Понятие о сестринском процессе. Первый этап сестринского процесса К компонентам i этапа сестринского процесса относятся

Медицинская сестра расспрашивает пациента о: - перенесенных ранее заболеваниях - отношении пациента к алкоголю; - особенностях питания; - аллергических реакциях на лекарства, продукты питания и пр.; - длительности заболевания, частоте обострений; - приеме лекарственных препаратов (название препарата, доза, регулярность приема, переносимость); - жалобах пациента в момент осмотра. Медицинская сестра проводит объективное обследование: - осмотр состояния кожных покровов и слизистых; цвет ладоней, наличие расчесов, «сосудистых звездочек», расширенных вен на передней брюшной стенке; - определение массы тела пациента; - измерение температуры тела; исследование пульса; - измерение артериального давления; - оценка размеров живота (наличие асцита); - поверхностная пальпация живота.

Все данные сестринского обследования документируются в сестринской истории болезни заполнением «Листа первичной сестринской оценки»

2.2.2. II этап сестринского процесса - выявление проблем пациента.

Цель:выявить трудности пациента и противоречия, возникшие в результате невозможности удовлетворения одной или нескольких потребностей.

Медицинская сестра рассматривает внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит и выявляет проблемы пациента.

Проблемы пациента:

Действительные (настоящие): - боли в поясничной области; - олигурия; - слабость, быстрая утомляемость;

Головные боли; - нарушение сна; - раздражительность; - необходимость постоянно принимать лекарственные препараты; - недостаток информации о заболевании; необходимость отказа от приема алкоголя; - дефицит самоухода. Потенциальные: -ХПН (хроническая почечная недостаточность) - риск развития почечной энцефалопатии;

Возможность стать инвалидом.

2.2.3. III этап сестринского процесса - планирование сестринского ухода.

Медицинская сестра должна уметь ставить конкретные цели и составлять реальный план ухода с мотивацией каждого своего шага (табл.1).

Таблица 1

Мотивация

1.Обеспечить питание в соответствии с щадящей диетой, ограничение режима двигательной активности.

Для улучшения функции почек

2.Обеспечить личную гигиену кожи и слизистых (обтирание, душ).

Профилактика кожного зуда

3.Следить за кратностью стула

Не допустить задержки стула

4.Наблюдать за функциональным состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД)

Для своевременного распознавания и оказания помощи в случае возникновения осложнений

5.Своевременно и правильно выполнять назначения врача

Для эффективного лечения

6.Провести беседы: о необходимости соблюдения диеты и режима питания; о правилах приема лекарственных препаратов; о побочных эффектах лекарственной терапии

Для эффективного лечения и предупреждения осложнений

7.Обеспечить подготовку к исследованиям

Для правильно выполнения исследований

8. Следить за весом, диурезом

Для контроля состояния

9. Наблюдать за психическим состоянием пациента

Психоэмоциональная разгрузка

План ухода обязательно записывается в сестринской документации к осуществлению сестринского процесса.

2.2.4. IV этап сестринского процесса - реализация плана сестринского ухода.

Медицинская сестра выполняет намеченный план ухода.

1. Проведение беседы с пациентом и его родственниками о необходимости строго соблюдать диету с ограничением животных жиров и достаточным количеством белков, углеводов и витаминов. Дать памятку о питании (приложение 2). Запрещаются острые, жареные и маринованные блюда. При появлении признаков почечной энцефалопатии - ограничение белковой пищи. Питание дробное, не реже 4-5 раз в сутки. Категорически запрещается употребление любого алкоголя. Контроль за соблюдением диеты - преимущественно молочно-растительная витаминизированная пища с использованием в основном растительных жиров.

2. Обеспечение пациенту палатный режим. У ослабленных больных - постельный режим, при котором обеспечивается общий уход и удобное для больного положение в кровати. Ограничение физической нагрузки. 3. Осуществление личной гигиены, тщательный уход за кожей и слизистыми в случае появления сухости, расчесов и зуда кожи. 4. Информирование пациента о медикаментозном лечении (лекарственных препаратах, их дозе, правилах приема, побочных эффектах, переносимости).

6. Обеспечение пациенту условий для полноценного сна. 7. Контроль за: - соблюдением пациентом диеты, режима питания, двигательного режима; - передачами пациенту; - регулярным приемом лекарственных средств; - суточным диурезом; - массой тела; - состоянием кожных покровов; - симптомами кровотечения (пульсом и артериальным давлением). 8. Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования. 9. Соблюдение лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов.

10. Мотивация пациента на выполнение назначений врача и рекомендаций медицинской сестры.

11. Контроль за психическим состоянием пациента.

Глава 5.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПАЦИЕНТУ

Рассматриваемые вопросы:

5.1. Определение сестринского процесса.

5.2. Обследование пациента.

5.3. Выявление проблем пациента.

5.4. Планирование сестринской помощи.

5.5. Выполнение плана сестринских вмешательств.

5.6. Оценка сестринской деятельности.

Ключевые понятия: сестринский процесс, потребности по Маслоу, объективная информация о пациенте, "лечебные" отношения, сес­тринская история болезни, сестринский диагноз, существу­ющие проблемы, потенциальные, планирование сестрин­ской помощи, цели, индивидуальный план, независимое вме­шательство, зависимое вмешательство, взаимозависимое вмешательство, методы ухода, правила ухода, потреб­ность в помощи, виды оценки сестринской деятельности.

Одним из основных и неотъемлемых понятий современной американской и западноевропейской моделей сестринского дела является сестринский процесс. Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и за последующие десяти­летия ее апробации в клинических условиях полностью доказала свою целесообразность. В настоящее время сестринский процесс является основой сестринской помощи.

Исходя из результатов исследования сестринского дела, про­веденного Европейским Региональным Бюро ВОЗ: «Суть сестрин­ского дела состоит в уходе за человеком, и то, каким образом сестра осуществляет этот уход, представляет собой суть сестрин­ского процесса. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удов­летворение потребностей и решение проблем...».

