10 заповедей христа и 7 смертных грехов. Что нам досталось от Адама и Евы? смертных грехов в православии

Смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи. Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Смертные грехи в православии

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.

А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Смертные грехи в православии. Список.

  1. Гнев , злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похот ь, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень , праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
  4. Гордыня , тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
  5. Зависть , ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
  6. Чревоугодие , обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
  7. Сребролюбие , алчность, жадность, скупость. Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Обязательно к прочтению: Проскомидия о здравии — что это

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Обязательно к прочтению: Крещенская вода и её свойства

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили. Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству. Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».

Господь всегда с Вами!


Смертный грех – это наиболее тяжелый из возможных грехов, который можно искупить только покаянием. За совершение смертного греха душа человека может лишиться возможности попасть в рай. Интересуясь данной темой, многие люди задают вопрос, сколько смертных грехов в православии. Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Если мы станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим (прп. Антоний Великий, 88, 17).

Семь смертных грехов, список
СРЕБРОЛЮБИЕ
ГОРДОСТЬ
БЛУД
ЗАВИСТЬ
ЧРЕВОУГОДИЕ (Обжорство)
ГНЕВ
УНЫНИЕ

История появления перечня семи грешных поступков или 7 смертных грехов

Деяния, считающиеся смертными, в православной вере отличает степень тяжести, и возможности их искупления. Говоря о грешных деяниях, особенно больше внимания необходимо уделить семи деяниям, которые считаются смертными. Про это слышали многие, но не каждый знает, какие из грешных деяний окажутся в этом перечне, и что их будет отличать. Грех называется смертным не из головы, ведь в христиане считают, что при совершении этих грехов людские души могут погибнуть.

Стоит заметить, что семь смертных грехов , хотя мнение общества не имеет в этом уверенности, не описывает Библия, потому что их направление концепции появилось позднее, чем началось составление Священного письма. Считают, что в качестве основы смогли послужить монашеские труды, имя которому Евгарий Понтийский. Им был составлен перечень, в который вошли сначла восемь грехов человека. Позднее был сокращен его до семи позиций.

Смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи

Почему грехи были такими

Понятно, эти грешные деяния или семь смертных грехов в православии не такие страшные, как считали теологи. Они не являются такими, что не поддаются искуплению, их можно исповедовать, просто их совершение может способствовать тому, что люди становятся более плохими, все дальше отдаляясь от Бога. Если приложить больше усилий, можно жить таким образом, чтобы не нарушать ни одну заповедь из десяти, но жить таким способом, чтобы не совершить ни одно из семи грешных деяний, тяжело. По существу, грешные деяния и смертные грехи в православии в количестве тени заложила в людей мать — природа.

При стечении конкретных обстоятельств люди способны выживать, переча учению о грешных деяниях, но, не обращая внимания на это, считают, что этим нельзя достичь хороших плодов. Когда ничего не приходилось слышать насчет того, что подразумевается под семью смертными грехами, перечень, имеющий короткие объяснения, который представлен ниже, может раскрыть этот вопрос.

Семь смертных грехов в православии

Человеку характерно хотеть много денег, прилагая все усилия для получения материальных ценностей. При этом он не думает, нужны ли они в целом. Эти несчастные вслепую занимаются сбором драгоценностей, денег, имущества. Они пробуют заполучить нечто большее, чем у них есть, не имея понятия о пределе, даже без наличия желания её знать. Этот грех называют сребролюбием.

Чувство собственного достоинства, самоуважения. Много кто может выполнять что-либо, пробуя оказаться более высоко, чем другие. Более часто действия, которые совершаются, непременно для этого им и необходимы. Они восхищают общество, и в тех, кто подвержен чувству гордости, происходит зарождение огня, который сжигает все чувства, считающиеся лучшими, имеющимися внутри души. Спустя некоторый промежуток времени, человек неустанно думает лишь о себе любимом.

3. Блуд. (То есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности
осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию.

Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».

4. Зависть. Чувство зависти не всегда может быть белого цвета. Нередко оно может стать причиной, способствующие появлению разлада и преступности. Не всякий может легко воспринять наличие того факта, что кто-то смог достичь лучших условий для проживания. История приводит много примеров, когда чувство зависти приводило к убийству.

5. Чревоугодие. Люди, которые много едят, обжираясь при этом, не могут вызвать ничего приятного. Пища необходима для того, чтобы поддерживать жизнь, чтобы обладать возможностью совершать значимые действия по отношению к прекрасному. Но тот, кто подвергается грешному деянию в чревоугодии, полагают, что их родили непременно для тех целей, чтобы они ели.

6. Гнев . Вспыльчивость, раздраженность, принятие гневных помыслов: мечтание отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный
крик, спор, жестокие, бранные и колкие слова. Оклеветание, памятозлобие, возмущение и обида ближнего, ненависть, вражда, мщение, осуждение. К сожалению не всегда нам удается удерживать себя, свой гнев, когда волна с эмоциями переполняет. В первую очередь, рубится с плеча, а затем лишь наблюдается за тем, что последствия необратимы. Нужно бороться со своими страстями!

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Борьба с грехом

Нужно бороться со своими страстями, укрощать эмоции, потому что это приводит к плачевному концу! С грехом нужно бороться на начальном этапе его зарождения! Ведь чем глубже грех входит в наше сознание, нашу душу, тем тяжелее становится с ним бороться. Сами посудите, в любом деле, болезни, образовании, работе, чем на дольше откладываешь работу, тем труднее наверстать упущенное!

А главное простите помощи Божье! Ведь человеку самому очень сложно побороть грех! Дьявол строит козни, пытаясь загубить Вашу душу, всячески толкая ее на грех. Эти 7 смертных грехов не так уж и сложно не совершать, если Вы просите Господа о помощи в борьбе с ними! Стоит только сделать шаг на встречу Спасителю и Он тут же придет на помощь! Бог милостив и ни кого не оставляет!

СТЬ 1. ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Восемь смертных грехов и борьба с ними

«Лествица» преподобного Иоанна Лествичника

В старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые и сегодня очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?», «Отче, как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими?», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?».

