Фз 15 о запрете курения. «Антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить

Закон о запрете курения , вступивший в действие практически в полном объеме с 1 июня 2014 года (последние его положения будут введены с 2017 года), стал для многих обескураживающим. Законом о запрете курения запрещено курить в стольких местах, что сам собой напрашивается вопрос: «А можно ли вообще где-то это делать?».

Федеральный закон 15 о запрете курения

Речь идет о законе ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года, который был принят депутатами практически единогласно. И тому есть причины.

По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

ФЗ 15 о запрете курения: где нельзя курить?

Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

  • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
  • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
  • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
  • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
  • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
  • В госучреждениях.
  • На работе (внутри помещения).
  • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
  • На пляжах и детских площадках.
  • На автозаправках.

Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

Курить в подъездах жилых домов запрещено?

Это действительно так. Подъезд жилого дома — место общественного пользования, а значит, действие закона о запрете курения распространяется и на него. Однако закон предусматривает для курящих жильцов небольшую поблажку: по решению собственников допускается курение в специально организованном изолированном помещении, оборудованном соответствующей системой вентиляции.

Закон разрешает курение и на пассажирских судах дальнего плавания — в выделенных для курильщиков местах, специально оборудованных и хорошо вентилируемых. При этом данные помещения должны отвечать всем установленным санитарным и гигиеническим нормам.

Антитабачный приказ для кафе и ресторанов

Немало недоумения у курящих людей вызывает запрет, распространяющийся на такие общественные места, как рестораны и кафе: курение здесь для многих — неотъемлемый процесс, сопутствующий вкушению пищи и, в особенности, некоторых видов напитков.

Все мы привыкли к тому, что при входе в кафе нас спрашивают: «Вам в зал для курящих или для некурящих?». Так вот теперь этот вопрос неуместен — «курящих» залов после выхода закона 15-ФЗ просто не может быть. Но разве не встречают нас этим вопросом частенько и сегодня на пороге кафе или пиццерии?

Нужно ли говорить, что антитабачный закон для предприятий общепита (а к таковым относятся не только кафе и рестораны, но и пивные бары, куда люди специально приходят пропустить кружечку-другую за неспешным разговором и сигареткой) чрезвычайно невыгоден? Клиентов не хочется терять ни одному владельцу бизнеса. Вот они и придумывают разные лазейки, «благо» закон не совершенен. Бывает и так, что выгоднее штраф заплатить, чем упускать прибыль.

Так, например, согласно КОАП РФ, оштрафовать «провинившееся» предприятие можно аж по трем различным частям статьи 6.25, причем ответственность по каждой из них отличается разительно:

  1. Первая часть данной статьи предусматривает штраф за невыполнение требований закона 15-ФЗ , санкции по ней составляют 10 000-20 000 рублей (должностные лица), и 30 000-60 000 рублей (юридические).
  2. Вторая часть статьи 6.25 применяется за нарушение требований к организации специальных мест для курения - как в помещении, так и на улице. В этом случае штраф уже больше: он составит 20 000-30 000 рублей и 50 000-80 000 рублей соответственно.
  3. И третья часть той же статьи КОАП предусматривает санкции за нарушение законодательных норм в сфере охраны здоровья посетителей заведения. Здесь уже речь идет о таких суммах: 30 000-40 000 рублей и 60 000-90 000 рублей.

По какой же из этих статей станут штрафовать проверяющие и будут ли вообще? Ведь среди них тоже есть любители покурить за кружечкой кофе/пивка в ближайшем баре/кафе.

И еще о штрафах за курение

Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500-1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000-3 000 рублей.

Штрафы штрафами, но вот кто и как будет штрафовать? Выше мы видели, что к предприятиям за одно нарушение можно применять различные штрафные санкции. Но там хотя бы факт нарушения очевиден. А как оштрафовать обычного человека, ведь факт курения должен быть зафиксирован или доказан?

Одно дело, если постоянно «дымит» сосед по лестничной площадке — это могут подтвердить многие соседи. И другое дело, если курит рядом единожды увиденный человек. В такой ситуации в момент курения рядом должен быть сотрудник полиции, в противном случае нарушителя во время совершения «преступления» необходимо зафиксировать документально (на фото-, видеокамеру) или найти свидетелей, а далее уже обращаться в полицию или Роспотребнадзор. Но многие ли из нас будут это делать? Скорее всего, мы ограничимся замечанием, а с хамами просто не будем связываться.