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязан­ностей по оказанию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здраво­охранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациен­тами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники». Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между медсестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Что дает для практики сестринский процесс? Какие ставит цели?

1. Определяет конкретные потребности пациента в уходе.

2. Выделяет из ряда существующих потребностей приоритеты по уходу и ожидаемые результаты ухода, кроме этого, прогнозирует его последствия.

3. Определяет план действий, стратегию, направленную на удов­летворение нужд пациента.

4. Оценивает эффективность проведенной работы, эффектив­ность сестринского вмешательства.

5. Гарантирует качество оказания помощи, которое можно про­контролировать.

Содержание определения сестринского процесса - логически обоснованная структура мышления и действий медицинской сест­ры, направленная на организацию сестринской практики. Сестрин­ский процесс - научно обоснованный метод систематического оп­ределения ситуации, в которой находится пациент, и возникающих в этой ситуации проблем с целью построения плана ухода, который будет приемлем и для пациента, и для медицинской сестры.

Американский психолог Авраам Маслоу исследовал побудитель­ные мотивы поведения человека, его жизни и выразил свои обоб­щения в виде известной пирамиды (рис. 1).

Потребностью он назвал недостаток того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Он выделил 14 основных жиз­ненно важных (по его мнению) потребностей человека (есть, пить, дышать, выделять, быть здоровым, быть чистым, одеваться и раз­деваться, избегать опасности, поддерживать температуру тела, спать и отдыхать, двигаться, общаться, иметь жизненные ценности, иг­рать, учиться и работать) и расположил их в порядке подчиненно­сти (от низших физиологических к высшим психосоциальным) в виде пирамиды.

Таким образом, основная цель сестринского процесса - поддер­жание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей человека, чтобы обеспечить пациенту даже в состоянии болезни приемлемое качество жизни. Эта задача окажется невыполнимой, если не видеть в пациенте личность, име­ющую не только физические и биологические проблемы со здо­ровьем, но и психологические, социальные, духовные.

Медсестра в пределах своей компетенции должна помочь паци­енту в получении «недостающего». Рассматривая каждого человека через призму основных человеческих потребностей, медицинская сестра решает, каким образом она может помочь пациенту в кор­рекции, восстановлении нарушенных потребностей, в его личном и социальном приспособлении к болезни, в преодолении социальной адаптации.

Таким образом, для организации качественного ухода медсестра, основываясь на собранной и тщательно проанализированной ин­формации о своем пациенте, должна определить его нарушенные потребности и возникающие в связи с этим проблемы, как у само­го пациента, так и у его семьи или у коллектива, в котором он находится. Если вспомнить, что определение по-гречески - «диаг­ноз», то медицинская сестра диагностирует нарушенные потребно­сти и возникшие в связи с этим проблемы. Для этого медсестра оценивает следующие группы параметров:

¨ состояние основных функциональных систем организма;

¨ эмоциональный и интеллектуальный фон, диапазон адапта­ции к стрессам;

¨ социологические данные;

Рис. 1. Пирамида человеческих потребностей.

¨ данные об окружающей среде в плане положительных и отри­цательных влияний.

Так как сестринский процесс - процесс циклический, то его организационная структура состоит из нескольких последователь­ных этапов: сестринское обследование пациента, диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявлен­ных потребностей (проблем), выполнение плана необходимых се­стринских вмешательств и оценка полученных результатов и кор­рекция в случае необходимости.

Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и сестринской практики:

1. Системный и индивидуальный подход к обеспечению сест­ринского ухода.

2. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

3. Возможность широкого использования стандартов професси­ональной деятельности.

4. Эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем паци­ента.

5. Универсальность метода.

6. Пациент получает всестороннее и качественное медицинское обслуживание.

7. Качество предоставляемой помощи и профессионализм меди­цинской сестры документируются.

8. Демонстрирует (раз это задокументировано) уровень профес­сиональной компетенции, ответственность и надежность медсест­ринской службы, медицинского обслуживания.

9. Гарантирует безопасность проведения медицинского обслу­живания.

Являясь систематическим методом решения проблем, сестрин­ский процесс может быть применен во всех областях практической деятельности. Он способствует получению медсестрами большей автономности и ответственности, что поддерживает расширение их роли, способствует сотрудничеству среди работников здравоохране­ния и стимулирует профессиональный рост.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов. Каждый этап процесса является существенной стадией в решении основной проблемы - лечении пациента, и тесно взаимосвязан с остальными четырьмя стадиями.

Первый этап: обследование пациента - текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента (схема 1).

В «Записках об уходе» Флоренс Найтингейл в 1859 году писала: «Важнейший практический урок, который может быть дан меди­цинским сестрам - это научить их тому, за чем наблюдать, как наблюдать, какие симптомы указывают на ухудшение состояния, какие признаки являются существенными, какие можно прогнози­ровать, какие признаки указывают на недостаточный уход, в чем выражается недостаточность ухода». Как актуально звучат эти слова в наши дни!

Цель обследования - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать ин­формационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна будет получен­ная ею информация.

Данные обследования могут носить субъективный и объектив­ный характер. Источником информации является, в первую оче­редь, сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья, эта информация носит субъективный характер. Только сам пациент может дать такого рода информацию. Субъективные данные включают чувства и эмоции, выражен­ные вербальным и невербальным методами.

Объективная информация - данные, которые получены в ре­зультате наблюдений и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относятся:

1. Сбор анамнеза, включающий:

историю возникновения той или иной проблемы в здоровье пациента;

социологические данные (взаимоотношения, финансовый ста­тус, источники, окружающая среда, в которой пациент живет и работает);

данные о развитии (если это ребенок);

- интеллектуальные данные (речь, память, уровень общения, интеллект и т.п.);

данные о культуре (этнические и культурные ценности);

данные о духовном развитии (духовные ценности, вера, при­вычки и т.д.);

психологические данные (индивидуальные особенности харак­тера, поведение, настроение, самооценка и способность принимать решения).

