражнений – и учеба пойдет гораздо легче.

Настройтесь на то, что выучить всё невозможно. Как и площадь настоящего архива, объем человеческой памяти ограничен. Чтобы сохранить новые сведения, мы избавляемся от старых. Изменить эту систему нельзя, но обозначить некоторые воспоминания как более значимые реально. Лучший способ надолго сохранить информацию – привязать её к эмоциям и образам.

Прокрутите в памяти книги, которые вы проходили по школьной программе. Как звали главных героев, где разворачивались события? Одни сюжеты вы перескажете сразу, другие – спустя время, третьи упустите.

Для тренировки памяти вспомните, какие книги вы читали в школе

А теперь подумайте, почему так происходит. Скорее всего, вы хорошо запомнили произведения, вызывавшие сильные чувства. Возможно, вы долго обсуждали эту книгу с подругой или писали по ней вступительное сочинение. А может, вам понравились иллюстрации – картинки пробуждают больше эмоций, чем текст. В любом случае, память скрепляет факты с эмоциями и бережно их хранит.

На этом построены многие методики запоминания.

  • Аббревиатура. Чтобы сохранить в памяти несколько названий, составьте новое слово или предложение из их начальных букв. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, — помните? Метод работает не только с цветами радуги.
  • Рифма. Стихи учить легче, чем прозу. К примеру, вы забываете дату отмены крепостного права – 1861 год. Попробуйте зарифмовать её примерно так: «Один восемь шесть один – дам свободу крепостным».
  • Ассоциации. Хорошо работает при изучении иностранного. Изучая новые слова, ищите в русском языке созвучные им. «Keep it» (держи это) похоже на «кипит», «necessary» (необходимый) – на« несёт сари». Заодно нарисуйте в уме человека, удерживающего кипящий чайник, или индийца, который бежит по улице, неся в руках сари (национальную одежду), необходимое его супруге. Английские слова часто имеют несколько значений. Ищите связь между ними. Слово «palm» обозначает дерево и ладонь. Представьте пальму с листьями, похожими на раскрытые ладошки. Узнайте, как звучат оригинальные названия любимых фильмов. Английское название сурка, «groundhog», сложно даже выговорить. Но если припомнить фильм «День сурка» («Groundhog Day») с Биллом Мюрреем, задача упростится.
  • Цепочка. Если нужно запомнить несколько случайных слов, свяжите их по смыслу. Классический пример – список покупок. Допустим, вы отправляетесь в супермаркет за яблоками, кофе и пастой. Представьте, как фрукт просыпается, пьет бодрящий напиток и тщательно чистит зубы. Вряд ли вы забудете столь яркий сюжет по пути к магазину.
  • Чертоги разума. Любимый метод Шерлока Холмса. Представьте себе помещение – комнату или дом, которую вы хорошо знаете. Мысленно нарисуйте то, что вам нужно запомнить, и расставьте эти предметы в чертогах. Чем ярче и необычнее будет «интерьер», тем дольше он сохранится в памяти. Добавьте прием цепочки. К примеру, вы учите пьесы Чехова. Вот в помещение входит Антон Павлович, беседуя с Дядей Ваней, рядом пролетает чайка, а в глубине комнаты цветет вишневый сад и гуляют три сестры… Секрет в том, чтобы посещать «чертоги» как можно чаще и не бояться воображать странные картинки.

При изучении иностранных языков хорошо работает метод ассоциаций

Советы тем, кто хочет помнить больше:

  • Пишите от руки. И не только конспекты. Переписывая информацию, мы запоминаем намного больше, чем при чтении. Заведите «литературный дневник». Выписывайте незнакомые слова, интересные цитаты и детали сюжетов, составляйте рецензии. Ленивый вариант – закладки. Подчеркните наиболее значимые абзацы и приклейте к странице цветной стикер. Если вы вернетесь к книге, то легко найдете важную информацию.
  • Чередуйте источник и дисциплины. Изучая определенную тему, не ограничивайтесь книгами. Найдите статьи, видео, лекции, изображения… Вы сформируете полную картину событий и не позволите мозгу переутомится. Если вы готовитесь к экзаменам, распланируйте день так, чтобы посвящать одному предмету не более двух часов. После сложной дисциплины возьмитесь за ту, что вам по душе.
  • Связывайте новую информацию со знаниями, полученными раньше, или жизненным опытом. Читая художественную книгу, вспомните, какие исторические события происходили во описанное время. Учите формулы по математике? Подумайте, как использовать их в быту.
  • Перескажите прочитанное своими словами, упрощая сложные моменты. Затем пробегитесь глазами по тексту и подумайте, что вы пропустили или перепутали. Обязательно проясните непонятные термины или выражения в тексте. Сделайте это сразу, чтобы не переучивать материал заново.
  • Делите информацию на «порции» и регулярно ее повторяйте. Если вам необходимо выучить 50 иностранных слов к концу недели, каждый день просматривайте 25 утром и 25 – вечером. Результат вас приятно удивит.
  • Забыли иностранное слово, дату или имя? Не бегите за консультацией к Google или конспекту, а попытайтесь вспомнить самостоятельно.

Тренируйте память

Способность много запоминать – не талант, а навык, который можно совершенствовать. Учите то, что вам по душе, будь то стихи или иностранный язык. Установите норму – одно стихотворение или 20 слов в неделю. Вместо социальных сетей уделите время приложениям для тренировки мыслительных способностей (Lumosity, Elevate — Brain Training, Memory) и тематическим сайтам:

  • uplift.io — подборка игр на память и скорость мышления. Заодно подтянете английский, географию, историю.

    mozgame.ru — еще несколько игр для развития разных видов памяти и внимания.

Для тренировки памяти отлично подойдут интерактивные приложения

Для тренировки зрительной памяти рекомендуем метод Айвазовского. Чтобы запомнить «картинку», внимательно смотрите на нее пять минут. Сохраните в памяти все до мелочей. Теперь закройте глаза и мысленно нарисуйте увиденное. Несколько тренировок – и проблемы с запоминанием улиц исчезнут.

Развитие скорости чтения и памяти – полезная и интересная задача. Но важно понимать, зачем вы берете книгу в руки. Если нужно составить общее впечатление о тексте, достаточно беглого просмотра. Но часто наша цель в том, чтобы осмыслить информацию, составить о ней мнение и применить в жизни. Развитие приносит работа над текстом, а не число прочитанных книг.

Развитие человека в современном обществе невозможно без получения достаточного количества информации, главным источником которой является чтение. Серьезной проблемой 21-го века является отсутствие времени. Для многих нереально выделить даже пару часов на день для прочтения интересной книги или статьи. Решением этой проблемы может быть увеличение скорости чтения. Возникает вопрос: “как быстро читать?” Оптимальный вариант решения этой задачи — научиться скорочтению. В первую очередь, для того, чтобы начать осваивать данную технику нужно выбрать книги на которых будете обучаться, в этом Вам помогут книги онлайн .

На вопрос: “как научиться скорочтению?”, мы дадим практические советы в этой статье.

5 правил как научиться быстро читать книги

Первое правило — Сфокусироваться на чтении.

Главным ответом на вопрос “как быстро научиться читать?” является умение сосредоточиться на чтении, абстрагироваться от внешних факторов. Лучше всего найти место, в котором не будет шума, суеты вокруг Вас, трепа, избавить голову от лишних мыслей и погрузиться в чтение. Не менее значимым фактором для того, чтобы сосредоточиться, — является предварительное прочтение анонса книги и отзывов о ней. Это позволит Вам на подсознательном уровне выделить важнейшие моменты в книге, что ускорит как прочтение, так и усвоение материала. Выполнив данные условия, Вы сконцентрируетесь на книге и получите максимум удовольствия от чтения.

Правило второе — Читайте без проговаривания.