ФЗ о запрете курения: немного критики

Несмотря на то что антитабачный закон нельзя не приветствовать, в его сторону звучит немало критики. Как мы уже видели, нарушение закона не так-то легко доказать, а его недочеты создают немало возможностей для различных лазеек и обходов. Некоторые вообще считают, что он не способен выполнять свои гуманные цели, а является лишь еще одной возможностью пополнить государственный бюджет. Как бы то ни было, о состоятельности закона ФЗ-15 можно будет судить только через годы.

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

Рассказываем, как работает ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах: какие штрафы предусмотрены для курильщиков; где можно, а где нельзя «дымить»; распространяются ли ограничения закона о курении на летние кафе, балконы и подъезды.

Федеральный закон ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принял в 2013 году. Закон о курении серьезно ограничил права курильщиков, которых «вытеснили» из ресторанов, спортивных сооружений и других общественных мест, где теперь нельзя «дымить». В административный кодекс были внесены поправки, ужесточающие ответственность для нарушителей ФЗ-15 о запрете курения. Курильщикам, а также организациям, которые не соблюдают установленные запреты на курение табака, грозят серьезные санкции. По данным Роспотребнадзора, только за первое полугодие 2017 года в качестве штрафов за курение в общественном месте, а также за другие нарушения ФЗ-15, россияне были оштрафованы на 60 млн рублей.

Расскажем подробнее, как работает «антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить.

Где нельзя курить по новому закону – 2018-2019гг.

Довольно внушительный список мест, где запрещено употребление табака, содержится в ст. 12 ФЗ-15 о запрете курения. Нельзя курить:

  • в обр. и учебных организациях (школы, техникумы, ясли и т. д.) – запрет распространяется не только на помещения, но и на окружающую территорию;
  • в культурных и спортивных объектах (цирки, филармонии, стадионы и т. д.)
  • в мед.учреждениях, включая поликлиники, больницы и санатории;
  • на любом виде общ.транспорта как городского и пригородного, так и дальнего (поездах, пароходах, самолетах и т. д.) – запрет распространяется на платформы поездов и остановки автобусов;
  • на расстоянии менее 15-и метров от вокзалов, аэропортов и других транспортных сооружений;
  • в хостелах, общежитиях, отелях и других зданиях, где предоставляются услуги по размещению граждан;
  • в помещениях для торговли и предоставления услуг;
  • в зданиях, где располагаются соц.учреждения и службы;
  • в зданиях, где находятся органы исполнительной и законодательной власти разных уровнях;
  • курить на рабочем месте;
  • в лифтах и других общественных местах МКД;
  • на детских площадках и пляжах;
  • нельзя курить на АЗС.

Как видно из перечня, закон о запрете курения в общественных местах достаточно строго ограничил курильщиков в правах. Если раньше они могли спокойно курить в кафе, в своем рабочем кабинете, в тамбуре поезда, то теперь в этих местах по закону должен висеть знак запрета на курение. Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте.


Где можно?

Здесь действует принцип: все, что не запрещено, то разрешено. Поэтому прежде, чем взять в рот сигарету, курильщику надо убедиться, что он находится в месте, где не действует запрет курения. Ограничения не распространяются на:

  • места на открытом воздухе вдали (более 15 метров) от общественных учреждений, остановок транспорта, спортивных и культурных объектов;
  • изолированное жилое помещение личного пользования (нельзя запретить человеку курить у себя в туалете, ничего не говорит закон о курении на балконе своей квартиры);
    специально оборудованные места для курения, они же – курилки, которые могут быть организованы как на предприятии, так и в кафе, в МКД и других зданиях.

Как должна выглядеть курилка в 2018 году?

Требования к организации специально отведенных мест для курения устанавливает закон о курении в общественных местах. В 2018 и 2019 году эти правила не претерпели изменений.

Курилка на улице должна иметь:

  • табличку «место для курения»;
  • освещение в ночное время;
  • пепельницу.

Курилка в помещении должна:

  • быть изолированной, чтобы некурящие работники не чувствовали запах дыма;
  • иметь вентиляцию (для аналогичных целей);
  • табличку «Место для курения»;
  • пепельницу;
  • огнетушитель.

Штраф за курение в общественном месте – сколько платить в 2018-2019 годах?