Эти и другие вопрошания приходится слышать каждому священнику. На эти вопросы отвечает богословская наука, которая называетсяаскетика . Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и ближним.Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями. И вообще аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским: мы, мол, люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь… Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы (то есть все христиане. – Авт. ) распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).

Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание – клятву – защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с этими лютыми врагами нашего спасения – падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный. Поэтому «покой нам только снится».

Смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи

Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе». Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же.

Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения вроде нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.

Попытаюсь, используя некоторые знания из практической, прикладной психологии, переосмыслить их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.

Перед тем как начать говорить об основных страстях и методах борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: «А для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?».

Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его; он был моим преподавателем, но в данном случае я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост – все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель – избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а об истинной же цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи».

То есть цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь закон и пророки. Это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Христос не сказал, что это просто две из десяти, двадцати других заповедей, но сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей – это тоже лишь средство, как и молитва, богослужение и пост. Если бы избавление от страстей было целью христианина, то мы недалеко бы ушли от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия – нирваны.

Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопросы риторические.

Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.

Страсти и страдания

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, – как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).

Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самые яркие примеры страстной зависимости – алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков – это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром 90% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе.

Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее.

Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Слово «страсть» имеет два значения.

Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть – это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Во-вторых, слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость.

Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26).

Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.

Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.

Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть. От блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие. Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие. Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15: 18–20). Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти – вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, – без сна и отдыха палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.

Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад – это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика – вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, что для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни – удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай – это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.

Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример – аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре. До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение – таково было сопротивление музейных работников…

Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: “Попы оскверняют храм искусства…” Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: “Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!”. Зашли. Владыка громко говорит: “Христос воскресе!” – и кропит музейщиков святой водой. В ответ – перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай – им там будет невыносимо плохо».

Надеемся, вам понравилось читать статью про смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему! Источник информации для статьи взят с

По реалиям современной жизни 10 заповедей Божьих в православии рассматриваются как основа человеческого общежития. Соблюдая завет Небесного Отца, люди могут мирно сосуществовать, несмотря на различие культур, оттенков кожи, уровня развития техники и науки.

У каждого человека есть своеобразный внутренний стержень (совесть), разделяющий поступки на плохие и хорошие. Но чтобы поступать по совести, необходимо правильно воспитывать своих детей.

А современные родители в погоне за заработком не уделяют наследникам достойного внимания и обучения, сваливая нагрузку на школу. В результате понятие «совесть» постепенно изживает себя.

Перечисление 10 заповедей божьих и 7 смертных грехов дано в дополнение, чтобы исполнение их приблизило людей к Царству Небесному после смерти физического тела.

Как пообещал Иисус Христос, верующие люди после земной жизни получат полное утешение:

  • плачущие от тягот жизни будут радоваться в раю;
  • ищущие истину, найдут ее в загробном царстве;
  • смиренных, кротких ожидает вечная жизнь;
  • оказывающие милость окружающим при жизни, будут помилованы в будущем;
  • пострадавшие за веру обретут место в небесном мире;
  • те, кто искренне верил Богу, выполнял его заветы, увидят Господа.

Но до наступления будущего Божьего Царства, люди, сегодня исполняющие данные наставления, живут в радости и мире.

Относятся ли к православным верующим заветы Всевышнего, данные роду Израиля. Надо понимать, что под определением «народ Израиля» подразумеваются все люди, которые веруют в Бога, как Создателя всего живого и неживого окружающего мира.

Обратите внимание! Православные христиане приобщают себя к потомкам прародителей: Авраама, Иакова, Исаака, поэтому заповеди Божьи, завещанные израильтянам, касаются каждого.

Господь сотворил человека по своему образу и подобию. Во время грехопадения Адама и Евы многие характеристики были утрачены навсегда, но осталось основное отличие от животного мира – свобода выбора своего пути. Но при этом необходимо осознавать ответственность за выбранную дорогу жизни, чтобы не навредить себе и окружающим.

Ориентирами, своеобразными вехами, которых надо придерживаться, чтобы не потерять направление, служат Божьи наставления, прописанные на страницах священного писания.

Скрижали завета

Примерно за 1250 лет до рождения Иисуса Христа на горе Синай Моисей получил каменные скрижали
(таблички), на которых были начертаны слова завета для людей. Судя по долговечности выбранного материала, наставления, как себя вести верующим, действительны всегда.

На одной странице каменной книги записаны правила поведения людей по отношению к Богу, а на второй – советы, как вести себя с окружающими.

В Новом Завете Иисус Христос, не отменяя 10 заповедей, дал закону новый более совершенный слог, обозначив, что Бог – это любовь.

Господь любит и прощает своих чад, так и человек должен любить Создателя и своих ближних, как творение Божье.

Зная Закон Божий, люди могут правильно оценивать свои поступки, сверяясь с образцом для поведения. Не соблюдающий установленного закона, данного Богом через пророка Моисея, считается духовно мертвым, потому что не видит и не понимает суть греха. При этом незнание заповедей не оправдывает грешников.

Бог для православных

Четыре завета регулируют отношения людей с Отцом Небесным.

Первый

Первая заповедь считается самым главным, основополагающим законом христианства: каждый должен верить только единому Богу.

Чтобы понять смысл закона и принять его, необходимо ежедневно учиться:

  • взрослым рекомендуется читать Библию, детям – Закон Божий в картинках;
  • посещать церковные службы в воскресные и праздничные дни;
  • исповедоваться и причащаться;
  • участвовать в церковной жизни;
  • соблюдать положенные посты;
  • задумываться о смысле человеческой жизни.

Распространенные грехи против главного завета:

    • отрицание существования Создателя (атеизм, неверие);
    • многобожие (язычество, идолопоклонство);
    • сомнение, отсутствие надежды на Божию помощь;
    • поклонение идолам (секты);
    • отказ от веры во имя получения привилегий, страха;
    • грехи мерзости (суеверия, гадание, обращение к экстрасенсам, чтение соответствующей литературы, занятия магией);
    • матерная брань (истоки – демоны, обращаясь к которым, человек зовет их в свою жизнь);
    • сатанизм (вера в дьявола).