Не повторяйте у себя в голове текст, по-научному это называется субволикация. Субволикация — повторение прочитанного либо в голове, либо вслух. Основной причиной, по которой стоит отказаться от такого способа, — данный метод значительно замедляет скорость восприятия текста. Надо избавляться от такой привычки, не повторяйте у себя в голове предложения или же его части. После «победы» над данной повадкой чтение станет в разы быстрее и более приятным. Мозг будет намного лучше запоминать прочитанное. Также будет полезным прочесть нашу статью на тему “7 советов, как правильно читать книги”.

Правило третье – Глобальная оценка написанного.

Сосредотачивайтесь и выделяйте основное в тексте, не растрачивайте свое внимание на вещи второго плана. Причем важно научиться концентрироваться на нескольких главных фразах одновременно. Одним из секретов ответа на вопрос “как быстро прочитать книгу?” является способность воспринимать любой текст отдельными информационными конструкциями. Вам не стоит анализировать каждое слово или предложение – мозг будет обрабатывать выделенные вами части и на выходе давать полную картину того, что автор книги или статьи хотел донести читателям.

Правило четвертое – Закладки.

Казалось бы, незначительная мелочь, однако, делая закладки, Вы значительно сокращаете время для поиска места, с которого прервали чтение. В роли закладки может выступить любой подходящий предмет под рукой, такой как линейка, ручка, даже обычный лист бумаги. Также, для того чтобы ускорить процесс поиска места, на котором прервались, можно делать пометки карандашом непосредственно в тексте. Использование закладки во время чтения также ускорит процесс, поскольку позволит сфокусировать внимание на читаемой строке.

Правило пятое – Постоянная практика.

В чтении, также, как и во всем, для того, чтобы достичь чего-то, нужны тренировки. Начните свое совершенствование навыков скорочтения с простых книг, к примеру, с рассказов, ведь у них небольшой объем и одна сюжетная линия. Читайте, читайте и еще раз читайте, не забывая об основных правилах и уже совсем скоро вы будете приятно удивлены своими навыками. Скорочтение станет для Вас обычным делом, позволит сэкономить время, увеличит объем Ваших знаний и вскоре вы поймете как быстро читать любые тексты, вникая при этом в их
суть.

3 эффективных способа как научиться быстро читать и запоминать

Для того, чтобы научиться быстро читать и запоминать информацию на долгое время, нужно понять принципы, по которым работает наша память. Запомните 3 основных определения: впечатления, ассоциации, повторение. К примеру, вы собираетесь прочесть очень интересную книгу и хотите запомнить её, не упустив практически ничего.

Как же этого добиться? Использовать наши способы:

Первый — Впечатление

Если Вы эмоционально “прочувствуете” книгу, то запомните намного больше. Во время чтения представляйте у себя в голове описанные события, попытайтесь ощутить те эмоции, которые переживают герои книги. Представьте, что Вы один из персонажей книги. Создайте у себя в голове полную картину происходящего, управляйте своими впечатлениями. Именно с помощью этого у Вас в памяти отложится максимальный объем информации, и при этом останется возможность читать быстро.

Второй – Ассоциации

О методе ассоциации знают многие и это не безосновательно, так как он крайне эффективный. В его основе лежит сопоставление прочитанного с чем-то пережитым Вами, проведение параллели с Вашей жизнью. Эта техника запоминания текста работает “на ура”. Ведь, согласитесь, очень просто понять и осмыслить что-то новое если сопоставить его с тем, что так знакомо и понятно.

Третий – Повторение

Ещё со школьной скамьи мы знали, что для того, чтобы выучить стих, нам потребуется много раз повторить его строки. С книгами работает та же схема. Если у вас есть истории и рассказы, которые вам нравятся, то для их лучшего изучения вам нужно чаще к ним возвращаться, просматривать и перечитывать. Таким образом вы лучше сохраните их сюжет и смысл повествования в голове.