Пациент, который настроен отвечать на вопросы, дает наиболее точную информацию об особенностях стиля жизни, настоящих и прошлых заболеваниях, ощущаемых симптомах и существующих проблемах. Источником информации может быть не только пост­радавший, но и члены его семьи, коллеги по работе, друзья, случайные прохожие и т.д. Они дают информацию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии и т.п. В экстремальных ситуациях они могут оказаться единственными доступными источниками, из ко­торых можно получить информацию об особенностях заболевания, принимаемых медикаментах, аллергических реакциях и т.д. Полу­ченная информация является как бы отправной точкой информа­ционной базы о пациенте.

Схема 15


В связи с тем, что оценка состояния пациента является непре­рывным процессом, медицинская сестра должна поддерживать связь с другими членами бригады медицинской помощи (врачи, санита­ры, младшие медицинские сестры, лаборанты и т.д.).

В ходе сбора данных медицинская сестра устанавливает с паци­ентом «лечебные» отношения:

· определяет ожидания пациента и его родственников от лечеб­ного учреждения (от врачей, медицинских сестер - чего ждут, на что надеятся, в чем помогут?);

· осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;

· начинает вырабатывать у пациента адекватную самооценку своего состояния;

· получает информацию, которая требует дополнительной про­верки (информация об инфекционном контакте, туберкулезе, льго­тах, проведенной операции и т.п.);

· устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни, отношения «пациент-семья».

По мере необходимости для получения дополнительных сведе­ний о пациенте привлекаются работники социальной службы, и теперь уже нередко представители духовной сферы, юристы и т.п. Все они являются потенциальными источниками информации.

В ряде случаев получить необходимые сведения можно из меди­цинской документации (амбулаторная карта, выписка из истории болезни, больничный лист, документы с места работы, учебы, об оказанной медико-санитарной помощи и т.д.) о состоянии здоро­вья пациента в прошлом, о методах его лечения, о достигнутых результатах. Просмотр специальной медицинской литературы по­могает сестре повысить образовательный уровень по необходимому вопросу, дополнить и завершить информационную базу данных о пациенте.

2. Физическое обследование пациента:

– пальпация;

– перкуссия;

– аускультация;

измерение артериального давления и т. д.

3. Лабораторные исследования.

Наиболее объективный и достоверный характер носят наблюде­ния и данные медицинской сестры, полученные ею в процессе личной беседы с пострадавшим, после его физического обследова­ния и имеющихся лабораторных данных.

Располагая информацией о пациенте, пользуясь его доверием и доверием его родственников, медицинская сестра помнит о праве пациента на конфиденциальность информации.

Конечным результатом первого этапа сестринского процесса являются документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сес­тринскую историю болезни по определенной форме. Сестринская история болезни - юридический протокол-документ самостоятель­ной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рам­ках ее компетенции. Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и реко­мендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия каче­ства оказания помощи и ее безопасности.

Когда необходимая информация о пациенте собрана, ее следует проанализировать, чтобы определить возможности пациента в пла­не самоухода, помощи на дому и его потребность в сестринском вмешательстве. Для этого требуется определенный уровень знаний о физической, психологической и социальной деятельности чело­века и владение основными знаниями сестринского дела.

Как только медицинская сестра приступила к анализу получен­ных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестрин­ского процесса (схема 2) - установление проблем пациента и фор­мулировка сестринского диагноза. Необходимо отметить, что цель сложна и многообразна. Она заключается, во-пер­вых, в определении проблем, возникающих у пациента как своего рода ответных реакций организма. Проблемы пациента подразделя­ются на существующие и потенциальные. Существующие пробле­мы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Например: под наблюдением находится пациент 50-ти лет, получивший травму позвоночника. Пострадавший находится на строгом постельном режиме. Проблемы пациента, беспокоящие его в настоящее время, - боль, стрессовое состояние, ограничение под­вижности, дефицит самоухода и общения. Потенциальные пробле­мы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с тече­нием времени. Источниками таких проблем могут быть: окружаю­щая среда, настоящее и имеющиеся хронические заболевания па­циента, проводимое медицинское лечение и сестринский уход, больничная обстановка, проблемы личного характера и т.п. У на­шего пациента потенциальными проблемами являются: появление пролежней, пневмония, снижение тонуса мышц, нерегулярное опорожнение кишечника (запоры, трещины, геморрой). Во-вторых, в установлении факторов, способствующих или вызывающих раз­витие этих проблем; и, в-третьих, в выявлении сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разре­шению его проблем. Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может при­ступить к их решению одновременно. Поэтому для успешного разрешения проблем пациента медицинская сестра должна их рас­сматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные. Сестринские диагно­зы, которые, если не лечатся, но могут оказать пагубное влияние на пациента, обладают первичным приоритетом. Сестринские ди­агнозы с промежуточным приоритетом включают неэкстремальные и неопасные для жизни потребности пациента. Сестринские диагнозы вторичного приоритета - потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу (Гордон, 1987).

Схема 16


Возвратимся к нашему примеру и рассмотрим его с учетом приоритетов. Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медсестра, это болевой синдром, стресс - пер­вичные проблемы, расположенные в порядке значимости. Вынуж­денное положение, ограничение движений, дефицит самоухода и общения - промежуточные проблемы.

Из потенциальных проблем первичными являются вероятность появления пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными - пневмония, снижение тонуса мышц. При каж­дой выявленной проблеме медсестра намечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальные проблемы, так как они могут превратиться в явные.

После обследования, установления диагноза и определения пер­вичных проблем пациента, сестра формулирует цели ухода, ожида­емые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения по­ставленных целей. Она переходит к третьему этапу сестринского процесса - планированию сестринской помощи (схема 3).