Второй

Этот Божественный закон запрещает поклоняться идолам и кумирам. При этом не стоит отождествлять с запретом иконы в церкви или дома. На образах запечатлены лики святых помощников Создателя, образ самого Господа, Девы Марии, Иисуса. Видя божественное изображение, человек обращается к Создателю, а не материалу, из которого изготовлена икона.

Грехи, направленные против второй заповеди:

  • поклонение восточным символам года (Бык, Змея, Кабан и тому подобное);
  • поглаживание брюшка у лягушки, олицетворяющей идола, приносящего богатство;
  • наркомания, алкоголизм, компьютерная зависимость, когда человек ради удовольствия предает веру, семью;
  • горделивость, при которой желание стать признанным лидером отодвигает все духовные потребности на второй план.

Третий

К имени Господа следует относиться с почтением, нельзя звать его без причины, не стоит шутить и постоянно божиться. Данную Богу клятву необходимо обязательно исполнить.
Грешные действия:

  • в обычных мирских разговорах клятвы с упоминанием Божьего Имени;
  • смешные, игривые выражения в адрес Небесного Отца (анекдоты, шутки);
  • богохульство;
  • неуважительное обращение со священными культовыми предметами;
  • невыполнение клятв и обещаний, данных Богу.

Четвертый

Четвертая Божья заповедь посвящена духовному отдыху после трудовой недели. Господь за 6 дней создал весь окружающий мир, а седьмой посвятил отдыху от праведных дел. Такой же режим рекомендуется для верующих. 6 дней человек должен трудиться для повышения своего благосостояния, а последний день недели посвящается духовной жизни.

При этом одинаково грешен человек, отлынивающий от работы в буднюю шестидневку, или предающийся лени и веселию в воскресный день.

Ранее считалась свободным днем суббота, но после крестной смерти и воскрешения Христа священным днем считается воскресенье. На протяжении года отмечаются 12 двунадесятых праздников, которые также предназначены для молитв.

Отношения между людьми

Взаимоотношения между людьми регламентируются шестью оставшимися законами, из которых нельзя выбрать более или менее важный. Часто на вопрос, сколько всего заповедей человек соблюдает в жизни, можно услышать о двух, запрещающих убийство и воровство.

При этом искренне считается, что для благочестивой жизни этого достаточно. Человек просто не понимает: нарушая закон мирного общежития, каждый ухудшает соответственно не только свою собственную жизнь, но и калечит бытность самым близким людям (детям, родителям, супругам).

Пятый

Смысл почитания заключается в:

  • любви и почтении;
  • заботе в старости;
  • мольбе о прощении грехов, как при жизни, так и после смерти родителей.

Грехом считаются:

  • оскорбительные слова по отношению к родителям;
  • неуважение к старшим по возрасту, званию, рангу;
  • не реагирование на замечания.

В Библии четко указано и доказано исследованиями психологов, что дети, не сумевшие простить родителей, несчастливы в жизни (плохая работа, проблемы в личных отношениях, неважное здоровье).

Шестой

Распоряжаться жизнью и смертью всех живущих может только Всевышний, наделяющий людей жизнью. Поэтому убийство, насильственная смерть, в том числе самоубийство, считаются грехом, преступлением против Божьей воли.

Мертвый человек не может искупить свой грех и покаяться. В результате самоубийства душа человека будет гореть в адском пламени вечно.

Нарушающими завет считаются следующие категории людей:

  • судьи, обрекающие на смерть заведомо невиновного человека;
  • равнодушные, наблюдающие, как гибнут люди, хотя в их силах помочь и спасти жизнь;
  • предприниматели, обрекающие работников на тяжелый изнурительный труд без соблюдения техники безопасности;
  • помогающий лишить человека жизни, скрывающий от наказания убийцу;
  • врач, помогающий умереть безнадежным больным;
  • женщины, делающие аборт на любом сроке беременности, и гинекологи, проводящие подобные операции.

Кроме физической смерти в православии считается грехом, сродни убийству, погибель души человека:

  • продажа наркотиков (сокращается жизнь наркоманов);
  • распространение порнографической литературы (губит душу человека путем блуда);
  • экстрасенсорика, колдовство, знахарство;
  • сектантство, завлекающее людей в свои сети, идущее против законной веры.

Не считается грехом защита своей Родины от внешнего неприятеля, когда воины убивают врага, защищают свой народ, даже жертвуя своей жизнью.

Седьмой

Считается, что брачный союз мужчины и женщины освящается на небесах. При венчании в церкви молодые дают обет быть верными друг другу при любых жизненных обстоятельствах. Поэтому разрушение семьи и развод считается клятвонарушением.

При этом невинными страдальцами остаются дети, судьба которых кардинально меняется. Молодежи до брака необходимо соблюдать чистоту мыслей и тела.

Считается грехом блуда:

  • чтение любовных романов, просмотр фильмов, возбуждающих похоть;
  • возбуждающие, эротической направленности танцы, музыка;
  • срамные анекдоты, песни, аморальные шутки и фразы;
  • однополая «любовная» связь;
  • вызывающая вожделенные мысли манера одеваться;
  • семейная жизнь, не освященная браком.

Восьмой

Данной заповедью Бог предупреждает верующих, что явно или тайно забирать имущество своих ближних – это грех.

Понятие распространяется на следующие действия:

  • умышленный обман, обвес покупателя;
  • уклонение от уплаты долга;
  • воровство, грабеж, мошенничество;
  • взяточничество, когда чиновник вымогает дополнительную сумму за исполнение своих обязанностей.

Девятый

Наставление запрещает лжесвидетельство, порицание и осуждение окружающих людей, так как прерогатива судить или миловать принадлежит Отцу Небесному.

Нарушение Божьей заповеди:

  • сплетни, ложные показания в суде, оговор кого либо;
  • клевета – сознательное искажение сведений о человеке, чтобы очернить его репутацию;
  • навешивание на окружающих ярлыков (пьяница, вор, распутник и тому подобное), тем самым программируя ближнего поступать соответственно общественному мнению.

Десятый

Закон предупреждает, что надо довольствоваться тем, что есть, не желать имущества окружающих людей. Не завидовать, ни мысленно, ни словом, ни взглядом. Это достаточно трудно – искренне радоваться чужим успехам. Поощрять предприимчивость ближнего, не завидуя успехам постороннего человека.Основная задача верующего – очистить мысли, свою душу от вредного влияния нечистого.