Итак, вы ознакомились со всеми полезными указаниями и правилами, которые помогут вам научиться скорочтению. Но запомните: главное — не то, с какой скоростью вы поглощаете книги, а то, какой след это оставляет в вашей душе. Ведь книги – это лучшее вложение в самого себя. Вы — это не только то, что вы едите, но и читаете. Учитесь делать это качественно, осмысленно и уже скоро вы увидите прекрасные результаты.

А как быстро читаете вы? Как хорошо запоминаете прочитанное? И какое из правил вам кажется наиболее полезным?


Поставьте оценку!

Состоит из нескольких упражнений, которые следует освоить. Все упражнения «работают» самостоятельно, но взаимосвязаны общей идеей - изменением отношения к процессу восприятия и усвоения информации.

В рамках одной статьи невозможно раскрыть содержание всех упражнений.

Каждое упражнение имеет разную весовую долю в увеличении скорости чтения. Можно выделить два основных упражнения решающих вопрос - как научиться быстро читать.

Для контроля достигаемых успехов необходимо сразу завести дневник.

В начале дневника надо определить и отметить начальную Она определяется по формуле: Число знаков в тексте делится на затраченное для его прочтения время в минутах и умножается на коэффициент понимания смысла прочитанного.

Коэффициент, который определяет понимание содержания прочитанного, определяется путем анализа ответов на вопросы по тексту. Каждому правильному ответу присваивается 0,1 балла. Правильные ответы на все 10 вопросов составят 1 балл.

Первая запись в дневнике, будет первым шагом в решении вопроса - как научиться быстро читать.

Первое и самое трудное упражнение - научиться подавлять артикуляцию при чтении.

Артикуляция - главная проблема «скорочтения». Подавление артикуляции - это самое трудное упражнение из всех.

При выполнении упражнения надо помнить, что исключается не только проговаривание слов (бормотание или шептание), но создается новый способ внутренней речи. Он воспринимает текст только за счет зрительного опознавания. Компоненты речи и слуха при этом исключаются полностью.

Для исключения артикуляции при чтении надо постоянно отвлекать себя ритмичными движениями пальцев рук, счетом цифр вслух любыми репликами, т.е. любым способом, который больше нравится. Главное - это отвлечь внутреннего диктора от повторения вслух увиденного глазами текста.

Избавиться от артикуляции можно после 20-25 часов тренировок. Как получится, но не стремитесь к рекордам, главное получить нужный результат.

Когда упражнение будет освоено и будет получен ожидаемый результат, т.е. чтение без артикуляции, проверьте свою скорость чтения и запишите результат в дневник.

Перед началом второго упражнения и после его освоения также занесите данные о вашей скорости чтения в дневник.

Суть упражнения можно пояснить на примере скоростной печати на пишущей машинке или клавиатуре ПК. Особенно там, где клавиатура как бы разделена на две части. При этом пользователь работает каждой рукой отдельно только на «своей» части клавиатуры, без дублирования.

Так и с чтением. Каждый глаз может и должен приносить «свою» часть печатных образов в мозг, отдельно. Глаза смотрят параллельно в общем направлении, но каждый охватывает только «свою» часть, не фокусируя в одной центральной точке в общем центре.

За счет параллельности взгляда, расширяется боковое или периферийное видение. Можно увидеть большую площадь с текстом, не делая лишних движений глазами. Тем самым увеличивая скорость «съема» информации или скорость чтения.

Научившись работать с расширенным периферийным зрением, скорость чтения вслух увеличится автоматически за счет того, что в мозге всегда будет «оперативный запас» слов, которые еще небыли произнесены, но уже были увидены глазами и переданы в мозг.

Без разработанного периферийного зрения в мозге часто нет запаса «лишних» слов для их произнесения, т.к. глаза их еще не увидели и не передали ему.

Все просто и сложно, одновременно. Просто в понимании, но сложно в освоении.

Тем не менее, осознанное желание и упорство обязательно дадут ожидаемый результат.



Похожие публикации