Планирование сестринского ухода состоит из четырех ступеней:

· определение типов сестринского вмешательства;

· обсуждение плана ухода с пациентом;

· определение желаемых результатов ухода;

· ознакомление с планом других членов бригады медицинской помощи для обеспечения непрерывности обслуживания.

План ухода координирует работу сестринской бригады, сестрин­ский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддержи­вать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ качества сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономические затраты, по­скольку в нем указываются материалы и оборудование, необходи­мые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех материалах и оборудовании, которые использу­ются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном отделе­нии и учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов. Постановка целей сестрин­ского ухода необходима по следующим причинам: она дает направ­ление для индивидуального сестринского ухода, сестринских дей­ствий и используется для определения степени эффективности этих действий. Постановка целей ухода должна соответствовать оп­ределенным требованиям: цели и задачи должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи (принцип «измеряемое™»). Необхо­димо заметить, что в постановке целей ухода, так же как и в их реализации, участвует пациент (там, где может), его семья, а также другие специалисты. На каждую цель и на каждый ожидаемый результат должно быть отведено время для оценки. Это время за­висит от природы проблемы, ее этиологии, общего состояния па­циента и установленного лечения. Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочными целями являются цели, которые должны быть выполнены за короткий период време­ни, обычно за 1-2 недели, они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долго­срочными являются цели, которые достигаются за более длитель­ный период времени, т.е. более двух недель. Они обычно направ­лены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобрете­ние знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего прихо­дится на период после выписки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или задачи не определены, то пациент не имеет и по сути лишен планомерного сестринского ухода при выписке.

Существует семь направлений определения целей и ожидаемых результатов:

1. Факторы, сосредоточенные на пациенте, которые отражают реакцию пациента на сестринское вмешательство.

2. Единичные факторы - когда каждая цель или каждый ожида­емый результат должны выводиться для ответной реакции пациента, только тогда медицинская сестра сможет точно определить, был ли достигнут ожидаемый результат.

3. Наблюдаемые факторы, когда посредством наблюдения меди­цинская сестра отмечает возникшие изменения в состоянии здоро­вья пациента.

4. Измерительные факторы (точное измерение физиологических показателей состояния здоровья пациента и их конкретное описа­ние).

5. Факторы, ограниченные во времени. Для каждой цели и каж­дого ожидаемого результата должны быть установлены временные рамки до того момента, когда должна появиться ожидаемая реак­ция на сестринское вмешательство.

6. Совместные факторы. Совместное с пациентом определение целей и ожидаемых результатов.

7. Реально осуществимые факторы. Краткие реально осуществи­мые цели и ожидаемые результаты дают пациенту и медицинской сестре ощущение скорого завершения лечения.

Во время написания целей необходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый ре­зультат) и условия (с помощью чего/кого). Например: медсестра должна обучить пациента в течение двух дней делать самому себе инъекции инсулина. Действие - делать инъекции; временной кри­терий - в течение двух дней; условие - с помощью медсестры. Для успешного выполнения целей необходимо мотивировать пациента и создать благоприятную среду для их достижения.

Схема 17


В частности, примерный индивидуальный план ухода за нашим пострадавшим может иметь следующий вид:

1. Решение существующих проблем: ввести обезболивающее средство, снять стрессовое состояние у пациента с помощью бесе­ды, дать седативное средство, научить пациента максимально себя обслуживать, то есть помочь ему адаптироваться к вынужденному состоянию, чаще беседовать, разговаривать с пациентом.

2. Решение потенциальных проблем: усилить мероприятия по уходу за кожей с целью профилактики пролежней, установить диету с преобладанием продуктов, богатых клетчаткой, блюда с понижен­ным содержанием соли и специй, проводить регулярное опорожне­ние кишечника, заниматься с пациентом физкультурой, проводить массаж мышц конечностей, заниматься с пациентом дыхательной гимнастикой, обучить членов семьи уходу за пострадавшим.

3. Определение возможных последствий: пациент должен быть вовлечен в процесс планирования.

Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, т.е. тот минимальный уровень обслужива­ния, который обеспечивает качественный уход за пациентом. Сле­дует отметить, что разработка стандартов сестринской практики, как и критериев оценки эффективности сестринской помощи, се­стринской истории болезни, сестринских диагнозов, для здравоох­ранения России дело новое, но крайне важное.

После формулировки целей и задач по уходу медицинская се­стра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечис­ление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения сестринского ухода, который записывается в сес­тринскую историю болезни.

Подводя итог содержанию третьего этапа сестринского процес­са - планированию, медицинская сестра должна четко представлять ответы на следующие вопросы:

1. Какова цель ухода?

2. С кем я работаю, что представляет собой пациент как лич­ность (его характер, культура, интересы и т.п.)?

3. Каково окружение пациента (семья, родственники), их отно­шение к больному, их возможности для оказания помощи, их от­ношение к медицине (в частности, к деятельности медицинских сестер) и к лечебному учреждению, в котором проходит лечение пострадавший?

4. Каковы задачи медицинской сестры в достижении целей и задач по уходу за пациентом?

5. Каковы направления, способы и методы реализации целей и задач?

6. Каковы возможные последствия?

Спланировав мероприятия по уходу за пациентом, сестра их выполняет. Это будет четвертый этап сестринского процесса - осу­ществление плана сестринских вмешательств (схема 4). Его целью является обеспечение соответствующего ухода за пострадавшим, то есть оказание помощи пациенту в выполнении жизненных потреб­ностей; обучение и консультирование, при необходимости, паци­ента и членов его семьи.

Осуществление плана ухода требует выполнения следующих функций («ЛЕМОН», 1996 г.):

· координации и осуществления сестринского ухода в соответ­ствии с согласованным планом оказания помощи;

· регистрации планируемого и непланируемого ухода и оказы­ваемой и неоказываемой помощи.