Подробно 10 заповедей Божьих на русском языке изложены в расширенном издании Библии с толкованием.

Как воспитывать ребенка

Православные христиане должны заботиться о правильном воспитании своих детей. Для юных читателей специально издана Библия для детей, 10 заповедей вкоторой представлены в виде красочных картинок. Вместе с родителями изучение проходит быстро и интересно.

Важно! Желательно, чтобы прописные истины подкреплялись личным примером взрослых.

Полезное видео

Вывод

Периодически задается вопросом о том, сколько же их, смертных грехов. Не связаны ли неудачи в жизни или неудовлетворенность ею с тем, что по незнанию что-то нарушается ежедневно? Не является ли каждый день еще одной ступенью к аду, если он существует?

Не столь важно, что толкает людей к подобным мыслям. Важно то, что для многих с этих вопросов начинается новая жизнь, в которой появляются иные приоритеты, гораздо более значимые, чем погоня за благосостоянием или мелочные мещанские заботы.

Сколько же грехов?

Заповедей Божьих - 10. Смертных грехов в христианстве - 7. Вне зависимости от конфессии, эти цифры едины для всех верующих христиан. Новые прихожане храмов, в этих тонкостях не разбирающиеся, выросшие вне православных традиций, часто путают заповеди, а именно их нарушение, с перечнем смертных прегрешений.

Конечно же, ничего хорошего нет в нарушении заповедей, каждой из 10. Смертных грехов список существующий подобные нарушения, однако, не увеличат.

В чем отличие?

Заповеди Божии - это правила для жизни человека, своеобразное руководство. Можно сказать, что это список подсказок того, чем следует руководствоваться при повседневных поступках, в собственных мыслях и желаниях.

Нарушение заповедей, безусловно, является прегрешением, любой из 10. Смертных грехов по Библии список этот никоим образом не затронет. Понятие смертного греха и нарушения заветов Господа - вещи совершенно разные.

Смертный грех - вовсе не обратная сторона заповедей, а ловушка дьявола. То есть это перечень соблазнов, при помощи которых сатана ловит человеческие души. У семи смертных грехов существуют и антиподы, противопоставлены им в христианстве добродетели, в аналогичном количестве.

Что является смертным грехом?

Заповеди - не смертные прегрешения и их 10, смертных грехов в православии список же выглядит так же, как и в любой иной христианской конфессии.

Смертные грехи - это:

  • алчность;
  • гордыня;
  • гнев;
  • зависть;
  • похоть;
  • уныние;
  • чревоугодие.

Принято считать, что чем больше и дольше человек предается любому из смертных прегрешений, тем глубже увязает в той паутине сети-ловушки, которую плетет дьявол вокруг души. То есть предание любому из смертных прегрешений - прямой путь к погибели души.

Об алчности

Часто люди под алчностью понимают стремление к материальному достатку. Но желание хорошо жить, в благополучии и комфорте, вовсе не является алчностью ни в православной культуре, ни в любой иной христианской конфессии.

Под алчностью следует понимать не сам факт погони за «золотым тельцом». Не чрезмерность, поскольку вместе с уровнем благосостояния всегда вырастает и уровень расходов. Алчность - это предпочтение материальных ценностей духовным. То есть стремление обогатиться, идущее в ущерб собственному духовному развитию.

О гордыне

В понимании гордыни ошибаются столь же часто, как и принимают за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечень не включает в себя чувство уверенности. Уверенность в собственных силах - то, что дает Господь, о чем его молят многие люди. Наоборот, отсутствие веры в себя зачастую порицается церковью.

Гордыня - восприятие самого себя выше Господа. Отсутствие таких чувств, как благодарность Богу за все, что он даровал в жизни, смирения и терпения. К примеру, уверенность человека в том, что всего в собственной жизни он добился сам, без помощи и участия Господа - это гордыня. А вера в собственные силы, в то, что все задуманное получится, к гордыне отношения не имеет.

О гневе

Гнев - это не только вспышки ярости. Гнев - понятие гораздо более широкое. Разумеется, эта эмоция является антиподом любви, но в качестве смертного греха гнев - вовсе не сиюминутное чувство.

Смертным грехом считается постоянно выплескиваемое человеком в жизнь разрушительное начало. То есть синонимом слова «гнев» в данном случае становится «разрушение». Грех гнева может быть разным. Вовсе не обязательно развязывать мировые войны. Смертное прегрешение проявляется в ежедневном бытовом насилии в семьях, как физическом, так и психологическом. Гнев - то, что заставляет ломать характер ребенка и принуждать его воплощать собственные мечты и представления.

Примеров этого прегрешения очень много вокруг каждого человека. Гнев настолько прочно вошел в людскую обыденность, что его уже практически никто не замечает.

О зависти

Зависть подобно гневу следует понимать шире, чем желание заполучить машину, как у соседа, или платье лучше, чем у подружки. Между завистью и стремлением жить не хуже, чем другие люди, грань довольно тонкая.

Под завистью следует понимать не желание получить что-то конкретное, к примеру, туфли, как у начальницы, а постоянное пребывание души в таком состоянии. Сходство зависти с гневом еще и в том, что оба эти состояния - разрушительны. Только гнев направлен на окружающий мир, от его наличия страдают другие люди, а зависть «смотрит» внутрь человека, ее действие вредит тому, кто этому греху предается.

О похоти

Похоть толкуют неверно столь же часто, как и принимают за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечень пополнил не завет «Не возжелай жену ближнего», у похоти совершенно иное значение. Под этим термином следует понимать получение чрезмерного удовольствия, которое становится самоцелью всей человеческой жизни.

Это может быть практически все, что угодно - гонки на мопедах, бесконечное чтение нравоучений, физическое удовлетворение, получение удовольствия от упоения собственной «маленькой властью», выражающееся в придирках к другим.

Похоть как смертный грех - вовсе не сексуальное влечение к кому бы то ни было, включая самого себя. Это чувство, которое испытывает человек, получая удовольствие. Но только в том случае эта эмоция становится грешной, когда стремление вновь ее испытать перекрывает все остальное. То есть если процесс удовлетворения становится важнее всего на свете, то это похоть. И совершенно не важно, что именно это удовлетворение приносит.