В КоАП есть несколько статей, которые предусматривают наказание в виде штрафов за нарушение запрета на курение и других ограничений, установленных ФЗ-15:

  1. статья 6.23 предусматривает штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2 000 рублей – для граждан; от 2 000 до 3 000 рулей для родителей ребенка. Под это нарушение попадает покупка сигарет для подростков, «угощение» их табачной продукцией и др. нарушения;
  2. статья 6.24 предусматривает штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1000 рублей. Более строгое наказание предусмотрено за курение на детской площадке – от 2 000 до 3 000 рублей;
  3. статья 6.25 предусматривает ответственность для должностных лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение закона о курении в части организации специально оборудованных мест для курильщиков или за игнорирование установленных в законе ограничений. Минимальный штраф – 10 000 рублей, максимальный – 90 000 рублей.


Ответы на популярные вопросы

Можно ли курить в летнем кафе?

Нельзя. Такова позиция Роспотребнадзора, обозначенная в письме от 18.06.2014 N 01/6906-14-25. Устанавливая этот запрет, контролирующий орган исходил из того, что и веранда, и терраса летнего кафе также используются для предоставления услуг общепита, а значит являются частью помещения.

Где можно курить в аэропорту?

В Аэропорту можно курить в специальной изолированной курительной комнате, которая оборудована вытяжкой, пепельницей и соответствует всем требования ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах. Такие курилки оборудованы в большинстве аэропортов мира, включая российские: Домодедово, Внуково, Пулково. Если курительная комната закрыта, то курить разрешается не ближе 15 метров от аэропорта.

Можно ли курить на балконе своей квартиры?

Никаких ограничений для курения на балконе собственной квартиры пока не установлено, хотя такие инициативы периодически возникают. Однако если дым от соседа-курильщика не дает нормально жить, гражданин вправе подать к нему гражданский иск с требованием возмещения ущерба. В суде придется доказать, что курение соседа вредит здоровью и создает препятствия для нормального пользования жилым помещением. Для фиксации нарушение санитарных норм можно пригласить специалистов Роспотребнадзора. Времени для сбора всех необходимых доказательств потребуется немало, а перспективы иска туманные, однако такая возможность в законе все-таки есть.

Все мы знаем, что курение приносит здоровью огромный вред. Особенно страшно то, что курить начинают подростки в раннем возрасте, когда организм ребенка начинает формироваться. А это может отразиться на физическом и умственном развитии детей.

Понимая, какой вред и угрозу для человечества приносит такая привычка, правительство Российской Федерации приняло новый закон. Постановление дает право наказывать тех, кто позволяет себе затянуться в общественных местах. Ведь такие люди вредят не только своему здоровью, но и всем окружающим их людям.

Закон о запрете курения в общественных местах 2018

На основании Федерального закона №15 существуют общественные места, где курить строго запрещается. Давайте перечислим основные общественные места:

  • спортивные, образовательные, культурные учреждения;
  • медицинские учреждения и санатории;
  • все виды транспорта;
  • аэропорт, вокзалы, порты, остановки, пассажирские платформы;
  • гостиницы, жилые здания, в том числе подъезды и лифты;
  • все торговые заведения;
  • места общественного питания;
  • здание органов власти;
  • пляжи, детские площадки, парки;
  • заправочные станции.

Затянуться на рабочем месте тоже запрещено, если этого желает руководство организации. В других случаях, это позволительно и наказуемо. Для этого в специально отведенном месте должны быть вентиляционные системы.

С 1 января 2018 года вступят в силу некоторые положения Федерального закона по этому вопросу.

Как звучит?

По новому правилу о запрете курения производители табачных изделий должны указывать на упаковке подробный состав, а также предупреждение о вреде здоровью этой продукции; лицам младше 18 лет, продажа сигаретных изделий строго запрещена. По новому закону за продажу сигарет детям младше 18 лет, несут ответственность не только продавцы, но и родители подростков.

Во всех программах, театральных постановках, мультфильмах для детей запрещена демонстрация сигарет и сам процесс. И, конечно же, по новому постановлению ограничены места, где можно это делать.

Какое наказание можно ожидать?

Если нарушать правило и установленные в нем определения, можно получить за это наказание. Новый принцип ужесточил и повысил административное наказание за курение в местах общественного пользования.

Минимальный штраф физическим лицам равен 500 рублей. Если нарушить правило и делать это на вокзале, то все может обойтись в 1,5 тысяч рублей. За то, чтобы на детской площадке держать в руках сигарету, можно заплатить штраф, который составит 2-3 тысячи рублей.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение закона получают штрафы намного выше. Если ИП забыли установить знак “курение запрещено”, им грозит штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. А юридические лица за нарушение получат штраф от 30 до 60 тысяч рублей.

Примерно такие штрафы положены за комнаты для такого развлечения, где нет надлежащей изоляции и хорошей вентиляции. За продажу сигаретных изделий детям юридическим лицам грозит штраф до 100 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели за продажу сигарет несовершеннолетним детям могут получить штраф до 50 тысяч рублей.