Выбор наиболее эффективного и соответствующего вмешатель­ства зависит от:

· точного определения потребностей пациента;

· понимания того, что любой медицинский диагноз и лечение могут повлиять на конечный результат;

· знания возможных вариантов сестринского вмешательства для решения конкретной проблемы.

Существуют три категории сестринского вмешательства: незави­симая, зависимая, взаимозависимая. Выбор категории основывает­ся на нуждах пациента.

Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требо­вания со стороны врача или указаний от других специалистов. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным и т.д.

Схема 18


Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Здесь она выступает в роли сестры-исполнителя. Например: подготовка па­циента к диагностическому обследованию, выполнение инъекций, физиотерапевтических процедур и т.д.

По современным требованиям медицинская сестра не должна автоматически выполнять указания врача (зависимое вмешатель­ство). В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее бе­зопасности для больного, медсестра должна уметь определить, яв­ляется ли данное предписание необходимым для пациента, пра­вильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает ли она максимальную разовую или суточную, учтены ли противо­показания, совместимо ли данное лекарственной средство с други­ми, правильно ли выбран путь введения. Дело в том, что врач может устать, у него может снизиться внимание, наконец, из-за ряда объективных или субъективных причин он может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской помощи для пациента, медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необходимость тех или иных назначений, правильность дозировок лекарственных средств и т.д. Необходимо помнить, что медицин­ская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и также ответственна за послед­ствия ошибки, как и тот, кто его назначил.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает сов­местную деятельность медсестры с врачом и другими специалиста­ми - физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудни­ками социальной помощи.

Ответственность медсестры одинаково велика для всех типов вмешательства.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: это помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтичес­ких целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (созда­ние благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотива­ция пациента) и т.п. Каждый из методов включает теоретические и клинические навыки.

Правила ухода за пациентами (познавательные, межличностные и психомоторные навыки):

· познавательные навыки включают знания об уходе за больны­ми. Медицинская сестра должна знать причину каждого вмеша­тельства и разновидности ответных реакций организма на эти вмешательства;

· межличностные навыки - медицинская сестра должна уметь общаться с пациентом, его семьей и с другими членами медицин­ской бригады, т. е. обладать коммуникационными навыками и высокой культурой общения;

· психомоторные навыки или технические включают непосред­ственные потребности в уходе за пациентами. Например, личная гигиена больного, выполнение инъекций и т. п.

Потребность пациента в помощи может быть временной, посто­янной и реабилитирующей. Временная помощь рассчитана на ко­роткий период времени, когда существует дефицит самоухода, на­пример, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т.д. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жиз­ни - при ампутации конечностей, при осложненных травмах позво­ночника и костей таза и т.д. Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхатель­ная гимнастика, беседа с пациентом.

Среди методов осуществления мероприятий по уходу за пациен­тами большую роль играют беседа с пациентом и совет, который может дать медицинская сестра в необходимой ситуации. Совет -это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь, которая помогает пострадавшему подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании и облегчает межлично­стные отношения между больным, семьей, медицинским персона­лом. В число пациентов, нуждающихся в совете, включаются и те лица, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни -бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т.д.

На данном этапе пациент выступает в качестве соучастника в процессе оказания сестринской помощи, а не является пассивным наблюдателем.

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

1. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни.

2. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестрин­ского диагноза, и регистрация полученных результатов в сестрин­ской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменя­ется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.

Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует и медсестру, и пациента.

Нередко медицинская сестра работает в условиях дефицита вре­мени, что связано с неукомплектованностью сестринскими кадра­ми, большим количеством пациентов в отделении и т.п. В этих условиях медицинская сестра должна определить: что должно быть выполнено немедленно; что должно выполняться по намеченному плану; что может быть сделано, если останется время; что можно и нужно передать по смене. Осуществление плана сестринской помощи не означает, что следует придерживаться какой-то опреде­ленной системы ее оказания. Именно на этой стадии «оживают» все этапы сестринского процесса, и результаты планирования сес­тринской помощи наглядно проявляются во взаимодействии с па­циентом. Критическое мышление и личностный подход, являю­щиеся необходимыми условиями при подготовке плана ухода, имеют столь же важное значение и для его осуществления. Хотя план сестринской помощи уже подробно разработан, это не означает, что сестринская помощь будет оказываться автоматически. Именно при осуществлении запланированных действий потребность в про­фессиональном суждении и критическом мышлении наиболее ве­лика, поскольку может возникнуть необходимость пересмотра пла­на сестринских вмешательств, и сестра должна будет постоянно оценивать и переоценивать свои действия в процессе оказания помощи. На данном этапе возможно делегирование оказания по­мощи другим членам бригады медицинской помощи. Оно необхо­димо для осуществления непрерывного ухода (например, в течение суток) и для гарантирования максимально эффективного использо­вания различных уровней знаний и навыков в сестринской бригаде.

Ответственность за осуществление сестринского ухода возлага­ется обычно на сестру, которая проводила оценку состояния па­циента и была инициатором разработки плана ухода.

Заключительный этап процесса - оценка эффективности сестрин­ского процесса (схема 5). Его целью является оценка реакции па­циента на сестринский уход, оценка качества оказанной помощи, сравнение достигнутого прогресса и результатов с запланированны­ми результатами ухода, оценка эффективности запланированного сестринского вмешательства, дальнейшая оценка и планирование, если ожидаемые результаты не были достигнуты, критический анализ всех стадий сестринского процесса и внесение необходимых попра­вок. Процесс итоговой оценки необходим для завершения сестрин­ского процесса и для того, чтобы проанализировать:

успешное продвижение пациента к запланированным целям или наоборот;

достижение желаемых результатов или наоборот;

необходимость в дополнительной помощи.

Схема 19


Итоговая оценка также важна для того, чтобы узнать о влиянии различных видов сестринского вмешательства на достижение кон­кретных результатов и о применении на практике различных эта­пов сестринского процесса и использование выбранной модели сестринского ухода.