Об унынии

Под унынием нужно понимать не столько депрессивное состояние, сколько лень, как бы странно это ни звучало. Депрессия, мрачный настрой, отсутствие радости и прочее - болезни, с которыми следует идти на прием к врачам соответствующих специализаций.

Уныние же как смертное прегрешение - это отсутствие работы человека над собственным духовным развитием и физическим состоянием. Под физическим состоянием не нужно понимать крепость мышц или красоту форм. Работа над собственным телом гораздо шире заботы о внешности, с одной стороны, а с другой - заключается в обыденных банальностях. То есть опрятный внешний вид, чистая одежда, вымытые волосы и вычищенные зубы - это тоже физическая работа над собой. Человек, которому лень помыться или постирать белье, совершает смертное прегрешение.

Что же касается духовной работы, то она намного более широка, чем хождение на религиозную службу. В это понятие входит в первую очередь развитие человека как личности. То есть постоянное обучение чему-то, знакомство с новым и разделение с другими собственных знаний и опыта. Под обучением не нужно понимать посещение каких-либо курсов, хотя, конечно, это не возбраняется. Тем не менее учиться можно и у окружающих людей, и даже у природы. Абсолютно все, что окружает человека, способно послужить его развитию. Так Бог устроил этот мир.

Процесс обучения, скорее, является развитием, самосовершенствованием. К нему относится и преодоление пагубных страстей, и самодисциплина, и многое другое. То есть уныние - это лень во всех ее вариациях, проявляющаяся как в мирском существовании, так и в состоянии души и интеллекта.

О чревоугодии

Чревоугодие воспринимается не всегда правильно, особенно теми, кто принимает за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечисление упоминает термин «чревоугодие» не в качестве синонима слову «обжорство».

Под чревоугодием следует понимать излишнее потребление абсолютно во всем. Фактически весь современный социум, являющий собой эпоху культуры потребления, построен именно на этом смертном прегрешении.

В современной жизни этот грех может выглядеть так. У человека есть хороший исправный смартфон, работающий без нареканий и отвечающий всем потребностям и нуждам владельца. Однако человек приобретает новый, тот, который увидел в рекламе. Делает он это не из-за нужды в вещи, а только потому, что это новая модель. Зачастую при этом погрязая в долговых обязательствах. Проходит какое-то время, и человек вновь приобретает смартфон, опять же лишь потому, что этот поновее.

В итоге образуется бесконечная цепь потребления лишнего и ненужного. Ведь смартфоны-то одинаковые, различие лишь в том, когда их стали рекламировать и в прочих незначительных моментах. А то, что с ними делает человек - неизменно. На всех новых он пользуется теми же программами, что и на своем первом. Результат действий на всех приобретенных смартфонах тоже не отличается от того, что получалось на первом гаджете. То есть человек имеет большое количество одинаковых смартфонов, а нужен-то ему только один.

Это и есть чрезмерное потребление или же чревоугодие, от которого не предостерегают заповеди, все 10. Смертных грехов в православии же список чревоугодие фактически возглавляет, поскольку является оно сейчас не просто проступком, а основой современного устройства общества.

Однако важно не путать чрезмерность потребления с наличием большого количества вещей. Не нужно впадать в крайности. Если у человека 10 пар зимней обуви и он носит все имеющиеся сапоги и ботинки, то это вовсе не является признаком чревоугодия.

Конечно же, переедание входит в понятие чревоугодия, о котором полностью умалчивают заповеди, данные когда-то Моисею, все 10. Смертных грехов в православии по Библии перечень это качество человеческой натуры дополнило когда-то именно на основании склонности к перееданию. Однако понимание слова «чревоугодие» не сводится к размеру порции на тарелке, оно гораздо шире.

Их всегда было 7?

Если со времен Завета заповедей было 10, смертных грехов по Библии же насчитывалось разное количество. Впервые в единый перечень пагубные человеческие пороки оформил аскет и богослов, которого звали Евграфий Понтийский. Произошло это в ӀV столетии.

Отталкиваясь от своих наблюдений за жизнью и природой человека, сопоставляя пагубные страсти с заветами, которых 10, смертных грехов богослов выявил 8. Немного позднее богословскую версию видения человеческих пороков доработал священнослужитель Иоанн Кассиан. Именно такое число прегрешений существовало в религиозных канонах до 590 года.

Папа Григорий Великий внес в перечень главных пороков, свойственных людям и приводящих душу к погибели, некоторые коррективы, и прегрешений стало 7. Именно в таком количестве они и представлены сегодня в каждой из христианских конфессий.

Пока только наброски, чтобы позже сжать, сократить и очистить от шелухи. Как говорится, лиха беда начала...

Семь смертных грехов:


  • Гордость (Я сам себе и небо и луна…)
  • Сребролюбие (дайте мне таблеток от жадности, и побольше, побольше..)
  • Блуд (я их вместе соберу…)
  • Зависть (ну соседи…в однокомнатной двухкомнатную прячут…)
  • Чревоугодие (люблю я макароны… торты, салаты, шпроты…)
  • Гнев (вах, нах, зах… , дело было прошлым летом…)
  • Уныние (всё будет хорошо…хуже уже не будет…)
Семь добродетелей:

  • Любовь (…любая фраза с фантика Love)
  • Нестяжание (нет, Бобику…)
  • Целомудрие (скромность не порок…это добродетель)
  • Смирение (ударили по одной, подставь другую)
  • Воздержание (хочу, могу, но брать не буду…)
  • Кротость (минуточку, минуточку, я записываю…)
  • Трезвение (следи за собой, будь осторожен…)
Одновременно читала статью о грехах, добродетелях и в формулировки вносила коррективы, так чтобы более менее сократить, а точнее убрать религиозность, но смысл не потерять тоже.
http://blogs.privet.ru/user/midda/85753834

Смертных грехов, которые совсем нежелательно совершать:


  • Гордыня (Высокомерие)
  • Зависть
  • Чревоугодие (Обжорство)
  • Блуд (Похоть)
  • Гнев (Злоба)
  • Алчность (Жадность)
  • Уныние (Праздность)
Чтобы их не совершать, надо их чем-то заменить, так как просто отказаться от них, значит мучить себя, так как в душе будет зиять огромная дыра. Что надо сделать, чтобы заменить 7 смертных грехов?