Положен штраф от 80 до 150 тысяч рублей за незаконное спонсорство табачных изделий. Попадаться в неположенных местах с сигаретами для многих окажется слишком дорогим удовольствием. Именно поэтому, прежде чем затянуться в общественном месте, следует хорошо ознакомиться со всеми положениями нового постановления.

Закон о курении в общественных местах 2018 штрафы

По новому постановлению штраф считается главным наказанием за задымление в общественных заведениях. Для россиянина штраф в размере 1500 рублей является довольно ощутимым наказанием. До 2018 года не считались запретной зоной кафе и рестораны.

Скачать постановление можно

Такие постановления и денежные взносы ведут для предупреждения пропаганды курения среди молодого поколения и, конечно же, для защиты здоровья всех некурящих граждан. С 1 июня 2015 года Россия разрабатывала закон о запрете табакокурения.

Касается ли электронных сигарет?

Ознакомившись с Федеральным законом можно понять, что запрет введен только на табачные изделия, от которых возникает табачный дым. Ведь этот дым содержится в атмосфере и его вдыхают и все остальное население. В постановлении о курении ничего не сказано о запрете электронных сигарет.

Когда вышел, выписка

С 1 июня 2013 года вступил в силу “Антитабачный” закон, который запрещает баловаться папиросами в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, и вовлечение в данный процесс детей. Запрет вводился постепенно.

С 2013 года нельзя дымить в школах, вузах, медицинских учреждениях, зданиях органов государственной власти, лифтах, в общественном транспорте. С июня 2014 года введен запрет на курение на поезда дальнего следования, суда, кафе, рестораны, торговые объекты, платформы электричек.

Федеральный закон о запрете курения в общественных местах 2018

Данный закон был принят в 2013 году, в феврале месяце. В свое активное действие вступил в с 1 июня 2014 года. Вот уже несколько лет он помогает сохранить правопорядок в стране. Скачать постановление можно

Дополнение читать

Где нельзя курить по новому закону 2017
Курение запрещеноПравительство РФ особенно плотно взялось за решение вопроса курения в общественных местах в последние годы. Такие меры введены не только как способ борьбы с курением, что вызывает неодобрение курильщиков, но и как забота о состоянии здоровья некурящих граждан в общественных местах, с правами которых курильщики также должны считаться.

Первые ограничения в силу вступили еще в 2013 году, и с каждым годом сужение границ мест для курения становятся значительнее. Причиной такому суровому контролю послужила статистика. Согласно последним данным, ежегодно около полумиллиона российских граждан уходят из жизни из-за болезней, вызванных активным либо пассивным курением.

На данный момент резкий негатив, вызванный принятием постановления о запрете курения, постепенно сошел на нет. Но эксперты утверждают, что положительные сдвиги по пути оздоровления населения страны станут заметны лишь по прошествии как минимум пяти лет.

Приведем список мест, где согласно законодательству строго запрещается курить.

Где нельзя курить по новому закону 2017 года

Перечень запрещенных для курения мест постепенно расширяется, на данный момент он выглядит так:

Строго под запретом курение на всей территории различных учебных заведений. Сюда включены школы, средние специальные и высшие учебные заведения. Курение не допускается на территории учреждений спорта и культуры.
Запрет введен также на территории оздоровительных учреждений, среди которых поликлиники, больницы, а также санатории.
Ограничения затрагивают все виды общественного транспорта, включая самолеты, корабли, поезда междугороднего и дальнего следований, автобусы и так далее. Это же относится к ж/д и автовокзалам, аэропортам и портам, станциям и поездам метро, а также не менее чем в 15 метрах от выхода со станций.
Запрещено курить в зданиях либо на территориях государственных служб. То есть отделения ГПФ, собес, центры социального обслуживания.
В помещениях и на территориях управлений госструктур и органов власти. Сюда относятся суды, префектуры. Различные министерства, ведомства, агентства и так далее.
Под ограничения подпадает также курение на рабочем месте и других рабочих зонах.
Строго возбраняется курение в лифтах и на лестничных клетках в жилых домах.
Не разрешается курить на пляжах и детских площадках.
Автозаправочные станции также входят в список запрещенных для курения мест.
Запрет затрагивает общежития и любые места временного проживания (гостиницы).
Несмотря на особые протесты курящих, запрет затронул и бары, рестораны и кафе.
В список были включены и помещения служб быта (различные мастерские, ателье и так далее).



Похожие публикации