По определению Всемирной организации здравоохранения ито­говая оценка состоит: «... в исследовании и принятии решений с точки зрения определенных критериев, имеющих отношение к поставленной цели. С помощью итоговой оценки осуществляется обратная связь, которая может использоваться для определения других потребностей человека. Цель итоговой оценки - определить результат, т.е. состояние пациента, достигнутое в результате сест­ринского вмешательства, определенного целями сестринского ухо­да».

Оценка эффективности и качества ухода должна проводиться старшей и главной медсестрами постоянно и самой медицинской сестрой в порядке самоконтроля в конце и в начале каждой смены. Если работает бригада медицинских сестер, то оценка проводится сестрой, которая выполняет функции сестры-координатора. Систе­матический процесс оценки требует от медсестры знаний, умения мыслить аналитически при сравнении достигнутых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна сделать соответствующую за­пись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринско­го процесса производится в том случае, если пациент выписывает­ся, если его перевели в другое лечебное учреждение, если он скон­чался или в случае длительного наблюдения.

При необходимости план сестринских мероприятий пересмат­ривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, меша­ющие их достижению. Если конечный результат сестринского про­цесса приводит к неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сес­тринских вмешательств. Часто причины невыполнения поставлен­ных задач кроются в проблемах, связанных с осуществлением пла­на. Практической реализации плана может препятствовать недостаточное снабжение медикаментами, оборудованием, перевя­зочным материалом. Успешное выполнение плана ухода зависит от медперсонала, его профессиональной подготовки и компетентнос­ти, от окружающей обстановки.

Качество итоговой оценки, а в конечном итоге качество сестринского ухода, зависит от того, насколько хорошо функцио­нируют другие этапы сестринского процесса, т.е. каждый этап обеспечивает основу для итоговой оценки.

Таким образом, оценка результатов сестринского вмешательства дает возможность медицинской сестре установить сильные и сла­бые стороны в своей профессиональной деятельности.

Может показаться, что сестринский процесс и сестринский диагноз - это формализм, «лишние бумага». Но дело в том, что за всем этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная меди­цинская помощь, включая и сестринскую. Условия страховой ме­дицины подразумевают, прежде всего, высокое качество медицин­ской помощи, когда должна быть определена мера ответственности каждого участника этой помощи: врача, медицинской сестры и пациента. В этих условиях поощрение за успех, взыскание за ошибки оцениваются морально, административно-юридически и экономичес­ки. Поэтому каждое действие медицинской сестры, каждый этап сестринского процесса фиксируются в сестринской истории болез­ни - документе, отражающем квалификацию медицинской сестры, уровень ее мышления, а значит уровень и качество оказываемой ею помощи.

Документирование сестринского процесса важно по целому ряду причин:

· помогает создать ценные базовые данные о пациенте и ис­пользовать их вместе с пациентом в процессе ухода;

· помогает сформировать динамичный и всеобъемлющий блок информации о потребностях пациента, целях и задачах ухода, планируемом уходе, достигнутых результатах и их эффектив­ности;

· это средство, обеспечивающее последовательность сестринс­кого ухода;

· это хронологическое изложение сестринских действий и их результатов, что играет важную роль в определенных ситуа­циях;

· это материал для оценки эффективности или неэффективно­сти различных видов сестринского вмешательства;

· это средство обучения медперсонала;

· это предоставление надежной информации для медико-пра­вового обследования;

· это банк объективных данных для использования в сестрин­ских исследованиях;

· это предоставление необходимой информации другим колле­гам, помогающим данному пациенту.

Кроме вышеизложенных причин документирование должно выдерживать определенные принципы ведения записей: четкость в

выборе слов, краткое и недвусмысленное изложение информации, охват всей основной информации, недопустимость использования сокращений (кроме общепризнанных), каждая запись должна со­провождаться датой, временем и подписью медицинской сестры.

Несомненно, и об этом свидетельствует мировой опыт, внедре­ние сестринского процесса в работу медицинских учреждений обес­печит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу в нашей стране оформиться в качестве самостоятельной профессии.

Сестринский процесс имеет ряд преимуществ:

сестринский уход планируется индивидуально для каждого пациента;

совершенствуется непрерывность ухода;

план сестринского ухода содержит информацию, необходимую для всего медперсонала, задействованного в уходе;

пациенты предпочитают, чтобы к ним относились как к лич­ностям, а не как к медицинскому диагнозу или больному;

сестринский процесс способствует непосредственному участию пациента и его семьи в осуществлении ухода;

медицинские сестры находятся в процессе постоянного обуче­ния, что помогает им повысить качество оказываемой помощи;

он помогает сестрам понять причины эффективности или неэффективности различных видов сестринского вмешательства;

сестринский персонал получает большее удовлетворение от своей деятельности («ЛЕМОН», 1996 г.)

Темы для контрольных работ:

1. Сестринский процесс в лечебно-профилактических учреждениях. Его значение и необходимость. Роль медицинской сестры в орга­низации и проведении сестринского процесса.

2. Сестринский процесс в лечебно-профилактических учреждениях. Его значение и необходимость. Роль рядовой медицинской сес­тры в организации и проведении сестринского процесса.

3. Организация сестринского процесса в... отделении (например, в хирургическом). Роль сестры-руководителя.

4. Сестринский процесс при... (например, бронхиальной астме). Роль медицинской сестры и пациента при организации сестрин­ского процесса.

5 этап сестринского процесса непрерывный, происходящий на каждом этапе. Медсестра оценивает состояние здоровья пациента, эффективность планирования, сестринскую команду, сестринский уход. Процесс определения результатов обеспечивает обратную связь в работе медсестры; она обратно возвращается к каждому этапу и анализирует причины успеха или неудачи. Особенностью данного этапа в гинекологи является то, что оценка частично проводится без участия пациента. Это относится, прежде всего, к сестринскому процессу в операционном периоде при применении общей анестезии, а также к раннему послеоперационному периоду. Как и в других областях медицины, в гинекологии планы сестринских мероприятий могут пересматриваться, либо кардинально меняться в зависимости от состояния пациента, достижения или недостижения поставленных целей и особенностей диагностического и лечебного процесса.