Итак 7 добродетелей в противовес 7 смертным грехам:


  • Смирение (Стыд)
  • Сорадование (Доброжелательность)
  • Аскетизм в еде
  • Целомудрие
  • Доброта (Кротость)
  • Бескорыстие (Щедрость)
  • Жизнелюбие (Трудолюбие)
http://omsk777.ru/filosof.tema.81.html

Богословская трактовка от святителя Игнатия (Брянчанинова)
http://voliaboga.narod.ru/stati/08_03_04_poiasnenie_dobrodet.htm

В Книге Притчей (965 - 717 г.г. до н. э.) говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:


  • Гордый взгляд
  • Лживый язык
  • Руки, проливающие невинную кровь
  • Сердце, кующее злые замыслы
  • Ноги, быстро бегущие к злодейству
  • Лжесвидетель, наговаривающий ложь
  • Сеющий раздор между братьями
Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского (Евагрий развивал некоторые неортодоксальные идеи Оригена, за что на Пятом Вселенском Соборе (553 г.) был осуждён как еретик):

  • Γαστριμαργία
  • Πορνεία
  • Φιλαργυρία
  • Ἀκηδία
  • Κενοδοξία
  • Ὑπερηφανία
Они были переведены в католических молитвах следующим образом:

  • Fornicatio
  • Avaritia
  • Tristitia
  • Vanagloria
  • Superbia
В 590 году папа Римский Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии:

  • luxuria (похоть)
  • gula (обжорство)
  • avaritia (алчность)
  • acedia (уныние)
  • ira (гнев)
  • invidia (зависть)
  • superbia (гордыня)
Они же используются и католической церковью

Однако в православии существует концепция 8 греховных страстей:


  • Чревоугодие,
  • Блуд,
  • Сребролюбие,
  • Гнев,
  • Печаль,
  • Уныние,
  • Тщеславие,
  • Гордыня.
Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. По сути, греховная страсть - это пользование благом (даром) от Бога вне Бога. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к любви и единению с женой, а также к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости. Подробное рассмотрение данных страстей сделано святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями».

Условно, можно попытаться представить концепцию об искажении естественных человеческих свойств и страстей, следующим образом:

Естественное благо от Бога - Греховная страсть:


  • Удовольствие от умеренного приема пищи - искажение Богом данной способности, становится страстью чревоугодия
  • Удовольствие в честном браке от физического единения плоти с женой - искажение Богом данной способности, становится страстью блуда
  • Обладание материальным миром во славу Бога как умножение любви - искажение Богом данной способности, становится страстью сребролюбия
  • Праведный гнев на зло и неправду, защита ближнего от зла – искажение Богом данной способности, становится страстью гнева (неправедный) на неудовлетворение потребности
  • Удовольствие от умеренного отдыха после труда – искажение Богом данной способности, становится страстью печали (скука, лень)
  • Радость в душе вне зависимости от внешних обстоятельств - искажение Богом данной способности, становится страстью уныния (отчаяние, мысли о самоубийстве)
  • Радость от созданного творения (реализованной мысли, слова, действия), имеющее в основе
  • Благое начало - искажение Богом данной способности, становится страстью тщеславия
  • Любовь к Богу и ближнему, смирение - искажение Богом данной способности, становится страстью гордости
Опасность греховных страстей состоит в том, что они порабощают душу и отдаляют от нее Бога. Где присутствует страсть, там из сердца человека уходит любовь. Сначала страсти служат удовлетворению извращенных, богопротивных, греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).
Type Characteristic role Ego fixation Holy idea Basic fear Basic desire Temptation Vice/Passion Virtue Stress Security
1 Reformer Resentment Perfection Corruptness, evil Goodness, integrity, balance hypocrisy , hypercriticism Anger Serenity 4 7
2 Helper Flattery Freedom Unworthiness of love Unconditional Love Manipulativeness Pride Humility 8 4
3 Achiever Vanity Hope Worthlessness Value to others Pleasing everybody Deceit Truthfulness 9 6
4 Individualist Melancholy Origin Commonness Uniqueness, authenticity Self-castigation, withdrawal Envy Equanimity 2 1
5 Investigator Stinginess Omniscience Uselessness, helplessness Competency Overthinking Avarice Non-Attachment 7 8
6 Loyalist Cowardice Faith Isolation and vulnerability Safety Suspiciousness Fear Courage 3 9
7 Enthusiast Planning Work Boredom Experience of life Moving too fast Gluttony Sobriety 1 5
8 Challenger Vengeance Truth Loss of control Self-protection, autonomy Self-sufficiency Lust Innocence 5 2
9 Peacemaker Indolence, self-forgetting Love Loss, annihilation Stability, peace of mind Giving in Sloth Action 6 3

http://en.wikipedia.org/wiki/Enneagram_of_Personality

Богословские добродетели


  • Надежда
  • Любовь
Моральные, кардинальные добродетели

  • Мудрость
  • Справедливость
  • Мужество
  • Умеренность
Главные грехи и противоположные им добродетели

  • Гордыня -- Смирение
  • Скупость -- Щедрость
  • Нечистота -- Целомудрие
  • Зависть -- Благожелательность
  • Неумеренность -- Умеренность
  • Гнев -- Кротость
  • Лень -- Старательность
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=78207

Теологи́ческие доброде́тели (англ. Theological virtues, фр. Vertus théologales, исп. Virtudes teologales) - категории, постулирующие идеальные качества человека.
Состав трёх христианских добродетелей - вера, надежда, любовь - сформулирован в Первом послании к Коринфянам (~50 г.г. н.э.)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Теологические_добродетели

Кардинальные добродетели (от лат. cardo «стержень») - группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии, основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах. Классическая формула включает в себя благоразумие, справедливость, умеренность и мужество.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кардинальные_добродетели

In the Catholic catechism, the seven catholic virtues refer to the combination of two lists of virtues, the 4 cardinal virtues of prudence, justice, restraint or temperance, and courage or fortitude, (from ancient greek philosophy) and the 3 theological virtues of faith, hope, and love or charity (from the letters of Paul of Tarsus); these were adopted by the Church Fathers as the seven virtues.
The seven heavenly virtues were derived from the Psychomachia ("Contest of the Soul"), an epic poem written by Aurelius Clemens Prudentius (c. AD 410) entailing the battle of good virtues and evil vices. The intense popularity of this work in the Middle Ages helped to spread the concept of holy virtue throughout Europe. Practicing these virtues is considered to protect one against temptation from the seven deadly sins, with each one having its counterpart. Due to this they are sometimes referred to as the contrary virtues. Each of the seven heavenly virtues matches a corresponding deadly sin
Там еще хорошая табличка, но чтобы выкусить ее надо много возиться
http://en.wikipedia.org/wiki/Seven_virtues

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.


  • Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих
  • Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
В иудаизме

Пергамент с текстом Декалога из сефардской синагоги Эснога. Амстердам. 1768 г. (612x502 мм)

Сопоставление текстов Исх.20:1-17 и Втор.5:4-21 (по ссылкам) на языке оригинала, с приближенным по смыслу переводом на английский язык (KJV), позволяет точнее уяснить содержание заповедей.


  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно «ложно» - то есть, во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно]. В оригинале это означает «не носи (евр. תשא, tisa) имя Господне лживо (впустую, тщеславно, противозаконно)». Исходный глагол נשא nasa" означает «поднимать, нести, брать, возносить». Ещё раз подобным образом выражение «носить имя» используется только в Исх.28:9-30, где, в отражение заповеди, Бог наказывает первосвященнику Аарону вносить на своих плечах в святилище имена колен сынов израилевых, вырезанные на двух камнях оникса. Таким образом тот, кто исповедует веру в Бога Израилева, согласно заповеди, становится носителем Его имени, неся ответственность за то, как представляет Бога окружающим. Тексты Ветхого Завета описывают случаи, когда имя Бога оскверняется лицемерием людей и ложным представлением Бога или Его характера. Джозеф Телушкин, современный ортодоксальный раввин, также пишет, что эта заповедь означает намного больше чем запрещение случайного упоминания имени Бога. Он указывает, что более буквальный перевод «lo tissa» будет «Вы не должны нести», а не «Вы не должны брать», и что осмысление этого помогает каждому понять, почему заповедь приравнивается к другим, таким как «Не убивай» и «Не прелюбодействуй».
  • Не убей. В оригинале: «לֹא תִרְצָח». Использованный глагол «רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах)
  • Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обычно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство.
  • Не кради. Запрет на хищение имущества также изложен в Лев.19:11. Устная традиция толкует содержание заповеди «Не укради» в Десяти заповедях как запрет на похищение человека с целью порабощения. Поскольку предшествующие заповеди «не убивай» и «не прелюбодействуй» говорят о грехах, наказываемых смертной казнью, то один из принципов толкования Торы предписывает понимать и продолжение как сурово наказуемое преступление.
  • «Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества. Согласно еврейской традиции, хищением является также «кража образа», то есть создание ложного представления о предмете, событии, человеке (обман, лесть и т. п.)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Десять_заповедей

Свои списки главных добродетелей имела и восточная философия.
В конфуцианстве в качестве таковых выделялись


  • жэнь (человеколюбие),
  • и (справедливость, чувство долга),
  • ли (благопристойность),
  • чжи (знание, разумность)
  • и синь (правдивость).
Мэн-цзы выдвигал сходную концепцию «пяти связей»:

  • господина и слуги,
  • родителей и детей,
  • мужа и жены,
  • старшего и младшего,
  • между друзьями.
В индийской философии существовало понятие пяти принципов ямы и пяти принципов ниямы.

Яма (санскр. यम) - (в йоге) это этические ограничения или универсальные моральные заповеди. Яма - первая ступень аштанга-йоги (восьмиступенчатой йоги), описанной в Йога-сутре Патанджали.

«Яма» включает пять основных принципов (по Йога-сутре Патанджали):


  • ахимса - ненасилие;
  • сатья - правдивость;
  • астея - неприсвоение чужого (неворовство);
  • брахмачарья - воздержание; контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак; внутренняя собранность, нераспущенность;
  • апариграха - нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Яма_(йога)

Нияма (санскр. नियम) - духовные принципы в дхармических религиях; «принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы». Вторая ступень аштанга-йоги.

Ступень «Нияма» составляют пять основных принципов:


  • Шауча - чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума).
  • Сантоша - скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.
  • Тапас - самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.
  • Свадхьяя - познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.
  • Ишвара-пранидхана - принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.

Проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали следующее:

Треть россиян, большая часть которых назвала себя православными, не смогли вспомнить ни одного смертного греха.
Те же, кто о таких грехах помнят, чаще всего называют убийство, воровство и прелюбодеяние.Убийство назвали смертным грехом 43%, воровство - 28%, прелюбодеяние - 14% респондентов. 10% опрошенных относят к смертным грехам вранье и лжесвидетельство, 8% - зависть, 5% - гордыню и тщеславие, 4% - чревоугодие и обжорство.Видимо, памятуя о том, что "Руси есть веселие пити", лишь 3% респондентов отнесли к смертным грехам употребление алкоголя, столько же россиян нетерпимы к блуду, гневу, причинению вреда другому и к предательству.2% считают смертным грехом уныние, лень, алчность и жадность, богохульство, самоубийство и аборт. 1% - злобу, ненависть, непочитание родителей и сквернословие.

P.S. Тоже задался подобным вопросом, не так уж и много вспомнил и сам. Была некоторая путаница в понятиях...