Оценка эффективности сестринских вмешательств — это многоступенчатый процесс.

Проводится она:

  • медсестрой
  • пациентом
  • родственниками пациента
  • старшей сестрой отделения
  • заведующим отделения
  • руководством больницы

Формулировка оценки эффективности сестринских вмешательств

Краткосрочная цель: Пациентка отметила уменьшение ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ через 20-30 мин. (до 7 дней) в результате совместных действий врача, медсестры и пациента.Цель достигнута.

Долгосрочная цель: У пациентки нет ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ к концу 10-14 дня в результате совместных действий врача, медсестры и пациента. Цель достигнута.

Сестринское обеспечение Сестринское обеспечение включает в себя необходимые медикаменты. инвентарь, инструменты и т.д. для достижения поставленных целей.

(Пока оценок нет)

Цель сестринского процесса - предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

  • 1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);
  • 2. сестринская диагностика (определение потребностей);
  • 3. определение целей и планирование ухода;
  • 4. реализация плана ухода;
  • 5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.

I этап - сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи. Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу - сестринской диагностике.

Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент.

На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

IV этап - реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам - младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов: 1. Зависимое вмешательство - выполнение под наблюдением врача и по назначению врача; 2. Независимое вмешательство - действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д. 3. Взаимозависимое вмешательство - сотрудничество с врачами и другими специалистами.

Задача V этапа - определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УО “Пинский государственный медицинский колледж”

Реферат

На тему: “Сестринский процесс”

Кротков Д.А. 11Л/Д

Преподаватель:

Колушева А.В.

Введение

1. Понятие о сестринском процессе

2. Потребности пациента и задачи медсестры

3. Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме

Заключение

Список использованной литературы

Введение

До недавнего времени понятие «диагноз» относилось только к профессии врача. Но по мере того, как сестринское дело стало определяться в автономную профессию, возникла необходимость сформулировать, в чем сущность сестринской практики и ее отличие от деятельности специалистов других профессий здравоохранения. В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают «системный или прагматичный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента». Цель его заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы (трудности), возникающие у пациента.

Он раскрывает сестринскую деятельность на современном уровне. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать. Поэтому сестринский процесс - это все-таки образ мышления и действий медицинской сестры.

1. Понятие о сестринском процессе

Сестринский процесс - это метод организации деятельности медсестры, который применим к любой области ее работы и может быть использован в различных медицинских учреждениях.

Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

Преимущества использования сестринского процесса.

1) системность;

2) индивидуальность;

3) возможность широкого использования научно обоснованных стандартов профессиональной деятельности;

4) соучастие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

5) эффективное использование времени и ресурсов медсестры;

6) повышение престижа профессии;

7) универсальность метода.

Этапы сестринского процесса:

· сестринское обследование;

· сестринская диагностика, или определение проблем пациента;

· планирование ухода;

· выполнение плана ухода;

· коррекция ухода в случае необходимости и оценка эффективности.

2. Потребно сти пациента и задачи медсестры

Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей компетенции постараться облегчить его состояние.

Согласно модели В. Хендерсон, существует 14 видов повседневных жизненно важных потребностей, на которые влияют социальные, культурные и экономические условия жизни человека. Нарушение функций при заболевании внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей.

До недавнего времени понятие «диагноз» относилось только к профессии врача. Но по мере того, как сестринское дело стало определяться в автономную профессию, возникла необходимость сформулировать, в чем сущность сестринской практики и ее отличие от деятельности специалистов других профессий здравоохранения. В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают «системный или прагматичный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента». Цель его заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы (трудности), возникающие у пациента. Сам термин «сестринский процесс» только вводится у нас в стране.

Он раскрывает сестринскую деятельность на современном уровне. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать. Поэтому сестринский процесс - это все-таки образ мышления и действий медицинской сестры. Имеются три основные характеристики сестринского процесса в терапии: цель, организация, уровень образования (творческие способности медицинской сестры).

Цель - сестринский процесс в работе медсестры должен включать:

1. Идентификацию проблем и потребностей больного человека в наблюдении и уходе.

2. Определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей и результатов ухода за больными.

3. Применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение различных нужд больного.

4. Оценка эффективности сестринского ухода.

Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов:

1. Сестринское обследование. Сбор информации о состоянии здоровья пациента, который может носить субъективный и объективный характер. Субъективный метод - это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента. Объективный метод - это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

К основным методам обследования относятся:

* общий осмотр;

* пальпация;

* перкуссия;

* аускультация.

Аускультация - выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

Пальпация - один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

Перкуссия - постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом - документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры.

2. Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы - это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные - те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский - основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. Американская ассоциация медицинских сестер, например в качестве основных проблем, связанных со здоровьем выделяет следующие: ограниченность самообслуживания, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, психологические и коммуникативные нарушения, проблемы, связанные с жизненными циклами. В качестве сестринских диагнозов они используют такие, например, словосочетания, как «дефицит гигиенических навыков и санитарных условий», «снижение индивидуальной способности к преодолению стрессовых ситуаций», «беспокойство» и т. п.

Проблема пациента (сестринский диагноз) - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.

3. Планирование сестринского вмешательства - третий этап сестринского процесса.

Цели третьего этапа сестринского процесса:

· исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;

· разработать стратегию достижения поставленных целей;

· обозначить срок достижения данных целей.

Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный на восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни.

Неудовлетворенные потребности пациента - это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем, которые требуют вмешательства со стороны.

Эмоции - это индикаторы потребностей, которые являются положительными или отрицательными реакциями на удовлетворение потребностей.