А.В. Вот, дорогие мои, вязалась я давеча в религиозную дискуссию. Начала людям все объяснять о церкви, о суевериях, почему нужен пост и т.д. И тут мне, грешной задали, как семинаристу, 2 вопроса. Первый: а перечислите-ка 10 заповедей. Скажу честно, меня застали врасплох, я назвала заповедей пять, совершенно забыла первые три... Вобщем, я потерпела полное фиаско. Прийдя домой, я дала себе установку выучить все 10 заповедей, чтобы потом люди не воспринимали всерьез все, что я им говорю о религии. Сложнее оказалось с семью смертными грехами. Нигде я не нашла упоминания о них, могла только и сказать: Убийство, самоубийство,воровство, блуд, мужеложество. Может, подскажите?
Я вообще заметила, что многие православные несильно подкованы в обл. своего вероучения, именно теоретически, я имею ввиду,что многие неправославные обязательно ставят нам в вину....

А.К. В библии этого нет. Обычно подразумевается список из семи смертных грехов по Фоме Аквинскому..

В.С. Если 10 заповедей мы читаем в Св.Писании, то 7 смертных грехов - все же некая условность. Любой грех может стать смертным, если он не исповедан, не исцелен, если породил страсть, завладевшую человеком...

А вот, что у нас в Википедии есть на эту тему:

В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния . Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, это нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию). Грех — порочность человеческого существа. Грех — есть видимое проявление греховной падшей природы человеческого существа, которую он приобрёл при грехопадении.

Средоточием или местом обитания греха в человеке является его плоть (падшее тело). Из плоти грех проникает в душу и проявляется в виде мыслей, слов, эмоций, страстей, поступков и т.д.

Человек беспомощен перед грехом и не может самостоятельно справиться с ним, только Бог может избавить его от этого порока, поэтому человеку необходимо спасение.

Виды греха

Различают три типа греха

  • Личный грех — поступок против совести и заповеди Божией.
  • Первородный грех — поврежденность человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей.
  • Родовой грех — особая в данном роде (племени, народе и т. д.) наследственная подверженность какой-либо страсти, обусловленная тяжелыми преступлениями своего предка (предков). Это понятие достаточно новое и признается не всеми.

Прп Макарий Великий говорит о всех трех видах греха: «Как скоро удалишься от мира и начнешь искать Бога и рассуждать о Нем, должен уже будешь бороться со своею природою (первородный грех), с прежними нравами (личный грех) и с тем навыком, который тебе прирожден (родовой грех)» (Беседа 32;9).

Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.

Согласно христианскому вероучению, существует ряд деяний, которые являются греховными и недостойными истинного христианина. Классификация деян ий по этому признаку основывается на библейских текстах , в особенности на десяти заповедях Закона Божьего и евангельских заповедях . Ниже приводится приблизительный список деяний, которые считаются грехами вне зависимости от конфессии.

Согласно христианскому пониманию Библии, человек, совершающий произвольный грех (т.е. осознавая, что это грех и противление Богу), может стать одержимым .

Грехи против Господа Бога

  • гордыня;
  • неисполнение святой воли Божией;
  • нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;
  • неверие и маловерие;
  • отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;
  • чрезмерное упование на милость Божию ;
  • лицемерное почитание Бога, без любви и страха Божьего;
  • отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния — в том числе и за ниспосланные им скорби и болезни ;
  • обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;
  • занятие «чёрной» и «белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;
  • суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов, чтение гороскопов даже из любопытства ;
  • хуление и роптание на Господа в душе и на словах;
  • неисполнение обетов, данных Богу;
  • призывание имени Божьего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;
  • кощунственное отношение к Священному Писанию;
  • стыд и боязнь исповедовать веру ;
  • нечтение Священного Писания;
  • хождение в храм без усердия, леность на молитве, рассеянное и холодное моление, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения ;
  • непочитание праздников Божьих;
  • размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством;
  • сексуальная безнравственность как прелюбодеяние, блуд, мужеложство, садомазохизм, онанизм и т.д.

Грехи против ближнего

  • неимение любви к ближним;
  • неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;
  • неумение прощать, воздаяние злом за зло;
  • отсутствие почтительности к старшим и начальствующим , к родителям, огорчение и обижание родителей;
  • неисполнение обещанного , неуплата долгов, явное или тайное присвоение чужого;
  • избиение, покушение на чужую жизнь;
  • убиение младенцев во чреве (аборты ), советы делать аборты ближним;
  • ограбление, вымогательство;
  • мздоимство ;
  • отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;
  • леность и небрежность в работе, непочитание чужого труда, безответственность ;
  • плохое воспитание детей — вне христианской веры;
  • проклинание детей;
  • отсутствие милосердия, скупость;
  • нежелание посещать больных;
  • немоление за наставников, родных, врагов;
  • жестокосердие, жестокость к животным, птицам ;
  • уничтожение деревьев без нужды ;
  • прекословие, неуступление ближним, споры ;
  • клевета, осуждение, злословие;
  • сплетни, пересказывание чужих грехов, подслушивание чужих разговоров ;
  • оскорбление, вражда с ближними, скандалы, истерика , проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему, насмешка ;
  • лицемерие ;
  • гнев;
  • подозрение ближних в неблаговидных поступках ;
  • обман;
  • лжесвидетельство;
  • соблазнительное поведение, желание прельстить;
  • ревность;
  • рассказывание неприличных анекдотов , развращение своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних);
  • дружба из корысти и измена.

Грехи против самого себя

  • тщеславие, почитание себя лучше всех, самолюбие , отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность;
  • ложь, зависть;
  • празднословие, смехословие ;
  • сквернословие ;
  • раздражение, возмущение, злопамятность, обида, огорчение ;
  • уныние, тоска, печаль ;
  • делание добрых дел напоказ;
  • леность, провождение времени в праздности, многоспание ;
  • объедение, чревоугодие;
  • любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;
  • пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям ;
  • излишнее внимание к плоти ;
  • стремление к земным почестям и славе;
  • излишняя привязанность ко всему земному, разного рода вещам и мирским благам;
  • употребление наркотиков, пьянство;
  • игра в карты, азартные игры ;
  • занятие сводничеством , проституцией;
  • исполнение непристойных песен, танцев;
  • просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
  • принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;
  • осквернение во сне, блуд (секс вне брака);
  • прелюбодеяние (измена при браке);
  • допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;
  • рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жён и юношей;
  • мужеложество;
  • скотоложество;
  • умаление своих грехов, обвинение ближних, а не осуждение себя.

Перечни Десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.


Похожие публикации