Для каждой приоритетной проблемы записывается конкретная цель, а для каждой конкретной цели подбирается конкретное сестринское вмешательство.

Цели делят на:

* долгосрочные (стратегические);

* краткосрочные (тактические).

Структура цели:

* действие - исполнение цели;

* критерий - дата, время и т.д.;

* условие - с помощью кого или чего можно достигнуть результата.

План сестринского вмешательства - это письменное руководство к действиям медсестер. Составляющие плана: цели и задачи.

Для составления плана медсестре необходимо знать:

* жалобы пациента;

* проблемы и потребности пациента;

* общее состояние пациента;

* состояние сознания;

* положение пациента в постели;

* дефицит самообслуживания.

Из жалоб пациента медсестра узнает:

* что беспокоит пациента;

* составляет представление о личности пациента;

* составляет представление об отношении пациента к болезни;

* локализацию патологического процесса;

* характер заболевания;

* выделяет актуальные и потенциальные проблемы пациента и определяет его потребности в профессиональном уходе;

* составляет план по уходу за пациентом.

4. Реализация плана сестринских вмешательств - четвертый этап сестринского процесса

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболев.аний, обследования, лечения, реабилитации пациентов. Существует три категории сестринского вмешательства. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Зависимое сестринское вмешательство осуществляется на основании предписаний врача и под его наблюдением. Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента и др.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.

Существуют три системы помощи пациенту:

1) Полностью-компенсирующая:

в ней нуждаются три типа пациентов:

* пациенты, которые не могут выполнить ни каких действий, находясь в бессознательном состоянии;

* пациенты, находящиеся в сознании, которые не могут или которым не разрешено двигаться;

* пациенты, которые не в состоянии принимать решения самостоятельно;

2) Частично-компенсирующая: распределение задач зависит от степени ограничения двигательных способностей, а также от готовности пациента усваивать и выполнять определенные действия;

3) Консультативная (поддерживающая): пациент может осуществлять само уход и обучаться соответствующим действиям, но при наличии помощи медсестры (амбулаторное обслуживание).

Виды сестринских вмешательств:

* Зависимые сестринские вмешательства - действия медсестры, выполняемые по назначению врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических жидкостей);

* Независимое сестринское вмешательство - действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности; медсестра руководствуется собственными соображениями (подача утки в постель);

* Взаимозависимые сестринские вмешательства - совместные действия медсестры с другими специалистами.

5. Оценка эффективности сестринского ухода. Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры. Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода; оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

Важную роль в достоверности оценки результатов сестринского ухода играет сопоставление и анализ полученных результатов.

сестринский процесс пациент астма

3. Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме

1 этап. Сбор информации

- Субъективные методы обследования:

Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.

История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.

- Объективные методы обследования:

Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза - сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации - сухие свистящие и влажные хрипы.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.

Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений

Сестринский процесс при бронхиальной астме.

План ухода

1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.

Мотивация:

Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.

2. Обеспечивать организацию и контроль питания.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства. Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты, необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.

Мотивация:

Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.

3. Организация досуга.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.

Мотивация:

Создание условий для соблюдения режима

4. Создание комфортных условий в палате.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.

Мотивация:

Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.

5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.

Мотивация:

Удовлетворение потребности быть чистым.

6. Выполнять назначения врача.

Реализация ухода:

Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.

Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.

Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.

Мотивация:

Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.

Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.

7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.

Реализация ухода:

Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.

Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Заключение

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

В заключение можно сделать вывод, что современные представление о развитии сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне вне зависимости от меняющихся условий проживания и работы.

Это требует от медсестры работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний.

Список использованной литературы

1. УИМ Колушевой А.В, С. А. Мухина, И. И. Тарковская «Теоретические основы сестринского дела» часть I - II 1996г

2. В. М. Кузнецов «Сестринское дело в хирургии», Феникс, 2000г.

3. Стандарты практической деятельности медсестры России том I - II

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сестринский_процесс

5. Иванова Л. Ф. с соавторами «Сестринский процесс в геронтологии и гериатрии» г. Чебоксары 1996-1999гг.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сестринское дело. Сестринская теория и сестринский процесс. Организация сестринского процесса в реанимации. Задачи медсестры реанимационного отделения. Стандартизация в профессиональном деле медсестры. Выявление проблем пациента. Карта сестринского ухода.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2003

    Этиология, диагностика и особенности лечения бронхиальной астмы. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса. Результаты обследования и лечения больных в стационаре, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

    реферат , добавлен 30.10.2014

    Сущность и основные положения изучения опыта организации сестринского дела в медицинском училище и на факультете высшего сестринского образования (ВСО). Факторы, влияющие на внедрение процесса сестринского ухода в практической деятельности медсестры.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Понятие и общее описание бронхиальной астмы, причины и предпосылки ее развития, клиническая картина и симптоматика, принципы диагностирования и построения схемы лечения. Профилактика данного заболевания и порядок проведения сестринского процесса при нем.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Задачи предоперационного периода, оценка операционно-анестезиологического риска. Необходимость в проведении дополнительных исследований. Коррекция систем гомеостаза. Специальная предоперационная подготовка пациента, осуществление сестринского процесса.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Научная основа, теория и основные этапы сестринского процесса. Четыре модели сестринского ухода. Функциональный сестринский уход. Бригадная форма сестринского обслуживания. Полный сестринский и узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Этиология и предрасполагающие факторы лейкозов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с лейкозами.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Этиология и предрасполагающие факторы холециститов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с холециститами.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Повышение роли среднего медицинского персонала в системе оказания качественной медицинской помощи населению. Определение проблемных мест в организации сестринского процесса учреждения и разработка предложений по повышению эффективности работы медсестер.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2012

    Доктрина развития сестринского дела в Российской Федерации. Модернизация сестринского дела. Увеличение дифференцированной нагрузки сестринского персонала как одна из проблем, препятствующих внедрению сестринского процесса и качеству медицинской помощи.



Похожие публикации